Равноап. кн. Владимир. Фрагмент иконы «Преподобный Афанасий, равноапостольный князь Владимир, пророк Илия». Новгород. XVI в. (?) Равноап. кн. Владимир. Фрагмент иконы «Преподобный Афанасий, равноапостольный князь Владимир, пророк Илия». Новгород. XVI в. (?) История до Крещения Год рождения В. С. неизвестен. На уникальное сообщение «Летописца Переяславля Суздальского» (XIII в., сохр. в единственном списке 3-й четв. XV в.) о 73 годах как возрасте князя ко времени его кончины (ПСРЛ. Т. 41. С. 44) полагаться трудно по неясности происхождения этой информации и, главное, по сбивчивости хронологии «Летописца» (так, смерть В. С. датирована в нем 6543, т. е. 1035 (!) г.). Подсчеты на основании возраста Святослава (род. за 3-5 лет до гибели своего отца киевского кн. Игоря , происшедшей не ранее зимы 944/5) и более или менее надежных фактов биографии самого В. С. (рождение старшего сына кн. Вышеслава не позднее 978 и др.) приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 г., причем наиболее вероятной выглядит дата ок. 960 г. Такому заключению вряд ли противоречит известие Титмара, что В. С. умер «глубоким стариком» («decrepitae aetatis») и «ветхим деньми» («plenus dierum») (Thietm. VII, 73-74. P. 488; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 136, 141), поскольку впечатление от возраста ок. 55 лет, и без того весьма почтенного по понятиям средневековья, могло усугубляться необычайной длительностью киевского княжения В. С. (без малого 40 лет). Матерью В. С., согласно ПВЛ, была «ключница» св. кнг. Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т. е. уроженца г. Любеча близ впадения Десны в Днепр). Тот факт, что В. С. был сыном несвободной наложницы («робичичем»), а также близость имен давали повод нек-рым исследователям (Д. И. Прозоровский, Шахматов и др.) для едва ли основательного предположения о Малуше как рабыне-пленнице, дочери Мала, князя восточнослав. племени древлян, соседнего с киевскими полянами, к-рый возглавил древлянское восстание против власти Киева ок. 945 г.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Житие Г. А. известно в списках преимущественно XVIII в., наиболее ранний относится к 30-м гг. (РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. А79). Житие не отождествляет св. князя с упоминаемым в тексте кн. Георгием Андреевичем - др. сыном Андрея Боголюбского. Житийное описание содержит много известий, не подтверждаемых др. источниками: о смерти при жизни Г. А. его брата Владимира, не известного источникам, о кончине Г. А. в 1175 г. в 20-летнем возрасте в бытность его отца в Суздале, о том, что кн. Андрей Боголюбский принимал участие в похоронах Г. А., и др. Днем кончины св. князя Житие называет 20 июня. Однако есть основание считать, что к XVI в. день смерти Г. А. был неизвестен (ср.: Роспись панихид владимирским князьям. С. 67). В лит-ре днем кончины Г. А. называют 24 июля - день памяти св. князей-мучеников Бориса и Глеба ( Baumgarten N. , de. Généalogies et mariages occidentaux des Rurikides russes du Хе au XIIIe siècle. R., 1927. P. 29), 5 сент.- день убиения св. кн. Глеба ( Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 187). Возможно, в эти дни служились панихиды по Г. А. до его канонизации. Блгв. кн. Глеб Андреевич. Фрагмент иконы Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . 2-я пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Блгв. кн. Глеб Андреевич. Фрагмент иконы Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . 2-я пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Большинство списков Жития содержит также повествование о 6 недатированных чудесах, совершенных по молитвам к Г. А.: об избавлении Владимира от «Литвы» в Смутное время (кон. 1608), о жене расслабленной, о младенце Иоанне недужном, о расслабленном отроке Иоанне, об ослепшей жене Иулиании, о беснующемся человеке. В июле 1410 г. на Владимир напали татары под предводительством царевича Талыча. Разграбив город, они стали расхищать сокровища собора, убили соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба Г. А., из него вышло пламя, и захватчики в страхе покинули город. В рассказе о нашествии «Литвы» описаны осада Владимира в Смутное время и явление Г. А. соборному пономарю, после чего «безбожнии же тогда нощию внезапно отъидоша ко граду Юрьеву, гоними гневом Божиим».

http://pravenc.ru/text/165101.html

В архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря до наших дней сохранилось несколько писем свт. Иоанна (Максимовича) за 1936 и 1964 гг., которые частично позволяют приоткрыть малоизвестную страницу его биографии, связанную с его тесными отношениями с русским святогорским монашеством. К сожалению, большая часть писем до наших дней не сохранилась. Но даже на основе этих уцелевших, хоть и скупых, сведений мы узнаем новые ценные факты о жизни и служении этого выдающегося святителя ХХ века. Надеемся, дальнейшие поиски в архивах русских афонских обителей (как Пантелеимонова монастыря, так и Ильинского и Андреевского скитов) позволят восполнить недостающие лакуны в биографии свт. Иоанна (Максимовича), связанные с его тесными контактами с монашеством Святой Горы Афон. В этой же публикации предлагаем читателям познакомиться с тремя малоизвестными письмами свт. Иоанна (Максимовича) за 1936 и 1964 гг., адресованными на имя игуменов Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархим. Мисаила (Сапегина; 1852 - 1940) и схиархим. Илиана (Сорокина; 1883 - 1971): 1. 11 августа 1936 г., Шанхай Русская Духовная Миссия в Китае Канцелярия Епископа Шанхайского 11 августа 1936 года. 55, Route Paul Henry Тел. 72557. г. Шанхай. Его Высокопреподобию Настоятелю Русского Монастыря св. Пантелеимона на Старом Афоне о. Архимандриту МИСАИЛУ. Для нашего храма необходимы две иконы — 1) св. равноап. великого князя ВЛАДИМИРА и 2) святых равноап. КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ. Прошу Ваше Высокопреподобие сообщить, подробно, какая цена этих икон, если мы дадим Вам на них заказ, а также, что будут они стоить с пересылкой. 1. Икона святого равноапостольного великого князя Владимира должна быть размером длиною восемь (8) футов, а шириной два (2) фута и 7 дюймов, как указано в чертеже, и представлять собой список приложенного изображения, с тою только разницей, что св. Владимир должен быть изображен во весь рост, а крест, который он держит в руке, должен быть написан согласно приложенному образцу и с указанной надписью: «Господи, спаси Россию» славянским шрифтом.

http://pravoslavie.ru/122212.html

Прибытие в Новгород из Киева первого новгородского епископа Иоакима. 9911037 Русскую Церковь возглавляют поочередно Леон (Леонтий, Лев) и Иоанн. Предположительно они — возглавители болгарской Охридской кафедры, обладавшей ставропигиальным протекторатом над Киевской Церковью. Освящение Десятинной церкви в Киеве. Заложение церкви Преображения в Киеве. Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. Первое летописное упоминание о еретиках (очевидно, богомилах) на Руси (Адриан-скопец). Митрополит Леон отлучает Адриана от Церкви и заключает в темницу. 1005/1006 Учреждение Туровской епархии. Перенесение мощей св. равноап. княгини Ольги в Десятинную церковь. Преставление св. равноап. князя Владимира. Убийство князем Святополком свв. князей Бориса и Глеба. При посещении Новгорода князь Ярослав основывает церковное училище, в котором сразу начинают обучаться триста детей старост и пресвитеров. Учреждение училища в Новгороде под управлением епископа Иоакима. Перевод многих церковных греческих книг на русско-славянский язык. 1032 после Учреждение Юрьевской епархии. 1036 до Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове. 2.2 От учреждения Киевской митрополии (1037 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.). Предположительно создание Ярославова Церковного устава, данного на имя Десятинного храма (сохранился лишь в списках XV beka). Заложение в Киеве церкви Св. Софии и монастырей Св. Георгия и Св. Ирины. Константинопольский патриарх Алексий Студит поставляет Феопемпта на Киевскую митрополию. Учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Освящение построенного Ярославом I в Новгороде Великом Софийского собора. Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. Заложение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. Избрание русского митрополита Илариона (автор “Слова о законе и благодати”) Собором русских епископов. Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

2. Икона святых равноап. Кирилла и Мефодия должна быть размером длиной пять (5) футов и 11 дюймов, шириной два фута и 10 с половиной дюймов, как указано в чертеже. Причем святые Кирилл и Мефодий также должны быть во весь рост. Обе иконы должны быть написаны на наилучшем полотне и наиболее прочными красками, так как шанхайский климат губительно действует на всякий материал и только наилучший может его вынести. Прошу святых молитв Ваших и братии обо мне и всех здесь живущих и призываю на Вас Божие благословение. Иоанн, Епископ Шанхайский 11 августа 1936 г., Шанхай Прилагаемое при сем изображение св. равноап. князя Владимира не освящено. Biscop. Jean Changhaisky 55, Route Paul Henry Changhai – China (via Port-Said) 2. 22 февраля/6 марта 1964 г., Сан-Франциско Russian Orthodox Greek-Catholic Church of America Te Most Reverend JOHN Archbishop of San Francisco and Western United States 2040 Anza Street SAN FRNCISCO 18, CALIFORNIA 22 февраля/6 марта 1964 года Всечестнейший и дорогой о Господе нашем Отец Игумен Илиан. Мир Божий да будет с Вами! Более четверти века мы не виделись. Но помню Вас еще последний раз в 1936 году как худенького, молодого и деликатного иеродиакона при библиотеке, помощника отца Иосифа. Шлю Вам и братии всей иноческой привет и любовь. Знаю, что не легким путем идете Вы все русские Афонские иноки. Господь да будет Вам в помощь! Это письмо Вам передаст мой хороший знакомый, православный человек Роман Борисович Гуль, старый эмигрант и Редактор самого лучшего в Русском Зарубежье Америки журнала («Новый журнал»). Пожалуйста, облегчите ему, в чем и сколь сможете, пребывание на Святой Горе, которую он хочет посетить, и рекомендуйте его кому надо. Прошу Вас и братию помянуть в молитвах недостойного и нерадивого инока, в миру сем пребывающего. С любовью Вас поминающего + Иоанна Архиепископа Сан-Францисского P. S. Храню благословение Вашего Предшественника по игуменству о. Мисаила: Св. Крест с мощами. 22 февраля/6 марта 1964 г., Сан-Франциско 3. 28 марта/10 апреля 1964 г.

http://pravoslavie.ru/122212.html

  Монография посвящена истории окончательного утверждения христианства на Руси усилиями св. равноап. князя Владимира. Его деятельность отразилась не только в русских, но и в европейских, византийских и ближневосточных источниках, написанных его младшими современниками. В книге рассмотрена биография св. Владимира и история христианского просвещения Руси, начиная с эпохи Константинопольского патриарха Фотия. К исследованию привлечены все возможные источники, в том числе скандинавские саги. Вокруг крещения и образа святого князя с самого начала складывались легенды, зафиксированные и в русской, и в европейской традициях. Большое внимание уделено истории сложения летописного рассказа о правлении святого князя. История св. Владимира всегда привлекала внимание исследователей, но произведения о крещении Руси и св. Владимире были изучены гораздо хуже циклов житий других русских святых. До сих пор не было издания, включающего все основные произведения о крестителе Руси. В книге собраны наиболее значимые с исторической и литературной точек зрения памятники, в том числе впервые после 1888 г. полностью опубликован текст древнейшей службы. Для всех интересующихся историей древней Руси и становлением Русской Церкви. Введение 1 Крещение Руси и принятие православия по Восточному обряду предопределило развитие культуры и историю страны от раннего Средневековья вплоть до настоящего времени. Литература, архитектура, изобразительное искусство, даже особенности городского быта и повседневные обычаи определялись христианским мироощущением. Особенностью Руси эпохи принятия христианства было положение контактной зоны. Археологические открытия прошлого века на территории России, в Северной Европе, в Подунавье и в Польше, публикации и изучение арабских исторических и географических сочинений позволили оценить ситуацию, в которой произошло крещение Руси, иначе, чем это делалось в XIX – первой половине XX в. Выяснилось, что у скандинавов, торговавших и селившихся на территории современной Европейской России, самые тесные контакты в VIII–X bb. складывались со странами Арабского халифата. 2 Принятие Волжской Болгарией ислама в начале X в. вплотную приблизило его распространение к границам Руси. В VIII в. государственной религией Хазарского каганата стал иудаизм, а полиэтничная иудейская община Киева достоверно существовала в Х в. 3 С IX в. Русь совершала набеги на Византию, а в 867 г. Константинопольский патриарх св. Фотий пишет о крещении русов. Продолжатель Феофана сообщает об основании у них епархии. О торговых связях Руси с империей франков в IX–X вв. свидетельствует Баварский географ и Раффельшеттенский таможенный устав. Княгиня Ольга, приняв крещение от Восточной Римской империи (Византии), в Западной просила епископа у императора Оттона I. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом, веером сходящимся к арочным проемам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной — на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трехчетвертные колонны тосканского ордера: на фасадах второго и третьего ярусов - это четырехколонные портики, в четвертом — двухколонные. Усложняют пластику объемов аналогичные колонны на углах ярусов - в духе барокко. Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвертом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн. Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север—юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта. Беляев, 1863, с. ПО, 1; ИАК, 1909, с. 177; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 113; Краткие статистические сведения... 1911, с. 111-112; Шитлина. 1970, с. 25-26, 32-33; Шлычков, 1983, с. 57-58.  Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 440-446 Успенский собор имеет два храма: Успенский холодный и Троицкий теплый, оба каменные, с такою же отдельною колокольнею, построенною в 1798 г. Первый храм построен в 1745 г., на какие средства неизвестно, второй в 1838 г. на церковные суммы, при помощи горожан и благотворителей из горожан. Ограда каменная с железною решеткою, кладбище общее городское, в полуверсте от собора. В Успенском храме три престола: в честь Успения Божией Матери, св. благов. князя Александра Невского и св. равноап. князя Владимира. В Троицком храме также три престола: во имя Пресвятой Троицы, Покрова Божией Матери и архистратига Михаила и свят. Алексия, митрополита Московского. Достопримечательности собора: местно чтимая икона Божией Матери Федоровская, времен царя и великого князя Михаила Федоровича, и Евангелие того же времени, напечатанное при патриархе Филарете. Постоянные средства собора - проценты с капитала общего назначения в 925 руб., кроме того, есть капитал в 300 руб. со специальным назначением на украшение собора.

http://sobory.ru/article/?object=05977

Православная вера, этот день, после единственного по своему значению всехристианского торжества св. Пасхи Господней, должен быть воистину «праздником праздников и торжеством из торжеств», как бы «второй Пасхой», после Пасхи общехристианской. И в самом деле в день св. Пасхи мы празднуем избавление всего человечества от вечной смерти и власти диавола, а в день св. кн. Владимира мы вспоминаем нашу национальную пасху – избавление от той же вечной смерти и власти диавола всего нашего родного русского народа. Этот день для нас и как бы «вторая Пятидесятница», ибо в этот день, как и в день св. Пятидесятницы, мы можем с особенным чувством и воодушевлением петь: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, Нераздельной Троице поклоняемся, та бо нас спасла есть!» Да и какой другой день ни возьми из прочих великих праздников, мы не можем не видеть, что спасительной благодати его мы приобщаемся не иначе, как чрез самый знаменательный для нас день 15 июля. Не будь этого дня, не были бы мы и христианами и не существовало бы для нас радости ни одного из великих христианских праздников. Поэтому для всех, кажется, должно быть ясно, что день этот должен быть для, нас, русских людей, днем великого праздника, днем светлого всенародного религиозно-национального торжества. Все это теперь у нас заграницей, по-видимому, уже в достаточной мере сознано и поэтому в течение ряда лет день св. кн. Владимира почти повсюду празднуется весьма велелепно и торжественно под разными, правда, названиями, как-то: «День Русской Культуры», «День Русской Славы» и т.п. Начинается это наше великое национальное общерусское торжество, конечно, прежде всего Божественной литургией с соответствующей проповедью и молебным пением Просветителю Руси св. равноап. вел. кн. Владимиру, по возможности, с крестным ходом и освящением воды на реке, где есть река. В послеобеденные часы устраивается академическое собрание с одной или несколькими серьезными лекциями и докладами о значении великого дела св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И о. Федор Титов, и другие церковные историки напоминают нам, что митрополит Макарий (Булгаков) был известен как выдающийся церковный администратор, крупнейший церковный ученый, видный проповедник, оставивший после себя большое количество изданных трудов по догматическому богословию, церковной истории и проповедничеству. Регалий и ипостасей владыки хватило бы на несколько персон: ректор Санкт-Петербургской духовной академии, почетный член Московской духовной академии, действительный член Общества истории и Российских духовностей при Московском университете, философ, полиглот, доктор богословия, доктор исторических наук, действительный почетный член всех русских крупнейших ученых обществ — исторических, археологических и литературных, а также четырех Императорских университетов — Петербургского, Московского, Харьковского и Казанского, удостоенный Императором орденов Св. равноап. князя Владимира и Св. благ. князя Александра Невского. Небезынтересен и такой факт: вместе с Михаилом Булгаковым принимал монашеский постриг 15 февраля 1841 г. его соученик по академии Георгий Говоров, будущий святитель Феофан Затворник. А ректором в КДА тогда был архимандрит Иннокентий (Борисов), через полторы сотни лет канонизированный в лике святых. Произведение архимандрита «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» поразило Михаила еще в семинарии, а в академии по предложению ректора он за 2 года написал «Историю Киевской духовной академии», отмеченную митрополитом Филаретом Московским (Дроздовым). Уже будучи архиепископом Херсонским, владыка Иннокентий в рецензии, представленной в Академию наук по ее поручению, о «Православно-догматическом богословии» Макария, тогда епископа Винницкого, по поводу присуждения тому полной Демидовской премии, писал: «Рассматриваемое нами сочинение составляет собой редкое и самое отрадное явление в нашей богословской литературе, подобного коему она не видала и, по всей вероятности, не скоро увидит опять». В академической записке рецензента говорилось: «Труд этот удовлетворяет всем современным требованиям науки по стройной системе и выводу всех частей и истин из одного начала, по глубокой и обширной учености автора, по господствующему историческому направлению, столь сродному богословию, как науке положительной, по отличной ясности и вразумительности в способе раскрытия истин, даже по слогу чисто русскому, на протяжении всего изложения носящему печать изящества и вкуса».

http://pravoslavie.ru/142079.html

II. Сознавши таким образом крайнюю нужду для себя и для всего народа русского уведать истинного Бога, князь Владимир стал думать крепкую думу, как ему познать истинного Бога, и где и как найти правую веру? Разные народы имеют разные веры, которая же вера лучше? Да, братия мои, вопрос этот очень важный и очень трудный; тут для князя Владимира дело шло о его душе и душах всех его подданных, о их жизни временной и вечной; как найти и принять истинную веру значило им спасти души, так принять какое-нибудь учение лжеверное значило погубить свои души на веки. Тогда прослышали разные народы, что русский князь хочет переменить веру, и стали посылать к нему своих людей, чтобы похвалить ему свою веру и постараться склонить его к ней. Так приходили к нему евреи, магометане, что чтут лживого пророка, латины, которые хотя и христиане, но ложно толкуют учение Евангелия, и греки. Но не полюбилась Владимиру вера ни жидовская, ни магометова, ни латинская. Только когда ученые греки изложили ему свое вероучение и особенно когда показали ему картину страшного суда Христова, то Владимир принял это к сердцу и подумал: не это ли и есть истинная вера? Тогда он созвал на совет старейших бояр и стал рассуждать с ними о том, что занимало его душу. Бояре сознавали, что тогдашняя их вера была, действительно не хороша и не полезна и что следует ее переменить, но, говорили они, всякий народ свою веру хвалит и слушать всех нечего, а лучше послать нам от себя нарочитых людей в чужия страны, чтобы видеть каждую веру на месте, где она живет, чтобы судить, как там люди молятся Богу и как живут по своей вере. И вот отправил великий князь избранных людей по разным народам, чтобы испытать веру их. Вот, бр., и здесь есть урок: напр., хотя вы и исповедуете христианскую православную веру, но и к вам могут приходить, и приходят уже, разные учители с разными учениями и, в роде штундистов, станут говорить один то, другой другое о вере и спасении души. Не слушайте всех и каждаго, а испытывайте, как говорит св. Писание «аще от Бога суть», т. е. действительно ли Божеское учение они вам передают, и действительно ли по Божескому слову они толкуют его, и если б случилось, что они стали бы вам говорить что-нибудь несогласное с словом Божиим, с учением нашей православной церкви, и вообще выдавать себя за учителей лучше других, лучше ваших законных пастырей и учителей, то не слушайте их и объявляйте им решительно, что вы не будете следовать их учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010