БЕСЕДА 1   (Настоящие беседы произнесены святителем в Константинополе. в 400 или 401 гг.)   БЕСЕДА I " Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала  до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал " (Деян.1:1,2).   Значение книги Деяний Апостольских. – Почему о божестве Христа не говорится в Деяниях с ясностью. – По­чему крещение во время Златоуста не совершалось в Пяти­десятницу. – О тех, которые отлагают крещение. – Крещение не должно быть отлагаемо.   Многие не знают даже и того, что эта книга существует, – (не знают) ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил. Поэтому-то в особенности я и решился за­няться этим произведением, чтобы и научит незнающих, и не допустить, чтоб такое сокровище таилось и остава­лось в неизвестности. Эта книга может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она лю­бомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым. Не будем же оставлять ее без внимания, но станем тщательно исследовать. Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, какие Христос возвещает в евангелиях, истину, сияющую в са­мых событиях, и большую в учениках перемену к лучшему, произведенную в них Духом Святым. Христос говорил ученикам: всяк " верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит " (Ин.14:12), и предсказывал им, что " поведут вас к правителям и царям " , что их станут бить " в судилища и в синагогах их " (Мф.10:17,18), что они подвергнутся жесто­чайшим мукам и над всем восторжествуют, и что " проповедано будет сие Евангелие Царствия " во всем мире (Мф.24:14): все это, равно как и еще большее другое, что Он говорил, обращаясь с учени­кам, представляется в этой книге исполнившимся со всею точностью. Здесь же увидишь и то, как сами апостолы как бы на крыльях обтекали землю и море, как они, боязливые и не­мудрые, вдруг сделались иными людьми, стали презирать бо­гатство, сделались нечувствительны к славе, недоступны ни гневу, ни вожделению, и оказались решительно выше всего; (увидишь), что они имели великое единомыслие, и что между ними никогда уже не было, как прежде, ни зависти, ни спора о первенстве, а, напротив, в них водворилась всякая совер­шенная добродетель, и в особенности начала сиять любовь, о которой и (Христос) много заповедовал им словами: " по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин.13:35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Беседа 1 Деян.1:1–2 .  Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал. Значение книги Деяний Апостольских. – Почему о божестве Христа не говорится в Деяниях с ясностью. – По­чему крещение во время Златоуста не совершалось в Пяти­десятницу. – О тех, которые отлагают крещение. – Крещение не должно быть отлагаемо. 1. Многие не знают даже и того, что эта книга существует, – (не знают) ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил. Поэтому-то в особенности я и решился за­няться этим произведением, чтобы и научить незнающих, и не допустить, чтоб такое сокровище таилось и остава­лось в неизвестности. Эта книга может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она лю­бомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым. Не будем же оставлять ее без внимания, но станем тщательно исследовать. Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, какие Христос возвещает в евангелиях, истину, сияющую в са­мых событиях, и большую в учениках перемену к лучшему, произведенную в них Духом Святым. Христос говорил ученикам: всяк «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.14:12 ), и предсказывал им, что «поведут вас к правителям и царям», что их станут бить «в судилищах и в синагогах их» ( Мф.10:17–18 ), что они подвергнутся жесто­чайшим мукам и над всем восторжествуют, и что «проповедано будет сие Евангелие Царствия» во всем мире ( Мф.24:14 ): все это, равно как и еще большее другое, что Он говорил, обращаясь к ученикам, представляется в этой книге исполнившимся со всею точностью. Здесь же увидишь и то, как сами апостолы как бы на крыльях обтекали землю и море, как они, боязливые и не­мудрые, вдруг сделались иными людьми, стали презирать бо­гатство, сделались нечувствительны к славе, недоступны ни гневу, ни вожделению, и оказались решительно выше всего; (увидишь), что они имели великое единомыслие, и что между ними никогда уже не было, как прежде, ни зависти, ни спора о первенстве, а, напротив, в них водворилась всякая совер­шенная добродетель, и в особенности начала сиять любовь, о которой и (Христос) много заповедовал им словами: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

К Анастасии Павловне Жедринской А. П. Жедринская, помещица с. Григорова в 15 верстах от г. Болхова, была духовной дочерью архим. Макария. По ее собственному сознанию, она погрязала в грехах и не чувствовала желания каяться в них, когда о. Макарием всенародно была обличена и наставлена на путь исправления. С тех пор она отдалась в духовное его руководительство и платила за него разными услугами в роде приискания переписчиков, даже в Орле и Кромахе для его библейских переводов. A. П. Жедринская была свидетельницей последних дней и часов жизни о Макария. После его кончины она сообщила о. Лаврову текст одной его молитвы (Душеп. чтение, 1863, II, 327−328·) и владела, кажется, некоторыми другими его рукописями. Девять писем к нем о. Макария перепечатываются из издания 1860 г., II, 143−152, причем располагаются в другом порядке, более соответствующих датам и ходу событий. 292 Итак, сего дня вы отправляетесь в путь? Да будет с вами сам Господь Иисус Христос, наставляя вас на всякую истину и добродетель Духом Своим Святым. Все освящается словом Божиим и молитвою, сказано нам в Писании. Возьмите с собою Новый Завет и Псалтырь, чтобы каждый день и в пути освящаем был словом Божьим и молитвою. Простите, я всегда буду иметь в сердце и в совести моей долг быть преданным вам слугою о Господе Иисусе Христе. 293 Всем сердцем желаю, чтобы сам Господь Иисус Христос наставлял вас на всякую истину и добродетель Духом Своим Святым посредством благодатного слова Своего, преданного нам в Св. Писании Ветхого и Нового завета. Там Он – Премудрость и Сила Божия, сообщает нам мысли Свои, и объявляет нам волю Свою, и уверяет нас в искренней и неизменной во веки любви Своей к нам, и все это говорит нам на человеческом языке, и научает нас соответствовать Ему всякими образами молитвенных возношений к Нему ума и сердца. Итак, Библия есть педагогическая книга Отца нашего небесного, по которой Он в единородном Сине Своем Иисусе Христе Духом Святым научает всему, что делать и знать прилично, необходимо для нас, предназначенных быть чадами Божиими и наследниками царства небесного. Потщимся, имея самого Господа помощником, соответствовать такому о нас благоволению Божию сообразными Ему желаниями, помышлениями, собеседованиями друг с другом и всякими занятиями, памятуя, что челнок жизни нашей по реке времени несется в безбрежный океан вечности. Господь с вами. Простите. 294

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Единство Церкви и Всемирная конференция христианства «Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединить их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано вражды и обличения друг другу, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности.» Взгляд святителя на разделения христиан и экуменическую надежду; природу Церкви. Единство Церкви и Всемирная конференция христианства  С большим удовольствием получил я присланные Вами брошюры: по ним я мог ознакомиться с тем отрадным движением среди христиан Америки, которое имеет целью сделать, что окажется возможным, для взаимного сближения людей, призывающих во всем мире святое имя Господа Иисуса Христа. Я не мог не заметить того духа любви и смирения, которым проникнуты все издания Вашей комиссии, и этот дух не мог не убедить меня в том, что все Ваше намерение истекает из чистого и искреннего сердца. Меня поражает и та ревность, с которой Вы распространяете свою идею Всемирной конференции христиан. Я вижу у себя Ваши брошюры, напечатанные в трех частях света - в Европе, Америке и Африке. Я имел удовольствие получить и Ваши любезные письма, в одном из которых (от 13/26 сентября 1916 г.) Вы выражаете надежду, что я не только прочту присланные Вами брошюры, но и сообщу Вам свои замечания. С радостью готов беседовать с Вами по столь дорогому для меня вопросу, как вопрос о Церкви. И как может быть иначе? Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединить их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано вражды и обличения друг другу, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности. Я вполне готов повторить слова Вашего письма: " Дух любви должен восторжествовать над духом ненависти; дух смирения - над духом мятежа и гордыни " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Литургия На Божественной литургии совершается величайшее Таинство По молитве священника Духом Святым хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы (7, с.375). Литургия в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба (4, с.9). Собственно Литургией называется церковная служба, во время которой совершается Таинство Евхаристии (Там же, с.9). Пример отношения к Божественной литургии Особенно благоговейно относился святитель Тихон Задонский к Божественной литургии, во время которой он настолько одухотворялся и возносился умом в высшие сферы Божественной жизни, что даже не замечал усталости (7, с.82). Какое таинство есть Литургия Божественная литургия есть таинство теснейшего единения с Богом, таинство умилостивления Отца Небесного Его Сыном, а также таинство Духа Святого, пресуществляющего принесенные дары в Тело и Кровь Христовы (Там же, с.387). Что означает действие священнослужителя, начертывающего Евангелием крест на святом престоле в начале Литургии Что касается действия священнослужителя, начертывающего Еванге­лием крест на святом престоле, то это действие имеет глубокий смысл. Святое Евангелие символизирует Самого Иисуса Христа, а крест – ору­дие, которым Он совершил наше спасение. Далее священнослужитель этим действием дает понять молящимся, что Божественная литургия совершается в воспоминание Крестной смерти Богочеловека за весь род человеческий. Кроме того, крестное знамение, начертываемое святым Евангелием, обозначает, что этим самым благословляются Триединым Богом через слово Божие все концы вселенной, то есть от края и до края земли, о чем свидетельствует Сам Иисус Христос, говоря: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» ( Мф.24,14 ) (Там же, с.388). Какое таинство совершается на Божественной литургии В суточном круге богослужений важнейшей частью, центральным его пунктом является Божественная литургия, на которой совершается величайшее Таинство по молитве священника. Духом Святым хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы (9, с.375).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Роудс Рон (протестант) Кто такой Святой Дух? Святой Дух – Личность, а не сила, и эта Личность – Бог в той же самой мере и в том же самом смысле, что Отец и Сын. Миллард Дж. Эриксон 422 По учению Общества Сторожевой Башни, Святой Дух – не личность и не Бог. Святой Дух – это безличная «действенная сила» Бога, исполняющая Его волю в мире 423 . Вот и в журнале «Сторожевая башня» за 2000 год говорится, что Святой Дух – «не личность, а мощная действующая сила Бога, с помощью которой он исполняет свою волю» 424 . Это отрицание личности и божественности Святого Духа естественным образом вытекает из отрицания учения о Троице. В брошюре «Следует ли верить в Троицу?» Общество утверждает, что Святого Духа в какой-то степени «можно уподобить электричеству – силе, которую можно приспособить для выполнения самых разнообразных дел» 425 . Подобно тому как человек использует электричество в своих целях, так и Бог использует безличную силу, именуемую Святым Духом, для достижения Своих целей. Именно эта мощная сила в виде голубя сошла на Иисуса во время крещения ( Мк.1:10 ). «Эта действующая сила Бога позволила Иисусу исцелять больных и воскрешать мертвых» 426 . Эта же сила дается и христианам, что «позволяет им претерпевать испытания веры и делать то, что без этого духа было бы им не под силу» 427 . Общество Сторожевой Башни утверждает, что его точку зрения подтверждают библейские истории о людях, которые исполнялись, крестились и помазывались Святым Духом. Подобные выражения уместны только в том случае, если Святой Дух – сила, а не личность 428 . Как может одна личность наполнять тысячи людей одновременно? Личность таким образом не разделишь. Кроме того, если бы Святой Дух был личностью, Он, как и Отец, и Сын, имел бы собственное имя. Мы знаем из Писания, говорит Сторожевая Башня, что личное имя Отца – Иегова. Личное имя Сына – Иисус. Но личное имя Святого Духа в Писании нигде не названо 429 . Следовательно, Святой Дух в отличие от Отца и Сына – не личность. Общество Сторожевой Башни признает, что иногда Святому Духу действительно приписывается способность говорить с людьми, которую можно истолковать как свойство личности, но тут же выдвигает контраргумент: «...Хотя в некоторых библейских стихах сказано, что дух говорит, другие стихи показывают, что в действительности это делается через людей или ангелов ( Мф.10:19–20 ; Деян.4:24–25; 28:25 ; Евр.2:2 ). Действие духа в таких случаях подобно действию радиоволн, с помощью которых передаются сообщения между людьми, находящимися далеко друг от друга» 430 . «Своим духом Бог передает послания и сообщает свою волю умам и сердцам своих служителей на земле, которые, в свою очередь, могут донести это послание до других» 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Письмо г. Роберту Гардинеру, секретарю комиссии для устройства мировой конференции христианства С большим удовольствием получил я присланные Вами брошюры: по ним я мог ознакомиться с тем отрадным движением среди христиан Америки, которое имеет целью сделать, что окажется возможным, для взаимного сближения людей, призывающих во всем мире святое имя Господа Иисуса Христа. Я не мог не заметить того духа любви и смирения, которым проникнуты все издания Вашей комиссии, и этот дух не мог не убедить меня в том, что все Ваше намерение истекает из чистого и искреннего сердца. Меня поражает и та ревность, с которой Вы распространяете свою идею всемирной конференции христиан. Я вижу у себя Ваши брошюры, напечатанные в трех частях света – в Европе, Америке и Африке. Я имел удовольствие получить и Ваши любезные письма, в одном из которых (от 13/26 сентября 1916 г.) Вы выражаете надежду, что я не только прочту присланные Вами брошюры, но и сообщу Вам свои замечания. С радостью готов беседовать с Вами по столь дорогому для меня вопросу, как вопрос о Церкви. И как может быть иначе? Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединить их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано вражды и обличения друг другу, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности. Я вполне готов повторить слова Вашего письма: «Дух любви должен восторжествовать над духом ненависти; дух смирения – над духом мятежа и гордыни». В продолжение 1915 и 1916 годов я с захватывающим интересом следил по журналу «Вера и Разум» за Вашей перепиской с просвещеннейшим иерархом Русской Церкви архиепископом Харьковским Антонием. Эта переписка представляется мне самым значительным явлением в русском богословии последних двух лет. Дух ревности о Божественной истине в этой переписке дивно сочетается с откровенностью и с духом любви и благожелательности. Архиепископ Антоний с полной откровенностью и решительностью делал Вам свои возражения; но я рад был в присланной Вами брошюре на новогреческом языке прочитать Ваше замечание, что эти возражения, по Вашему впечатлению, не были возражениями врага, желающего увековечить разномыслие между братьями. В Вашем письме от 1/14 ноября 1916 г. я также читал о Вашей любви к тем исследованиям, которые в духе смирения открывают новые аспекты Божественной истины или исторгают плевелы, растущие среди доброй пшеницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1) Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, всем святым, сущим во Ефесе, и верным во Христе Иисусе: 2) благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением во небесном, во Христе, 4) согласно с тем, как Он избрал нас в Нем прежде сложения мира, чтобы мы были святы и непорочны пред взором Его в любви. 5) Он же предопределил нас к усыновлению Себе, чрез Иисуса Христа, по расположению воли Своей, 6) в похвалу славы благодати Своей, в коей Он облагодатствовал нас в Возлюбленном Сыне Своем. 7) В Котором мы имеем искупление Кровию Его, оставление/прощение/грехов, по богатствам благодати Его, 8) которую Он изобильно преумножил в нас во всей мудрости и здравомыслии, 9) да сделает нам известным таинство Своей воли, по благоволению Своему, которое Он [прежде] положил в Нем, 10) в домостроительстве полноты времен, дабы все восстановить во Христе, все сущее на небесах и сущее на земле в Нем Самом. 11) В Коем же и мы удостоились призвания по жребию, предопределенные по замыслу Совершающего все по совету/решению/воли Своей, 12) дабы мы были к похвале славы Его, мы, которые прежде уповали на Христа. 13) В Коем и вы, когда услышали слово истины, благовествование вашего спасения, и в Коего уверовав, ознаменованы были Святым Духом обетования, 14) Который есть залог наследия нашего, для искупления приобретения, в похвалу славы Его. 15) Посему и я, услышав о вере вашей, что в Господа Иисуса, и о любви ко всем святым, 16) не перестаю благодарить за вас [Бога], творя поминание о вас в молитвах моих, 17) чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18) просветив очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и каковы богатства славы наследия Его во святых, 19) и каково есть наипаче превосходное величие мощи Его в нас, верующих по действию державы силы Его, 20) которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и поместив одесную Себя на небесах, 21) превыше всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. 22) И все покорил под ноги Его, и Его дал, как Главу над всем, Церкви, 23) которая есть Тело Его и полнота Исполняющего все во всем. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

9. Библейские тексты о слове Божием или Св. Писании Слово Божие дано по вдохновению от Бога. «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» ( Исх. 34:27 ). – «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер. 30:2 ). – «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:16 ). Слово Божие дано по вдохновению от Духа Святого: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар. 23:2 ). – «Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» ( 1Кор. 2:13 ). – «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:21 ). Слово Божие сообщено пророкам: " О Нем (т. е. об Иисусе Христе) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян. 10:43 ). – «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» ( Деян. 3:18 ). Слово Божие названо словом Божиим: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). – «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6:17 ). – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Словом Господним: «Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас» ( 2Сол. 3:1 ). – «Слово Господне пребывает вовек» ( Ис. 40:6–8 ; 1Пет. 1:25 ). Словом Христовым: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» ( Кол. 3:16 ). Словом истины: «В нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф. 1:13 ). – «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим. 2:15 ). словом жизни: «содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился» ( Флп. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Боговдохновенность Боговдохновенность или по другой терминологии: – Богодухновенность (θεοπνευστα, inspiratio). Этим именем означается – 1) особенное воздействие Духа Св. на провозвестников Откровения, руководящее их в понимании и передаче последнего; 2) свойство писаний священ. авторов, по которому они являются не делом личного творчества последних, не простым человеческим произведением, а словом самого Бога. Эти два момента в понятии Б. стоят в теснейшей связи между собою; первым необходимо предполагается уже последний: – раз провозвестники Откровения являются орудиями действующего чрез них Духа Св., то проповедь их, – устная ли, преданная ли письмени, – одинаково является Словом Божиим. I. Основания для учения о Б. даны в Св. Писании. – Уже в Ветх. Зав. ясно выражается мысль о действии Духа Б. в пророках и других провозвестниках Откровения ( Исх.4:12 ; 2Цар.23:2 ; Ис.2:1 ; Иез.1:3 ; Иез.6:1 ; Иез.7:1 и др., Мих.1:1 и мн. др.). В Нов. Зав. эта мысль находит себе решительное подтверждение. Относительно пр. Давида Сам Спаситель говорит, что он по вдохновению (ν πνεματι) называет Его Господом ( Мф.22:43 ; Мк.12:36 : ν τ Πνεματι τ γ). Не менее определенно она выражается ап. Петром, когда он, применяя одно из пророчеств Давида к Иуде, говорит, что это пророчество предрек его устами Дух Св. ( Деян.1:6 ); а равно, в словах молитвы первых верующих: «Владыко Боже... Ты устами отца нашего Давида сказал Духом Святым» ( Деян.4:25 ). Это представление ап. Петр применяет и ко всем вообще в.-з. пророкам: «Бог предвозвестил»... «Бог говорил устами всех своих пророков» ( Деян.3:18,21 ; ср. 1Пет.1:11 ), и со всею решительностью во 2Пет.1:21 утверждает, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы (φερμενοι, Vulg. – inspirati, слав. Просвещаема) Духом Святым». Равным образом, и ап. Павел указывает как на непосредственный источник пророческого слова на Бога, и в этом отношении приравнивает проповедь пророков к откровению, данному в Сыне ( Евр.1:1–2 ), соответственно чему и при цитации в.-з.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010