В. Г. Пуцко. Турова божница в Киеве — древнейший русский мартирий     За несколько лет до тысячелетнего юбилейного празднования Крещения Руси, в 1983 г., исполнилась тысяча лет со дня мученической смерти киевских варягов, что, однако, не получило отклика в церковной среде. По крайней мере, журнал «Православний bichuk» отказался поместить на своих страницах материал об этом, несмотря на то, что старший варяг, по выражению древнего автора, «бысть первыи ходатаи нашему спасению». Статью пришлось напечатать за рубежом, сначала на французском языке, а затем и на русском . Истоки христианского искусства на Руси засвидетельствованы лишь немногими сохранившимися памятниками, в том числе единичными церковными сооружениями . Одним из таких сооружений является так называемая Турова божница, непосредственно связанная с мученической кончиной киевских варягов. В течение последних десятилетий появилось несколько исследований, свидетельствующих о существовании различных толкований летописного и проложного текстов Жития киевских варягов . Соответственно в них неодинаково объясняется происхождение наименования Туровой божницы, иногда отождествляемой с церковью святых Бориса и Глеба на Подоле. В целом же это ряд частных мнений, не выходящих за рамки предположений, основанных на догадках, происходящих от связи с городом Туровом либо с именем ктитора. Эти версии одинаково уязвимы, хотя выглядят, на первый взгляд, правдоподобными. Трагедия киевских мучеников-варягов привлекла внимание исследователей прежде всего с вопросом о человеческих жертвоприношениях накануне распространения христианства на Руси. Говоря о событиях 983 г., летописец замечает, что «бяше варяг един и бе двор его идеже есть церковь святая Богородица, юде сдела Володимер, бе жа варяг той пришел из Грек, и держаше веру христианску» . Он не дал согласия принести в жертву своего юного сына и вместе с ним был убит озверевшими язычниками, которые «посекоша сени под нима и тако побиша». Имена этих варягов не названы. Изучение летописного повествования о смерти мучеников-варягов с привлечением пролога осуществил академик А. А. Шахматов . Проложные жития св. Владимира он разделил на шесть видов. В первой группе он выделил известие о крещении киевлян, где церковь «святую мученику Турова», и его признал первоначальным, с учетом того, что «в нем полнее и правильнее приведена первоначальная форма, более трудная для понимания». С ним исследователь сопоставил упомянутую в Киевской летописи под 1146 г. Турову божницю. В тексте пролога за рассказом о крещении киевлян читается: «И остоле наречеся место то святое, идоже ныне церковь святую мученику Турова. И тъ бысть первым ходатаи нашему спасению», и здесь явно имеются в виду Туры . В этом контексте вряд ли стоит соглашаться с предположением, что «некте Туры имели свою божницу («Турова божница») где-то поблизости от Десятинной церкви , но что это сооружение находилось именно на этом месте, уже неоднократно указывалось .

http://sedmitza.ru/lib/text/10369617/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 3. О том, когда основана была церковь Печерская Основана же была сия божественная церковь Богородицы в 6581 (1073) году. В дни княжения благоверного князя Святослава, сына Ярославова, была заложена церковь эта, и сам он своими руками начал ров копать. Христолюбивый князь Святослав дал сто гривен золота в помощь блаженному и размеры определил золотым поясом, как повелел голос, услышанный с небес на море. В Житии святого Антония найдешь об этом подробнее. Из Жития же Феодосия всем известно, как являлся столп огненный от земли до неба, иногда же облако или же радуга сходили с верха старой церкви на это место, много раз и икона переходила, — ангелы переносили ее в то место, где ей надлежало быть. Что, братия, чудеснее этого? Перелистав все книги Ветхого и Нового заветов, нигде не найдешь таких чудес о святых церквах, как об этой: от варягов, и от самого господа нашего Иисуса Христа, и честного его и божественного и человекообразного изображения — святой головы Христовой венец, и божественный голос слышали от Христова изображения, повелевший венец нести на уготованное место, и небесный голос велел поясом этим измерить церковь, которую видели еще до ее созидания. А из Греции икона пришла с мастерами, и мощи святых мучеников положены были подо всеми стенами, и были изображены эти святые над мощами по стенам. Должно же нам похвалить прежде отшедших благоверных князей, и христолюбивых бояр, и честных иноков, и всех христиан православных. Блажен и преблажен, сподобившийся погребенным быть здесь, великой благодати и милости господней удостоится он молитвами святой богородицы и всех святых. Блажен и преблажен, тут в поминание записанный, ибо примет он отпущение грехов и награда небесная его не минует. Ведь сказано: «Радуйтесь и веселитесь, ибо имена ваши написаны на небесах» — церковь эта любима богом паче небесной. Родившая его пожелала ее создать, как обещала во Влахерне мастерам, так сказав: «Приду, чтобы видеть эту церковь, и буду в ней жить». Доброе и предоброе это дело — находиться в ее святой и божественной церкви, и какую славу и похвалу обретет положенный здесь и записанный в ней в поминальные книги — перед ее очами будет он поминаться всегда.

http://sedmitza.ru/lib/text/438032/

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам ‘Повести временных лет’. 9 ноября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Нестора Летописца. Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году. В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия). Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников, о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром и Крещении Руси. Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

Они пострадали в Киеве за веру Христову накануне Крещения Руси 25 июля. ПРАВМИР. Православные отмечают память мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, убитых в Киеве за веру Христову накануне Крещения Руси. Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна. … Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.  «И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их…

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

Святой книжник. Отец русской истории преподобный Нестор Летописец Ирина Воробьева Источник: Журнал " Покров "      Ни мирского имени преподобного Нестора Летописца, ни его происхождения мы не знаем, между тем многое из того, что известно о Древней Руси сохранило перо именно этого человека – выдающегося агиографа, составителя главной древнерусской летописи – «Повести временных лет», автора «Чтений» о св. князьях Борисе и Глебе и «Жития прп. Феодосия Печерского» – литературного шедевра, вошедшего в «Киево-Печерский Патерик». Будущий монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию (+1074, память 3 мая) и стал послушником, затем иеродиаконом. О высокой духовной жизни Нестора говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». Преподобный Нестор Летописец      Преподобный Нестор – автор жизнеописаний святых князей Бориса, Глеба и преподобного Феодосия, создатель первой редакции «Повести временных лет» – так называемой Начальной летописи – самого древнего общерусского летописного свода. В ней излагаются события от времени сыновей Ноя и до вокняжения Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г. Нестор говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 г.) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

http://pravoslavie.ru/124134.html

«В 983 г., пишет преп. Нестор, Владимир ходил на Ятвягов и взял землю их. – Возвратясь в Киев, совершал он вместе с своими людьми жертвоприношения идолам. Старцы и бояре сказали: «бросим жребий на отрока и девицу; на кого падёт, того принесём богам». Был тогда один Варяг. – Двор его стоял там, где стоит церковь св. Богородицы, построенная Владимиром. Он пришёл из Греции и тайно содержал христианскую веру. – У него был сын, прекрасный душой и телом. Жребий, так Богу было угодно, пал на сего сына. Посланные советом, придя, сказали отцу: «дай сына богам, выбрали его себе боги, чтобы принесли мы его в жертву». Варяг отвечал: «у вас – не боги, а дерево, ныне целое, а завтра истлевшее; они не едят, не пьют, не говорят, а сделаны руками из древа; Бог – един, Которому служат и поклоняются Греки; Он сотворил небо и землю, звёзды и луну, солнце и человека. А эти боги что сотворили? сами сотворены они. Не дам сына моего бесам». Те пошли и пересказали слова его народу. Взяв оружие, разломали они двор его. Он стоял с сыном на сенях. Ему кричали: «подай сына твоего!» Он отвечал: «если боги ваши – боги, пусть пошлют одного из среды своей и тот возьмёт сына; а вы к чему хлопочете за них?» Они подняли крик, подсекли сени под ними и умертвили их. Никто не знает, где похоронили их. Так сии отцы победили врага и получили венец небесный с св. мучениками и праведниками» 160 . Здесь не назван по имени ни отец, ни сын. В Софийской, Воскресенской и Никоновой летописях сын наименован Иоанном 161 . По прологу XV в. видим июля 12 память Киевских мучеников Феодора и Иоанна 162 . – Так как само слово варанг на Вендском наречии означает меч и мечника, то и Варяг-Феодор, как Варяг Рюрик, был конечно поморский Славянин, явившийся на службу к браннолюбивому Святославу и попавший в плен во время войны Святослава с Греками в 976 г. 163 . Повествование Нестора о мучениках даёт видеть, что во время Нестора уже чтили святых мучеников-Варягов. То же видно и по словам блаж. Симона, который, говоря о св. Леонтии Ростовском, писал: «се третий гражданин небесный бысть Русского мира, с онема Варягома венчався от Христа». † Преставление блаж. Серапиона, еп. Владимирского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В жертвеннике, который построил Ной, после своего выхода из Ковчега, уже присутствует различие между животными, пригодными для жертвы и непригодными, а сама жертва для Всевышнего впервые называется «благоухание» ( Быт. 8:21). «Жертва, пожертва» в дальнейшем было заменено и переписано на слово и понятие «Благоухание», используется в церквях по сей день. Попи возле «Алтаря» (кстати слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (alta aru)) сжигают на углях в кадилах ладан (Благоухание), делая тем самим пожертву еврейскому богу Савоату, в задуреные прихожани моляться Израильському Богу «Свят, свят, свят Господь Бог Саваот». На даном етапе развития плавославия, из молитвенников исключено всякое упоминание о ритуалах жертвоприношениях, кроме скритого подтекста. Про святых мучеников варягов Федора и Иоанна, монах – летописец из киево-печерской лавры придумал сказ что они были пожертвованы языческим Богам. Варяг Федор и его сын имея греческую (христианскую) веру, приехавшие с Византии в Киев, решились глумиться над обрядами Русычей. Люди не смогли снести пренебрежения и забили палками злых пришельцев. У всех религиях определено: Богу жертвуют самое лучшее - Авраам с камней создал жертвенника, положил связку дров, связал своего сына-первенца Исаака, и над ним поднял нож, намереваясь пожертвовать Богу Саваофу. Греческий вождь Агамемнон связал свою дочь Ифигинию, положил на жертовник и железным острием ее заколол - принес в жертву Богу Греции. Любимая жертва, придя к Богу (по мнению древних людей), представляет перед Богом тех, кто ее к Богу послали. Никто и нигде не жертвовал Богу что-то гадкое, или - врага своего: враг придя к богу недостойно представит тех, кто его послал. Монахи христиане, писали, что на Руси варягов Федора и Иоанна, святого Леонтия было принесено в жертву, они знали что никаких кровавых жертвоприношений действительно не было: пришлые были забитые палками. Никто не имел право, загостивши к чужим людям, презирать их святыни. Хлеборобы обожали свои жертвенники и некому не позволяли их оскорблять. Действительно, греки с помощью летописцев, приписывали кровавые религиозные ритуалы, которые свойственны были грекам.

http://isihazm.ru/1/?id=435

С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля). Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях — 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником 11 мая, связывавшим новый храм двойной преемственностью. Под этим числом отмечается в святцах церковное «обновление Царьграда» — посвящение святым императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (в 330 году). В тот же день при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии — Премудрости Божией (в 960 году). Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной. Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава, святого князя Владимира гласил: «Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу — десятую неделю, а из домов на всяко лето — десятое всякого стада и всякого жита, чудной Матери Божией и чудному Спасу». Устав перечислял также «церковных людей», освобождавшихся от судебной власти князя и его тиунов, подлежавших суду митрополита.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

— Русь приняла христианскую веру, так сказать, в готовом виде: она ничего не изобретала, а получила христианство из Византии, где ко времени Крещения Руси вероучение было уже полностью сформулировано, богослужение существовало в самом развитом виде. Все это было пересажено на русскую почву. Богослужение, кстати, было переведено на славянский язык еще до Крещения Руси — у сербов и болгар, так что Русская Церковь могла сразу воспользоваться этими плодами миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия. И почитали на Руси самых разных святых: и мучеников, и преподобных, и святителей. — Можно ли сказать, что «свои» святые были ближе, и потому народ стремился к их прославлению, особенно любил «своих»? — Нет, я бы так не сказал. Есть множество святых, которые были чрезвычайно любимы на Руси, хотя русскими не были. Например, Георгий Победоносец, святая мученица Параскева. Безусловно, древних святых наш народ знал и любил. Например, святителя Иоанна Златоуста: он был известен лучше многих других, поскольку составил Литургию, которая почти каждый день совершается, и, соответственно, каждый день поминается его имя. Кроме того, он был невероятно плодовитым писателем, многие его проповеди получили известность в Древней Руси. А первые «свои» святые, о подвиге которых мы доподлинно знаем, жили во времена, когда князь Владимир был еще язычником. Это Феодор­варяг и его сын Иоанн — мученики, хорошо известные не только в Киевской Руси, но и в Скандинавии, поскольку они были из варягов. Очень скоро прославились своим подвигом первые русские преподобные: это прежде всего преподобные Антоний и Феодосий КиевоПечерские. Необычайно близки русскому народу оказались страстотерпцы братья Борис и Глеб. И конечно, равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, как его называет русский народ, отец святых Бориса и Глеба. Кстати, существует статистика, согласно которой в первые века христианства на Руси, примерно до XVI века, целую треть русских святых составляли именно князья. Другая треть — преподобные, и, наконец, святители русские.

http://pravmir.ru/ot-kreshheniya-krovyu-...

  Poutsko B. Les martyrs varègues de Kiev (938)//Analeeta Bollandiana: reveue critique d’hagiographie. T. 101. Bruxelles, 1983. P. 363–385; Пуцко В. Киевские мученики-варяги//Вестник Русского христианского движения. Вып. 141. Париж; Нью-Йорк; М., 1984. С. 178–196. Пуцко В. Г. Князь Владимир и возникновение христианского искусства на Руси//Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура. Материалы Международной научной конференции в память тысячелетия кончины святого равноапостольного князя Владимира и мученического подвига святых князей Бориса и Глеба. Москва, 14–16 октября 2015 года. М.; Вологда, 2017. С. 254–271; Пуцко В. Г. Biзahmiя i Християнський Cxiд у дyxobhi kyльmypi держави//Русь на nepexpecmi cbimib. (Miжhapoдhi виливи на формування держави). IX–XI ст. Чephirib, 2006. С. 134–140. Лукин П. В. Сказание о варягах-мучениках в начальном летописании и Прологе: текстологический аспект//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 4(38). С. 73–96; Введенский А. М. Житие варягов-мучеников: летопись и Пролог//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 4(38). С. 63–72; Lukin P. V. Narration on the Varangian Martyrs in rhe Primary Chronicle and the Synaxation (Prologue)//Scrinium. 2012. Vol. 7. Ars cjristiana. In memoriam Michail F. Murianov. P. 259–306; ГиппиусА. А. Кто был «первый ходатай нашему спасению»? (К дискуссиям о проложных житиях киевского цикла)//Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура... С. 341–350. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Изд. 2. М., 2001. Стб. 82. Шахматов А. А. Как назывался первый святой мученик?//Известия Отделения русского языка и словесности. 1907. Т. 9. С. 261–264. Там же. С. 264. Андрощук Ф. Скандинавские древности в социальной топографии древнего Киева//Ruthenica. Т. 3. 2004. С. 19. Пуцко В. Киевские мученики-варяги. С. 189–190; Пуцко В. Архитектурный ансамбль княжего двора в Киеве//Кремли России. М., 2003. С. 230–231. Ил. 2:5; Пуцко В. Церковная топография древнего Киева (храмы и реликвии)//Архитектура и археология Древней Руси. Материалы научной конференции к 100-летию со дня рождения М. К. Каргера (1903–1976), 26–28 ноября 2003 г., и научного заседания, посвященного 90-летию ученого, 27 мая 1993 г. (Труды Государственного Эрмитажа. Т. 46). СПб., 2009. С. 74.

http://sedmitza.ru/lib/text/10369617/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010