Обратившись ко Христу в зрелом возрасте, Клеман сделал выбор в пользу Православия – церкви, на знамени которой написано слово «Предание», ощущающей себя именно как церковь Предания. Он сам стал певцом Предания, которое понимал не как букву, предназначенную для повторения, но как выражение «духа юности», живую память о «великой Пасхе» – Христе. В сознании же многих и многих православных (естественно, не только их одних, но сейчас речь именно о православных) традиционализм слишком часто оборачивается культом неизменности, неподвижности, якобы гарантирующей причастность к вечности. Едва ли не любое изменение при этом воспринимается как крушение основ. Неотъемлемо от этого жестко традиционалистского сознания и конфессиональное самодовольство, к тому же выдаваемое за норму церковности: истина в моей церкви, все остальное – в той или иной мере заблуждение. Вообще, есть очень много православных, уверенных в том, что они стали православными, потому что именно православие истинно. Звучит же в этом совсем противоположный внутренний мотив: в православии истина, потому что они сами в православии. Такие люди очень любят по любому вопросу ссылаться на «святых отец» и «святые каноны», но эти апелляции к авторитетам чаще всего расшифровываются в первую очередь как сообщение другим о собственной непогрешимости: истина у меня, я не могу ошибаться, я ведь единомыслен со святыми отцами! Хорошо проник в суть этого сознания сквозь покровы благочестивых заверений в верности Преданию Бердяев, оставив следующее наблюдение: « " Православие – это я», – говорит этот ревнитель ортодоксии и обличитель ересей. Если бы я во что бы то ни стало стоял за наименование, то я бы ему ответил: «Твой критерий формально верный, но ошибка твоя в утверждении, что православие это ты, православие это не ты, а я». Я давно заметил, что представители ортодоксии и авторитета, в сущности, никакого авторитета для себя не признают; они себя считают авторитетом и обличают в ересях митрополитов и епископов; для себя они признают большую свободу и отрицают ее лишь для других». Нетрудно заметить, как часто человек, привыкший говорить «от авторитета», прикрывает им знание материала и богословские воззрения уровнем не выше плинтуса: скажем, точно «знает» о погибели некрещеных ­- и говорит об этом так, словно все святые отцы его персонально в этом заверили. Одновременно такой «всезнающий» богослов любит одергивать того, кто подчеркивает, что говорит лишь от себя: как-де он смеет, да это же гордыня! Хотя на деле все опять же с точностью до наоборот: говорящий от себя, если только он вменяем, подразумевает, в отличие от большинства говорящих «от авторитета», возможность собственной ошибки. Однако привычка использовать Писание и отцов как средство для затыкания рта оппоненту накрепко въелась в православный дискурс и вместе с прочим обуславливает современную богословскую немощь православных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/e...

В предыдущих статьях уже показывал, что богословие по вопросу об участи некрещёных младенцев делится на пессимистическое (арх. Лазарь (Абашидзе) с его книгой «Грех Адама», иерей Даниил Сысоев, о.Георгий Максимов, о.Рафаил (Карелин) и другие ревнители и борцы против модернизма) и «оптимистическое» (профессор А.И.Осипов и его единомышленники). И хотя я признаю, что у А.И.Осипова есть ошибки богословского порядка, однако вижу ошибки и у его оппонентов. Кстати, вопрос: почему многие батюшки м архиереи прошли духовное обучение у А.И.Осипова? Видимо, по Промыслу Божию, потому что наряду с неточностями у него есть что-то и положительное. Так, например, он напомнил нам, что Бог есть Любовь. Он увёл богословие от жёсткой диктатуры рационализма и сухих схоластических схем в область, где много неизведанного, незаконченного, непроясненного. Так вот о незаметной ереси. Противники А.И.Осипова впадают в другую крайность, которую можно назвать ересью рационализма. Это совершенно новая ересь, характерная для нашего последнего времени, когда знания и схемы чуть ли не обожествляют. Наука и научные методы проникли в богословие и современные богословы даже не стесняются об этом говорить. Но надо понять, что схоластика была чужда святым отцам. По сути, единственный святой св.Иоанн Дамаскин попытался изложить богословие в виде стройной, если можно так сказать, научной системы и использовал частично схоластику, но даже в его творении «Точное изложение православной веры» его схоластика не вырождается в замкнутую логическую рациональную схему и содержит выходы в мистическое богословие, содержит то, что не может быть объяснено логикой. И даже приснопоминаемый иерей Даниил Сысоев говорил, что «Бытие Бога сверхлогично» (хотя он же и положил первый соблазн ереси рационализма своей книгой «Спасутся ли некрещёные?»), но, увы, уже его последователь иерей Г.Максимов всё пытается втиснуть в прокрустово ложе логических схоластических схем. Однажды, разговаривая с профессором В.В. Медушевским, я посетовал ему на это абсолютное правило богословов пессимистического лагеря «Кто не крестится – тот не спасётся». И он ответил мне: «А всемогущество Божие?»… И вот прошло несколько лет, и у меня самого чётко обозначилась эта мысль. Ведь идя против всемогущества Божия, богословы пессимистического лагеря идут против догмата, это ведь догмат (абсолютная истина), то есть исповедуют ересь. Да, святые отцы (некоторые) тоже говорили, что некрещёные не спасутся, но говорили это больше дидактически, педагогически, а не догматически. Просто нет такого догмата «некрещёные не спасутся», и богословы пессимистического лагеря обманывают своих слушателей, представляя это догматом, нарушают другой, настоящий, догмат (Догмат о всемогуществе Божием).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/02/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная любовь и творческий потенциал личности Успешность в творческой деятельности во многом зависит от качества нашего взаимодействия с духовно-культурным содержанием национальных традиций 31.10.2022 467 Время на чтение 9 минут Фото: из личного архива автора «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор.1:20) Вопрос о взаимосвязи духовности и творческого потенциала личности до сих пор остается в дискуссионном поле, хотя многие оппоненты с обеих сторон согласны с тем, что греховные страсти значительно снижают результаты творческих усилий. Но есть и другое мнение, что некоторые страсти стимулируют творческий потенциал человека. Важно понимать, что проблематика взаимосвязи духовности и творчества не является сферой сугубо теоретических изысканий, ибо в социокультурной практике мы часто наблюдаем ситуации, в которых некоторые общественные и политические активисты пытаются повысить личный рейтинг, используя голословную критику проблемных ситуаций для прикрытия своего творческого бессилия. Подобного рода словопрения не содержат каких-либо идей и предложений, но пересыщены эмоциями и самомнением и потому являются откровенной демагогией. Святые отцы предупреждали – чем больше снаружи, тем меньше внутри. Несмотря на это, многие обыватели верят безответственной риторике, совершенно не задумываясь над тем, что низкий уровень духовности всегда ограничен словами, за которыми нет практических дел. Высокая духовность всегда воплощается в делах. И там, где духовность отдыхает, там нет и не будет дел, потому и ожидать свершений от ищущих личного блага бессмысленно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Большинство людей как бы намеренно предаются всяким страстям и мерзостям, всяким порокам и остаются нераскаянными. Горе людям, зарывающим таланты свои в землю и не умножающим данного Богом залога для своего же блаженства, славы Божией, для безмерной благости и щедрот» (1). Для многих общественных активистов успешность заключается вовсе не в стремлении к совершенству, в процессе которого в максимальной степени возможна реализация своих талантов, а в поиске возможностей для удовлетворения меркантильных амбиций. При отсутствии реальных дел, этот поиск сопровождается гипертрофией собственных оценок и суждений, непониманием того, что традиционные формы русского мира невозможно сохранить без обращения к содержанию традиций. К примеру, для сохранения русского самосознания в школе недостаточно сохранения русского языка в преподавании, необходимо сохранение и основного содержания русских традиций в программах образования.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/31/du...

поиск:   разделы   рассылка Как отличить настоящего священника от шарлатана? Источник:  Нескучный сад Почему корреспондент " Нескучного сада " подрался со священником и как отличить настоящего священника от шарлатана? Об этом рассказ журналиста Кирилла Миловидова и комментарий архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя управляющего делами Московской Патриархии. Сегодня на выходе из перехода я увидел священника, который пел перед пакетом с мелочью – видимо собирал пожертвования на восстановление далекой обители. Внешний вид был полностью аутентичен – наперсный крест, подрясник с поясом, икона и даже четки на левой руке. Мне стало интересно, что заставило его нарушить правило, запрещающее всем священникам и монашествующим собирать пожертвования вне церковной ограды. Я подошел к страннику и вежливо поинтересовался – знает ли он о запрете, призванном бороться с мошенниками. " Священник " повел себя неожиданно агрессивно. Сначала просто сказал: " Все, до свидания " , – а потом, когда я пригрозил полицией, то и вовсе бросил мне в спину: " Будь ты трижды проклят! " Дежурный полицейский на станции Таганская ничем не смог мне помочь, потому что наземная территория " вне его юрисдикции " . " Я этого священника уже сегодня видел, – сказал мне сержант. – Я его отогнал от перехода на 15 метров, а дальше ничего сделать не могу. Обращайся к охранникам торгового центра " . Я вернулся на поверхность, и пошел в торговый центр. Охранник также расписался в собственной неспособности сладить с мошенником: " раз уж полиция бессильна, то что можем сделать мы? " Убедившись, что " священник " неуязвим перед законом, я решил хотя бы сфотографировать его, чтобы предупредить знакомых. " Отец " сначала повернулся спиной. Но через минуту ему надоело так стоять, и он, взяв икону в левую руку, попытался ударить меня в ухо. Я отскочил на несколько шагов и навел телефон еще раз. За вторую попытку мне попытались дать не только по голове, но и отвесить пинка, а также отобрать телефон. " Тебе голову отрежут " , пообещал " священник " . " Спасибо, отвечал я, по-боксерски закрываясь руками – Спаси Вас Господи " . Дальше " священник " начал что-то отстегивать с пояса, и пообещал ударить плеткой. Вокруг нас начала собираться толпа. Люди кричали " ей, святой отец, разве святые так себя ведут, не позорь веру " " Да он никакой не священник, – крикнул я, – Это же шарлатан " . В тот момент, когда мой оппонент снова полез с кулаками, мимо как раз проходил полицейский. Сержант попытался успокоить " священника " и попросил " не возмущать народ " и проследовать за ним для дачи объяснений. " Отец " сказал, что никуда не пойдет.

http://religare.ru/2_96618.html

Пресса/Православие.Ru Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version ПРАВОСЛАВИЕ.RU   Пресса   Встреча с Православием Интернет-журнал Гость сайта Вопросы священнику Новости Пресса Аналитическое обозрение Документы истории Полемика Мониторинг СМИ Фотогалереи Сретенский монастырь Поместные Церкви Православный Календарь English edition Аудио Видео Вышел 18-й номер журнала БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Исцеление от абсурда Анна Гальперина   Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 15-22 сентября. – Рождество Богородицы. – Памяти Столыпина. – Грузия и глобализация. – Псевдозащитники и журналисты. – Мусульманский гибрид. – Источник вдохновения. – Предвыборные игры. – Церковь вне политики. – Атипичная религиозность. – Трезвость Православия. далее... СМИ и православие Священник Владимир Вигилянский, «Новый мир», 9 за 2003 г. За последние десять лет все информационные войны в СМИ Церковью были проиграны. Можно много говорить о причинах поражения. Но в основном победители видят их в слабости церковной позиции, а побежденные — в слабости информационных средств, отстаивающих эти позиции. Последние основываются на том, что не раз бывали случаи, когда аргументы религиозных деятелей были тщательно блокированы ведущими СМИ, тогда как оппонентам были предоставлены все возможности для нападок. далее...   По законам бульварной прессы Анна Гальперина Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8-15 сентября. – Сретение Владимирской иконы. – Золотой крест на Афоне. – Теракты и панихиды. – Сектантский омут. – Церковь против наркомании. – Несостоявшаяся исповедь Толстого. - Усекновение главы Иоанна Предтечи. – Фальсификации и манипуляции. – Хронические болезни СМИ. – «Мирская жизнь». – Материалистические поиски души. – Святые Александр Невский и Даниил Московский. далее...   Мощь мощей Евгений Ашихмин, " Молодежь Эстонии " , 15 сентября 2003 г.   13 сентября, в минувшую субботу, совершилось прославление святых мощей сщмч.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

Часть I. Святитель Игнатий (Брянчанинов) СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) НАСТАВЛЯЕТ… 1 «Со вниманием прочитывай мои недостойные письма, не спеши. Моли Бога, чтоб даровал мне слово истинное, духовное, а тебе разумение этого слова. Слово духовное точно невещественное неудобоемлемо, ускользает от ума ветхого. Оттого и случается, что перечитывающий его встречает в нём много нового, ускользающего при первом чтении и чтениях... Мне хочется, чтоб книга моя была другом, всегда утешительным, никогда не обременительным... Хочу, чтоб книга удобоприступна была каждому, как друг... Благословен Бог – Отец Света, от Которого всякое даяние благо и всяк дар совершен! Людям, седящим во тьме и сени смертней, свет воссия, то есть Христос в Его истинном учении...» Вместо предисловия Давно мечтал я приступить к изучению эпистолярного наследия святителя Игнатия (Брянчанинова) , епископа Кавказского и Черноморского († 1867), но житейские заботы уводили меня к исполнению других обязанностей. Год тому назад я уже было начал приводить свою мечту к исполнению, но опять должен был остановиться, а остановка привела ко многим потерям сделанного. Кроме главной причины, двигавшей меня к исполнению мечты – изучить наставления святителя Игнатия (в письмах они бывают самые живые, тёплые, разнообразные, конкретные...), мне хотелось своим трудом почтить собирателя сих писем, ближайшего друга, известного старца, схиархимандрита Иоанна (Маслова) (†1991), профессора МДА и официального оппонента на мою магистерскую диссертацию, игумена Марка (Лозинского) († 1973). Отец Марк был и моим добрым другом. Царство Небесное и вечная память дорогому отцу Марку! Святителю Отче Игнатие, помолись у Престола Божия, чтобы Господь помог мне исполнить задуманный труд и достойно пройти завершительную стадию моего жизненного пути! «О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие!.. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси... Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси... И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих»

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Несвятые – святые?! Или о нашей исторической миссии и «Третьем Риме» Алексей Величко   09:00 04.03.2024 734 Время на чтение 18 минут Фото: ros-vos.net Никуда это чувство не денется, И откуда такой перекос, Что по Тютчеву здесь, а не где-нибудь Неприкаянный бродит Христос. Чем же мы, без любови уродецы, Заслужили для весей своих Называться юдоль Богородицы, И пристанищем грозных Святых? И щетинится разум укорами К фарисеям, служащим во мгле, Только чую я кровью и порами – Все свершится на нашей земле. Здесь свершится вранью окончание, И увидит березочка та, Как смиренное наше молчание Разрешится по Правде Христа. Дмитрий Сивиркин I . Желание Главного редактора Русской Народной Линии, известного публициста и писателя А.Д. Степанова обсудить тему , поднятую в моей статье «Славянофильство и «Третий Рим»» , чрезвычайно актуально и по-авторски приятно. С благодарностью принимаю предложение продолжить дебаты и пойду последовательным путем по тексту моего уважаемого оппонента.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/ne...

прот. Владимир Шарапов 4. Богословские аспекты реального евхаристического присутствия и связанные с ним недоумения Евхаристия и Боговоплощение Отечественные сторонники impanatio утверждают, что за каждой Божественной Литургией происходит Воплощение Бога Слова. При этом они цитируют святоотеческие высказывания, в которых происходящее на Литургии, действительно, сравнивается с Боговоплощением. Следовало бы им вспомнить, что подобие потому и является подобием, а не тождеством, что не во всём воспроизводит то, чему подобно. Стоит забыть об этом, и мы впадаем в ересь. Отождествив Евхаристию с Боговоплощением, мы, во-первых, ниспровергаем церковное учение об уникальности и неповторимости Воплощения, и, во-вторых, подпадаем под анафему IV Вселенского Собора, на авторитет которого так любят ссылаться наши оппоненты. Ведь для того, чтобы вновь воплотиться, в подлинном смысле этого слова, Бог Слово должен бы сначала «развоплотиться». Но, на беду протестантствующих, Он соединился с человеческим естеством навечно или, по выражению отцов Собора, «нераздельно» и «неразлучно». К тому же, и это очень важно заметить, борцы с церковным евхаристическим богословием в данном случае совершают подлог, поскольку на словах говорят о Воплощении, то есть о воипостазировании Богом Словом полного человеческого естества, а в мысли при этом держат восприятие Богом не одушевлённой и разумной человеческой Плоти, а бездушного и бездумного хлеба и вина, то есть говорят о всё том же «проницании» хлеба или «вохлебении» (impanatio), в пользу которого ничего не сказано ни у кого из святых отцов. Сравнивая Евхаристию с Боговоплощением, святые, напротив, исповедовали свою веру в наше приобщение за Литургией истинным Телу и Крови Христа, поскольку приводимым сравнением они настойчиво утверждали, что освящённые Дары по своей сущности тождественны Плоти, зачатой в утробе Девы, страдавшей на Кресте и т.д. Реальность евхаристического телесного присутствия у отцов рассматривалась в контексте реальности Боговоплощения. Мы уже видели, что всё это подтверждается всем ходом мысли и прямыми высказываниями святых отцов на этот счёт.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года По поводу современных толков по вопросу о браке и девстве Вечно живой, глубокий, интересный вопрос о браке и девстве в настоящее время (особенно со времени появления «Крейцеровой сонаты» графа Л. Толстого) очень сильно волнует русское общество. Он положительно составляет злобу дня и обсуждается всюду — и на страницах духовных и светских журналов, и на столбцах газет, и в различных кружках русской интеллигенции. Главная задача всех этих бесконечных споров, по-видимому, заключается в установлении надлежащего христианского взгляда на данный вопрос. Но при этом почти упускается из виду, что этот вопрос по преимуществу исторический. Его можно более или менее удовлетворительно решить только путем углубления в период седой старины древнехристианского самосознания, носителями которого были святые отцы и учители древней Церкви. Эти светильники христианской истины не менее нас интересовались данным вопросом и на разрешение его потратили много труда и усилий в своих многочисленных творениях. Эти творения особенно благовременно вспомнить теперь, когда разрешение данного вопроса, при всех усилиях современных публицистов и мыслителей, так туго подается вперед, выдвигает массу трудно разрешимых недоумений и бесплодно обостряет страсти спорящих сторон. Особенно важно и интересно обратиться к обильной и в то же время авторитетной сокровищнице святоотеческой письменности в виду того обстоятельства, что и представители современного церковного самосознания и их оппоненты сознают необходимость выяснения данного вопроса путем исторического исследования, путем углубления в самую «колыбель христианства», какой, несомненно, были первые века христианской эры 1 . Замечательно, что еще в эти века зарождения христианских идей так же, как и теперь, ожесточенно велись споры по вопросу о браке и девстве, еще тогда обозначились и все те типические решения его, которые теперь представителями той или иной спорящей партии гордо и самоуверенно выдаются за «новую» истину, за подлинный голос Христа.

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

Библейские традиции смеховой культуры обсудили в ходе научного семинара в Москве 26 марта 2014 г. 14:54 22 марта 2014 года в Московском доме национальностей в Москве состоялся научный семинар «Традиции и смеховая культура в современном мире». Организаторами мероприятия выступили Московский дом национальностей и молодежное движение «Лидер». В работе семинара приняли участие историки, этнографы, публицисты, специалисты в сфере молодежной политики, студенты московских вузов и представители диаспоральных молодежных организаций. С докладом о библейской традиции смеховой культуры выступил председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, эксперт Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин). «Смех это некий инструмент, который можно применить во зло или во благо, — отметил в ходе своего выступления отец Димитрий, — зачастую именно смех позволяет наилучшим образом дать отпор агрессивному злу. Такой смех сопряжен с отвагой, знаменуя нравственную победу добра. Очень любопытную рекомендацию, как сбивать спесь с гневливого оппонента, мы находим у святителя Григория Богослова: " пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех — самое сильное оружие к препобеждению гнева " . Именно в этом смысле Церковь именует ад " всесмехливым " , то есть, в буквальном переводе, " всеосмеянным " . Не только древние святые, случалось, подшучивали над собой, над своими оппонентами и над кознями лукавого, но и подвижники последних столетий. В их числе Оптинские и Псково-Печерские старцы, новомученики и исповедники Российские и такие миссионеры как Сергей Фудель, митрополит Антоний Сурожский и многие другие». «С другой стороны, хотя мы встречаем и мягкий юмор, и иронию, и самоиронию, а иной раз и бичующую сатиру, и на библейских страницах, и в апологетических, и в аскетических текстах, дар смеха требует того навыка " различения духов " , о котором пишет Иоанн Богослов. Ведь смех может быть и маркером духовного неблагополучия, — сказал также иеромонах Димитрий (Першин). — " Ухахатываться " неполезно, во-первых, потому, что мы утрачиваем контроль над своими эмоциями, а, во-вторых, коллективный смеховой транс зачастую низводит его жертв на уровень гадаринского стада. Так называемый " святой хохотун " , который накатывает на адептов неохаризматических сект во время их радений, не только не имеет ничего общего с подлинными дарами Святого Духа, но граничит с одержимостью, разрушающей психику и сознание человека».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010