Сказание отмечает большое влияние св. Анны на кн. Ярослава. Она часто сопровождала его в поездках по государственным делам и даже на войну. Ее непосредственному вмешательству приписывается окончание продолжительной войны кн. Ярослава с кн. Брячиславом Полоцким. Став русской великой княгиней с именем Ирины, она всей душой отдалась интересам своей новой родины и стала верной помощницей и советницей своего мужа. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и великим князем, она согласилась, но предупредила, что будет защищать своего мужа. Вел. блгв. кн. Ирина имела большое влияние на добрые отношения, установившиеся тогда между Скандинавскими странами и Россией. Она приютила у себя в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского, которого вернула на родину только тогда, когда убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и будут уважать его права. Когда против вел. кн. Ярослава восстал его брат, кн. Мстислав Тмутараканский, кн. Ирина предложила Мстиславу решить спор единоборством с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами бороться не привык – и уступил брату. В преданиях Скандинавского Севера сохранилось память о ней как о женщине самоотверженной, обладавшей добрым сердцем, умной, смелой и предприимчивой. Св. Анна сыграла заметную роль в установлении мира между Швецией и Норвегией. Благодаря ее личному влиянию были установлены прочные добрососедские отношения Руси со Швецией и Норвегией. Св. кн. Анна была матерью семи сыновей и трех дочерей. Из ее сыновей наиболее известны четверо: старший – св. блгв. кн. Владимир Новгородский, причисленный к лику святых Русской Церкви и следующие за ним братья его: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский (княжившие поочередно в Киеве), память которых чтилась местно в Киеве, и Всеволод Переяславский – отец Владимира Мономаха , родоначальник вел. кн. Московских Дочери ее были королевы: Анна Французская, Мария Венгерская и Елизавета Норвежская. О высокой христианской нравственности великокняжеской семьи свидетельствует знаменитое «Слово о законе и благодати» свт. Илариона, митрополита Киевского, который, обращаясь к покойному уже, св. равноап. вел. кн. Владимиру, говорил: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На главной церкви находятся пять величественных куполов с железными вызолоченными четырехконечными крестами, а на среднем куполе крест решетчатый. Храм освещается огромными окнами на стенах 20 и 26 в куполах. Входные двойные двери установлены с трех сторон: северной, южной и западной. Паперть устроена на западной стороне под сводами колокольни и примыкает к стенам храма с двумя арками на юг и север. Необыкновенной монументальностью отличалась колокольня, построенная в готическом стиле. Четырехъярусная она отличалась чрезвычайной высотой в Твери. Первые два яруса отделялись друг от друга массивными колоннами, причем под карнизом первого со всех 4-х сторон были устроены по четыре колонны с капителями, а под карнизом второго яруса по две колонны. Высота колокольни до шпиля составляла 18 саженей (39,24 м), шпиль - 6 саж. (13 м), яблоко на нем - 1 аршин (0,73 м) и восьмиконечный крест - 3 арш. (2,18 м). Снаружи на стенах храма были священные изображения: Воскресение Христова - на северной стороне, Владимирская икона Божией Матери - на южной; в северном фронтоне - изображение Божией Матери с предстоящими святыми равноапостольными Константином и его матерью Еленой, мученицей Параскевой, великомучеником Георгием и св. бл. вел. кн. Александром Невским, в фронтоне изображены события Вознесения Господня. Престолов в храме было пять: первый - в середине главного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери был освящен с благословения Преосвященного Мефодия 7 октября 1806 г. кафедрального собора протоиереем Иоанном Алексеевым; придельный южный - во имя св. бл. вел. кн. Александра Невского, построенный иждивением крестьян д. Бобачева в память отмены крепостного права, был освящен 25 марта 1861 г. Преосвященным Филофеем, и придельный северный - во имя святителя и чудотворца Дмитрия Ростовского был освящен 21 сентября 1868 г. также Преосвященным Филофеем. В трапезной - на южной стороне - придел во имя св. вел. муч. Георгия Победоносца, освящен 26 июня 1793 г. протоиереем Тимофеем Алексеевым, на северной стороне придел во имя св.

http://sobory.ru/article/?object=34502

Клин, 2001. С. 68). Примерами оставления В. с. во имя монашеских идеалов могут служить жития свт. Мартина Милостивого , еп. Турского († ок. 400, пам. 12 окт.), избравшего после неск. лет В. с. более отвечающую его духовным стремлениям монашескую жизнь, преподобных Варнавы и Илариона (V в., пам. кипр. 21 окт.), отказавшихся от почестей В. с. и удалившихся в уединенное место для аскетической жизни. Немало князей - полководцев и воинов - есть среди рус. святых. «А у нас сколько князей прославлены мощами?.. кои однакож воевали,- отмечал свт. Феофан Затворник .- В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов» (Собр. писем. М., 2000. Т. 2. Вып. 5. С. 208). Среди св. рус. воинов - равноап. вел. кн. Владимир (Василий) Святославич († 1015, пам. 15 июля), мч. Меркурий Смоленский († 1238, пам. 24 нояб.), благоверные вел. князья Александр Ярославич Невский († 1263, пам. 30 авг., 23 нояб.) и Димитрий Иоаннович Донской († 1389, пам. 19 мая), св. прав. адмирал Феодор Ушаков († 1817, пам. 2 окт., 23 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых) и др. Прославленный как страстотерпец последний Российский имп. Николай II Александрович († 1918, пам. 4 июля), имевший военное образование и звание гвардейского полковника, по своему положению был верховным главнокомандующим российских вооруженных сил, с 1915 г. до отречения возглавлявшим воюющие российские войска. Армия как школа долга, верности, мужества и стойкости всегда вызывала уважение в рус. народе. На протяжении всей истории Российского гос-ва правосл. Церковь являлась духовной наставницей рус. воинов. Так, перед сражением на Куликовом поле в 1380 г. прп. Сергий Радонежский († ок. 1392, пам. 5 июля, 25 сент.) благословил вел. кн. св. Димитрия Иоанновича на брань с Мамаем за правосл. веру и Русскую землю. После победы в этой битве, унесшей жизни множества рус. воинов, Русской Церковью был установлен особый день поминовения павших - Димитриевская родительская суббота ,- отмечаемый с тех пор ежегодно. В Смутное время сщмч. Ермоген († 1612, пам.

http://pravenc.ru/text/155071.html

М. периодически совершал богослужения в приписанных к Берлину правосл. церквах др. городов: Потсдама (в русской колонии Александровка, построенной для рус. военных колонистов в 1822-1823, с храмом во имя св. кн. Александра Невского (1826-1829); архит. В. П. Стасов), Людвигслуста, Шверина, Ремплина, Данцига, Гёрберсдорфа; в канцелярии Императорской миссии при сенатах вольных городов Гамбурга и Любека, в Федорвальде-Петерхайне у единоверцев в Вост. Пруссии, а позже и во вновь построенной церкви в Тегеле. Зная о тяжелом положении ряда российских подданных, оказавшихся в Берлине и др. германских городах, М. решил организовать благотворительное братство для духовного окормления соотечественников на чужбине и оказания им материальной помощи. 13 нояб. 1886 г. на праздновании в честь дня рождения российского посла в Берлине, генерал-адъютанта гр. П. А. Шувалова, М. нашел в его лице поддержку своим начинаниям. М. стал духовником Шувалова и его семьи, преподавал Закон Божий его детям и внукам. 6 сент. 1888 г. митр. С.-Петербургский Исидор утвердил устав братства, разработанный М. при участии юристов А. Н. Кудрявцева, Н. А. Зверева и М. И. Свешникова. 8 апр. 1890 г. устав был согласован с прусским министром иностранных дел и одобрен им. Учредительное собрание Православного благотворительного об-ва св. равноап. кн. Владимира при церкви рус. имп. посольства в Берлине (Свято-Князь-Владимирского братства) состоялось 29 марта 1890 г. в зале рус. посольства. Основу «неприкосновенного фонда» об-ва составило пожертвование 5 тыс. р. от имп. Александра III Александровича , внесенное по представлению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева , одобрившего отчет братства. Покровителем братства с 1890 г. был вел. кн. Владимир Александрович, а после его кончины, в 1909-1920 гг.,- его вдова вел. кнг. Мария Павловна. По уставу, российские послы в Берлине (в 1890-1895 П. А. Шувалов, в 1895-1912 - Н. Д. Остен-Сакен, в 1912-1914 С. Н. Свербеев) считались почетными председателями Общих собраний братства; председателями братства избирались советники посольства: М.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

В Похвале кн. Владимиру, содержащейся в 1-й редакции СЗБ, автор сравнивает св. князя с апостолами. Русская земля восхваляет своего «учителя и наставника» так же, как др. страны - апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, Фому, Марка. Рус. князь по значению своих деяний в похвале также уподобляется равноап. имп. Константину I Великому . И. уподобляет частые совещания Владимира с епископами о том, «како в человецех сих, новопознавшиих Господа, закон уставити», Никейскому собору, созванному имп. константином (БЛДР. Т. 1. С. 48). И. указывает 2 обстоятельства, подвигшие св. князя принять крещение: следование примеру Византии («слышано ему бе всегда о благоверьнии земле Гречьске... како единого Бога в Троици чтуть и кланяются» - Там же. С. 44), а также личное благочестие (не живя во время Христа и апостолов, не видя совершаемых ими чудес, Владимир «без всих сих притече к Христу, токмо от благааго съмысла и остроумиа разумев, яко есть Бог един Творець невидимыим и видимыим» - Там же. С. 46). Говоря о Крещении Руси, И. замечает, что одни крестились по убеждению, а другие по приказу - «страхом повелевшааго крещаахуся, понеже бе благоверие его с властию съпряжено». Среди христ. добродетелей Владимира И. выделяет щедрость в милостыне: «кто исповесть многыя твоа нощныа милостыня и дневныа щедроты... Просящим подаваа, нагыа одевая, жадныа и алчныа насыщая, болящиим всяко оутешение посылаа, должныа искупая, работныим свободу дая» (Там же. С. 48). Похвала завершается рассказом о кн. Ярославе как продолжателе дел Владимира: «Добр же зело и верен послух сын твои Георгии... иже недокоьчаная твоя наконьча, акы Соломон Давыдова... Виждь же и град, величьством сиающь, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град, иконами святыих освещаем и блистающеся, и тимианом обухаем, и хвалами божесьтвенами и пении святыими оглашаем» (Там же. С. 50). Похвала кн. Владимиру оказала заметное воздействие на жанр похвалы правителю в слав. лит-рах XIII в. Она использована в летописном некрологе владимиро-волынскому кн . Владимиру (Иоанну) Васильковичу в галицко-волынской летописи и в Житии св. Симеона Мироточивого (в миру серб. вел. жупан Стефан Неманя), написанном в 1264 г. хиландарским мон. Доментианом .

http://sedmitza.ru/text/1009567.html

Н. Муравьёв (1890), Н. В. Чарыков (1893) и др. Деятельностью братства между проводимыми раз в году Общими собраниями руководил совет, избираемый на 3 года. Делами братства фактически управлял М., занимавший формально должность сначала казначея, с 1908 г.- секретаря. М. был единогласно избран управляющим делами братства. Среди членов и почетных членов братства, к-рых к янв. 1891 г. насчитывалось 388 чел., были свт. Феофан Затворник (Говоров) , св. прав. Иоанн Кронштадтский , с которым М. состоял в переписке, равноап. Николай (Касаткин) , сщмч. митр. Владимир (Богоявленский) , прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна , вел. князья Михаил Александрович, Алексей Александрович, Сергей Александрович, Павел Александрович, Георгий Михайлович, Михаил Михайлович, вел. кнг. Екатерина Михайловна, принц Максимилиан Баденский, кор. Вюртембергская Ольга Николаевна, принцесса Альтенбургская и герцогиня Мекленбургская Елена Георгиевна, кн. В. П. Палей, гр. Муравьёв-Виленский, гр. А. А. Голенищев-Кутузов, ген.-адъютант И. Л. Татищев, контр-адмирал Ф. В. Дубасов, К. К. Грот, В. А. Дашков. Композитор и дирижер А. Г. Рубинштейн передал в дар братству в пользу бедных 2 тыс. марок из суммы, собранной на концерте в Берлине. В задачи братства входила «помощь терпящим нужду русским гражданам всех христианских конфессий и верующим греко-православной конфессии всех национальностей». В дальнейшем братство помогало пострадавшим от неурожая (1891-1892) в Центр. России, а также инвалидам и сиротам, отправляло посылки рус. военнопленным в Японии, передало в дар икону для г. Петропавловска-Камчатского. Особенно важной была помощь русским, завербованным недобросовестными агентствами для работы в Германии на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве и оставшимся на чужбине без средств переселенцам-крестьянам, к-рые через Германию направлялись в Бразилию. После открытия возбудителя туберкулеза проф. Р. Кохом (1882) в Германию из России стали приезжать больные, надеясь получить исцеление с помощью новых препаратов; их также окормляло братство.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

Награжден орденами св. Владимира 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 2-й степени. В 1996 г. еп. (ныне архиеп.) Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) передал архив И. в ОР РГБ. Впервые в новейшей истории в гос. архивохранилище был создан личный архивный фонд священнослужителя (862. Картоны 1-99). Соч.: Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири//ЖМП. 1965. 6. С. 73-77; Схиархим. Севастиан (Фомин)//Там же. 1966. 6. С. 37-39; Св. мч. Трифон//Там же. С. 59-63; Равноап. вел. кнг. Российская Ольга//Там же. 7. С. 56-66; Хранитель Церкви Русской: (Прп. Сергий Радонежский)//Там же. 1969. 9. С. 76-79; Заступник и светильник Отечества: (В связи с 750-летием со дня рожд. св. блгв. вел. кн. Александра Невского)//Там же. 1970. 9. С. 62-74; Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири чудотворец//Там же. 1971. 9. С. 69-78; Иеросхим. Амвросий (Гренков)//Там же. 1971. 11. С. 61-67; Библиогафия трудов архим. Леонида (Кавелина)//БТ. 1972. Сб. 9. С. 226-240; Памяти Лаврского духовника: К годовщине со дня кончины схиархим. Серафима (Семеновых)//ЖМП. 1972. 1. С. 24-27; Памяти еп. Виссариона Нечаева: (К 150-летию со дня рожд.)//Там же. 2. С. 70-78; О Таинстве Евхаристии//Там же. 3. С. 64-73 (псевд.: А. Вольгин); Из Жития свт. Григория Паламы//Там же. 10. С. 65-66; Схиархим. Паисий Величковский: (К 250-летию со дня рождения. 1722-1972)//Там же. 1972. 12. С. 62-64; Митр. Макарий (Булгаков) и акад. Е. Е. Голубинский: (Из истории рус. церк.-ист. науки)//Там же. 1973. 6. С. 66-78; В похвалу прп. Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу//БТ. 1973. Сб. 11. С. 210-215; Афон и Русская Церковь: Исслед.//ЖМП. 1974. 3. С. 2-25; 4. С. 5-15; 5. С. 8-12; 6. С. 12-28; На пути к диалогу с Древними Вост. Церквами//ЖМП. 1975. 2. С. 18-20; Пасхальные дни в Русском Пантелеимоновом мон-ре на Афоне//Там же. 8. С. 20-27; В Афонском Пантелеимоновом подворье в с. Лукино под Москвой//Там же. 10. С. 23-24; Афон и Русская Церковь: Библиография//БТ. 1976. Сб. 15. С. 185-256; Св. блж. Николай Псковский//ЖМП. 1976. 1. С. 70-71; Свт.

http://pravenc.ru/text/468751.html

Постоянное помещение русская церковь получила лишь в начале ХХ века, когда был заключен контракт с архитектором В. Деном, который заложил на Биргер Ярлсгатан, 98 по собственному проекту большой доходный дом, пристроив со двора церковный зал с квартирами для настоятеля и псаломщиков. Освящение храма на новом месте произошло 14 апреля 1907 года. Дом тогда стоял в одиночестве – вокруг была незастроенная территория. Храм невелик (он вмещает около 200 человек), но светел и красив. Белый одноярусный с шестью иконами иконостас, покрытый легкой резьбой, отделанные светло-желтым искусственным мрамором стены с тосканскими пилястрами, льющийся через стеклянный потолок свет, светлый паркет – все создает ощущение умиротворения и радости. Вечером помещение освещается небольшой серебряной люстрой. За долгое существование в церкви собрано свыше 200 икон (среди них Казанская Божия Матерь XVI века, Нерукотворный Спас XVIII века), много ценной церковной утвари (дарохранительница 1775 года шведского ювелира Л. Бойе), старинные богослужебные книги (московское Евангелие 1707 года) и облачения (полная ризница 1812 года). В одном серебряном кресте XVIII века хранятся частицы мощей св. равноап. Константина и вмц. Екатерины, в другом – киевских угодников. Часть старых икон помещена в резные дубовые киоты у правого клироса. Рядом висит большой образ свв. Владимира и Константина, подаренный в 1897 русским отделом Международной выставки в Стокгольме в память о ее посещении вел. кнн. Владимира Александровича и Константина Константиновича. Запрестольный «Деисус» датируется серединой XVIII века. После большевистского переворота 1917 стокгольмский храм вступил в период тяжких испытаний. До Первой мировой войны община насчитывала всего пять десятков человек: персонал посольства, несколько русских семей и священнослужители со своими семьями. В 1908–1914 в Стокгольме жила вел. кн. Мария Павловна (в ее дворце сейчас посольство Италии), супруга шведского принца Вильгельма, которая приезжала молиться в храм. С ней связывались надежды на постройку отдельного здания церкви. Был утвержден его проект, но тут разразилась Первая мировая война.

http://sobory.ru/article/?object=23518

В 1744 г., во время нового пожара, св. мощи князей пострадали, оставшаяся их часть была собрана в ковчеги и положена в специально устроенную раку, находившуюся между юж. столпами собора. 9 апр. 1919 г. мощи были изъяты по постановлению Ярославского губисполкома и помещены в хранилище Историко-археологического музея Ярославля, в 1989 г. были переданы РПЦ и ныне находятся в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. В иконописных подлинниках посл. четв. XVII-XIX в. под 8 июня К. В. уподобляется равноап. вел. кн. Владимиру: «Князь Константин средний, сед, брада Владимира князя, мало поуже, шапка на главе залом черной, шуба бархот червлен, круги желты, ворот куней, в правой руке крест держит вверх, а зрит на князя Василия, в левой меч в ножнах, испод празелень, сапаги вохра» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 74-75; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 105; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58, 61) (иконографию см. в ст. Василий Всеволодович, блгв. кн. Ярославский). Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 54, 158; Крылов А. Церк.-археол. описание г. Ярославля. Ярославль, 1860. С. 8; Ключевский. Древнерусские жития. 1871. С. 176-177; Лебедев А. Успенский кафедр. собор в Ярославле. Ярославль, 1879. С. 28, 33; Барсуков. Источники агиографии. 1882. Стб. 95-97; Описание о российских святых. 1887. С. 109-111; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 182-183; Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2. С. 70, 72-73; Толстой М. В. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1896. С. 43-45; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 19973. Т. 2. С. 174; Преображенский Г. Н. Мон-ри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. С. 72-73; Голубинский. Канонизация святых. С. 141-142, 552; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915. С. 237-238; Минея (МП). Т. 10. Ч. 1: Июнь. С. 254-255; Т. 11. Ч. 1: Июль. С. 177-178; Прохоров Г. М. Пахомий//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 177-178 [Библиогр.]; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий»//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 19; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008п. С. 374-376 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/2057064.html

Первозванного. Русская Церковь , приняв веру Христову из Византии, епископы которой ведут свое преемство от ап. Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память св. Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь ап. Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг: на белом фоне голубой крест формы X. Под сенью этого флага русские одержали множество побед. Литература Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление св. апостола Андрея Первозванного. СПб., 2003. СамбикинДимитрий. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве. Вып. 1 – 4 (сентябрь-декабрь). Каменец-Подольск, 1892–1895 (Прибавления к Подольским епархиальным ведомостям). Вып. 5–12 (январь-август). Тверь, 1897–1902 (Прибавления к Тверским епархиальным ведомостям). Святой апостол Андрей Первозванный//Рассказы о святых. Сост. С. Куломзина . М., 1994. Св. апостол Андрей Первозванный//Избранные жития святых. Январь – декабрь (использованы Миссионерские листки прот. Александра Милента)/Сост. епископ Афанасий Пермский и Соликамский. СПб., 1994. Святоотеческая духовно-нравственная хрестоматия по истории христианской православной и русской церкви от сошествия Святаго Духа на апостолов до наших дней. М.; СПб., 2001. Св. равноопостольный великий князь Владимир (960/963–1015) Владимир был внуком св. равноап. Ольги, сыном Святослава и Малуши – дочери Древлянского князя Мала. После покорения древлян Ольга взяла его детей, Добрыню и Малушу, в Киев. Добрыня вырос храбрым и умелым воином, обладал государственным умом, был хорошим помощником своему племяннику Владимиру в военных и государственных делах управления. «Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с вел. кн. Ольгой в Царьграде) и полюбилась суровому воину Святославу, который против воли матери сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга отправила Малушу на свою родину. Там около 960 (963) г. и родился мальчик, названный русским языческим именем Володимир – владеющий миром, владеющий особым даром мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010