Святой принял мученическую кончину во времена императора Диоклетиана. Священномученик Артемон родился в первой половине III-ro века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12 лет. За усердие к Божественным службам, Сисиний, епископ Кизический возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28 лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284 — 305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов. Затем святитель Сисиний и святой Артемон собрали паству в церкви и горячо убеждали христиан оставаться твердыми в вере и не страшиться угроз мучителей. Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языческих богов, а затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал, кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, а затем жар, так что его пришлось, еле живого, внести в первый находившийся на пути дом. «Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня», — сказал он приближенным. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили его страданий. Он послал гонца к святителю Сисинию и просил его помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: «Золото твое да будет с тобою, а если хочешь исцелиться, уверуй во Христа». Патрикий испугался смерти и объявил, что верует во Христа. По молитве святителя Сисиния болезнь оставила его. Но совершившееся чудо не изменило закоснелой души язычника. Хотя он не тронул святителя Сисиння, однако отправился выполнять императорский указ к другим христианам в город Кесарию. По пути он встретил старца, за которым шли попарно шесть диких ослов и два оленя. Это был священник Артемон.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Артемона Память 13 апреля В царствование Диоклетиана возникло великое гонение на христиан 2521 : по всем городам и областям римского государства были разосланы мучители, чтобы принуждать христиан приносить жертвы и поклоняться идолам, противящихся же предавать казням и смерти. Между прочим такой посланец, по имени Патрикий, пришел и в Лаодикийскую область 2522 , где и приступил, не медля, к исполнению повеления царева. Еще до прибытия Патрикия, узнав о его скором пришествии, епископ Лаодикийский, блаженный Сисиний, в сопровождении святого пресвитера Артемона и некоторых христиан, проник ночью в капище богини Артемиды 2523 и сжёг, предварительно разбивши, всех находившихся в нем идолов. Затем, возвратившись в свою христианскую церковь , находившуюся на расстоянии пяти поприщ от города, он совершил обычное богослужение и обратился к верным с таким наставлением: – Дети мои, носятся слухи о приближении к городу антихриста для избиения христиан: не бойтесь, чтобы ничто, – ни огонь, ни меч, ни звери, ни другие лютые смертные казни не могли отлучить вас от любви Христовой. Когда Патрикий прибыл в город, то прежде всего принес жертву в капище Аполлона; в тот же день он устроил зрелища для народа и объявил царский указ, запрещавший исповедание христианства. После пятидневной забавы зрелищами и охотой Патрикий захотел принести жертву Артемиде, но, войдя в капище ее, он не нашел там к своему удивлению идолов. – Где они? – спросил он. Некоторые из окружавших его греков отвечали, что изваяние Артемиды и других идолов уничтожил епископ Сисиний при участии своего священника Артемона и других христиан. На вопрос Патрикия, где теперь находится епископ с христианами, ему сказали, что все христиане собрались в свою церковь . Патрикий тотчас сел на коня и отправился в сопровождении вооруженных воинов к христианской церкви, намереваясь христиан умертвить, а Сисиния с Артемоном предать смертной казни чрез рассечение на части. Но когда Патрикий был уже близок к цели своего путешествия, и до церкви оставалось не больше одного поприща, вдруг его объяла такая сильная дрожь, что он упал с коня; эта дрожь сменилась чрезмерным жаром, и Патрикия принуждены были внести на носилках в первый попавшийся на пути дом. Ночью, окруженный воинами, сидевшими со свечами и ожидавшими смерти своего начальника, он сказал своим наиболее близким слугам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

От переводчика Священномученик Ипполит Римский (ок. 170–236) – известный церковный писатель, ученик священномученика Иринея Лионского , римский пресвитер. Священномученик Ипполит вступил в конфликт с папой Каллистом (†222) по вопросу триадологии и церковной дисциплины и стал антипапой. Во время гонений императора Максимина (235–238) на христиан был сослан в Сардинию, где и умер. Его основные сочинения – “Опровержение всех ересей” (Философумены), “Против ереси Ноэта”, “Доказательство к иудеям”, толкования на книги Бытия, Исход, Руфь, Псалтирь, Притчи, Экклезиаста, Песнь Песней, на пророков Исайю, Иеремию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на Апокалипсис, сочинение “О Христе и Антихристе” и др. Вопрос об авторстве “Слова против Эллинов”, или “О всеобщей причине. Против Платона”, представляет собой значительную трудность даже для современного исследователя. Первое упоминание о нем содержится в Библиотеке патриарха Фотия 1 ; однако святитель Фотий не считает, что его автором является священномученик Ипполит Римский . Сначала Фотий приводит свидетельство о сочинении некоего Иосифа, которое в одном месте называется “О вселенной”, в другом – “О всеобщей причине”, а в третьем – “О всеобщей сущности”. Этот Иосиф ранее у святителя Фотия назван Иосифом-иудеем, который написал сочинение “Недуги иудеев” 2 . Но далее святитель Фотий пишет, что в примечаниях он обнаружил, что “это слово принадлежит не Иосифу, но некоему пресвитеру Гайю, проживавшему в Риме, который, как говорят, написал и “Лабиринт”. Ему также приписывается диалог против некоего Прокла, защитника монтанистской ереси” 3 . Святитель Фотий полагает, что “так как не сохранилось названия (подлинного?) этого слова, то одни, как говорят, приписывают его Иосифу, другие – Иустину Мученику , третьи – Иринею” 4 . Сам святитель Фотий склоняется на сторону пресвитера Гайя, но оставляет вопрос до конца не разрешенным: “Это поистине есть сочинение Гайя, который написал «Лабиринт», как он и сам в конце «Лабиринта» свидетельствует, что «Слово о всеобщей сущности» принадлежит ему. Но мне еще не до конца ясно, написал ли его он, а не кто-то другой” 5 . И далее святитель Фотий приводит краткие сведения об этом Гайе. Он говорит, что Гай был пресвитером римской церкви при епископах Викторе (189–199?) и Зефирине (199–217), и позже по-видимому был рукоположен во “епископы язычников”. Помимо “Слова о всеобщей сущности” Гай написал сочинение против ереси Артемона и обстоятельный диалог против Прокла, ученика Монтана 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Вопрос об авторстве “Слова против Эллинов”, или “О всеобщей причине. Против Платона”, представляет собой значительную трудность даже для современного исследователя. Первое упоминание о нем содержится в Библиотеке патриарха Фотия 1 ; однако святитель Фотий не считает, что его автором является священномученик Ипполит Римский. Сначала Фотий приводит свидетельство о сочинении некоего Иосифа (’ Iws»­pou), которое в одном месте называется “О вселенной” ( тоа panmTj), в другом — “О всеобщей причине”, ( mБj тоа panmXj a„t…aj), а в третьем — “О всеобщей сущности” ( mБj тоа panmXj oЩs…aj) . Этот Иосиф ранее у святителя Фотия назван Иосифом-иудеем (’ Iws»pou ’Iouda…ou), который написал сочинение “Недуги иудеев” ( t¦ kat¦ ‘Iouda…ouj 2 . Но далее святитель Фотий пишет, что в примечаниях ( ™n paragrafa‹j) он обнаружил, что “это слово принадлежит не Иосифу, но некоему пресвитеру Гайю, проживавшему в Риме ( minXj ™n diatr…bontoj), который, как говорят, написал и “Лабиринт” ( LabЪrinqon). Ему также приписывается диалог против некоего Прокла, защитника монтанистской ереси” 3 . Святитель Фотий полагает, что “так как не сохранилось названия (подлинного?) этого слова, то одни, как говорят, приписывают его Иосифу, другие — Иустину Мученику, третьи — Иринею” 4 . Сам святитель Фотий склоняется на сторону пресвитера Гайя, но оставляет вопрос до конца не разрешенным: “Это поистине есть сочинение Гайя, который написал «Лабиринт», как он и сам в конце «Лабиринта» свидетельствует, что «Слово о всеобщей сущности» ( тХп mБj тоа panmXj oЩs…aj lTgon) принадлежит ему. Но мне еще не до конца ясно, написал ли его он, а не кто-то другой” 5 . И далее святитель Фотий приводит краткие сведения об этом Гайе. Он говорит, что Гай был пресвитером римской церкви ( mБj kat¦ ™kklhs…aj) при епископах Викторе (189–199?) и Зефирине (199–217), и позже по-видимому был рукоположен во “епископы язычников” ( ™qnon ™p…skopon). Помимо “Слова о всеобщей сущности” Гай написал сочинение против ереси Артемона ( и обстоятельный диалог против Прокла, ученика Монтана 6 .

http://pravmir.ru/cohranivshiysya-fragme...

Разности в чтения текста (так называемые варианты) составляют неизбежную принадлежность древних рукописей вообще, и в частности рукописей Библии , как показывают это сравнения множества разных древних рукописей Библии, сделанные учеными 1 . И причины этих разностей в чтениях понятны: когда текст писался без словоразделения (scriptio continua), без строчных, надстрочных и подстрочных знаков и с словосокращениями, то (очень естественно, что) не только неискусным, но и искусным писцам трудно было избежать погрешностей и неисправности при переписке текста, а отсюда произошли неизбежно разности в чтениях. Эти погрешности, неисправности, а отсюда и разности в чтении произошли от писцов частью без их намерения – по ошибке глаза, слуха, памяти, рассудка; частью намеренно – по желанию объяснить казавшееся неясным, исправить казавшееся неточным, дополнить казавшееся недостающим; и много могло быть других совершенно случайных причин неисправности при переписка и разностей в чтении текста, особенно под рукой неопытного неискусного переписчика 2 . Наконец известно также, что текст свящ. книг иногда и злонамеренно искажаем был еретиками, и что в еретических обществах были свои умышленно искаженные рукописи свящ. книг. Евсевий (Hist. Ecct. IV, 29) говорит о Тациане: «говорят, что он осмелился выразить другими словами несколько апостольских изречений с намерением будто бы исправить их язык». В другом месте (V, 38) он приводит слова одного из древних писателей о последователях еретика Артемона: «эти еретики, повествует он, без страха искажали божественное Писание;.... чуждые страха, они наложили свои руки на божественное Писание: надлежало, говорят, исправить его. Что я неложно утверждаю против них, может увериться всякий желающий; кому угодно будет собрать находящееся у каждого из них списки и сличить их между собою, тот найдет, что они во многом несогласны, по крайней мере списки Асклепиодота несогласны с списками Феодота. Таких списков можно достать много потому что ученики каждого ересеначальника тщательно вносили в них то, что они, по их словам, исправили, т.е. обезобразили. С этими списками опять несогласны Ермофиловы, а списки Аполлония несогласны даже между собою; ибо стоит только сравнить сделанные им прежде с переделанными после, тотчас откроется, что они во многом не сходны… Им нельзя даже и запираться в своей дерзости, потому что списки написаны их рукою. Не в таком вид получили они Писание от тех, которые оглашали их. Они не могут указать подлинников, с которых составили свои списки. По всем сим причинам еще в древняя времена текст свящ. книг в разных рукописях так оразнообразился, что чувствовалась настоятельная нужда – очистить его от разностей и возвести, по возможности, к первоначальному единству, каковой нужде и позаботились удовлетворить Исихий епископ египетский, св. священномученик Лукиан антиохийский и Ориген , которых труды впрочем не дошли до нас, кроме части экзапл Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Тринадцатый день. Св. священномученик Артемон Лаодикийский. (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности). I. Св. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос, как его зовут, святый отвечал: «Если ты хочешь знать мое имя, то уразумей, что когда я был в матерней утробе, мне дано от Самого Бога имя Артемон». II. Этими словами св. священномуч. Артемон желал, очевидно, выразить ту истину, что имя человека вообще, и в особенности христианина, зависит не от случая и «имеет великое значение». Часто имя святого, которое нам дано, указывает по своему значению «качества», которые мы должны иметь в жизни, например имена Веры, Надежды и Любви – научают тех, которые носят их, иметь веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему и ко всем. Тем более имена, которые, по Божиему предведению, предрекаются людям еще до их рождения, должны непременно знаменовать образ их жизни. Так Крестителю Господню дано было от Бога еще до рождения имя Иоанн, в ознаменование того, что он и родился по благодати Божией и исполнен будет благодати. Имя Господа Иисус предназначено архангелом Гавриилом еще во время благовещения Пресвят. Богородицы в знамение того, что Он спасет люди Своя Израиля, ибо еврейское слово Иоанн значит по русски «благодать», а Иисус – значит «спасение». – Артемон слово греческое толкуется так: «малое ветрило», в знамение того, что он как бы корабельщик с малым парусом и сам достигнет тихого пристанища царствия небесного и других руководит к тому же пристанищу. Имя, даваемое всякому христианину при крещении, указывает на те преимущества и блага, которые даруются крещаемому. а) Во-первых, св. церковь , нарицая нас новым именем в таинстве св. крещения, усыновляет нас Богу Отцу о имени единороднаго, возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, Который непостижимым снисхождением Своим к падшему роду человеческому, крестными страданиями и смертию заслужил нам право чадами Божиими быти, верующим во имя Его. Таким образом мы из сынов гнева и проклятия по естеству соделываемся чадами любви и благоволения Божия по благодати. Во всех обстояниях и нуждах жизни можем со дерзновением приступать к престолу благодати, просить и вопиять о помощи, ибо Сам Господь неба и земли уверяет нас: «еже аще что просите от Отца во имя Мое», «то сотворю, да прославится Отец в Сыне. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам; просите», «и приимите». При всех превратностях мира, во всех самых скорбных обстоятельствах жизни можем быть уверены совершенно, что и влас главы нашея не погибнет без воли Отца нашего небеснаго. Что может быть отраднее и утешительнее сих поистине божественных обетований?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Священномученик Артемон, пресвитер Лаодикийский Артемон был священником Лаодикийской Церкви IV в. во Фригии. Он достиг пре­клонных лет и снискал большое уважение. Во времена Диоклетиановых гонений (303-305) святой вместе с епископом Лаодикийским Сисинием явил­ся в храм Артемиды и поверг наземь стоявших там идолов. Некоторое время спустя префект Патрикий, прохо­дя мимо храма, узнал об этом и решил уничтожить христиан­скую общину города. Однако тяжелая болезнь помешала ему осуществить это намерение. Разочаровавшись в средствах медицины, он отправил гонца к епископу испросить его молитв, обещая в случае исцеления подарить ему золотое изваяние. По молитвам Церкви пре­фект выздоровел, однако упорствовал в нечестии. На обратном пути из Кесарии Патрикий встретил Ар­темона и попытался заставить его принести жертвы богам. Старец ответил: «Шестнадцать лет я читал Священное Пи­сание народу Божию, двадцать восемь лет служил диаконом и двадцать пять – пресвитером, чтобы учить благочестию. Как же я могу сейчас принести жертвы идолам?» Наконец он сделал вид, будто согласен, и позволил привести себя в храм Асклепия. Там он разбил гигантские статуи богов, вызвав ярость префекта. После того как палачи долго терзали плоть святого, Пат­рикий велел положить его на решетку над огнем. Тогда одна из косуль, по обыкновению ходивших следом за святым, по­лучила от Бога дар слова и обличила жестокость правителя. Один воин пустил в животное стрелу, однако косуля нанес­ла помощнику префекта удар рогами, от которого он умер. Когда мучители хотели бросить святого в котел с кипя­щей смолой, префект сам упал туда и таким жалким обра­зом нашел свою смерть. В это время из земли чудесным об­разом пробился источник, и святой крестил в нем язычников, обратившихся в христианскую веру при виде стольких чудес. После этого святой Артемон продолжил проповедь Евангелия и многих обратил ко Христу. Поэтому он был схвачен язычни­ками и, со славой завершив свое служение, казнен в городе Баль-бине, в Асии . 26 апреля 2013 г.

http://pravoslavie.ru/61074.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМОН [Артемий] (I в.), свт. (пам. 24 марта, пам. греч. 22 марта), первый епископ г. Селевкия Писидийская (М. Азия). Был рукоположен ап. Павлом , к-рый избрал его из числа христиан этого города как мужа выдающихся добродетелей. А. скончался в глубокой старости после долгого и богоугодного архипастырского служения. Во мн. слав. рукописных памятниках он неверно назван епископом Солунским (по свидетельству болландистов , в нек-рых греч. памятниках вместо Селевкии также указывается Фессалоника). В России со 2-й пол. XVII в. в изданиях Пролога ошибочно появляются памяти 2 святых: Артемона (Артемия) Селевкийского и Артемона (Артемия) Солунского. Краткие греч. жития А. содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 363-364), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 557), а также в Императорском минологии (Ath. Cutl. 23, XII в. Fol. 215-217). Наиболее раннее свидетельство почитания А. на Руси - упоминание его памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 261). Последование А. в рус. служебных Минеях неизвестно, но оно находится в составе болг. праздничной Минеи (ГИМ. Хлуд. 152) 2-й пол. XIV в. В рус. Минею XII в. (РНБ. Соф. 199. Л. 3-5) включен канон, озаглавленный «Священномученика Арфемона, епископа Селевкия», но относящийся к сщмч. Артемону Лаодикийскому . В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 22 марта; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,- под 24 марта. Гимнография. По одной из греч. рукописей визант. периода (AHG. T. III. P. 241) известен анонимный канон А. 4-го гласа без акростиха; начало - «Τν ν σκσει, ς ν θαλσσ» (греч.- В подвигах, как в море). В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Μρτιος. Σ. 175).

http://pravenc.ru/text/76388.html

Гребневский храм (Одинцово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Гребневский храм (Одинцово). Ротондальный однокупольный храм в стиле классицизма, выстроенный на средства графини Е.В. Зубовой. Трапезная с Никольским и Сергиево-Саввинским приделами и трёхъярусная колокольня пристроены в 1896-1898 гг. Закрыт в 1938 г., частично перестроен. Возвращен верующим в 1991 г., отреставрирован. Содержание История [ править править код ] От западных границ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673—1679 гг. здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена. Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «... в вотчине моей... селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном. С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

http://azbyka.ru/palomnik/Гребневский_хр...

13-е Св. священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского Артемон был шестнадцати лет от роду чтецом, 28 – диаконом и 33 – священником в Лаодикии Сирской (нын. Латакии). В гонение Диоклитианово мучен был в Кесарии Палестинской и обезглавлен 303 г. † Святой мученицы Фомаиды Авва Даниил, который 40 лет прожил в общежитии, потом с 420 года жил отшельником в Скитской пустыне 162 , пришёл с учеником своим в Александрию, и при них случилось следующее: сын инока Окто декадского имел молодую жену Фомаиду. Отец, бывая у сына, разжигался похотью на сноху, обнимал и целовал её; та принимала эти ласки в простоте чистой души за выражение любви родительской. В одну ночь товарищи рыбаки вызвали сына-рыбака на рыбную ловлю. Отец стал приставать к снохе с явным грешным требованием. «Что с тобой, отец? Оградись знамением креста Господня и отойди», сказала Фомаида. Тот, распалившись похотью, не отходил, а приставал. Фомаида сопротивлялась твёрдо. Над кроватью сына висел меч. Схватив меч, отец стал грозить Фомаиде, что убьёт её, если не послушается его. Фомаида отвечала твёрдо: «хотя бы рассекали меня на части, никогда не соглашусь я на беззаконие». Распалённый гневом, несчастный преступник ударил Фомаиду мечом и убил. Приходят другие рыбаки звать сына и видят убийство. Отец говорит им: «ведите меня к князю, – я убийца». Авва Даниил, узнав о том, говорит ученику: «надобно с честью похоронить тело страдалицы». Он идёт в Октодекадский монастырь Александрийский; его встретил настоятель с братией. Старец сказал инокам: тело Фомаиды должно быть положено не иначе, как с отцами. Иные с ропотом отозвались: «вот велит положить тело жены вместе с отцами». Старец сказал: «эта отроковица – амма (мать) мне и вам, она умерла за чистоту». Тогда никто более не возражал старцу, и она погребена была с отцами. В одно время в скиту восстала блудная брань на брата, и он объявил о том авве Даниилу. «Иди, сказал ему старец, в Октодекадский монастырь, в гробницу отцов и молись там так: «Боже, для молитв святой Фомаиды, помоги мне». Брат поступил так, как велел старец, и, возвратясь из Октодекадского монастыря, пал к ногам старца. «Бог, по молитвам твоим, избавил меня от блудной брани», говорил брат. «Не то говоришь ты; говори, как освободился ты?» сказал старец. Брат отвечал: «я сотворил только 12 поклонов и, наклонившись на гробницу, заснул. Приходит отроковица и говорит мне: «прими сие благословение и иди с миром в келью свою». И я почувствовал, что брань перестала. Но что значит то благословение, не понимаю». Старец сказал: «благословение–дар мученицы целомудрия; такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009