Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Собор Кольских святых (комментарий в зеркале СМИ) Р.Б. Галина Собор Кольских святых (По материалам «Православной газеты Мурманской и Мончегорской епархии», архив 2003 г.) Начиная с этого года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, установлено празднование Собора Кольских святых - в день памяти преподобного Трифона Печенгского, 28 декабря. Конечно, наши Кольские святые молились о нас и раньше. Весь Мурман, словно светлым облаком, покрыт их молитвенными воздыханиями о нас, грешных и заблудших. Но теперь их святость явлена всей Церкви, и мы можем в молитвах обращаться за помощью и утешением к нашим святым землягам. Вот их имена: СПИСОК СОБОРА КОЛЬСКИХ СВЯТЫХ Преподобный Трифон Печенгский (XVI век). Преподобный Феодорит Кольский (XVI век). Преподобный Варлаам Керетский (XVI век). Священномученик Иона Печенгский (XVI век). Преподобномученик Герман Печенгский (XVI век). Братия Трифоновского монастыря, убиенная в 1589 году: Священномученик Гурий Печенгский; Священномученик Пахомий Печенгский; Священномученик Иосиф Печенгский; Преподобномученики Феодосии, Макарий, Геннадий, Онуфрий, Филофей, Онисим, Иов, Сампсон, Серапион, Георгий, Иустин, Савва, Спиридон, Савватий, Кирилл, Симеон, Александр, Каллистрат, Феофил, Амвросий, Герман, Даниил, Феогност, Моисей, Феодорит, Валериан, Герасим, Авраамий, Дорофей, Лонгин Ефрем, Феодосии, Паисий, Григорий, Филимон; мученики (убиенные трудники, вкладчики и паломники монастыря) Никифор, Евсей, Прохор, Савва, Антоний, Иоаким, Конон, Евсевий, Иоанн. Орест, Иоанн, Артемий, Евграф, Феодор, Никита, Никита, Никита, Игнатий, Феодор, Димитрий, Родион, Гавриил, Константин, Константин, Иоанн, Лука, Леонтий, Феодот, Фома, Гавриил, Дементий, Артемий, Стефан, Андрей, Парфений, Никифор, Анания, Стефан, Емилиан, Филипп, Корнилий, Иоанн, Иоанн, Даниил, Стефан, Фока, Никита, Архипп, Гавриил, Иоанн, Акилина и Евфимия и иные - всего 116 мучеников Печенгских.

http://sedmitza.ru/text/412802.html

Месяцеслов Месяц сентябрь 1. Начало индикта, сиречь новаго лета. Преподобнаго отца нашего Симеона Столпника и архимандрита (459) и матери его Марфы (ок. 428). Святаго мученика Аифала диакона (380). Святых мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV). Святых мученик Каллисты и братий ея Евода и Ермогена (309). Праведнаго Иисуса Навина (XVI в. до Р. X.). Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинстей обители (обретение Ея иконы, 864). Икон Божия Матери: Черниговския-Гефсиманския (1869), Александрийския и именуемыя «Всеблаженная» (в Казани). 2. Святаго мученика Маманта, отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобнаго Иоанна постника , патриарха Цареградскаго (595). Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Святых мучеников 3628 в Никомидии (III–IV). Иконы Божия Матери Калужския (1748). 3. Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобнаго Феоктиста, спостника Великаго Евфимия (467). Блаженнаго Иоанна Власатаго, Ростовскаго чудотворца (1580). Святыя Фивы диаконисы (I). Святыя мученицы Василиссы Никомидийския (309). Священномученика Аристиона, епископа Александрийскаго. Святителя Иоанникия, патриарха Сербскаго (1349). Иконы Божия Матери Писидийския. 4. Святаго священномученика Вавилы, епископа Великия Антиохии, и с ним трех отроков мучеников: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Святаго пророка и Боговидца Моисея (1531 до Р. X.). Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго (обретение мощей, 1911). Мученицы Ермионии, дщери апостола Филиппа диакона (ок. 117). Мученика Вавилы Никомидийскаго и с ним 84 отроков (IV). Мучеников Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Иконы Божия Матери, именуемыя «Неопалимая Купина» (1680). 5. Святаго пророка Захарии и праведныя Елисаветы, родителей святаго Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестскаго (1648). Убиение благовернаго князя Глеба, во святем крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (или Вивеи) (98–138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (или Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361–363). Мучеников Урвана, Феодора, Медимна и с ними 77 мужей от церковнаго чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (или Авида, в Персии, V).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Предисловие Глава I. Четыре удела Божией Матери на земле: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Флоровский женский монастырь в Киеве. Полковница Агафья Семеновна Мелъгунова – первоначальница обители на месте четвертого жребия Матери Божией на земле – в селе Дивееве. Общежительная Саровская пустынь; история ее. Иеросхимонах Иоанн Глава II. Настоятель Саровской пустыни Дорофей. Иеромонахи Филарет, Маркел и Исаакий. Строитель иеромонах Ефрем. Разноречивые печатные показания о приезде А. С. Мелъгуновой в Саров и Дивеево. Переезд матери Александры на жительство в д. Осиповку, смерть дочери и решение ее распродать имения и отпустить крестьян на волю. Построение Мелъгуновой храмов Божиих и добрые ее дела. Голодные годы, в особенности 1775-й, и чудо в Саровской пустыни. Поездки матери Александры в Казань и Киев. Жизнь ее в Дивееве, труды и тайные благотворения. Настоятель Саровской пустыни о. Пахомий, старец игумен Назарий. Иеросхимонах Дорофей, схимонах Марко и другие. Иеросхимонах Иосиф, иеромонахи Матфей, Питирим и Иоаким. Казначей о. Исайя. Устройство общины при Казанской церкви. Отношения матери Александры к юному послушнику и затем иеродиакону Серафиму Глава III. Жизнеописание о. Серафима от рождения до поступления в монастырь. Прибытие в Саровскую пустынь, прохождение послушаний, духовные подвиги и любовь к нему начальников. Болезнь юного Прохора и исцеление его Божией Матерью. Пострижение в монашество в 1786 году и в сан иеродиакона в 1787 году. Поездка на похороны помещика Соловцева в 1789 году, первое и единственное посещение Дивеева, матери Александры Мельгуновой. Просьба матери Александры к о. Пахомию и к иеродиакону Серафиму. Кончина и погребение А. С. Мельгуновой Глава IV. Видение иеродиакону Серафиму во время богослужений. Рукоположение его в 1793 году в сан иеромонаха. Голод в Саровской пустыни и чудеса. Страдания о. Серафима от болезни ног и стремление к пустынножительству. Обещание о. Пахомия заботиться о Дивеевской общине. Кончина о. Пахомия и удаление о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Начало с Богом содержания книги преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина Многих и великих даров сподобившись от Бога, по благодати, и не сделав ничего доброго, я, бедный, убоялся, чтобы по лености и праздности не пришли для меня в забвение такие дары и столькие благодеяния Божии и мои прегрешения, и не оказался я неблагоразумным и неблагодарным к Благодетелю. Потому и написал это «напоминание» 12 в обличение бедной души моей, и поместил в нем по именам все те творения, жизнеописания и слова святых отцов, которые я прочитал с тем, чтобы это служило мне хотя отчасти воспоминанием их слов. Сам я не имел и не приобрел для себя ни одной книги, но получал их от христолюбивых людей, так же, как и все нужное для тела, ради любви Божией. Прочитывая книги те со всевозможным вниманием, я возвращал их владельцам. Это были книги Ветхого и Нового (Заветов). Ветхого: Псалтирь, четыре книги Царств, шесть книг Премудрости, Пророчества, Паралипоменон; Деяния апостолов, Святые Евангелия 13 ; и толкования всего исчисленного. Отеческие и учительные книги все – великих отцов, как то: Дионисия, Афанасия, Василия, Богослова, Златоуста, Григория Нисского , Антония, Арсения, Макария, Нила, Ефрема, Исаака, Марка, Дамаскина, Лествичника, Максима, Дорофея, Филимона и всех святых жизнеописания и слова. И удостоился я, недостойный, перечитать все эти книги 14 с полною свободою и со вниманием, ища начала спасения и погибели человека, и – всякое ли начинание или занятие спасает человека или нет? И что есть искомое всеми? И как в древности и в новейшее время люди угождали Богу: в богатстве и в бедности, живя посреди многих грешников и в пустыне; в супружестве и в девстве; и просто: как во всяком месте и начинании находим мы жизнь и смерть, спасение и погибель. И не только (вообще), но и у нас – монахов, находим различные устроения: повиновение отцу телом и душою, безмолвие, очищающее душу; духовный совет, вместо повиновения, игуменство и архиерейство; и между всеми находим спасающихся и погибающих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Основание Русской Православной Церкви К оглавлению Русская Православная Церковь в 1988 г. отметила знаменательный юбилей своей истории и жизни — 1000-летие Крещения Руси. Этому событию предшествовал длительный и сложный период, когда осуществлялся постепенно процесс распространения христианства среди племен, издавна поселившихся на обширных пространствах нашей Родины. Эпоха первоначального распространения христианства занимала хронологически целое тысячелетие и послужила прочным основанием для образования в X веке Русской Православной Церкви. Христианская вера распространялась в пределах России с первого века по Рождестве Христовом. Провозвестником Евангелия здесь явился святой апостол Андрей Первозванный (62). О его проповеди и истории раннего христианства на юге России свидетельствуют письменные источники, подтверждаемые археологическими данными. Евсевий, епископ Кесарийский (340), ссылаясь на учителя Церкви Оригена (254), в своей «Церковной истории» (кн. 3, гл.1) пишет: «Святые Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею — Скифия, Иоанну — Асия...» (1, т. 24, с. 97). О проповеди святого апостола Андрея Первозванного у скифов говорят также церковные писатели: святой Ипполит, епископ Римский (202), священномученик Дорофей, епископ Тирский (362), Софроний Палестинский (390), святой Епифаний, епископ Кипрский (403), и святой Евхерий Лионский (449). Таким образом, по свидетельству ранних церковных писателей, Скифия — это жребий и место апостольского благовестия святого Андрея Первозванного. Скифией со времен греческого историка Геродота (V в. до Рождества Христова) называлось Северное Причерноморье. Здесь начиная с VI в. до Рождества Христова появились многочисленные греческие города-колонии, из которых наиболее известны Ольвия (в устье Южного Буга), Тирас (в устье Днестра), Танаис (в устье Дона), Пантикапей (Керчь), Феодосия , Херсонес (около Севастополя). Между греками и скифами велась оживленная торговля.

http://sedmitza.ru/lib/text/436354/

Рубрики Неделя двадцать седьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 декабря 2023 года: что будет в храме? 26 мин., 08.12.2023 Поделиться В Неделю двадцать седьмую по Пятидесятнице Церковь вспоминает великомученика Иакова Персянина, преподобных Палладия Александрийского и Романа Антиохийского, святителя Иакова Ростовского, преподобномучеников монахов 17-ти в Индии, блаженного Андрея Симбирского, обретение мощей благоверного князя Всеволода, а также собор новомучеников и исповедников Радонежских. В воскресенье 10 декабря мы обращаемся в молитве к новомученикам Российским: архиепископу Николаю (Добронравову), архимандритам Иоасафу (Боеву) , Крониду (Любимову), Никону (Беляеву), игуменам Николаю (Салтыкову), Серафиму (Крестьянинову), иеромонахам Ксенофонту (Бондаренко), Аполлосу (Федосееву), монаху Алексию (Гаврину), а также священномученикам Василию Соколову, Борису Ивановскому, Феодору Дорофееву, Николаю Андрееву, Алексию Сперанскому, Иоанну Глазкову, Сергию Аманову, Иоанну Хрусталеву, Сергию Бредникову, Николаю Покровскому, Димитрию Беляеву, Владимиру Смирнову, Иоанну Смирнову и мученику Иоанну Емельянову. Икона Божией Матери «Знамение» и ее чудотворные списки чествуются в этот воскресный день. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 10 декабря. Воскресенье, 10 декабря 2023 года, иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» В воскресенье 10 декабря Церковь вспоминает событие почти 900-летней давности: знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Тогда войска русских удельных князей подошли к городу, у жителей которого не хватало сил отразить атаку. Новгородцы молились, а на третью ночь архиепископ Иоанн услышал голос, повелевающий ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, одна из стрел осаждавших попала в нее. Из глаз Богородицы потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. В этот момент на врагов напал неизъяснимый ужас, а новгородцы продолжили сражение и победили.

http://foma.ru/nedelja-dvadcat-sedmaja-p...

Стариково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Стариково, хотя и упоминается в большинстве описаний Дмитровского уезда Московской губернии, но почти везде указывается как деревня. В частности, это относится к работам Токмакова (I), Нистрема (2), Шрамченко (3). Нет упоминания о церкви в Стариково и у Благовещенского (4). Даже в одном из протоколов Калязинского земского собрания еще в 1913 г. говорится о деревне Стариково Дмитровского уезда, где предполагалось открыть медпункт совместно для крестьян Тверской и Московской губернии (5). Поэтому церковь вероятнее всего была построена в 1914-16 годах. Заметим, что в это же время (в 1914 году) рядом с церковью строится земское реальное училище. Перестроек церкви не производилось, а в конце 30-х годов она была закрыта. После войны обрушился потолок трапезной. А настоящее время обрушилась часть сводов купольной части храма. В этом храме с 1935 года до своего последнего ареста в ноябре 1937 года служил первый святой Талдомской земли священномученик Феодор (Дорофеев). В настоящее время при храме создается церковная община. Библиография: 1. Токмаков И. Историко-статистическое и археологическое описание г. Дмитрова с уездом и святынями. Ч.II. 1893. С. 344. 2. Нистрем. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1858.  3. Шрамченко. Справочная книга Московской губернии. М., 1890.  4. Благовещенский. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитной порядке перечисленных. М., 1872. 5. Протоколы Калязинского земского собрания. Калязин, 1913. С. 27. Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым Село Стариково (погост Кутач). Церковь приходская, построена на средства прихожан - экономических крестьян в 1847-1858 гг. в стиле эклектики. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая. Односветный четверик церкви был увенчан крупным восьмигранным барабаном под луковичным куполом, опиравшимся на внутренние столпы, ныне не существующим. С востока к нему примыкает прямоугольный алтарь, с запада двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная луковичным куполом. В декоре преимущественно используются элементы русско-византийского стиля. Главный престол Казанский, в трапезной Георгиевский (справа) и Никольский (слева) приделы. Уцелели незначительные остатки росписей конца XIX в. Возвращена верующим в 2002 году в руинированном состоянии, с рухнувшими сводами. В алтаре обустроена временная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=03836

Память священномученика Михаила Вотякова, пресвитера (1931), священномученика Николая Рюрикова, пресвитера (1943). Память преподобного Дорофея Хилиокомского 490 Память преподобного Дорофея Хилиокомского Св. Дорофей жил в X или XI вв. Он родился в Трапезунде и происходил из семьи влиятельных чиновников. Двенадцатилетним мальчиком он сбежал из отчего дома, не желая вступать в брак, уготованный ему родителями. Странствуя в поисках духовного наставника, Дорофей пришел в область гор. Амиса в области Понт между Трапезундом и Синопой. Здесь он познакомился с прозорливым подвижником по имени Иоанн. Тот, предвидя блестящее будущее, уготованное юноше Богом, принял его в общину и облек в Ангельский образ в монастыре Рождества, который был им основан незадолго до этого. Обретя в монашестве живоносный источник, Дорофей стал еще больше испытывать духовную жажду. С огромным рвением он возрастал в подвиге. Святой являл особое послушание не только перед игуменом, но и перед всей братией, считая себя негодным рабом (см.: Мф. 25:30 ; Лк. 17:10 ), недостойным даже принять их благословение. После долгих лет, проведенных в услужении у братии, он был рукоположен в священника. С тех пор он на протяжении шестидесяти двух лет каждый день служил Божественную литургию. При этом св. Дорофей вел уединенную жизнь, целиком обратившись к Богу. Сердце его было снедаемо сокрушением, а пол в келье орошали слезы. Когда он оканчивал богослужение, его лицо, казалось, снило божественным огнем, как у Моисея, когда тот спустился с горы Синай (ср.: Исх. 34:35 ). Однажды Господь в видении приказал ему воздвигнуть на ближнем холме, называемой Хилиоком, церковь , посвященную Святой Троице, и основать там монастырь. Преподобный поведал об этом видении Иоанну. Со слезами он целовал ноги наставника, умоляя не отпускать его, чтобы не потерять благодать послушания. Духовник ответил, что не подобает противиться божественным указаниям, и выбрал ему в товарищи одного из братий. Два монаха ценой неимоверных усилий распахали это заброшенное место. Через некоторое время жители края стали приходить к ним и помогать в строительстве. Таким образом храм вскоре был возведен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Церковь Все рубрики Монахиня Нектария (Мак-Лиз) Современные чудеса свт. Николая Каждый год на праздник святителя Николая настоятель отец Дорофей раздает молящимся пакетики с пшеницей, освященной на праздничной литии. Несколько лет назад один местный рыбак пришел в храм и поспешил к алтарю, чтобы получить такую пшеницу уже после того, как отец Дорофей отдал последний пакетик. Вместо пшеницы настоятель дал ему маленький пузырек масла из лампады над иконой святого. Рыбак положил его в карман куртки и ушел. Н. Гринев Подвиг святой благоверной равноапостольной княгини Ольги и историческая судьба России Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Редакция " Правмира " 70-летие 37 года. " Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе " Священномученик Сергий (Кротков) Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. И хотя они были людьми материально состоятельными, годы детства, проведенные у них, остались в его памяти как время тяжелое и безрадостное. Современные чудеса свт. Николая Каждый год на праздник святителя Николая настоятель отец Дорофей раздает молящимся пакетики с пшеницей, освященной на праздничной литии. Несколько лет назад один местный рыбак пришел в храм и поспешил к алтарю, чтобы получить такую пшеницу уже после того, как отец Дорофей отдал последний пакетик. Вместо пшеницы настоятель дал ему маленький пузырек масла из лампады над иконой святого. Рыбак положил его в карман куртки и ушел. Монахиня Нектария (Мак-Лиз)

http://pravmir.ru/category/cerkov/lyudi-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (22.06.1869, дер. Полухтино Касимовского у. Рязанской губ.- 23.12.1937, Рязань), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых). Из крестьянской семьи. Был кустарем-сапожником. В 1932 г. за неуплату твердого задания (повышенного натурального налога) все имущество Д. было изъято в колхоз. Д. вместе с мч. Михаилом Якунькиным был членом церковного совета Преображенского храма в с. Гусевский Погост Касимовского у. (с 1937 г.- Бельковского р-на Рязанской обл.). В окт. 1936 г. Д. и др. прихожане во главе со священником сщмч. Николаем Карасёвым добились открытия ранее закрытой властями Преображенской ц. 27 сент. 1937 г. Д. был арестован как «активный церковник» по обвинению в «участии в контрреволюционной повстанческо-террористической организации», заключен в тюрьму г. Касимова, переведен в рязанскую тюрьму. Виновным себя не признал. Проходил по групповому делу в отношении 27 чел.- священнослужителей и мирян Бельковского р-на, в т. ч. протоиереев священномучеников Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова , Александра Туберовского , Николая Карасёва , мучеников Михаила Якунькина , Лаврентия Когтева , Григория Берденёва , Александры Устюхиной , Татианы Егоровой , исп. Анны Ивашкиной . 6 дек. 1937 г. постановлением Особой тройки при УНКВД по Рязанской обл. вместе с др. подсудимыми (за исключением Анны Ивашкиной, приговоренной к 10 годам ИТЛ и умершей в лагере), привлеченными по этому «групповому» делу, приговорен к расстрелу. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Упр. ЗАГС администрации Рязанской обл. Касимовская опись. Кн. 101, 111, 167, 227; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 2544 896) за 1937 г.; ГА Рязанской обл. Клировые ведомости церквей Касимовского у. Лит.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000. С. 45; «Были верны до смерти»: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 126, 128, 153, 161-162.

http://pravenc.ru/text/180259.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010