Память святого Константина в Православной Церкви соединена с памятью его матери Елены. В богослужебных текстах, посвященных святым Константину и Елене, особенным образом подчеркивается видение императором на небе образа Креста, которое предшествовало его победе над владевшим Римом узурпатором Максенцием и его обращению к вере во Христа. Тропарь праздника гласит: «Креста Твоего образ на небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче». Таким образом, в православном богослужении, посвященном святым Константину и Елене, содержится молитвенное прошение о благополучии Рима: «Егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче». В ином месте богослужебного последования, совершаемого 21 мая, содержится упоминание об ином явлении Креста – о его обретении в Иерусалиме матерью императора: «Первый царь во христианех, от Бога, Константине, скипетр восприял еси: тебе бо явися в земли крыемо спасительное знамение, имже и языки вся покорил еси под ноги римлян, оружие необоримое имеяй, Животворящий Крест, имже и привелся еси Богу нашему». Почитание святых Константина и Елены послужило прототипом культа равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги. На Руси почитание святых Константина и Елены, которое воспринято было изначально, с самого ее крещения, послужило своего рода прототипом культа святого крестителя Руси равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги, которая при крещении своем в Новом Риме – Константинополе была наречена именем святой Елены. Служба, посвященная памяти святого Владимира, которая совершается 15 июля по юлианскому календарю, содержит многочисленные сравнения совершенного им подвига с подвигом святого Константина: «Вторый ты был еси Константин словом и делом: он во христианское время родися и многая лета во еллинстве сотворил есть. Ты же от варяг родився, но возлюбил еси возлюбившаго тя Христа, к немуже возшел еси, радуяся.

http://pravoslavie.ru/71180.html

Большую роль в истории Руси сыграли княгиня Анна Романовна, или Анна Византийская, сестра императоров Василия ИИ и Константина VUUU, и Анна Ярославна, или Анна Киевская, которую иногда еще называют Анна Французская. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и греческой царевны Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли. И вот наступил незабываемый в русской истории день крещения киевлян в водах Днепра. Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. Сподвижница многих начинаний и супруга князя Владимира Анна Романовна построила на Руси много христианских храмов. Хотя есть версия, например, что Анна Романовна сразу после кончины стала считаться местночтимой святой – за то, что вместе с мужем крестила и просвещала русских людей, строила храмы. Чтобы увековечить ее память, мраморный саркофаг, в котором она покоилась, установили внутри Десятинной церкви. Этот обычай был перенят из стран Западной Европы, в которых устанавливали гробницы правителей внутри храмов – таким образом их приравнивали к святым. Князь Владимир похоронить себя завещал рядом с Анной. До разрушения Десятинной церкви в 1240 году останки Анны и Владимира особо почитались русскими людьми. Вполне возможно, что они были провозглашены первыми русскими святыми. В Новгороде, по примеру Киева, в середине XI века появились свои святые Анна и Владимир. Это – принявшая после пострига в монахини жена Ярослава Мудрого Ингигерда и старший сын князя Владимир. Их гробницы также были установлены в местном Софийском соборе и почитаются до сих пор. В этом отношении Анне Романовне повезло меньше. Во время Батыева нашествия не только была утрачена ее гробница, но и забылась ее миссионерская деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В христианизации Древней Руси женщинам принадлежит особая роль. Княгиня Ольга, принявшая христианство, получила в традиции звание «равноапостольной» 12 . Современные исследователи, чтобы объяснить противоречие русских и византийских источников в рассказе о поездке Ольги в Царьград, предполагают две поездки Ольги в Константинополь 13 . Положение вдовы давало ей полноту прав. Как свидетельствуют источники, Ольга пыталась организовать устройство Церкви и обращалась к императору Оттону с просьбой о епископе 14 . Вместе с Ольгой крестились женщины из ее окружения, сопровождавшие ее в Константинополь. Археологические раскопки около Десятинной церкви открывают целый ряд захоронений с христианской символикой, причем сюда относятся и женские гробницы высшего слоя. Вообще археологи говорят об «абсолютном преобладании христианских символов в женских погребениях Х в…» и даже о «феминистическом начале христианизации» 15 . При установлении праздника русским святым в 1547 г. «первая предтеча к Богу от русских родов богомудрая великая княгиня Ольга» (как величает ее Степенная книга 16 ) заняла первое место 17 . Особо следует выделить неисследованную «женскую тему» в росписи храма Святой Софии в Киеве. Помимо хорошо известного и доминирующего в системе изображения Богородицы над алтарем, обращает на себя внимание значительное количество преподобных жен на столпах (в более поздний период на этих местах изображались, как правило, воины). Н. Н. Никитенко доказывает связь возведения храма Софии Киевской с вел. кн. Владимиром и его супругой Анной, которой принадлежит исключительная роль в крещении Руси, и усматривает «прославление ее (т. е. Анны) в западной (женской) части собора» 18 . Среди однофигурных фресок св. Софии отмечают изображения св. Елены, матери императора Константина 19 , мученицы Анны (в приделе Иакима и Анны и в центральном нефе) 20 , равноапостольной Марии Магдалины 21 , св. великомученицы Ирины 22 . В Георгиевском приделе находятся изображения четырех мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам. Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий — цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом — поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове — императорская корона, в правой руке — скипетр с крестом. С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «вено царицы», был возвращен Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

Приведем лишь несколько примеров тех областей жизни, которыми мы обязаны святому Крестителю Руси: ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ГОРОДА При святом князе Владимире территория Руси увеличилась с 0,8 до 1 млн. кв. км, началось масштабное каменное строительство, были заложены города Владимир Волынский (упом. 988 г.); Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.), Суздаль (упом. 999 г.), Васильков (988 г.), Брянск (985 г.), Ярославль (1010 г.) и многие другие. На южных рубежах Древней Руси начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. Была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов со всей Руси.  Эти события легли в основу сказаний о богатырях - защитниках родной земли. Князь Владимир - персонаж русского былинного эпоса. В народной памяти запечатлелись щедрая благотворительность князя, его забота о своей дружине, о беднейшем населении Руси, за что в былинах стали называть его " Владимир Красно Солнышко " .  Князь Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Василий II (император Византии), Стефан I (король Behrpuu), БoлecлabI Храбрый (король Noльшu), Бoлecлab II (король Чexuu), Cuльbecmp II (Папа Римский). НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ ХРАМОВ Святого князя Владимира почитают во всем мире - распространены его иконы, в его честь освящаются храмы, люди поклоняются его святым мощам…  Собор Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе - место захоронения русских адмиралов и морских офицеров, построен по проекту архитекторов Константина Тона, Алексея Авдеева. В стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами погребенных адмиралов - командующего Черноморским флотом М. П. Лазарева, по ходатайству которого был заложен храм; погибших на бастионах Севастополя в годы Крымской войны В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова… Собор в честь Святого равноапостольного князя Владимира в Киеве построен в 1862-1892 гг. по проектам архитекторов Павла Спарро, Ивана Штрома, Рудольфа Бернгарда, Владимира Николаева. В 1988 г. в храме прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

«Князь же Александръ воздвъ руц на небо и рече: Суди ми, Боже, и разсу ди прю мою от языка непреподобна, и помози ми, Господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадду нашему Ярославу на окааннаго Святополка”». Мы видим, что здесь присутствует тот же 34 псалом с идеей Божия Суда: «Суди, Боже, обидящия мя, побори борющия мя», с которым святой князь Александр выходил на Невскую битву, и сходное сравнение крестоносцев с братоубийцей Святополком Окаянным. Здесь присутствует еще один образ, взятый из Исхода – Моисей и Амалик. С одной стороны, князь Александр выступает как защитник Закона Божия и Правды Божией, а крестоносцы уподобляются язычникам-амалекитянам, с другой стороны, уподобляясь Моисею, крестообразно простиравшему руки во время брани, святой князь Александр является подлинным защитником Креста, в отличие от самозванцев-крестоносцев. Но вспомним о явлении Животворящего Креста св. равноапостольному Императору Константину перед решающей битвой с узурпатором Максенцием на Мульвийском мосту в 312-м году, когда он увидел на небе Животворящий Крест и услышал слова «Сим победиши» (правильнее «Сим побеждай» – ν τοτ νκα). Во время битвы его враги потонули в Тибре, «подобно тому, как при Моисее и при почитавшем Бога народе евреев колесницы фараона и силу его бросил в море и избранных всадников его колесничников погрузил в Красном Море”» (Евсевий Кесарийский). И святой Император Константин, и его биограф Евсевий рассматривали битву на Мульвийском мосту как Суд Божий. Итак, параллель между святым Александром Невским и святым равноапостольным Константином Великим достаточно очевидна. Что это значило для наших предков, и что означает для нас? 1. Святой равноапостольный Константин – основатель христианской Империи и «крестоносный Император», как он именуется в самой первой службе в его честь, написанной, по-видимому, прп. Иоанном Дамаскиным. Империя является, прежде всего, оболочкой для жизни нового Израиля – боголюбивого народа ромеев – во главе с новым Моисеем – Императором, являющимся его вождем в Землю обетованную. Она носит имя Христа и находится под знамением Креста. Из этого явствует, что христианская Империя призвана к сораспятию Христу и к воскресению с Ним. Соответственно, несчастья, обрушивающиеся на Империю, в некотором смысле носят характер крестных страданий, а победы – пасхального торжества.

http://pravoslavie.ru/143256.html

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины " проходили пред градом, простирая свои мечи " . Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. " Город едва не был поднят на копье " , - говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля. Вскоре, в октябре - ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора " любви и мира " . В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии. Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской " Хроники Феофана " говорит, что " посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено " . Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий , учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

http://patriarchia.ru/db/text/910060.htm...

Выйдя из храма, спешим в крещальню Латеранского собора, так как в час дня он закрывается, а нам нужно прочитать акафист святым Киприану и Иустине, мощи которых почивают здесь. Священномученик Киприан и мученица Иустина помогают в изгнании злых духов и молятся им, чтобы снять порчу и колдовство. И хотя мы знаем, что если в церковь ходишь и часто исповедуешься и причащаешься, к тебе никакое колдовство не пристанет, но мы, верные народной традиции, идем молиться за тех, кто страдает от этого недуга. В баптистерии, как крещальню называют на итальянском, только туристы. Молящиеся – одни мы. Мы встаем около раки и начинаем петь акафист. Звук летит под купол, и петь очень легко. Туристы заглядывают в наш придел, подражательно крестятся. Вообще, замечено, что как только люди видят, что кто-то молится, прикладывается к иконам, сразу же начинают делать то же самое, то ли из солидарности, то ли по наитию Святого Духа. Прочитав последнюю молитву, выходим из придела и осматриваем крещальню. Здесь находится византийская икона Божией Матери. Вновь и вновь я убеждаюсь в том, что настоящая икона – это икона Восточной Церкви, именно такие лики украшают древние храмы и наши родные – русские. Подходит время закрытия крещальни, и мы идем в сам Латеранский собор. Он, к нашей радости, на перерыв не закрывается. Собор, посвященный Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, – один из самых древних христианских храмов. Тысячу лет он был резиденцией пап и до настоящего времени является кафедральным собором Рима. Его называют «матерью и главой церквей всего мира» (Omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput). Свое название собор получил от названия дворца, принадлежавшего консулу Плавтию Латерану. В стенах этого дворца и был устроен равноапостольным императором Константином этот собор. Освящение было совершено в 324 году святым папой Сильвестром. Считается, что император Константин принял крещение именно в этом храме. Первоначально он был посвящен Спасу Всемилостивому, затем назывался базиликой святого Константина, по имени его основателя, но впоследствии был посвящен Иоанну Предтече.

http://pravoslavie.ru/565.html

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола , вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор. И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-chud...

К середине V века, несмотря на то что христианизация общества была еще далеко не полной, уже ясно определилась модель союза между Империей и Церковью . Определилась она не вдруг, а через эмпирическую эволюцию, к которой теоретически не была готова ни та, ни другая сторона. Император Константин I (305–337), первый «христианский император», был вначале приверженцем монотеистического культа солнца. Он, вероятно, пережил какой-то личный опыт обращения, связанный с битвой у Мульвийского моста против узурпатора Максенция (312), но изменение в его религиозной политике не было резким. В результате сражения он вошел в Рим, город преимущественно языческий, во главе армии, также в подавляющем большинстве языческой, и был провозглашен Августом в империи, в которой христиане все еще были незначительным меньшинством. Он продолжал призывать «непобедимое солнце» (sol invictus) на монетах и в официальных документах, оставаясь «высшим первосвященником» (pontifex maximus) официального римского синкретического язычества. Он практически ничего не изменил в традиционном поведении и политических методах римских императоров. Так, например, он приговорил к казни своего бывшего единомышленника Лициния (вместе с ним подписавшего эдикт о веротерпимости), которого он победил (324), а позже своего сына Криспа и свою жену Фаусту (326). Эти казни произошли в то самое время, когда Константин покровительствовал Никейскому собору, на котором и председательствовал (325). Тем не менее во все время своего царствования в качестве единственного Августа он все больше и больше отождествлял Высшее Божество, которому поклонялся в юности, со Христом, которому поклонялись христиане. В то же самое время он стал простирать свое внимание и на дела Церкви и оказывать милости духовенству. Вероятно, по неспособности примирить в сознании и в теории обязанности римского императора и личные нравственные требования христианина, он откладывал свое крещение до смертного часа (337). Крещение это было совершено арианским епископом Евсевием Никомидийским. Поэтому, может быть, неверно называть Константина «первым христианским императором», поскольку он не участвовал в таинствах и богослужениях Церкви до своих последних часов. Тем не менее и несмотря на арианское крещение, православная Церковь признала его святым «равноапостольным»; на самом деле ни один человек в истории не способствовал, прямо или косвенно, обращению стольких людей в христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010