Чистопольские Выселки. Жители села , видя высокую духовную жизнь отца Михаила, прониклись любовью к своему пастырю. Но нашлись клеветники, которые спасая свои «шкуры», стали доносить в НКВД, что о. Михаил в своих проповедях выступает против колхозов. Ранним утром 20 апреля 1931 года о. Михаил был арестован. Из дома он пешком под конвоем был отправлен в Чистопольскую городскую тюрьму. Своего пастыря вышли провожать многие верующие села и долго шли за конвоем. Идя под конвоем о. Михаил произнес свою последнюю проповедь, поучая всех хранить веру православную, не отступать от нее, быть твердым в исповедании Христа. Через два месяца 12 июня 1931 г. ему было зачитано постановлении тройки ПП ОГПУ ТАССР, которое гласило, что о. Михаил без суда осуждается к высшей мере наказания – расстрелу, а его семья выселяется в северный край. 18 июня приговор был приведен в исполнение на архангельском кладбище г.Казани. Из книги священника А. Коляева «Я пострадаю за Христа», изд. отдел КДС, Казань-2006 г. 18 июня 2020 года исполнилось 20 лет со дня возобновления богослужебной жизни в храме Живоначальной Троицы села Чистопольские Выселки после гонения на Церковь в советский период. 18 июня 2000 года, в день празднования святой Пятидесятницы, в полуразрушенном храме была отслужена Божественная литургия. В этот же день в 1931 году мученическую кончину претерпел священномученик Михаил Вотяков, последний настоятель храма во имя Пресвятой Троицы. По случаю юбилейной даты в храме была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель храма иерей Симеон Махортов. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП Комментарии и обсуждение Кирпичный храм сооружен в 1886 г. по проекту архитектора П. И. Романова. Первоначальный облик церкви утрачен. Храм строился на средства чистопольской купчихи А. С. Столоповской. После переворота 1917 г. храм был закрыт. В настоящее время храм передан Казанской епархии и в нем проходят реставрационные работы.   Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Церковь востанавливается при активном содействии внуков последнего настоятеля (до закрытия) прославленного в 2006 году священномученика Михаила Вотякова. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20072

Свято-Троицкий храм села Чистопольские Выселки В Страстную Пятницу 1931 года отец Михаил проснулся рано и выглядел обеспокоенным. На вопрос супруги Анны он ответил, что видел странный сон. «Снится мне, – рассказывал он своим домашним, – что служу я в храме, и служба такая умилительная, радостная, хор поёт, словно ангелы, в храме всё светится неземным ярким белым светом. Я стою у престола в белых ризах, а не в красных, как это принято, и служу пасхальную Литургию. И так мирно, тихо и радостно на душе, как будто я служу не здесь на земле, а на небе, в Царствии Божием». После этого батюшка, немного помолчав, добавил: – Я пострадаю за Христа, приму мученическую смерть за исповедание православной веры. Отец Михаил с супругой Анной и детьмиИ, снова помолчав, он несколько раз повторил: – Я пострадаю за Христа. Однако и Пасху, и Светлую седмицу пастырь провел в храме. Его крестный путь начался на второй седмице… 20 апреля 1931 года председатель и секретарь сельсовета в Чистопольских Выселках составили акт, в котором написали: «Священник Михаил Вотяков... каждую службу выступает с проповедью”, где упоминает колхозы. По разговорам женщин, которые восхваляют выступления... он начинает свою проповедь с жизни какого-нибудь святого и кончает тем, что вот, мол, до чего мы дожили в настоящее время. Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви... Сельсовет считает, что Вотяков в церкви... ведет антисоветскую работу... агитирует против колхозного движения. Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать... Изоляция Вотякова необходима в связи с проведением весенней посевной кампании и коллективизации» . 22 апреля 1931 года отец Михаил и с ним 11 крестьян были арестованы. Из дома батюшка пешком под конвоем был отправлен в чистопольскую городскую тюрьму. Своего пастыря вышли провожать многие верующие села Чистопольские Выселки. Священномученик Михаил Чистопольский29 апреля, после допроса всех свидетелей, следователь допросил протоиерея Михаила. Из всех предъявленных ему обвинений священник признал только то, что действительно обращался к церковному совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но церковный совет ему в этом отказал.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/17/pamyat...

«К населению я с такой просьбой не обращался, – сказал отец Михаил, – со стороны верующих я получал что-либо из пищи, но денежных средств я от верующих не получал... В отношении разговоров... о колхозах... я всегда предупреждал заранее, чтобы такие разговоры не заводили. Разговоры... велись чисто религиозного характера». 12 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника и некоторых крестьян к расстрелу. Протоиерей Михаил Вотяков и крестьяне были расстреляны 18 июня 1931 года на Архангельском кладбище города Казани и погребены в общей безвестной могиле. Последнее слово перед расстрелом батюшка произнес к своим односельчанам, призывая их простить гонителей и палачей, как и он сам простил их. 16 января 1989 года протоиерей Михаил Вотяков был реабилитирован. 18 июня 2006 года – прославлен в лике святых. Вечная память Памяти – благодарной, вечной – желаем мы усопшим христианам. Память о священномученике Михаиле живет не только в его внуках и правнуках. К сожалению, мощи этого верного Христу пастыря покоятся в безвестной могиле, вместе с пострадавшими в те страшные годы. Но Свято-Троицкий храм в Чистопольских Выселках – большой и светлый памятник святому. «Мы установили здесь, на территории храма, большой поклонный крест в память о священномученике Михаиле и всех, кто пострадал за веру в годы гонений», – рассказывает отец Симеон Махортов. Здесь же погребен священник Алексий Карташов, много потрудившийся для возрождения Троицкого храма. Храм новомучеников ЧистопольскихПопечением отца Алексия и внуков святого в Чистополе построен еще один храм во имя Чистопольских новомучеников – святителя Иоасафа (Удалова) и святого Михаила Вотякова. И его не забывают навестить 18 июня потомки святого и все, кому дорога его память. Еще память живет в детях, рожденных по молитвам священномученика Михаила. Сам многодетный отец, он помогает обрести родительское счастье супружеским парам, в которых долго не было детей. Они также молятся 18 июня в Свято-Троицком храме вместе с долгожданными чадами и благодарят святого за помощь.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/17/pamyat...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти священномученика Михаила Вотякова «Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви. Его надо изолировать» 17.06.2023 399 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру Ежегодно в небольшое пригородное село Чистопольские Выселки в республике Татарстан 18 июня приезжают гости из Москвы, Казани, Ульяновска и других городов. Некоторые из них именно здесь – в Свято-Троицком храме – узнали, что приходятся родственниками друг другу. А собирает их священномученик Михаил Вотяков, расстрелянный за веру в 1931-м году. Их общий предок и наш молитвенник. По молитвам отца Михаила Отец Михаил в кругу семьи «У отца Михаила было 9 детей, потому и потомков теперь немало. Они помнят своего святого родственника, чтут его. И стараются принять участие в богослужении и в общей праздничной трапезе в день его памяти», – рассказывает настоятель Троицкого храма священник Симеон Махортов. По его словам, потомки святого смогли найти свой путь в жизни, получить хорошее образование. Что само по себе чудо, ведь вместе с батюшкой пострадали и его близкие. «После расстрела отца Михаила в 1931-м году его старшие дети были высланы на поселение в Тобольск, супруга Анна с младшими детьми осталась в Чистополе. После тобольской ссылки дети разъехались по разным городам. Старший из сыновей отца Михаила, Александр, выбрал Челябинск. После Великой Отечественной войны в Челябинск приехала Мария – моя бабушка – со своими тремя дочерьми. Вслед за ними в Челябинск переехала Анна, супруга отца Михаила», – делится правнук святого Виталий Вячеславович Ганцев. Диаконн Михаил Вотяков с супругой АннойСемья новомученика смогла пережить гонения на Церковь, войну, разруху и голод, сохранив веру в Бога и надежду на Его милость. Несмотря на лишение гражданских прав супруги и детей, внуки смогли получить высшее образование и хорошую работу. И сохранить память о священномученике, передав ее потомкам. «Дети отца Михаила, несмотря на репрессии и частичные поражения в гражданских правах, сохраняли православные традиции. Невзирая на многочисленные переезды, в семье смогли сохранить фотографии отца Михаила, несколько икон и православных книг», – свидетельствует Виталий Вячеславович.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/17/pamyat...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 5 (18) июня Священномученик Михаил Вотяков Священномученик Михаил родился 5 ноября 1881 года в деревне Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии в семье крестьян Тимофея Александровича и Ксении Ефимовны Вотяковых. В 1899 году Михаил окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о знании и праве преподавания хорового пения. В 1899 – 1901-м и в 1903 годах Михаил прослушал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 году – выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном училище, в 1903 году – экзамен на псаломщика и в том же году поступил псаломщиком в храм святителя Николая в селе Жукотино Чистопольского уезда. 10 декабря 1906 года Михаил был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского женского монастыря в Царевококшайске. Все это время он состоял в должности учителя в различных церковно-приходских школах и в школе Министерства народного просвещения . В 1911 году диакон Михаил выдержал испытание на получение сана священника и в 1914 году был рукоположен во священника к Покровскому храму в селе Кумья Козмодемьянского уезда. В этом храме в 1917 году у отца Михаила начались искушения. Староста храма с некоторыми своими единомышленниками обвинил его в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника. Управляющий Казанской епархией епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 ноября 1917 года некоторые прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение. Они писали: «На дознании отец благочинный спрашивал только лиц со стороны обвинителей... С целью примирения прихожан со священником отец благочинный собрал 23 октября сход, но об этом сходе прихожане были извещены не все, а только лица недовольные... Когда же крестьяне стали колебаться и высказываться за примирение, то отец благочинный стал писать приговор об увольнении священника, и когда прихожане колебались подписывать этот приговор, то он стал их уговаривать, что им скоро вышлют другого, и тогда они подписались. Приговор этот был подписан в присутствии меньшей части прихожан; в приходе насчитывается сто девяносто домохозяев, а приговор подписали только десять домохозяев. Излагая это, мы просим Ваше Преосвященство приговор этот считать недействительным и самое дознание неполным и односторонним...»

http://fond.ru/kalendar/464/mihail/

б) заслуженного ординарного профессора Николая Каптерева: «Сочинение г. Луппова состоит из короткого введения, шестнадцати глав самого исследования и приложения документов, извлеченных им из архивов: Синодального, —73— Вятской Духовной Консистории и Елабужского Духовного Правления. Первые две главы своего сочинения автор посвящает сообщению общих сведений о месте древнего жительства вотяков и русской колонизации вотского края; о подчинении вотяков татарам и потом Москве, об отношении к ним Московского Правительства и поселившихся между ними русских, о физических особенностях занятой вотяками территории об их занятиях, быте, языческих религиозных верованиях. В третьей главе автор дает подробное перечисление всех тех литературных произведений, в которых хотя что-нибудь говорится об утверждении или распространении христианства среди вотяков, причем автор не опускает из внимания даже беглых и случайных заметок путешественников, так или иначе относящихся к занимающему его вопросу. В конце главы автор указывает на тот архивный рукописный материал, который ему пришлось изучить в разных архивах и часть которого печатается им в приложении к исследованию. В следующих трех главах (IV, V, VI) автор говорит о распространении христианства среди вотяков в Казанском крае и в Вятской стране с XIV века до начала XVIII, причем находит, что христианство за это время среди вотяков почти совсем не распространялось вследствие особых неблагоприятных условий, подробно указываемых автором. В седьмой, восьмой и девятой главах автор говорит о распространении христианства среди вотяков Казанского края и в Вятской епархии с начала XVIII столетия по 1740 год, причем находит, что и в это время христианство среди вотяков распространялось очень слабо – крестились единицы вотяков, а не массы. В главах десятой, одиннадцатой и двенадцатой автор подробно излагает те меры правительства, которые оно, особенно начиная с 1740 года и до конца столетия, стало принимать, чтобы обратить инородцев вообще и, в частности, вотяков Казанского края и Вятской епархии в христианство. Эти правительственные меры автор подвергает подробному разбору со стороны их пригодности или непри-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—171— вертой автор говорит о распространении христианства среди Вотяков казанского края со времени покорения последнего московскими государями (1552 г.) до учреждения Новокрещенской конторы в 1740 году. В главе пятой автор излагает историю обращения в христианство Вотяков вятской епархии с начала XVIII века до учреждения той же Новокрещенской конторы. В главах шестой и седьмой автор излагает историю распространения христианства среди Вотяков казанских и вятских за время существования Новокрещенской конторы (1740–1764 гг.). В главе восьмой автор излагает историю распространения христианства среди тех и других Вотяков в период времени 1764–1799 годов. В главах девятой и десятой автор говорит о мерах церкви и гражданского правительства к утверждению крещенных Вотяков в христианской вере. Едва ли кто будет спорить против того, что обстоятельная, насколько это возможно, история распространения православного христианства среди разных инородцев, населяющих русское государство, очень и очень желательна. Труд г. Луппова, задуманный и совершенный им из побуждений патриотических (как вятским уроженцем) представляет собою одну из частей этой желательной истории, о которой (части) справедливость требует отозваться не иначе как с решительною похвалой. При недостаточности времени автор не имел возможности изложить своего обширного предмета с совершенною обстоятельностью во всех частностях. Но частности, которых не успел он обстоятельно изложить в тексте сочинения, все-таки не опущены им, а сжато занесены в примечания. Отличаясь внутренним качеством основательности в исследовании предмета, сочинение г. Луппова отличается и внешним качеством литературности в отношении языка. Вообще сочинение, представляющее собою труд серьез- —172— ный и ценный, таково по своим внутренним и внешним достоинствам, что справедливо должно быть отнесено к числу сочинений очень хороших. О сочинении студента Никольского Константина на тему: «Гермоген, матриарх Московский и всея России». Сочинение г. Никольского состоит, после краткого введения из пяти глав. В первой главе автор делает характеристику смутной эпохи, начавшейся явлением первого самозванца в 1604 году и окончившейся избранием в цари Михаила Феодоровича в 1613 году. Во второй главе автор говорит о жизни и деятельности Гермогена до его постановления в патриархи (в сане приходского священника города Казани, в сане архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря и в сане митрополита Казанского). В третьей главе автор говорит о поставлении Гермогена в патриархи (3 июля 1606 г.) и излагает государственную деятельность его от поставления в патриархи до низведения царя Василия Ивановича Шуйского с престола (17 июля 1610 г.). В четвертой главе автор излагает государственную деятельность Гермогена от низведения Василия Ивановича Шуйского с престола до его – патриарха мученической кончины (17 февраля 1612 года). Пятую главу автор посвящает церковно-правительственной деятельности Гермогена и его литературным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В неофиц. части «В. е. в.» было напечатано немало обстоятельных статей, посвященных истории Вятского края и епархии, архиереям и др. выдающимся деятелям, мон-рям и святыням: «Вятские архипастыри с 1658 г.» (1865), «Настоятели Вятского Трифоно-Успенского монастыря» (1865), «Настоятели мужских Трифонова и Слободского монастырей» (1866), «Настоятели Орловского мужского и настоятельницы Вятского и Слободского монастырей» (1866), «Протоиереи Вятского кафедрального собора» (1867. 2) прот. Г. Пинегина, «История Вятской Духовной семинарии» (1868. 1, 2, 4, 12, 14, 15) А. С. Верещагина, «О крестных ходах вятских» (1870) архим. Иосифа (Баженова), «Вятка и ее достопримечательности» (1874. 7, 8) Г. А. Милорадовича, «Временник прот. [Луки] Юферева» (1879), статьи о Великорецкой чудотворной иконе свт. Николая прот. Стефана Кашменского (1875. 9-12, 16, 17), прот. В. Огнева (1883. 12) и Н. И. Суворова (1886. 15). Особое внимание уделялось истории раскола и противораскольнических миссий, преимущественно в пределах епархии: «О первоначальном появлении раскола в Вятской епархии» (1868. 5-6) прот. И. Фармаковского, «Нечто о средствах противу раскола по лжеиерархии австрийской» (1869), «Вопрос несносный и убийственный для австрийской секты» (1879) и ряд др. статей прот. С. Кашменского, «Моя жизнь в расколе» (1897. 5, 6, 8, 10, 12, 18-20) С. А. Наймушина. Исключительный исторический и этнографический интерес представляют статьи об инородцах Вятского края - вотяках (удмуртах) и черемисах (марийцах): «О религии некрещеных черемис и вотяков Вятской епархии» (1868. 8, 11), «Сведения о религиозных верованиях горных черемис» (1868. 13) А. Филимонова, «Очерки из истории христианства среди вотяков» (1896-1898) и др. статьи П. Н. Луппова, «Боги некрещеных вотяков Елабужского уезда» (1894. 13), «Обряды некрещеных вотяков Елабужского уезда при погребении и поминовении умерших» (1895. 19), «Крепость вотского язычества» (1903. 2-3), «О новых изданиях на вотском языке» (1906. 17) и др. статьи удмурт. просветителя свящ. (впосл. протоиерея) Михаила Елабужского.

http://pravenc.ru/text/161165.html

Кроме обычных праздников, крестьяне празднуют еще: Николаю Чудотворцу, в деревне Извоз, вероятно по причине близости к Никольскому монастырю; Преображению и Казанской Божией Матери – в Виковщине; Введению во храм – в Быльчине, в память бывшей некогда здесь приходской церкви; Знамению Божией Матери – в селе Ильинском; Казанской Божией Матери – Симанкове, Запольке и Стуглеве; Рождеству Богородицы – в Кикине. Кроме обычных крестных ходов, совершаются еще: 1) в селе Ильинском – 23 июня, в память пожара 1848 года, вокруг села, и 20 июля, вокруг церкви; 2) в деревне Заполек – в Ильинскую пятницу, в память падежа скота, и 29 октября с ношением по домам иконы Казанской Божией Матери; 3) в деревне Извоз – 9 мая, для окропления скота; 4) в Виковщине – 8 июля, с тою же целью; 5) в Кикине – 8 сентября. Часовни находятся: 1) в Запольке – во имя Покрова. В ней есть деревянный 8-конечный крест, вышиною в сажень и аршина. На нем, между прочим, написано: «Праздновать праздники: Покрову Богородицы, священномучен. Димитрию, Флору и Лавру и священномучен. Власию» и еще: «поставлен сей Святый Животворящий крест Господень на поклонение православным христианом, 7195 года, июня 3 дня». 2) В Виковщине – Преображения. 3) Между деревнею Быльчино и усадьбою Стуглево, в 40 саж. от Волхова, часовня, в память бывшей церкви Введения. У деревни Симанково есть две сопки. Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его почетный гражданин Гавриил Егоров Ильинский. Денег собирается в год до 15 рублей. 1884 года, мая 4 дня. Священник Алексей Иродионов. Церковь Архангела Михаила в Михайловском погосте Михайловский погост, или село Михаило-Архангельское находится в 150 верст, от Петербурга и в 22 верстах от Новой Ладоги, на возвышенном левом берегу Волхова, подле дороги из Новой Ладоги в Новгород. Прежняя, деревянная, двухпрестольная церковь сгорела в 1812 г., с 6-го на 7-е декабря, от неисправной печки. Вместо нее, усердием прихожан и доброхотных дателей, за 6,600 р. построен настоящий каменный храм, во имя Архистратига Михаила, с теплым приделом во имя св. великомученицы Екатерины. Антиминс главного престола освящен епископом Нафанаилом 1846 г., марта 3-го и подписан митрополитом Антонием. Антиминс придела освящен и подписан митрополитом Гавриилом 1772 г., марта 25-го. На нем евангелисты изображены не по углам, а по два внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Седьмой день. Св. священномучен. Маркелл, папа Римский. (О долготерпении Божием). I. Св. священномуч. Маркелл, папа римский, ублажаемый в нынешний день, управлял церковью в продолжение 5½ лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову. – Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твое царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущего на колеснице, за которою шел в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников. За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осужден пасти скот. Освобожденный христианами, он тайно продолжал управлять церковию и, совершив освящение церкви, в которую был обращен роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал богослужение в этом доме, ставшем соборною церковью в Риме. – Узнав об этом, император велел превратить освященный дом в стойла для животных и содержал там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишенный всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий, – скончался (около 310 г.). Пресвитер Иоанн с клириками перенес тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению. II. При рассказе о тех страшных оскорблениях и унижениях, какие причинял языческий император св. храму, обративши его в стойла для животных, и тех страданий и поруганий, какие причинил он св. епископу, принудивши его ходить за скотом, у кого из вас, братия, не вырвется скорбный сердца вопрос: «доколе, Господи, терпишь поругания святыни Твоего храма и св. Твоих слуг? Как, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчас всякое нечестие и неправду? Как, всемогущий Глава церкви, терпишь поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешнаго?» Ответ на эти вопросы мы найдем, братие, в том свойстве Бога, по которому Он называется «долготерпеливым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010