Разделы портала «Азбука веры» О запрете пресвитерам освящения св. мира, посвящение дев, освящение церквей, публично разрешать отлучённых кающихся на литургии. Приготовление мира и посвящение дев да не совершается пресвитерами, и примирять кого-либо открыто на литургии пресвитеру да не будет позволено. Это угодно всем. Φορτουντος πσκοπος επεν ν τας προλαβοσαις συνδοις μεμνμεθα ρισθντα, στε χρσμα, καταλλαγν μετανοοντων, κορν, κα τπων, κα ναν καθιρωσιν π πρεσβυτρων μ γνεσθαι. ν δ τις ναφυ τοτο πρττων, τ δ περ τοτου ρσαι; Αρλιος πσκοπος επε Τ μτερον ξωμα κουσε τ νενεχθν παρ το δελφο κα συλλειτουργο μν Φορτουντου τ πρς τατα λγετε; π πντων τν πισκπων λχθη, χρσματος ποησιν, κα κορν καθιρωσιν π πρεσβυτρων μ γνεσθαι μτε δ καταλλξαι τιν ες δημοσαν λειτουργαν πρεσβυτρ ξεναι τοτο πσιν ρσκει. Толкования Зонара . Совершение мира есть действие освящения мира, а примирение кающихся есть разрешение исповедавшегося от епитимии, также бывшего в покаянии, и подвергшегося епитимии. Таковый, может быть, как уже достаточно понесший епитимию, или как выполнивший определенное время, и показавший должное раскаяние разрешается от епитимии, и допускается или к стоянию с верными, или и к причащению святых Таин; ибо как с Богом примиряет его архиерей чрез покаяние, так поставляет его и вместе с верными в церкви и удостаивает святых Таин; или бывает, что получает примирение хотя время покаяния еще и не исполнилось, когда например подвергается опасности относительно жизни, как говорит о том следующее правило. А освящение дев не есть рукоположение диаконисс , но был обычай, что приходили в церковь девы дающие обет девства и обещающие хранить чистоту, и таковых, как бы посвященных Богу, епископы освящали посредством молитв и заботились об охранении и руководстве их после того, как они разлучались со своими родителями, как показывает 44е ( 53е ) правило настоящего собора. Это-то и запретил собор совершать пресвитерам: ибо архиереями и святое миро совершается и освящается, и делается примирение кающихся; ибо кому дано вязать, тем предоставлено и разрешать.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Ваше Императорское Высочество, Ваше Высокопреосвященство и все досточтимое собрание! С надеждой на помощь и благословение Божие, при молитвенном предстательстве всех здесь собравшихся рукою нашего Святителя сегодня вжигается в этих стенах новый светильник христианского просвещения. Этот светильник дается в руки женщин в признании той христианской правды, что и она (т.е. женщина) наследница вечных благ и причастница святых во свете, в том свете, в котором «несть мужеский пол, ни женский». Да будет же этот светильник в руках женщины подобным светильнику мудрых дев, вводящим их самих в чертог жениха небесного и озаряющим путь вхождения Его в брачный чертог душ человеческих. Пусть эта новая лампада духовного света при самом уже начале своего светения и в момент вжигания берет в себя запас и в дальнейшем подкрепляется тем же чистым и святым елеем, который горел в лампадах мудрых дев, не только освещая, но согревая и веселя духовно души всех, кого он коснется. Разумеем елей божественной любви, которая, являясь союзом совершенств, сама пребывает вечно и стяжавших ее вводит в Царство вечной истины и жизни по слову св. Апостола: «любы николиже отпадает: аще пророчествуя упраздняется, аще ни языцы умолкнуть, аще разум испразднится» 1 . Отныне женщина выступает на новом для нее пути христианского, церковного служения. Да не смущается ее скромное и робкое женское сердце предстоящей работой, да не покажется кому-либо из нас слишком дерзновенным ее начинание: там «идеже хощет Бог , побеждается естества чин», а история христианской веры и жизни только подтверждает эту истину в приложении к женщине. Смотрите, куда и к кому обращает нас церковное наше сознание, как к началу и источнику духовной мудрости и духовного просвещения. К Деве Богоматери. Не о Ней ли уста церковные, а, вместе с устами, конечно, и разум церковный возглашает: «радуйся премудрых превосходящая разум»; «радуйся верных озаряющая смыслы»; «радуйся Троицы Таинники просвещающая», «радуйся, яко многосветное возсияваеши просвещение»; «радуйся афинския плетения растерзающая» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь введения ея во храм Кондак 1 Избранней Предвечным Царем Богоотроковице Марии, ангелов и человеков Царице, пришедшей иногда в храм Господень во Святая Святых, на обручение девства Своего Жениху Небесному воспитатися в Божие жилище, достойное поклонение усердно Тебе приносим, Ты же яко многомощная Заступнице наша, от всяких нас бед и скорбей свободи, да с любовию и умилением Тебе вопием: Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая. Икос 1 Архангелов и ангелов лики от небесных высот стекошася видети преславное Твое, о Богомати, во храм Господень Введение и вкупе с земным ликом чистых дев невидимый лик бесплотных умов с веселием идяше, Тя, Пречистая Дево, провождающе и яко сосуд избранный Богу повелением Господним окружающе, и яко Госпоже своей служаще, аще не тайны Твоей силу, видяху же Тя небесныя чистоты неизреченно исполнену, и вся бывшая о Тебе зряще, ужасахуся и со страхом многим воспеша Тебе тако: Радуйся, прерадованная Дево, Мати Царева имущая быти. Радуйся, предпочтенная Царице, в храм Царев грядущая жити. Радуйся, Бога Отца Дщерь избранная и превознесенная. Радуйся, Бога Сына Матерь от века предреченная. Радуйся, Богу Духу Всесвятому Невесто неискусобрачная. Радуйся, всея Твари видимыя и невидимыя Владычица превожделенная. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая. Кондак 2 Видяще праведнии родителие Твоя, Пресвятая Дево, яко три лета исполнишася от рождества Твоего, восхотеста совершити делом обетование свое, еже первее словесы изрекоша, да принесут Тя в дар Богу, сего ради созваша в Назарет вся сродники своя от царскаго и архиерейского рода, и священники многия, пригласиша же и лик чистых дев, да со свещи горя­щими провождают Тя, якоже предрече Писа­ние: «приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев». И тако совокупльшеся вси и помолившеся о Тебе Богу, воспеша Ему: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К торжеству введения Пресв. Девы, как изображают это событие древние церковные предания, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников; собрали лик дев и приготовили многие свещи. Прибывшие из Назарета в Иерусалим благоговейно и торжественно шли к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с кивотом во храм Соломонов ( 1Пар.15 ). Ведомой во храм благочестивыми родителями девический лик предшествовал с горевшими свещами и пением; за нею с веселием следовали сродники, соседи и знакомые; первосвященник и священники с псалмами духовными сретили Пресв. Деву, будущую Матерь Архиерея великого. Иероним говорит «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с нее дорожные одежды и по обычаю одели ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил ее величие, это предвещало уже, какова будет она». Все удивились, видя трехлетнюю отроковицу, так скоро на все ступени восшедшую, как бы совершеннолетняя. Архиерей Захария совершил дело необычайное и для всех удивительное: ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному архиерею, однажды в год, и притом с очистительною жертвенною кровию, которую приносил он за себя и за грехи народа, и куда не только женскому полу, но и священникам запрещен был вход ( Евр.9:7 . Исх.30:10 ). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который древле с духовным веселием внесен был в Святая Святых ( 1Пар.15 ) в служил прообразованием Пресв. Девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в себе Христа Бога. Первосвященник Захария, сын Варахиин, родитель Предтечев, пророк Божий, проразумевая будущее, ввел Пресв. Деву во Святая Святых, по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие ее при входе в храм Божий – ее родители, родственники и девы – объяты были Духом Божиим. Пресв. Дева вошла во Святое Святых не только однажды в день введения, но во все время пребывания своего во храме она невозбранно всегда входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику ( Лев.16:2 ). По словам Церкви: «Ангели, вхождение Пречистые зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разделы портала «Азбука веры» Сентябрь Минея за сентябрь (оцифрованный текст) 1 сентября Начало индикта, сиречь новаго лета. Преподобнаго Симеона Столпника (†459) и матери его Марфы († ок. 428). Святых мучениц 40-ка дев постниц и святаго мученика Аммуна диакона, учителя их († ок. 307–324). Икон Божия Матере: именуемыя «Всеблаженная» (в Казани, 1905) Черниговския-Гефсиманския (1869) 2 сентября Святаго мученика Маманта (†275), отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобнаго Иоанна постника, Патриарха Царяградскаго (†595) Преподобных Антония Первоначальника (†1073) и Феодосия, общих житий начальника на Руси (†1074), Печерских Иконы Божия Матере Калужския (1771) 3 сентября Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго, и с ним святых мученик Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (†302). Преподобнаго Феоктиста (†467), спостника преподобнаго Евфимия Великаго Блаженнаго Иоанна Власатаго Милостиваго, Ростовскаго чудотворца (†1580) 4 сентября Святаго священномученика Вавилы, епископа Великия Антиохии, и с ним святых мученик триех отрок Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы († ок. 251). Святаго пророка и боговидца Моисея (†1531 до Р. Х.) Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго (обретение мощей, 1911) Иконы Божия Матере, именуемыя «Неопалимая Купина» (1390) 5 сентября Святаго пророка Захарии и праведныя Елисаветы, родителей святаго Иоанна Предтечи (I) Святаго преподобномученика Афанасия, игумена Брестскаго (†1648) Святаго благовернаго князя Глеба, во святом Крещении Давида (†1015) 6 сентября Святаго Божия Архистратига Михаила (воспоминание чудесе, бывшаго в Хонех). Святых мученик Евдоксия, Зинона, Макария и с ними 1104х воинов († ок. 311–312) Иконы Божия Матере Киево-Братския (1654) 7 сентября Предпразднство Рождества Пресвятыя Богородицы. Святаго мученика Созонта († ок. 304) Святителя Иоанна, архиепископа Новгородскаго (†1186) Святаго преподобномученика Макария Каневскаго (†1678) Преподобнаго Серапиона Псковскаго (†1480)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Скачать epub pdf Житие преподобной Аполлинарии Память 5 января По смерти греческого царя Аркадия 257 , сын его Феодосий 258 остался малым, восьмилетним отроком и не мог управлять царством; поэтому брат Аркадия, римский император Гонорий 259 вручил попечительство над юным царем и управление всем греческим царством одному из важнейших сановников, анфипату 260 по имени Анфемию 261 , мужу мудрому и весьма благочестивому. Этот анфипат до тех пор, пока Феодосий вырос, всеми в то время почитался как царь, почему и святой Симеон Метафраст , начиная писать сие житие, говорит: «в царствование благочестивого царя Анфемия», – и во всей этой истории называет его царем. У сего Анфемия было две дочери, из коих одна, младшая, с самых детских лет имела в себе нечистого духа, а старшая от юности проводила время в святых церквах и молитвах. Имя сей последней было Аполлинария. Когда она достигла совершеннолетия, родители ее стали помышлять о том, как бы выдать ее замуж, но она отказывалась от этого и говорила им: – Я хочу уйти в монастырь, слушать там Божественное Писание и видеть чин монастырской жизни. Родители говорили ей: – Мы хотим выдать тебя замуж. Она же отвечала им: – Не хочу идти замуж, но надеюсь, что Бог и меня сохранит в страхе пред Ним чистою, как Он соблюдает в непорочности Своих святых дев! Родителям ее казалось весьма удивительным, что она говорила так, будучи еще столь юною, и что до такой степени она была объята любовью к Божественному. Но Аполлинария снова стала умолять своих родителей, чтобы они привели к ней какую-нибудь инокиню, которая бы научила ее псалтири и чтению святых писаний. Анфемий же немало скорбел о ее намерении, потому что ему хотелось выдать ее замуж. Когда же девица не изменила своего желания и отказалась от всяких подарков, которые предлагались ей искавшими ее руки знатными юношами, родители сказали ей: – Чего же ты хочешь, дочь? Она отвечала им: – Прошу вас отдайте меня Богу – и вы получите награду за мое девство! Видя, что намерение ее непоколебимо, крепко и благочестиво, они сказали:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Житие святой Бригиты Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 24 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 От переводчика. Вступление Святая Бригита Килдарская — одна из трех наиболее почитаемых в Ирландии святых 1 . Двое других — святой Патрик и святой Колумба, прозванный Колумом Килле, Голубем Церкви. Святой Патрик — апостол Ирландии, давший мощный импульс христианству на острове. Колум Килле — защитник ирландских поэтов, филидов, хранителей древней литературной традиции, сам поэт, влиятельный политик и добровольный изгнанник, принявший изгнание из Ирландии как мученичество. Кем же была святая Бригита и какое место занимает она в ряду великих святых Ирландии? Жизнь святой Бригиты приходится на самые первые века христианства на острове. Согласно ирландским анналам, она почила в 524 или 526 г., прожив, как сообщает составитель среднеирландского Жития, восемьдесят восемь лет (на тридцать один/три года пережив святого Патрика и став современницей родившегося в 521 г. Колума Килле). Бригита была дочерью одного из ирландских королей и рабыни. Так она стала причастной и королевской, и народной традициям, и была принята в сердца и королевских династий, и простолюдинов. В ее жизни было и изгнанничество. Ее мать-рабыня была продана, и Бригита, будучи еще в утробе матери, покинула родные земли своего отца и провела все детство и отрочество вдали. Бригита отказалась от замужества и избрала для себя путь монашества, приняв постриг от епископа МакКайле. Насколько необычен был такой шаг, можно судить по реакции на это родных девушки, понуждавших ее к замужеству. И все же такой выбор был не единичен. Еще несколько девушек принимали постриг вместе с Бригитой, но, видимо, женского монастыря в то время еще не существовало, и принявшие постриг девушки жили в семьях. Так же по свидетельствам Житий жила и Бригита. И только через некоторое время для нее выделяется земля под монастырь. К этому времени мы видим вокруг нее уже постоянных спутниц — святых дев, составлявших, вероятно, первую женскую общину в Ирландии. Но и до основания монастыря святая Бригита была центром притяжения для многих людей. Как рассказывает одно из Житий святой, уже те девушки, которые приняли постриг со святой Бригитой, признают ее духовный авторитет и вместе со своими родителями просят ее не покидать их и остаться жить с ними.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatoy-brigity...

Месяцеслов Месяц сентябрь 1. Начало индикта, сиречь новаго лета. Преподобнаго отца нашего Симеона Столпника и архимандрита (459) и матери его Марфы (ок. 428). Святаго мученика Аифала диакона (380). Святых мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV). Святых мученик Каллисты и братий ея Евода и Ермогена (309). Праведнаго Иисуса Навина (XVI в. до Р. X.). Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинстей обители (обретение Ея иконы, 864). Икон Божия Матери: Черниговския-Гефсиманския (1869), Александрийския и именуемыя «Всеблаженная» (в Казани). 2. Святаго мученика Маманта, отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобнаго Иоанна постника , патриарха Цареградскаго (595). Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Святых мучеников 3628 в Никомидии (III–IV). Иконы Божия Матери Калужския (1748). 3. Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобнаго Феоктиста, спостника Великаго Евфимия (467). Блаженнаго Иоанна Власатаго, Ростовскаго чудотворца (1580). Святыя Фивы диаконисы (I). Святыя мученицы Василиссы Никомидийския (309). Священномученика Аристиона, епископа Александрийскаго. Святителя Иоанникия, патриарха Сербскаго (1349). Иконы Божия Матери Писидийския. 4. Святаго священномученика Вавилы, епископа Великия Антиохии, и с ним трех отроков мучеников: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Святаго пророка и Боговидца Моисея (1531 до Р. X.). Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго (обретение мощей, 1911). Мученицы Ермионии, дщери апостола Филиппа диакона (ок. 117). Мученика Вавилы Никомидийскаго и с ним 84 отроков (IV). Мучеников Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Иконы Божия Матери, именуемыя «Неопалимая Купина» (1680). 5. Святаго пророка Захарии и праведныя Елисаветы, родителей святаго Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестскаго (1648). Убиение благовернаго князя Глеба, во святем крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (или Вивеи) (98–138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (или Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361–363). Мучеников Урвана, Феодора, Медимна и с ними 77 мужей от церковнаго чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (или Авида, в Персии, V).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:02 мин. Размер 2.2 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Эти святые мученицы жили в Италии в правление императора Адриана (117–138). Они происходили из богатой и благочестивой семьи. Мать трех дочерей София, имя которой означает «премудрость», воспитала чад в вере, надежде и любви к ближним. Однажды, во время пребывания святых в Риме, они были задержаны солдатами императора, до которого дошла молва об их благочестии и добродетелях. Император был поражен твердостью веры столь юных дев и приказал приводить их к себе по отдельности, думая, что так они не будут подражать друг другу и не дерзнут дать ему отпор. Первой предстала перед тираном двенадцатилетняя Вера. Она уверенно отвечала на льстивые речи Адриана, осудив его нечестие и злые замыслы против христиан. Разгневанный император приказал раздеть девушку и нещадно бичевать. Затем ей отрезали сосцы, и из ран вместо крови потекло молоко. Другие мучения, которым подвергли Веру, также не сломили ее, огражденную силой Божией. Святая София все это время поощряла дочь радостно принять смерть, соединяющую со Христом. После истязаний святая Вера была обезглавлена. Затем император приказал позвать Надежду, которой было десять лет. Она была столь же тверда в исповедании Христа истинным Богом, как и ее сестра. Ее бичевали, затем бросили в горящую печь, но пламя погасло, ибо любовь к Богу, горевшая в душе Надежды, была сильнее всякого чувственного пламени. После многих других мучений она также приняла смерть от меча, воссылая хвалы Господу. Адриан, сильно разгневавшись, призвал Любовь, которой было всего девять лет. Но и это дитя обнаружило такое же мужество, как сестры. Ее подвесили на дыбе и растянули так сильно, что начали ломаться суставы ног и рук. Затем девочку бросили в пылающую печь, но от огня ее спас ангел. В конце концов святая Любовь была усечена мечом. Их мать радовалась духом, видя столь славные подвиги дочерей, достигших небесных обителей, но ее человеческое сердце было столь измождено страданием, что через несколько дней святая София отошла ко Господу на могиле своих чад.

http://pravoslavie.ru/56405.html

Поучения воспитанницам женской гимназии в начале говения перед исповедью и после причащения святых таин Источник I       Приведутся царю девы в след ея.        Пс.44:15 Видели мы, в минувшем году, таковых, по псаломскому пророчеству, приведенных Царю небесному дев: видим таковых и в нынешнем, – теперь, слушатели благовнимательные! В минувшем году приводимы были Царю девы в веселии и радовании: кажется, и теперь они в таком же неземном состоянии своего духа! благодатные слушатели! В минувшем году девы были не только приведены Царю, но и введены в храм Царев, были даже удостоены бессмертной трапезы Царевой: и теперь приведены и введены в сей храм Царев для того же, т. е., чтобы удостоиться им той же бессмертной трапезы Царевой, сотрапезники святых!!! Царица небесная, предстоящая на небеси Царю, Сыну Своему одесную Его!! И сии девы, как искренние Твои, приведены во след Тебе!!! Вот с каким приветом мы сретаем теперь вас здесь, ученицы-девы!!! Привет этот для некоторых из вас не новый: но всеми вами одинаково должен быть принят за привет церкви: следовательно, как наставление благодатной нашей матери, радующейся о вас… церкви! Церковь есть мать наша, яже нас всех породи в крестительной купели и млеком догматов православных воспита. Также и крепкой пищи тела и крови Христовы нам вкусити дает, и всегда на лоне своем пестует матерски, дóндеже при персех ее сладчайших, яко любезные чада, сном блаженным успем. Вот какое понятие нашей о церкви! Имея такое понятие о матери церкви, кто из вас, дети-девы, в настоящем привете нашем вам не видит себе наставления и наставления такого, какое должно быть вам, приведенным Царю, приведенным во след небесной царицы, и уже введенным в самый храм Царев, и для того единственно введенным, чтобы удостоиться вам бессмертной трапезы Царевой, которой вкусить готова дать вам мать церковь ! В привете нашем вам и наставление! Наставление же должно быть понимаемо и исполняемо. Все ли вы понимаете наставление нашего привета вам? В нашем привете первые три слова: Приведутся Царю девы – суть слова пророка псалмопевца, но они же относятся и к вам девы-ученицы! Первое из них слово: приведутся – должно многое напомнить вам и внушить… Хотя вы теперь и не были ведены кем-либо за руку, но не сами же собой пришли сюда, а точно приведены.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010