I. Местность и название церкви Космодамианская, что в старой Кузнецкой, церковь состоит города Москвы в Ивановском сороке, за Яузой, на Гончарной улице. Московское Заяузье заселилось очень рано. В XV в., когда в Кремле и близь Кремля селились князья и бояре, гости и торговые люди, а отдаленные от города местности заселялись ремесленниками, людом рабочим, за Яузой, на берегу Москвы реки, жили котельники, кузнецы, гончары, 1 каменщики; урочища, на которых жили эти ремесленники, до сих пор остаются с именами своих первых обитателе. 2 В грамотах конца XV века упоминается Заяузская слобода, 3 в первой половине XVI в. летописцы, при описании московских пожаров рассказывают и о пожарах за Яузой, где жили Гончары. 4 Кузнецы поселились в Заяузье, на берегу Москвы реки, на вражке; когда они здесь поселились и долго ли прожили неизвестно; но судя потому что церковь святых бессребреников Космы и Дамиана, 5 при которой они жили в 1-й половине XVII века писалась на Вражке, в Кузнецах, а во 2-й стала писаться: в старых Кузнецах, можно полагать, что они прожили здесь до половины XVII века. Вражик, на бережках которого жили они, находился на южной стороне храма; когда кузнецов не стало, он засыпан, на месте его образовался проезжий переулок к Москве реке, который и существовал до конца прошедшего столетия. 6 Ныне одна только водосточная труба, проходящая церковными дворами напоминает о его существовали, а слитки перегорелого ржавого железа, до сих пор находимые в земле близ трубы, (напр. в саду купца Полякова, а также при постройке диаконского дома в 1862 г.) доказывают, что здесь действительно жили кузнецы. Наименование «в старой Кузнецкой» утвердилось за церковью в прошедшем столетии, но это название она носит только по церковным актам и официальным бумагам, в народе же известна под именем Космы и Дамиана – старого; а старым называется в отличии от другой церкви Космы и Дамиана, которая отстоит от неё в 43 саженях, и носит название Космы и Дамиана – нового. 7 II. История храма На том месте, где теперь мы видим храм во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, в XV веке существовал монастырь. В духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеевича 1498 года читаем: «да мои же места Заяузская слободка с монастырем с Кузмодемьяном: и теми моими месты жена моя Овдотья, и дети мои Василий да Иван поделятся.» 8 Когда и кем основан этот монастырь, мужской он был или женский, когда и по какому случаю уничтожен сведений не имеется. В начале XVII века на месте монастыря существовала уже приходская церковь Космы и Дамиана, на Вражке, в Кузнецах.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана. Космо-Дамиановская церковь Карта и ближайшие объекты Липецкая область. Грязинский район. Село Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана Церковь Космы и Дамиана — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Средняя Лукавка Грязинского района Липецкой области. Средняя Лукавка известна по документам с 1782 года. Название — по реке Лукавке. Имя реки от слова лука — пойменный луг в излучине реки. До 1928 года село территориально входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. В 1854 году в селе «тщанием прихожан» была построена деревянная церковь во имя Космы и Дамиана. В архивах 1876 г. отмечен один престол - Космодамиановский. Церковь являлась главной, приписным к ней считался Предтеченский храм в Ивановке. Обе эти церкви обслуживались одним штатом священников, в 1876 году - Михаилом Преображенским (2 разряд, рукоположен в 1863 году). Кроме него, службу несли помощник и два псаломщика. Церковным старостой в Средней Лукавке числился государственный крестьянин Ненахов (с 1862 года). В селе в это время проживало 2242 человека. Церковные земли насчитывали 25 десятин. В 1893 в штате церкви числились: священник (Преображенский Михаил Артемьевич, 52 лет, рукоположен в 1863 г., награжден камилавкой), диакон (Василий Яковлевич Виноградов, 62 лет, рукоположен в 1865) и псаломщик (Иван Миронович Воронов, 39 лет, определен 6 февраля 1886 года, 2-я жена). В школе грамотности обучалось 33 человека. В селе в это время насчитывалось 1503 человека мужского пола. В документах 1911 года отмечено: «Церковь деревянная, холодная, построена в 1854 году на средства прихожан. Престол - во имя святых безсребренников Космы и Дамиана. В настоящее время строится новая каменная церковь. Время открытия прихода неизвестно». Дворов в селе насчитывалось 440, «душ мужского пола 1665, женскаго 1650, великороссы, земледельцы. Душевой надел 20 саженей в каждом поле. В приходе шесть деревень: Нижняя Лукавка (в четырех верстах от храма), Колыбелка (в 2 верстах), Колоусовка (в 4 верстах), Петровка (в 2 верстах), Большая Александровка (в 6 верстах) и Малая Александровка (в 2 верстах от церкви). Хутор Семенова-Тянь-Шанского (в 2 верстах). Маленька речка Лукавка и в деревне Нижней Лукавке протекает река Матыра. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. Есть церковно-приходское попечительство и метрическия книги с 1852 года».

http://sobory.ru/article/?object=17228

Виноградово (Алешино). Церковь Космы и Дамиана. Космодамианская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной крестьянской семьи села Алешино(ныне с. Виноградово). В трапезной церкви имелись еще два придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. После закрытия храма в 1930-е гг. его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. Храм передан верующим в 1996 г. В настоящее время находится в стадии восстановления. http://www.vosvera.ru В 1854 году на средства зажиточной крестьянской семьи Шинковых из села Алешино (с 1920-х годов - село Виноградово) в селе была выстроена существующая ныне каменная церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. А начало возведения храма было положено в 1847 году. Здание имеет ампирную основу, трехчастную осевую композицию и служит ярким образцом художественной эклектики. Обширная трапезная с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских соединяет храм с четырехярусной колокольней, два верхних из которых убывающие по габаритам восьмерики. Односветный четверик церкви увенчан высоким световым восьмериком, перекрытым куполом с главкой. Декоративное убранство церкви достаточно насыщено. Фасады разбиты парными пилястрами, боковые грани четверика завершены поясом ложных закомар, окна обрамляют наличники с треугольными навершиями. После закрытия храма в 1930-е годы его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. В 1996 году храм передан православной общине. Хотя церковь является действующей, ей срочно необходима реставрация. Справочник-Путеводитель Островская В.Н. Подмосковье. Монастыри, Храмы, Источники. Изд-во: " Духовное преобразование " , М., 2008 г. Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной семьи крестьян Шинковых из села Алешино. В строительстве и благоустройстве храма, помимо братьев Шинковых, принимали участие и другие состоятельные алешинские крестьяне – Салтыковы.

http://sobory.ru/article/?object=00409

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника. Основан в 1853-1856 гг. как киновия Бахчисарайского скита (см. Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ) в верховьях р. Альмы, рядом с целебным минеральным источником Савлух-Су, освященным во имя святых Космы и Дамиана и почитаемым как христианами, так и мусульманами. В 20-х гг. XIX в. на средства гр. С. Потоцкой здесь была построена небольшая купальня для паломников. Инициатором устроения при источнике К. и Д. м. стал архиеп. Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов) , представивший в 1849 г. в Синод записку о создании «крымского Афона» - комплекса пещерных монастырей с центром в Бахчисарае, одной из составляющих которого должна была стать киновия близ Алушты. 4 мая 1850 г. указом Синода благословлялось устройство бахчисарайского Успенского скита с неск. киновиями, в т. ч. и на источнике святых Космы и Дамиана. В 1851 г. «попечителями» источника были назначены настоятель алуштинского храма вмч. Феодора Стратилата свящ. Димитрий Черняев и староста купец А. Коротенко. В кон. дек. того же года свящ. Димитрий освятил воду в источнике. 3 апр. 1853 г. указом Синода учреждалась киновия «без всякого пособия от казны» (ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5837. Л. 1). Но Крымская война 1853-1856 гг. прервала процесс становления мон-ря. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению р. Альмы - временные укрепления. 1 июля 1855 г. в симферопольском Александро-Невском соборе архиеп. Херсонский Иннокентий призвал прихожан способствовать устроению обители. Одним из главных жертвователей стал староста собора купец 1-й гильдии И. П. Санютин, исцелившийся от лихорадки и «нервного расстройства» после купания в источнике. В июле 1856 г. из бахчисарайского Успенского скита были командированы 1-й строитель киновии иером.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

Нижний Новгород. Церковь Космы и Дамиана. Козьмо-Дамианская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История, связанная с сохранением и реставрацией в XIX веке церкви Козьмы (Космы) и Дамиана (речь идет о храме XVII столетия), находившейся на углу Рождественской улицы и Софроновской площади (ныне площадь Маркина) в Нижнем Новгороде, до сих пор практически не была освещена в литературе. Лишь протоиерей М.В. Добровольский в своем путеводителе по нижегородским святыням кратко сообщал в свое время, что «церковь эта с постройкой нынешнего благолепного храма [имеется ввиду новое здание церкви, построенное в 1872-1890 годах] была разобрана, а колокольня, будучи реставрирована ко времени Всероссийской выставки в Н. Новгороде в 1896 году, и ныне сохраняется как памятник церковной архитектуры XVII века; вместе с колокольней оставлена и трапеза, в коей ныне устроена библиотека-читальня епархиального ведомства». Поэтому имеет смысл остановиться на данном вопросе, тем более что это один из немногих примеров дореволюционной архитектурной реставрации в Нижнем Новгороде. Прежде всего, охарактеризуем сам памятник. Точное время возведения каменного храма во имя Козьмы и Дамиана не установлено. Приведенная И.А. Бондаренко и С.М. Шумилкиным дата его появления – 1531 год, не выдерживает критики. Доподлинно известно, что в 1620-е годы на Нижнем посаде существовала еще деревянная клетская «церковь святых чюдотворец Козмы и Дамьяна». Нижегородский историк XIX века Н.И. Храмцовский, писал, что «холодный храм Козьмодемьянский построен в начале XVII столетия», но вместе с тем указывал на его сходство с более поздней Сергиевской церковью. Известный исследователь нижегородских древностей архимандрит Макарий считал, что каменная Козьмодемьянская церковь появилась в конце XVII века, а М.В. Добровольский, как уже сказано выше, относил памятник просто к XVII столетию без каких-либо уточнений. Н.Ф. Филатов датировал каменную церковь Козьмы и Дамиана 1630-1640 годами, считал ее памятником Нижегородскому ополчению 1612 года, а инициатором возведения называл протопопа Спасо-Преображенского собора Савву Ефимьева. Откуда взята сия информация – неизвестно, поскольку какие-либо ссылки на источники по данному вопросу у автора отсутствуют. Поэтому всё это выглядит весьма сомнительным и, скорее всего, является домыслом Н.Ф. Филатова. Такой вывод подкрепляется еще и тем, что члены Нижегородской епархиальной церковно-археологической и Нижегородской губернской ученой археологической комиссий, осматривавшие храм в 1895 году, указали в составленном ими акте, что «особливых исторических воспоминаний, связанных с этой церковью… не сохранилось». Сами же они считали, что «каменная… Космо-Дамианская церковь появляется лишь во второй половине XVII века». Видимо, с этим надо согласиться.

http://sobory.ru/article/?object=33400

Гвоздно (Наумовщина). Церковь Космы и Дамиана. Церковь. Действует.   Престолы: Космы и Дамиана Римских Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1909 и 1912. Архитектор: А.П. Аплаксин Адрес: Псковская область, Гдовский район, Гвоздно (Наумовщина) Координаты: 58.360031, 28.342011 Проезд: с шоссе Сланцы-Гдов-Псков поворот на В по указателю на Первомайскую. По асфальту и грейдеру ок. 20 км до дер. Заборовка, где свернуть направо и ехать по грунтовой дороге до дер. Гвоздно. Деревню проехать насквозь, повернув в конце главной улицы направо под горку. Церковь расположена на пригорке слев ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда с шоссе Сланцы-Гдов-Псков поворот на В по указателю на Первомайскую. По асфальту и грейдеру ок. 20 км до дер. Заборовка, где свернуть направо и ехать по грунтовой дороге до дер. Гвоздно. Деревню проехать насквозь, повернув в конце главной улицы направо под горку. Церковь расположена на пригорке слева уже на выезде из деревни. Напротив церкви заброшенный 2-этажный деревянный дом, который хорошо видно с дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Погост Гвоздна находится в 250 верстах от Петербурга и в 70 от Гдова. Название это усвоено ему со времени существования здесь церкви, т. е. с 1728 г., от выделываемых здесь деревянных гвоздей, которые употреблялись при постройке барок. А прежде был в актах Спасо-Елеазаровского монастыря (Псковские губерн. ведом. 1860 г.), он назывался Гвоздинскою губою Кобыльского уезда. Первая здешняя церковь устроена в 1728 г., с благословения Феофана Прокоповича, во имя св. Космы и Дамиана. Она была деревянная; о двух куполах, снаружи обшита досками и окрашена темно-желтой краской; внутри обита холстом и окрашена белой краской. В 8 окнах железные решетки. В иконостасе в 3 яруса были иконы частью древние, частью вновь написанные в 1826 г. В 1824 г. церковь исправлена, а в 1876 г. – по ветхости сломана. Вместо этой церкви, выстроен по плану архитектора Калитовича в 1863 г. каменный теплый храм во имя тех же святых, о 5-ти куполах и освящен 2 июля. В нем 12 окон с железными решетками и двойными рамами. Длина храма 11,5 саж., ширина 5,5 саж. Внутри храм оштукатурен и выбелен, храм окружает каменная ограда. В дубовом, в 2 яруса, иконостасе иконы написаны художником Михаилом Ивановичем Чернышовым. Антиминс освящен митр. Исидором и подписан 27 окт. 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=14679

Верея. Церковь Богоявления Господня (Космы и Дамиана) в Заречье. Карта и ближайшие объекты Табличка на храме: Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших.  Построена на средства купца М.Е.Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году. Вторая табличка: В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (память святых совершается 13 октября). Богоявленская церковь (в Заречье) - кирпичная, построена в 1777 году на средства верейского купца М.Е.Седельникова на месте разобранной деревянной церкви свв. Косьмы и Дамиана, 1759 года постройки. В 1781 году церковь была освящена в честь Святого Богоявления с приделом в честь свв. бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (память 1/14 июля). В 1782 году купец М.Е. Седельников получил благословение пристроить к храму кирпичную колокольню, освященную в 1786 году. Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа " восьмерик на четверике " с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой. Архитектурные и декоративные формы храма-спаренные пилястры на углах, фронтоны, абрис кровли - подчёркивают вертикализм здания.Неболь­шая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней. Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром. Реставрационные работы по Богоявленскому храму проводились в 1967-1969 годах трестом " Мособлстройреставрация " под руководством архи-Тектора-реставратора Н.Н.Свешникова. В 1983 году на Богоявленский храм, являющийся памятником истории и культуры регионального значения, был составлен паспорт научного учёта.

http://sobory.ru/article/?object=02397

Калуга. Церковь Космы и Дамиана. Карта и ближайшие объекты Архитектурный памятник в стиле барокко - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Великолепна композиция основного объёма храма: по углам стройного двухъярусного четырехгранника поставлены четыре сильно выступающие экседра, переходящие выше в круглые башенки - барабаны боковых глав. Апсида церкви сильно выступает вперед. К трапезной примыкает пятиярусная колокольня. Колокольня стояла сначала отдельно от храма, но в недавнее время соединена с ним папертью. Постройка в 90-х годах XVIII века в Калуге барочного храма, когда для архитектуры губернских городов был характерен классицизм, позволяет предположить, что к возведению церкви по ранее утвержденным планам долго не приступали. Весь архитектурной облик церкви позволяет считать автором проекта одного из учеников знаменитого петербургского зодчего В.В. Растрелли. Даже по тем временам это была очень дорогая церковь. Она обошлась городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и была одной из самых богатых в Калуге. Самая красивая из «северных» калужских церквей (а многие называют её и красивейшей в Калуге) – Косьмы и Дамиана, – сохранилась и действует. До неё идти дальше всего. Надо добраться до восточного конца улицы Кирова, до площади Победы – а уже с площади, от мемориала с вечным огнём видна за деревьями эта высочайшая церковь. Свв. бессребреники братья Косьма и Дамиан исключительно почитались в народе. Это в нашем веке практически не встретишь современной церкви с таким названием (к сожалению, мы часто «забываем» многих древних святых!) – раньше же на Руси им посвящали не только многочисленные храмы, но и целые города (например, Козьмодемьянск на Волге). Как и св. Пантелеимон, они безвозмездно, силой Божией, врачевали болезни (оттого и названы «свв. бессеребрениками»). Как и он, сподобились мученичества († 284). Как и к св. Пантелеимону, народ веками прибегал к их помощи во всех болезнях. Они почитаются как целители не только людей, но и всякой твари: народ молился им и о здравии скота. А кузнецы почитают их своими покровителями. Церковь этих святых, видимо, стояла в здешней слободе издавна. А в 1794 г. была возведена ныне стоящая великолепная церковь – в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли.

http://sobory.ru/article/?object=00915

С.Е. Недумов Месяц ноябрь 1 ноября Память свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Сии свв. угодники Божии были сыновья матери христианки, именем Феодосии, от которой получили первоначальное христианское воспитание и образование. По дару свыше будучи врачами, они исцеляли болезни, не требуя за то никакого вознаграждения. Однажды исцелившаяся от недуга одна женщина, именем Пелагея, в свидетельство своей благодарности к своему целителю, принесла три яйца, заклиная св. Дамиана именем Бога принять сие малое приношение, которое святой врач и принял. Услышав о сем, св. Косма сделал завещание, дабы по его смерти, и по смерти брата его Дамиана, телеса их не были положены рядом в одной могиле. Св. Косма умер прежде брата своего Дамиана, когда же умер св. Дамиан, то хоронившие не желали погрести его тела рядом со св. Космою, памятуя заповедь последнего. Совершенно неожиданно сомнение сие было разрешено пришедшим верблюдом, которого врачевали святые бессребреники, и который проглаголал человеческим языком, дабы усопшего святого положили рядом с усопшим братом, потому что три яйца, принесенные исцелившеюся женою взяты были св. Дамианом не по каким-либо корыстолюбивым побуждениям, но единственно из уважения к клятвам той жены, и к имени Бога, Коим заклинала принесшая. После сего тело усопшего Дамиана положено было рядом с телом св. Космы. В тот же день свв. мучениц жен Кириены и Иулиании Сии свв. жены приняли мученический венец при царе Максимиане. Св. Кириена родом из Тарса, а Иулиания из Россопа. Маркиан начальник языческий взял сих святых жен, понуждая отрещися от Христа, но не мог их к тому принудит. С остриженными власами на главе и глазах, обнаженная, мученица Кириена принуждена была идти кругом своего родного города, затем во граде Россопе вместе с св. Иулианиею, предана была на сожжение, чем и положен предел их страданиям. В тот же день св. мучеников Кесария, Дасия и прочих пяти Святые сии были арестованы в Дамаске, и после многоразличных мучений, мечем были усечены. В тот же день св. мученика Ерминиггеада

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы 12 октября 2015 г. 09:46 11 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Уважаемый Владимир Игоревич, префект Северного округа! Уважаемый Виктор Иванович, глава муниципалитета! Я хотел бы, дорогие отцы, братья и сестры, всех вас сердечно поздравить с очень важным событием для города Москвы — освящением этого храма. Действительно, более 500 лет здесь совершались богослужения, но история храма была очень непростой. Уже отстроенный в камне, во времена Наполеонова нашествия он был осквернен и разграблен. Если взглянуть в еще более дальнюю историю, то можно вспомнить, что именно в этих местах шло сражение русского войска с Лжедмитрием II, и храм, оказавшийся на поле брани, многое претерпел. А в XX веке, как и большинство храмов Москвы, он был закрыт, поруган, осквернен, и, наверное, многие люди, проходившие мимо, и представить себе не могли, что когда-то здесь будет совершено великое освящение, соберется народ, вспомнит дивную историю сего храма и возблагодарит нашего Спасителя за все то, что мы получаем, — и за скорби наши, и за радости, потому что именно из скорбей и радостей составляется человеческая жизнь. От того, как человек проходит через скорби и радости, и зависит его спасение. А для того чтобы этот путь был спасительным, мы должны быть вместе с Богом, должны откликнуться на Его призыв быть вместе с Ним. Этот призыв мы слышим при крещении. Многие из нас крещены в младенчестве и этого момента не помнят. Но его помнят родители, помнят крестные отцы и матери, которые должны передавать крещаемым этот Божественный призыв. Крещение — это не просто обряд. Это великое Таинство, соединяющее человека с Богом и вводящее его в Церковь, это призвание человека к новой жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/4243013.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010