РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 мая (13 июня) Священномученик Философ и мученики Николай и Борис Орнатские С вященномученик Философ родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Ивановича Орнатского. Философ Николаевич окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую Духовную семинарию и в 1885 году со степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую Духовную академию. 17 июля 1885 года Философ Николаевич обвенчался с девицей Еленой, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге Николая Михайловича Заозерского. 26 июля 1885 года Философ Николаевич был рукоположен во диакона, а 28  июля – во священника ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Сюда отец Философ был назначен законоучителем. Сразу же после рукоположения молодой деятельный священник стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. Он писал о том времени и причинах, послуживших возникновению Общества: «1881 год останется навеки памятным не только в жизни Петербурга, но и всей России, всего мира. В этом году от руки фанатичных злодеев пал на улице своей столицы благодетель не только своего, но и чужих народов, царь-освободитель. Но это преступление было грозным не столько само по себе, сколько как знамение времени, как небесное предостережение народу, уклонившемуся в некоторой своей части с пути истинного. Это уклонение преимущественно образованного класса русских людей к началу 1880-х годов обнаружилось воочию. Материалистические начала, на которых строили свою жизнь образованные русские люди с 50х годов настоящего столетия, обнаружились в забвении Бога и Его закона, в отчуждении от Церкви, в распущенности нравов, в хищении общественных сумм, в частых самоубийствах, в появлении, по примеру Запада, и у нас на Руси нигилистической заразы по отношению к веками сложившемуся государственному строю русской жизни. Эти и подобные признаки тяжелого недуга нигде так резко не обнаруживались, как в Петербурге. Здесь, среди интеллигентного сословия, более, чем где-либо на Руси, с одной стороны, обнаружилось отчуждение от Церкви, с другой – искание истины вне Церкви, вне чистого и неповрежденного Евангелия, у заморских и наших туземных проповедников лжеверия...

http://fond.ru/kalendar/457/boris/

  Он был первым духовным наставником митрополитов священномученика Вениамина Петроградского (Казанского), экзарха Русской Православной Церкви в США Алеутского и Сан-Францисского Вениамина (Федченкова), Японского Сергия (Тихомирова), Ленинградского Григория (Чукова), Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича); архиепископов святителя Серафима (Соболева) Богучарского чудотворца, духовника царской семьи Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова), Казанского и Свияжского Венедикта (Плотникова); священномучеников епископов Ревельского Платона (Кульбуша) и Сарапульского Амвросия (Гудко); протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского и других выдающихся церковных деятелей. Отдавший в годы Первой Мировой войны свой дом под лазарет для раненых воинов, отец Философ постоянно выезжал для совершения богослужений в районы боевых действий на передовые рубежи русской армии с многочисленными подарками для доблестных защитников Отечества. Огромной была народная любовь к этому бескорыстному служителю на ниве Христовой.    Великий исповедник Православия, отец Философ одним из первых встал на защиту Александро-Невской лавры при попытке захвата ее богоборцами в январе 1918 года. Крестный ход по Невскому проспекту в защиту главной обители Петрограда, состоявшийся по призыву батюшки, собрал около полумиллиона верующих. Так удалось отстоять эту дивную святыню северной столицы. Протоиерей Философ Орнатский вызывал у богоборцев лютую ненависть и страх, участь его была предрешена в рамках начинавшегося " красного террора " ...  На заседании Всероссийского Поместного Собора 24 января 1918 года в Москве отец Философ призвал всех верных чад Русской Православной Церкви встать на защиту Ее святынь: " Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами, - сказал он. - Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души - Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах… "

http://mitropolia.spb.ru/docs/umeret-na-...

Введение Буддизм – одна из мировых религий, насчитывающая сотни миллионов последователей. Историческим ареалом ее распространения были по преимуществу страны Азии. Однако, начиная с конца XIX века в западных христианских странах, а позднее и в России стала появляться своего рода мода на буддизм, когда люди, крещеные и воспитанные в христианской культуре, стали называть себя буддистами и активно распространять собственные интерпретации этого древнего мировоззрения. На такое явление обращали внимание уже святой Николай Японский и священномученик Философ (Орнатский). В XX веке в Америке и Европе появились целые буддистские монастыри, где живут и обучаются коренные жители, в прошлом считавшие себя христианами. Это движение не обошло стороной и православные страны – Грецию, Сербию, Россию. В современной массовой культуре идеи буддизма получили заметное распространение и популярность, благодаря чему даже те, кто не причисляет себя к буддистам, испытывают определенное влияние этих идей. При этом многие затрудняются ответить, как именно эти идеи соотносятся с христианством. Поэтому мы решили сопоставить Православие и буддизм и указать их основные отличия. Отношение к Богу Творцу Главным вероучительным различием между христианством и буддизмом является отсутствие в буддистской доктрине понятия Бога-Творца и даже, более того, отрицание буддизмом возможности бытия Божия. На это обращали внимание и христианские святые, например, священномученик Андроник (Никольский) , который писал: «буддизм есть безбожие, ибо Бога нет у него» 1 . Это самое краеугольное различие между Православием и буддизмом. «Мы знаем, что нет иного Бога, кроме одного» ( 1Кор.8:4 ). Для Православия вера в Бога является важнейшей основой. Библия уже в самом первом стихе признает Бога первопричиной всего существующего (см. Быт.1:1 ); причем бытие Божие предполагается как несомненная и непреложная истина. Эта истина столь важна, что Церковь в чине Торжества Православия провозглашает первым же пунктом: «Отрицающим бытие Божие... – анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Выставка, посвященная святому Иоанну Кронштадтскому, открылась в Казанском соборе июня 2015 В крипте Казанского собора 21 июня состоялось открытие выставки, посвященной святому праведному Иоанну Кронштадтскому - одному из особо почитаемых подвижников Санкт-Петербургской земли. Выставка, организованная по благословению настоятеля собора протоиерея Павла Красноцветова, приурочена к празднованию 25-летия канонизации святого. На выставке в крипте собора представлены редкие фотографии и материалы из Государственного архивного комитета Санкт-Петербурга и подведомственных ему архивов (ЦГА СПб, ЦГАНТД, ЦГА КФФД и др.). По словам организаторов выставки, одной из главных задач экспозиции было показать связь личности протоиерея Иоанна Сергиева - святого праведного Иоанна Кронштадтского - с историей Казанского собора.  Известно, что батюшка Иоанн был духовным наставником, другом и родственником священномученика протоиерея Философа Орнатского - последнего настоятеля Казанского собора в дореволюционной России. Двух широко известных церковных деятелей рубежа XIX-XX вв., протоиереев, прославившихся помощью нуждающимся, миссионерством и смелым проповедям, связывало духовное единение, совместное служение Богу. По словам куратора выставки Натальи Феофановой, в ходе подготовки экспозиции многие факты были открыты или уточнены. Например, на впервые опубликованной фотографии с закладки церкви в Никифоровской пустыни, где на переднем плане стоят протоиереи Иоанн Кронштадский и Философ Орнатский, было указано - 1900-е годы. В ходе исследования выяснилось, что дата неверна и речь идет о мае 1896 года, когда отцы Иоанн Сергиев и Философ Орнатский прибыли в Никифоровскую пустынь для освящения надвратной церкви во имя преподобного Иоанна Рыльского. " Для нас очень важен факт, два протоиерея очень тесно общались и служили вместе. Праведный Иоанн Кронштадтский в престольные праздники и дни православных торжеств часто бывал в Казанском соборе, и дух этого святого навсегда поселился в стенах нашего храма " , - подчеркнула Наталья Петровна.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Открылась выставка о святом Философе Орнатском мая 2021 Передвижная мультимедийная выставка " Жизнь как подвиг " , посвященная житию выдающегося общественного и церковного деятеля святого Философа Орнатского, открылась 20 мая в фойе колонного зала РГПУ. Представлены архивные документы, фотоматериалы из государственных и семейных архивов. Экспозиция подготовлена Константино-Еленинским монастырем совместно с агиографом Валерием Филимоновым (1946-2020) при поддержке Фонда президентских грантов. На церемонии открытия прозвучали духовные произведения в исполнении Русской роговой капеллы. " Человек, которому посвящена выставка, несомненно, был велик. Как правило, подвиги единичны в жизни, но он сумел прожить так, что вся она была подвигом. Поэтому принимать такую выставку в стенах нашего университета - большая честь " , - отметила проректор университета Юлия Комарова. " Благодарю руководство университета и лично ректора Сергей Богданова за предоставление такого замечательного помещения. Протоиерей Философ Орнатский - поистине выдающая личность, человек, посвятивший жизнь Богу, один из первых новомучеников Русской Церкви " , - сказала руководитель проекта - настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона . Директор института истории и социальных наук РГПУ Роман Соколов поздравил гостей и организаторов с открытием выставки. " Философ Орнатский жил во время, когда стали рушиться духовные ориентиры, которыми люди жили многие века, вера оскудела. Именно в это страшное и тяжелое время ему пришлось служить и трудиться, посвящая свою жизнь ближним " , - подчеркнул клирик Константино-Еленинского монастыря иерей Арсений Паньян . Почетной гостьей стала внучка святого Татьяна Орнатская. Она отметила, что на открытии присутствует много молодых людей, а будущий священномученик любил молодежь, считал ее будущим страны. Экскурсию провела куратор Светлана Замешайлова. Священномученик протоиерей Философ Орнатский (1860-1918) с 1892-го по 1912 год был настоятелем храма преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг, а с 1913-го по 1918-й - Казанского собора .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Вышел октябрьский номер журнала " Вода живая " сентября 2018 Открывает его проповедь главного редактора митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Новая заповедь " , посвященная евангельскому чтению в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. Темой раздела " Подробно " стали деяния и личность священномученика протоиерея Философа Орнатского, 100-летие трагической гибели которого отмечается в этом году. Открывает его аналитический материал Тимура Щукина " В поисках идеального христианина " , рассказывающий о мировоззрении отца Философа, восприятии им текущих событий. В материале Анны Ершовой " Святой дедушка " слово предоставляется внучке священномученика Татьяне Константиновне. Отец Философ погиб задолго до ее рождения, родители ничего не рассказывали детям, и о существовании дедушки-священномученика она узнала… из телепередачи. С тех пор занимается изысканием материалов о нем. Материал Евгения Перевалова " Память о мученике " посвящен деятельности прихожан храма преподобномученика Андрея Критского - подворья Константино-Еленинского монастыря : отец Философ долгое время был настоятелем этого храма, и к столетию его кончины изданы книги, написаны иконы, создан интернет-портал, подготовлена передвижная выставка. Дополняет раздел инфографика: изображения храмов, построенных при содействии отца Философа, факсимильное воспроизведение его письма. Темой раздела " Образы и смыслы " стало " Телесное измерение брака " . Все привыкли к тому, что в Церкви телесные отношения мужчины и женщины  обсуждать не принято. Но замалчивание ни к чему хорошему не приводило. Задача - не просто обсудить, но найти подлинно христианские " ключи " к этой непростой теме. Об этом Тимур Щукин беседует с председателем епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиереем Александром Дягилевым ; интервью озаглавлено " О любви и вовремя выключенном радаре " . Принято считать, что христианское богословие ставит монашество несоизмеримо выше, чем брачные отношения, но цитаты из трудов деятелей Церкви разных веков убеждают, что это далеко не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомится с подборкой " Брак или монашество: ложная антиномия " . Завершает раздел материал из цикла " Семейные истории новомучеников " , подготовленный совместно с Радио " Вера " - на этот раз читателей ждет рассказ о семье Николая и Людмилы Лосских.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Освящен восстановленный храм при фабрике «Гознак» 13 июня состоялось освящение восстановленного домового храма преподобномученика Андрея Критского при фабрике «Гознак» на Рижском проспекте, д. 9, являющегося подворьем учрежденного год назад Константино-Еленинского женского монастыря. Освящение и первую Литургию в обновленном храме возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении протоиереев Ипполита Ковальского, Александра Кудряшова, Геннадия Бартова, архимандрита Сергия (Стурова) и других клириков епархии. Пел мужской хор Сретенского монастыря из Москвы. Освящение храма промыслительно совпало с днем памяти священномученика протоиерея Философа Орнатского, служившего первым настоятелем храма с 1892 по 1913 годы и ставшего после Октябрьского переворота одним из первых пострадавших за Христа петроградских новомучеников († 1918). Храм был сооружен в 1891- 1892 годах как домовый храм Экспедиции заготовления государственных бумаг (впоследствии фабрика «Гознак») в память о чудесном спасении Царской Семьи при крушении поезда у станции Борки 17 октября 1888 года. Согласно церковному календарю, 17/30 октября чтится память целого ряда святых, среди которых преподобномученик Андрей Критский, которому и был посвящен новый храм. Таким образом, он стал одним из многих храмов, построенных в течение 1888-1896 годов в честь чудесного спасения Августейшего Семейства (всего было сооружено 126 храмов, 32 придела и 320 часовен). Первое освящение храма состоялось 18 октября 1892 года. Его возглавил викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии епископ Выборгский Антоний (Вадковский; впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), а участие в нем приняли св. праведный Иоанн Кронштадтский и сщмч. Философ Орнатский. Присутствовали также оберпрокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, министр народного просвещения статс-секретарь граф И. Д. Делянов и другие высокие должностные лица.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Храм в Песочном признан памятником регионального значения января 2019 По распоряжению председателя КГИОП Сергея Макарова здание храма святого Серафима Саровского в поселке Песочном включено в единый государственный реестр как объект культурного наследия регионального значения. Церковь преподобного Серафима Саровского в Песочном - первый храм в честь святого, канонизированного в январе 1903 года по инициативе императора Николая II. Он построен в 1904 году по проекту Василия Сарандинаки и военного инженера Ивана Соколова для Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Место для строительства храма было выделено графиней Ольгой Левашовой, владелицей имения " Осиновая Роща " . При строительстве авторы использовали мотивы русского деревянного зодчества. Влияние нового стиля выразилось в использовании типа храма, более характерного для каменного зодчества, - пятиглавого с колокольней, в нехарактерных для деревянных храмов больших оконных проемах, использовании заимствованных из гражданской деревянной архитектуры накладных профилированных и резных деталей. Храм связан с жизнью и деятельностью канонизированных святых - праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Философа Орнатского.   От был освящен в июле 1904 года, накануне первой годовщины прославления преподобного Серафима. Этому событию была посвящена заметка в журнале " Православно-русское слово " 1904 г.):  " Прекрасная погода в день освящения храма много способствовала торжеству и привлекла большие толпы окрестных дачников и жителей ближайших деревень. Немало приехало друзей Общества и из столицы. В девять часов утра с поездом железной дороги прибыл почетный член общества, Преосвященный Сергий, епископ Ямбургский, ректор духовной академии, совершивший чин освящения и первую литургию в новоосвященном храме " . С 1904 по 1917 годы в церкви служили священники Василий Никольский, Мелентий Щепинский, Владимир Сейбук, Иоанн Колпаков, братья Орнатские священномученик Философ и протоиерей Иоанн. Духовным наставником председателя Общества религиозно-нравственного просвещения протоиерея Философа Орнатского был святой Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн Орнатский был женат на племяннице Иоанна Кронштадтского. В Графской у семьи Орнатских был дом, построенный на средства отца Иоанна Кронштадтского; " всероссийский батюшка " нередко служил в местном храме.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010