Святые отцы не использовали данный отрывок, как основание для учения о необходимости в Церкви духовной власти и наставничества, что являлось для них абсолютно очевидным, и понимали награду «верного раба» в виде доверия ему всего имущества как благую участь, относящуюся к кончине мира, а не к какой-то исторической дате. И если еще в «президентский период» истории свидетелей Иеговы можно говорить о небольшой схожести понимания идеи «верного и благоразумного раба» с его трактовкой в Православии, то с наступлением «эры Руководящей Корпорации» это сходство полностью нивелируется. О природе Христа иеговисты учат прямо противоположно святоотеческим творениям. Учения богословов I, II, III веков указывают на соединение во Христе природы Бога и Человека, ни один из богословов Церкви не говорит о Его тварности. Приведем следующие примеры: 1 . Священномученник Климент Римский : «Примите совет наш, и не раскаетесь. Ибо жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святый, вера и надежда избранных» «Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых» 2 . Признание Христа Богом постоянно звучит в различных посланиях священномученика Игнатия Богоносца , епископа Антиохийского, а именно: «Игнатий Богоносец достоблаженной церкви Ефесской в Азии, благословенной в полноте величия Бога Отца, прежде век предназначенной быть, в вечную и неизменную славу, всегда соединенную и избранную в истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего» «Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос » « Игнатий Богоносец церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса Христа, желает премного радоваться во Иисусе Христе, Боге нашем» Аналогичные мнения встречаются у других богословов данного периода: 1 . «Пред твоими очами дела обоих разбойников предлежат, постоянно повторяемые и прочитываемые из священных книг, которые этими очевиднейшими доказательствами внушают тебе твердую и несомненную веру, что Распятый есть Бог и Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/verouchi...

— Каким языком написана книга? — Язык, конечно, не разговорный, довольно изящный, литературный, временами не лишенный риторических украшений. Если можно так выразиться, это своего рода церковный французский язык. При этом архаические слова, если речь не идет о каких-то терминах, специально не используются и намеренной переделки современных текстов в духе византийских житий или старинных текстов нет. — А если говорить о современных подвижниках или подвижниках, которые, например, жили на Афоне недавно, откуда отец Макарий берет материал о них? — Им использовались различные данные. Это прежде всего жизнеописания, составленные ближайшими учениками прославляемых святых, — как опубликованные, так и рукописные. Некоторые жития были воспроизведены исключительно по рукописям, причем речь идет не только о греческих подвижниках: например, есть тексты, переведенные по рукописям с арабского языка (это жития священномученика Иакова Аматурского (память 13 октября), преподобного Тимофея Кахухтского (память 4 января), святого мученика Антония Равы (память 19 января) и другие). Таким образом, «Синаксарь» подчас дает уникальную информацию. — Ставится ли задача как-то привлечь читателя, сделать текст интересным, увлекательным? Ведь, особенно если речь идет о современниках, можно найти немало любопытных деталей и живых рассказов… — Такой задачи перед отцом Макарием не стояло, хотя сам он очень положительно относится к тому, чтобы передавать живые черты святого в агиографической литературе. Но даже если речь идет о житии современного подвижника, стилистически оно в целом не отличается от жития святого, который жил несколько столетий назад. Иными словами, отец Макарий не старается превратить житие в некий нарочито увлекательный рассказ. Впрочем, часто повествование и так исполнено внутреннего драматизма. Причем это относится как к рассказам о древних святых, так и о тех, кто был почти нашим современником. Почитайте, например, в изложении иеромонаха Макария житие священномученика Игнатия Богоносца, казалось бы хорошо известное, и тем не менее оставляющее очень сильное впечатление, или описание подвига и величайшего мужества сербских мучеников, пострадавших от рук усташей уже во время Второй мировой войны. Замечательны в этом отношении и повествования о балканских новомучениках эпохи турецкого владычества, как греках, так и славянах: казалось бы, судьбы этих святых схожи, но ощущения однообразия, как кажется, вовсе не создается, и именно в силу внутреннего драматизма повествования.

http://pravoslavie.ru/50571.html

42 Конечно же это не означает, что Таинство над человеком вообще не совершилось. Совершилось! Просто благодать может, коснувшись его, в нем так и не утвердиться, его покинуть. При этом человек оказывается в страшном состоянии мертвящей богооставленности, осуждения, лишенный животворящего начала подлинного бытия – благодати Творца. Не менее ярко состояние «ускользания» благодати от недостойного ее человека в Таинстве Евхаристии описывает и священномученик Киприан Карфагенский : «… некто… оскверненный, дерзнувший, по совершении священником Божественной службы, принять часть Таинства вместе с прочими, не мог ни вкусить Святыни Господней, ни коснуться к Ней: открывши руки, он увидел, что несет в них пепел (в древней Церкви миряне Причащались, принимая Святые Дары прямо в руки, обычай же Причащаться со лжицы появился лишь в VII столетии и повсеместно распространился только в XI-XII веках. – П.М.). Этим случаем указано, что Господь отступает, когда отрекаются Его, и что приемлемое нисколько не служит к спасению недостойных, так как спасительная благодать, по удалении святости, обращается в пепел». 43 Мы видим, что Господь, некогда, по Своем Воскресении, входивший и исходивший затворенными дверями, и здесь – незримо для грешника – может изойти, отступить от него, лишив его Своей причастности, не оставив в его руках не только Своего Тела, но даже и следа хлеба, как уже преложившегося в Плоть Христову. Конечно же, даруемая в Православных Таинствах Божественная благодать действует на грех , обитающий в любом искренне обратившемся ко Христу человеке как самое сильное и надежное противоядие, уничтожающее яд греха и спасающее христианина от вечной смерти. Не зря, например, священномученик Игнатий Богоносец называет Евхаристию «врачевством бессмертия», «противоядием… чтобы не умирать».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

К числу таковых относятся, в частности, «Мученичество святого Поликарпа Смирнского » 156), «Мученичество святого Иустина Философа » ок. 165), «Мученичество святых Перпетуи и Фелицитаты» 202). Свидетельством особого рода являются послания священномученика Игнатия Богоносца , епископа Антиохийского ок. 107), пострадавшего в гонение императора Траяна (98–117). В 106 году Траян повелел совершать всюду жертвоприношения языческим богам по случаю своей победы над скифами, но Игнатий воспротивился этому, за что был приговорен к смерти. После вынесения приговора Игнатия заковали в кандалы и в сопровождении солдат отправили в Рим, где его должны были растерзать львы на глазах у публики. Путь епископа пролегал через различные города, христианам которых он направлял свои послания. Эти послания представляют собой потрясающее свидетельство духовного героизма и непоколебимости христианского епископа перед лицом приближающейся смерти. Обращаясь к христианам Рима в послании, написанном в Смирне и переданном через христиан Ефеса, Игнатий просит римлян не ходатайствовать об отмене или смягчении казни: Я пишу Церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела... Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу... На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем, я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отец Павел Флоренский между этими двумя этапами положил ещё один, переходный, на котором у человека возникает «комплекс прозрений-озарений о существе Истины, природа которой открывается ему (пока ещё) как 147 , или как первый, начальный нарратив. Нераскаянный разбойник, поднимаясь на этот этап со своим рационалистическим аппаратом познания мира, тяготел к тому, к чему его утилитарный ум был более всего привязан, – к вещам земным, – он руководствовался принципом утилитаризма. Разбойник же благоразумный, имея в основе миропонимания принципы идеалистические, достигает противоположного: с переходного этапа он поднимается на высший – этап «религиозно-духовного откровения», требующего для преодоления трагедии и абсурдности бытия «усилия веры» 148 . Именно этим усилием нарративное мышление и постигает истинный смысл жизни, становясь протонарративным. Человека, совершающего «прыжок веры», С. Кьеркегор называет «рыцарем веры» и в качестве примера приводит Авраама, который на пути к горе Мориа должен был с помощью «усилия веры» преодолеть трагическую абсурдность предстоящего ему испытания, которое делало этот путь ещё более долгим и мучительным 149 . Русский философ Иван Ильин , рассуждая о подобном акте любви, называет его духовным, а такую любовь по своей сути «отрицающей», ибо, несмотря на мучительность подвига, лишь из духовной необходимости она заставляет человека говорить страстной любви «нет» 150 . У священномученика Игнатия Богоносца стоящий на таком пути человек именуется «феодромос» – буквально «тот, кто направляется к Богу» 151 или, если проводить параллель со словами святого Игнатия, которые он применял к себе самому, – «всегда имеющий Христа в сердце» 152 , то есть богоносец Аналогичный пример встречается и у Достоевского, который в романе «Идиот» называет человека, пронёсшего свой идеал через всю жизнь, бедным рыцарем 153 . Ибо пронести идеал через трагедию жизни, преодолев богооставленность на Кресте, абсурдность Авраамова призвания или гамлетовское отчаяние в том, что «весь мир – это тюрьма» 154 , – это поистине подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Истинная любовь к Богу должна быть чистой, т. е. бескорыстной, потому, что христианин обязан любить Бога, как совершеннейшее существо, как Творца и Спасителя Своего, и полной, т. е. господствующей в душе над всеми другими расположениями, такая любовь соединяется с благоговением и страхом того, чтобы не оскорбить Бога, с благодарностью Ему и ревностью о славе Его. К грехам, противным истинной любви христианской относятся: 1) Самолюбие или чрезмерная любовь к самому себе. 2) Любление твари паче Бога или чрезмерное пристрастие человека к миру и земным благам. 3) Человекоугодие, когда угождают людям до того, что из-за этого забывают, нерадят об угождении Богу. 4) Слепая любовь или ограничение действий богопочтения одними только внешними обрядами. 5) Религиозное лицемерие – фарисейство, ханжество, в первом есть внутреннее сознание своей несостоятельности, а во втором и это сознание утрачивается. 6) Религиозный фанатизм или ложная ревность по Боге, – когда люди, за известные мнения, – правильные или неправильные, ложные, и притом вовсе не нужные в деле спасения, одни сами лезут на костры, а другие преследуют, подвергают истязаниям, пыткам и даже смертной казни. Этим пороком страдали наши староверы, западные инквизиторы. Особенно этим пороком отличаются магометане и их проповедники. Когда священномученика Игнатия, названного Богоносцем, по приказанию императора Траяна, предали на съедение зверей, то он постоянно повторял имя Иисуса Христа. Язычники спросили у него, зачем он немолчно твердит это имя? «Оно написано в сердце моем», отвечал святой. Как же мне не исповедовать Его устами? Наконец, когда праведник был растерзан и съеден зверями, а сердце его Божеским произволом между костями осталось цело и невредимо, тогда мучители, помня слова его, разрезали сердце Игнатия, и к изумленно своему видели, что внутри сердца начертано золотыми буквами: Иисус Христос. «Кто любит Меня», – говорит Господь наш Иисус Христос в св. Евангелии, «тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидем к Нему, и обитель у Него сотворим» ( ). Отец и Сын могут «сотворить обитель», т. е. войти только в те сердца, которые исполнены верующей любви, не подавляемой чрезмерной заботой о самом себе или эгоизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К числу таковых относятся, в частности, Мученичество святого Поликарпа Смирнского Мученичество святого Иустина Философа 165), Мученичество святых Перпетуи и Фелицитаты Свидетельством особого рода являются послания священномученика Игнатия Богоносца , епископа Антиохийского (ок. 107), пострадавшего в гонение императора Траяна (98–117). В 106 году Траян повелел совершать всюду жертвоприношение языческим богам по случаю своей победы над скифами, но Игнатий воспротивился этому, за что был приговорен к смерти. После вынесения приговора Игнатия заковали в кандалы и в сопровождении солдат отправили в Рим, где его должны были растерзать львы на глазах у публики. Путь епископа пролегал через различные города, христианам которых он направлял свои послания. Эти послания представляют собой потрясающее свидетельство духовного героизма и непоколебимости христианского епископа перед лицом приближающейся смерти. Обращаясь к христианам Рима в послании, написанном в Смирне и переданном через христиан Ефеса, Игнатий просит римлян не ходатайствовать об отмене или смягчении казни: «Я пишу Церквам и всем говорю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела... Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу... На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Еже с кротостию присно ко учеником беседовати, – говорит он, – не учителево, но губителево есть и супостатное». Но тот же Св. Учитель, вместо строгости, гораздо чаще убеждает слезами и молениями. «Восплачуся, – говорит, – многих, прежде согрешших, не просто согрешших, но не покаявшихся. Помысли Апостольскую добродетель, когда ни едино в себе сведый о чуждих плачется злых, и о согрешениях других человек смиряется. Сие бо нам паче учительство есть, еже тако соболезновати ученическим злополучиям, еже рыдати и плакати о язвах слышателей». Вот наставление Св. Игнатия Богоносца Священномученику Поликарпу Смирнскому : «Всех подъемли, якоже и тебе Господь, всех на себе носи в любви… Всех немощи носи, яко совершенный подвижник; идеже больший будет труд, тамо и прибыль большая. Добрых учеников возлюбиши, – несть тебе благодарения; паче подвизайся упрямых кротостью покорить. Не всякая рана врачуется одним лекарством; острое елея возлиянием умягчай». 242. Отеческая кротость обыкновенно располагает к простоте беседы, – к одному из лучших и необходимейших свойств церковного наставления. Простота слова помазанного происходит а) из простоты Христианства, или тех истин, коим верует Христианство, и из коих оно образуется; b) из живого и глубокого ведения Христианских истин, коим обладает помазанный беседовник. Кто совершенно знает истину и глубоко убеждён в её непререкаемом достоинстве: тому не естественна темнота и хитрословие; с) от Христианской невинности и простоты характера , свойственного всякому помазанному проповеднику. Помазанный не потому прост, что выражает мысли свои простыми и общеупотребительными словами; не потому понятен, что говорит ясно, определённо, логически, – хотя и это есть неотъемлемое достоинство его: по потому он прост, что передаёт нам себя самого всецело таким, каков он есть; разделяет себя со всеми, и всем сообщает себя в подлинной своей частоте и безыскусственности.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

Кроме выражения евхаристия, св. Игнатий пользуется иногда словом агапа, совершать агапы ( Смирн. VIII). Но это же слово иногда означает вовсе не вечерю любви, а просто дело милосердия, благотворительности, любовь в широком её значении. Кроме Евхаристии упоминается ещё и крещение как щит христиан ( Поликарпу VI). Крестившиеся должны жить по заповедям Господним. В этой связи вот какой отрывок находим мы в послании к Магнезийцам: «Поскольку все имеет конец, то одно из двух ожидает нас, смерть или жизнь, и каждый пойдет в свое место; ибо, как есть две печати, одна Божия, другая мирская, так каждая из них отпечатлевает собственный образ: неверующие получают образ мира сего, а верующие в образ Бога Отца через Иисуса Христа» (гл. V). Здесь очевидно влияние уже известной нам Литературы двух путей. «Если мы добровольно не умерщвляемся во образ страдания продолжает в том же послании св. то жизни Его нет в нас.» Высшим примером такого страдания и умерщвления через Господа может послужить личный подвиг самого автора. Послание его к Римлянам полно особого мученического пафоса и является одним из лучших примеров первохристианской литературы. Православие св. Игнатия Богоносца. Вопрос о влияниях на Игнатия и об источниках его богословских воззрений приобрел с известного времени известную остроту в науке. Фон дер Гольц создал целую гипотезу о «сирийском богословии, одним из представителей которого должен был бы быть св. Игнатий. Говорится довольно часто и охотно о гностических истоках Игнатиевых посланий (Шлиер, Барч, и др.). Все тот же Гольц упрекал антиохийского священномученика в «субординационизме.» Луфс, Вёлтер и Е. Кройман видели в некоторых выражениях св. Игнатия даже патрипассианство. Гораздо скромнее, но и убедительнее представляется работа римо–католика М. Ракла. Он, можно думать, удачно отводит эти обвинения. Повторим сказанное в начале: теперь нет уже сомнений в авторстве Игнатия. Если Д. Вёлтер считал послание к Римлянам более поздним, чем эпоха Игнатия, а с другой стороны, В.Д. Киллэн ещё мог, сомневаясь в подлинности всех посланий, приписывать их Каллисту, то теперь это Уже не кажется правдоподобным (памфлет Делафоса не может быть принят всерьёз).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

К этому Коллегия присовокупила, что «присланная при последнем доношении выписка писана о прочих государях и то излишнее и непотребно, а надобно только по запросу об одном житии государя царя Алексея Михайловича». Вследствие этого указа, Московская Контора 19-го мая послала в Коллегию список надписи, находящейся в Архангельском соборе на камне гробницы царя Алексея Михайловича и выписку из Синодика того же собора по преставлении и о летах» и доносила, что списывается «найденное ныне из книги, имеющейся в Архиве, в которой написаны истории сперва о начатии 4-х монархий, а потом и о Российских великих князьях и государях царях от князя Владимира даже до царя Алексея Михайловича, которого о житии и о действах во время государствования Его Величества в конце той книги обстоятельно написано, (токмо о дне рождения и преставления Его Величества во оной не написано ж), со многой прибавкой пред прежде отправленным написано которого описание больших александрийских более 30 листов имеется и как скоро список поспеет прислать не укосню. А году и о месяце и числе, в котором Его Величество вел. государь царь Алексей Михайлович родился, того хотя и ищут, но поныне найти такого известия не могут; чего ради я принужден в запас в других местах, где такому известию подлежит быть, справляться и когда такое известие откуда получу, пришлю впредь. Что же принадлежит до журнала, сочиненного Гизеном и оной рассматривают и ежели по рассмотрении что годного ко известию о царе Алексее Михайловиче найдется, то оной по силе вышеупомянутого указа при оказии отправлю». – К этому донесению приложены: 1) «копия с надписи, какова над гробом государя царя Алексея Михайловича на камени, списана в Архангельском соборе»: «лета 7184-го генваря в 29 де на память святого священномученика Игнатия Богоносца с субботы на воскресение в четвертом часу ночи в первой четверти преставися благоверный и христолюбивый вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010