21 сентября 2021 г. 14:00 Архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий (Козорез) 17.09.1953–04.06.2021 4 июня в возрасте 67 лет преставился ко Господу архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий (Козорез). PDF-bepcuя. Родился владыка Елевферий (в миру — Козорез Юрий Феофанович) 17 сентября 1953 года в селе Обаров Ровенской области Украины в простой крестьянской семье. Закончил среднюю школу, служил в рядах Советской армии, а по возвращении в родное село нес различные послушания в старинном Покровском храме. Пожив несколько лет глубокой церковной жизнью и испытав свое желание служить Богу, будущий архипастырь поступает в Московскую духовную школу. В 1979 году он оканчивает Московскую духовную семинарию, в 1984 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1985 году, 13 апреля, рукоположен в сан диакона, а 17 октября — в иерея с назначением на должность ключаря кафедрального Никольского собора города Алма-Аты. Через год будущий святитель поставлен священноначалием благочинным храмов Южно-Казахстанской и Кызылординской областей. Двадцать шестого марта 1987 года он принимает монашеский постриг с именем Елевферий, в честь священномученика Елевферия Кувикулария. Все это время он продолжает трудиться на земле Южного Казахстана. При непосредственном участии иеромонаха Елевферия в 1990 году начато строительство Успенского храма в городе Таразе. Его освящение он совершит уже в сане епископа в 1993 году. В этом же году был заложен первый камень в основание храма во имя великомученика Георгия Победоносца в городе Шу. В 1988 году состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Аксукент, открыт храм блаженной Ксении Петербургской в поселке Састобе. В мае 1989 года горисполком города Кызылорды передал историческое здание Казанского храма в ведение Русской Православной Церкви. В этом же году начинаются богослужения в городе Каратау. В праздник Сретения Господня, 15 февраля 1991 года, собором иерархов во главе с приснопамятным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II архимандрит Елевферий был хиротонисан во епископа Чимкентского и Целиноградского.

http://e-vestnik.ru/db/arhiepiskop_chimk...

Пятнадцатый день. Св. священномученик (епископ) Елевферий. (О власти человека над животными с нравственными выводами для жизни христианина: а) вера и благочестие служат для нас самым могущественным средством к отвращению бедствий, б) благодарные чувства христианина к Богу за Его неизреченные благодеяния и в) христиане должны осторожно, разумно и кротко обращаться с животными). I. В житиях святых есть много примеров, доказывающих, что христианам безопаснее было жить среди самых диких и кровожадных зверей, нежели среди язычников. Так, когда священномученик Елевферий, ныне прославляемый церковию, живший в конце I века, чудесно освободился от рук мучителей, то он удалился в пустое место и поселился среди логовищ диких зверей и жил со зверями, как с овцами. Львы и медведи окружали его, ласкались к нему, и служили ему. Когда же царские охотники донесли об этом царю, то он послал воинов взять Елевферия, но звери растерзали посланных. Однако святый запретил им бросаться на людей, и сам пошел к царю. Его присудили отдать на съедение зверям. Выпустили на него сперва львицу, потом льва, но они не нанесли святому ни малейшего вреда и лизали ноги его. Раздраженные язычники отсекли ему голову. II. Этот случай проявления власти человека над животными указывает нам на царственную власть невинных людей – наших прародителей – над всеми земными животными. Угодники Божии, святостию жизни восстановляющие в себе первобытную невинность, тем самым приобретают и господство над зверями, которые в них узнают своего царя и повинуются ему. Случаев полного повиновения святым людям, и именно святым, зверей можно указать много . Укажем только на некоторые. Праведный Ной столь долгое время был окружен в ковчеге целым царством животных и не потерпел никакой опасности ни от одного из них. Со св. Дионисием (это был священник) встретился лев между плетнями, где едва мог пройти человек без всякой ноши. Святой не побежал назад от зверя, зверь же по тесноте места совсем не мог воротиться или потесниться. И вот зверь встал на задния ноги и сделал усиленное наклонение своего тела в сторону. Тогда святой прошел мимо, задев зверя своею спиною (Луг дух. глав. 179).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81-96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. " Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается " ,- сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда). Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге ( Деян. 17, 16-34 ), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: " Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил " .

http://patriarchia.ru/db/text/912913.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия (161-180). Послание Лугдунской Церкви Важнейший источник сведений о Л. м., сохранилось лишь в виде пространных фрагментов на греч. языке, включенных в «Церковную историю» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. V 1-4). По-видимому, Евсевий сохранил почти всю информацию о погибших христианах, пропустив в тексте лишь риторические и дидактические пассажи (διδασκαλικν... διγησιν). По мнению Евсевия, послание было свидетельством масштабного гонения на христиан при имп. Марке Аврелии; в нем говорилось о борьбе «воителей благочестия» за истину и за свои души, о нетленном венце и вечной славе, ожидавших победителей. В послании подробно описывались подвиги Л. м.; в заключительной части перечислялись их имена. Евсевий приводит цитаты из послания, адресованного христианам Асии и Фригии; по его словам, галльские христиане направили такое же послание Елевферию , еп. (папе) Римскому. В заключение Евсевий цитирует письмо Л. м., в к-ром они рекомендовали Елевферию лугдунского пресв. Иринея (см. Ириней , еп. Лионский) как ревностного служителя Христа (Ibid. V 4. 1-2). Полный текст Послания Лугдунской Церкви был включен в свод сказаний о мучениках (τν μαρτρων συναγωγ - Ibid. IV 15. 47-48; V Praef. 2; 4. 3; 21. 5), к-рый Евсевий составил до 313-314 гг., когда он приступил к созданию «Церковной истории» (окончательная редакция «Церковной истории» относится к 325-326; о хронологии творчества Евсевия см.: Carriker. 2003. P. 37-44). В несохранившийся агиографический сборник Евсевия входили также сказания о священномучениках Аполлонии , Пионии и, вероятно, о Поликарпе Смирнском (подробнее см.: Grant R. M. Eusebius as Church Historian. Oxf., 1980. P. 116-121; Carriker. 2003. P. 250-255). Содержание Послание было написано «рабами Христа, пребывающими (παροικοντες) во Вьенне и Лугдуне, в Галлии», для «братьев в Асии и Фригии», к-рые разделяли их общую веру в Бога Отца и Господа Иисуса Христа и надежду на искупление.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Елевферия и матери его Анфии Память 15 декабря Во время царствования Елия Адриана 8413 , бывшего ревностным идолослужителем, воссиял, как бы светлая звезда, дивный Елевферий. Родился он в Риме от знатных и богатых родителей. Отец святого Елевферия три раза был назначаем военачальником, матерь же его стала достойною еще большей чести и славы, так как, просвещенная святым Апостолом Павлом, приняла от него крещение и была наречена Анфией. Она назвала сына своего Елевферием и стала воспитывать его в строгом благочестии; когда же он стал приходить в возраст, она руками папы Римского Анаклета 8414 посвятила его Богу, как дар воистину достойный Господа. Архиепископ, видя, что Елевферий – отрок благонравный, принял его в свой клир, и когда ему минуло пятнадцать лет, посвятил его во диакона, а потом на восемнадцатом году рукоположил во священника; когда же святому наступило двадцать лет, архиепископ Никита назначил его епископом Иллирика 8415 . Здесь святой епископ воссиял, как светильник на свещнице, и светил светом слова Божия, приводя многих к познанию Единого Господа. Но ненавистник – диавол не мог этого снести и с яростью восстал на святого с своею убийственною злобою. Он внушил злочестивому царю Адриану восстать против истины и начать преследовать христиан, и прежде всего убить Елевферия; он также хотел уничтожить и всех лучших учителей благочестия, как лучшие плоды славы Христовой. И вот царь с грозным посланием отправляет некоего воеводу Филикса силою привести на царский суд Елевферия. Филикс, дойдя до Иллирика, улучил время, когда добрый пастырь в храме Господнем питал паству свою поучительным словом, и, окружив церковь воинами, вторгнулся внутрь храма, дыша яростью и злобно озираясь. Увидя же Елевферия изливающим поток чистого учения и сладкогласно поучающим слушающих, он стал и сам внимательно прислушиваться и удивляться проповедуемой им силе Христовой, и тотчас же, переменив ярость на кротость, имея ниву сердца своего способною к приятию семени слова Божия, стал как бы овцою и из гонителя учеником Христовым; как бы забыв всё прежнее, он из разбойника стал добрым и верным рабом Христа. Презрев повеление царское, он припал к ногам святого епископа, и после того уже не отходил от учителя своего, просвещаясь его проповедью и утверждаясь во благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИОНСКИЕ МУЧЕНИКИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пофин, Бландина, Санкт, мученики Лионские Лионские мученики Пофин , епископ Лионский , священномученик ; мученики Санкт , Матур , Аттал , Бландина , Библиада , Эпагаф , Александр и другие мученики, числом сорок три (+ 177 ) Память 25 июля Мученичество сорока трёх человек за Христа в Лионе (Лугдуне) , одном из главных городов римской провинции Галлия совершилось в 177 году. В том же году церкви Лиона и Виенны составили письмо церквам в Асии и Фригии о мужестве и стойком исповедании галльскими христианами своей веры, которое является первым документальным свидетельством о христианстве на территории современной Франции . Это письмо, дошедшее до нас в изложении святого Евсевия Памфила , предположительно принадлежит перу известного церковного апологета и богослова священномученика Иринея , преемника священномученика Пофина на Лионской кафедре, и представляет главный источник сведений о мучениках. Письмо описывает гонения на христиан Галлии во время предстоятельства в Римской Церкви епископа Елевферия и царствования императора Марка Аврелия , когда язычники не пускали христиан в дома, в бани, на рынок, им было запрещено показываться на людях, а чернь избивала их на улицах. По приказу трибуна и городских властей христиан вывели на площадь и допросили перед народом. Они исповедали свою веру и были заключены в тюрьму до приезда легата, который обошёлся с ними с жестокостью. Видный римлянин и благочестивый христианин Веттий Эпагаф вступился было за христиан, и был осуждён вместе с ними. Среди христиан обнаружилось различие: одни были готовы к мученичеству, другие страшились его. При этом каждый день хватали всё новых христиан, забирая самых деятельных и ревностных. Между испугавшихся пыток нашлись лжесвидетели, обращая на верных ещё больший гнев народа своими наветами. Христиане подверглись страшным пыткам, особенно Санкт , диакон из Виенны; недавно крестившийся Матур ; Аттал - пергамец ; и Бландина . Их непоколебимое исповедание веры оставляло мучителей бессильными, так как изтерзав тела мучеников и превратив их в «сплошную зияющую рану» они не могли вырвать у них отречения. Исповедала Христа под пытками и ранее нетвердая Библиада , отказавшись оговаривать христиан.

http://drevo-info.ru/articles/1657.html

иером. Макарий Симонопетрский Память священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, и его учеников Рустика и Елевферия Св. Дионисий жил в Афинах во времена апостолов. Он происходил из богатой и благородной семьи. Дионисий снискал такую мудрость и столь выдающуюся добродетель средствами, которые могла предложить языческая наука, что был избран в качестве одного из девяти советников Ареопага, высшего суда города. В это время великий апостол Павел, ведомый Святым Духом, приехал в Афины возвестить Благую Весть о спасении. Именно Дионисий пригласил апостола выступить на Ареопаге. С высоты этой скалы, возвышающейся над городом, нищий подвижник распутывал софизмы философов и ясно показывал афинянам, что «неведомый Бог», о котором они имели весьма туманные представления, будучи Господом неба и земли , не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих , как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все ( Деян 17, 24–25 ). Он также учил их тому, что человек сотворен по образу Божию и призван жить Им через Иисуса Христа, Его Сына, воплотившегося и восставшего из мертвых, Который вернется, чтобы судить мир. Услышав о воскресении мертвых, большинство присутствовавших насмехались над св. Павлом, поскольку их разум был затуманен предубеждениями человеческой мудрости. Однако слова о вечной жизни затронули сердца некоторых людей – и они уверовали. Среди них были св. Иерофей окт.] и св. Дионисий. Слушая о Страстях Христовых и о чудесах, произошедших при Его смерти, мудрый Дионисий вспомнил, как несколькими годами ранее он вместе с другими мудрецами находился в египетском гор. Гелиополе и сам стал свидетелем солнечного затмения, которое противоречило всем законам астрономии 486 . В тот момент он воскликнул: «Либо это страдает Бог , либо это наступает кончина мира!» Подготовленные таким образом к постижению Того, по Чьей воле были побеждены законы природы, Дионисий и его учитель Иерофей с особой жаждой слушали учение св. апостола и затем испросили у него крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Краткое историческое сведение о жизни и творениях св. Священномученика Иринея, Епископа Лионского Святой Ириней родился в Малой Азии около 120 года по Рождестве Христовом; был ученик святого Поликарпа, Епископа Смирнского, как видно из жития сего последнего. Из Азии прибыл в Галлию, быв туда послан святым Поликарпом 1 ; но по какому случаю и в каком году, определенно неизвестно. В 177-м году, в котором особенно свирепствовало в Лионе гонение против Христиан, святой Ириней был пресвитером в сем городе, и от Лионских Исповедников и Мучеников был отправляем, к папе Елевферию с посланием не только как Пресвитер, но и как человек, исполненный ревности и любви к Божественному учению Христову 2 . По возвращении его из Рима, все признали его достойным, в тогдашних затруднительных обстоятельствах Церкви, быть преемником Епископа Иофина, скончавшегося мученической смертью в том же 177-м году. Быв возведен, на Епископский престол, святой Ириней весьма ревностно исполнял вверенное ему от Бога служение, был светилом Церкви не только по святости жизни, но и по многим превосходным своим творениям. По словам Григория Туронского, он, в непродолжительном времени, своею проповедью сделал весь город истинно Христианским, во всех отношениях 3 . По во время гонения, воздвигнутого на Христиан Септимием Севером, столь жестокого, что по улицам текли реки крови Христианской 4 , святой Ириней увенчался славою мученичества, которое претерпел около 203 года по Рождестве Христовом в летах преклонных; – отчего Епифаний и называет его блаженным старцем 5 . Из всех творений святого Иринея дошли до нас только пять книг против ересей. В сих книгах, опровергнув все ереси, существовавшие в его время, он дал Церкви оружие, с которым бы она могла ратоборствовать против еретиков, имевших явиться и в последующие времена. Прочие творения святого Иринея дошли до нас только в отрывках, сохраненных Евсевием 6 . В числе их особенно замечательны: 1) письмо к Флорину; 2) письмо к Власту о расколе (de schismate) и 3) превосходное письмо его к Папе Виктору, которым Ириней хотел отклонить его от предпринятого им намерения, касательно Азиатских Церквей, по причине их спора и разногласия в рассуждении дня празднования пасхи. Но поводу сего письма, Евсевий, в похвалу Иринея, говорит следующее: «Ириней, вполне соответствующий своему имени (ибо Греческое слово ειρηναος, на Латинском языке – pacificus, значит мирный), не одним только именем, но и самою жизнью и миролюбивыми советами своими, весьма много сделал для мира и спокойствия Церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Материалы для биобиблиографического словаря Архимандрит АЛЕКСЕЙ (ЧЕРНАЙ Александр Николаевич) (1899-1985) Род Чернай происходит от тевтонских рыцарей, дед переехал в Россию из Чехии, отец Николай Львович - действительный статский советник, Председатель Ковенского окружного суда. С началом Первой мировой войны семья Чернай переезжает в г. Лугу, где их духовником становится протоиерей Анатолий Остроумов. В это же время Александр учился в одной из столичных гимназий и иподиаконствовал у епископа Гдовского Вениамина (Казанского), будущего Петроградского митрополита и священномученика. В 1918 г. А. Чернай вступил в Белое движение, службу проходил в формированиях ген. Юденича, в 5-м артиллерийском Георгиевском полку. Благодаря помощи архиепископа Литовского Елевферия (Богоявленского), А. Чернай устраивается в Вильнюсе, затем переезжает в Каунас, женится в 1924 г. Имя жены Татьяна (+1944г.). По окончании Виленской духовной семинарии Александр Чернай рукополагается в священный сан в 1925 г., служил на приходах в Литве, Сергиевский приход в Утяны, с 1931 г. в г. Векшни, пережил советскую и немецкую оккупации. Священник Александр Чернай возведен в сан протоиерея в 1943 г. С 1944 г. о. Александр в эмиграции в Германии (гг. Эрфурт в Тюрингии, Наугейм, Ганау, Арользен, Гутенберг). Основал православную миссию в Наугейме в 1946 г. и ряд храмов в лагерях Ди-Пи. С 1948 г. проживал в г. Цинциннати, штат Огайо, США, где организовал православную миссию, помогал русским в переезде из европейских беженских лагерей в Америку. С 1950 г. миссионер в г. Хьюстон, штат Техас. В 1957 г. протоиерей Александр принял монашество с именем Алексей и удостоен сана архимандрита. В конце октября 1958г. архимандрит Алексей (Чернай) получил назначение на должность Администратора русских православных общин в Южной Африке. Указ был подписан Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским). Русский приход, образованный в ЮАР, за семь лет до этого и посвященный в честь святого князя Владимира не имел собственного помещения, богослужения совершались в боковом приделе англиканского собора. В 1960 г., русским пришлось покинуть это помещение и, временно, воспользоваться гостеприимством пастора шведской протестантской церкви. Русская колония в Йоханнесбурге, состояла, приблизительно из 50 человек. В основном это были представители первой волны эмиграции.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

" Небесная врата прошед духом, Дионисие " 16 октября Православная Церковь отмечает день памяти священномученика Дионисия Ареопагита. Священномученик Дионисий Ареопагит Фрагмент статьи из т. 15 «Православной энциклопедии». Москва, 2007 г. Дионисий Ареопагит [греч. ιονσιος Αρεοπαϒτης; лат. Dionysius Areopagita], сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.), афинский аристократ, обращенный ап. Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге . Согласно церковной традиции, сформировавшейся не позже IX в., Д. А. стал 1-м епископом Афин, впосл. епископом г. Паризии (совр. Париж) и скончался мученической смертью. Д. А. вплоть до XVI в. приписывалось авторство корпуса богословских сочинений «Ареопагитики» . На протяжении веков традиция почитания Дионисия, современника апостолов, осуществлявшего служение в Афинах, Паризиях, Риме, не была единой: считалось, что это одно лицо или несколько. Основными источниками сведений о жизни и почитании Д. А., а также о тождестве или различии Д. А. и св. Дионисия Парижского являются 3 Жития. В соч. «Мученичество святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (т. н. Первое Житие; нач. VII в.), приписываемом свт. Венанцию Фортунату , св. Дионисий представлен как современник апостолов, однако он не отождествляется с Д. А. Во 2-й пол. VIII в. в Риме (возможно, в мон-ре святых Стефана, Сильвестра и Дионисия) были созданы агиографические памятники, посвященные Д. А. Среди них - т. н. Третье Житие, в к-ром история Д. А. сливается с историей мученичества св. Дионисия в Паризиях. Житие вскоре было переведено на греч. язык (BHG, N 554) и распространилось в Византии раньше, чем на Западе. Составитель Третьего Жития использовал «Мученичество...», приписываемое свт. Венанцию Фортунату. В 30-х гг. IX в. аббат мон-ря Сен-Дени Гилдуин составил Пространное Житие Д. А., в к-ром объединил все известные ему легенды о святом (т. н. Второе Житие). Гилдуин попытался свести в единое целое разбросанные по различным источникам данные, он включил в Житие и сведения об авторе корпуса «Ареопагитик». В Житие, составленное Гилдуином, вошли как сведения древних авторов (Евсевий Кесарийский, Руфин Аквилейский, святители Амвросий Медиоланский, Венанций Фортунат), так и заимствования из позднейших источников (Евгений Толедский, литургические чтения из миссалов, послание Аристарха). Основным источником для Гилдуина послужило Третье Житие Д. А., в котором святой был отождествлен с 1-м епископом Паризиев. Гилдуин утвердил отождествление новозаветного Д. А. и св. Дионисия, почитавшегося в Паризиях.

http://sedmitza.ru/text/830673.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010