Второстепенные слав. и греч. источники сведений о К. О. содержат упоминания отдельных фактов его биографии (в т. ч. явно легендарные), подтверждая в основном свидетельства Житий. Самый древний из них - греч. перечень болг. архиепископов, т. н. список (или каталог) Ш. Дюканжа (сер. XII в.). К. О. упоминается в Житиях равноап. Наума Охридского и службах ему, в т. н. Успении равноап. Кирилла Философа, в Житии кн. Сербского св. Иоанна Владимира и в текстах, посвященных св. Седмочисленникам. Жизнь Биографию К. О. можно выстроить с периода после смерти его учителя, равноап. Мефодия; ранний этап реконструируется на основе косвенных данных. Из слов Феофилакта, что К. О. знал жизнь св. Мефодия, «как никто другой, ведь он сопровождал его с младых ногтей и собственными глазами видел все дела учителя» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 200-201), можно предположить, что К. О. был уроженцем архонтии или «княжения» (церковной области под управлением) Мефодия, скорее всего Стримонской фемы в Сев. Греции, или, что менее вероятно, сблизился с ним в Вифинии (о гипотезе «княжения» Мефодия в М. Азии см.: Тахиаос. 1971. С. 292). О слав. происхождении К. О. свидетельствует его обращение в Похвальном слове к равноап. Кириллу: «Славлю многогласный твой язык, возсиявший на мой народ», и сообщение Димитрия Хоматиана о его происхождении «от европейских мисян, которых многие люди знают также под именем болгар» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 269). Возможно, он участвовал в Хазарской миссии буд. слав. первоучителей, при монашеском постриге получил имя в честь сщмч. Климента Римского, мощи которого были обретены равноап. Кириллом, и с самого начала просветительской деятельности сопровождал своих учителей в Вел. Моравию. Исследователи предполагают, что К. О. был в числе учеников слав. просветителей, к-рые в 867 г. в Риме по благословению Римского папы Адриана II были поставлены во пресвитеры. После смерти равноап. Кирилла К. О. вместе с Мефодием вернулся в Моравию, но, по всей видимости, в отличие от него избежал заключения и до 873 г. (когда Мефодий был освобожден из герм. плена) продолжал его дело в епархии.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Житие Г. А. известно в списках преимущественно XVIII в., наиболее ранний относится к 30-м гг. (РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. А79). Житие не отождествляет св. князя с упоминаемым в тексте кн. Георгием Андреевичем - др. сыном Андрея Боголюбского. Житийное описание содержит много известий, не подтверждаемых др. источниками: о смерти при жизни Г. А. его брата Владимира, не известного источникам, о кончине Г. А. в 1175 г. в 20-летнем возрасте в бытность его отца в Суздале, о том, что кн. Андрей Боголюбский принимал участие в похоронах Г. А., и др. Днем кончины св. князя Житие называет 20 июня. Однако есть основание считать, что к XVI в. день смерти Г. А. был неизвестен (ср.: Роспись панихид владимирским князьям. С. 67). В лит-ре днем кончины Г. А. называют 24 июля - день памяти св. князей-мучеников Бориса и Глеба ( Baumgarten N. , de. Généalogies et mariages occidentaux des Rurikides russes du Хе au XIIIe siècle. R., 1927. P. 29), 5 сент.- день убиения св. кн. Глеба ( Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 187). Возможно, в эти дни служились панихиды по Г. А. до его канонизации. Блгв. кн. Глеб Андреевич. Фрагмент иконы Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . 2-я пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Блгв. кн. Глеб Андреевич. Фрагмент иконы Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . 2-я пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Большинство списков Жития содержит также повествование о 6 недатированных чудесах, совершенных по молитвам к Г. А.: об избавлении Владимира от «Литвы» в Смутное время (кон. 1608), о жене расслабленной, о младенце Иоанне недужном, о расслабленном отроке Иоанне, об ослепшей жене Иулиании, о беснующемся человеке. В июле 1410 г. на Владимир напали татары под предводительством царевича Талыча. Разграбив город, они стали расхищать сокровища собора, убили соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба Г. А., из него вышло пламя, и захватчики в страхе покинули город. В рассказе о нашествии «Литвы» описаны осада Владимира в Смутное время и явление Г. А. соборному пономарю, после чего «безбожнии же тогда нощию внезапно отъидоша ко граду Юрьеву, гоними гневом Божиим».

http://pravenc.ru/text/165101.html

Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские в молении ко Христу и ангелу хранителю. Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские в молении ко Христу и ангелу хранителю. Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ) В 1744 г. во время нового пожара св. мощи князей обгорели, останки были собраны в ковчеги и положены в особо устроенную раку, находившуюся между юж. столпами собора. 9 апр. 1919 г. мощи были изъяты по постановлению Ярославского губисполкома и помещены в хранилище Исторического музея Ярославля, в 1989 г.- были переданы РПЦ и теперь находятся в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. Житие В. В. и Константина Всеволодовича было составлено во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. мон. Пахомием по благословению Ростовского и Ярославского архиеп. Кирилла III , известно в списках XVI-XIX вв., не издано. Житие содержит большое количество ошибок. В. В. назван сыном киевского кн. Всеволода, указывается, что и сам он позднее княжил в Киеве, житие сообщает, будто бы В. В. и Константин Всеволодович погибли при взятии Ярославля Батыем, к-рый был «родом града Ярославля от веси Череможския» (по замечанию В. О. Ключевского , житие обнаруживает «равнодушие к... фактическому содержанию и к источникам, из к-рых оно черпается»). Мон. Пахомий написал также службу св. князьям с 2 канонами (первый - с азбучным акростихом ) и стихиры 6-го гласа на день их памяти. Большинство списков службы сделано в старообрядческой среде. Иконография Св. блгв. кн. Василий Всеволодович. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира. С.-Петербург) Св. блгв. кн. Василий Всеволодович. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира. С.-Петербург) В. В. обычно изображается в памятниках ярославского искусства вместе с братом. В стенописи св. князья чаще всего представлены на столпах, среди св.

http://pravenc.ru/text/150795.html

Послание к митр. Макарию первоначально приписывалось Ермолаю (Еразму), догадку об авторстве И. К. первым высказал В. Ф. Ржига. Источниками Послания (составленного по повелению митрополита) являются написанное Епифанием Премудрым Житие свт. Стефана Пермского и «Сказание о русской грамоте», созданное на основе пространного Жития равноап. Константина (Кирилла) (оно сопровождает в ряде списков выписку из Жития свт. Стефана Пермского). В Послании к митр. Макарию кратко изложена история создания евр. и греч. алфавитов, говорится о деятельности равноап. Кирилла (Константина) , показана роль равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича в утверждении христианства на Руси. Более подробно вопрос о создании алфавитов И. К. рассматривает в «Сказании...». Основным источником этого произведения является Житие свт. Стефана Пермского (разд. «О азбуце пермьстей»), откуда И. К. заимствовал ряд цитат. Вслед за Епифанием Премудрым И. К. подчеркивает отличие слав. и пермской азбук от греческой: слав. алфавит был создан не коллективом мудрецов, но св. Кириллом со «способником» братом Мефодием , пермскую грамоту придумал «един мних Стефан, приснопомнимый епископ». Эти идеи, заимствованные И. К. из Жития свт. Стефана Пермского, восходят к труду болг. писателя Х в. Храбра Черноризца . И. К. написал произведения, основанные на Житии свт. Стефана, по всей видимости, после канонизации святителя-миссионера, состоявшейся на Соборе в 1549 г., возможно, в связи с Собором 1555 г., к-рый учредил на новоприсоединенных к Московскому гос-ву землях Казанскую епархию (см. Казанская и Татарстанская епархия ), в к-рой должна была развернуться миссионерская работа. «Летописец...», наиболее обширное произведение И. К., был создан как учебное руководство для 4- или 5-летнего царевича Иоанна Иоанновича. Лопарёв, опубликовавший произведение, выделил в «Летописце...» помимо вступления и заключения 3 основные части: историческую часть (§ 6-11), сведения о греч. азбуке (§ 12, 21) и наставление при начале учения (§ 13-18).

http://pravenc.ru/text/673683.html

Равноап. кн. Владимир. Фрагмент иконы «Преподобный Афанасий, равноапостольный князь Владимир, пророк Илия». Новгород. XVI в. (?) Равноап. кн. Владимир. Фрагмент иконы «Преподобный Афанасий, равноапостольный князь Владимир, пророк Илия». Новгород. XVI в. (?) История до Крещения Год рождения В. С. неизвестен. На уникальное сообщение «Летописца Переяславля Суздальского» (XIII в., сохр. в единственном списке 3-й четв. XV в.) о 73 годах как возрасте князя ко времени его кончины (ПСРЛ. Т. 41. С. 44) полагаться трудно по неясности происхождения этой информации и, главное, по сбивчивости хронологии «Летописца» (так, смерть В. С. датирована в нем 6543, т. е. 1035 (!) г.). Подсчеты на основании возраста Святослава (род. за 3-5 лет до гибели своего отца киевского кн. Игоря , происшедшей не ранее зимы 944/5) и более или менее надежных фактов биографии самого В. С. (рождение старшего сына кн. Вышеслава не позднее 978 и др.) приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 г., причем наиболее вероятной выглядит дата ок. 960 г. Такому заключению вряд ли противоречит известие Титмара, что В. С. умер «глубоким стариком» («decrepitae aetatis») и «ветхим деньми» («plenus dierum») (Thietm. VII, 73-74. P. 488; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 136, 141), поскольку впечатление от возраста ок. 55 лет, и без того весьма почтенного по понятиям средневековья, могло усугубляться необычайной длительностью киевского княжения В. С. (без малого 40 лет). Матерью В. С., согласно ПВЛ, была «ключница» св. кнг. Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т. е. уроженца г. Любеча близ впадения Десны в Днепр). Тот факт, что В. С. был сыном несвободной наложницы («робичичем»), а также близость имен давали повод нек-рым исследователям (Д. И. Прозоровский, Шахматов и др.) для едва ли основательного предположения о Малуше как рабыне-пленнице, дочери Мала, князя восточнослав. племени древлян, соседнего с киевскими полянами, к-рый возглавил древлянское восстание против власти Киева ок. 945 г.

http://pravenc.ru/text/159104.html

28 февр. 1994 г. переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру. При нем в епархии велась активная реставрация храмов и строительство церквей. В 1995 г. в Трубчевске открылись 2-годичные епархиальные пастырские курсы. При храмах епархии были созданы воскресные школы, с 1996 г. действует воскресная школа в брянской детской воспитательно-трудовой колонии. 12-13 марта 2002 г. Свящ. Синод РПЦ удовлетворил прошение М. об увольнении на покой в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды. Выйдя на покой, поселился в г. Климовске (с 2015 в черте г. Подольска). М. был награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1982), св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1986), св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1990), медалью св. прав. Симеона Верхотурского 1-й степени (2012), медалью ордена св. равноап. кн. Владимира (2015) и золотой медалью «За укрепление мира» (1991). Отпевание М., совершенное 10 июня в Троицком соборе г. Подольска Московской обл., возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) . М. был погребен у алтаря Воскресенского храма с. Молоди. Соч.: Празднование 25-летия интронизации Свят. Патр. Алексия в Венской епархии//ЖМП. 1970. 5. С. 28-29; Визит Предстоятеля Малабарской Церкви Индии//Там же. 1977. 2. С. 62-67; Ист. визит Свят. Патр. Пимена в Индию//Там же. 6. С. 51-59; Посещение Сов. Союза архиеп. Кентерберийским док. Ф. Д. Когганом//Там же. 1978. 2. С. 66-71; Прп. Герасим, первый Вологодский чудотворец//Там же. 3. С. 66-68. Лит.: Наречение и хиротония архим. Мелхиседека (Лебедева) во еп. Вологодского и Великоустюжского//ЖМП. 1965. 8. С. 7-12; Малюкович В., прот. Встреча венского архипастыря//Там же. 1968. 4. С. 16; Ганаба В., протодиак. Почетная грамота//Там же. 1976. 11. С. 40; Делегация РПЦ в Японии//Там же. 1978. 9. С. 5; Архиеп. Берлинский и Среднеевропейский Мелхиседек, патриарший экзарх Средней Европы//Там же. 1979. 4. С. 11; Поездка архиеп. Берлинского Мелхиседека в Вену//Там же. 1984. 9. С. 65-66; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 450.

http://pravenc.ru/text/2562930.html

Изданы CD-дucku с записью акафиста прп. Александру Свирскому (2013), с песнопениями Божественной литургии, песнями и колядками; в 2017 г. вышел DVD-дuck «Монастыри Молдовы». В Унгенской епархии с 2011 г. выходит епархиальная газ. «Православное слово». В 2017 г. учрежден епархиальный журнал для монашествующих и мирян «Путеводитель монашества». Вышел в свет ж. «Наши святые монастыри» - путеводитель для туристов и паломников. 16 мая 2021 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа. П. награждался орденами: св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1996), св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1999); прп. Нестора Летописца 2-й (2002) и 1-й степени (УПЦ), прп. Паисия Величковского 2-й степени (2003, ПЦМ), св. блгв. воеводы Стефана Великого 2-й степени (2005, ПЦМ), юбилейным орденом «1020 лет Крещения Киевской Руси» (2008, УПЦ), юбилейным орденом «450 лет принесения на Волынь Почаевской иконы Божией Матери» (2009, УПЦ), орденом «За Церковные заслуги» 2-й (2012, ПЦМ) и 1-й (2015) степени, «Орденом Признательности» (2012, ПЦМ), орденом свт. Петра Могилы (УПЦ), Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (2015), орденами блж. Агафии Кушеловской (2016, ПЦМ), св. равноап. кн. Владимира 1-й степени (2017, УПЦ), свт. Иннокентия Московского 3-й степени (2020), свт. Гавриила (Бэнулеску- Бодони) (2021; ПЦМ). Имеет также гос. награды Республики Молдова: орден «Трудовая Слава» (2000), крест «Pentru Merit» («За заслуги») (2005), «Орден Почета» (2012), орден Богдана Основателя (2017). Биография П. включена в «Золотую книгу Бессарабии и Республики Молдова». Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2005. 11. С. 7; 2006. 10. С. 15; 2007. 9. С. 23. Лит.: Наречение и хиротония архим. Петра (Мустяцэ) во еп. Ниспоренского, вик. Кишиневской епархии//ЖМП. 2005. 12. С. 13-19; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2011 гг. М., 2012. С. 347-348; Ro ca D. Cartea de aur a Basarabiei i Republicii Moldova. Chišinu, 2016. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2580318.html

План собора во имя равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом. Проект 1859 г. Архит. Д. И. Гримм. Литография План собора во имя равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом. Проект 1859 г. Архит. Д. И. Гримм. Литография Выполненный в той же стилистике (совместно с Р. А. Гедике) проект самого большого на Кавказе собора Кавказской Армии во имя блгв. кн. Александра Невского в Тифлисе (проект 1865-1866, получил 2-ю премию на конкурсе проектов, осуществлен в измененном варианте в 1871-1897, не сохр.) благодаря удачно найденному сочетанию тетраконха с крестово-купольной системой вызвал впосл. множество подражаний. В отличие от собора Св. Софии в К-поле, послужившего прототипом при составлении проекта, зданию была придана вертикальная динамика, к центральному объему, увенчанному световым барабаном, примыкали 4 полукупола, создавая композицию пространственного креста; на уровне нижнего этажа храм окружала крытая галерея. На фасадах с помощью облицовочного кирпича была имитирована визант. полосатая кладка со скрытым рядом. При почти 40-метровой высоте храма купол имел диаметр 13 м. Элементы визант. архитектуры, использованные при строительстве херсонесского храма, были применены Г. при проектировании часовни, сооруженной в 1866-1868 гг. на месте кончины наследника цесаревича Николая Александровича в Ницце (по заказу имп. семьи), а также др. храмовых проектов (неосуществленные эскизы церквей в Париже, 1859, и на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, 1861; ц. свт. Николая Чудотворца в Брест-Литовской крепости, 1851-1867; церковь в Рыбинске, 1868 (проект не реализован); часовни над захоронением К. В. Чевкина на кладбище в Ницце, 1875-1876; в Ливадии, 1887). В Ницце Г. построил также виллу Вальрозе для богатого петербургского предпринимателя П. Г. фон Дервиза, стилизованную в формах романской архитектуры (60-е гг.). Для того же заказчика в кон. 60-х гг. Г. спроектировал комплекс построек в имении Старожилово Рязанской губ. и в Казанской губ. Рус. стиль занимал почти столь же важное место в творчестве Г., сколь и византийский.

http://pravenc.ru/text/168139.html

Постриг прп. Моисея. Фрагмент ксилографии «Прп. Моисей Угрин». Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) В Слове из Патерика сообщается о том, что М. У. был братом мч. Георгия Угрина , отрока кн. мч. Бориса Владимировича, убитого вместе со своим господином на р. Льте (Альте) посланцами Киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича (1015-1016, 1018-1019) (см. в ст. Борис и Глеб ). Согласно Житию прп. Ефрема Новоторжского, у М. У. и мч. Георгия был еще один брат - прп. Ефрем. Однако достоверность этого позднего свидетельства нельзя считать бесспорной. Время и место рождения М. У. неизвестны, а происхождение является предметом дискуссии. Основываясь на его прозвище, можно думать, что М. У. был венгром или славянином, жившим на венг. землях. По мнению Э. Иглои, он мог являться потомком одного из венг. дружинников, воевавших против Византии в 970-971 гг. на стороне Киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960-972). В то же время автор не исключал того, что святой мог прибыть на Русь вместе с принцами Эндре и Левенте, изгнанными из Венгрии кор. Иштваном ( Стефаном I ) (1000-1038) и получившими кров при дворе Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054). Правда, большинство исследователей относят эти события к сер. 30-х гг. XI в. И. Феринц считал, что М. У. был выходцем либо из Трансильвании, находящейся под управлением кн. Дьюлы, либо из Баната - владений кн. Айтоня, где на рубеже X и XI вв. получило распространение христианство вост. обряда. Однако вслед. подчинения и последующей латинизации этих территорий Иштваном I М. У. с братьями покинул родные места и отправился на Русь (ок. 1003-1008). В. В. Лепахин, в целом принимая гипотезу Феринца, допускает, что старший из братьев Угринов - Ефрем - мог быть приглашен на Русь Киевским равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем (978-1015) или его сыном св. Борисом «в качестве специалиста по коневодству» ( Лепахин. 2003. С. 373). По мнению М. К. Юрасова, братья происходили из Подкарпатской Руси и были русинами. На службе у Рюриковичей они оказались не потому, что испытывали религ. притеснения во владениях Арпадов, а вслед. стремления «сделать карьеру в дружине одного из русских князей» ( Юрасов. 2013. С. 98-99).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Труды М. отличались тщательно разработанной методикой и богатым научным инструментарием. Итогом многолетних научных изысканий нем. ученого стали снискавшие ему международную известность работы о творчестве Киевского митр. Илариона «Похвала Владимиру Святому и Исповедание веры митрополита Илариона» (1962) и «Сочинения митрополита Илариона» (1971), книги «К проблеме иерархического статуса и юридической зависимости Русской Церкви до 1039 г.» (1959), «Достоевский: его жизнь - его творчество - его завещание» (1982), «Герои и святые раннего русского средневековья» (1984), «Крещение Руси» (1987), «Слово о полку Игореве» (1989) и др. Выполненный ученым перевод «Слова...» на немецкий язык отвечает требованиям как филологической точности, так и поэтической выразительности. В работе об иконе прп. Андрея Рублёва «Троица» (1990) он выступает как искусствовед-богослов, раскрывающий догматическое содержание шедевра рус. религ. искусства. В качестве одного из важнейших источников (наряду с византийскими и западноевропейскими) сведений по истории Др. Руси М. привлек «Повесть временных лет». Под его редакцией в сер. «Forum Slavicum» (Bd. 48-50) в Германии переиздан древнерус. текст этого памятника. Ученый осуществил комментированное издание им же выполненного перевода «Повести временных лет» на нем. язык; оно включает историко-филологический анализ, научно-критический аппарат и полный словоуказатель к памятнику (Handbuch zur Nestorchronik. 1977-2001). От изучения событий, вводивших Др. Русь в круг христ. цивилизации, М. переходит к анализу и осмыслению духовной основы ее культуры и лит-ры. В работах о первоначальном периоде христианства на Руси он рассматривает проблемы, связанные с церковными, юридическими и политическими контактами Др. Руси с Византийской империей. Специальные исследования он посвятил деятельности первых подвижников христианства на Руси - св. равноап. кнг. Ольги , 1-й христианки в княжеском роде, ее сына крестителя Руси св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича и первых канонизированных рус. святых князей Бориса и Глеба . В этих работах обсуждаются дискуссионные вопросы о времени, причинах и об обстоятельствах крещения Ольги и Владимира, о дате канонизации святых Бориса и Глеба, что важно для осмысления характера церковной политики киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого и датировки нек-рых ранних произведений древнерус. лит-ры. Одно из них - «Слово о Законе и Благодати» митр. Илариона, ставшее предметом фундаментального исследования М., результаты к-рого воплотились в 2 книгах и неск. статьях ученого. Отметив близость «Повести временных лет» по содержанию, богословским и политическим взглядам к сочинениям Илариона, он предложил развернутую аргументацию для решения издавна обсуждающегося вопроса о том, существуют ли между этими текстами лит. связи.

http://pravenc.ru/text/2564544.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010