В совр. богослужебных книгах последование В. Р. включает кондак 4-го гласа: Ιερεον μωμον, θελουσως, σεαυτν προσγαγες (            ); канон 4-го гласа творение Иосифа, с акростихом Πιστς σε μλπω Μρτυς γλα > σμνε. Ιωσφ (          ), ирмос: Τρισττας κραταιος, τεχθες κ Παρθνου (          ), нач.: Προθμ λογισμ, τος γνας ζηλσας, τν γενναων θλητν (            ); цикл из 3 стихир. Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) В рукописях сохранились и др. каноны: плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ θαυμαστσαντι ν τος θλοις (Удивившему в состязаниях); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, без акростиха, ирмос: λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην (      ), нач.: Παλου τς παραινσεις (Павловы наставления). Иконография В. Р. в восточнохрист. искусстве сложилась в средневизант. период в системе иллюстрированного минология. Первый сохранившийся памятник с его изображением - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, Р. 70-71, 976-1025 гг.). под 20 дек. представлено усечение главы В. Р.: святой преклонил колени перед палачом, поднявшим меч. В минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 272r, 3-я четв. XI в.) образ В. Р. с крестом в руке помещен в ряду ростовых изображений святых под 19 дек. Под 18 дек. сцена мученичества В. Р. изображена в Минее из Лавры прп. Афанасия на Афоне на 2-ю пол. дек. (Laur. Δ 51 (427). Fol. 62v, XI-XII вв.). Сцена казни В. Р. представлена в лицевых настенных минологиях (под 19 дек.): в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386,- мученик стоит, слегка согнувшись, позади него воин с мечом, на земле отсеченная глава святого; в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса), Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- тело святого простерто на земле, рядом лежит его отсеченная глава, позади воин с мечом. В греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 91) и на фресках церкви св. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг., В. Р. изображен стоящим в ряду святых.

http://pravenc.ru/text/155230.html

Как и многие храмы в советской России, алуштинский храм долгие годы не оглашался молитвой, она зазвучала под его сводами только в 1989 году. Вскоре после восстановления храм св. Федора Стратилата получил новое освящение — его небесными покровителями стали не только древний святой воин-мученик, но и все крымские святые. Уместно здесь привести имена святых покровителей Крыма. В Собор крымских святых входят: — св. апостол Андрей Первозванный (f 62; память 20 июня, 30 ноября); — сщмч. Климент I Римский (f 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); сщмч. Ефрем Херсонесский, епископ (f нач. IV в.; память 7 марта); сщмч. Василий Херсонесский, епископ (f 309; память 7 марта); сщмч. Агафодор Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Евгений Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Елпидий Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); свт. Еферий Херсонесский, епископ (f 324; память 7 марта); — сщмч. Капитон Херсонесский, епископ (f после 326; память 7 марта); — свт. Мартин I Римский (f 655; память 14 апреля); — свт. Стефан Сурожский, архиепископ (f ок. 750; память 15 декабря); — прп. Иоанн Готфский, епископ (f 790; память 19 мая, 26 июня); — свт. Савва Сурожский, архиепископ (f XII век; память 28 декабря); — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (f 1961; память 29 марта); — свт. Иустин (Полянский) , епископ (f 1903). Этот список был утвержден по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1 988 году. К нашему времени он пополнился именами новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года и в последующие годы. В их числе и последний до его закрытия настоятель храма св. Федора Стратилата в Алуште сщмч. Тимофей Изотов. А теперь позволю себе поделиться личными впечатлениями от жизни в Алуште в сентябре 2017 года. Наверное, это странные впечатления и, надо сказать, для меня самой неожиданные. Неожиданным было то, что долгожданная (после большого перерыва) встреча с Черным морем не принесла той радости, которая переживалась в молодости, а тем более в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

Акакий чудный, воплощенное смирение, Ты послушанием снискал себе спасение. Душа твоя веселья ныне исполняется И имя Церковью святою прославляется. 3. Священномученик Дионисий, епископ Коринфский . Знаменитый пастырь и учитель. Усечен за Христа в 182 году. 4. Св. Тиридат, царь Армянский . Современник Диоклетиана. Сначала жестоко преследовал христиан. Но постигла его Божия кара – и он обезумел, став подобным скоту как некогда Навуходоносор. От умопомешательства его чудесно исцелил святой Григорий (см. 30 сентября). С тех пор и до самой смерти Тиридат провел свои дни в покаянии и благочестии. Мирно упокоился в IV веке. 5. Св. мученик Аполлоний . Римский сенатор. Обвиненный в вере во Христа, он исповедал свою веру перед всем Сенатом, за что [и] был обезглавлен в Риме в 186 году. Рассуждение Божие наказание [иногда] постигает грешников сразу же после греха, чтобы грешники устрашились, а праведники ободрились, иногда же – намного позже, [причем] внезапно и паче [всякого] чаяния, чтобы грешники знали, что Бог ничего не забывает. Дафана и Авирона земля поглотила тотчас, как они согрешили, а царь Валтасар видел руку, написавшую ему смертный приговор в ту минуту, когда чувствовал он себя счастливейшим [из смертных]: на пиру, среди друзей и обожателей. Некоего тяжело больного воина принесли к преподобному Стефану Новому, чтобы тот молитвой его исцелил. Стефан велел ему поклониться иконе Христовой и Пресвятой Богородицы. Воин сделал это – и немедленно обрел здравие. Весть об этом чуде разнеслась во все стороны. Услышав о сем, царь-иконоборец Копроним призвал к себе того воина и допросил. И когда воин исповедал и признал, что получил исцеление от святых икон, царь принялся неистово упрекать его за поклонение святым образам. Испугавшийся воин отрекся пред царем от иконопочитания и постыдился своей веры в [святые] иконы. Когда же вышел он из дворца и сел на своего коня, конь под ним яростно вздыбился [букв.: разъярился. – Ред.], сбросил седока и топтал его ногами до тех пор, пока [тот] не изверг из себя свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

б)  Но совершенно недостоин ни именоваться сыном небесной Матери нашей, ни обращаться к Ней с молитвой тот, кто делается вовсе беспечным о своем спасении и нерадит о покаянии, кто, закосневая во грехах все более и более, приходит, наконец, во глубину зол. Достоин ли такой человек, хотя бы и называться христианином, благодатного покрова Матери Божией? Может ли честнейшая херувимов покрывать Своим ходатайством закоснелого грешника, который своей нераскаянностью второе распинает Сына Ея, отчего вновь оружие скорбное проходит Ее святейшую душу? III. Итак, кто же достоин пребывать в любви и благоволении Божией Матери? Тот, кто христианин не по одному имени, а по жизни и делам своим, кто, веруя в Господа Иисуса Христа, соблюдает Его святые Заповеди и повеления. Тот, кто, и после падения греховного, не остается в закоснении и нераскаянности, но ищет оправдания во Христе покаянием и исповеданием грехов своих, старается очищать свою совесть и омывать скверны души своей слезами умиления и сокрушения сердечного. Потому-то Св. Церковь и научает нас, братия, прежде и паче всего умолять небесную Матерь нашу о том, чтобы Она воздвигла нас из глубины греховной и просветила сердечные очи наши ко зрению спасения. Взыщем от Нее этого первейшего и необходимейшего блага; прочее все, само собою, приложится нам. Аминь. (Составлено по проповедям Димитрия, архиепископа Херсонского, т. II). Поучение 2-е. Св. мученик Леонтий (Побеждающая сила христианской доброты) I. Cb. мученик Леонтий, память коего совершается ныне, был грек, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедовал христианскую веру. Вот как удостоился он венца мученического вместе с двумя воинами-христианами, из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал трибуна Ипатия с воинами за ним. Около города сам Леонтий встретил их с воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха, предложил им трапезу, принял их с таким радушием, с каким принимаем своих дорогих друзей, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий, друг не языческих богов, а христианского. Тогда Ипатий и воин Феодул упали к его ногам и сказали: «И мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; св. Леонтий призвал имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и таким образом крестил их. Когда Адриан узнал обо всем происшедшем, то приказал жестоко мучить всех их; Ипатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

II. Такое празднование св. великомученику на первой седмице Великого поста совершается в воспоминание благодеяния, оказанного христианам на первой седмице св. Четыредесятницы св. Феодором Тироном более, чем через пятьдесят лет после его мученической кончины. Римский император Юлиан, богоотступник и жестокий гонитель христиан, желая подвергнуть осквернению и осмеянию христиан в первую седмицу Великого поста, т.е. в то время, когда они наиболее старались строгим пощением соблюдать себя от всякой нечистоты и благоугождать Господу, повелел в 362 г. по Рождестве Христове градоначальнику константинопольскому все съестные припасы, продаваемые на торжищах, окропить нечистой кровью идольских жертв. Такое нечестивое повеление Юлиана было исполнено со всей точностью. Но Всеблагий Промыслитель не допустил злобе гонителя восторжествовать над христианами: Он разрушил злоумышление богоотступника через мудрое наставление верующим, ниспосланное от св. великомученика Феодора Тирона. " Ты, – слышали мы песнь церковную в честь св. великомученика, – онаго, – т.е. Юлиана, – ухищрение мудрейшим рузрушил еси умышлением, во сне предстал еси тогдашнему архиерею, глубокое разума открывая». Явившись Константинопольскому архиепископу Евдокию ночью в первый понедельник Великаго поста как бы живой, в полном воинском облачении, св. великомученик сказал святителю: «Восстань как можно скорее и, немедленно собрав стадо Христово, строго заповедай, чтобы никто из христиан в предстоящие дни не покупал на торжище брашен и пития, так как все это, по повелению нечестивого царя, осквернено кровью идольских жертв». Святитель усомнился и спросил у явившегося чудного мужа: «Кто ты, заботящийся о христианах?» «Я мученик Христов Феодор Тирон, – ответствовал воин, – и ниспослан от Господа Иисуса Христа оказать вам помощь». «Чем же без торговой пищи и пития пропитаются люди бедные, не имеющие никаких запасов в своих домах?», – с кротостью и благоговением возразил архипастырь. «Изготовь коливо, т.е. вареные зерна пшеницы, приправленные медом, и тем отврати недостаток бедных и утешь их», – сказал в ответ св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пр. Еллий действительно нашел в указанном месте источник ключевой воды и близ него очень вкусные и пахучая растения и ими утолил свой голод с великим духовным веселием. За свою добродетельную жизнь преподобный еще в юности был удостоен от Господа дара прозорливости и чудотворения. Скончался он в глубокой старости, в IV веке. Пр. (по X.M. преподобномуч.) чудотворца. Он пострадал за имя Христово при Диоклетиане; скончался он в мире в Магнезии (в Малой Азии), где основал монастырь. Пр. Стефана Махрищского, Московского чудотворца. Родом из Киева, он сначала подвизался иноком в Печерской обители. Ища совершенного безмолвия, пр. Стефан удалился в местечко Махрище (в 30 верстах от Сергиевой лавры) и здесь, после долгих безмолвных подвигов, основал обитель Св. Троицы (см. Влад. еп.). Ненависть соседних владельцев земли заставила его удалиться отсюда на реку Авнежу, на которой он и основал другую обитель Св. Троицы вместе с учеником своим пр. Григорием Авнежским (см. 15 июня). Великий князь Димитрий Иоаннович снова вызвал пр. Стефана в Махрищскую обитель, где он и подвизался до своей кончины в 1406 г. В 1550 г. мощи пр. Стефана были обретены нетленными и ныне почивают в его обители под спудом. Они прославились многими чудесами. Муч . римлянина. Римский воин, чудесно обращенный ко Христу, он много пострадал за Него и после мук скончался в огне, в I в. 15 . З. Св. мученик Крика и Около 305 г. взятая за исповедание Христа, св. Иулитта была подвергнута жестоким мучениям в г. Тарсе. Трехлетний сын ее Кирик громко плакал, видя ее страдания. Мучитель хотел приласкать его и взять к себе на руки, но дитя рвалось к матери с криком: «я христианин». Озлобленный судья оттолкнул от себя мальчика, и он, катясь по ступеням, разбился до смерти. После сего св. Иулитту повесили, тело ее строгали острым железом, а на раны лили кипящую смолу и, наконец, отрубили ей голову. Кондак, гл. 4. Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика, на подвизе мужески веселящися взываше: Христос есть мучеников похвала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Петр , пресв. капетолийский, 4 окт. Петр , еп., муч. болгарский, 22 янв. Петр , еп. никийский, 10 сент. Петр , преп. из обители св. Фоки, 9 окт. Петр , муч. африканский, 23 сент. Петр патрикий, прен. цареградский, 1 июля. Петр преп., еписк. Аргивов 3 мая. Петр , св. афирский, 5 сент. Петр , преп. атройский, 13 сент. Петр , царевич ордынский, ростовский, 29 июня. Пигасий (источающий воду, греч.), муч. персидский, 2 ноября. Пимен (пастырь, греч.), Великий, преп. египетский, 27 авг. Пимен , преп. палестянский, 27 авг. Пимен многоболезненный, преп. печерский, 7 авг. Пимен постник, инок печерский, 27 авг. Пинна (раковина с морским льном или и перламутровая, греч.), мученик, 20 янв. и 20 июня. Пист , (верный, греч ), муч. едесский, 21 авг. Пиама (Пиамун, егип. матерь, питательница), преп. дева, 3 марта. Пионий (тучный, греч.), священномуч., пресв. смирнский, 11 марта. Платонида (широкая, греч.), преподобная, 6 апр. Платон (широкий, греч.), муч. анкирский, 18 ноября. Платон преп., игумен студийский, 5 апр. Поликарп (Иулия) девица, муч. коринфская, 6 ноября. Поликарп (многорлодный, греч.), священномуч., еп. смириский, 23 февр. Поликарп , муч. александрийский, 2 апр. Поликсения (весьма гостеприимная, греч.) преп., мученица апостольская, 23 сент. Полихроний (многолетний, греч.), еп. вавиионский, 30 июля. Полихроний пресв., муч., 7 окт. Полихроний , пустынник сирийский, 23 февр. Полиевкт (многожеланный, греч.) воин, муч. в Мелитине армян., 9 янв. Полиевкт , муч. кесарийский, 19 дек. Полиен (многохвальный, греч.), муч. римский, 18 авг. Полиен , пресв. прусский, 19 мая. Полувий (т. е. Поливий, имеющий много средств к жизни, греч.), еп. ринокирский, ученик св. Епифания, 12 мая. Помпей (вождь, проводник, греч.), муч. диррахийский, 7 июля. Помпий (тоже), муч. африк., 10 апр., 28 окт и 13 мар. (Публий). Помпий , из 10 мучч. критских, 23 дек. Понтий (морской, греч.) римлянин, муч., 5 авг. Поплий (Публий, общенародный, лат.), преп. сирийский, 25 янв. Поплия , диаконисса антиохийская, 9 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Как-то раз его монахи вопросили от души: «Не отрини нас, отец, и всю истину скажи, Среди подвигов какой Господу приятней всех?» И ответил дивный старец, сокрушивший грех: «Высочайший подвиг – тот, что себя скрывает, Ниже всех себя блюдет – Бог ему внимает. Если ж будет добродетель инок выставлять, То лукавый супостат станет похищать Добрый плод его трудов – и ввергать в уныние, Здесь и кроется порок, всякое бесчиние. Дороги для Бога в нас кротость и смирение, Кто стяжал их, тот найдет в Господе спасение». Сей Паисий всем умом в Боге утвердился, И однажды Сам Господь вдруг ему явился: «Мир тебе, угодник Мой, – Он ему сказал, – Сердце Мне свое открой: что бы ты желал?» И Паисий в тот же миг весь вострепетал, Словно малое дитя, горько зарыдал: «Господи мой Всеблагий, человек я грешный, Страсти царствуют во мне – страх мой безутешный. Твою милость ниспосли мне, всеокаянному, Ум направи праздный мой к Царствию желанному. Укрепи меня в трудах – для благого бремени, И великой радости дай вкусить до времени: До скончанья жизни бренной Тебе свято угождать И любовию нетленной всё сильней к Тебе пылать». Бог исполнил старца мудрое хотение: Силы свыше дал ему и благословение. 3. Св. мученик Зосима . Римский воин в эпоху царя Траяна. Смело исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа, за что претерпел лютые мучения. Посреди страданий услышал он голос с небес: «Мужайся, Зосима, и крестись. Я с тобою!» 76 В темнице являлись ему Божии Ангелы. После многих истязаний ему отсекли голову в 116 году. 4. Преп. Иоанн Отшельник . Подвизался в VI столетии близ Иерусалима. Подвигом достиг высокой ступени чистоты и силы, так что ему повиновались [даже] звери. Достигнув глубокой старости, упокоился в Господе в 586 году. Рассуждение Как-то раз иноки спросили Паисия Великого: «Скажи нам, отче, слово о спасении и как подобает нам жить по Богу». А старец им ответил: «Идите, соблюдайте заповеди Божии и храните предания Отцов». Предание Отцов – это опыт святых в области духовной; опыт, насчитывающий почти две тысячи лет; опыт многих сотен и тысяч святых мужей и жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

176. Иоанн Воин. Из церкви Двенадцати апостолов Московского Кремля. Последняя четверть XVII века. Музеи Московского Кремля. 177. Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый. XVIII век. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. Известно, что в эпоху барокко античность служила материалом для построения сложной символики. Пришедшая путем многократного отражения мифологизированная античность получила панегирическую функцию. Она широко применялась в живописи, литературе, театре, придворном этикете и празднествах. Поскольку же религиозный символ является еще и «высказыванием и сообщением о духовной и душевной атмосфере эпохи» (Аверинцев, 1985, с. 300), античная (и ренессансная) символика новых икон интересно отразила важные перемены в истории религиозного чувства. Она активно стала использоваться как с целью «самоутверждения» христианского героя, так и с целью утверждения истин реформированной при царе Алексее Михайловиче православной церкви. В этом плане интересный пример представляет собой икона второй половины XVII в. «Иоанн Воин» из собрания музеев Московского Кремля. (илл. 176) Можно допустить, что икона написана под влиянием концепции «Ecclesia militans», что в некоторой степени оказалось созвучно аналогичным явлениям в западнославянском искусстве XVII в., в частности в сарматском портрете (см.: Тананаева, 1979, с. 154–176). Христианский мученик-воин предстает на иконе в красивых и блистательных доспехах на фоне перспективного «голландского» пейзажа, который заменил обычный для рыцарских портретов того времени вид военного лагеря или поля битвы. Икона даже сохраняет характерное для этих портретов сложенное перед моделью оружие – знаки воинского отличия (щит, римский шлем с плюмажем, лук и колчан со стрелами. Ср.: Антонова, Мнева, ГТГ, 1963, т. 2, кат. 968, илл. 161). В правой руке св. Иоанн держит крест – символ своей мученической кончины, а в левой – знамя с четырехконечным крестом и литерами «IC ХС – НИ КА», то есть с сакральными знаками новой литургии, которые появились после реформы патриарха Никона на просфорах в новообрядческой церкви. Они же неизменно включались староверами в их полемические сборники и иконы-картины, о которых мы писали выше (см.: ОР РГБ, ф. 17, 324, л. 35 об. – 36 об.). Отсюда знамя в руке святого символизировало героическую борьбу за реформированное благочестие, против которой выступало старообрядчество; его семантический объем оказывался наиболее глубоким по сравнению с другими фрагментами художественного «текста». Вместе с тем необходимо отметить: если при любой идеализации – обязательной для образной концепции западноевропейских рыцарских портретов – репрезентация модели всегда сопровождалась реалистическими характеристиками, то на данной иконе реальные детали символичны изначально; все включено в игру глубоких религиозных смыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Священномученик Артемон (13 апреля, с. 193–194). Мученик Феодор (21 апреля, с. 314). Великомученик Георгий Победоносец (23 апреля, с. 361). Мученица Пелагия (4 мая, с. 179). Мученик Акакий (7 мая, с. 238). Мученик Александр (13 мая, с. 444). Мученик Феодот (18 мая, с. 572). Мученики Симеон, Исаак и Вахтисия (18 мая, с. 580). Мученик Аскалон (20 мая, с. 600). Мученик Георгий Новый (26 мая, с. 716). Преподобномученица Архелая (6 июня, с. 117). Священномученик Маркеллин (7 июня, с. 140). Мученица Акилина (13 июня, с. 277). Мученик Вит (15 июня, сс. 342, 359). Мученики Мануил, Савел и Исмаил (17 июня, сс. 392, 397). Мученик Леонтий (18 июня, с. 411). Мученики Косма и Дамиан (1 июля, с. 8). Мученик Потит (1 июля, с. 16). Мученик Валентин пресвитер (6 июля, с. 125). Преподобномученик Епиктет (7 июля, сс. 145, 148). Великомученик Прокопий (8 июля, с. 179). Мученица Феодосия, мать великомученика Прокопия (8 июля, с. 175). Преподобномученик Михаил, ученик святителя Феодора Едесского (9 июля, с. 221). Мученик Аполлоний (10 июля, с. 286). Мученица Иулитта (15 июля, с. 362). Мученик Емилиан (18 июля, с. 390). Мученица Христина (24 июля, с. 559). Великомученик Пантелеимон (27 июля, с. 632). Мученица дева Серафима (29 июля, с. 655). Мученик Понтий (5 августа, с. 73). Мученик Лаврентий (10 августа, с. 154). Мученик Патрокл (17 августа, с. 286). Мученик Андрей Стратилат (19 августа, с. 321). Мученица Евлалия (22 августа, с. 367). Мученик Каллиник (23 августа, с. 392). Мученица Сира (24 августа, с. 412). Священномученик Киприан Карфагенский (31 августа, с. 602). Все эти (а также многие другие) святые шли на подвиг мученичества за Бога Творца, в надежде на то, что Он как Живой Бог примет верных чад Своих и водворит их в Вечном Своем Царстве. Очевидно, что умирать за веру в эволюцию или за веру в бога, «творящего» мир посредством эволюции, ни один здравомыслящий человек не стал бы. Действительно, тот, кто искренно верует в Бога, за шесть дней сотворившего мир, не усомнится в том, что этот же Бог способен воскресить и его из мертвых в Последний день. За такого всемогущего Бога радостно и легко умереть. Но никто не станет умирать за «Бога», миллионы и миллиарды лет наблюдающего за самопроизвольным развитием материи и готового наблюдать за эволюцией вселенной еще миллиарды лет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010