Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАМИЛАВКА [греч. καμελακιον; лат. camelaucum], в совр. практике правосл. Церквей один из головных уборов духовенства, считающийся наградой (РПЦ) или элементом повседневного облачения (греч. и др. правосл. Церкви). В средневек. Европе - наименование ряда головных уборов. На Востоке В Византии словом καμελακιον (καμηλαχιον и др. формы написания, см.: Lexikon zur Byzantinischen Gräzität/Hrsg. E. Trapp. W., 2001. Fasc. 4. S. 754) назывался один из видов балдахина над имп. троном ( Const. Porphyr. De cerem. 1. 1, 9, 10, 32 (23), 39 (30), 44 (35); 2. 73 (64), 80 (71); синоним - σκιδιον, см.: σκιδιον// Hesych. Alex. Lexicon (Latte) [по TLG]; Etymologicum Graecae linguae Gudianum et alia grammaticorum scripta e codicibus manuscriptis nunc primum edita/Hrsg. F. W. Sturz. Lpz., 1818. S. 504). Также это слово использовалось для обозначения головных уборов (см.: κδαρις// Hesych. Alex. Lexicon (Latte) [по TLG]; κδαρις, πιλδιον//Suda [по TLG]; Theoph. Chron. P. 444). Чаще всего так называлась невысокая остроконечная шапка из войлока, вероятно персид. происхождения, которую носили военные и охотники (см.: Niceph. II Phok. Praec. milit. 1. 3; Digen. Akrit. 4. 117). К. в ряде источников именовался и имп. венец (см.: τιρις// Hesych. Alex. Lexicon (Latte) [по TLG]; Achmet. Oneirocrimicon. 88, 168; Const. Porphyr. De adm. imp. 13). Подробнее см.: Wessel K., Piltz E., Nicolescu C. Insignien//RBK. 1978. Bd. 3. Sp. 387-397. Священники в камилавках на церемонии вручения церковной награды в ц. Преображения Господня в Балашове Священники в камилавках на церемонии вручения церковной награды в ц. Преображения Господня в Балашове В визант. эпоху головные уборы греч. духовенства назывались σκιδια ( Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 186 (154)//PG. 155. Col. 396). Они представляли собой шляпы с широкими загнутыми полями. В поствизант. эпоху в обиход входит головной убор другого типа - καλλυμαχιον (искаженное слово καμελακιον, которое переосмыслено как происходящее от κλυμμα - покров), имеющий тулью цилиндрической формы с плоским верхом (в совр. греч. практике она имеет небольшие поля вверху цилиндра (πανοκαλιμακιον)).

http://pravenc.ru/text/1470129.html

Богослужение по Студийскому уставу просуществовало на Руси до XV в. Совершение служб суточного круга. Число служб суточного круга в XI–XIV вв., извест-ное из списков Студийского устава, подтверждается другими памятниками этого времени – «Стязанием с латинами» Георгия, митр. Киевского (XI в.), «Правилами» Uoahha I , митр. Киев-ского († 1089), посланием митр. Никифора († 1121) к киевскому кн. Владимиру Всеволодовичу Мономаху и к волынскому кн. Ярославу Ярополчичу, «Вопрошанием» Кирика Новгородца (XII в.), житиями прп. Феодосия Печерского и святых благоверных князей Бориса и Глеба, написан-ными прп. Нестором Летописцем, и др. По сохранившимся славянским Часословам XIII–XIV вв., отражающим Студийский устав (РНБ. Q. п. I. 57; РНБ. Соф. 1052; ЯМЗ. 15481; Sin. Slav. 13; БАН. Археогр. ком. 171 и др.), можно реконструировать последования служб суточного круга, который состоял из утренних молитв («чина куроглашения»), заутрени (т. е. утрени), 1-го часа; 3, 6, 9-го часов, чина изобра-зительных, молитв перед обедом; вечерни; малого мефимона; великого мефимона; чина полу-нощного пения. Первые три службы и следующие пять служб объединены в два последования (утреннее и дневное). Малый мефимон соответствует первой части великого повечерия по Часо-слову Иерусалимского устава. Великий мефимон и чин полунощного пения являются келейны-ми правилами: первый – это чин пения двенадцати псалмов, второй – 17-я кафизма (непороч-ны). Все суточные службы имеют особые начала (см. Начало обычное), с молитвами и пс. 6. В списке ЯМЗ. 15481 сохранились также необычные последования 7, 8, 10, 11 и 12-го часов, здесь заутреня сопровождается молитвами свт. Кирилла Туровского . Последования вечерни и утрени Студийского устава – несколько короче, чем в Иеруса-лимском уставе, из-за меньшего объема гимнографических текстов и меньшего числа священни-ческих молитв: на вечерне – пять, на утрене – семь. Молитвы эти, согласно некоторым памят-никам, читались не подряд, а распределялись по разным частям службы, что отражает переход-ный этап формирования современных последований вечерни и утрени. Византийские священни-ческие утренние и светильничные молитвы первоначально появились в Уставе Св. Софии К-польской, они читались в определенных местах служб суточного круга Великой церкви, сильно отличавшихся по своему составу от служб монашеского Часослова. Удержавшись в Ев-хологиях и Служебниках (рукописи кон. XIV в. ГИМ. Син. 675, 900 даже содержат полные чины песненных вечерни и утрени, но это, видимо, исключительный случай), эти молитвы по-разному соединялись с совершенно отличным от софийского монастырским порядком службы – так возникали указания читать одну из молитв вечерни во время «Сподоби, Господи», другую – во время «Ныне отпущаеши» и др. Впоследствии все священнические молитвы вечерни и утрени стали читаться подряд в начале службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Ответ на возражение 1. Непреложная вера в две указанные [в возражении] вещи была необходима всем и всегда, но она не была всем и всегда достаточна. Ответ на возражение 2. До пришествия Христа вера в Троицу была сокрыта в вере ученых, а через Христа и апостолов она была открыта всему миру Ответ на возражение 3. Высшая благость Бога, коль скоро мы в нынешней нашей жизни постигаем ее через рассматривание следствий, может быть понята и без Троицы Лиц, но сама по себе и так, как созерцают ее блаженные, она не может быть понята без Троицы Лиц. Кроме того, мы приводимся к небесному блаженству [именно] благодаря миссии божественных Лиц. Раздел 9. ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ВЕРА НАГРАДЫ? С девятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что вера не заслуживает награды – ведь началом всякой заслуги, как уже было сказано (II-I, 114, 4), является любовь. Но вера, как и природа, предшествует любви. Следовательно, как не заслуживает награды природный акт, поскольку наши природные дары не являются нашей заслугой, точно так же не заслуживает награды и акт веры. Возражение 2. Далее, вера находится между мнением и научным знанием или научным исследованием вещей. Но ни научное исследование, ни мнение не заслуживают награды. Следовательно, не заслуживает награды и вера. Возражение 3. Далее, положение веры можно принять как с достаточным на то основанием, так и без. Если для веры имеется достаточное основание, то она, похоже, не подразумевает никакой заслуги, поскольку в таком случае вопрос о том, верить или не верить, не возникает, тогда как если достаточного основания для веры нет, то это свидетельствует о легкомыслии [верующего], согласно сказанному [в Писании]: «Кто скоро доверяет – тот легкомыслен» ( Сир. 19, 4 ), так что, пожалуй, и в этом случае никакой заслуги не возникает. Следовательно, вера никоим образом не заслуживает награды. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что святые «верою... получали обетования» ( Евр. 11, 33 ), что было бы невозможно, если бы вера не вменялась в заслугу. Следовательно, вера заслуживает награды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Специальным призом дирекции фестиваля «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» был награжден художник-мультипликатор, художник-оформитель игровых кукол, заслуженный работник культуры Российской Федерации Павел Гусев.  Гран-при фестиваля жюри под руководством Николая Досталя вручило картине «Наш отец» (Италия, режиссер Клаудио Ноче). Фильм рассказывает о дружбе двух мальчиков из разных социальных слоев, картина основана на реальных событиях, произошедших в жизни режиссера в 1976 году. Ранее фильм получил кубок Вольпи 77-го Венецианского международного кинофестиваля за лучшую мужскую роль (Пьерфранческо Фавино). Вторая премия вручена фильму «Папье-маше» (Россия, режиссер Виталий Суслин). В номинации «Лучший фильм для детей и юношества» победителем стал фильм «Про Лёлю и Миньку» (Россия, режиссер Анна Чернакова). В номинации «Лучший полнометражный дебютный фильм» награда была вручена картине «Анимация» (Россия, режиссер Сергей Серёгин). По итогам зрительского голосования победил фильм «Маленький воин» (Россия, режиссер Илья Ермолов). Специального диплома «Моя Родина — моя Россия» удостоена кинолента «Архипелаг» (Россия, режиссеры Алексей Тельнов и Михаил Малахов-мл.). Специальный диплом «За бережное отношение к семейным ценностям и традиции» вручен фильму «Детство Чика» (Россия, режиссер Аслан Галазов). Специальный диплом «За освещение темы подростковых отношений, за их чистоту и понимание» вручен фильму «Новенький» (Россия, режиссер Александр Кулямин). Специальный диплом «За яркое воплощение на экране целеустремленности юного героя» вручен фильму «Маленький воин» (Россия, режиссер Илья Ермолов). Специальный приз Духовного экспертного совета присужден картине «Ласточки Христовы» (Россия, режиссер Юлия Бочарова). Полный список победителей опубликован на сайте кинофестиваля. Для дополнительного освещения работы кинофестиваля использовалась цифровая платформа, созданная для просмотра из любой точки мира прямых трансляций с мероприятий, проводимых Фондом социально-культурных инициатив. Удобный сервис объединил на одной площадке всю актуальную видеоинформацию в сопровождении текстового контента и познавательной графики. После завершения кинофестиваля платформа доступна для ретроспективных просмотров видеоматериалов. Переход к сервисам возможен также по ссылке с официальных сайтов Фонда и фестиваля .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5868714...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Положение о наградах Русской Православной Церкви I. Преамбула. Награды Русской Православной Церкви (далее награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные. II. Иерархические награды Русской Православной Церкви. Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения. Иерархическими наградами являются: - повышение в сане; - элементы литургического облачения, несущие духовное значение; - богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, или до «Отче наш») В соответствии со своей градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем, либо, по его благословению – викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос». Награды клириков в форме служебных отличий регулируют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 1. Последовательными наградами для епископата являются: - Возведение в сан архиепископа - Возведение в сан митрополита Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии .

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

Благодарю Господа. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать прославить Его и пророка Его дивного Илию пением и чтением за всенощной и победившего духов злобы поднебесной [ Еф.6:12 ], орудовавших во мне, смущавших и теснивших меня грешного. Усладил и умиротворил, и утвердил меня Господь службою Своею. Вот награда моя! Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа выражая это полное упование и в молитве, и в житии, и в научении друг друга. И говорите, и действуйте, выговаривайте, обличайте всегда кротко, с любовию – и не огорчатся обличаемые, если они порядочные люди. Слова отца Тимофея Валдайского. Сурово, не кротко обошелся я сегодня с безголосым дьячком Полиглотовым во время всенощной и с товарищем его, частным человеком. Я сподобляюсь, окаянный, совершать, видеть и вкушать такое Таинство, которое вожделевали видеть пророки и цари народа Божия и не видели, которого не видел и сам пророк Илия, пламенный ревнитель славы Божией. Какую же я должен проводить жизнь, жизнь истинно небесную на земле, чуждую всяких пристрастий временных! Какою должен я пылать к Господу моему Иисусу Христу [любовью], удостоившему таких великих, пренебесных, животворящих и страшных дарований! А я как живу? В сластях, в разных страстях, и оттого нет искренней, пламенной любви ко Господу. 20 июля. Среда. По окончании крестного хода сильно заломило мои пальцы у ног, вероятно, от сырой земли, которую вчера изобильно помочил дождь, или от пшеничной пищи (ватрушки), вчера мною употребленной без крохи черного хлеба. Пшеничный хлеб для меня вреден, как для золотушного. Такая ломота была, что хоть кричи. Крайне болезненно, беспокойно, тягостно было мое служение в Думской Успенской церкви ранней литургии по причине страшных искушений бесовских вследствие моего чревоугодия и вообще житейских пристрастий, одолевших меня. Началось с пожелания знака отличия, с этого безумного, лихорадочного пожелания, которое разом придавило, умертвило меня, ибо мудрование духовное – живот и мир, а мудрование плотское – смерть [ Рим.8:6 ]. Желание награды от людей портит, извращает все отношения мои к Богу и к людям, унижая меня. Я делаюсь весь корыстью, с земными побуждениями, эфемерными, нечистыми. Щемит душу и сердце желание награды. Ибо это крайнее заблуждение – искать суетной, преходящей, как дым, награды и не стремиться к награде небесной, вечной, истинной посредством исправления сердца и всего жития, посредством истинно доблестных дел, ведомых более Богу, нежели людям. Истинный христианин не ищет от людей награды, чтобы тем не унизить своих добрых дел, делаемых не для награды, а по долгу. Он ищет награды от единого Бога, совершая дела, Богу угодные, особенно внутренно, втайне, и наружно, хотя не напоказ. Если не будет награды от людей, то будешь независим во всех помыслах, словах, делах, будешь возвышен в помыслах, чувствах и делах и приятен Богу, взирающему на сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАГРАДЫ ЦЕРКОВНЫЕ Один из видов поощрения клириков и мирян, в исключительных случаях также лиц, не принадлежащих к Церкви, за их заслуги в служении Церкви на разных поприщах: архипастырском и пастырском, приходском, в делах миссионерских, в социальном служении, в просветительских трудах, в научном творчестве, в реставрации или строительстве храмов, в иконописании, в церковном пении, в адм. и хозяйственной деятельности. В наст. время действующая система церковных награждений РПЦ основана на «Положении о наградах Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором 5 февр. 2013 г. Существует два вида церковных наград: богослужебно-иерархические и общецерковные. Богослужебно-иерархических наград удостаиваются лишь священнослужители, а также игумении. Богослужебно-иерархические награды вручаются в последовательности от низших к высшим. Наличие той или иной награды служит поэтому главным, хотя и не единственным, фактором, определяющим место клирика по старшинству среди священнослужителей одной и той же степени. Одни иерархические награды, употребляемые в Русской Церкви, были введены в бытность Русской Церкви митрополией К-польского Патриархата, до начала автокефалии (1448), другие были учреждены в самой России, гл. обр. в XVIII-XX вв. В свою очередь автокефальные Поместные Церкви, получившие автокефалию от Русской Церкви (Церкви Польская, Чешских земель и Словакии, Американская) или исторически связанные с ней иным образом (Грузинская Церковь), заимствовали награды, введенные в употребление в Русской Церкви, но полной идентичности между богослужебно-иерархическими наградами разных Поместных Церквей не существует. Так, в Восточных Патриархатах и нек-рых др. Церквах нет такой награды, как право ношения набедренника за богослужением. Наперсный крест любого вида в ряде Церквей является наградой, а не принадлежностью пресвитерской степени, как в Русской Церкви со времени коронации имп. св. Николая II Александровича . В Румынской Церкви правом ношения креста награждаются не только пресвитеры, но и диаконы. Существуют и иные различия в системе богослужебно-иерархических наград разных Поместных Церквей.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Следует отметить некорректность подобной практики по отношению к Русской Православной Церкви. И дело не только в том, что в ней самой могут существовать одноименные награды, что приводит к путанице (например, орден святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви). По сути дела, здесь имеет место попытка использовать авторитет Церкви, самочинное присвоение общественными организациями ее прерогатив, ибо судить о том, действительно ли кавалер ордена с именем святого имеет заслуги в духовном возрождении Отечества, может только сама Церковь , прославившая этого святого. Б. Иерархические (богослужебные) награды Русской Православной Церкви Богослужебные награды, служащие для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения, существуют в России с 1797 года, когда император Павел I именным указом Святейшему Синоду ввел ряд наград для белого духовенства: «во–первых, получение креста для ношения на цепи на шее, во–вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфии; и, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты». После коронации святого императора Николая II права ношения серебряного 4 восьмиконечного креста были удостоены все православные священники. Сейчас такой наперсный крест вручается епископом каждому поставляемому в иереи во время хиротонии. В настоящее время иерархическими наградами в Русской Православной Церкви являются: – повышение в сане; – элементы литургического облачения, несущие духовное значение; – богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш»). Иерархические награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос» (греч. ξιος – достоин). Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении (при наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

О благословении свт. Игнатия Е. Н. Шаховой на иноческий путь. 860. Антонова И. В. Архимандрит Пимен — настоятель Николо-Угрешского монастыря: Ист. — биогр. очерк. — Дзержинский: Б. и., 1996. — 105 с.: ил. О духовном влиянии свт. Игнатия на юношу Петра Мясникова, будущего архимандрита Пимена — с. 3. 861. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)/Сост. Г. П. Чинякова. — М.: Новая книга, 1996. — 175 с.: ил. О свт. Игнатии и его творениях в духовной жизни иеросхимонаха Стефана — с. 3–4, 14, 37, 52, 81, 83, 90, 91, 95, 98, 99, 142, 151, 153. 862. Игнатия (Петровская). Слово о старчестве/Предисл., публ., и примеч. А. Л. Беглова//Альфа и Омега. — 1996. — С. 165–208. О свт. Игнатии, в т. ч. о духовном родстве с игуменией Арсенией (Себряковой) — с. 167, 168, 185, 186, 194, 202. 863. Игумен Дамаскин/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. — СПб., 1996. — 8 с. — (Жизнеописания валаам. старцев). О взаимоотношениях свт. Игнатия и игум. Дамаскина — с. 2–4. 864. Лукьянов Е. К истории пятого тома сочинения святителя Игнатия с записями оптинского старца Никона (Беляева)//Данилов. благовестник. — 1996. — Вып. 8. — С. 32–34. О сочинениях свт. Игнатия в духовной жизни оптинского старца Никона. 865. Мария (Добромыслова). Житие оптинского старца Никона/Изд. Введ. Оптиной пустыни. — Козельск, 1996. — 462 с. О значении творений свт. Игнатия в духовной жизни прп. Никона — с. 95, 97–98, 119, 137, 159, 161, 361–362. 866. Предисловие://Отец современного иночества: Воспоминания современников о свт. Игнатии Ставропольском. — М., 1996. — С. 5–6. Свидетельство инокини о духовном водительстве свт. Игнатия в ее жизни. Записано в Оптиной Пустыни иеромон. Сергием (Рыбко) в 1991 г. 867. Валаамские подвижники/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. — 2-е изд., испр. и доп. — Репринт. изд. 1891 г. — СПб., 1997. — 142 с. О духовных взаимоотношениях свт. Игнатия и игум. Дамаскина — с. 37. 868. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария/Свято-Введен. Оптина Пустынь, Свято-Троиц. Сергиева лавра. — М.: Отчий дом, 1997. — 416 с.: ил. — Из содерж.: Аннотированный указатель лиц, упоминаемых в Жизнеописании оптинского старца Макария: Игнатий — святитель, епископ Черноморский и Кавказский. — С. 349–350.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Выкупался с наслаждением. В 8 час. пошел к парадному обеду — в Белой зале. Разговоры кончились в 10 час. и мы разошлись по своим квартирам. 10-го мая. Пятница. Ночью была гроза и после нее прохладнее стало. Ел свой breakfast в 9 час. Через полчаса поехал с Вильгельмом в моторе в Шарлоттенбург, осмотрел мавзолей и отправился дальше по великолепной военной дороге до озер. Влезли на башню имени старика Императора и любовались прекрасным видом с нее на все стороны. Вернулись в Берлин в 11 1/2. Принял канцлера Бетман-Гольвега. Около часа поехал с Вильгельмом в казармы Александровского гренад. полка. На дворе были построены три батальона, кот. прошли церемон. марш.; а сзади прошел 2й драгунский гвард. полк Аликс. Затем был завтрак в офицерском собрании, после кот. вернулись в 3 1/2. Все родственники из Kaiserhof нагрянули ко мне, угостил их чаем. Посетил т. Thyra через два двора. В 7 час. был фамильный обед. Поехал с Georgie в театр на парадный спектакль. Давали 1й акт “Лоэнгрина”. После этого долго продолжался cercle и стало жарко. Вернулись к себе в 10 1/4. Лег спать пораньше. Прием. 11-го мая. Суббота. Пока пил чай, д. Вальдемар сидел у меня. В 10 час. поехал с Вильгельм [ом] в Цейхгауз, кот. подробно осмотрели. Вернулся в 11 1/2. Поехал в наше посольство. В церкви был отслужен молебен, после чего завтракал со всеми русскими и немецкой свитой. Осмотрел помещение в доме и в 3 часа вернулся к себе. Принял Ягова — мин. иностр. дел. В 4 1/2 началось шествие в дворцовую церковь, где было совершено бракосочетание Виктории-Луизы Прусской с Poll (Ernst August Braunschweig v. Liineburg). Затем в Белой зале было принесение поздравлений новобрачным; стоять пришлось долго. После этого был большой обед и наконец факельтанц, что мне напомнило свадьбу Mossy в 1893 В 9 час. торжества окончились и можно было пойти переодеться. Georgie и May просидели у меня до прихода Вильгельма, с кот. отправился на станцию. В 10 1/2 покинул Берлин. Долго сидел в столовой со спутниками и прохлаждался с ними Schatz

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010