Двадцать третий день. Поучение 1-ое. Св. мученица Агрипина. (Скорби ведут на небо). I. Св. ныне ублажаемая мученица Агрипина была римлянка, дочь благочестивых родителей, которые с малолетства воспитали ее в христианской вере и благочестии. Достигши зрелого возраста, она не вступала в супружество и, живя благочестиво, много приносила пользы другим своими задушевными беседами о вере и жизни христианской. Когда император Валериан открыл гонение на христиан, то не оставили и ее в покое. Ее обнаженную бичевали палками до сокрушения костей и наконец связали веревками так сильно, что она умерла в муках. Мощи св. Агрипины погребены были в Сицилии, а около IX века перенесены в Константинополь. II. Мы видели, братия, что св. муч. Агрипина взошла на небо и наследовала царствие небесное путем тяжких страданий и скорбей. И действительно, если размыслим, как должно, мы увидим, что скорби – лествица, возводящая на небо. На небо иного пути кроме крестного не было, нет и не будет. а) В этом удостоверяет нас вся история святых. Господь, Пречистая Его Матерь, возлюбленные ученики и все святые скорбным путем шествовали, который и всем нам заповедан Господом, как подражание Ему, по слову Его: «иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин». б) " Богом определено, как говорит св. Макарий египетский , чтобы путь, вводящий в жизнь вечную, был со скорбию, с теснотою, со многими испытаниями, с самыми горькими искушениями, чтоб как по милосердию Божию, так и по правде наследовал человек блага небесныя. Как обетования Божии велики, неизглаголанны и неисповедимы, так потребны нам вера и надежда, труды, великие подвиги и долговременное испытание. Со Христом желаем мы царствовать безконечные веки: ужели не решимся с усердием в продолжение кратковременной жизни этой до самой смерти терпеть борения, труды и искушения? Божественный апостол, провидя духом небесное воздаяние, уготованное за скорби, сказал, что скорби сего века недостойны той небесной славы, которая явится в нас по переходе в вечность». (Твор. св. Макария египетского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятнадцатый день. Поучение 1-е. Св. апостол Иуда. (О вечных мучениях). I. О св. ап. Иуде, память коего совершается ныне, церковный историк Никифор пишет: «божественный Иуда, не искариотский, но другой, которого также звали Фаддеем и Леввеем, сын Иосифа, брат Иакова, сброшенного с крыши церковной, уловил сетию св. Евангелия сначала Иудею, Галилею, Самарию, Идумею, потом города Аравии, Сирии и Месопотамии; напоследок пришел в гор. Едес, принадлежавший царю Авгарю, и где другой Фаддей, один из 70-ти апостолов, проповедывал Христа еще прежде него». По преданию известно еще, что ап. Иуда проповедывал Евангелие и в Персии, откуда написал соборное послание к верующим, краткое, но назидательное, в котором он предохраняет от лжеучителей и угрожает, что как было с Содомом и Гоморрою, «так точно будет и с сими мечтателями, злословящими то, чего не знают, ропотниками, ничем не довольными, поступающими по похотям своим (нечестиво и беззаконно); уста которых произносят надутыя слова»; «это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа», говорит апостол, «безводные облака, носимые ветром, осенния деревья, бесплодныя, дважды умершие, исторгнутые, свирепыя волны морския, пенящияся срамотами своими, звезды блуждающия, которым блюдется мрак тьмы на веки»... Св. ап. Иуда далее пишет в своем соборном послании, что Господь, не пощадивший и ангелов, накажет всякого грешника, не старающегося исправить жизнь свою. Св. ап. Иуда скончался мученически в Месопотамии (около 80-го года по Р. X.), он был распят на кресте; место погребения его осталось неизвестным. II. Обратим внимание, братия мои возлюбленные, на те страшные угрозы грешникам вечными мучениями, которые в пророческом духе изречены в послании св. ап. Иуды, и побеседуем в настоящий раз «о вечных мучениях грешников в аду». Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимаго, и посмотрите там на заключенного горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышняго тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Десятый день. Св. муч. Орест. (Достойно ли мы носим звание христиан?) I. Св. Орест, память коего совершается ныне, вместе с апостолами: Ерастом, Олимпом и Родионом, был врач тианский в Каппадокии и много пострадал во время гонения при Диоклитиане. Его истязали веревками и жилами, так что все тело его представляло одну сплошную рану. В продолжение 7-ми дней морили голодом и жаждою, потом вбили ему в пяты 20 гвоздей и, привязав к лошади, гнали ее с ним по полям и острым камням... И стяжал он за непоколебимость своей веры во время всех этих страданий вечное блаженство, о котором сам засвидетельствовал, когда явился ликующий святителю Димитрию ростовскому , писавшему в то время об его мученическом подвиге, и сам дополнил сказания о себе, объявив, что он «больше претерпел мук за Христа», чем это было известно его жизнеописателю, причем показал и раны свои, которыми был изъязвлен за 15 веков перед тем... Останки св. муч. Ореста были брошены в реку, но христиане успели извлечь их оттуда и предали погребению на горе близ Тианы. II. В истории страданий св. мучен. Ореста весьма примечательно следующее обстоятельство. Когда св. Ореста спрашивали о его имени, то он назвал себя христианином, и долго не хотел сказать мучителю своего имени. «Имя христианин гораздо честнее и славнее всех имен в мире, говорил Орест. Если ты хочешь знать, то от рождения телесного я назван Орестом, а от рождения духовного называюсь христианином. Теперь ты поймешь, что рождение духовное важнее телеснаго, а потому имя христианин важнее, нежели Орест». Есть люди, которые величаются своими титулами, но как они небрегут о своем имени христианина! Между тем для христианина нет и не может быть ничего драгоценнее, как быть истинным христианином, т. е. достойно носить свое звание христианина. Итак спросим себя: достойно ли мы носим свое звание учеников Христовых? Можем ли мы быть подражателями в этом отношении истинному христианину, каков был св. муч. Орест, ныне прославляемый? Не удивляйтесь этому вопросу, и не почитайте его необыкновенным. У нас звание христианина унижено, вменено в малое, предано забвению; но оно важнее всех званий и отличий в мире: ибо оно одно прославит или постыдит нас некогда пред лицем всего мира. Раб ли кто и находится в самой презренной доле: если он истинный христианин, то его ожидает престол и царство, с коими не могут сравняться все престолы земные. Властелин ли кто и правитель: если он не христианин истинный, то его ожидает такая тьма, такая бедность, такие узы, пред коими все темницы земныя, все лишения, скорби и казни человеческие суть малое только подобие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать седьмой день. Поучение 1-ое. Св. муч. Капитолина. (Богатство и бедность в отношении к спасению человека). I. Св. мученица Капитолина, память коей совершается ныне, была из Каппадокии и происходила от богатой и знатной фамилии. Приняв христианскую веру и услышав проповедь о том, «как трудно богатому войти в царство небесное», она раздала все свое имение и отпустила рабов своих на волю. Когда узнал об этом начальник Каппадокии Зелекинфий, то заключил ее в темницу, затем, выведя из темницы, требовал, чтобы она принесла жертву каппадокийскому идолу Серапису. Капитолина отказалась, и ей отсекли голову. Скончалась св. мученица в 304 г. по Р. Хр. Мы видели, братия, что св. муч. Капитолина, услышав евангельскую проповедь о том, как трудно богатому войти в царствие небесное, владея великим богатством, раздала все свое имение и отпустила рабов, дабы с большим удобством следовать учению I. Христа. Таким образом, она нашла, что при бедности, или по крайней мере при отсутствии великих земных стяжаний, ей легче войти в царствие Божие, которое действительно и наследовала, увенчавшись венцом мученическим. Рассматривая жизнь богатых людей, не редко весьма сильно располагающую их идти широким путем, ведущим в пагубу, мы действительно должны сказать, что трудно богатому войти в царствие небесное, по причине множества искушений ко греху, хотя, с другой стороны и бедность, доводящую до нищеты, мы не можем назвать всегда и для всех благоприятствующею нашему спасению, так как она порождает нередко зависть, ропот на Бога и др. грехи. II. Рассмотрим же, братие, подробнее, как действуют на человека богатство и бедность в деле его спасения. а) Не должно скрывать от себя, что, при испорченности воли нашей, богатство может поставлять великие препятствия на пути к царствию Божию. Сам Господь сказал: «яко неудобь богатый внидет в царствие небесное». И апостол свидетельствует, что «хотящии богатитися впадают в напасти и сети и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человека во всегубительство и погибель».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать седьмой день. Поучение 1-е. Св. муч. Каллистрат. (Уроки из его жизни: а) увещание совершать ночные молитвы и б) любить Господа превыше всего). I. Св. Каллистрат, память коего празднуется ныне, имел дедом своим некоего воина, по имени Неокора, который служил при Понтийском Пилате и был свидетелем страдания и смерти Спасителя. Неокор видел чудеса, сопровождавшие смерть и воскресение Спасителя, уверовал в Него и был крещен апостолами. Возвратившись в родной город Карфаген, Неокор рассказывал всем о Христе, как очевидец, и утвердил в семье своей веру Христову. Подражая деду и отцу своему, Каллистрат учил вере Христовой своих сотоварищей воинов и передавал им то, что унаследовал от отца и деда. Но такая деятельность не могла укрыться от язычников, тем более, что она сопровождалась благочестивою жизнию. На св. Каллистрата было донесено, «что он проводит ночи в молитве, при которой с любовию воспоминает имя Христа Спасителя», за Которого он с радостью всегда был готов пострадать. Он был призван к допросу, на котором, непоколебимо исповедав себя христианином, пострадал вместе с 49 другими воинами. Каллистрата предали жестоким мучениям и он был посечен мечем на мелкие части. Это было в царствование Диоклитиана. II. Братие-христиане! Поревнуем благочестивой жизни св. муч. Каллистрата. а) По примеру св. мученика Каллистрата, который любил проводить ночи в молитве, обращенной к Господу нашему И. Христу, что и было причиною его мученических страданий и смерти, и мы отдадим часть ночи, даже хоть несколько минут ночного сна на молитву. Среди окружающей тишины и безмолвия, когда ничто нас не развлекает, когда суета дня оставляет нас на несколько часов в покое, когда так легко заглянуть в глубь своей души, станем по пробуждении хоть на несколько мянут на молитву и вознесем свои благодарственныя, хвалебныя, просительные и покаянные молитвы к нашему небесному Отцу, Который, как Дух вездесущий и всеведущий, с высоты Своего престола милостиво услышит молитву рабов Своих, к Нему обращающихся с верою, надеждою и любовию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно Источник Содержание Введение Степень раскрытия и формулирования догматического учения о таинствах в св. Писании Обстоятельства, которыми условливалось раскрытие учения о таинствах отцами и писателями церкви первых трех веков Апостольские мужи II. Св. Иустин мученик Св. Ириней лионский IV. Климент александрийский V. Ориген VI.Tepmyллuah VII. Св. Киприан Заключение Приложение     Введение Существующие на западе римско-католический и протестантский взгляды на исторические данные для догматического учения о семи церковных таинствах, при всем существенном различии между собою, представляют однакож несколько точек взаимного соприкосновения. Протестанты утверждают 1 , что учением о седмеричном числе таинств богословская мысль привнесла несколько новых не данных в откровении истин. В св. Писании, по мнению протестантов 2 , дано учение о двух только таинствах: крещении и евхаристии. К этим двум священнодействиям по преимуществу и прилагалось в начале название таинств, хотя оно имело в древней церкви весьма обширный смысл. Постепенно, говорят они, утрачивалась чистота апостольской веры в таинства 3 , потому что с очень раннего времени начали, хотя на первых порах и довольно медленно, умножаться таинства; слово таинство (sacramentum = μυστριον) стали прилагать и к другим священнодействиям; причем оно сохраняло, однакож, по-прежнему весьма обширный смысл. Эти новые священнодействия от времени до времени то поставлялись в один ряд с богопреданными таинствами, то не поставлялись 4 . Так продолжалось, по словам протестантов, до тех пор, пока со времен Августина не началось быстрое увеличение таинств 5 и их появилось с началом XI в. так много 6 , что оказалось нужным разделить их на классы; плодом этой классификация было то, что выделены, наконец, семь священнодействий из массы всех таинств. Эта последняя работа принадлежит западу, именно знаменитому схоластику Петру Ломбарду 7 , а с запада это учение о седмеричном числе таинств перенесено и на восток 8 . Такова в кратком изложении протестантская теория образования учения о семеричном числе таинств, в том законченном ее виде, какой она получила в недавнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Магистерский диспут: [Рец. на: Мышцын В. Н. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894] Источник 12 мая в нашей академии имел место магистерский диспут. В качестве диспутанта выступил В. Н. Мышцын . Пред началом прений секретарем академии было прочтено следующее curriculum vitae магистранта. Диспутант В.Н. Мышцын , сын священника с. Волыни Рязанского уезда, родился в 1866 году, 21-го янв., окончил курс в семинарии в 1886, а в академии в 1890 г. Пробывши год профессорским стипендиатом при академии, в 1891 г. В. Н. определен был преподавателем греческого языка в Симбирскую семинарию, а в следующем 1892 году переведен в Рязанскую, где преподавал сначала св. Писание, потом греческий язык. В текущем году, по прочтении 11 марта двух пробных лекций, был назначен исправлять должность доцента по кафедре св. Писания В. Завета в здешней академии. Кроме представленного на соискание магистерской степени сочинения: «Учение Ап. Павла о законе дел и законе веры», г. Мышцыну принадлежат: помещенная в Чт. Общ. Люб. Дух. Просвещения за 1891 г. статья – «Связь антиномизма с учением Лютера» и напечатанный в академических протоколах отчет о занятиях его в качестве профессорского стипендиата. После произнесенной диспутантом речи 1 первым оппонентом выступил ординарный профессор по кафедр св. Пис. II. 3. М. Д. Муретов . «В своей речи, так начал оппонент, – вы отнесли свою диссертацию к области библейской теологии, метко сравнив последнюю с растением. Соглашаясь с вами, я желал бы сравнить вашу диссертацию с цветком на этом растении. Она представляет собою стройную систему, в которой все имеет свое определенное место и значение, рисуя учение ап. Павла в одном цельном образе. Ваши выводы и наблюдения прекрасно выясняют истинный смысл наиболее важных догматических терминов, вскрывая высоту и чистоту заключенных в них нравственных идей. Когда при чтении вашей диссертации я старался для диспута отыскать какие-либо недостатки и промахи в ее лицевой стороне, в раскрытии и систематизации понятий, то потерпел здесь полную неудачу. Но, подумал я, растение, с которым вы сравнили библейское богословие, должно иметь не только цветы, а и корни и почву, на которой растет оно. Этими корнями и почвою должен служить историко-филологический и археологический экзегес. Обратившись сюда за поисками возражений для диспута, я был хотя и счастливее, по весьма на немного. Дело в том, что корни, или историко-филологические изыскания у вас сокрыты от взоров читателя: вы сообщаете уже готовые выводы и сочетаете их в единый и стройный образ, не вскрывая той почвы, в которой коренятся эти выводы. Только кое-где эти корни обнажены от почвы, так что становятся доступны наблюдениям и проверке. Вот этими-то обнажениями я и воспользуюсь, насколько позволит мне время, для диспута.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ma...

Мученичество св. Игнатия Богоносца Предисловие к Мученичеству святого Игнатия Первое научное издание Мученичества Игнатия (далее Муч. Игн.) в сопровождении целой диссертации более чем в сто страниц было осуществлено одним им самых замечательных и выдающихся английских патрологов Д.Ляйтфутом в классическом многотомном издании творений мужей апостольских, вышедшем в 1889–1890 гг. (т.н., «большой Ляйтфут», editio maior в отличие от editiones minores). С тех пор Муч. Игн., за очень немногими исключениями, не переиздавалось среди произведений самых ранних христианских авторов. И тому были свои причины. Д.Ляйтфут, поставивший своей целью учесть все материалы и тексты, связанные со св. Игнатием Антиохийским и преданиями о нем (в т.ч., перенесением мощей), пришел в результате исследования к неутешительному выводу: Муч. Игн., по его мнению, не имело почти никакой исторической ценности. Филигранная работа со всеми дошедшими источниками текста, включая все версии на восточных языках и поздние редакции, скрупулезно-исчерпывающий анализ мельчайших исторических и документальных деталей 1368 – все это делает работу Д.Ляйтфута непреходящим образцом для подобного рода агиологических исследований. Если до английского патролога и были возможны попытки защищать подлинность актов, то после него авторитет их резко падает: ныне даже не во всех патрологиях упоминаются эти акты. Излагать доводы Д.Ляйтфута в Предисловии не видим необходимости, ибо подлинник или репринт многотомного издания Д.Ляйтфута доступен в российских библиотеках. Что же все-таки побудило нас включить Муч. Игн. в состав настоящего сборника? Во-первых, акты представляют едва ли не уникальную возможность сравнения с подлинными посланиями св. Игнатия 1369 , а тем самым, частично проследить процесс работы составителя актов. Внимательный анализ позволяет выявить ряд источников, которыми пользовался компилятор. Это Новый и Ветхий Заветы; подлинная (средняя) или, что очень вероятно, расширенная редакция посланий Игнатия; Евсевий (ЦИ, Слово Конст. и, может быть, Муч. Палест.); подлинные акты (?) Игнатия и литературные апологии (или готовые акты, включавшие апологии). Некоторый, хотя и не очень большой, интерес акты имеют и для истории литературных (агиографических) христианских апологий как специального жанра. Здесь они хорошо дополняют ряд мученических актов, переведенных нами в ПМА и СДХА.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Климентины ( Τ Κλημντια, Clemanmina). Под таким названием в науке известна в настоящее время группа памятников древнехристианской письменности, связанных по своему содержанию и происхождению с именем св. Климента, епископа римского и славного мужа апостольского (I в.). В них излагается его мнимая судьба и подвиги, и все они долгое время усвоились ему, как автору. Памятники эти следующие: 1) Послание Петра к Иакову, епископу иерусалимскому и соединенное с ним „Свидетельство для получающих книгу“; 2) Послание Климента к Иакову; 3) „Беседы“ Климента в числе 20-ти ( μιλαι κ´, Homiliae viginti) называемые еще Климентинами в тесном смысле; 4) „Встречи“ в 10-ти книгах ( ναγνσεις, Recognitiones libri X), дошедшие до нас в латинском переводе Руфина аквилейского (V в.), и 5) т. наз. „Сокращение деяний Петра“ (Epitome de gestis s. Pemri), известное в настоящее время в двух редакциях. Важнейшие из них – „Беседы“ и „Встречи“. То содержание, какое обыкновенно связывается с представлением о Климентинах, принадлежит этим памятникам. Оба они стоят друг к другу в отношении редакций, но в то же время в обработке общего историко-дидактического материала настолько существенно различны, что их с полным правом можно рассматривать, как самостоятельные произведения. Послания Петра и Климента составляют как бы препроводительные документы при них, так как оба памятника изложены в форме посланий к Иакову, брату Господню. В частности, в первом послании мнимый апостол извещает предстоятеля иерусалимской церкви, что он посылает к нему „книги своих проповедей“ и просить о тщательном хранении их во избежание искажений от еретиков. В „Свидетельстве“ затем рассказывается, как Иаков, брат Господень, исполнил эту просьбу „верховного учителя“ из Апостолов, и излагаются те страшные заклинания, которые должны были произносить как получающие, так и передающие книги „Петровых проповедей“. В „Послании Климента“ мнимый отправитель извещает Иакова о смерти Ап. Петра – этого камня церкви – и рассказывает, как он восприял от него кафедру учительства и предстоятельства в Риме, какие слышал наставления о добром епископстве и как, наконец, получил повеление, сообщивши о смерти Апостола, послать к нему, Иакову, собственное краткое описание, которое и предлагается потом в „Беседах“ и „Встречах“. „Сокращение деянии Петра“ имеет второстепенное значение. В обеих известных редакциях (краткой и более полной) оно представляет простое извлечение из Homiliae viginti и „Послания Климента“. Работа эпитоматора состояла в сокращениях, в некоторых текстуальных исправлениях, в замене евионитских богословских выражений православно-церковными и в небольших добавлениях из сторонних источников. К краткой и более известной редакции, в настоящем ее виде, присоединены еще извлечение из мартиролога св. Климента, составленного Симоном Метафрастом, и сказание о чуде над отроком при гробе св. мученика, переработанное из сочинения Ефрема, архиеп. херсонесского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Приложения I. Новейшая литература о мученической кончине св. Поликарпа Смирне кого Мученическая кончина Поликарпа, епископа Смирнского (II век), мужа апостольского, в наше время вызвала обширную литературу. Эта литература во многих отношениях интересна. Она показывает, с каким глубоким вниманием относится наука к вопросам церковно-историческим, как скоро они касаются такого древнего периода церковной истории, как II век христианства; как наука дорожит самым, по-видимому, неважным открытием, как скоро оно может пролить хоть некоторый свет на эпоху первохристианства; как широко и многосторонне она, наука, стремиться изучить и рассмотреть даже такой, казалось бы, второстепенный предмет церковной истории, как кончина малоизвестного по своей деятельности епископа II века Поликарпа Смирнского . Были, впрочем, особые обстоятельства, которые побудили науку с необыкновенным рвением заняться таким предметом, как кончина Поликарпа. Открылось несколько новых данных, хотя и не прямо относившихся к вопросу, но представлявших возможность решить вопрос иначе, чем как он решался раньше. Это заняло многие серьезные умы богословов (разумеется, западных богословов, так как в русской литературе по указанному вопросу ничего не было написано в последнее время, когда вопрос разрабатывался на Западе), появились неодинаковые решения вопроса, возникли не бесплодные споры, появилась очень интересная литература, с которой и хотим познакомить читателя. Но прежде чем передать содержание главнейших научных трудов, посвященных вопросу кончины св. Поликарпа, изложим вкратце содержание того важного исторического документа, который служит точкой отправления для ученых трактатов и ученой критики богословов-писателей. Разумеем мученические акты св. Поликарпа. Они сохранились до нас в форме послания церкви Смирнской II века к одной из соседних Церквей (филомелийской) и прочим Церквям тогдашнего христианского мира (воспользуемся для этой цели изданием Дресселя «Opera patrum apostolicorum», где помещены акты Поликарпа под заглавием Smyrnensis de martyro sancti Policarpi epistola cricularis (Lipsiae, 1857. P. 391–407).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010