В данной местности сохранилось немало указаний на то, что коня представляли хранителем, защитником и спасителем. Определенными указаниями на это служат подвески, может быть, амулеты (талисманы) из курганной бронзы, в виде коньков с пышной вьющейся гривой, находимые, напр., в курганах близ городища при селе Гремячеве, Перемышльского уезда, Калужской .губернии. То же суеверное уважение к коню сохранилось и запечатлелось в обычае класть подкову коня у порога главной двери дома, торговой лавки, магазина, хлебного склада и пр. Тем же объясняется и другой обычай – ставить изображение коня наверху стропил дома или над воротами скотного двора, или делать изображение коня над лавкой в избе, где хранится пища, почему и лавка эта называется «коник». Такие обычаи сохранились на всем пространстве Тульской губернии и в других местах Великороссии. Что конь представлял собою силу производительную и как бы покровительствующую производительности, – указание на это сохранилось в обычае северных финнов: «в некоторых местах на финском севере устраивают для новобрачных постель в конюшне». По сравнению с этим интересен другой обычай, замеченный у западных финнов, а именно: женщины некоторых тамошних местностей, желающий иметь детей, отправляются «прикоснуться» к камням, пользующимся суеверным поклонением народа. Таковой обычай практикуется доселе в прибалтийском крае. Очевидно, понятия конь и камень здесь сливаются в одно общее и основное понятие культа «производительной силы», для которой «конь» и «камень» служат лишь внешним выражением или символическим образом. В христианское время суеверное почтение к коню сохранялось, но постепенно изменялось или совершенно исчезало. Так, известно, что мужественный русский князь Андрей Георгиевич, впоследствии наименованный Боголюбским, еще будучи молодым, в битве под Луцком (на Волыни) 8-го февраля 1150 года, окруженный врагами, пылко защищался на коне, который, исходя кровью, однако же, вынес господина своего из опасности и тогда пал мертвым. Благодарный Андрей соорудил ему памятник над рекою Стырам. Известно также, что русские великие князья, – в особенности те, которые княжили на финском севере, как, напр., суздальские и московские, – обыкновенно чеканили монету с изображением всадника на коне. Начиная с и до XV-ro века включительно, в грамотах этот всадник именуется просто «ездоком»; и даже в веке, в указе царя Алексея Михайловича 29-го апреля 1668 года, коим устанавливается изображение герба Русского Государства, употреблено это же наименование. В указе от 10-го апреля 1728 года о новых копеечных монетах тот же всадник именуется еще «ездок на коне». И только около половины века это изображение заменяется изображением св. Великомученика Георгия Победоносца, в честь которого был установлен и военный орден. При этом замечательно, что и в этом случае принято не поясное изображение (медальонное), каковое было еще в Византии, а изображение Великомученика в виде всадника на коне и притом на белом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

- М: Наука, 1998,  Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Село Супонево находится в 135 верстах от Орла, в 4 ½ верстах от Брянска; в 1 версте от села – Брянский Свенский Успенский монастырь. Приход расположен частью на правой холмистой стороне реки Десны, а частью по низменной, болотистой местности. По церковным документам приход в 1778 г. состоял из крестьян Свенского монастыря, села Супонева и деревень: Тимоновки, Добруни, Тлановки, «протоповских» брянского собора, Антоновки и помещичьих – бывшей Тарлановки, а ныне Болахоновки. В настоящее время приход состоит из из села Супонева и деревень: Добруни, Антоновки и Болахоновки. В приходе значится 4 995 прихожан обоего пола. Почва в приходе суглинистая, земли у крестьян мало, поэтому многие ищут заработков на стороне: на Брянском арсенале, сплавляют суда и плоты в низовые города и остаются там на лето для разных работ; некоторые откупают сады, торгуют скотом. Об образовании прихода и времени построения первого храма в селе ни в устных преданиях, ни в письменных памятниках нет определенных сведений. Несомненно только, что первоначальная история Супоневского прихода находится в связи с историей Свенского монастыря. В книге архимандрита этого монастыря Иерофея «Брянский Свенский монастырь» упоминается о существовании монастырского села Супонева с храмом во имя великомученика Георгия Победоносца уже вскоре по основании монастыря (основан в 1288 г.). Из надписи, сохранившейся на евангелии, видно, что когда-то в Супоневе существовала церковь «св. Великомученика Георгия, Страстотерпца, Победоносца и святителя отца Алексея», что была двухпрестольная. Между тем в существовавшей по 1855 г. церкви был один престол – во имя вмч. Георгия Победоносца. Из этих отрывочных сведений можно только вывести заключение, что Супоневский приход один из древнейших приходов Брянского уезда и что существовавший в селе Супоневе до 1855 г. храм не был первоначальным.

http://sobory.ru/article/?object=05016

Россия с принятием от Греции веры, получила как все церковные законы и уставы, так и все книги, в том числе и эти повести о житиях святых. Хотя невозможно точно определить времени перевода на славянский язык житий святых, но видно, что они находятся у нас с самых древних времен, так как преосвященный Макарий митрополит Московский (1542–1564 г.), своими трудами и средствами собрал пространные описания житий святых, так называемые Минеи-Четьи, старинных списков, и только исправляя некоторые древние и неупотребительные выражения». Эти-то Минеи в настоящее время Археографической Комиссией издаются в свет и уже вышли из печати шесть книг, заключающие в себе месяцы сентябрь и октябрь. Цель Комиссии состоит в том, чтобы исправить ошибки и пропуски, а главное в издании сих Миней сохранить их оригинальность редакции, которая, к сожалению, очень разбросана и повторяется в разных видах, так что Св. Димитрий Ростовский по истине был вполне прав, создавая Минеи под своею редакцией – сокращенно. Для ознакомление читателя с таким замечательным трудом, по той обширности и почти непреодолимой трудности, как предпринятый ныне Археографической Комиссией по изданию упоминаемых Макарьевских Миней, мною взяты предлагаемые в конце книги два отрывка, в том именно виде как они напечатаны (из жизни Св. Великомученика Димитрия, октябрь 26-й день). При этом, к сожалению, я не мог воспользоваться самим оригиналом (находящимся в Московском Синодальном Архиве) или, издаваемою помянутою Комиссией, книгой за апрель месяц, как содержащей в себе историю о Святом Великомученике Георгии, и по всей вероятности пройдут еще десятки лет, когда этот месяц будет напечатан; так как упоминаемые только два месяца сентябрь и октябрь потребовали для разбора и составления более десяти лет (с 1867–1880 г.). Все вышеизложенное приведено как главное, так сказать – источник, откуда почерпаются все жития святых. Но в настоящем житии Св. Великомученика Победоносца Георгия предполагалось, не ограничиваясь одним лишь историческим изложением, включить все, что только имеет отношение к имени и памяти сего Святого, как имени любимого и чтимого в России, да и не одной только России.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Афоне в настоящее время 20 монастырей из них: 8 штатных и 12 общежительных, 12 скитов, до 800 отшельнических келий и до 10 000 всех иноков, из коих большинство греки и русские, а затем болгары, сербы, молдаване и грузины. Монастыри и скиты св. Афонской горы. 1. Русский Монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона (Киновия т.е. общежитие). Главный собор монастыря посвящен имени святого великомученика и целителя Пантелеимона, котораго честная глава, здесь находящаяся, составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Кроме того, в сем храме находятся и другия святыни следующия: части Древа Креста Господня и св. мощей; частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана Новаго; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины, частицы мощей: св. Иосифа Обрученника, св. Апостола Фомы, преподобнаго Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия победоносца, Димитрия мироточиваго, Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мученик дву тму в Никомидии сожженных. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленнаго от Гроба Господня, из котораго сделан седмисвещник. Второй собор — Покрова Пресвятыя Богородицы. Святыни храма сего: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея, Матвея, Луки, Филиппа, Фомы, Варооломея, Варнавы, Иакова Алфеова, Тимофея, Прохора, Фаддея... (стр. с 13 по 20 утеряны). Параклисов четыре: 1) св. царя Константина; 2) св. великомуч. Георгия Победоносца; 3) св. великомуч. Димитрия; 4) Всех Святых. Основание Костамонита приписывают Константину Великому, или сыну его Константию; но вернее, то предание, что ктитор его — вельможа царственнаго двора Комнинов; следоват. он основан не ранее XIII или XIV в. Название производят от окружающих его каштановых рощей. От Костамонита до Зографа один час ходу, до Кареи три часа.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=14...

В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и визант. традиции изображения триумфа императора. Различаются неск. вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо вмч. Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо вмч. Георгия с отроком»). О том, что эти иконографические типы не дублировали друг друга, а воспринимались самостоятельно, свидетельствуют произведения, где одновременно присутствуют неск. вариантов изображения Георгия на коне. В числе ранних примеров – фреска XII–XIII вв. скального храма «Трех всадников» в Эски-Кермене (Крым), где отдельными изображениями представлены фигуры (слева направо): Георгий-воин (фронтально, с поднятым копьем в правой руке, со щитом за левым плечом, в левой руке – поводья), Георгий-змееборец и Георгий со спасенным из плена отроком, сидящим за спиной святого на крупе коня. Фреска, созданная, очевидно, греч. мастерами, являлась чтимой святыней греч. населения Крымского п-ова. В византийском искусстве образ Георгия-змееборца, основанный на апокрифическом источнике, встречается редко (стеатитовый рельеф XII в., Художественная галерея Уолтерса, Балтимор, США; фреска в церкви Св. Врачей в Кастории, Греция (XII в.); мозаичная икона (кон. XIII – нач. XIV в., Лувр, Париж)). Известен также ряд изображений Георгия-воина на коне (без змея): с поднятым вверх копьем в правой руке и со щитом за левым плечом, в развевающемся за спиной плаще,– в позолоченном медальоне на дне визант. серебряной чаши с двойными стенками с чеканкой и гравировкой (XII в., найдена в сер. XIX в. вблизи г. Берёзова в Зауралье (ГЭ)); Георгий – в центре композиции, представляющей «придворный праздник» (окружен изображениями царицы, слуг, музыкантов, танцоров, реальных и фантастических животных и масок). Никифор Григора в «Ромейской истории» (1204–1359) упоминает об изображении Георгия на коне, находившемся на стене имп. дворца перед часовней Богородицы Победоносной (Никопеи) в Константинополе (XII в. или 1-я пол. XIV в.; Niceph. Greg. Hist. VII 5). Псевдо-Кодин в трактате «О придворных чинах» (не ранее сер. XIV в.) указывает, что в праздник Рождества Христова среди проч. военных знамен в палату императора вносили 2 хоругви – с изображением Георгия-всадника и Георгия-змееборца (Ps.-Codin. De offic. P. 48, 4, 282 sq.). Георгий-воин на коне (без змея) с эпитетом в посвятительной надписи: «Никифорос» (Победоносец) – представлен на фреске нач. XIII в. в церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари.

http://sedmitza.ru/text/414401.html

Октября 28 числа, утром, пришел консул и объявил, чтобы русские были готовы в дорогу. Спустя немного времени, приходят арабы и берут сумки у всех, которые сами не могут нести. И мою взял араб, а я пошел вслед за ним, и вышли на улицу; тут стояло множество верблюдов, коней, ослов и магарчиков (по-русски – лошаков); и брали всяк себе по силе,– кто верблюда, кто коня, а другой осла, а иной магара. Я взял для себя осла и поехал, помышляя о вшествии Господа Иисуса Христа во святый град Иерусалим на жребяти осли. 7 . Выехавши из Яффы, древней Иоппии, ехали зелеными садами и огородами, где овые плоды собирали, овые садили, овые плоды цвели, а другие поспевали. Отъехали верст семь; осталось в правой руке, в стороне, селение Лида, отечество св. Великомученика Георгия. 8 . Еще отъехали верст семь, приехали в город Ремлю, по-древнему Рама (глас в Раме слышан бысть). Тамо мы въехали в монастырь св. Великомученика Георгия, и отвели нам гостиницу. Мы пошли в церковь и поклонились св. иконам; тамо хранится часть столба вдовицына (Чет. Мин. 23 апр. Чудеса св. Великомуч. Георгия Победоносца), и мы его лобызали; в алтаре хранится одна древняя икона Святителя Николая. Потом представили нам трапезу, после которой мы спокойно спали. Поутру, часа за два до свету, все встали; приехали наши извозчики, и мы сели и отправились в путь; еще оставалось нам ехать до Иерусалима сорок пять верст, за тем пораньше и встали. Верст пятнадцать мы ехали по ровному полю и по весьма хлебородной земле. Потом поехали на горы, и верст пятнадцать взбирались все на гору, по острому камню; более шли пешие, нежели сидели. 9 . Потом взошли на гору, и паки спустились версты две, и взошли в село Еммаус, где Господь беседовал с Лукою и Клеопой, и познался им в преломлении хлеба. Здесь есть жительство и церковь , которая построена Царицею Еленою, ныне же стоит пуста. От Еммауса до Иерусалима ехали с горы на гору, потом поднялись на одну весьма высокую гору, имели надежду с нее увидеть св. град Иерусалим, но, однако, не получили желаемого; а нам столько сие было желательно, что казалась одна сажень за версту. Наконец, открылись нам горы заиорданские и св. Гора Елеонская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9) Холщевый – 1 / 4 аршина ширины и 1 / 4 аршина высоты, от сотворения мира 7150, от Рождества Христова 1642 года, с св. мощами; имеет изображение осмиконечного креста с тростию и губою и надписями при этом: «Царь Cлabы,IC.XP. ТР.(т. е. трость) КЬЕ.(копие) НИ, КА, М. Л. РА БЫ ». Надпись кругом у краев следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме святого Священномученика……амения на память иже во святых отца нашего Никифора Патриарха Цареграда лета 7150 июня 6-го при благоверном Цари и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси и при Митрополите Исидоре Нова Града и Великих Лук и при настоятеле святыя обители боголепного………великого чудотворца Варлаама Хутынского, Димитрия Архимандрита…… збратиею.» Углов пришивных нет, а на месте их дыры со ржавчиною от гвоздей, коими был прибит антиминс к престолу. 10) Холщевый – 1 / 4 аршина ширины и 1 / 4 аршина высоты; от сотворения мира 7153, от Рождества Христова 1643 г., со св. мощами; в храм Великомученика Георгия Победоносца, с изображением осмиконечного креста на подножии, с копьем и тростью и с словами около креста IC. ХС. НИ. КА. Надпись не кругом антиминса, а по ту и другую сторону креста, сколько можно было разобрать, следующая: «Освятися олтарь Господа и Бога………в церкви…….мученика Георгия Победоносца. Священа бысть церковь сия лета 7153…….на память святыя мученицы………….при благоверном Князе Михаиле Феодоровиче…….. и Князе Алексий Михаилевиче при Митрополите      Великого Нова Града и Великих Лук.» Мешечек для св. мощей и углы пришивные с лицевой стороны. 11) Холщевый – шириною и высотою по 4 1 / 8 вершка, 7153 (1645) сентября 29-го, с св. мощами, с изображением осмиконечного креста с копием и тростию с губою, на подножии, с словами около креста: «Царь Славы, IC. ХС. НИ. КА., копие, трость.» Изображение креста, очерчено линиями, как бы в раме. Надпись по ту и другую сторону мешечка с св. мощами и – изображения креста, следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пречистыя его Матери честного и славного ея покрова – священа бысть церковь сия в лето 7153 сентября 29-го на память преподобного отца нашего Кириака отшельника, при благоверном Царе и Великом Князе Михаила Феодоровиче всея Руссии, при Царевиче Алексеи Михаиловича и при Архиепископе Алексие Псковском и Изборском.» Мешечек для св. мощей и наугольники пришиты на лицевой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Редко встречающийся иконографический извод – Георгий-воин, восседающий на троне,– возник не позже кон. XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне (престоле) и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой – придерживает ножны (икона XII–XIII вв. из Пловдива (СНХГ); парное рельефное изображение восседающих на тронах Георгия и Димитрия (кон. XII в., собор Сан-Марко в Венеции); серб. житийная икона XVII в. (Печская Патриархия)). Своеобразное лит. описание этой иконографии принадлежит визант. поэту Мануилу Филу (ок. 1275 – ок. 1345), который обращается к «великому Георгию воину, сидящему перед городом и извлекающему наполовину меч из ножен»: «Прекратив бой, в котором ты изгнал врага души, вновь ты находишься в раздумье на отдыхе» (Manuelis Philae Carmina/Ed. E. Mьller. P., 1855. Vol. 1. P. 119, CCXXVI). Подобным образом изображался и вмч. Димитрий Солунский (икона из Успенского собора г. Дмитрова, кон. XII – нач. XIII в., ГТГ). В монументальной росписи св. воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к вост. части храма, а также в нартексе: напр., в церкви Богородицы в монастыре Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) – на сев. подпружной арке; в монастыре Хора (Кахрие джами) в Константинополе (1316–1321) – на арке в экзонартексе; в кафедральном соборе в Чефалу (1148) – в наосе и др. В XIV в. почитание св. воинов как реакция на военные действия турок-осман, переместившиеся к этому времени в Европу, возросло. Так, в богослужебных текстах XIV в. в чине проскомидии (по уставу Филофея Коккина, 1344–1347) после пророков и апостолов в перечислении мучеников первыми вспоминаются св. воины Димитрий, Георгий и Феодор Тирон. Значительное место воинской теме отводится в монументальной росписи храмов, особенно на Балканах. Так, изображения Георгия среди др. воинов представлены в росписи церквей: вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318), ап. Иоанна Богослова в Земенском монастыре, Болгария (1354), Вознесения в монастыре Раваница, Сербия (ок. 1387), св. Петра в Беренде, Болгария (XIV в.). Увеличивается число изображений воинов, напр. в церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны, Сербия (1350), их 17, а в церкви Св. Троицы монастыря Ресава, Сербия (до 1418),– 14; образы св . воинов включаются в наиболее важные композиции нетрадиц. иконографии, напр. в Деисус («Небесный двор»): Христу вслед за Богоматерью (Оба – в царском облачении) предстоят воины в одеждах вельмож (церковь монастыря Богоматери Заумской в Зауме близ Охрида, Македония, 1361; церковь вмч. Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония, ок. 1376). Изображения Георгия-воина включаются в портреты ктиторов, где он выступает покровителем земных правителей, напр. в церкви Богородицы Евергетиды монастыря Студеница, Сербия (1208–1209),– вмч. Георгий рядом со святыми Саввой I и Симеоном Неманей; на зап. стене церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318),– Георгий дарует меч кор. Милутину.

http://sedmitza.ru/text/414401.html

Памятная записка В 6-м часу вечера, на встречу идущим монахам от вечерни, прибыл я в обитель Божьей Матери Владимирской, 1818 года, под Ее покровительство. Семнадцать лет я здесь в обители Святой, Семнадцать лет провел я с матерью родной; И десять лет Царю в полках его служил; Смотрите, сколько я на свете жил. И вот мой век, как день вчерашний, промелькнул, Как будто в первый раз на свет сей я взглянул. Меня и на реках смерть алчная искала, И в море ад мне разверзала: Но Бог помог – и я не утонул!!! В степи с людьми я замерзал, И очень близок к смерти был;– Мороз и вихрь на смерть терзал; В живых остаться я не мнил О, мысль небесная, благая! Призвал я в помощь Николая, – И преложилась вдруг вся буря в тишину! Великий Чудотворец спас От гибели и смерти нас; Мы все не знали, как благодарить ему!.. Сверх всех болезненных стечений, Сверх всех смертельных приключений, Как много было стрел на жизнь мою! Господь помог – И я возмог! Теперь благодарю, пою: Свят! Свят! Свят! Господь Саваоф!.. Речь к Святому Георгию от грешника Егора О, Ангел мой, Святый Славный Великомученик, Победоносец и Чудотворец Георгий! Угодно было Святому Провидению славным явлением невещественного света и блистаниями светло-сияющего образа твоего священно благословить мать мою, имущую родить меня. О, какой радостный луч Божественного света проник в ее душу и благоволил озарить меня словом истины в ее утробе! Так все провидящий Бог проявил мое рождение, именуя меня, сокровенного во чреве, святым славным именем твоим и ознаменовав бытие мое таким славным явлением. С удивлением произносила мать моя, когда я уже мог понимать реченное к ней свыше: «Сына тебе Бог даст Георгия: Вот тебе и образ Св. Великомученика и Победоносна Георгия!» Тогда она в священном ужасе и страхе благоговейно приложилась к образу и приняла его к себе на руки. Что я от нее слышал, то и исповедую в славу Божию и в прославление чудес твоих по дарованию Христову. При сем повторяя речь Давидова псалма: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, молю тебя, небесный воин! испроси грехам моим прощение от Господа, от начала и до конца моего временного в сей жизни пребывания. Предстательствуй о мне, о чудный победоносец, поправый великого змия, и царевну освободивший от смерти, и многие тысячи народа просветивый верою! Ныне умоли всесильного Бога, да буду и я в немощи моей силен благодатью Его, на побеждение противящихся истине и на всеконечное попрание страстей моих! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

В Смирне семь греческих церквей; мы побывали только в одной – более замечательной по величине своей. Эта церковь св. Фотинии, той самой жены самаряныни, которая сподобилась беседовать с Господом при колодце патриарха Иакова. Долго мы поднимались на гору, господствующую над всей Смирной, где уцелели древние остатки здания из дикого камня, наподобие крепости, устроенной амфитеатром. Здесь-то, во время язычества, исповедники имени Христова отдаваемы были зверям на снедение; сохранились даже логовища зверей, откуда они выпускались на мучеников Христовых. Там священномученик и святитель Поликарп смирнский запечатлевший своею кровлю своё исповедание. Там св. мученик Ионий пресвитер и другие последователи примеру его. В Смирне мы закупили рослого ладану и апельсинов, по самым дешёвым ценам. Город Бейрут, расположенный на прекрасной равнине, простирающейся до подошвы Ливана, замечателен по своей величине и красивыми постройками. В Бейруте девять православных церквей; мы побыли в одной, во имя св. великомученика и победоносца Георгия. В полуверсте от неё мы посетили то место, на котором св. великомученики, явившись царской дочери, выведенной на снедение змию, избавили её от смерти, поразив змея копьём и потоптав конём. Там, где совершилось сие чудесное избавление царской дочери, теперь турецкая молельня, обсаженная лимонными деревьями, а близ ней колодезь, у которого зажигают свечи в честь св. великомученика, покупаемый богомольцами. Из Бейрута отправлялся, на нашем пароходе, в С.-Петербург тамошний русский консул для празднования свадьбы своей дочери. Мне пришлось много с ним беседовать и, между прочим, зашла речь о митрополите севастийском Герасиме Бреде, бывшем ректоре псковской и рижской духовных семинарии, который временно проживал в Дамаске со вновь вступившим на патриарший престол Спиридоном, для поддержания, как он объяснял, патриаршей власти сего последнего, так как сим новым патриархом были весьма многие из архиереев сирийских недовольны и не хотели его признать патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010