Св. Игнатий Богоносец говорит: «Отцы! Воспитывайте детей своих в наказании и учении Господни, и обучайте их Св. Писанию» 5 Св. мученик Поликарп писал Филадельфийцам: «Павел писал к вам послания. Вникая в них, вы можете получить назидание в данной вам вере». 6 Св. Киприан в письме к Донату (мирянину) говорит: «Держись вечного здравого устава (т.е. Св. Писания). Занимайся чтением». 7 Св. Ефрем Сирин в народном слове на второе Христово пришествие говорит: «Всегда имей перед своими глазами Бога, дабы тебе можно было говорить со св. Давидом: предзрех Господа предо мною выну. Не переставай читать Св.Писание». 8 Св. Василий Великий говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно, того ради Духом Святым предадеся, да в том, аки в общей духовной врачебнице, все мы, человецы противу всякой страсти исцеление приемлем». 9 Он же в письме к Григорию говорит: «Вельми пространный путь ко изобретению того, что делать нам должно, есть поучение в Божественном Писании. В нем и заповеди о должностях находятся и т.д. Следовательно, всякий человек в чем недостаточна себя почувствует, в нем упражняяся, будто в некоей общей врачебнице , приличное находят своему недугу лекарство». 10 Св. Кирилл Иерусалимский в четвертом своем поучении к готовящимся к просвещению, т.е. крещению, говорит: «Читай Божественные Писания, двадцать две книги Ветхого Завета. Читай двадцать две книги; а тех, богодухновенность коих сокрыта, совсем не касайся. Теми одними занимайся, которые мы безопасно читаем и в церкви». 11 Св. Амвросий, епископ Медиоланский, говорит: «Для чего тебе в то время, в которое не бываешь в Церкви, не употреблять на чтение? Для чего со Христом не разглагольствовать и не слушать Его? Мы слушаем Его, когда читаем Божественные Писания». 12 Он же в другом месте говорит: «Иисус сказал: Аз есть Альфа и Омега, начаток и конец». Ум наш да будет всегда с Ним, никогда да не отступает от Его слова: да упражняется всегда в чтении Писаний, размышлении и молитве, дабы слово Его всегда действовало в нас». 13

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Со второй половины IV в. мы встречаем впервые ограничительные меры в отношении к агапам и борьбу против них пастырей церкви. Лаодикийский собор (ок. 360 года или ранее) запрещает как «совершать приношение (евхаристию) в домах», 589 что соединялось с агапой, так «и в местах господних ( κυριακοι ς) или в церквах устраивать так называемые агапы и есть в доме Господнем и возлежать ( κοβιτα στρωννειν) " 590 . Иоанн Златоуст († 407 г.) считается, по-видимому, уже с отживающею привычкою своих слушателей к агапам. Настаивая на том, чтобы празднование в честь мучеников было про преимуществу духовный, состояло из чисто-молитвенного собрания во храме, он прибавляет: «но ты хочешь участвовать и в телесной трапезе? Можно, по окончании собрания, здесь подле храма мучеников, расположившись под смоковницей или виноградом, и телу дать отдых, и совесть избавить от осуждения. Мученик, видимый вблизи, находящийся подле, и предстоящий самой трапезе, не допустит удовольствию перейти в грех» 591 . Бл. Августин рассказывает о Медиоланской церкви в епископство св. Амвросия († 397 г.): «по обычаю африканских церквей, мать моя и здесь во дни поминовения святых делала приношения во храмы для общей трапезы из разных (с. 144)яств; однажды, когда она явилась с такими приношениями, ее остановил привратник храма и сказал, что епископ запретил такие приношения» 592 . И «повсюду», во время бл. Августина, по его свидетельству, «в большей части Италии и во всех или большинстве других церквей агапы или не совершаются вовсе или, если устраиваются согласно обычаю, то оканчивались и отменялись после любвеобильного увещания епископа» 593 . Тем не менее в Африке законодательное запрещение агап имеет место более полустолетия позже, чем во Малой Азии. Только 3-й карфагенский собор 418 г. постановляет: «епископы или пресвитеры да не угощаются в церкви, разве только во время путешествия по необходимости будут иметь там отдых: и мирянам насколько возможно, да воспрещаются такие пиршества» 594 . На Западе же агапа сохраняется и еще долее. Для Арелатского (Арльск.) собора агапа еще нечто неотделимое от евхаристии или близкое к ней по святости: «Кто священническою властью отлучен от причащения, тот не должен быть приглашаем на собеседование или пиршество (collquio atoqne convivio) не только клириков, но и всего народа» 595 . Запрещает агапы на западе впервые собор Оксерский 584 г. 596

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Мученики Сиракузские Священномученик Тимофей Мавританский, диакон — пострадал за проповедь Евангелия в Мавритании (север Африки) в начале IV в. После многих тяжких мучений был сожжен на костре. Сщмч. Тимофей Блаженный Августин — родился в Африке, в городе Тагасте. Воспитывала его мать, благочестивая христианка Моника. Образование получил в Карфагене. Изучал Писание под руководством свт. Амвросия Медиоланского, после чего крестился, раздал имущество бедным и принял монашество. С 395 года — епископ Иппонийский. За 35 лет епископства написал множество трудов, в первую очередь против ересей. Скончался 28 августа 430 года. Блаженный Августин Мученик Маркелл Танжерский. Во время праздников по случаю дня рождения императора Максимиана Маркелл, один из центурионов легиона Траяна, отказался ради веры Христианской почитать языческих богов. Сняв с себя военную форму, знаки различия и сложив оружие, он объявил перед командиром легиона Фортунатом о своей готовности служить только Христу. Фортунат, не желая казнить своего подчинённого, решил представить случай на суд императоров Максимиана и Констанция (Constantius), который задержался в ту пору в Испании и был, пожалуй, благосклонен ко христианам. Но после его представления Маркелл предстал перед префектом Танжера, Аурелием Агриколаном. Маркелл был признан виновным и усечён мечом. Св. Маркелл Танжерский Святой Мелхиад (Мильтиад), папа Римский — пострадал при императоре Максимиане, но остался жив. Был епископом римским во время подписания императорами Константином Великим и Лицинием эдикта о веротерпимости. Собрал Латеранский собор для осуждения ереси карфагенского епископа Доната. Святой Мельхиад Святитель Афанасий Великий — родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства святой Афанасий так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам подобно епископу со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения.

http://pravmir.ru/svyatye-severnoj-afrik...

   Христианские апологеты со всею силою своею ума восстали против упомянутых и им подобных учителей; но они и сами с особенным одушевлением защищали брак, хотя больше стояли за девственную жизнь, которую рассматривали, как особенный дар Божий самое лучшее средство, при помощи которого человек посвящает себя всецело Богу и получает спасение, ценя, с другой стороны, тех людей, которые целомудренно жили в брачном состоянии. Причину такого взгляда христианских апологетов на брак и на безбрачие нужно искать в тогдашней общественной жизни римского государства. Нравственная распущенность, которая во всей силе царила, в особенности среди высшего общества, всеобщий блуд, который не считался позорным, прелюбодеяние, которое не только не осуждали, но которым, напротив, хвастались в знатных домах, чуть ли не все­общее забвение законного брака, брачные разводы, которые случались по ничтожному поводу, — все это не могло не об­ратить на себя внимания св. отцов и учителей церкви, и не могло не вызвать, с другой стороны, у них реакции против такой общей моральной распущенности. И эта реакция христианских апологетов и вообще отцов и учителей церкви показалась настолько сильной и решительной, что у некоторых она получила противоположную крайность в таком смысле, что стало все рассматриваться грехом, что имело какое бы то ни было отношение к природной половой связи людей, и обратно, — добрым и спасительным — только то, что было далеко от всего этого. Климент, епископ Александрийский, допускает мысль, что брак честен, но тут же чувствует, насколько ценнее девственность (агамия), и как девственной жизнью несомненно дости­гается вечное блаженство. Иустин мученик рассматривает брак, как нечто, стоящее в противоречии с правом и вытекающее из полового влечения, а потому, будучи таковым, брак не может иметь никакого нравственного смысла. Так судило и думало о браке большинство пи­сателей того времени. Вполне понятно, что при таком мнении о браке они должны были прийти к мысли, что только одно девственное состояние возвышенно и Богу угодно, и что в таком состоянии всякий желающий по истине Богу служит и получит спасение. И это учение первых христианских писателей было усвоено большинством учителей церкви позднейшего времени Востока и Запада и они в один голос возвышали преимущественное значение дев­ственности пред брачной жизнью. Оставаясь верными учению Св. Писания, они, конечно, не могли осудить брак и брачную жизнь, а в известных случаях они одобрительно отзывались и о браке; но зато всегда подчеркивали ту мысль, что брак менее угодное Богу дело, нежели дев­ственная жизнь. В большей или меньшей степени усваи­вали такие взгляды на брак и безбрачие даже такие церков­ный величины, какими на востоке были, напр., Афанасий В., Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и другие, или на за­паде — Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним, блаж. Августин и другие. Все, сказанное нами до сих пор, ка­сается первого брака.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3711...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Келсий Медиоланский, мч. Описания иконы Келсий Медиоланский, мч. - житие Келсий Медиоланский (55-68), мученик. Память 14 октября. Св. мч. Назарий Римлянин в городе Кимеле (?) крестил сына одной христианки по имени Келсий и, воспитав его, приобрел себе верного ученика и сподвижника в миссионерских трудах. За проповедь христианства язычники отдали их на растерзание диким зверям, но звери не коснулись святых. Затем пытались утопить мучеников в море, но они ходили по водам, как по суше. Воины, исполнявшие казнь, были так поражены, что сами приняли христианство и отпустили святых мучеников. Освобожденные Назарий и Келсий ушли в Медиолан и навестили в темнице мучеников Гервасия и Протасия. Об этом донесли Нерону. Тот приказал обезглавить святых Назария и Келсия. Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408 - 450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 7287.jpg:   Размер: 924x1200, 1.11 MPix, 196 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (111) , (1) . Описание: [Константинополь. 985.] Мчч. Назарий Гервасий, Протасий и Келсий. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 7288.jpg:   Размер: 1200x886, 1.06 MPix, 270 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (106) , (1) . Описание: [Дечани. Ок. 1350.] Мучение свв. Назария Гервасия, Протасия и Келсия. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Файл 7290.jpg:   Размер: 887x1168, 1.04 MPix, 107 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (108) , (1) . Описание: [Афон. XV.] Мч. Протасий и Келсий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 7291.jpg:   Размер: 594x1034, 0.61 MPix, 125 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (97) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2132

Киприан Карфагенский неоднократно называет епископа «священником» 744 , «священником, ежедневно возносящим жертву» 745 , «священником Божиим» 746 и «предстоятелем Христа» 747 , – чем выражает признание за епископом верховной власти священнодействовать. В письме к клиру и народу фурнитанскому о Викторе, который назначил пресвитера Фавстина опекуном, вопреки соборным постановлениям, св. Киприан, между прочим, пишет: «каждый из них (священников), удостоившись Божьего священства и, будучи поставлен на служение церкви, должен служить только алтарю и жертвам, занимаясь только молитвами и молениями» 748 . В 45 письме, Киприан обвиняет епископа Фортунациана за то, что он «дерзает присваивать себе священство, которому изменил. Как будто, – восклицает св. отец, – позволительно после жертвенника диавольского приступать к алтарю Божию» 749 . Св. Златоуст к важности священнического служения относит, между прочим, и то, что священник есть представитель служения ангелов 750 . Говоря о власти епископа, вообще, священнодействовать, отцы и учители Церкви, в то же время, говорят и о принадлежности епископу власти совершать все таинства. Дионисий Ареопагит пишет: «сила степени иерархической обнимает все отдельные святыни и через все другие степени священства совершает, усвоенные ее священноначалию, таинства» 751 . Св. Иустин Мученик называет предстоятелей Церкви «раздаятелями таинств» 752 . Равным образом, и св. Василий Великий , определяя качества тех, которым вверена евангельская проповедь – епископов, говорит, что те «должны быть, как Апостолы и служители Христовы, и верные домостроители тайн Божиих» 753 . Вообще, епископ – верховный совершитель всех таинств. О власти епископа совершать таинство крещения, учат св. Дионисий Ареопагит , Игнатий Богоносец , св. Киприан, Фирмилиан, еп. Кесарийский, современник св. Киприана, Тертуллиан , блаж. Иероним, св. Златоуст, св. Амвросий Медиоланский , св. Епифаний и др. 754 Таинство миропомазания: св. Киприан 755 , Тертуллиан 756 , Кирилл Иерусалимский 757 , Амвросий Медиоланский 758 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Некоторые надписи называют мучениками И., смерть к-рых наступила не в результате мучений, а через нек-рое время, как следствие жестокого обращения в тюрьме или ссылке. Так, св. Понтиан , еп. Римский (230-235), был сослан на рудники Сардинии в 235 г. при имп. Максимине и умер, не перенеся тяжести каторжных работ. В 1909 г. в крипте пап в катакомбах Каллиста в Риме была обнаружена эпитафия: ΠΟΝΤΙΑΝΟС ΕΠΙСΚ ΜΡ («Понтиан епископ мученик»), причем монограмма martyr была добавлена позднее, когда эпитафия уже находилась на своем месте, скорее всего в IV в. ( Marucchi. 1909). Сосланный на Сицилию свт. Евсевий , еп. Римский († 309/10), именуется мучеником, потому что его смерть наступила на месте ссылки. Св. Дамас I, еп. Римский, перенес его останки в Рим и запечатлел надписью: «Создал Дамас епископ Евсевию епископу и мученику» ( Ferrua. 1942. P. 25. N 19). Свт. Евсевий Верцелльский († 371), был сослан арианами в Скифополь в Палестине, но умер он естественной смертью спустя много лет и находясь на кафедре, однако надпись, помещенная в базилике г. Верчелли, построенной в его честь, называет его мучеником: «Евсевий епископ и мученик» (CIL. T. 5. N 6723; Bruzza. 1874. P. 292-301). По-видимому, обычай называть умерших в ссылке мучениками соблюдался недолго. В более поздних надписях такие лица именуются И. Напр., свт. Дионисий , еп. Медиоланский, сосланный арианами в Армению и умерший в ссылке, именуется в надписи 474 г. не мучеником, а исповедником: pontifex sanctus confessorque Dionysius (CIL. T. 5. N 6183a; Delehaye. 1921. P. 36). В нач. XX в. в турецком г. Динекдагы (к востоку от Анкары) была обнаружена греч. надпись, к-рую можно датировать не раньше чем V в., т. е. периодом, когда гонения прекратились: «Домн исповедник украсил [приготовил к погребению] Серилия брата» ( Ramsay. 1905. P. 172). И. Делаэ рассматривает эту надпись как один из примеров якобы позднего значения слова μολογητς, обозначающего низшую степень церковнослужителей, т. е. «псаломщик», «певец» ( Delehaye. 1921. P. 37), и приводит др. случай похожего словоупотребления в эпиграфике - надпись VII в. в испанском г. Мерида: «Эолалия клирика и исповедника» ( H ü bner E. Inscriptiones Hispaniae christianae. Berolini, 1900. Vol. 2. P. 25). Однако более обоснованной и учитывающей критику Ботта является гипотеза А. П. Каждана , к-рый полагает, что слово «исповедник» употреблено здесь в смысле «благочестивый христианин» ( Kazhdan. 1991. P. 494).

http://pravenc.ru/text/675007.html

139 Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. С.339. 140 Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988.С.478–479. 141 Св. Ириней Лионский . Творения. М.1996. С.495 142 Цит. по Архиеп. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. T.l M.1993. С.418. 143 Святый Мефодий епископ и мученик. Полное собрание его творений. СПб.1905. С. 278–279. 144 Жития святых. Составлены свт. Филаретом Черниговским . Ноябрь-Декабрь. М. 2000. С. 8. 145 Св. Афанасий Великий . Творения T.II. M.1994. С.287, 325. Заметим к слову, что Великий Афанасий отвергает мнение эволюционистов о возможности изменения природ. 146 Преп. Ефрем Сирин . Творения Т.б. М.1995. С. 210–211 147 Преп. Ефрем Сирин . Творения Т.б. М.1995. С.214. 148 Слова огласительные святаго Кирилла архиепископа Иерусалимского. М. 1855. С. 230–231. 149 Св. Василий Великий . Творения Т.1 М.1845. С.37. 150 Творения святаго Григория Нисскаго. Ч.1 М.1861. С. 19–20. 151 Свт. Григорий Богослов , «Слова», 44 на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта.//Творения, Т. 1. Троице-Сергиева Лавра. 1994. С. 656–657. 152 Амвросий Медиоланский , свят. Шестоднев.//Божественное Откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М. «Паломникъ». 2001. С. 46. 153 Цит. По Отец Серафим ((Роуз). Православное понимание книги Бытия. М. 1998.С. 56, 72. 154 Цит. По Сотворение мира. Сб. 1й. Новозыбков. 2001. С. 349–350. 155 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1 СПб.1898. С.17. 156 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1 СП6.1898. С.28. 157 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1 СПб.1898. С.45. 158 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1 СПб. 1898. С.82. 159 Блаж. Августин Иппонский. О книге Бытия. М. «Паломник». 1998. С.115. 160 Памятники средневековой латинской литературы IU-UII веков. М.1998. С.276. 161 Псалтирь с изъяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита епископа Киррского. М. 1997. С.687. 162 Деяния Вселенских Соборов. Спб. 1993. T.III. С.518, 536. 163 Творения Преподобного Максима Исповедника . Книга 2. «Мартис» 1993. С.104. 164 Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. M.1993. C.78.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

465 Однако очень скоро внимание профессора риторики от формы обратилось к содержанию бесед св. Амвросия, которое поразило его своей новизной. 466 Еще в Карфагене им овладевало по временам желание вникнуть под руководством сведущего человека в смысл тех мест Священного Писания, которые давали манихеям повод порицать кафолическую Церковь . Теперь из уст св. Амвросия он слышал такое их истолкование, при котором совершенно исчезала их неприемлемость для зрелого религиозного сознания. Заинтересованный этим, Августин стал посещать богослужение каждый воскресный день. 467 Чтобы понять впечатление, произведенное на Августина проповедями св. Амвросия, нужно иметь в виду, что последний в самой широкой степени пользовался аллегорическим методом толкования, который он заимствовал у Филона и Оригена . Этот метод он применил в целом ряде сочинений к бытописанию Моисея и истории патриархов 468 , т.е. к тем именно частям Ветхого Завета, которые в свое время повергли в такое недоумение Августина и были так неблагоприятно разъяснены манихеями. Указывая на то, что метод раскрытия символов Писания освящен авторитетом апостолов, св. Амвросий любил повторять с кафедры изречение апостола Павла: «Буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор.3:6 ). 469 Еще важнее были беседы, посвященные истории патриархов. Для Августина жизнь ветхозаветных праведников служила доказательством низменности Ветхого Завета. Он видел в них людей невоздержных, преданных плоти, жестоких. Покровительство же и любовь, которыми они пользовались со стороны Бога, казались несовместимыми с благочестивым понятием о Высшем Существе, благом и духовном. Проповеди св. Амвросия совершенно разрушали это предубеждение. В своих сочинениях, посвященных ветхозаветным праведникам, медиоланский епископ находился под сильным влиянием Филона. Но вся литературная деятельность иудейского мыслителя была посвящена философскому комментарию отечественной религии и проникнута апологетическими тенденциями. Презрительное отношение образованных язычников и в частности Апиона к евреям, как народу, исповедующему варварскую религию, подвигло Филона на защиту родных преданий и побудило его истолковать Ветхий Завет в смысле совокупности символов, заключающих под своей оболочкой чисто философское учение о мире и человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

—382— но тут же чувствует, насколько ценнее девственность (агамия), и как девственной жизнью несомненно дости­гается вечное блаженство 494 . Иустин мученик рассматривает брак, как нечто, стоящее в противоречии с правом и вытекающее из полового влечения, а потому, будучи таковым, брак не может иметь никакого нравственного смысла 495 . Так судило и думало о браке большинство пи­сателей того времени. Вполне понятно, что при таком мнении о браке они должны были прийти к мысли, что только одно девственное состояние возвышенно и Богу угодно, и что в таком состоянии всякий желающий по истине Богу служит и получит спасение. И это учение первых христианских писателей было усвоено большинством учителей церкви позднейшего времени Востока и Запада и они в один голос возвышали преимущественное значение дев­ственности пред брачной жизнью. Оставаясь верными учению Св. Писания, они, конечно, не могли осудить брак и брачную жизнь, а в известных случаях они одобрительно отзывались и о браке; 496 но зато всегда подчеркивали ту мысль, что брак менее угодное Богу дело, нежели дев­ственная жизнь 497 . В большей или меньшей степени усваи­вали такие взгляды на брак и безбрачие даже такие церков­ный величины, какими на востоке были, напр., Афанасий В., Григорий Нисский , Иоанн Златоуст и другие, или на за­паде – Амвросий Медиоланский , блаженный Иероним , блаж. Августин и другие. Все, сказанное нами до сих пор, ка­сается первого брака. —383— Из этого можно легко видеть, каково могло и должно быть в то время воззрение на второй брак, когда муж или жена овдовеют. Нигде в Св. Писании не упоминается о каком бы то ни было различии между первым и вторым браком; и не считался противозаконным второй выход замуж вдовы, или вторая женитьба вдового, так как закон первого брака их больше не связывал. Так говорится в Св. Пи­сании 498 , и мало того, оно еще советует молодым, которые овдовеют, вступать во второй брак 499 . Но то, что случи­лось с воззрениями христианских писателей на первый брак, отразилось и на суждениях о втором. Не совсем правильное суждение о первом браке стало еще более неправильным в суждениях о втором. Гностики и манихеи, взгляд которых вообще на брак мы знаем, считали просто чадами сатаны тех мужей и жен, которые второй раз вступали в брак. Такое мнение утвердилось и у некоторых христианских сектантов, как напр., у Новациан, которые смотрели на второй брак, как на прелюбодея­ние 500 , а еще ранее – Монтанистов, по мнению которых, связь мужа и жены продолжается духовно и после смерти одного из них; таким образом, брак не расторгается и по смерти одного из них; поэтому прелюбодей каждый, желающий вступить в новый брак; детей же от второго брака они считали нечистыми и порождением диавола 501 . Первые, Новациане, за свое учение осуждены 8 каноном первого вселенского собора, а вторые, Монтанисты, – 8 кано­ном Лаодикийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010