Закрыть Особенности Аввакумовских чтений в юбилейном году В год 400-летия протопопа Аввакума в Перми прошли четырнадцатые чтения в его честь 05.01.2021 584 Время на чтение 4 минуты Для старообрядцев всего мира памятным стал год 2020-й, когда во всех приходах и храмах РПСЦ торжественно отмечалась юбилейная дата – четырёхсотлетие со дня рождения протопопа Аввакума, нашего духовного исполина, родившегося 15 декабря 1620 года в селе Григорово на Нижегородской земле. В условиях продолжающейся пандемии некоторые из заранее запланированных мероприятий были свёрнуты, либо отменены, но наиболее значимые из них всё-таки состоялись. В Боровске на торжественном открытии памятника священномученику Аввакуму присутствовал Владыка Корнилий, митрополит Московский и всея Руси, при его же активном участии в Казани был открыт Музей истории старообрядчества. В Сыктывкаре, неподалеку от Пустозерска, где закончилась земная жизнь одного из величайших молитвенников и писателей земли Русской, успешно прошла научно-практическая конференция, посвящённая традициям старообрядцев в этике предпринимательства России. Фотовыставки, чтения, крестные ходы состоялись во многих приходах страны. А в пермском храме во имя Святителя Стефана Пермского 13 декабря прошли уже четырнадцатые по счёту Аввакумовские чтения, которым предшествовала торжественная литургия с участием Владыки Евфимия, девяти священников и четырёх диаконов. Особенностями нынешних чтений стало глубокое осмысление разносторонней личности огнепального протопопа и её влияние на нынешние события. Невзирая на всю сложность ситуации, связанной с коронавирусной инфекцией, на чтения приехали гости из обширной Уральской старообрядческой епархии и даже из Москвы . Возглавил юбилейное мероприятие Владыка Евфимий, епископ Казанско-Вятский и Уральский, выступивший с интересным докладом «Энциклопедия Уральского старообрядчества». Владыка представил вниманию слушателей ряд уникальных изданий, – исторических и современных, – со статьями о жизни и деятельности староверов, живших в разные времена. Многие слушатели впервые узнали о том, что были староверы – герои Великой Отечественной войны, Герои социалистического труда, заслуженные пожарники и спортсмены да и представители самых разных профессий. Епископ Евфимий призвал гостей и участников чтений собирать материалы в каждом из приходов о своих заслуженных земляках-староверах и готовить о них новое энциклопедическое издание, нужное для каждой школы и библиотеки, как городской, так и районной.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/05/os...

1. Начало основания монастыря 1579 г. и первые деревянные монастырские церкви Казанский Богородицкий девичий монастырь 1-го класса находится внутри города Казани, недалеко от крепости. Монастырь основан царем Иваном Васильевичем IV в 1579 году, по случаю обретения в том году, июля 8 дня, иконы Казанской Божией Матери, на том самом месте, где обретена икона, почему и монастырь наименован Богородицким Казанским. Первоначально церковь и келлии были деревянныя, – церковь во имя Пресвятыя Богородицы. Вскоре после того была поставлена другая также деревянная церковь , теплая с трапезою во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а на содержание монастыря дано 100 душ. С самого основания монастыря царь Иван Васильевич повелел быть при этом монастыре священному собору, игуменье и 40 сестрам 1 . В 1594 году 14 апреля, по повелению царя Феодора Иоанновича, при митрополите казанском Гермогене был заложен каменный храм во имя явления чудотворного образа Казанской Божией Матери с двумя приделами: во имя Успения Пресвятыя Богородицы и Св. Благоверного князя Александра Невского, который был кончен и освящен октября 27 дня 1595 года 2 . Храм этот, по его устройству, митрополит Гермоген называет «предивным». Тогда же государь Феодор Иоаннович указал снабдить церковь сию св. иконами, книгами, ризницею и прочими потребами, самую же явленную икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из царских сокровищ. Кроме сей церкви впоследствии в монастыре были храмы: 1) во имя Животворящего Креста; 2) Рождества Пресвятыя Богородицы теплая; 3) во имя священномученика Антипы; 4) собора Пресвятыя Богородицы; 5) Св. Иоанна Богослова на св. воротах 3 . В 1694 году при митрополите Маркелле мая 13 дня случился в Казани большой пожар, в который сгорел и Казанский Богородицкий монастырь 4 . Геодезист Пестриков в 1739 году так описывает монастырь казанский: «Монастырь девичей Пресв. Богородицы Казанския имеет ограду каменную; в нем церковь теплая Рождества Пресвятыя Богородицы, придел священномученика Никиты; на св. воротах церковь Иоанна Богослова, на других воротах церковь св. благоверного князя царевича Димитрия Московского. Сей монастырь для имеющегося тут чудотворного образа Богородицы, называемой Казанской, между знаменитейшими считается» 5 . По ведомости о монастырях казанской епархии за 1741 год в монастыре Богородицком девичьем показано 6 престолов. В 1742 году монастырь погорел‚ снова 6 . В пугачевщину изменник Минеев поставил две пушки на св. вратах девичьего монастыря и стрелял в крепость 7 . Собор Казанского женского монастыря во время приступа к Казани бунтовщика Пугачева в 1774 году сожжен 8 . 2. Холодный собор

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Вместо предисловия В сем выпуске о жизни и церковном почитании Архангельских святых мы предлагаем благочестивым читателям ряд очерков о церковном почитании тех Архангельского края святых мужей, кои жили и подвизались в XV веке. Четыре столетия протекло с тех дней, когда эти великие мужи украшали родной им край праведною своею жизнью; они почили сном смерти; духом воспарили в горния обители, плоти же их не прикоснулось тление. А православный народ не забыл и не забывает их памяти. Он свято чтит своих древних учителей в праведной жизни по завету Христову. Толпами стекается к их ракам, возносит молитвы и получает исцеления. – Таковыми мужами XV века были: преп. Евфимий, Феликс и Антоний Корельские, Афанасий Новолоцкий, также Георгий и Захария Шенкурские, Варлаам Керетский, преп. Макарий Красногорский, св. отрок прав. Артемий Веркольский и прав. Параскева его сестра – отроковица. О том, как чтилась и чтится память этих св. избранников Божией благодати мы и будем говорить далее. Свою речь начнем о древнейшем подвижнике Преп. Евфимие Архангельско-Корельском и закончим о прав. Параскеве Варлааме Керетском и Макарие Красногорском. Глава I. О церковном почитании преп. Евфимия, архангельского чудотворца, и Феликса и Антония корельских Церковное почитание преп. Евфимия, архангельского чудотворца, началось с обретения его мощей. Обстоятельства этого дела по изысканиям арханг. историка И. М. Сибирцева представляются в следующем виде. В г. Архангельске, на месте, где ныне находится каменная церковь во имя архангела Михаила и где до пожара 15 июня 1636 г. находились церкви архангельского монастыря, после пожара была построена деревянная церковь Происхождения (древ) честного креста Господня с приделом архангела Михаила, находившаяся в ведении монашествующих. На месте же нынешнего кафедрального собора, до пожара также принадлежавшем монастырю, был построен двор для воеводы, прежде находившийся несколько дальше этой местности. 7 Июля 1647 г. холмогорец Евстафий Трофимов, будучи в Архангельске, начал на дворе воеводы, которым был тогда князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, «для кузнечного дела горн ставить и где стул с наковальней должен быть, тут стал копать яму».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Житие преподобного Евфимия священно–архимандрита суздальского чудотворца. Составил настоятель Спасо–Евфимиевского монастыря Архимандрит Серафим (Чичагов) ко дню 500–летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1–го апреля 1904 г.) Память о преподобном Евфимии, суздальском чудотворце, названном современниками «великим», почти исчезла. Житие его, составленное иноком Григорием и, по преданию, тем самым Отрепьевым – самозванцем, жившим послушником в суздальском Спасо – Евфимиевском монастыре, весьма кратко и далеко не напоминает русским людям всех подвигов и заслуг преподобного – друга, собеседника и сподвижника, великого молитвенника за землю Русскую преподобного Сергия и, несомненно, заслуживающего быть причисленным также к печальникам земли Русской. Рукописное житие инока Григория хранится в архиве монастырском. Хотя, действительно, источников для составления более подробного жизнеописания Евфимия не сохранилось, но, однако, существует, кроме предания суздальского, несколько исторических указаний на участие преподобного в событиях того времени и в судьбе суздальских и нижегородских князей. Преп. Сергий и Евфимий одновременно основали две знаменитые лавры и при том последний на северном конце древней и обширной столицы, которая служила одновременно крепостью, для защиты Суздаля от врагов. Евфимиева лавра быстро разрослась, украсилась и возвеличилась, потому что она была сердечною заботою суздальского князя Бориса, всех знаменитейших бояр и жителей обширного, богатого города. Уже на основании всего этого можно понять, какое значение имели в истории Суздальского края Евфимиева лавра и сам преподобный, который приобрел всеобщую любовь строгою жизнью, подвижничеством, даром прозорливости и совета. Влияние его на современников было громадно. Но падение Суздаля, возвеличение Владимира и Москвы, перенесение центров торговли, а за наше время обход Суздаля всеми путями сообщения, окончательно разорили город, заставив жителей и купечество искать убежища и деятельности в иных городах, а развивавшееся, к прискорбию, в современных людях равнодушие к отечественной истории довело знаменитый Суздаль с его святынями до положительного забвения и запустения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Ни в одном из дошедших до нас Патериков преподобных отцов Печерских нет описания житий угодников Божиих, почивающих в Дальних пещерах; никто и не говорит, чтобы они кем-либо составлялись. Но что эти жизнеописания были, это несомненно (Словарь Исторический Российских святых. СПб., 1836 г. Предисловие). По преданию, в древние времена святые мощи в Дальних пещерах лежали не в гробах, а просто в нишах на досках. Эти ниши, где стоят и теперь гробы с мощами святых, закрыва­лись тоже досками. На этих досках в нижней части, в лежачем положении, изображались лики преподоб­ных Печерских, в средине вырезывались небольшие окна, чтобы чрез них поклонники могли прикладываться к святым мощам, а сверху надписывались чистым славянским наречием имена святых, коих были мощи, с кратким жизнеописанием святых. Без сомнения, эти краткие сказания о жизни и подвигах святых или взяты из полных жизнеописаний, или составлены по живому преданию. Если были жизнеописания полные, то они могли быть истреблены во время разных разорений Киева (Описание Киевской Лавры. Киев, 1847 г.). А надписи могли сохраниться вместе с мощами святых потому, что мощи с надписями скрывались в места, недоступные для неприятелей. Когда в мирное время постепенно открывались святые мощи, тогда открывались и надписи. Так в 1643 году никто не знал, есть ли в пещерах Дальних мощи священномученика Лукиана, хотя тогда и нужно было об этом знать, поскольку составлялась тогда служба преподобным отцам Дальних пещер. А когда отысканы были его святые мощи, тогда нашли при них и надпись, что святой Лукиан пострадал при нашествии Батыя и был пресвитером. В 1635 году Сильвестр Коссов, епископ Мстиславский, напечатал жизнеописания святых отец Ближних пещер. А в 1643 году прибыл в Киев иеромонах и протосингел Константинопольской Великой церкви Мелетий Сириг и составил службу преподобным отцам Дальних пещер (Описание Лавры). Надписи, бывшие над гробами, служили ему основанием при составлении службы. Тогда же эти надписи были списаны и изложены иноками в особой рукописи славянопольским языком. Они могли несколько раз переписываться и изменяться при пояснениях или переводе слов, становившихся непонятными для современников, или просто по разумению переписчика. Но содержание этих кратких сказаний о святых отцах весьма схожи с тропарями канона им, составленного Мелетием. Совпадает также число (сорок), имена святых и их порядок: Лонгин, Игнатий, Силуан, Агафон, Зинон, Макарий, Ахила, Ипатий, Паисий, Меркурий, Лаврентий, Моисей, Иларион, Дионисий (о нем написано краткое сказание в Патерике), Арсений, Пимен, Афанасий, Сисой, Григорий, Павел, Леонтий, Геронтий, Нестор, Тит, Памво, Захария, Феодор, князь Острожский, Софроний, Панкратий, Аммон, Мардарий, Руф, Вениамин, Феофил, Мартирий диакон, Евфимий, Кассиан, Пиор, Пафнутий, Иосиф. То же должно сказать и о сходстве содержания надписей на досках и рукописных сказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(По данным, заключающимся в дневнике святителя) Преосвящ. Евсевий (1805–1883 г.), в мире Евфимий Орлинский, сын диакона Поликарпа Ефимовича Орлинского, родился в с. Черном Верхе, Белевского уезда, Тульской губернии. Последовательно проходил служение: на должности инспектора Семинар. Вифанской и Московской, и дух. Академии Московской, на должности ректора Академий Московской и Петербургской; затем в сане епископа Самарского и архиепископа Иркутского; закончил свое земное поприще на кафедре Могилевской. Все сведения, которые мы имеем предложить вниманию читателя, заимствованы нами из собственноручно веденного дневника покойного Архипастыря, во время четырехлетнего служения его на Иркутской кафедре (57–60 г. истекш. стол.). В дневнике отмечены только числа месяцев, проведенные в обозрении епархии. Сами заметки – отрывочного характера: Святитель указывает обыкновенно ту церковь , которую посетил известного числа; отмечает ту службу, какая была им совершена в сельском храме и поучение, какое было сказано им; делает краткую характеристику приходского духовенства и – только; только в некоторых, исключительных случаях, он делает отступления, уделяя в своей (и до сих пор чистенькой) книжке – дневнике место описаниям природы и выдающихся событий, и излияниям пережитых им чувств и впечатлений; тем, не менее, прочитанные до конца, в общей своей сложности, заметки эти дают богатый материал читателю и для рассмотрения, и для размышления, и для назидания. Стараясь держаться некоторой последовательности, при изложении заинтересовавших нас в дневнике сведений, мы остановимся, прежде всего, на описании тех мест отдаленной Сибири, где Промысел Божий судил подвизаться нашему Святителю. О громадных пространствах, которые приходилось обозревать преосв. Евсевию, свидетельствуют те цифры, которые он неопустительно выставлял, подводя итог каждому своему путешествию. В продолжение времени, с 30 мая 1857 г. до конца 1858 года, в пять выездов, Святителем осмотрены церкви на пространстве 8161 версты; в 1859 г., в три выезда, 5133 ½ в., в 1860 г., в три же выезда, 5521 версты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   20 июля (2 августа) Священномученики Иоанн Стеблин-Каменский, Александр Архангельский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, преподобномученики Тихон (Кречков) и Кирилл (Вязников), мученики Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников Священномученик Иоанн родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге и происходил из малороссийского духовенства, священников Переяславско-Бориспольской епархии Стеблинских, известных с начала XVIII столетия, получивших впослед­ствии дворянство. Отец его, Георгий Георгиевич Стеблин-Камен­ский, был директором канцелярии Морского министерства, а в последние годы перед революцией – сенатором Правительствую­щего Сената по департаментам гер ольдии и судебному, а также председателем Российского общества морского права. Дед Ивана, Георгий Павлович Стеблин-Каменский, в последние годы своей жизни был виленским губернатором в чине тайного советника. В это время он приобрел имение Биюцишки в Виленском уезде , где и прошло детство Ивана. Здесь, в имении, была погребена его мать, умершая 17 августа 1902 года, – Ольга Александровна, дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандра, защитника Севастополя, адъютанта В.А. Корнилова. Ольга Александровна оказала огромное религиозное и нравственное влияние на детей [a] . C детства мальчик чувствовал тепло материнской любви и силу ее благословения. «Ты ведь мой?» – говорила мама, и это было для него самой дорогой лаской. Она умерла, когда Ивану исполни­лось четырнадцать лет. Это было и рано, и вполне достаточно для того доброго влияния, которое она на него оказала. Глядя на нее, лежащую в гробу, и переживая всю глубину потери, он чувствовал, как два совершенно различных понимания совершившегося захватывают целиком все его существо: первое – это острая боль от безвозвратной потери того, что было самым ярким, самым те­плым в золотые дни его детства, и второе – что дальнейшая его жизнь без матери будет свидетельствовать о том, какое движение души она в нем развила. Ему в тот момент казалось, что каждый дурной поступок в его последующей жизни явится оскорблением ее светлой памяти и нарушением безгласного обязательства по отношению к ней.

http://fond.ru/foto/562/Aleksandr/

С. Девятова Скачать epub pdf Схиархимандрит Даниил (Климков) (1893–1970) Схиархимандрит Даниил (в миру Григорий Юрьевич Климков) родился 19 апреля 1893 года в селе Ольховец Бобрецкого уезда Львовской губернии в благочестивой семье. После окончания сельской школы, с 1905 по 1912 гг. Григорий  учился в Львовской классической гимназии, а затем, в 1913 – 1915 годах – в Житомирской духовной семинарии. По рекомендации митрополита Антония (Храповицкого) Григорий Климков поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в июне 1918 года. Вскоре он стал иподиаконом у епископа Феодора (Поздеевского) , в 1917 – 1919 годах трудился в Главном военном инженерном управлении. Духовником будущего подвижника в эти годы был протоиерей Евфимий Рыбников. В декабре 1920 года  Григорий был рукоположен в сан священника (с обетом безбрачия при поручительстве московского старца Алексия Мечева и Оптинского старца Нектария Оптинского ). прав. Алексий Мечев (1859–1923), преп. Нектарий Оптинский (1853–1928)). Хиротонию совершал епископ Крутицкий и Коломенский Евсевий (Никольский). В течение 1921 года отец Григорий служил в московском храме Девяти мучеников Кизических. (В этот год его несколько раз арестовывали.) В конце 1921 года по благословению двух старцев Алексия Мечева и Алексия Зосимовского   о. Григорий поступил в Данилов монастырь, где вскоре епископ Серафим (Звездинский) постриг его в мантию с именем Серафим, в честь преп. Серафима Саровского . Алексий Зосимовский (1846–1928),Священномученик Серафим (Звездинский) (1883– 1937)) Иеромонах, а затем архимандрит Серафим по послушанию, данному настоятелем монастыря владыкой Феодором (Поздеевским) , исполняет обязанности духовника. Крест духовничества и старчества о. Серафим пронес через всю свою многострадальную жизнь. 10 июня 1927 года архимандрит Серафим был вновь арестован и осужден ст. 58–14 на три года ссылки (в пос. Табара близ г. Ирбита, а затем в селение Лабытнанги в 30 км от г. Обдорска, за Полярным кругом). По возвращении из ссылки в 1933 году о. Серафим три года жил под надзором властей в Белгороде, а затем в Кашире, Киржаче, Верее и др. местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 января (4 февраля) Священномученик Евфимий Тихонравов Священномученик Евфимий родился 17 апреля 1881 года в городе Шуе Владимирской губернии. По некоторым свидетельст­вам, его отец, Сергей Тихонравов, был священником. Евфимий Сергеевич окончил церковноприходскую школу. Женившись на Татьяне Александровне Сперанской, дочери псаломщика Преоб­раженского храма села Доронино, он в 1904 году переехал жить в это село. С этого времени он стал служить пономарем в Преображенском храме и, как многие церковнослужители того времени, зарабатывал на жизнь крестьянским трудом. У Евфимия Сергее­вича и Татьяны Александровны родилось трое детей. В 1917 году в России установилась безбожная власть, которая сразу же начала гонения на Русскую Православную Церковь. Ме­стные власти в Доронино были жестко, непримиримо настроены к Церкви и пригрозили служившему здесь священнику, что если он не перестанет служить, то все его имущество будет конфисковано. У него была большая семья, дети, и ради них священник оставил храм. Епархиальный архиерей направил в Доронино другого свя­щенника, но и он прослужил здесь недолго, так как власти и к не­му приступили с угрозами. Приход снова остался без священника, и Евфимий Сергеевич, соболезнуя оставшимся без пастыря веру­ющим, подал прошение архиерею о рукоположении в сан священника. Здоровья он был от рождения слабого, и некоторые из родственников отговаривали его: «Такое время, все отказываются, прячутся, а ты хочешь рукополагаться!» Но он был решителен в своем намерении, и в 1933 году его рукоположили к Преображенскому храму в селе Доронино. Жена священника сама пекла про­сфоры дома, но в 1935 году она тяжело заболела, ослепла и в том же году умерла. Вместо Татьяны Александровны отцу Евфимию стала помогать его младшая дочь, Антонина; она пекла просфоры и топила в храме печи, другие дети еще раньше уехали из села и жили отдельно. Многие жители села, будучи крайне враждебно настроены к Церкви, требовали закрытия храма. Когда отец Евфимий прохо­дил по улице, то ему вслед часто неслись ругательства и смех. В 1935 году отец Евфимий не смог уплатить назначенных ему вла­стями налогов. За неуплату его имущество было конфисковано, а храм закрыт. После закрытия храма безбожники стали его разорять, вынося иконы и уничтожая их. Один из таких безбожников, вытаскивая иконы, бросал их на землю и с ожесточением одержи­мого топтал. Впоследствии он отморозил руки и ступни ног и ли­шился возможности двигаться; у его сына, который родился вско­ре после кощунства, руки и ноги были от рождения калечными. Местные власти устроили в храме сначала склад для зерна, затем – конюшню, а после превратили помещение храма в склад для удо­брений и этим почти разрушили здание.

http://fond.ru/kalendar/83/evfimiy/

Международный научно-практический видеосеминар, посвященный подвигу новомучеников, организован в Липецкой митрополии 25 апреля 2018 г. 14:10 В год столетия начала гонений на Русскую Православную Церковь Комиссией по канонизации святых Липецкой митрополии совместно с православными гимназиями Липецкой области был организован открытый историко-церковный конкурс уроков, посвященных новомученикам, исповедникам и пострадавшим за веру в Липецком крае. По итогам конкурса состоялся международный научно-практический видеосеминар «Современный опыт освещения на учебных занятиях подвига новомучеников, исповедников и пострадавших за веру в ХХ веке в Липецком крае». Работу семинара, организованного на базе липецкого Центра последипломного образования, возглавили викарий Липецкой епархии епископ Усманский Евфимий и руководитель Комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии протоиерей Николай Стаднюк. Присутствовали участники историко-церковного конкурса уроков — представители Липецкой и Елецкой православных гимназий, педагоги светских образовательных учреждений Липецка и области, студенты Липецкого государственного педагогического университета, представитель Института развития образования Липецкой области. Открывая семинар, епископ Евфимий подчеркнул актуальность освещения подвига новомучеников на учебных занятиях и поблагодарил участников конкурса за проделанную работу. Затем состоялось вручение дипломов и сертификатов. В режиме телемоста Н.С. Сударикова, преподаватель воскресной школы в поселке Шахан Карагандинской области (Республика Казахстан), представила свой урок «Священномученик Уар, епископ Липецкий, Карагандинский». Педагог поделилась методикой построения своего занятия и продемонстрировала презентацию. Опытом проведения уроков, посвященных новомученикам Липецкого края, поделились дипломанты конкурса из СШ Санкт-Петербурга. Авторский коллектив из этой школы — Н.Р. Садриева, С.В. Францева и М.В. Офицерова представили внеклассное мероприятие «Святой покровитель Царского Села Иоанн Кочуров». Учитель гимназии 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга И.А. Захарова представила урок «Священномученик Иоанн Кочуров, святой покровитель Царского Села». Учитель Православной Свято-Владимирской общеобразовательной школы Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга Т.А. Борисова рассказала о методике построения своего урока «Союз надежды, веры и любви: священномученик Тихон и исповедница Хиония Архангельские». Методист 2-го Липецкого ЦО О.В. Гунькина представила внеклассное мероприятие «Противостояние». Преподаватель Елецкой православной гимназии Т.А. Соболева поделилась методикой своего интегрированного урока (математика + ОПК) «Бессмертие. Новомученики и исповедники Российские. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010