Отдельная тема – религиозность Чуковского. Чуковский не был верующим. Это была его боль, он хотел верить. Но он был религиозным человеком. Вот его запись из Дневника: «23 февраля 1920: Сегодня какой-то праздник, но я тем не менее читаю лекцию в Балтфлоте… Пайка никакого не дали мне до сих пор. Из Балтфлота по сказочно прекрасной Дворцовой площади… Месяц пронзительный, весенний, небо зеленое, сладострастное, лужи – силуэты Зимнего дворца, Адмиралтейства, деревьев – и звезды, очень редкие – и как будто впервые понимаешь, что такое жизнь, музыка, Бог…» То, что Чуковский не был церковным человеком, беда не его, а беда многих русских интеллигентов. С обостренным нравственным чувством, эти порядочные и умные люди сложно принимали традиционную религиозность: полуграмотных батюшек, обряды, которые от этих людей заслоняли живое чувство инобытия. «13 мая 1925: Был вчера на панихиде – душно и странно. Прежде на панихидах интеллигенция не крестилась – из протеста. Теперь она крестится – тоже из протеста. Когда же вы жить-то будете для себя – а не для протестов?» Сам Чуковский целен. Он не лицемерит, даже когда это все делают вокруг, как он признается, не может, даже когда надо! Через неделю после моего ночного разговора с шофером на город обрушились снегопады. Снег шел несколько дней, практически не переставая. Затем пришли морозы. И началось сражение горожан со снегом и льдом. В эти удивительные, снежные, угрожающие сосульками и заполненные снежными завалами дни я в городе, в беготне по делам. Клубы дыма, из печных труб, от машин, от людей; от этого морозного пара и дыма над петербургскими крышами проявилась луна. Возвращаюсь к «Дневнику» Чуковского. Самые пронзительные страницы – о младшей дочери и любимице Мурочке. В детских книгах Чуковского Мурочка присутствует во многих стихотворениях. «…Я бегу домой: не родилось бы без меня то долгожданное чадо, которое – черт его знает зачем – захотело родиться в 1920 году, в эпоху Горохра и тифа. Вчера дети на кухне рассматривали телефонную книжку, находили такие фамилии, как Жаба, Бобр, Жук, Мышь, Окунь, и хохотали до колик.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 25 мая 2009, 01:05 Ведет презентацию старший научный сотрудник СПбГУ, кандидат исторических наук Кирилл Михайлович Александров. 25 мая 2009, 01:01 Ведет презентацию старший научный сотрудник СПбГУ, кандидат исторических наук Кирилл Михайлович Александров. 24 мая 2009, 00:05 Книги православной тематики уже заняли отдельные стеллажи в книжном клубе " Буквоед на Восстания " у станции метро " Площадь Восстания " и в супермаркете у станции метро " Достоевская " . Организация поставок литературы поручена издательству " Ладан " . 19 мая 2009, 23:50 В сборник вошли публицистические статьи и проповеди, написанные и произнесенные отцом Георгием в 1990-2000 годах. Основное внимание в них уделяется критике коммунизма. 8 мая 2009, 00:06 Столичное издательство Крутицкого подворья выпустило в свет сборник документов " Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 " . 6 мая 2009, 20:05 Автор анализирует ситуацию в стране, безуспешно пытающейся совмещать подлинные идеалы 900-летней православной России с ложными " идолами " 70-летнего богоборческого СССР. 12 апреля 2009, 23:36 В деле возрождения древнерусского пения одинаково важны и практика, и теория. Когда слушаешь роспевы, покаянные и духовные стихи в живом исполнении, кажется, что рукописи оживают. 5 марта 2009, 23:44 Издание будет объемным, в 450 страниц, со многими иллюстрациями. Оно представит информацию об основных храмах и праздниках, истории бытования религиозных общин на невских берегах, биографические сведения об их главах. 28 февраля 2009, 20:23 На Никольском кладбище Александро-Невской лавры была отслужена панихида. Ее возглавил протоиерей Константин Пархоменко. " Наша память о владыке жива - каждый год мы собираемся тут " , - отметил священник. 24 февраля 2009, 15:25 В Центре русской культуры Таллина состоялась презентация книги-альбома " Святейший Патриарх Алексий II: студенческие годы в Ленинградских духовных школах " , на которой присутствовали клирики епархии, представители общественности и СМИ. В блогах 20 апреля 2011 29 марта 2011 25 марта 2011

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=4&ta...

А ниже подчеркнуты слова другого прошения: «О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия, наитием Святаго Духа, Господу помолимся». И на полях уже – «1923 год». Уже в 23-м было понятно, что безбожная советская власть – не случайна не кратковременное искушение… а помрачение душ русских людей! И о, если бы Господь, наитием Св. Духа, просветил помраченный разум, забывший благочестие… На следующей странице жирно подчеркнуты слова священнической молитвы: «Озари нашу мысль Святым Твоим Духом…». Двадцатые годы – годы, когда христианская нравственность была забыта. Провозглашали новую – коммунистическую. И батюшка подчеркивает несколько раз слова: «Соблюди нас, Христе Боже, ВЫСОТОЮ БОЖЕСТВЕННЫХ ЗАПОВЕДЕЙ ТВОИХ». Много и много еще других записей, пометок, подчеркиваний. Сколько прожил этот священник? Кто он? Мы не знаем. Но знаем почти наверняка, что дожил до 1935 года, потому что на полях службы Рождества Иоанна Предтечи стоит именно этот год и обведен следующий гимн Богородице: «Пресвятая Дево Мати Христова, души моея страсти лютыя исцели, молюся: и прощение даруй моим прегрешениям, ихже безумне содеях, душу и тело осквернив, окаянный. Увы мне, что сотворю в час он, внегда ангели душу мою разлучат от страстного моего телесе, тогда Помощница ми буди и Предстательница теплейшая: Тя бо имам надежду раб твой». Пастырь просит Богоматерь принять душу, когда она будет разлучена от тела. Чувствовал, что ли он, что этот час близок? О неизвестный пастырь, следы воздыхания души своей оставивший в богослужебной книге «Праздничная Минея», послуживший Богу в самые страшные годы.., моли Бога о нас! 20 марта 2006. Воскресенье О последних днях минувшей недели, запавших в память своей насыщенностью, хочется сказать несколько слов. Четверг Утром проводил лекцию для экскурсоводов (в Исаакиевском соборе) о Евангельских притчах. А днем читал книгу Крейга Бломберга «Интерпретация притчей». Святоотеческое толкование притч в XIX – XX веках было забраковано. И к чему пришли? «Наиболее обширный комментарий к притчам Иисуса, опубликованный в последние полстолетия … книга Б. Б. Скотта Hear Then the Parable (1989) отражает концепцию Группы изучения притч Общества библейской литературы [США]. Как и большинство членов Общества, Скотт уверен, что значение притчи невозможно установить…» (Бломберг… С. 23).

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

В. Восточные Патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Ярославль. 1908.  С. 494.). «Что же касается Востока, – пишет прот. В. Цыпин, – то к нему это западное учение не приложимо: происхождение Антиохийской Церкви, основанной бесспорно апостолом Петром, во всяком случае, не менее почтенно, чем происхождение Церкви Александрийской, основанной учеником апостола Петра евангелистом Марком. Между тем, первенство Александрийской Церкви, в сравнении с Антиохийской, имеет начало в самой глубокой христианской древности» (Цыпин В. Прот. Примат чести… С. 23). Авторы II-IV веков постоянно подчеркивали превосходство, материнство Иерусалимской Церкви по отношению к другим Церквам. О единодушном свидетельстве, которое Иерусалимская Церковь приносит Богу Творцу и Иисусу Христу в своих молитвах, святитель Ириней говорит: «Таковы голоса Церкви, от которой всякая Церковь получила свое начало; таковы голоса митрополии граждан Нового Завета; таковы голоса Апостолов; таковы голоса учеников Господних» (Против ересей III. 12. 5). Несомненное старшинство (материнство) Иерусалимской Церкви подчеркивается еп. Фирмилианом Кесарийским и Константинопольским Собором 381 года. (см.: Э. Ланн. Церковь-сестра и Церковь-мать в понимании древней Церкви.//Страницы. 4:4 -1999. С. 501 сл.) Тертуллиан в XX и XXI главах своего сочинения proscriptione hacreticorum показывает, что все Церкви – «побеги Церквей апостольских». «Все они древние, все апостольские, ибо все – одно» (XX, 8). Когда, выражая традиционную точку зрения католической экклезиологии, польский католический епископ Эдвард Озоровский пишет, что Рим имеет «превосходство над всеми другими местными церквями из-за достоинства ее апостольского происхождения» (О Церкви… С. 120), возникает два вопроса: 1) разве лишь Рим имеет апостольское происхождение; 2) разве можно принижать те Церкви, которые возникли после смерти последнего апостола… ведь если мы верим в присутствие Св. Духа в Церкви, наставляющего на всякую истину, значит, мы верим, что преемники апостолов, или преемники преемников апостолов, являются продолжателями живой апостольской традиции? Таким образом, если для Запада Римская кафедра всегда выделялась своей апостольской установленностью, то для Востока это было обычное дело и здесь больше внимания уделяли Риму как столице Империи. Именно в силу административного положения и авторитета римские епископы созывали Соборы, их мнение было авторитетным и веским, к ним прислушивались больше, чем к представителям других Церквей, но когда папы притязали распространить свою каноническую власть за пределы Римской Церкви, они всегда получали твердый отпор.

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

С.В. Шумило 4. «Найпаче же отъ Православноименития страни Запорожския» О том, как происходил сбор пожертвований и милостыни афонскими и молдавскими монахами на Запорожской Сечи, мы имеем немало описаний. В частности, епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макаревский) описывает, что на Сечи, как и вообще в Запорожских землях, афонские и греческие монахи всегда были желанными гостями, постоянно приезжали на Запорожье и даже проживали на Сечи по несколько лет 51 , посещая вместе с монахами украинских монастырей «все слободы, все зимовники и хутора православного казачества для осуществления у христиан церковных треб и для оказания верующим духовного утешения» 52 . Кроме того, по словам еп. Феодосия, иногда запорожцы и сами путешествовали на богомолье не только в монастыри Левобережной и Правобережной Украины, но и на Афон, и в буковинскую Драгомирну, входившую в состав Молдовлахийского княжества 53 . Иеромонах Леонтий (Яценко-Зеленский) описывает, как он приблизительно в этот же период собирал милостыню на Запорожье для своего Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В частности, он сообщает, что жили они на Сечи в отдельном т. н. «чернецком дворце» 54 , где останавливались монашествующие и священники. Собрав пожертвования, они «выехали из Сечи караваном, при коем угнали оттудуж 16 верховых лошадей, столько вывезли материи, сколько и галуну, сафяну, мишин и прочего», а также «с верхом два воза рыбой и два с солью» 55 . На основании этого описания мы можем представить, как собирали пожертвования и посланные прп. Паисием на Сечь монахи из Драгомирны. Как сообщает первооткрыватель архива Коша Запорожской Сечи А. Скальковский, «монахи приходили для собирания милостыни в пользу своих монастырей. В Запорожском архиве беспрестанно встречаем об этом намеки и исчисления, сколько денег, рыбы, соли и мехов куды должно отправить» 56 . О том, насколько успешной была миссия посланных прп. Паисием монахов на Сечь, мы можем судить по дошедшим до нас архивным документам. Так, в протоколе допроса постриженника прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

56 Т. е. в Странноприимном доме графа Шереметева, в котором я служил почти 12 лет, занимая должности 1-го и 2-го помощника главного смотрителя и состоя членом Совета. Увлеченный высокими целями учреждения, я отдал этой службе все свои силы и способности, как говорится, вложил в неё всю свою душу, но в результате получил только нравственную усталость и тяжелые, болезненные воспоминания. 58 Внучка митрополита Иннокентия. См. о них книгу нашу: «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский» М. 1883 г., стр. 323. 60 Вениамин Благонравов, в мире Василий Антонович, род. в Тамбовской губ., сын священн., 1846 г. окончил курс в Тамбовской сем.; 1849 г. авг. 27 пострижен; – окт. 9 иеродиак.; 1850 г. магистр Казанской акад.; –окт. 31 бакалавр; – ноябр. 20 иером.; 1856 г. ноябр. 28 архим.; 1857 г. апр. 21 професс. акад.; 1858 г. апр. 22 рект. Томск. сем.; 1861 г. авг. 23 – Костромской сем. и настоят. Богородицк. Игрицк. мон. 1862 г. февр. 5 еписк. Селенгинский, хиротон. мая 20, 1868 г. март. 18 – Камчатский; 1873 г. март. 31 – Иркутский; 1878 г. апр. 16 архиеписк. Ск. 1892 г. февр. 2. 61 Статс-Секретарь, обер-гофмейстер, член Государственного Совета, бывший товарищ Министра Народного Просвещения. Издатель книг: «Род князей Волконских», «Записки С. Гр. Волконского» (декабриста), и «Граф Н. Н. Муравьев-Амурский». 62 Леонтий Лебединский, в мире Иоанн Алексеевич , род. 1822 г. янв. 22, сын священн. Воронежск. губ.; из Воронежск. сем. поступ. в Петерб. акад.; 1847 г. оконч. курс магистром; – мая 17 пострижен; 1847 г. июня 8 иеродиак.; – июля 18 иером.; 1851 г. март 20 инсп. Киевск. сем.; 1853 г. янв. 28 – Киевск. акад.; 1853 г. фев. 15 архим.; 1856 г. мая 30 рект. Владимирск. сем.; 1857 г. июня 9 – Новгород. сем. и настоят. Новгородск. Антониевск. мон.; 1859 г. мая 17 рект. Петерб. сем.; 1860 г. март 5 еписк. Ревельский, хиротон. 18 март.; 1863 г. дек. 20 Подольский; 1873 г. апр. 8 архиеписк.; 1874 г. окт. 2 – Херсонск.; 1875 г. ноябр. 16 – Холмский; 1883 г. мая 15 член Св. Синода; 1891 г. ноябр. 17 митропол. Московский. Ск. 1893 г. авг. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 344 г. имп. Констант, вставший на сторону большинства участников Сардикийского Собора, отправил ко двору К. в Антиохию посольство епископов Викентия Капуанского и Евфраты из Колонии Агриппины (ныне Кёльн). Посольство было холодно принято еп. Стефаном I Антиохийским, однако К. был настроен примириться. Посольству удалось добиться права на возвращение бежавших из Александрии клириков ( Athanas. Alex. Hist. arian. 20). Для рассмотрения вероучительных вопросов К. приказал созвать Собор. Антиохийский Собор 344 г. объявил о неск. важных уступках Западу. Еп. Стефан Антиохийский был низложен, на его место возведен Леонтий. В стремлении разрешить догматические споры Собор принял 5-ю Антиохийскую формулу («Многострочное изложение» веры). Вместе с тем Собор подтвердил осуждение учения Маркелла Анкирского и его ученика Фотина Сирмийского. «Многострочное изложение» при всей его сдержанности и отсутствии в нем явно арианских формулировок не могло удовлетворить защитников Никейского Символа веры на Западе. В 345-346 гг. имп. Констант I под влиянием консолидированного мнения зап. епископата оказывал давление на К. с тем, чтобы добиться признания Никейского вероисповедания на Востоке или по крайней мере уступок в пользу соборного большинства, которое в Сердике осталось за сторонниками Никеи. Констант написал неск. писем К., призывая брата позволить ранее изгнанным епископам-никейцам вернуться на свои кафедры. Не добившись согласия, Констант отправил К. ультимативное письмо, в к-ром угрожал ему войной. Текст письма К. не сохранился и известен только по сообщениям церковных историков, но, вероятно, письмо произвело впечатление на К. и вынудило его согласиться с требованиями Константа ради сохранения союза между императорами ( Athanas. Alex. Apol. contr. ari. 20-22; Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 681-682; Rufin. Hist. eccl. X 19; Socr. Schol. Hist. eccl. II 22; Sozom. Hist. eccl. III 20; Philost. Hist. eccl. III 12). Ок. 346 г. с разрешения К. свт. Афанасий, Павел Исповедник и нек-рые др. иерархи вернулись на Восток. С этого времени до кон. 40-х гг. IV в. церковная жизнь на Востоке находилась в состоянии оттепели. Не пытаясь оспорить господство проарианского большинства в Церкви, К. сделал ряд уступок проникейской церковной партии в вероучительных вопросах ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 22-24; Socr. Schol. Hist. eccl. II 15-16, 23-24). Свт. Афанасий прибыл в Александрию 21 окт. 346 г. Почти в это же время свои кафедры вновь заняли еп. Маркелл Анкирский и (вероятно) Павел Исповедник. Положение дел в Восточной Церкви вернулось к тому состоянию, в к-ром находилось после амнистии никейцев 337 г.

http://pravenc.ru/text/2057136.html

Константин IV Начало правления. Война с арабами Скудное летописное предание от времени правления Константа не сохранило никаких записей о жизни двора и семейных событиях в императорском доме, которые по старой традиции должны были сопровождаться придворными торжествами и всенародными празднествами. Остается неизвестным, когда и на ком женился Констант. Иоанн Никиуский в кратком упоминании о бунте Валентина сообщает, что дочь Валентина была помолвлена с императором. Вряд ли, однако, этот брак мог состояться после мятежного движения 644 года, окончившегося гибелью Валентина. Константин Багрянородный сохранил имя супруги Константа: она называлась Фауста. 637 От брака с нею он имел трех сыновей: Константина, Ираклия и Тиверия. Текст одного указа от 1 марта 666 года позволяет утверждать, что Констант, следуя примеру деда, венчал своих детей царским венцом в младенческом возрасте, и они считались его соправителями. Датировка указа такова: Datum Kal. Mart. Syracusa, imperantibus dominis nostris piissmiis perpetuis augustis Constantino maiore imperatore anno XXV et post consulatum eius anno XXIV, atque novo Constantino, Heraclio et Tiberio, a Deo coronatis filiis, Constantini quidem anno XIV, Eraclio autem et Tiberio anno VII. 638 Указанные здесь годы соправительства сыновей Константа позволяют заключить, что старший, Константин, родился в 652 году, а младшие его братья, вероятно близнецы, – в 659 и что в ту пору, когда Констант покинул столицу, старшему его соправителю шел 11-й год. Но цифра 14 для обозначения года соправительства Константина в 666 году находится в противоречии со свидетельством таких официальных документов, какими являются протоколы заседания Шестого Вселенского собора. Заседания, происходившие до 5 апреля 681 года, отнесены к 27 году правления Константина, а заседание 26 апреля и дальнейшие – к 28. 639 На основании этих данных приходится заключить, что Константин был венчан на царство и удостоен титула августа весной 654 года; а так как венчание царским венцом произошло, по всей вероятности, вскоре после рождения, то в ту пору, когда Констант покинул столицу, его старшему сыну было не более 9 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

10. А Евсевию Памфилов у Константин приказал изготовить священные книги для константинопольских церквей, дав ему на это государственные средства; тот расстарался, написав, помимо остальных священных книг, шестьдесят книг на пергамене из кожи антилоп. Строит божественный Константин храм святой Ирины, божественных Апостолов, святого Мокия, мученика Агафоника и архангела Михаила в Анапле и Сосфении, где чудесным образом услышал и увидел божественные гласы. 11. Митрофан, иже во святых, был епископом Византия перед Александром. 12. Когда император только начал строить город в свое имя на равнине перед Илионом, над могилой Аякса, Бог во сне повелел императору построить нынешний Константинополь в Византии. Он же, видя, что мало там жителей, выбрал знатных родом людей как из Рима, так и из других городов и, построив и подарив им большие дома, заселил ими город. 13. При нем многие народы приняли христианство , начиная от кельтов и западных галлов, и даже внутренние индийцы 457 (Константин послал к ним епископов одновременно и для описания тех мест, и для проповеди веры); становятся христианами также и иверы 458 , и армяне, начиная с Тиридата, происходившего из парфян 459 , и подобным же образом персы, при Симеоне, епископе Ктесифонском (он был замучен вместе с евнухом Устаксадом, воспитателем Сабория) 460 . 89. Констанций Констанций процарствовал 24 года 461 , Констант – 17 лет 462 , а Константин быстро скончался 463 . Скончался же он следующим образом. Объединившись с братом Констанцием, он отправился куда-то с большими силами и войском; это привело в смущение Констант[а] 464 , как бы тот не двинулся против него, чтобы свергнуть, и, послушавшись дурных советчиков, которые побуждали его к смятению и страху, а потому – и к войне, больше, чем принуждали его к этому сами его рассуждения, он выступил против него; в случившемся сражении, оказавшись среди последних беглецов, Константин был убит, и Констант стал властителем всего Запада. 2. Его на 17-м году правления убил явившийся из Галлии узурпатор Магненций, когда Констант спал после охоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его преемник Феодор Каллиопа 15 июля 652 г. вступил в Рим, захватил Мартина I u зakobahhым в цепи отослал в столицу. Констант устроил над папой судилище, обвинив его в пособничестве мятежному Олимпию и нанесении императору вреда. Мартина, человека немолодого и болезненного, держали в сыром подземелье или заставляли пребывать на морозе в одном хитоне, а после осуждения выслали в Хер-сонес Таврический, где он скончался в крайней бедности 16 сентября 655 г. Другому непримиримому противнику монофелитства – преподобному Максиму Исповеднику , глубокому старику, отрезали правую руку и язык и вместе с двумя так же обезображенными учениками сослали подальше. В 660 г. Констант II, терзаемый собственной подозрительностью, велел посвятить в диаконы своего брата Феодосия 54 , но затем, считая такую меру недостаточной, распорядился его убить. Призрак брата начал являться императору во сне с чашей в руках, предлагая напиться крови. В Константинополе многие называли василевса Каином. Отношения между автократором, с одной стороны, и синклитом и горожанами – с другой, испортились, и весной 663 г. Констант II навсегда покинул нелюбезно настроенную к нему столицу, отправившись на Запад, тем более что папа Виталий давно приглашал его в Рим. Отплывая, василевс плюнул в сторону гавани, недвусмысленно выказав свое мнение о Константинополе. Император посетил Фессалонику, Афины, Тарент, высадился в Южной Италии, отбил у герцога Беневента Неаполь и 5 июля 663 г. торжественно въехал в Рим. Папа организовал суровому императору великолепную встречу, Констант II же отплатил за радушный прием черной неблагодарностью: за двенадцать дней пребывания он умудрился лишить апостольскую столицу множества ценных античных скульптур, которые приказал вывезти в свою резиденцию в Сиракузах. Ища произведения искусства, император врывался даже в запертые дворцы. С Пантеона Агриппы (имп. Фока разрешил папе Бонифацию IV перестроить его в собор Богоматери Мучеников) по распоряжению Константа содрали крышу из золоченой бронзы и отправили в Константинополь (позже большая ее часть была возвращена).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010