Скачать epub pdf Эта статья получена Редакцией от доктора богословия, преосв. Сергия, епископа Могилевского (автора сочинения: Полный месяцеслов Востока, две книги 1875), при следующем письме к редактору: «Между тетрадями, вывезенными мною из Москвы, где я не мало занимался Агиологиею, нашлась такая, содержание которой, по моему мнению, может быть предано печати: это некоторые из чудес Кира и Иоанна, свв. чудотворцев безсребренников, описанные Софронием, впоследствии патриархом Иерусалимским. Они еще, сколько мне известно, не напечатаны в русских изданиях на русском языке. Они очень подходят под характер Душеполезного Чтения». Содержание Чудо 8 Чудо 9 Чудо 10 Чудо 11 Чудо 12 Чудо 19 Чудо 28 Чудо 31 Чудо 36 Чудо 37 Чудо 39 Чудо 48 Чудо 53 Чудо 60 Чудо 61 Чудо 62 Чудо 70. Исцеление самого Софрония     Эти дивные страдальцы удостоились мученического венца в египетском городе Канопе, что ныне Абукир 1 , в 311 г. 31 января. Через 100 лет после их кончины святые мощи их с великим торжеством перенесены были из храма евангелиста Марка в близь лежащее при Канопе на морском берегу селение Мануфин 2 , при св. Кирилле, архиепископе Александрийском. Это было в 412 году 28 июня. В этом селении было языческое капище и это место было очень стужаемо от злых духов. Св. Кирилл молился Богу об изгнании оттуда злых духов; ему явился ангел Господень и приказал перенести туда мощи безмездных врачей Кира и Иоанна и положить в храме св. Евангелистов, который создан был здесь патриархом Феофилом. Как только перенесены были сюда св. мощи мучеников, страхования и вреждения демонов исчезли, а напротив потекли исцеления от страстотерпцев. Это исполнило радостию сердца христиан Александрийской Церкви, которая стала торжественно праздновать день перенесения св. мощей их. Вскоре он сделался праздником и всей православной Церкви, тем более, что многия чудеса мучеников и в последующия века разительно говорили о великом предстательстве их пред Богом. В начале седьмого века Софроний, по образованию софист, при александрийском патриархе Иоанне Милостивом (609–620) прибыл в Александрию с иноком Иоанном Мосхом , писателем Духовного луга, и постригся здесь в монахи. Иоанн Мосх был духовным отцем и учителем Софрония. Они много помогали св. Иоанну Милостивому в борьбе с еретиками. Этот Софроний, впоследствии святый патриарх Иерусалимский, в бытность свою в Египте, составил описание чудес Кира и Иоанна. Им описано семьдесять чудес 3 , совершенных мучениками большею частию над лицами современными писателю. Мы здесь представляем только те чудеса, в описании которых есть ясные свидетельства на то, что они совершились или при Софронии, или незадолго до него, и о которых он слышал от самих исцеленных, или от видевших исцеления, или которые сам видел своими глазами; одно из них совершилось над ним самим 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Скачать epub pdf Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна Память 28 июня Сии святые страстотерпцы, Кир и Иоанн, пострадали за имя Христово в 31 день месяца января в царствование Диоклетиана 4191 , в городе Конопе, отстоящем от великого города Александрии на двенадцать поприщ. После их страдальческой кончины христиане тайно взяли их святые тела и похоронили их с честью. Целебные мощи сих святых мучеников были обретены по прошествии уже многого времени (со дня их мученической кончины); они были обретены именно тогда, когда правоверные христиане, победив идолослужителей эллинов, начали всюду созидать храмы без страха. В особенности без страха начали строить храмы христиане со времени императора Феодосия Великого. Император Феодосий Великий 4192 , победивший западного царя Максима 4193 со всеми его войсками по молитвам святых отцов, подвизавшихся в египетских пустынях, отправил к сим отцам нарочитых людей с просьбой о помощи. Из числа святых отцов, подвизавшихся в Египте, следует упомянуть об одном, по имени Сенуфий, прославившемся чудесами и пребывавшем в скиту. Относительно сего отца царь писал Феофилу, александрийскому патриарху, прося послать Сенуфия к нему в Константинополь, дабы подкрепиться его благословением и молитвами в борьбе с противниками. Феофил, исполняя царское желание, отправился сам в скит к преподобному тому отцу Сенуфию и умолял его отправиться в Константинополь к царю Феодосию. Однако Сенуфий ни в каком случае не желал выйти из своей келии. Наконец, после усиленных просьб патриарха, Сенуфий взял свою хламиду и жезл, поднял их кверху, обратившись к востоку; затем подняв очи свои к небу, сказал: – Господи Боже сил! Со смирением молюсь Тебе, дай хламиде сей и жезлу сему ту силу, которую Ты по милосердию Своему дал бы мне, если бы я пошел туда. Помолившись в таких словах, Сенуфий отдал хламиду и жезл патриарху, сказав: – Пошли это к царю вместо меня и напиши ему, чтобы во время битвы он оделся в хламиду, взял жезл в руку и с дерзновением пошел бы вперед своего полка на врагов; и увидит он силу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Остальные материалы Преображенских церквей в старой Москве было великое множество и почти все они овеяны легендами. Первую из них - деревянный собор Спаса-Преображения-на-Бору - поставил в Кремле еще во второй половине XIII века великий князь св. Даниил Московский. Это был второй московский храм, основанный в нашем городе, - после церкви Рождества Иоанна Предтечи. далее... В старой Москве существовало множество церквей с приделами, освященными во имя чтимого на Руси св. мученика Иоанна Воина, почитавшегося покровителем в битвах за Отечество. И только один- единственный московский храм, что на Большой Якиманке, был построен в честь этого святого. далее... Единственная в Москве церковь, освященная во имя св. Ермолая, стояла до революции на Большой Садовой улице рядом со станцией метро " Маяковская " на том месте, где сейчас разбит небольшой сквер между двумя огромными " сталинскими " жилыми домами. Память именно об этой церкви осталась в старомосковском имени тихого тверского переулочка - Ермолаевского, который, пересекаясь с Малой Бронной, упирается в Патриаршие пруды. далее... Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после " Большого Вознесения " у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции. далее... Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади - в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом. далее... Замечательная московская церковь во имя свв. Кира и Иоанна стояла до революции на Солянке. Единственная в Москве освященная во имя этого праздника, она была поставлена в честь восшествия на русский престол императрицы Екатерины II, которое состоялось в день памяти святых Кира и Иоанна 28 июня (11 июля) 1762 года. Этим и объясняется столь редкое для Москвы посвящение храма.

http://pravoslavie.ru/47.html

Скачать epub pdf Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии Память 31 января Святой угодник Божий Кир родился и получил воспитание в египетской стране, в городе Александрии, построенном Александром Македонским. По своим познаниям он был знаменитый врач и исцелял телесные болезни совершенно бесплатно, а своими боговдохновенными речами и примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к больным, он излагал им не советы Галена, или Гиппократа 1072 , но наставления святых апостолов и пророков о том, как сохранить себя от греховных недугов, которые бывают причинами телесных болезней: болезни душевные – суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи. Так поучая больных, а равно, проповедуя им и Божественное учение, Святой Кир многих язычников привел к познанию Бога истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным искусством их души и тела. В это время царствовал нечестивый царь Диоклетиан, воздвигали гонение на христиан. Святой Кир, славный александрийский врач был обвинен пред начальником города в том, что он – христианин и многих наставляет в христианской вере; начальник повелел тотчас схватить его. Святой Кир, узнав об этом, бежал из города и из страны египетской и пришел в Аравию. Это он сделал, не из страха мук, или смерти за Христа, но частью – последуя словам Христовым: «когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» ( Мф.10:23 ), частью из желания продолжать свою помощь ближним, а частью желая лучше приготовить себя к страданиям за Господа своего в иноческом звании. Ввиду этого, он, по прибытии в Аравию, тотчас принял иноческий ангельский образ. Самое прибытие его в Аравию произошло по особому Божьему промышлению, чтобы он и там привел многих к Христу, избавил от греховного служения идолам, и наставил их на путь спасения. Он оставил там и врачебное свое искусство, ибо получил от Бога дар чудотворения, и уже не лечением и травами, а молитвами и словом исцелял всякие болезни. Чрез эти его чудотворения прославлялось имя Христово и многое множество идолопоклонников, оставляя свои заблуждения, обращались к Христу, Истинному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Александр Мень. Фотография. 80-е гг. XX в. Александр Владимирович (Вольфович) (22.01.1935, Москва - 9.09.1990, близ ст. Семхоз (ныне в черте г. Сергиев Посад Московской обл.)), прот., религиозный писатель. Из семьи служащих. Отец Владимир Григорьевич (Вольф Гершлейбович) Мень занимал должности главного инженера на крупных текстильных производствах, мать Елена Семеновна работала чертежником. Глубоко верующие мать и ее двоюродная сестра В. Я. Василевская, примыкавшие к одному из оппозиционных течений в РПЦ (см. Катакомбное движение ), оказали большое влияние на духовное становление М. Младенцем он был тайно крещен 3 сент. 1935 г. в Загорске (ныне Сергиев Посад) схиархим. Серафимом (Битюковым; 1880-1942), духовным руководителем нелегальной общины закрытого московского храма во имя святых Кира и Иоанна на ул. Солянке. С 1943 г. М. учился в московской муж. школе 554 (ныне 1060) в Стремянном пер., сочинял стихи, увлекался биологией и живописью, много читал по древней истории, философии и религии. С 1945 г., после избрания патриарха Московского и всея Руси Алексия I и воссоединения с Патриаршей Церковью большинства общин «непоминающих» , М. вместе с матерью стал ходить в храмы РПЦ. С 11 лет посещал домашний кружок, основанный духовными детьми прот. сщмч. Сергия Мечёва . Члены кружка устраивали лекции по культуре и религии, совместные чтения и обсуждения Свящ. Писания. Занятия обычно проходили на квартире Б. А. Васильева (1899-1976), тайного иерея и ученого-антрополога, который поощрял юношеские стремления М. согласовывать научные знания с верой (впосл. стал его духовником). По настоянию матери М. с 12 лет ежедневно читал Библию, старался каждый день по пути в школу заходить в храм Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка. С 15 лет он помогал в храме в честь Рождества Иоанна Предтечи на ул. Красная Пресня: читал на клиросе, пел в церковном хоре, прислуживал в алтаре. С 18 лет его духовником был свящ.

http://pravenc.ru/text/2562996.html

Л.М. Евсеева. Византийские иконы proksynesis в богослужебном обиходе Ритуальное поклонение иконам было известно в Византии раннего периода, о чем говорит, например, текст Софрония Иерусалимского VII вв. о чудесах святых Кира и Иоанна, которых некий Феодор видел во сне коленопреклоненными перед образом Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи 172 . Максим Исповедник также пишет о целовании икон Христа и Богоматери, но в особых, исключительных случаях 173 . Церковное обрядовое поклонение иконам в Византии появилось уже в постиконоборческое время и имело в качестве догматического основания постановления VII Вселенского собора о поклонении иконам и Кресту, а в качестве ритуального образца – церемонию торжественного возглашения и поклонения иконам в Софии Константинопольской 11 марта 843 г., символизировавшую окончательную победу над иконоборцами. Обряд поклонения иконам стал частью церковного богослужения православной церкви и совершается по сей день в определенные его моменты, специально предназначенные для этого акта 174 . Иконы proskynesis, что можно перевести как «поклонные», упоминаются – преимущественно во множественном числе – в византийских императорских монастырских типиконах и отдельных монастырских инвентарях 175 , что послужило основой поиска исследователями реальных памятников этого типа или данных о нем. Однако каких-либо описаний этих икон тексты, как правило, не содержат. Распространенное множественное число в этих текстах, можно предположить, обозначает не исключительные, прославленные иконы, а некие обиходные, скорее всего организованные в серии. Безусловно, это некий особый тип икон. Современная наука не имеет развернутого исследования относительно византийских икон proskynesis. Однако многие современные исследователи так или иначе касались этой проблемы. В.Н. Лазарев одним из первых связал иконы proskynesis, известные по византийским инвентарям, с неболыиими по размеру изображениями праздников, которые выставляются в церкви во время богослужения, но полагал при этом, что они стояли в обычные дни на темплоне, откуда снимались по одной в соответствующие праздничные дни года 176 . К.Уолтер считает иконы proskynesis иконами особых функций, о которых упоминает византийский автор XII в. Кодин, говоря о церковной практике выставлять икону с изображением святого или праздника для поклонения в день памяти 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Одиннадцатый день. Поуч. 1-ое. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский. (Необходимость попечения о своей душе, которая безценна). I. Св. Церковь ныне празднует память св. Софрония, патриарха иерусалимского. Св. Софроний родился в VI веке в г. Дамаске от благочестивых и богатых родителей. С самой юности он полюбил духовное просвещение и целомудрие, и с любовию стал изучать священное писание. Изучив его, он, заботясь о своей душе, стал посещать монастыри и пустыни и там собрал все полезное из уст св. отцев. Придя в Иерусалим, он в одной обители встретил мудрого инока Иоанна Мосха , с ним сблизился и привязался к нему, как сын. Вскоре на Иерусалим напал Хозрой, царь персидский. Св. Иоанн и Софроний на это время оставили Иерусалим, который в их отсутствие был взят персами, а древо креста Господня с патриархом Захариею было взято в плен. Святые Софроний и Иоанн Мосх , удалившись из Иерусалима, предприняли далекое странствование по монастырям, посетили пустынников палестинских, сирских и египетских, везде беседовали с св. мужами, и все, что видели и слышали поучительнаго, записывали в книгу, и таким образом составилась весьма назидательная книга под заглавием: Лимонарь или Луг духовный. Софроний, сделавшись монахом, еще больше приложил трудов в заботах о спасении себя и других. Пребывая в г. Александрии, он описал чудеса св. мучеников Кира и Иоанна в благодарность за исцеление очей своих от мощей их. После этого он опять переселился в Иерусалим и был свидетелем возвращения сюда из плена древа честного креста вместе с патриархом. Спустя немного времени, за свою мудрость и строгое благочестие сам Софроний был избран в патриархи иерусалимские. Любимым его занятием было составление поучений и песней церковных, а также житий святых. Так он описал жизнь преподобной Марии египетской. А из песней церковных им составлена замечательная песнь в честь Иисуса Христа: Свете тихий, поемая за вечерней и за всенощной. II. Св. Софроний, всю жизнь заботившийся о своем духовном просвещении, о приобретении познаний, о назидании себя и ближних примером благочестия, служит для нас, братия, образцом самого живого попечения о своей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

28-е Перенесение мощей св. Кира и Иоанна, бессребреников и чудотворцев Мощи святых мучеников, пострадавших в гонение Диоклитианово (см. 31 января) в городе Канопе близ Александрии и погребённых там, найдены нетленными около 400 года и положены в церкви Апостолов, а в 412 году по особенному откровению перенесены св. Кириллом архиепископом в подгороднее село Мануфин, в ново-созданную в честь их церковь . Господь прославил их чудесами. † Память о преп. Сергии и Германе Валаамских Преп. Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове. – Опустошения северного края Шведами лишили нас точных сведений о начале и начальниках Валаамской обители. По мнению одних, Сергий и Герман жили на Валааме ещё при равноапостольном Владимире; Но это мнение едва ли не столько же справедливо, как и то, которое выдаёт их за современников в. кн. Ольги или Ап. Андрея, потому что выставляемое им дело так же несообразно с обстоятельствами времени св. Владимира, как и со временем св. Ольги. Указывают на то, что по повести о перенесении мощей их, мощи обретены и перенесены при Новгородск. архиепископе Иоанне в 1163 г. Но если и не обращать внимания на то, что святитель Иоанн выставляется здесь архиепископом в 1163 г., эта повесть убеждает «повиноваться помазанному царю и благоверным князьям Русским», убеждает князей не жаловать монастырям крестьян и земель, а вместе с тем называет себя «древле-писанной, ветхой», т. е. она обличает сама себя в подлоге, составленном при Грозном царе 288 . – На доске древнего списка правил Софийского собора написано: «в лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, на озере Ладожском, старец Сергий» 289 . – В Новгородском свитке, писанном в конце XVI в., читается следующее известие: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам; 6901(1393) «старец Арсений пришёл на остров Коневский» 290 . Такое показание о времени первого Валаамского пустынника согласно и с обстоятельствами северного края, известными по летописям. – Известно, что в Карелии чистое, православное христианство распространено было перед самым нашествием Татар (1227 г.) 291 ; а с 1249 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 19 (2 октября) Священномученик Нил Смирнов Священномученик Нил родился 5 ноября 1881 года в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы Михаила Смирнова. Мать Нила Михайловича была дочерью священника. Окончив Кирсановское городское училище, Нил Михайлович с 1897 по 1921 год работал на железной дороге в должностях: конторщика товарной конторы, помощника товарного кассира, помощника билетного кассира, билетного кассира, телеграфиста, заведующего хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги. В 1921 году Нил Михайлович подал прошение о рукоположении и принятии его в клир города Москвы. Диаконом он служил в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Через две недели после рукоположения в диаконы, 22 октября 1921 года, отец Нил был поставлен во священника к храму святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве. В ноябре 1921 года Патриарх Тихон утвердил его в должности штатного священника Воскресенской церкви в Сокольниках. В августе 1923 года отца Нила перевели в храм Успения Божией Матери при погосте Картин Можайского уезда. В ноябре 1925 года отца Нила вновь назначили в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. В 1930 году он стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. В 1931 году отец Нил был возведен в сан протоиерея. 17 февраля 1933 года протоиерей Нил был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Некий лжесвидетель, допрошенный еще в июне 1932 года, рассказал следователю, что отец Нил «всегда говорит зажигательные проповеди… пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом и не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против советской власти». 23 февраля, давая показания следователю, отец Нил сказал: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от Церкви, и я, видя такой отлив народа от православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием… В предъявленном обвинении виновным себя не признаю».

http://fond.ru/kalendar/913/nil/

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский , выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею. Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте храм. В него были перенесены мощи святых бессребреников Кира и Иоанна. Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью. Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое еретическое учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Христа. Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его заблуждения, но тот продолжал упорствовать. Тогда святитель направил клиру Константинопольской Церкви послания против несторианства, а святому благоверному царю Феодосию Младшему (408-450) - два трактата с обличением ереси. Писал святитель Кирилл и другим Церквам - Папе Целестину и другим Патриархам, а также инокам некоторых монастырей, предупреждая о возникновении опасной ереси.

http://patriarchia.ru/db/text/910767.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010