Наглядный пример «свершившейся эсхатологии»: образ св. Иоанна Крестителя в истолковании св. Григория Паламы § 9. Некоторые итоги Глава третья. Отражение в гомилиях св. Григория Паламы современной ему социально-политической и культурной действительности § 1. Гомилии св. Григория Паламы как источник по истории восстания зилотов § 2. Черты концепции социального мира в гомилиях св. Григория Паламы § 3. Проблемы экономического неравенства в трактовке Паламы. Зарождение идеи реформизма? § 4. Экономические воззрения св. Григория Паламы § 5. Социальная структура фессалоникийского общества 1350-х гг. по данным гомилий Паламы § 6. Политические воззрения Паламы: черты концепции симфонии? § 7. Бытовое и обрядовое поведение средних и низших слоев города в освещении гомилий Паламы § 8. Некоторые итоги Глава четвертая. Риторико-стилистическое оформление гомилий св. Григория Паламы § 1. Некоторые вводные замечания: к теории и методологии литературоведческого анализа гомилий св. Григория Паламы § 2. Выделение и анализ основных риторических формул в гомилиях: от слова к Логосу § 3. Вместо заключения Заключение Приложение Благодарности Список литературы Список сокращений     Монография посвящена комплексному анализу собрания проповедей, или гомилий, св. Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского (ок. 1294–1357), учителя безмолвия, крупнейшего аскета-подвижника, церковного мыслителя и проповедника Палеологовской Византии. Впервые в мировом византиноведении на основании этого источника рассматриваются как системное целое космологические, антропологические и «социологические» взгляды автора, чем достигается двойная цель – гомилии анализируются сразу в синхроническом (как источник по социальной истории города Фессалоники и – шире – Византийской империи в XIV в.) и диахроническом (как одно из важнейших свидетельств самосознания восточно-христианской святоотеческой традиции на поздневизантийском этапе) аспектах. Предложен сжатый очерк истории восточно-христианской космологии I–XIV вв. Впервые рассматривается вопрос о языке проповедей Паламы и его выразительных средствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В то же время на Святую Гору прибывало все больше монахов из Руси. Уже в начале XI века русские имели на Афоне свой монастырь Ксилургу с храмом в честь Успения Божией Матери. Но все равно, в тот период времени значительное число русских монахов были насельниками греческих обителей, а также славянских, в первую очередь, сербского монастыря Хиландар . В 1169 году русские монахи поселились в «монастыре Фессалоникийца», который получил название «Русика». Однако уже во второй половине XIV века связи Афона с Россией пришли в упадок, причиной которого являлись татаро-монгольское иго и не прекращавшиеся междоусобицы русских князей. В этой обстановке на исторической сцене появилась фигура митрополита Киприана. Будущий московский святитель, родом болгарин, удалился на Святую Гору, чтобы пройти высшую школу подвижничества. Прибыв на Афон во время расцвета славяно-сербской письменности, он ознакомился со многими произведениями богословского и аскетического содержания и много трудился над переводами. Здесь он обогатил свой ум и сердце теми сведениями, которые впоследствии помогли ему в деле архипастырского служения на Руси. Оказавшись на митрополичьей кафедре в Москве, Киприан стал одним из главных ревнителей укрепления общеправославных церковных традиций. Будучи выдающимся знатоком православного богослужения, он начал активную деятельность по исправлению и приведению к единству богослужебной практики в Русской Церкви. Митрополит Киприан собственноручно переписал такие богослужебные и вероучительные книги, как Псалтирь, Служебник, Требник, «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, сочинения священномученика Дионисия Ареопагита; принес в Россию толкование на Евангелие св. Феофилакта Болгарского; утвердил почитание святителя Григория Паламы во вторую Неделю Великого поста. Пребывание митрополита Киприана на Московской кафедре неразрывно связано с так называемым «вторым южнославянским влиянием», которое, в сущности, было влиянием афонским. Так, его духовной основой стало исихастское движение, получившее богословское объяснение в трудах святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Влияние исихазма на русскую святость трудно переоценить. Действительно, на Руси уже в конце XIV века образовалась целая школа подвижничества, ставившая во главу угла умное делание и созерцательный подвиг. Высшей целью подвижнической жизни ее представители считали спасение души через достижение Богообщения и соединения человека с Богом. Наиболее яркими последователями этой духовной традиции были великие святые, без которых невозможно сегодня представить себе Русь и Россию — преподобный Сергий Радонежский и его ученики. Примечательно, что существовала глубокая духовная связь между представителем афонской исихастской традиции — святителем Киприаном и представителем русского исихазма — Сергием Радонежским. Как известно, они состояли в переписке и между ними была духовная связь.

http://patriarchia.ru/db/text/1982801.ht...

15:37 Неделя вторая Великого поста: память свт. Григория Паламы [Стаття] В неделю 2-ю Великого поста Церковь совершает память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского. Портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный истории празднования этой памяти и службе святителю, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в представленном 2 марта 2007 года XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии». 1 березня 2007 р. 16:56 2 марта — память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца [Стаття] В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о Патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти Патриарха-героя. 26 лютого 2007 р. 18:01 27 февраля — память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского [Стаття] Летописцы считали Кирилла едва ли не единственным наставником в истинах веры первых русских князей. Так, св. Кирилл явился после чудесного поражения под Константинополем Аскольда и Дира для их оглашения и наставления в христианской вере; он назидал и утверждал в Православии равноапостольную великую княгиню Ольгу; он же являлся, по некоторым летописям, к мудрому нашему великому князю Владимиру для ознакомления с христианством. 8 лютого 2007 р. 16:32 9 февраля — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста [Стаття] Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. 7 лютого 2007 р. 11:26 7 февраля — память святителя Григория Богослова [Стаття] Сочинения святителя Григория — слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу — Слову. 2 лютого 2007 р. 18:55 3 февраля — память преподобного Максима Грека [Стаття] Ревнитель истины и благочестия прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Очевидно, произнося эти слова, св. Григорий возвышается над столкновениями партий, раздирающими его родину, и пытается бороться с самими причинами восстания в Фессалонике. Он далек от того, чтобы отождествлять себя, как писали, с лагерем «сильных», старающихся восстановить утраченные во время гражданской войны состояния 104 . Новые политические осложнения. Осенью 1352 г. св. Григорий 100пережил первый приступ болезни, которая через семь лет убьет его. Поднявшись с одра болезни, он получил новое политическое задание. Фессалоника являлась резиденцией императора Иоанна V ; с 1351 г. при нем находилась его мать Анна, и Палама поддерживал ежедневные сношения с двором, более четырех лет продержавшим его в заключении в Константинополе. Иоанн V возобновил гражданскую войну против Кантакузина; весной 1353 г. он потерпел ряд неудач, приведших к коронации в Константинополе Матфея Кантакузина, и был вынужден бежать в Тенед; вскоре к нему присоединился патриарх Каллист, низложенный за отказ короновать Матфея и замещенный святителем Филофеем. К св. Григорию Паламе Иоанн V и его окружение относились корректно( 105 ), и, как кажется, архиепископ, со своей стороны, не вмешивался по собственному почину в перипетии борьбы между Палеологами и Кантакузинами. В начале 1354 г. молодой император, возможно, по совету матери Анны, оставшейся в Фессалонике, обратился к нему с просьбой помирить его с его врагом. Для этого св. Григорий Палама подходил по всем статьям: старый сторонник Кантакузина, он поддерживал тем не менее требования бедных классов, желал возвращения Иоанна V, а также был духовным наставником обоих патриархов, Каллиста и Филофея, споривших за константинопольский престол. Кроме того, вся его прежняя политическая деятельность и излюбленная тема проповедей были направлены на восстановление внутреннего мира в Империи. Пленник турок . Прибыв из Фессалоники в Тенед на предоставленной в его распоряжение императорской триере, св. Григорий получил там наставления Палеолога и выждал окончания землетрясения, случившегося 2 марта 1354 г. Продолжая путь в столицу и высадившись по причине непогоды неподалеку от Галлиполи, он неожиданно встретил там турок, которые, воспользовавшись землетрясением, заняли город. Таким образом богатая приключениями жизнь учителя безмолвия украсилась еще и длительным пребыванием в Малой Азии, захваченой мусульманами. Турки взяли в плен архиепископа Фессалоникийского и всю его свиту, состоявшую из хартофилакса (вероятно, Фессалоникийской митрополии), двух иеромонахов, Иосифа и Герасима, а также некоего Константа Каламариса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Биографическая часть тома включает в себя статьи о деятелях Православной Церкви с именами Симеон и Симон. Необходимо упомянуть материалы о новгородском архиепископе Симеоне, жившем в XV веке, обширную статью об архиепископе Фессалоникийском Симеоне, бывшем сторонником учения св. Григория Паламы, биографии первого Тверского епископа Симеона, выдающегося болгарского царя Симеона, создавшего предпосылки для «золотого века» национальной культуры, митрополита Киевского Симеона, св. Симеона Верхотурского, ряда константинопольских, иерусалимских и антиохийских патриархов, а также российских новомучеников. Читателям будет интересно ознакомиться со статьями о праведном Симеоне Богоприимце, московском князе Симеоне Гордом и основателе сербской династии Неманичей Симеоне Мироточивом, известном также как Стефан Неманя. 63-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. Рассказывается о монастырях, основанных при храмах прп. Сергия Радонежского, а также о Серпуховском Владычном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Силуана Афонского преподобного монастыре во французском департаменте Сарта, Симбирском в честь Нерукотворного Образа Спасителя женском монастыре. Том содержит материалы о Серовской и Краснотурьинской епархии; Серпуховском викариатстве Московской епархии ; Сестрорецком викариатстве; Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии ; Симбирской и Новоспасской епархии ; Симферопольской и Крымской епархии . Необходимо отметить материалы о праотце Симе, старшем сыне Ноя, и ветхозаветном патриархе Симеоне. Статьи о Сибаре, затворнике VI века, о котором упоминает знаменитый автор Раннего Средневековья Григорий Турский, и католическом святом Сигфриде, миссионере в Скандинавии, написаны С. Мереминским. Читателей заинтересуют также статьи о Сигурде Крестоносце, короле Норвегии, известном риторе Раннего Средневековья Сидонии Аполлинарии. Подписчики энциклопедии смогут расширить свои познания о римском папстве, прочитав статьи о папах с именем Сикст (всего пять), папе Сильверии, папах Сильвестре I, в «Деяниях» которого подробно описано крещение императора Константина, и Сильвестре II, бывшем выдающимся ученым своего времени, но более прославившемся в народной памяти, как чернокнижник Герберт Аврилакский, папе Симмахе, материал о Syllabus errorum, форме осуждения Папским престолом ошибочных с точки зрения католического вероучения мнений. Том содержит статьи об апостолах от 70 Силе, Силуане и Симеоне.

http://patriarchia.ru/db/text/5870432.ht...

Затем следует введение (С. XIII–LVI), состоящее из двух глав. В первой главе (С. XIII–XXVIII) речь идет о св. Григории Паламе как исихасте и мистике. Эпоха, в которую возникли исихастские споры, говорит наш автор, была неблагоприятным в истории Византии временем, когда Империя, с одной стороны, боролась против нападений внешних врагов, преимущественно турок, а с другой – раздиралась внутренними смутами, возникшими в связи со столкновением из-за византийского престола между двумя Андрониками из династии Палеологов, дедом и внуком, и осложнившимися потом властолюбивыми притязаниями Иоанна Кантакузина , опекуна и соправителя императора Иоанна Палеолога. Это было время сосредоточения внутренних сил Империи для защиты от внешних и внутренних врагов, совершенно неблагоприятное для религиозных споров, – тем более что едва лишь исполнилось двадцатилетие со времени окончания Арсенианского движения в Византии, имевшего вредные последствия для общего состояния Церкви и государства. И вот, среди неблагоприятных условий, неожиданно и как бы случайно, в середине XIV в. в Византии возник новый – исихастский вопрос, вызвавший на поле исторической деятельности Фессалоникийского архиепископа св. Григория Паламу , которому и посвящен рассматриваемый труд автора. Виновником исихастских споров был монах Варлаам, пришелец с Запада, имевший униональную миссию на Востоке и лукаво оценивший исихастские воззрения одного необразованного византийского монаха. Насмешки и нападения Варлаама, совершавшиеся публично и систематически, притом с оттенком латинского иномыслия, вызвали, как и естественно, противодействие – не со стороны общества, а со стороны непосредственно заинтересованных в вопросе современных деятелей и, прежде всего, от подвижников Святой Горы Афонской. Ведь в средневековую эпоху «Афон был центром византийского монашества, главнейшим пунктом религиозно-созерцательной жизни Византии и вместе с тем хранителем церковного предания и христианского просвещения, необоримой твердынею Православия, Ватиканом Востока». Монашеский Афон никак не мог допустить, чтобы его авторитет попирался лукавым выходцем из Калабрии. Молчание Афона, в течение веков бодрствовавшего в охранении чистоты православного учения и сильно влиявшего на ход главнейших церковных движений в средневековую эпоху, могло иметь неблагоприятные последствия для исторического его назначения и порвать тесные духовнорелигиозные связи, объединявшие его с обществом и Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Помимо того, этим Евангелист показывает, что свет сей, чрез который одежды сделались белы и блестящи, есть свет сверхестественный: ибо свету не свойственно делать освещаемое белым и блестящим (а только показывать, каков цвет освещаемого), между тем сей свет покрыл и даже изменил одежды, что не свойственно свету чувственному. Еще удивительнее то, что одежды и изменились, и в тоже время, сохранились неизменными, как открылось немного спустя: разве это свойственно свету известному нам? Поэтому-то Евангелист, изображая не только чудное сияние и благолепие лица Господня, но и сверхъестественную красоту одежд, воспользовался красотами природы, сравнив блеск с белизною снега. Но воплотившееся ради нас превечное Слово, без сомнения, в Себе Самом носит слово Евангельской проповеди, имеющее как бы одеянием Писание, светлое и ясное, а вместе блистающее и сияющее, богодухновенное и богоприличное для созерцающих духом то, что – от Духа, и богоприлично объясняющих выражения в Писании и истолковывающих слова Евангельской проповеди так, как не мог бы объяснить никакой белильщик на земле, т. е., мудрец века этого. И что я говорю: объяснить? Не мог бы даже понять при объяснении другого: ибо душевен человек, – как говорит св. Апостол Павел, – и не приемлет, яже суть Духа (Божия): и не может разумети ( 1Кор. 2:14 ), а потому превратно считает Божественное и духовное сияние чувственным, напрасно надмеваясь от ума плоти своей. Приявши озарение ума от того преблаженного видения и нежелая расстаться с тем светом, Петр сказал Господу: добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии ( Мф. 17:4 ), не ведый, еже глаголаше ( Лк. 9:33 ). И подлинно, еще не наступило время устроения, а когда наступит, то мы уже не будем нуждаться в сенях рукотворенных: не должно было также одинаковостию сеней приравнивать рабов ко Господу: ибо Христос, как истинный Сын, пребывает в лоне Отче, а пророки в свою очередь, как истинные чада Авраамовы, обитают в лоне Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Биографическая часть тома включает в себя статьи о деятелях Православной Церкви с именами Симеон и Симон. Необходимо упомянуть материалы о новгородском архиепископе Симеоне, жившем в 15 в., обширную статью об архиепископе Фессалоникийском Симеоне, бывшем сторонником учения св. Григория Паламы, биографии первого Тверского епископа Симеона, выдающегося болгарского царя Симеона, создавшего предпосылки для «золотого века» национальной культуры, митрополита Киевского Симеона, св. Симеона Верхотурского, ряда константинопольских, иерусалимских и антиохийских патриархов, а также российских новомучеников. Читателям будет интересно ознакомиться со статьями о праведном Симеоне Богоприимце, московском князе Симеоне Гордом и основателе сербской династии Неманичей Симеоне Мироточивом, известном также как Стефан Неманя.  63-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. Рассказывается о монастырях, основанных при храмах прп. Сергия Радонежского, а также о Серпуховском Владычном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Силуана Афонского преподобного монастыре во французском департаменте Сарта, Симбирском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре. Том содержит материалы о Серовской и Краснотурьинской епархии; Серпуховском викариатстве Московской епархии; Сестрорецком викариатстве; Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ; Симбирской и Новоспасской епархии РПЦ; Симферопольской и Крымской епархии РПЦ. Необходимо отметить статьи о праотце Симе, старшем сыне Ноя и ветхозаветном патриархе Симеоне. Статьи о Сибаре, затворнике 6 в. о котором упоминает знаменитый автор Раннего Средневековья Григорий Турский, и католическом святом Сигфриде, миссионере в Скандинавии, написаны С. Мереминским, читателей заинтересуют также статьи о Сигурде Крестоносце, короле Норвегии и известном риторе Раннего Средневековья Сидонии Аполлинарии. Подписчики энциклопедии смогут расширить свои познания о римском папстве, прочитав статьи о папах с именем Сикст (всего 5), папе Сильверии, папах Сильвестре I, в «Деяниях» которого подробно описано крещение императора Константина и Сильвестре II, бывшем выдающимся ученым своего времени, но более прославившемся в народной памяти, как чернокнижник Герберт Аврилакский, папе Симмахе, материал о Syllabus errorum, форме осуждения Папским престолом ошибочных с точки зрения католического вероучения мнений. Том содержит статьи об апостолах от 70 Силе, Силуане и Симеоне.

http://pravenc.ru/shop/2658722/

– Не сомневайся, старец, в истине слов Григория – он говорил и говорит правду; так умствуй и ты, и другим передавай. Наконец, по истечении пяти лет безмолвной жизни Григория в Верии, он был принужден по причине частых набегов албанцев снова удалиться на Святую Гору, в лавру святого Афанасия, где и принят был отцами и братиями с великой любовью и веселием. И здесь также, уединяясь вне монастыря, в безмолвной келье св. Саввы, кроме субботы и воскресенья он никуда не выходил, ни с кем не виделся, никто не видел и его, разве по нуждам священнодействия. Все прочие дни его и ночи текли в молитвенном подвиге и Божественном созерцании. Однажды, в вечер спасительных страстей Христовых, по древнему обыкновению было в лавре великолепное бдение, на котором был и святой, участвуя с братией в славословии. Здесь было ему открыто очень ясно – так что не только душевными, но и телесными очами увидел он в полном архиерейском облачении тогдашнего игумена лавры Макария. Чрез 10 лет после сего видения Макарий, действительно, был возведен в достоинство архиерея Солуни, где и скончался. В другой раз в келейной своей молитве пред Богоматерью святой Григорий ходатайствовал и просил Ее, чтобы в устранение от него и его собратий всякого развлечения и препятствий к безмолвию и совершенной иноческой жизни благословила Она принять на себя заботливость и промышления о всех житейских его потребностях. Всемилостивая Владычица удостоила его явления Своего, в сопутствии множества светоносных мужей. Она предстала святому Григорию и, в виду его обращаясь к тем светоносным мужам, произнесла: – Отныне и навсегда будьте попечителями о нуждах Григория и его братии. Впоследствии признавался святой Григорий, что со времени явления Богородицы он, действительно, где ни находился, везде видел дивные опыты Божественного о нем промышления. На третий год пребывания своего в безмолвии однажды во время молитвы Григорий чувствует, что он погрузился в сон, и ему представилось, будто в руках его сосуд чистого молока, до такой степени полный, что он переливается чрез край; вслед за тем показалось, что молоко приняло вид лозного ароматического вина, которое, переливаясь также чрез край сосуда, омочило руки его и одежду и потом, струясь всюду, выдыхало из себя дивный аромат. Чувствуя сладость аромата, Григорий радовался. Между тем, является ему светлый юноша и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не будем дольше останавливаться на этом: ясно для нас, что не об этом просим мы! Есть другое понимание Царства Божия, более близкое к подлинному, но не совсем ясное: Царство Божие именуют многие – Царством Небесным. Собственно, это верно. Но остаётся непонятным: каково же содержание этого понятия – " Небесное " ? Правда, оно противополагается " земному " царству – и это хорошо уже. Но нам хочется знать: какое же отношение оно имеет к Богу? Вот эту неясность и нужно вскрыть. Начну с рассказа. Я был ректором в семинарии в Твери. Меня пригласили служить в одном приходском храме. Он был всюду расписан. А вверху под куполом изображена была в картинах Молитва Господня. Смотрю я на прошение " Да приидет Царствие Твое " и с радостным удивлением вижу, как сверху, с неба, спускается Дух Святой в виде голубя (как Он явился при крещении Спасителя). Вот – удивился я – как понималось " Царствие Божие " ! И как это наши батюшки и домашние живописцы выбрали такие оригиналы для копирования в храме! Другой факт – всецерковного значения. На 2-й неделе Великого поста наша Православная Церковь чтит память св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (г. Солунь). Св. Григорий собственно действовал в XIV веке, следовательно, служба ему вошла в круг Постной Триоди уже поздно. И вот какая тому была причина. На Афоне некоторые подвижники видели особый свет над головами и считали его не земным естественным светом, а – небесным, присносущным, благодатным, божественным. Противником такого воззрения был монах (впоследствии католический епископ) Варлаам Калабрийский. Вот против него за подвижников выступил иночествующий св. Григорий Палама. Чтобы обличить Варлаама, защитники света ссылались на свет, в котором Господь явился во время Преображения на горе Фавор, потому и свет именовался " Фаворским " . После долгих споров и четырех Поместных Соборов, восторжествовало это православное учение. Собственно здесь поднималось два существенных вопроса христианского учения: 1) о действительном существовании сверхъестественного мира;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010