Прилегавшее к церкви кладбище упразднено в 1780-1790-х годах. Некоторые исследователи полагали, что в 1812 году, когда в Москву вошли французы, церковь Космы и Дамиана в Шубине разделила участь сгоревшей столицы. Однако, как свидетельствуют документы, храм чудом сохранился в общемосковском пожаре и даже не был разграблен захватчиками. Это редкий случай, когда здание уцелело во время пожара, в то время как все соседние строения пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по «повелению французского начальства» наполеоновские солдаты расстреляли «зажигальщиков Москвы» — случайно схваченных на улицах и обвиненных в поджогах москвичей. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя… После изгнания врага, по справке, сделанной в июне 1813 года, оказалось, что «церковь в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности, серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно- и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они, священник в отведенном казенном доме главнокомандующего, дьячок и пономарь в церковной под колокольнею палатке». Благодаря тому, что храм сохранился почти в неприкосновенности, церковная жизнь в нем была быстро восстановлена. Уже 22 декабря 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина заново освящен придел святых Космы и Дамиана. В мае 1813 года настоятель храма о. Андрей Никитин сообщал в консисторию, что церковь «к освящению стоит в готовности, только нет св. антиминса». 22 марта 1814 года главный храм был освящен благочинным Никитского сорока, настоятелем церкви св. Николая в Хлынове протоиереем Иоанном Ивановым. В период «послепожарной» реконструкции Москвы, в 1816 году, была упразднена и разобрана соседняя церковь Воскресения Словущего на Дмитровке, а в храм святых Космы и Дамиана в Шубине переведен приход этой церкви и передана храмовая утварь.

http://pravoslavie.ru/125690.html

http://svodokn.ru/object/103791330/H_147/1?lc=ru Храм во имя святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана, стоящий на окраине древнего города Галича, на Козьмодемьянской горе, имеет богатую историю. В первой половине XV столетия здесь был основан Космо-Дамиановский монастырь; по преданию, устроителем обители являлся боярин Иоанн Овин, с именем которого связано обретение в 1425 году великой святыни Галичского края – чудотворной Овиновской иконы Пресвятой Богородицы. К началу XVIII столетия Космо-Дамиановский монастырь был упразднен, его храм стал приходским. В пятидесятых годах XVIII века здесь началось возведение нового каменного храма во имя святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана; работы велись на средства галичского купца Иакинфа Васильевича Скорняшникова. В 1755 году строительство завершилось, и новый храм был освящен. В первой трети XIX века храм был перестроен и расписан. Гонения на Церковь в ХХ веке отразились даже на названиях окружавшей храм местности: в 1925 году улица Овинова слобода была переименована в Железнодорожную, а Козьмодемьянская гора – в гору Революции. Однако храм оставался действующим до 1940 года. 23 августа 1940 года Галичский горисполком принял решение о закрытии Космо-Дамиановского храма. Прихожане пытались сохранить свою святыню, обращались к руководству Ярославской области (в состав которой с 1936 по 1944 годы входил Галичский район), в Президиум Верховного Совета РСФСР. Но 5 мая 1941 года храм был закрыт; вскоре здесь разместилась артель по производству онучей. Иконостас храма был уничтожен, венчавшую церковное здание главу снесли, полностью разрушили колокольню; бесследно исчезла местночтимая икона Софии – Премудрости Божией. После окончания Великой Отечественной войны прихожане просили власти образованной в 1944 году Костромской области возвратить Церкви Космо-Дамиановский храм, но 26 июля 1945 года Костромской облисполком это требование отклонил. В восьмидесятых годах ХХ века в храме проводились отдельные реставрационные работы; внутри церковного здания был установлен иконостас, перевезенный из закрытой Богородице-Рождественской церкви села Реброво Галичского района. В сентябре 1990 года государственные власти возвратили Космо-Дамиановский храм верующим, и 14 ноября 1990 года здесь состоялось первое богослужение. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Иосиф Якубец. В храме благоговейно хранится ковчег с частицами мощей святых бессребреников Космы и Дамиана римских. К престольному празднику в храме были произведены ремонтные работы.

http://sobory.ru/article/?object=03634

К началу XVIII века здание храма обветшало, в 1703 году началась его капитальная перестройка, однако в 1714 году работы были прерваны в связи с указом о запрете каменного строительства в Москве. Разрешение о возобновлении строительства было получено в 1722 году: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить». В 1773 году во время сильного пожара храм сильно пострадал, восстановительные работы были произведены в храме в 1785 году. В сентябре 1812 года у стен церкви Космы и Дамиана по «повелению французского начальства» наполеоновские солдаты расстреляли «зажигальщиков Москвы» - обвиненных в поджогах москвичей. По имеющимся данным во время пожара 1812 года храм не пострадал. В 1821-1824 годах под руководством архитектора Комиссии строений Москвы А.Ф. Элькинского на средства, собранные «прихожанами и благотворителями», было осуществлено строительство северного придела во имя Воскресения Словущего, были перестроены апсиды и колокольня. В 1840-1842 годах «усердием церковного старосты, почетного гражданина Московской 1-й гильдии купца» В.И. Борисовского было улучшено внутреннее убранство храма, установлен трехъярусный иконостас с колоннами. В 1857-1858 годах «усердием почетных граждан» А.В. и И.В. Борисовских на месте разобранной колокольни была сооружена паперть, а новая колокольня в духе эклектики была сооружена в северо-западном углу здания. Тогда же был построен южный придел с престолом во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана. Прихожанами храма были князья Гагарины, Урусовы, Одоевские и Сонцевы-Засекины, дворяне Чертковы, Мещеряковы, Дохтуровы, Тютчевы, Кожины. В 1910-х гг. регентом храма был знаменитый композитор духовной музыки П.Г. Чесноков. 8 марта 1916 года здесь отпевали художника В.И. Сурикова, скончавшегося двумя днями ранее в гостинице " Дрезден " . С 1914 года до закрытия храма в нём служил священник Пётр Ильин — впоследствии епископ Иларий. Старостой храма был Илья Тимофеевич Комов (дед скульптора Олега Комова).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_бессребре...

Макарий (Пруцкий; 1822-1876) и мон. Игнатий для возведения на источнике церкви по проекту архиеп. Иннокентия. 5 сент. 1857 г. по благословению еп. Херсонского и Таврического Димитрия (Муретова) бахчисарайский архим. Николай освятил небольшой деревянный храм-часовню во имя святых Космы и Дамиана. 10 сент. 1857 г. иером. Макарий был возведен в сан игумена и назначен 1-м настоятелем строящейся обители. Его стараниями вместо храма-часовни была построена более вместительная холодная деревянная ц. святых Космы и Дамиана с колокольней и ризницей (1869-1870). В храме был установлен 2-ярусный иконостас. На месте старой церкви близ источника была сооружена деревянная часовня. Активное участие в обустройстве К. и Д. м. принимал благочинный монастырей Таврической епархии архим. Евгений, по ходатайству которого 1 июля 1862 г. еп. Таврический и Симферопольский Алексий (Ржаницын) перенес в храм К. и Д. м. частицы мощей святых Космы и Дамиана. Их вложили в храмовую икону обители. Киновия находилась в труднодоступном ущелье, окруженном горами и лесом. Повседневная жизнь первых насельников была многотрудной. Все необходимые продукты и строительные материалы иноки закупали в Симферополе (за 45 верст) и доставляли по горным тропам в обитель на плечах. 19 марта 1851 г. Высочайшим повелением по ходатайству свт. Иннокентия для монастыря было отмежевано 4 дес. земли из лесной казенной дачи рядом с источником, в 1872 г. царским указом - еще 19 дес. земли. Но «шиферная» почва вокруг киновии была непригодна для земледелия, огородничества, горные склоны покрыты густым лесом, поэтому невозможно было устроить пастбища. Братия ежегодно арендовала у правления гос. имуществом Таврической губ. сенокосные поляны, располагавшиеся в горах среди леса. Монахи на руках переносили сено с этих полян в долины, а затем на повозках доставляли в монастырь. Краевед-путешественник Е. Л. Марков, посетивший мон-рь в кон. 60-х гг. XIX в., писал, что при обители было «невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами». Настоятель иером. Макарий помимо ежедневного служения литургии трудился при строительстве новых келий, рубил лес, пешком ходил за покупками в Симферополь и отдаленные селения, радушно общался с местным населением, с татарами, греками ( Киреев. 1913. С. 20-21). Иером. Макарий был похоронен в притворе монастырской Преображенской ц. В 1880 г. на его могилу была положена мраморная плита. 30 нояб. 1876 г. указом еп. Таврического Гурия (Карпова) К. и Д. м. возглавил игум. Парфений (Калинин; † 19 февр. 1882), при к-ром в обители были построены деревянная зимняя ц. в честь Преображения Господня (освящена 14 сент. 1878), 2 братских корпуса (1876), дом для мастерской (1877). В мае 1879 г. по прошению вслед. болезни игум. Парфений был освобожден от занимаемой должности и перемещен в число братии Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца монастыря .

http://pravenc.ru/text/2458853.html

http://pastvu.com/p/294711 В Крымском природном заповеднике, между горами Чучель и Чёрная, струится источник Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с чистой и удивительно приятной на вкус водой, содержащей калий, магний, марганец, литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро. Ежегодно 14 июля, в день памяти Космы и Дамиана, шли сюда люди без различия веры. Приглашённые священники освящали воду, служили молебны. Нередки были случаи исцеления. Учёные предполагают, что во время преследования христиан стоял на месте источника храм в честь святых Космы и Дамиана. Братья-близнецы, жившие во второй половине III века, они за добрые дела и распространение Христовой веры получили дар чудотворения, и бесплатно, без лекарств, одной молитвой исцеляли больных людей и животных. Косма и Дамиан были убиты их учителем-врачом, завидовавшим славе и искусству братьев. Начало строительству монастыря в этих местах положил симферопольский купец И.П. Санютин, исцелившийся после купания в источнике и давший обет поставить возле него церковь. В 1850 году было получено разрешение на открытие рядом с церковью мужской обители, чему помешала начавшаяся в 1853 году Крымская война. По окончании военных действий на " доброхотные даяния богомольцев " построили две деревянные церкви и часовню над источником, устроили купальню для богомольцев. В 1899 году Космодамиановский монастырь был преобразован в женский. Монахини отремонтировали старые постройки и возвели новые, в 1913 году, в честь 300-летия царствования дома Романовых, отреставрировали часовню над источником. В 1920-х годах здания монастыря передали Крымскому природному заповеднику. Во время Великой Отечественной войны все монастырские постройки, кроме часовни над источником, были уничтожены. В 1994 году территорию монастыря вернули епархии (Алуштинское благочиние), и в часовне была отслужена первая праздничная литургия. В монастыре хранится его старинная святыня - икона с частицами мощей святых Космы и Дамиана. Из книги: " Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри " . - Санкт-Петербург. Издательство: ООО " Торговый Дом Медный Всадник " , 2017

http://sobory.ru/article/?object=01379

В 1854 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы и свв. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских были освящены два придела в трапезной части храма. В 1855 г. в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Римских освящен главный престол. 14 июля 1924 г. на престольный праздник в храме праздничное богослужение возглавил свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, о чем свидетельствует его собственноручная запись в личном дневнике. После того как в 1929 г. с. Алешино превратилось в с. Виноградово и стало районным центром, терпеть в центре района действующий православный храм для властей оказалось идеологически неприемлемым. После закрытия храма во второй половине 1930-х г.г. его помещение использовалось под склад стройматериалов, шорную мастерскую и деревообрабатывающий цех Московского производственного комбината. Новые владельцы «производственного помещения» радикально перестроили бывший храм: его поделили на этажи и отдельные помещения-мастерские, прорубили дополнительные двери и окна; подвели водопровод и канализацию; к колокольне пристроили баню, а в притворе установили котельную. На месте же разорённого кладбища был выстроен двухэтажный дом (не сохранился), а рядом – огромный ангар, в котором устроили деревообрабатывающий цех. Бывший храм обнесли бетонным забором, поставили проходную с вахтером. Храм вновь открыли в 1994 г. Церковное здание остро нуждается в реставрации. http://www.vosvera.ru Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана в поселке Виноградово городского округа Воскресенск была построена в 1854 году, но история прихода восходит к древнему погосту Гвоздна, упоминавшемуся еще в духовных грамотах великих князей Дмитрия Донского и Ивана Калиты. В XIX столетии в Виноградово были открыты ткацкие и химические производства фабрикантов Шинковых, Шереметьевых, Князятовых и Салтыковых. На средства братьев Шинковых был построен сохранившийся Космо-Дамианский храм, а в 1892 году тщанием бронницкого купца И. А. Салтыкова в селе был возведен второй каменный храм во имя апостола Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=00409

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его. В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни. С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали. Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе. Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...» Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма. Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились. И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии, — так начал речь бессловесный, — много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

http://pravicon.com/info-2140

Это придавало уверенность подрядчику и рабочим. Молитва – лучше всякого раствора скрепляла остов здания. На потолок, под упорные колонны, в зимней части храма были срублены матицы из гигантских сосен, предположительно до 43 метров в длину (от комля до верхушки). Стёкла в перегородочной двери до сих пор сохраняются старинные (с местной мастерской). Старинное покрытие железом сохраняется только на центральном и 4-х боковых куполах. Остальная часть крыши заменена в 60-е и 80-е годы 20 столетия. На колокольню высотой 35 метров лебёдками три лошади затянули 25 или 28 пудовый (400-448 кг) колокол. Сейчас на верхней площадке колокольни лежит язык от того колокола, длинной 1 метр и весом от 50 до 60 кг. А этот колокол сняли, когда закрывали все храмы. Тот колокол было слышно по всей округе, даже до села Барнуки. Висел он с 1900 по 1937 гг. В дни отречения царя Николая он был средством оповещения важных событий не только церковной жизни. Купола церкви были в 1896 г. увенчаны крестами, на центральном и на колокольне с царскими коронами вверху. Это было коронование на русский престол императора Николая Архитектурная композиция церкви позволяла иметь три алтаря. Летний – в честь Покрова Богородицы. В зимней части здания, правый, в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, левый – в честь Святой Троицы, был в употреблении с 1915 до 1940 гг. Со дня освящения церкви в 1897 г. престол в приделе Святой Троицы не был освящен, поэтому не было и иконостаса в этом приделе. Иконостас Покровской части храма имел резной деревянный орнамент. Он пятиярусный. Иконы иконостаса написаны в стиле Паленова местным иконописцем. Иконы алтаря Космы и Дамиана в стиле школы Нестерова написаны Николаем Гранковским в предреволюционное время. Поновлены в 1998 г. Иконы в медных окладах написаны задолго до построения церкви и предположительно привезены из другой церкви или сохранились от первого храма 1758 г. Церковные подсвечники также старинные и привезены были из разорённых церквей. Достаточно было в годы революции и серебряных сосудов для совершения Святой Евхаристии.

http://sobory.ru/article/?object=02701

К 1891 г. в К. и Д. м. были построены настоятельский корпус с кладовой (1890), 3 братских корпуса, 2 гостиницы, трапезная с кухней, баня (1880), помещение для экипажей с конюшней и деревянная торговая лавка (1890). В 1891 г. над источником вместо деревянной была возведена каменная часовня святых Космы и Дамиана. В центре часовни находился небольшой каменный резервуар, наполняя к-рый, вода стекала в обширный деревянный бассейн-купальню. Она разделялась на муж. и жен. половины. Ко дню празднования св. бессребреников (1 июля) в К. и Д. м. прибывало множество богомольцев. В 1879-1884 гг. мон-рь возглавлял иером. Василий (Раевский), в 1884-1888 гг.- иером. Иоанн (Азбуков), в 1888-1889 гг.- иером. Павел (Козловский), в 1889-1895 гг.- игум. Серапион (Лещенко), в 1895-1896 гг.- игум. Андрей (Балдинский), в 1896-1899 гг.- иером. Филадельф (Топорков). К 1877 г. в мон-ре проживало 16 насельников, в 1882 г.- от 15 до 20, в 1883 г.- 9. Частая смена настоятелей, отсутствие единых уставных требований к братии привели к расстройству внутренней монашеской жизни, уменьшению численности братии и упадку хозяйства обители. В нач. 1899 г. мон-рь посетил еп. Таврический Николай (Зиоров) , решивший преобразовать его в женский. 16 июля 1899 г. по указу Синода киновия стала женским нештатным общежительным Космо-Дамиановским мон-рем Ялтинского у. Таврической губ. По указу Таврической духовной консистории от 23 июля 1899 г. иером. Филадельф был освобожден от должности и переведен в Корсунской иконы Божией Матери монастырь Таврической епархии; настоятельницей К. и Д. м. была назначена бывш. казначея Топловского во имя прп. Параскевы жен. монастыря мон. Варсонофия (Акулова). Консистория предписала ей «выбрать» 25 сестер для перевода в обитель. 1 авг. 1899 г. братия в последний раз служила литургию в К. и Д. м., а затем была переведена в др. мон-ри Таврической епархии. 5 сент. того же года еп. Николай прибыл в К. и Д. м. и во время литургии возвел мон. Варсонофию в сан игумении. Для служения в мон-ре были временно оставлены иером. Гурий и иеродиак. Досифей. Впосл. по просьбе игум. Варсонофии для совершения богослужений в обитель были назначены насельник Инкерманского во имя сщмч. Климента, папы Римского, мон-ря иером. Климент и иеродиак. Антоний.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

Встречи, рассыпанные по моей жизни В миру моим первым храмом был храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Столешниковом переулке. Ходила туда каждое воскресенье. И теперь я чувствую помощь этих святых: встречи с ними рассыпаны по всей моей жизни. Так, в монастыре моей первой помощницей была инокиня Дамиана. Когда восстанавливали Гремячев монастырь, нам очень нужен был цемент, и как его найти, я поняла в праздник святых Космы и Дамиана, и привез нам этот цемент человек по имени Косьма (Кузьма). Когда в юности собиралась уезжать из Казани в Москву, у моей двоюродной сестры родился сын Артем. Муж бросил ее с младенцем, и у меня душа болела за этого рыженького мальчишку. Я тогда еще была некрещеная и не умела молиться, но, мне кажется, Господь принял эту мою душевную боль за молитву. Потом, уже покрестившись, я по-настоящему молилась за Артема. И теперь у меня такое чувство, что его ангел-хранитель везде помогает мне: всех моих благодетелей зовут Артемами. Как своими помыслами и поступками мы ткем «ковер» нашей жизни Когда я задумываюсь над совпадениями в нашей жизни, мне кажется, что своими помыслами, своими поступками мы ткем ее «ковер». Господь посылает нам каких-то людей, устраивает какие-то жизненные обстоятельства и смотрит, как мы поведем себя в этих обстоятельствах. Ковер – ткань гладкая, а вот на обратной стороне – узелки. Господь вышивает его вместе с нами, ткет узор нашей жизни. Если мы не принимаем то, что Господь нам дает, то в будущем снова натыкаемся на тот же «узелок» Если мы не принимаем то, что Он нам дает, то в будущем снова натыкаемся на тот узелок, который сами создали своей неправильной реакцией на происходящее. Там, где мы кого-то не пожалели, кому-то отказали в помощи, там в будущем сами окажемся лишенными помощи, поскольку не обретем помощника, в котором будем нуждаться. Мы должны расти духовно, но часто не растем, не обретаем благодати, не совершаем добрых поступков, которых ждет от нас Господь. И к нам снова возвращаются подобные ситуации, нас словно оставляют на второй год и опять дают решать те задачи, которые мы когда-то не решили.

http://pravoslavie.ru/122925.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010