Священномученик Стефан, папа Римский, жил в III веке и был современником св. Киприана Карфагенского . В это время был спор Римской Церкви с Африканской относительно кающихся еретиков. На соборах африканских положено было принимать их в Церковь чрез перекрещивание; а Римская Церковь принимала только чрез возложение рук с покаянием. Впоследствии на соборах положено было, что еретиков, которые не крещены во имя Св. Троицы чрез троекратное погружение, перекрещивать, а прочих принимать или чрез миропомазание или чрез одно покаяние и отречение от ересей. Св. Стефан боролся с ересью Новата, который учил, что совсем не должно принимать еретиков. Он крестил трибуна Немезия, исцелив дочь его Люциллу. Немезия и Люциллу за веру усекли мечом. Симфроний, экономь их, во время мучений от трибуна Олимпия, одним своим словом растопив золотого идола, обратил ко Христу трибуна с женой Екзуперией и сыном Теодолом. Их всех троих сожгли. В это же время обезглавлены были 9 клириков св. Стефана. Наконец, император Валериан потребовал к себе и самого Стефана и приказал обезглавить. Это было в 257 г. Мощи св. священномученика почивают в Риме, в церкви св. папы Сильвестра. Преставление св. Блаженного Василия, московсного чудотворца. Родился он в 1464 г. в подгородном московском селении Елохове (ныне место в самой Москве) от бедных, но благочестивых крестьян, по их молитве. Пример благочестивых родителей научил его благочестию. Будучи сам честным тружеником, сапожным мастером, отец отдал Василия в ученье подобному же мастеру в ближайшем посаде Москвы. Благочестивый Василий соединял труд с молитвой, постом и богомыслием, так что скоро удостоился дара прозорливости. Один из заказчиков его хозяина просил сделать сапоги попрочнее, но Василий, предвидя, что он на завтра же умрет, улыбнулся. Хозяин вынудил Василия сказать причину улыбки, но с того временя Василий принял на себя подвиг юродства (о юродивых читать под 3-м и 8-м июля). Оставил хозяина и родительский дом и наложил на себя тяжелые вериги. Ему было в это время только 16 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала указать на важнейшую библейскую истину: таинство крещения не есть нечто отдельное от Церкви - оно является дверью, вводящей в Церковь. И совершает его не человек, а Сам Христос Спаситель, Который является Главой тела Церкви (см.: Еф. 1: 23). Исходя из этого бесспорного положения откровения и помня, что вне видимой Церкви нет спасения, уже в древности святые отцы (священномученик Киприан Карфагенский и отцы Карфагенского Собора 256 года) учили, что вне евхаристических границ Церкви нет и таинств. А потому, по их учению, все еретики и отщепенцы потеряли благодать и не могут преподать другим того, чего сами не имеют. Эта точка зрения популярна в Православной Церкви и сейчас. Но уже в то же самое время другой святой - мученик Стефан, папа Римский, - утверждал, что и внецерковное крещение свято, и потому необходимо лишь дополнять его возложением рук, подающим дар Святого Духа (аналогом нашего миропомазания). Апостольская Церковь не признала правильным ни то, ни другое учение. Уже Никейский Собор признал крещение и священство раскольников новациан (8-е правило), а II Вселенский Собор 7-м правилом распределил еретиков и раскольников на две группы - принимаемых через крещение и через миропомазание. 95-е правило Трулльского Собора добавило к этому еще одну группу - принимаемых через публичное (письменное) отречение от своих заблуждений. Так возникли три чина приема еретиков и раскольников. В чем причина этого разделения? Почему Церковь не сочла для себя возможным принимать всех инославных через святое крещение? Думаю, что ответ надо искать опять- таки в Новом Завете. Апостол Павел, перечисляя смертные грехи (см.: Гал. 5: 20), поставил грех ереси наравне с другими тяжелейшими преступлениями: убийством, прелюбодеянием, воровством, идолослужением и другими. И добавил к этому страшную угрозу: «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 21). Итак, ереси и расколы - это смертные грехи, которые разрывают связь человека с Богом. Они влекут человека в геенну огненную. Они открывают его сердце для действия сатаны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

5) святитель Иоанн Златоуст (+ 407) – скончался в ссылке в Команах; 6) священномученик Мартин, папа Римский (+ 655) – скончался в ссылке в Херсонесе; 7) преподобный Максим Исповедник (+ 662) – скончался в ссылке в Мингрелии в Иверии; 8) святитель Стефан, архиепископ Сурожский (+ 750); 9) преподобный Иосиф Песнописец (+ 883) – в 831-842 гг. был в ссылке в Херсонесе; 10) равноапостольные Мефодий (+ 885) и Кирилл (+ 869), учители славянских народов. Все эти и многие другие святые 8 , просиявшие своими подвигами в землях нашего Отечества, почитались нашими предками сразу после принятия Русью христианства, поэтому и ныне в день памяти Всех русских святых наша Церковь молитвенно обращается и к ним, считая их своими святыми 9 . Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси 10 . Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира – страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их, как бы " упреждая церковную канонизацию " , началось сразу после их убиения ( 23 , 40). Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь. После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь греческий Митрополит Иоанн I " с собором духовенства в присутствии великого князя (сына равноапостольного Владимира – Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно " ( 10 , кн. 2, 54–55). Примерно в то же время, около 1020–1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности ( 10 , кн. 2, 58, 67; 23 , 40).

http://pravoslavie.ru/2367.html

Зрится-видится пещера; в ней – ларцы стоят, В тусклом мраке подземелья радужно блестят; Три златых, четвертый – светлый, серебра литого, Полны древние гробницы света неземного. Первый – цветом ярко-алым весело искрится, Роз багряных аромат из него струится. «Первомученик Стефан здесь погребен, За Христа Живого кровь свою пролил он; В двух других златых ларцах – Никодим и я, – Возвестил Гамалиил, радость не тая. – А в ларце четвертом, бело-серебристом, Сын лежит мой, юный и душою чистый. Телом юн, но духом мудр – принял он крещенье, Отошел с земли – в вечное спасенье, Близ апостола Стефана я его похоронил. Первомученик святой нам всегда опорой был; Каждого христианина укрепляет он в сей жизни, Дабы в радость воскресенья к вечной возвести отчизне». 2. Священномученик Стефан, папа Римский, и иже с ним . Возглавлял римскую кафедру с 253 по 257 год. Боролся с еретиками-новатианами. Исцелив Лукию, дочь трибуна Немезия, он крестил [их] обоих. Вместе со своими двенадцатью клириками пострадал в гонение, воздвигнутое императором Валерианом. Был зарублен мечом во время совершения Литургии. 3. Св. блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский . Его отца звали Иаков, а мать – Анна. На 16-м году своей жизни святой Василий предал себя [тяжелому] подвигу юродства, в котором выстоял 72 года. Дожил он до 88 лет. Ходил босой, без головного убора и в лохмотьях. Не было у него никакого постоянного места обитания. Исправлял он грешников, обличал вельмож, произносил истинные прорицания и видел [события, совершающиеся] в далеких краях. Вдоволь натерпевшись от голода, мороза и людских оскорблений, блаженный Василий предал свою святую душу Богу. На его погребении присутствовал царь Иоанн IV с митрополитом. Похоронен он в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы, который впоследствии стал называться Собором Василия Блаженного. Рассуждение Надлежит нам быть терпеливыми и милостивыми ко грешнику, если хотим, чтобы долготерпеливый Бог был милосерд к нам. Великое милосердие блаженного Александра, патриарха Антиохийского, вошло в поговорку. Один его письмоводитель похитил у него несколько золотых монет и убежал в Фиваиду. Но в пустыне схватили его разбойники и увели с собой. Узнав об этом, Александр послал 85 золотых монет разбойникам в качестве выкупа. Оттого-то и говорили: «Александрову милость нельзя победить никаким грехом». А святой Иоанн Милостивый пишет: «Божие долготерпение неподвижно, и милость Его незлобива... Скольких злодеев, которые идут убивать и красть, покрывает Он, чтобы не были они схвачены и преданы истязаниям. Пираты бороздят моря, но не повелевает Он морю их потопить. Сколько из них ложно клянутся Святыми Дарами, однако Он терпит, не воздавая им здесь за зло. Разбойники грабят на дорогах, а Он не предает их зверям на растерзание... Блудники ходят с блудницами, а Он терпит. Отчего всё это? Оттого что ждет Он покаяния и обращения. Ведь и впрямь не желает Бог погибели грешнику... Посему, братья, устыдимся [себя] пред преблагим Господом Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Таким образом, он стал самым первым епископом, будучи в то же время первым из апостолов. По существу, «престол Петров» - это епископский трон на горнем месте, за престолом в алтаре каждой церкви. И уж тем более этот текст никак нельзя истолковать в смысле того, что всем падшим надлежит отправиться в Рим и примиряться с Церковью только там. Никакой особой властью Папа римский не обладает. Эта точка зрения св. Киприана проявлялась и на практике. Киприан вступил в спор с Папой римским св. Стефаном по поводу крещения еретиков. Стефан признавал действительность еретического крещения; Киприан считал, что еретиков необходимо крестить заново. Стефан считал достаточным, если была произнесена тринитарная формула. Св. Киприан писал: «Именно мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно крещение». Отрицая необходимость заново крестить еретиков, Стефан, по мнению Киприана, признает существование двух церквей. Когда Стефан осудил решение Африканского собора, постановившего перекрещивать еретиков, Киприан немедленно созвал новый собор из 87 африканских епископов в Карфагене. Он осудил и мнение, и поведение Стефана. В 121-м правиле Карфагенского собора говорится: «Да не настоит один епископ на решении своего суда». И далее: «Ибо никто из нас не ставит себя епископом над другими епископами и не устанавливает тиранического террора, дабы принудить своих собратьев к послушанию; поскольку каждый епископ в соответствии со своей свободой и властью имеет право на суждение и не в большей мере может быть судим другими епископами, нежели он сам может судить их. Но будем ждать суда Господа нашего Иисуса Христа, Который один властен возвышать нас в управлении Своей Церковью и судить нас за наше поведение». В этом отрывке содержится скрытый упрек в адрес «брата» Стефана, претендовавшего на высший авторитет среди других епископов. В осторожных выражениях, столь отличных по духу от нетерпимого поведения Папы римского, этому последнему поставлено на вид, что ни один епископ не имеет личной власти над другими епископами и что лишь всеобщее согласие может служить знаком божественной воли, и что только Бог решает, кто прав, а кто неправ.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе, и с начала V века его можно считать христианским городом. Святой Мартин исповедник, Папа Римский (память 14 апреля) Еще раз, более чем через 500 лет, Херсонес Таврический был удостоен чести оказаться местом кончины святого Папы Римского. Это был Мартин, занимавший папский престол с 649 по 655 год. В это время Восток, то есть Константинополь, был охвачен ересью монофелитов. Эта ересь была как бы продолжением прежде бывшей и более крайней ереси монофизитов, в которой утверждалось, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена Божественной. Монофелиты признавали во Христе и Божественную, и человеческую природу, но считали, что в Нем только одна воля – Божественная. Святой Мартин послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание, в котором убеждал его отказаться от монофелитской ереси и вернуться к Православию. Приверженец монофелитской ереси император Констант II (641–668) решил расправиться с обличителем ереси. Он послал в Рим воинов, которые похитили Папу Мартина. Целый год Папа томился на безлюдном острове Наксосе в Эгейском море, затем император долгое время держал его в темнице. Измученного старца подвергли суду, выдвинув против него не религиозные, а политические обвинения, и приговорили к смертной казни. Казнь была заменена пожизненной ссылкой в Херсонес Таврический. Эта ссылка была особенно тяжела для него тем, что Святитель не знал греческого языка. Он скончался в Херсонесе, изнуренный болезнью, нуждой и лишениями (16 сентября 655 года). Его похоронили в церкви вне города. Еще раз Херсонес был освящен смертью Папы-святого. Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи исповедника Папы Мартина были перенесены сначала в Константинополь, а потом в Рим. Преподобный Стефан исповедник, архиепископ Сурожский (память 15 декабря) Преподобный Стефан по национальности был греком, родился он в Каппадокии. С юности Преподобный отличался благочестивой жизнью и смирением, он рано преуспел в науках. Слух о нем дошел до Патриарха Константинопольского Германа (715–730), который пожелал его видеть. Святой Стефан явился к Патриарху и так ему понравился, что тот оставил его у себя. Однако недолго преподобный жил в патриаршем доме: стремясь к уединенной, безмолвной жизни, он сначала подвизался в монастыре, а затем пустынножительствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22 . Бобровников Алексей Александрович (1821/1822–1865) – русский ученый-монголист, православный миссионер. Учился в Иркутской семинарии. Окончил Казанскую духовную академию (1847). Сподвижник Н. И. Ильминского . Священномученик Киприан и блаженный Августин о расколе Впервые (на английском языке): St. Cyprian and St Augustine on Schism//Ecumenism 2: A Historical Approach, (The Collected Works; Vol. 14), 1989, p. 48–51. Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. Октябрь-Декабрь 2013. Том 65 – 4. – М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2013. – С. 146–152. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works; Vol. 14, 1989, p. 48–51 Мы публикуем новую редакцию этого перевода. 1 . Стефан 1 (лат. Stephanus 1; ум. 257) – Папа Римский с 254 по 257. В период его правления произошел острый конфликт между Римской Католической Церковью и церквами Западной Африки, которыми с 248 руководил епископ Киприан. Речь шла о действительности крещения, принятого из рук «еретика». Собравшиеся в 256 на Синод в Карфагене епископы постановили, что тех, которых окрестили «еретиками», следует в случае их возвращения в лоно истинной Церкви окрестить заново. Стефан 1 осудил это решение, что было признано Киприаном и другими епископами недопустимым вмешательством Римского епископата в дела других Церквей. Этот конфликт, однако, не привел к расколу. Вскоре римский взгляд на эффективность священнодействия, воздействующего силой самого обряда (ex opera operate), независимо от личных достоинств того, кто его совершает, станет причиной новых столкновений – с донатистами (см. ниже). 2 . Донатисты – сторонники движения, возникшего в христианских общинах Северной Африки в нач. 4 в. в период гонений Диоклетиана на христиан, когда Церковь начала переориентацию на альянс с государственной властью, терпимо относилось к отступникам от веры во время гонений. В противовес этому донатисты возрождали раннехристианское поклонение мученикам, требовали чистоты Церкви, святости всех его членов, перекрещивания отступников. Главным их оппонентом был блж. Августин, который доказывал спасающую силу Церкви вне ее зависимости от святости и даже личной веры и нравственных качеств ее членов, в т.ч. духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

5066. ХРИСТОС и Кришна. Свет и Тьма. – 1993, 3, 96. 4. Агиография 41. Общие вопросы 5067. БУГАЕВСКИЙ А., ВЛАДИМИР (ЗОРИН), игум. Жития святой преподобномученицы Евгении, ее матери святой Клавдии и святых мучеников Василлы, Прота и Иакинфа. – 1998, 1, 66. 5068. БУЕВСКИЙ А., ВЛАДИМИР (ЗОРИН), игум. Житие и страдания святого великомученика и Победоносца Георгия и царицы Александры. – 1998, 4, 65. 5069. ИЛЬИНСКАЯ А. Мученики и исповедники. (Судьбы оптинской братии и шамординских сестер в годы советской власти). – 1991, 11, 28. 5070. ИОАНН (ВЕНДЛАНД) , митр. святые древнего Крыма. (Святой апостол Андрей Первозванный, священномученик Климент, Папа Римский, святые священномученики, епископствовавшие в Херсонесе: Василий, Ефрем, Егений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, святой Мартин исповедник, Папа Римский, преподобный Стефан исповедник, архиепископ Сурожский, святитель Савва, архиепископ Сурожский, преподобный Иоанн, епископ Готфский). – 1988, 4, 65; 9, 77. 5071. КИРИЛЛ, архим. Святые, в земле Болгарской просиявшие. – 1985, 2, 56. 5072. МАКАРИЙ, игум. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV-XVI веков. – 1986, 11, 68. 5073. МАКСИМ, архиеп. Собор Тульских святых. – 1988, 10, 24. 5074. MUHYXIHA Т. Исполняющий волю Божию пребывает вовек… (О женской святости на Руси). – 1994, 9–10, 62. 5075. МЫТАРСТВА (частный суд по смерти). – 1993, 12, 97. 5076. РАССКАЗЫ о частном суде вслед за смертью человека. – 1993, 12, 104. 5077. ОНУФРИЙ (МАХАНОВ), иеродиак. Собор Валаамских святых. – 1999, 9, 57. 5078. САМСОНОВ И. Троицкий собор и святые покровители Пскова. – 1984, 7, 14. 5079. СВЯТЫЕ Румынской Церкви. – 1998, 9, 64. 5080. Жизнеописания святых неразделенной Церкви 5081. АФАНАСЬЕВ В. Жизнь святого Антония Великого . – 1994, 9–10, 88; 11, 12, 29. 5082. ТИХОМИРОВА К., ЯКОВЛЕВА Е. Святая великомученица Екатерина и ее почитание в Русской Церкви. – 1992, 1, 20. 5083. ИОАНН (ВЕНДЛАНД) , митр. Преподобный Иоанн, епископ Готфский. – 1988, 9, 79.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святая Кириакия. 8. Святой Прокопий, без бороды, был усечен мечом. 9. Святой Панкратий, с проседью в остроконечной бороде, скончался, брошенный в пропасть. 10. Святые Леонтий, старец, Маврикий, с бородою едва показавшеюся, Даниил и Антоний, без бород, скончались в пылающей печи. 12. Святые Прокл, стар, Иларий, юн. 14. Святой Иуст, юный, с бородою, едва показавшеюся, скончался в пылающей печи. 15. Святые Кирик, трехлетний младенец, был поражен в голову, а его мать Иулитта была обезглавлена. 16. Священномученик Афиноген был усечен мечом. 18. Святой Емилиан скончался в горящей печи. 19. Святая Марина была усечена мечом. 23. Святые Феофил, с бородою едва показавшеюся, Иуст и Трофим, без бород, были усечены мечом. 24. Священномученик Фока, старец с длинною бородою, скончался в разженной бане. 27. Святой Пантелеймон, юный, без бороды, был привязан к цветущей маслине и обезглавлен. Из выи его вместо крови текло молоко. 28. Святые апостолы от 70-ти: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен скончались в разных мучениях. 29. Святой Каллиник, молодой, с остроконечною бородою, был сожжен в печи. Август 1. Святые семь отроков Маккавеи, учитель их Елеазар и мать Соломония скончались в различных муках (см. выше). Святой Фока, молодой, с круглою бородою, был усечен мечом. 2. Священномученик Стефан, старец с остроконечною бородою, был усечен мечом. 3. Святой Феодул, с бородою, едва показавшеюся. 5. Святой Евсигний, старец. 7. Святой Дометий, старец, и два ученика его, с бородами, едва показавшимися, были побиты камнями. 8. Святые Елевферий, с бородою едва показавшеюся, и Леонид, без бороды, были сожжены. 9. Святой апостол Матфий, избранный на место Иуды, старец с круглою бородою. 10. Святые Ипполит, с едва опушившеюся бородою, Сикст, папа римский, старец с длинною бородою, и архидиакон Лаврентий, с бородою, едва показавшеюся, скончались в разных муках. 11. Святой Евпл, диакон, юный, без бороды. 12. Святые Фотий и Аникит, юные, скончались в раскаленном котле, утвержденном на двух железных столпах. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

И вот, удивительное дело: Крым снова предстал передо мной как святая земля. Раньше он был для меня святой землей в личной жизни, а теперь предстал передо мной как земля святая для христианства. В самом деле: св. апостол Андрей Первозванный, священномученик Климент, ученик апостола Петра и спутник апостола Павла, Папа Римский; святые епископы Херсонесские: Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Еферий, Елпидий и Агафодор (записал наизусть!), посланные из Иерусалима! Св. Стефан Сурожский, поставленный в Константинополе; наш св. Владимир, а в XVI веке св. Варсонофий, в юности попавший в плен к татарам, изучивший их язык, а потом использовавший это как миссионер в свите свт. Гурия, епископа Казанского (Крым стал «академией» для русского миссионера!). И вот, читая эти материалы, я прилег на диван и слегка задремал. И пришел ко мне Владыка Гурий, так просто и естественно, как, бывало, он входил в комнату, где мы работаем, и смотрел в то, что я читаю со спокойным интересом. А с ним (несколько сзади) было еще одно очень большое и спокойное лицо. Когда я проснулся, я стал думать, кто же был этот второй? И я, интуитивно примерив многих возможных, почувствовал, что это был сам св. Климент, Папа Римский († 101 год н. э.). Как это интересно, правда?» В жизни Владыки Иоанна божественное и человеческое существовали рядом. Его письма и дневники полны самых разных событий, которые невозможно выстроить по ранжиру. «Завтра – третья Литургия в нашей церкви, – пишет он митрополиту Гурию из Дамаска. – Ожидаем присутствия Патриарха Феодосия VI. Это – большая радость. Очень рекомендую приобрести книгу: Н. М. Верзилин. По следам Робинзона. «Детская литература». 1956. Эта книга – гениальна. Если бы я имел ее лет 35–40 тому назад – обязательно сделал бы все, что рекомендуется. Но и сейчас хочется сделать из нее хотя бы чтонибудь». Все, кто соприкасался с Владыкой, обязательно отмечали его детскую непосредственность, естественную веселость. Это был человек с душой ребенка и детским восприятием жизни. Такой же была его сестра – радовалась цветочку, солнышку, всему живому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010