Строительство храма вмч. и целителя Пантелеимона – первого православного храма в Камбодже – началось в сентябре 2014 года. Подрядчиком была выбрана строительная компания «Сам Сарат», руководитель которой – русскоговорящий кхмер. Необходимо также отметить, что староста Сиануквильского прихода Рюмшин М.Ю. прекрасно говорит по-кхмерски и по образованию является строителем. Такое сочетание, думается, является огромной редкостью и служит к особенному прославлению Человеколюбивого Господа и радости прихожан. 13-14 февраля в рамках своего визита в страны, окормляемые Представительством РПЦ, кхмерскую землю и Свято-Пантелеимоновский приход посетил архиеп. Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Тем временем вовсю продолжались строительные работы. 7 июня уже состоялось освящение накупольных крестов, 28 июля кресты были установлены на купола, а 9 августа в день памяти св. вмч. и целителя Пантелеимона в строящемся храме отпраздновали первый Престольный Праздник. Хотя надо отметить, что богослужения стали регулярными еще до Великого освящения храма. И вот, в рамках архипастырского визита в Юго-Восточную Азию, проходившего с 24 марта по 2 ноября, архиеп. Егорьевский Марк (ныне – митр. Рязанский и Михайловский) снова посетил Камбоджу. 25 октября 2015 г. в Сиануквиле состоялось историческое для ПЦ в Королевстве событие – Великое освящение храма вмч. и целителя Пантелеимона. Первого православного храма в стране кхмеров. К огромной радости присовокупилась еще одна – в Камбоджу на время посещения владыкой были доставлены святые мощи вмч. Пантелеимона и свт. Николая Чудотворца. Кхмерским православным прихожанам были вручены в подарок молитвословы на родном языке, которые переводились в течение целого года и были изданы 20 октября в типографии Представительства в Таиланде. Множеству клириков и мирян были вручены различные награды. Этот визит владыки Марка знаменателем еще тем, что он совершал его, уже будучи переведенным на Рязанскую митрополию и освобожденным от должности руководителя УЗУ. Т.е. по сути это было его последнее официальное посещение Представительства РПЦ в странах Ю.-В. Азии. Новым главой УЗУ был назначен архим. Антоний (Севрюк) (ныне – еп. Богородский).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_великомуч...

Греция кон. XIII века 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона «Всемилостивая Заступница». В алтаре в замечательно украшенных ковчегах хранится около 200 частей мощей 70 святых. 23226 (Кутлумуш) Греция 1363 г. 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона Богородицы «Геронтисса», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца». Мощи вмч. Феодора Стратилата, часть щита вмч. Меркурия, иконы XIV века. 23880 (Пантократор); 23404 (Ильинский скит) Греция 22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских 27 сентября, в день Воздвижения Креста Болгария 6 мая, в день св. Георгия Победоносца Чудотворные иконы Богородицы «Акафистная» и «Услышательница. Две переносные иконы вмч. Георгия. Греция 21 ноября, в день Архистратига Михаила 14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы В специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница» ( X в.). Греция кон. X века 12 июля, в день апп. Петра и Павла Честная глава апостола Варфоломея. Греция 7 апреля, в день Благовещения 6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского Чудотворная икона Богородицы « Сладкое Лобзание» . Нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста, стопа вмч. и целителя Пантелеимона, мощи вмц. Марины. Греция 1257 г. 7 января, в день Рождества Христова 4 августа, в день св. Марии Магдалины Часть мощей (левая рука) св. Марии Магдалины, части мощей вмц. Варвары и прмц. Евдокии. Греция 15 февраля, в день Сретенья 10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского Дары волхвов, частицы мощей св. Григория Богослова, Максима Исповедника, прмч. Калиника, Василия Великого, глава Феодоры Александрийской. 23741 (монастырь св. Павла); 23736 (Лаккоскити); 23629 (Новый Скит) Греция 1541 г. 19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца Мозаичная икона Николая Чудотворца, обретённая в море, частицы мощей св. Василия Великого, Иоанна Златоуста , Григория Богослова , архидиакона Стефана, 40 Севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Афон

В 1902 г. на Афоне имелось 197 келлий: 148 греческих, 31 русская, 12 румынских, 5 болгарских и 1 грузинская, а также 469 калив: 234 греческие, 183 русские, 45 румынских, 5 болгарских, 1 сербская и 1 грузинская. Под покровительством Свято-Пантелеимоновской обители, имевшей своего представителя в Киноте и использовавшей свой голос в защиту интересов всех русских афонцев, русские келейные обители были защищены от нападок и претензий господствующих греческих монастырей. Согласно сведениям, предоставленным в 1913 г. для российского консульства в Салониках А. А. Павловс ким (составителем путеводителя по Афону), русским монахам принадлежали 187 калив, в которых подвизались те, кто избрал не общежительный, а пустыннический образ жизни; большая часть этих пустынников получала денежную и продовольственную помощь из Свято-Пантелеимоновского монастыря. В 1896 г. было учреждено «Братство русских обителей (келлий) во имя Царицы Небесной», объединившее насельников русских келлий и калив для взаимной поддержки, оказания помощи бедным келлиотам и отшельникам, ведения миссионерской деятельности. Канцелярия поддержанного российским правительством через консульство в Салониках и посольство в Константинополе братства располагалась в келлии сщмч. Игнатия Богоносца (относившейся к сербскому Хиландарскому монастырю). Председателями Братства русских обителей на Афоне накануне падения Российской империи были: в 1913–1915 гг. – иеросхимонах Герасим, в 1915–1916 гг. – иеросхимонах Петр (Белозерский), а в 1916–1918 гг. – настоятель Свято-Артемьевского скита иеромонах Афанасий. Три крупнейшие русские обители Святой Горы имели свои подворья в различных городах Российской и Османской империй: Свято-Пантелеимоновский монастырь – в Константинополе (с церковью св. вмч. Пантелеимона), Салониках (с домовым храмом св. вмч. Пантелеимона Целителя), Одессе и Москве, Свято-Андреевский скит – в Константинополе (с церковью Казанской иконы Божией Матери), Одессе (с храмом прп. Сергия Радонежского), Санкт-Петербурге (с храмом Благовещения Пресвятой Богородицы) и Ростове-на-Дону, СвятоИльинский скит – в Константинополе (с церковью св. прор. Илии), Одессе и Таганроге 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от " фрязин " - итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения. Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали " Самарские епархиальные ведомости " в 1911 году, считалась " одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению " . После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси " обновленчества " , активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день. Святыни храма - Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=02061

На окраине Ханьи, второго по величине города на острове Крит, в аристократическом квартале Халепа на пожертвования Ольги Константиновны в 1901–1902 гг. была построена в русском стиле церковь св. равноап. Марии Магдалины. Авторами ее проекта являлись известный петербургский архитектор Д.И. Гримм и греческий архитектор Х. Цолинасу. До 1908 г. церковь использовалась сыном Ольги Константиновны – королевичем Георгием и сотрудниками российского консульства на Крите, а затем перешла в муниципальную собственность и в дальнейшем прихода не имела. В конце XIX в. в Салониках, вблизи набережной было устроено подворье русского афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря с домовой церковью св. вмч. Пантелеимона Целителя. Правда, здание подворья сильно пострадало от пожара в 1917 г. и было продано за небольшую сумму в 1919 г. В 1905–1908 гг. на средства российского правительства и пожертвования афонских обителей в Салониках была возведена Русская лечебница имени святого Димитрия Солунского (Солунь – древнее славянское название г. Салоники), при которой в 1908 г. устроили маленькую домовую церковь св. вмч. Димитрия Солунского. Настоятелями этого храма с самого начала по традиции служили иеромонахи афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря 287 . В 1869 г. русский афонский Свято-Андреевский скит по указанию своего ктитора Андрея Николаевича Муравьева приобрел участок земли в Восточной Македонии вблизи небольшого греческого города Кавала, где устроил свой метох (имение) Нузлы. Площадь имения составила 6 тыс. десятин земли, на которой имелось два лимана, защищенных горами, а также удобная морская бухта «Левтерополь». По преданию, на этих горах имел свою крепость царь Александр Македонский, а на одной из гор, именуемой Орлиной, некогда подвизался в пещере св. Иоанникий Великий. При имении была устроена церковь св. ап. Андрея Первозванного, в начале XX в. в метохе обычно проживало около 30 насельников скита 288 . В 1915 г. Кавала была занята воевавшими на стороне Германии болгарскими войсками, и Свято-Андреевский скит на время потерял расположенный там свой метох (причем около 10 русских монахов при явном попустительстве местной греческой администрации были объявлены военнопленными), что очень негативно сказалось на благосостоянии обители. В 1917 г. имение Нузлы было возвращено скиту, но всего лишь на пять лет. Уже в 1922 г. Свято-Андреевский скит окончательно потерял свой метох, который был отчужден греческим государством и заселен беженцами – греками из Малой Азии 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм (а позже и мон-рь во имя М. (см. в ст. Мокия святого храм в Константинополе )) находился рядом с цистерной, также названной в честь мученика. Цистерна была сооружена на рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), и была крупным водохранилищем, снабжавшим водой значительную часть города (ныне на развалинах цистерны - парк, сады и огороды (юго-запад Стамбула)). От мощей М., вероятно, происходили бесчисленные исцеления, вслед. чего он почитается также в лике св. бессребреников (наряду со святыми Космой и Дамианом, вмч. Пантелеимоном и др.), хотя при жизни он не был целителем и к.-л. письменных свидетельств (собраний чудес и т. п.) о его посмертных чудесах не сохранилось. Ок. 1200 г. мощам М. поклонялся рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский; он сообщил о том, что они покоятся вместе с мощами прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). В наст. время частицы мощей М. находятся в афонских обителях прп. Дионисия и вмч. Пантелеимона, а также на о-ве Самос в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 221). Сохранился перевод Мученичества М. на сир. язык (BHO, N 775). В лат. традиции М. иногда называется Муций (Mucius). В Римском Мартирологе память М. есть под 11 и под 13 мая (MartRom. Comment. P. 186-187. N. 2). Ист.: SynCP. Col. 141, 205, 241, 367, 674-676, 776, 877; PG. 117. Col. 449 [Минологий Василия II]; ЖСв. Май. С. 316-324; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 71-72. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 177-178; Halkin F. Une passion de St. Mocius martyr à Byzance//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 5-22; Janin R. Mocio//BiblSS. T. 9. Col. 512; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 341-342; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 409-410; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 139-141. О. Н. А. В славянской книжности В славянской книжности сохранилось синаксарное Житие М. в составе Пролога краткой редакции под 11 мая (перевод XI-XII вв., за мартовское полугодие опубликованы только южнослав. списки, см.: Митревски Новотни С., М. Пролог бр. 72/Ред.: В. Десподова. Ckonje, 2006. С. 266). Греч. оригинал близок Минологию Василия II (PG. 117. Col. 449). Здесь сообщается, что М. происходил из г. Византия, а его родители - из «старого» Рима; М. был казнен и погребен в Ираклии Фракийской, впосл. его мощи были перенесены в церковь, построенную имп. Константином. Будучи пресвитером, М. боролся с идолопоклонничеством и был брошен в печь, откуда вышел невредимым, в то время как огонь сжег приспешников правителя; имен мучителей и др. деталей Мученичество не содержит. В пространной редакции Пролога (древнерус. переработка кон. XII в.) текст не претерпел существенных изменений.

http://pravenc.ru/text/2564022.html

Паломничество на Святую Гору из России стало особенно интенсивным в XIX в. В 1873 г. в Москве была освящена небольшая Афонская часовня, в 1883 г. – построена новая большая часовня в самом центре Москвы, недалеко от несохранившихся Владимирских ворот Китай-города на Никольской улице. Православный народ смог поклоняться святыням, которые были привезены с Афона: святому кресту с частицей Животворящего Древа, частицы камня от Гроба Господня, частице мощей святого великомученика Пантелеимона и чудотворному образу Тихвинской Божией Матери. Расширению связей с Афоном способствовала и широкая книгоиздательская деятельность Афонского Пантелеимонова монастыря, в которой принимал активное участие святитель Феофан. Большинство книг святителя были изданы в издательстве Русского Пантелеимонова монастыря. В «Афонских листках» печатались отрывки из сочинений и писем святителя Феофана. Подобные листки можно отнести к чтению на каждый день. Этот же жанр разрабатывал и святитель Феофан в своем труде «Мысли на каждый день». «Афонские листки» издавались с 1881 г. Всего было издано более 400 номеров «Афонских листков». Каждый листок имел номер и тему. Листки были двух видов – по 4, 8 и 16 страниц. Издателем являлся Русский монастырь Св. вмч. Пантелеимона на Афоне. Заглавные колофоны могли быть нескольких типов: Благословение обители Ссв. Пантелеймона; Благословение Афонской обители св. великомученика Пантелеймона; За благословение Св. обители св. великомученика и целителя Пантелеймона; Афонский листок. Листки издавались для бесплатной раздачи поклонникам в обителях – Пантелеимоновой на Афоне, Новоафонской на Кавказе и принадлежащих им подворьях. Некоторые из листков рассылались бесплатно в виде приложения к журналам «Душеполезное размышление» и «Душеполезный собеседник». Журнал «Душеполезное размышление» был основан иеромонахом Арсением (Мининым) , адресатом святителя Феофана, как издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря и выходил с 1878 по 1887 гг. Издание представляло собой небольшие тетрадки духовно-назидательного содержания. Эти тетрадки сначала рассылались исключительно благотворителям и выходили от 10 до 12 выпусков в год. После 1888 г. издание было преобразовано в ежемесячный журнал «Душеполезный собеседник», издававшийся в 1888–1918 гг. в Москве Афонским Пантелеимоновым монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Инкерманском монастыре три храма. Один из них высечен в скале и освящен во имя Св. Климента, папы римского. Он открыт архиеп. Херсонским Иннокентием в 1852 г. и, разрушенный в Севастопольскую войну, возобновлен в 1867 г. При нем два придела – во имя Св. Мартина Исповедника и во имя Св. ап. Андрея Первозванного. Как ни древен этот храм, однако только его придел во имя Св. ап. Андрея Первозванного может быть отнесен ко времени Св. Климента. Это – старейший из всех храмов, находящихся в России, и своей древностью превосходит даже храмы грузинские. Второй храм каменный; построен в 1867 г. и освящен во имя Св. Троицы. Третий построен в 1894 г. и освящен во имя Св. вмч. и целителя Пантелеимона. Обителью управляет архимандрит. Кизильташская Св. Стефана Сурожского киновия в Феодосийском уезде. Находится киновия в котловине, в урочище Кизильташ, близ местечка Судак, в 8 верстах от татарского селения Отуз, в 10 в. от моря и в 35 верстах от уездного г. Феодосии. Киновия основана в 1851 г. двумя странниками, крестьянами Андросиком и Пантелеимоном. Открыта она с благословения архиеп. Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) в 1856 г. В киновии два храма – теплый и летний. Первый из них освящен во имя св. Стефана Сурожского и построен на том месте, где была старая плетневая церковь св. Стефана Исповедника, епископа крымского в VII в., имевшего свое местопребывание летом в этой местности. Другой храм – Успенский. Управление киновией находится в руках игумена. Корсунский Богородицкий монастырь, в Днепровском уезде. Эта первоклассная общежительная обитель расположена в 40 в. от г. Алешек, недалеко от м. Каховки, на ровном и красивом месте, возле днепровского протока Каменицы. Основан монастырь с разрешения кн. Потемкина в 1787 г., а указом Св. Синода 1876 г. предоставлен в личное управление епархиального архиерея. Во главе его стоит наместник-игумен. «Панагия» или Бахчисарайский Успенский скит в Симферопольском уезде. Этот нештатный общежительный скит расположен в очень живописной и дикой местности, в глубоком овраге. Он находится в 2 в. от заштатного города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик», в 4 в. от станции Севастоп. ж. д. «Бахчисарай», в 80 в. от губ. г. Симферополя и в 42 в. от черноморской пристани в Севастополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

крест серебряный» (Акты рус. на св. Афоне мон-ря св. вмч. и целителя Пантелеимона. К., 1873. С. 51. 6). Создание подобных предметов церковной утвари было делом правителей, членов их семей, заботившихся о благочестии в стране. Среди ктиторов, инициаторов создания подобных крестов в Др. Руси, ставших предметами искусства, нельзя не упомянуть прп. Евфросинию Полоцкую, дочь полоцкого кн. Вячеслава Брячиславича, создательницу храмов в Полоцке и служебной утвари для них (60-70-е гг. XII в.), архиеп. Антония Новгородского (в миру посадник Добрыня Ядрейкович), по заказу к-рого в 1210-1212 гг. был выполнен крест для новгородского собора Св. Софии, повторяющий форму древнейших почитаемых визант. крестов (совр. местонахождение неизв.). В послемонг. время (2-я пол. XIII в.) подобные кресты, как правило, создавали государи и архиереи. По летописным памятникам известно, что некоторые князья Зап. Руси, занимаясь церковным строительством, заказывали и Н. к. для них. Из «Летописца» Владимира Васильковича Волынского (1289-1290) известно, что по заказу князя было сделано 5 воздвизальных крестов, предназначенных для храмов в 2 новых городах, для епископии Луцка, для княжеского мон-ря и дворцового храма ( Стерлигова И. А. Древнерус. церк. убранство по данным «Летописца Владимира Васильковича Волынского»//ДРИ. 1997. Вып.: Русь. Византия. Балканы. XIII в. С. 271). В источниках эпохи средневековья и синодального периода Н. к. можно идентифицировать среди служебных крестов еще и потому что в них были помещены мощи как знак благодати. В старейшей описи Соловецкого мон-ря 1514 г. упоминается «вздвизалнай» крест в алтаре Преображенского собора в серебряном окладе, позолоченный, с жемчугом и 7 камнями. Этот крест находился в 1549 г. на том же престоле, кроме него, в храме уже было 3 Н. к.- один из тропического, привозного дерева синолой, со вставками в виде пластин с лицевыми изображениями, резанными по кости («кость рыбья зубу с праздники и Страсти»), серебряными позолоченными накладками и с камнями по углам.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

в 1864 г. она умерла. Елизавета была погребена с западной стороны храма. Следующим кирпичиком будущего монастыря стала младшая сестра Елизаветы – Александра. В 1865 г. она была назначена попечительницей Крестовоздвиженского храма. Будучи послушницей Тульского Успенского девичьего монастыря, она оставляет его и переезжает в село Борщевое в надежде создать женскую общину. Наследники имения сестра Анна и брат Илья не возражали, но прошение было отклонено, т.к. существовал закон, по которому в родовых имениях создание монастырей запрещалось. После смерти брата Ильи вся недвижимость по взаимной договоренности была продана невестке Анне Николаевне Хрипковой, которая пожертвовала ее Серпуховскому Владычнему монастырю. Так было положено начало созданию общины в селе Борщевое. Разрешение на создание общины последовало по определению св. Синода от 11 ноября 1892 г. Она обрела свою самостоятельность и получила название Борщевской Крестовоздвиженской. Постепенно количество сестер и богомольцев увеличивалось. Поэтому было решено начать строительство второго храма, более обширного, в честь Иверской иконы Божьий Матери. Храм предполагался двухэтажным с шестью престолами: на первом этаже - в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», свт. Николая Мирликийского, вмч. и целителя Пантелеимона; на втором – в честь Иверской иконы, Успения Пресвятой Богородицы и свт. Феодосия Черниговского. Закладка храма состоялась в 1896 г. при настоятельнице Аполлинарии. А в 1898 г. определением св. Синода община была преобразована в общежительный Успенско-Иверский женский монастырь. Храм сооружался 20 лет. Первоначально предполагался проект с куполами в шатровом стиле, но из-за нехватки средств, проект видоизменился, и формы куполов были упрощены. 10 сентября 1913 г. состоялось торжественное освящение храма викарием Тульским и Каширским Евдокимом. В 1915 г. Архиепископом Тульским и Белевским Парфением освящен придел в честь свт. Феодосия Черниговского. Двухэтажное здание Успенско-Иверского женского монастыря было замечательнейшим по красоте и техническому оснащению.

http://sobory.ru/article/?object=02230

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010