Как замечательно, что сегодняшнее событие — освящение Храма-на-Крови — совпало с днем святых жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима. В сегодняшнем апостольском чтении из книги Деяний (Деян. 6, 1-7) повествовалось об избрании диаконов — служителей Церкви. Когда увеличилась христианская община в Иерусалиме и апостолы осознали, что нужно не только собираться для молитвы, но и помогать людям — кормить, поддерживать бедных и больных, тогда были избраны первые служители Церкви. Избраны не для того чтобы господствовать над верующими, не для того чтобы быть начальством, а для того чтобы служить людям. С этого началось служение Церкви, и это было не только служение семи диаконов, на которых, помолившись, возложили руки святые апостолы. То было служение и жен-мироносиц, совершенно удивительных преданных Спасителю женщин, которые следовали за Ним без всякого страха и были с Ним и тогда, когда ученики разбежались. У них было мужество всегда оставаться с Господом, они служили Ему при жизни и продолжили служить и после Его смерти и Воскресения, проповедуя Христа, — как Мария Магдалина, которая дошла до самого Рима и, вручив красное яйцо императору, сказала ему: «Христос Воскресе!» В самые тяжелые годы, когда были разрушены наши величественные храмы, когда на весь миллионный Свердловск оставался один маленький храм, наполненный людьми, кто там был? Там были жены-мироносицы. Наши пожилые женщины, наши бабушки, которые ничего не боялись — ни угроз, ни притеснений, ни клеветы. Их дети и внуки боялись за себя, за свою работу, за семью, за карьеру, а они ничего не боялись. Они крестили своих детей и внуков, сохранив веру нашего народа. А потому мы и называем сегодняшний день «днем женщин в Церкви», вспоминая великий подвиг жен-мироносиц всех времен и всех народов, начиная с тех, кто окружал Спасителя, и кончая теми, кто сохранил и сохраняет сегодня веру в нашем народе. Так вот: если мы, возводя величественные храмы, наполним нашу церковную жизнь подлинным служением людям, никогда больше не будет никаких революций. У нас всегда будет мощная интеллектуальная поддержка со стороны нашей национальной элиты, со стороны интеллигенции, потому что мыслящего человека ничто так не убеждает, как дело — не просто слово, но дело. И весь наш народ, видя подвиг Церкви, будет с доверием переступать церковный порог и включаться в великое апостольское служение.

http://patriarchia.ru/db/text/1141616.ht...

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды) . Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…» (единожды), тропарь праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Благообразный Иосиф…» (единожды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й: «Апостоле святый и Евангелисте Марко...», «И ныне» – ин тропарь праздника (Недели мироносиц), глас 2-й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Примечание. Пение Непорочных вместо полиелея на воскресной утрене назначается Уставом в эту Неделю и в последующие воскресенья до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, глас 2-й: «По страсти шедше…». Седален апостола по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко утро, благолепно возсиял еси миру…»; седален апостола по 2-м стихословии, глас 4-й: «Научився от Источника жизни…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Идольскую гордыню низложив...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя впад...» (см. 29 апреля, в службе Девяти мучеников Кизических, по 3-й песни канона) . Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и праздника Триоди (Недели мироносиц) на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-08/

Начало: «В святую и великую неделю Пасхы»; 8) поучение Иоанна Златоустаг о на святую Пасху (318 об.–320). Начало: «Послушайте братье да скажю вам власть»; 9) Кирилла мниха недостойного в святую Пасху в светоносный день воскресениа о пречистых сказаний (320–323 об). Начало «Радость сугубу всем християном и веселие миру неизреченно». В издании Сухомлинова стр. 11–18, – Калайдовича стр. 10–17.; 10) иже в святых отца нашего Иоана архиепископа Константина града слово на святое воскресение Христа Бога нашего (323 об.–326 об.). Начало: «Воскресе в 3-й день Господь наш Иисус Христос и жизнь мирови дасть»; 11) иже в святых отца нашего Иоана Златоустаго слово на святую Пасху (326 об.–327). Начало: «Аще кто благоверен и христолюбив»; 12) синаксарь в неделю Обновления (327–328 об). Начало: «В неделю 1-ю по Пасце обновление празднуем»; 13) слово Кирилла мнииха недостойного о поновлении воскресения и о артусе и о Фомине испытании ребр Господень (328 об.–333). Начало: «Велика учителя мудра сказателя». В издании Сухомлинова стр. 19–24; – Калайдовича стр. 18–27; 14) синаксарь в неделю мироносиц 333–334 об.) Начало: «В неделю вторую по Пасце святых жен мироносиц»; 15) в неделю 2– ю святых мироносиц слово от евангельа (335–336 об). Начало: «И минувшии субботе ей солнцу восиявюшю»; 16) похвала благообразному Иосифу (336 об.–338). Начало: Похвалим ныне Иосифа приснопаметного благообразного»; 17) синаксарь в неделю раслабленого (338–339). Начало: «В те же день неделя 3-я по Паеце еже о раслаблене Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа чудо»; 18) Кирилла епископа туровского в неделю 3-ю по Пасце слово о раслабленем от сказания евангельскыа (339–343 об). Начало: «Неизмерна небесная воинства, неиспытанно преисподняа глубина». В издании Сухомлинова стр. 36–42, – Калайдовича стр. 43–52; 19) синаксарь в среду Препловленье (343 об.–344 об). Начало: «В среду Препловлениа празднуим праздник Пятьдесятници»; 20) синаксарь в неделю о самаряныни (344 об.–347). Начало: «В ти же день в неделю 4-ю по Пасце самаряныни празднуим праздник»; 21) в неделю 4-ю по Пасце поучение Иоана Златоустаго (347–348).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же, повторяю, могло обратить внимание Церкви на святых жен-мироносиц и на праведного Иосифа с Никодимом до того, что память их почтена особенным празднеством, непосредственно после празднества воскресения Господа?.. Их любовь и усердие ко Господу Иисусу, обнаружившееся самым простым образом. В Иосифе — это великодушное дерзновение, с коим он просил тело Иисуса на погребение у Пилата, и уступил Погребаемому свой собственный гроб; в Никодиме — это дружеское усердие, с коим он принес такое множество драгоценных ароматов и убрусов на погребение Учителя; в святых женах-мироносицах — это их мужественное присутствие у Креста Иисусова на Голгофе, их участие с Иосифом и Никодимом в Его погребении и, наконец, их утреннее путешествие ко гробу Жизнодавца с ароматами и миром для помазания Пречистого Тела Его. Вот подвиги святых лиц, ублажаемых ныне Церковью! Без сомнения, они не остановились на них, пошли далее в вере и смирении, взошли выше — в любви и самоотвержении и, может быть, достигли высоты и чистоты Ангельской. Но Святая Церковь, оставляя все прочие совершенства их, указывает в лице их не на другие качества и добродетели, а на те самые, кои указаны нами выше. И нельзя сказать, чтобы Церковь простерла благодарность свою к ним за пределы, когда за таковые, очень простые, по-видимому, добродетели так торжественно воспоминает их память ныне; нет, она последовала в сем случае примеру Самого Господа, ибо кому Он по воскресении Своем явился первее? Не апостолам, а святым женам, кои шли к Нему с миром. И еще прежде смерти Своей, на вечери, в дому Симона прокаженного, когда Мария, сестра Лазарева, возливала на ноги Его миро, и когда Иуда коварно жалел о сем мире, Он сказал в одобрение ее, что она дело… добро содела, и что идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея (Мф. 26; 10, 13). Святая Церковь приводит ныне в исполнение сие пророчество и вместе повеление, делая посредством настоящего празднества известным всему миру усердие святых жен-мироносиц и благочестивых погребателей тела Иисусова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Дорогие братия и сестры! Пройдут годы и тысячелетия, но Церковь Божия не перестанет с благоговением воспоминать имена и подвиги святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых — Иосифа Аримафейского и Никодима, которые проявили такую пламенную любовь ко Господу, как во время Его земной жизни, так — особенно — во время Его погребения. Совершая празднование в честь святых жен-мироносиц, будем подражать, дорогие, примеру их любви и усердия к Иисусу Христу, Который теперь уже не во гробе, а на Престоле славы со Отцем и Духом. Принесем Ему не миро и ароматы, как погребенному, а дела, служащие к прославлению Его имени, дела милосердия к нищей братии и усопшим, а также ревностное усердие к церковному богослужению и благолепию храмов Его. Аминь. 1964 г. В Неделю 5ю по Пасхе, о самарянине Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, даровал нам Свое Евангелие, явил пример Своей жизни и обещал не оставлять нас сиротами без помощи и наставления. И потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни не научал нас, как нам поступать. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу. Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас величайшим назиданием и руководством в нашей духовной жизни, учит, как управлять нам свой путь ко спасению. В ныне читанном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкой. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка. Было это в шестом часу, по нашему счету — в двенадцатом часу дня.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

На этом построена вся жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то, и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек. Человек так велик, что Бог может вместиться в него, человек так велик, что Христос может пройти через врата смертные и войти в вечную жизнь, и с Собой увлечь, унести нас в вечность, – как поток уносит. Человек так велик, что Христос, приобщившись во всех отношениях, кроме греха, нашему человечеству, приобщает нас до конца Своему Божеству, если только мы открываемся Его воздействию. Как это дивно! А в наступающие сорок дней Христос постоянно является Своим ученикам, Он им раскрывает тайны Царства Божия, Он им открывает имя Господа нашего как Любовь, Он им открывает понимание Церкви как общества людей, которые соединены между собой любовью; Он открывает им, что временную жизнь они могут потерять, что она неминуемо пройдет, но что им дана вечная жизнь, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в них, действующая в них, побеждающая все... И в наступающие недели каждое евангельское чтение будет нам говорить об этом торжестве жизни, о победе жизни, о победе любви над всем остальным. Будем радоваться, будем ликовать о том, что воскресший Христос не только победил смерть для Себя и в Себе, – будем радоваться, что в нас и для нас Он победил смерть, грех, страх – все, и что мы стали теперь свои, родные Живому Богу. Аминь. Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц. 21 апреля 1991 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они еле упоминаются в Евангелии до страстных дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит; но вот в это время они вдруг появляются. У креста – апостолов не было; Иуда повесился; и только Иоанн стоял с Божией Матерью: потому что он был апостолом любви, как и Матерь Божия была любовью воплощенной, выражением любви всей земли к Богу и всей любви Божественной к нам, людям. И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер, как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения: кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться и которое могли победить только любовь и верность до конца.

http://zavet.ru/ant-sur04.htm

Для чего она делает известным это всему миру?.. Во-первых, в благодарность им за то, что они послужили Господу в то время, как Он был всеми оставлен, самыми учениками Своими; а, во-вторых, для того, чтобы примером благообразного Иосифа и святых жен возбудить и в нас подобное же усердие ко Господу и Спасителю нашему. Ибо, хотя Господь наш, по воскресении своем, вознесся, как известно, на небо, воссел одесную Бога Отца и посему не имеет никакой нужды в помощи от нас, в наших дарах и приношениях, но, с другой стороны, Сей же Самый Господь наш благоволил паки обретаться между нами чувственно, в наших храмах, в Таинстве Тела и Крови Своея, и, обретаясь таким образом, благоволит подлежать паки лишениям и нуждам, подобно тому как Он подлежал им некогда в вертепе Вифлеемском и в вертограде Иосифовом. Для Него нужны бывают при сем и " горница устланная " (Мк. 14; 15) для вечери, и Плащаница для покрытия Пречистого Тела, и гроб для погребения. Все сие могли бы устроить для Него в наших храмах Херувимы и Серафимы, выну присутствующие при священнодействиях; но Он не благоволит принимать от них сего служения; предоставляет честь сию нам, коих Он искупил Своею Кровью, и во спасение коих снова приносится в Бескровную Жертву. О исполнении сей-то священной обязанности Святая Церковь напоминает всем и каждому нынешним празднеством. Ублажая праведного Иосифа с Никодимом, она как бы так говорит всем мужам: " Смотрите, подражайте их усердию; не щадите для Господа временных стяжаний ваших, не опускайте драгоценных случаев оказать помощь и услугу Тому, Кто за чашу студеной воды, поданной во имя Его, обещал мзду в Царствии " . Прославляя святых жен-мироносиц, Святая Церковь как бы так говорит всем женам христианским: " Смотрите, не забывайте их благого примера, употребляйте и вы избытки своих стяжаний не столько на украшение самих себя, сколько на служение Богу и Церкви, на дела благочестия и любви христианской " . Что урок сей слышится и приемлется многими, что мудрое намерение Святой Церкви в нынешнем празднестве продолжает достигаться и ныне, как во времена древние, — свидетели сего многие из наших храмов, кои и существованием и благолепием своим обязаны не другому чему, как усердию и щедродательности душ христолюбивых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Первой из членов новонасажденной Своей Церкви Глава её Иисус Христос по воскресении своём явился, как упоминают наши церковно-богослужебные книги, Пречистой Матери Своей. Так в Богослужении в неделю жен Мироносиц Церковь , обращаясь к Богоматери, воспевает: «воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная, чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вину восприяла еси, Богомати всенепорочная». Далее, начиная с первого дня Пасхи и до самого отдания светлого праздника, в продолжение шести недель мы постоянно слышим торжественную песнь Пресвятой Деве: «Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба». Из сих песней можно заключать, что Богоматерь видела Господа и первая услышала от ангелов благовестие о воскресении Его. Исторические сказания действительно повествуют о том, что Господь по воскресении своём прежде всех явился Пречистой Матери Своей. «И первее убо, – говорит синаксарь во святую и великую Пасху, – воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиной, яко же глаголет Матфей. Что говорит Матфей? В одном месте находим: бе же ту (при погребении) Мария Магдалина, и другая Мария, сидяще прямо гроба ( Мф.27:61 ); в другом: прииде (в глубокое утро воскресения Христова) Мария Магдалина, и другая Мария, видети гроб ( Мф.28:1 ). Какое лицо скрывается здесь под выражением: другая Мария? Синаксарь указывает в нём Пресвятую Деву, Матерь Господа, – что весьма естественно и более чем вероятно. Если бы это была не Она, то Евангелист вместо неопределённого, другая, сказал бы, какая именно Мария, во-первых потому, что здесь же, говоря о двух Мариях,, одну прямо назвал Магдалиной; во-вторых потому, что недавно повествуя о распятии Господа и упоминая о присутствующих при оном святых жёнах, святой повествователь означил каждую из них собственным её прозванием: бяху же ту, – говорит, и жены: в нихже бе Мария Магдалина, и Мария Иакова и Иосии мати, и мати сыну зеведеову, т. е. Саломия и иные многия. Употребивши вместо определённого выражения неопределённое – другая Мария, св. Матфей очевидно имеет намерение отличить сию Марию от всех прочих известных Марий и указать именно на ту, которую христиане могли узнать и без прямого названия и которой враги христианства не должны были знать. Впрочем, синаксарь между жёнами, приходившими на гроб и видевшими воскресение Спасителя, разумеет ту, которая названа Марией Иосифовой. Иосий был сын Иосифа, обрученника Пресв. Девы. Но чтобы воскресение не казалось сомнительным по явлению Воскресшего Матери Своей, Евангелисты глаголют, что Он первее является Магдалине Марии. Св. Димитрий Ростовский , описывая жизнь Марии Магдалины, также замечает, что первое явление Господа было Пресвятой Деве: «от Господа толь бяше любима, пишет он о Магдалине, яко первее всех – по Пречистой Матери Своей, – Господь Своим по воскресении явлением почти ю».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Покровском храме монастыря Святейший Владыка поклонился честным мощам блаженной Матроны. Затем в храме Воскресения Словущего Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию. На богослужении присутствовали мэр Москвы Ю.М. Лужков и другие попечители Покровского монастыря. За Литургией молились воспитанницы действующего при обители приюта для девочек. З мая, в Неделю 3-ю по Пасхе, в день памяти святых жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады, прибывший с официальным визитом в Русскую Православную Церковь, совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля . За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл наградил правом ношения наперсного креста священника Даниила Лугового, клирика храма св. вмц. Екатерины на Всполье, подворья Американской Православной Церкви в Москве. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с проповедью, посвященной святым Женам-мироносицам и тайным ученикам Господа Иисуса Христа. 4 мая в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. На открытии заседания с докладом выступил Святейший Патриарх Кирилл. На пленуме были рассмотрены проекты тематической структуры и программы очередной общецерковной богословской конференции «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Проведение конференции запланировано на 9–12 ноября 2009 года. В ходе заседания обсуждался также ряд других важных вопросов, касающихся деятельности Богословской комиссии, в том числе проблемы составления и издания современного катехизиса Русской Православной Церкви. 5 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Издательский центр Русской Православной Церкви, объединяющий Издательский Совет и Издательство Московской Патриархии.

http://e-vestnik.ru/news/sluzh_patr_2804...

Вскоре после своего поступления в монастырь молодой послушник вместе с владыкой Арсением, хиротонисанным 22 октября 1910 года в Епископа Пятигорского, едет на Кавказ 7 . Одновременно Епископ Арсений был назначен настоятелем Пятигорского Второафонского монастыря. Здесь послушнику Ване в 1911 году подарена была икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афона, с которой он потом никогда не расставался. Весной 1912 года епископ Арсений был назначен викарным Старицким Епископом. В 1912 году в Твери на праздник Воздвижения Честнаго Креста послушник Ваня был возведен во иподиакона владыкой Арсением. В это время они совершили путешествие для поклонения валаамским святыням. При отъезде из монастыря произошел следующий случай. Владыка Финляндский Сергий, будущий Святейший Патриарх (1943-†1944), пошутил, сказав: «Преосвященнейший, может, Вы нам оставите Ваню, так как у нас лет через пятнадцать откроется вакансия игумена», на что услышал ответ: «Нет, Ваше Высокопреосвященство, я не думаю, чтоб он задержался на этой степени». Почти в это же время состоялась еще одна интересная встреча с другим будущим Патриархом. 28 апреля в 1913 году, в Неделю жен мироносиц, в Софийском соборе Великого Новгорода была совершена архиерейская хиротония Епископа Тихвинского Алексия (Симанского), которую возглавил прибывший в Россию на торжества празднования 300-летия дома Романовых Антиохийский Патриарх Григорий IV. На Литургии вместо «запричастного стиха в тот день торжественно читалось «Деяние Святейшего Синода», прославлявшего Патриарха Гермогена и провозглашавшее причисление его к лику святых Православной Церкви. Присутствовавшие на богослужении не могли предположить, что узнали о канонизации третьего Патриарха Московского сразу после архиерейской хиротонии тринадцатого Патриарха» 8 . Иподиакон Иоанн держал во время Литургии чиновник владыке Арсению, участвовавшему в хиротонии нового архиерея. Святейший Патриарх Алексий, позднее встретившись с владыкою Иосифом, вспомнил об этом. Правящим Архиепископом в те годы в Твери был Архиепископ Антоний (Каржавин), который неожиданно скончался «16 марта 1914 года в 3 часа дня в загородном архиерейском доме в Крестопоклонное воскресенье, после отслуженной в кафедральном соборе Литургии» 9 . Послушник Иоанн помог в облачении скончавшегося архиерея, надорвавшись при этом 10 . Некоторое время после этого Епископ Арсений временно управлял Тверской епархией, пока туда не был назначен Архиепископ Серафим (Чичагов ; †28.11.1937 г.) 11 . С началом первой мировой войны послушник Ваня был призван в армию, но затем вскоре был комиссован по состоянию здоровья. Время после возвращения из армии характерно некоторой размолвкой с владыкой Арсением, когда в его судьбе сыграло роль участие тверского губернатора фон Бюнтинга. Пребывая в Тверском Отроче монастыре, он составил акафист Митрополиту Московскому Филиппу, пострадавшему в этой обители в XVI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010