Правда Блаженны все делающие правду: они не погибнут вовек (св. Ерм , 94, 165). ...Правда имеет путь прямой, а неправда – кривой. Но ты ходи путем прямым, а кривой оставь. Кривой путь не ровен, имеет множество преткновений, скалист и тернист, и ведет к погибели тех, которые ходят по нему. А те, которые следуют прямому пути, ходят ровно и без претыкания, потому что он не скалист и не тернист (св. Ерм , 94, 188). ...При отсутствии правды все неправедно и без нее не может устоять. Она называется рассуждением и во всяком начинании назначает должное, чтобы не было в чем-либо недостатка, по оскудению, и преувеличения, по излишеству. Ибо хотя (эти вещи) и кажутся противоположными одна другой, потому что одна стоит выше, а другая ниже правды, но обе отчасти склоняются к несправедливости. Как и линия, если имеет выпуклость или вогнутость, уклоняется от прямого направления, и весы также на какую сторону наклонятся, та и превышает другую. Тот же, кто может сохранять праведность, не падает вниз через неразумие, невоздержность, боязнь и излишество и не ползает на чреве, как змий, ядя землю и служа постыдным страстям, но и не возносится вверх преувеличением, дерзостию, окаменением и недостаточностию, мудрствуя чрезмерно и поступая лукаво, превыше своего достоинства (см.: Рим. 12, 3 ), но мудрствует с целомудрием и терпит со смирением, зная, что он, по благодати, получил то, что имеет, по слову Апостола, и не отрицает сего. Ибо несправедливо поступает в отношении себя и ближнего, наиболее же Бога, если приписывает себе благие дела. Но если думает, что имеет от себя что-либо благое, то еже мнится имея, возмется от него ( Лк. 8, 18 ), как говорит Господь (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 94–95). То велико для человека, чтобы он оставил свою правду, о коей думает, что она по Богу есть, и соблюл слово того, кто учит его по Богу. Вот и человек Божий, авва Нистерой, который видел славу Божию, имея живущими с собою сыновей сестры своей, никаких не давал им приказаний, но каждого оставил на свою ему волю, не заботясь о них, хороши ли они были, или худы. Также о Каине и Авеле говорили: кто научил их делать то или это, когда не было еще ни Закона, ни Писания? (Конечно, Бог); потому что, если Бог не научит человека, всуе трудится он (прп. авва Исаия , 89, 326–327).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Зло Ходящие в невинности и простоте будут сильны против всякого зла и соблюдутся в Жизнь Вечную (св. Ерм , 94, 165). Если же кто не знает, какое желание или какое разумение должно оставить, то да испытывает всякое дело и всякое разумение удалением и воздержанием от него, и что приносит беспокойство и при исполнении своем наслаждение, а при возбранении огорчение, то худо. И его надобно презреть, прежде нежели оно в нас замедлит, ибо иначе придется потрудиться, чтобы победить его, когда уже почувствуется от него вред. Это говорю о всяком деле и о всяком разумении, без которых мы можем быть живы телом и благоугодить Богу (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 24). Если человек решится исправиться и начнет избегать всякого зла, вооружившись против него подвигами – плачем, сокрушением, воздыханиями, постом, бдениями, бедностью и многими к Богу молитвами, – то Господь по Своей благодати поможет ему и от всех душевных страстей избавит его (прп. Антоний Великий , 89, 50). Как огонь сожигает большие леса, когда понебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений; возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни (прп. Антоний Великий , 89, 56–57). Сживающиеся со злом никогда не будут в числе бессмертных (т. е. блаженным бессмертием) (прп. Антоний Великий , 89, 65). Источник. Причина... всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога (прп. Антоний Великий , 89, 67). Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро, и зло, и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь невиновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей (прп. Антоний Великий , 89, 79–80). Источник. Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту, так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку. Смотри же внимательно, увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не ублажай его, прельщен будучи демоном. Но тотчас смерть да будет у тебя пред глазами, и никогда не возжелаешь ты ничего худого, или житейского (прп. Антоний Великий , 89, 80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Злопамятство ...Злопамятство производит смерть, забвение зла – жизнь вечную (св. Ерм , 94, 165). Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия , 59, 49). Верблюд, если давно когда-нибудь ударен, долгое время таив гнев, как скоро улучает удобный случай, отмщает за обиду. Слышите, жестокосердые, старающиеся укоренить в себе, как добродетель, памятозлобие, кому вы подобны, когда огорчение на ближнего, как искру, сокрытую в пепле, храните в себе до тех пор, как, получив предлог, подобно пламени, распаляете гнев? (свт. Василий Великий , 5, 122). Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение (прп. Ефрем Сирин , 30, 188). Источник. Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины (прп. Ефрем Сирин , 30, 209). Источник. Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, и злопамятство отступит от тебя (прп. Ефрем Сирин , 31, 592–593). Источник. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата (прп. Ефрем Сирин , 32, 17). Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, – в нас ослабеет памятование о Боге... (прп. Макарий Египетский , 67, 19). Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души (авва Евагрий, 89, 609). Кто питает злопамятство в душе своей, тот похож на скрывающего огонь в плевелах (авва Евагрий, 89, 609). Христос наказывает не только злопамятных, но и тех, которые, освободившись от этой страсти, небрегут об оскорбленных (ими) братиях (свт. Иоанн Златоуст , 44, 135). Источник. ...Если блудодею и богохульнику невозможно быть причастником Священной Трапезы, тем более имеющему врага и злопамятствующему невозможно вкусить Святого Причастия (свт. Иоанн Златоуст , 45, 224). Как беснующиеся никогда не бывают спокойны, так и злопамятный и враждующий никогда не будет вкушать мира... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 227). Источник. ...Нет никакого прощения нам, и никто не избавит нас, если мы злопамятствуем (свт. Иоанн Златоуст , 45, 233). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Во время молитвы «небеса раскрылись» , и Ерму явилась его названная сестра. Ерм был изумлен внезапным появлением предмета своих мыслей, но девушка предупредила его, сказав, что появилась здесь, чтобы обличить грехи Ерма. Ерм удивился еще сильнее: неужели же его названная сестра будет его обвинительницей? На что девушка ответила, что обвинять не будет и что Ерм согрешил против нее. Ерм тут же принялся вспоминать, как и когда он обидел ее, и не мог ничего вспомнить. Он почти возмутился. Девушка кротко отвечала, что всякая праздная мысль в праведном человеке приравнивается ко греху . Затем видение раскрыло Ерму вину того, кто по видимости ведет праведную жизнь, а в душе стремится к наслаждениям и слабоволен. Видение обличает двоедушие Ерма и небрежность его в отношении близких ему людей. Затем небеса снова «закрылись». Ерм остался в бесконечной скорби и ужасе оттого, что даже мысль, которая с точки зрения обычного человека не была греховной, перед Богом является грехом. Он захотел узнать, как можно искупить этот грех. Тогда Ерму предстало новое видение, видение Церкви в виде пожилой женщины, и подтвердило то, что говорила его названная сестра. Ерм не придал значения возникшему в его сердце помыслу, который может вырасти в греховное действие незаметно для самого человека. Как на тонком прозрачном стекле особенно заметен отпечаток пальца, так на чистом сердце заметен каждый помысел, он уродует сердце сильнее грязи и не сочетается с той жизнью, которую ведет Ерм . Далее видение Церкви раскрывает Ерму его вину перед Богом в отношении его близких и вину его близких. Оказывается, чрезмерная снисходительность Ерма оказалась причиной того, что дети его выбрали праздный и разгульный образ жизни, ведь отец вовремя не вразумил их. И за то, что дети Ерма ведут себя как язычники, сам Ерм подавлен мирскими делами. Предположительно, Ерм занимался торговлей и потерпел серьезную финансовую неудачу. Господь посещает Ерма дважды в рассказанном видении. Сначала как Обличитель : посылает в видении Ерму его названную сестру.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Данная связь этих граней богословия автора ярко проявляется в понимании им Таинства Крещения. Помимо уже указанного образа «возведения башни на водах», еще одно место произведения достаточно подробно трактует это таинство (Под. IX, 16). Здесь говорится, что необходимо «выйти из воды» (букв. взойти вверх через воду – δι’ δατς ναβνα), чтобы оживотвориться». Поэтому крещение является необходимым условием спасения: «Ибо человек до принятия имени Сына Божия мертв, но когда он принимает печать ( τν σφραγδα), το тогда отлагает мертвость и воспринимает жизнь. А печать есть вода: в нее сходят мертвыми, выходят же живыми». В связи с Таинством Крещения Ерм рассматривает и проблему покаяния, занимающую одно из центральных мест в его сочинении. Судя по всему, в кругах, близких к автору, наметилось разномыслие среди христиан на сей счет. В произведении говорится, что «от некоторых учителей» ( παρ τινν διδασκλων) Ерм слышал, будто «нет другого покаяния ( τρα μετνοιαν), кроме того, которое происходит, когда мы сходим в воду и получаем отпущение прежних прегрешений наших». Другими словами, среди современных Ерму христиан наметилась «партия ригористов», утверждающих, что есть только одно и единственное покаяние перед Таинством Крещения. После него христианин обязан не грешить, ибо другого покаяния для него нет и быть не может. Сам Ерм , решая данную проблему, пытается найти несколько иной ответ на нее. С одной стороны, он как бы соглашается с «ригористами» и говорит: «Получившему отпущение [прошлых] прегрешений уже нельзя грешить, но должно жить в чистоте ( ν γνεα κατοικεν)». Однако далее Ерм в значительной степени нейтрализует ригористическую точку зрения, как бы переводя ее в плоскость нереального идеала: для «уверовавших ныне» (подразумеваются, скорее всего, оглашенные) и для тех, кто еще уверует, покаяния нет, ибо им еще предстоит крещение («отпущение прегрешений»), Но для «призванных прежде сих дней Господь положил покаяние, ибо Он, будучи Сердцеведцем и Провидцем, знал немощь людей и лукавую изворотливость ( πολυπλοκαν) диавола, а также ведал, что он будет творить зло рабам Божиим и вредить им. Поэтому Многомилостивый сжалился над Своим творением и установил сие покаяние». Впрочем, Ерм уточняет: «Если кто после этого великого и святого призвания ( τν κλσιν – το есть Крещения), будучи искушен диаволом, согрешил, то он имеет одно покаяние ( μαν μετνοιαν); но если он будет постоянно грешить и каяться, то бесполезно для такого человека покаяние и жизнь его будет трудной» (Заповеди. IV, 3,1–6). Таким образом, мысль автора «Пастыря» достаточно прозрачна: он мягко, но решительно отстраняется от точки зрения «ригористов»: покаяние после крещения для него, безусловно, играет важнейшую роль в жизни христианина. Однако столь же решительно Ерм отстраняет и противоположную крайность – частое и бесплодное покаяние является мощной преградой на пути духовного преуспеяния и делает жизнь христианина «затруднительной» ( δυσκλως... ζσεται).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И вот как-то раз, весьма утешенный винным утешением, потихоньку накурившийся паршивых сигарет под прикрытием огромной елки, увидел — вдалеке, внизу, по тропинке отец Ерм идет. Идет отец Ерм , и идет первый настоящий снег. Спрятался Дионисий за своей елкой, а соблазн велик. Стал лепить снежки — ладные такие, крепкие получились, приятно в руке их держать. Глянул опять, как отец Ерм идет внизу, приближается, раздетый, в одной легкой ряске, и только вокруг шеи длинный по ветру шарф. И вдруг как кинет в него снежок. Потом другой, третий. Тот вскинулся, остановился, оглядывается: кто это? Что? Как? А снежки ему в плечо, в грудь… — Я не замечаю грязи на ваших ботинках, отец Ерм ! — стал кричать Дионисий. Тот начал пятиться, уворачиваться, закрываться рукой, а Дионисий все лепит новые и кидает, кидает в него. Весело. Дух захватывает. Как в детстве. Кидает и кидает. Вышел из-за елки, стоит во весь рост. Словно вызывает отца Ерма на снежный бой. Будто вот–вот — прямо сейчас отец Ерм тоже скатает кругленький снежок и пальнет в Дионисия. Но — нет: отец Ерм кричит что-то, грозит, а Дионисий хохочет. Всего отца Ерма снегом закидал, и тот, в конце концов, убежал, сдался. Тогда Дионисий сел прямо в снег, посидел–посидел и заплакал. Так сидел и повторял себе: — Дюдя! Дюдя и есть! «Древо, коренящееся в аду»! А мне вся эта история с Нэнси, можно сказать, придала весу. Вышла я абсолютно сухонькой из этой мутной воды. Даже на фоне Дионисия выросла в глазах отца Ерма. Он предпочел забыть, что видел меня с гавайцами — тогда, в сумерках, в яблоневом саду. Как-то раз он сказал мне по большому секрету: — Я собираюсь отделиться от монастыря и построить свой собственный скит. Там будет все строго по канонам. Это будет настоящий образцовый миссионерский скит. Мы будем, наконец, объединять Церкви. И вам там будет уготовано место! Сидите, пишите, сочиняйте! А через два месяца в Москве мне позвонил какой-то американец и сказал, что привез из Америки посылку. Мы встретились, и он протянул мне сверток. Там было платье из змеиной кожи и черная бархатная накидка, — дар Нэнси. Я все хотела их куда-нибудь надеть, но получалось что-то слишком уж экстравагантно, не для моей жизни. Ну а кроме того — казалось, что на мне этот наряд слишком уж вызывающе и надрывно кричал на все четыре стороны о грехопадении первых людей. Женское священство

http://azbyka.ru/fiction/mene-tekel-fare...

Особенное значение придавалось роли епископа, предстоятеля церкви. О епископах говорится в книге «Постановлений Апостольских»: « Пусть они для сирот занимают место отцов, для вдов — место мужей (как заботящиеся об их пропитании), а не имеющему работы пусть найдут они работу» . В «Постановлениях» есть и фрагмент, призывающий епископов приучать мальчиков-сирот, находящихся на епископском попечении, к какому-либо ремеслу. «Счастлив тот, кто сам себе может помочь и не отнимает место у вдовы, сироты и странника» , то есть не отягощает своей праздностью общину. 7. Видение Ерма Вот изображение душевного состояния римлянина-христианина, данное в самом начале любимой в то время книге «Пастырь Ерма», открывающее не только некоторые личные переживания человека того времени, но еще и изображающее, как возникает в человеческой душе покаяние, ведущее к преображению всего внутреннего существа, просветляющее и возвышающее его. Как видим, смертных грехов у Ерма не было, а были только незначительные, на взгляд нашего современника, слабости, вполне оправданные свойствами человеческой природы. Ерм был человек, что называется, сердобольный и мягкий, очень тактичный. Его называли праведным не из-за того, что ему присущи были особенные качества, а потому, что всех христиан тогда считали праведными и святыми. Опекун Ерма продал в Риме девочку, когда Ерм был подростком. По прошествии многих лет Ерм снова встретился с этой девочкой, уже девушкой, сошелся с нею и полюбил как сестру. Через некоторое время Ерм увидел, как девушка купается в Тибре, и подал ей руку, чтобы помочь выйти из воды. Любуясь красотой девушки, Ерм подумал, что было бы хорошо иметь такую жену, прекрасную и лицом, и нравом, и что с ней он был бы счастлив. Как уверяет сам рассказчик, мысль об обладании девушкой у него даже не возникала. Мысль о девушке подвигла Ерма лишний раз прославить Божие творение и его красоту, но и обожгла душу. Однажды во время прогулки Ерм заснул и увидел необыкновенное место, равнину. Себя он увидел истово молящимся и просящим о прощении грехов.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

(гл. 9.) В заключение всего таинственная женщина произнесла перед Ермом речь о покаянии, обращенную ко всем верующим, и поручила ему передать виденное им всем. И затем женщина скрылась. Ерм при прощании (гл. 10.) с нею спросил ее, почему она являлась ему в трех различных видах, в первом видении очень старою и сидящею на кафедре, во втором лицо ее было юное, хотя тело и волосы старческие, и она уже стояла, а не сидела, а в третьем видении она была еще моложе и с прекрасным лицом, только волосы имела старческие, была весела и сидела на (глл. 1113.) скамейке. Сама женщина не объяснила ему этого, а объяснил явившийся ему юноша. Постепенное изменение и переход таинственной женщины от старости к молодости означает постепенное нравственное исправление и обновление духа верующих, вследствие покаяния. Будет время, когда нравственно одряхлевшие и состарившиеся от грехов своих снова станут юными и окрепнут, если искренно, от всего своего сердца покаются. Наконец, в четвертом видении Ерму представлено было, посредством совершенного над ним чуда, доказательство истинности всего открытого ему прежде, и дано было верующим новое сильное побуждение к покаянию, указанием на страшное бедствие, которое ожидает их в скором времени; под образом зверя Ерм увидел скоро имеющее быть гонение на христиан. Спустя 20 дней после третьего видения, (Вид. IV, гл. I.) Ерм прогуливался в одном уединенном месте, в молитвенном настроении духа, как вдруг он услышал голос: «не сомневайся Ерм», прошел немного и увидел огромный столб пыли, поднимающийся до неба; оказалось, что пыль эта была от огромного животного, которое шло на встречу Ерму, и из уст которого выходила огненная саранча. Зверь подступал с такою силою, что при нападении мог бы, казались, разрушить город. Но приблизившись к Ерму, он упал на землю и не шевелился, так что Ерм прошел мимо его невредимым. Зверь имел на своей голове четыре цвета: черный, красный или кровавый, золотистый и белый. Пройдя немного дальше, Ерм встретил прекрасную деву, одетую как невеста, (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

С этими мыслями, размышляя о красоте и величии творений Божиих, Ерм стал потом гулять, и во время прогулки заснул. И вот, дух восхитил его, и принес в безлюдное и непроходимое место, и Ерм увидел, что небо отверзлось, и явилась ему та девушка, которую он пожелал себе, и которая теперь от лица Бога стала обличать его за нечистое к ней пожелание. «Для человека праведного», говорила она ему, «порочное дело уже и то, если в сердце его возникнет худое пожелание; потому что праведный человек и думает только об одном праведном. Но ты молись, Ерм, (гл. I.) и Господь простит и исцелит как твои грехи, так и грехи всего твоего дома, и всех святых» (т. е. всех христиан). Затем небеса заключились и женщина исчезла. В Ерме пробудилось сознание его греховности: как он может спастись, если даже одно простое желание вменяется ему в грех ? И вот, когда он размышлял об этом, ему является первое собственно видение. Он видит перед собою большую кафедру, сделанную из волны белой, как снег; на этой кафедре он видит сидящею престарелую женщину, в блестящей одежде и с книгою в руке. Таинственная женщина начинает укорять его за его (гл. 2.) нечистое пожелание к виденной им девушке, которое особенно преступно в нем – Ерме, человеке простом, (гл.3.) незлобивом и невинном. Но не ради этого греха его гневается на него Господь; Он гневается на него особенно за грехи его дома, который впал в нечестие против Господа и своих родителей, а Ерм не вразумлял своих детей и допустил им сильно развратиться, за это и гневается на него Господь. Впрочем, Ерм пусть не колеблется, но благодушествует и вразумляет свое семейство, надеясь на милосердие Божие, которое сжалится над ним и его домашними, если только они покаются и исправятся. После этих слов, таинственная женщина стала читать Ерму ту книгу, которая была у нее в руках: и читала она, по словом Ерма, дивное и величественное, и до такой степени страшное, что человек не мог вынести всех слов книги. Ерм уловил только последние слова книги, в которых говорилось о будущей славной награде праведников, а первых слов, где говорилось об отступниках и язычниках, он не мог уловить, так они были страшны и поразительны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

   I.    Книга «Пастырь», дошедшая до нас с именем Ерма, носить такое название от того, что ангел покаяния, от которого Ерм получал откровение, являлся ему в виде пастыря (habutu pastorali) и сам говорит о себе: я тот пастырь, которому ты поручен (Mand. prol.). Впрочем нельзя отвергать и того мнения (Яхмана), что этим названием выражается нравственное содержание книги, подобно тому, как некоторые послания апостолов называются пастырскими (pastorales).    Но своему внешнему составу книга «Пастырь» обыкновенно разделяется на три части: I) видения (Visiones), II.) заповеди (Mandata) и III.) подобия или притчи (Similitudines). 1. Первым поводом к сообщению с высшим миром, которого удостоен Ерм, был его трех. При встрече с знакомою ему женщиною, которую Ерм любил как сестру, в нем, может быть, от недостатков его жены, возникла мысль: как был бы он счастливь, если бы имел жену с таким лицом и нравом!  -  С таким расположением он однажды после того прогуливался, прославляя творение Божие за его величие и красоту. Оп заснул, и дух восхитил его в дикое безлюдное место, где стал он с коленопреклонением молиться и исповедывать свои грехи. Вдруг отверзается небо, и Ерм видит женщину, которую он пожелал себе. Оно приветствовала его с неба и объявила ему, что она взята на небо, чтоб обличить грехи его: Бог гневается на него за то, что он согреши против нее, — допустил нечистое пожелание к ней в сердце своем. «Молись Богу, -  заключила она, — об исцелении грехов за себя за твой дом и всех святых». Небо закрылось, и — в Ерме пробудилось сознание своей собственной виновности пред Богом; он устрашился за свое спасение, если уже пожелание вменяется ему в грех. По пробуждении этого сознания, когда Ерм был занят такими мыслями, он получает первое собственно видение.   Пред ним стоит большая кафедра, покрытая белоснежной волной: на ней сидела старица в блестящей одежде и с книгою в руке. Она спросила у Ерма о причине его скорби и объявила ему, что и нечистая мысль, какая возникла в нем, греховна в рабах Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3805...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010