2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-111-1195. 49. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной ОО «Общество памяти игумении Таисии» книги И. У. Палимпсестова «Мои воспоминания об Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить ОО «Общество памяти игумении Таисии» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги И. У. Палимпсестова «Мои воспоминания об Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания, а также исправления указанного в замечаниях недостатка. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-111-1196. 50. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной ОО «Общество памяти игумении Таисии» книги архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия «Беседы на Святую Четыредесятницу о смерти. О последней судьбе мира», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить ОО «Общество памяти игумении Таисии» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия «Беседы на Святую Четыредесятницу о смерти. О последней судьбе мира» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания, указания автора вступительной статьи и издания, по которому была подготовлена данная публикация, а также исправления указанного в замечаниях недостатка. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-111-1197. 51. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной ОО «Общество памяти игумении Таисии» книги архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия «О грехе и его последствиях», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить ОО «Общество памяти игумении Таисии» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия «О грехе и его последствиях» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания, указания автора вступительной статьи и издания, по которому была подготовлена данная публикация, а также исправления указанного в замечаниях недостатка.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Разве только он впал в те же грехи и, чистосердечно исповедуясь (пред одним духовником), указывает по смирению на прежние, (уже разрешенные другим духовником) грехи, как на корни и причины последующих, или же делает это и просто по сокрушению сердца и уничижению, чтобы смирением приобресть себе более пользы. Вопрос . В святую четыредесятницу можно ли крестить, или совершать брак? Во святую и великую четыредесятницу следует крестить всякого приходящего и стесняться здесь не должно ни чем – ни временем, ни днем, ни чем бы то ни было: потому что здесь идет дело о спасении человека. И в монастырскую схиму облекать желающих можно: так как это время, как время покаяния, наиболее прилично для такого дела. Ничто не мешает кому-либо из достойных принять и священство, только рукоположение в диакона можно совершить и на литургии Преждеосвященных, а рукоположение в пресвитера следует совершать не иначе, как на литургии совершенной, так как пресвитер совершитель, а диакон лице служебное, или служитель. Что же касается до брака, то его вовсе не должно совершать (в великом посту): потому что – он дело плоти и соединяется с плотским удовольствием, а никто не может заботиться о плотском и вместе каяться, иметь мирские помыслы и скорбеть о душе. Потому не следует заключать и условий брака, разве только по какой-нибудь необходимости, – и это делать в день Благовещения, если только он случится не на великой седмице и в Вербное воскресение. Вопрос . Некоторые на входе целуют священнические облачения, а другие делают на земле крест. Полезно ли это? Целующий на входе священные облачения ничего неуместного не делает; скорее же – он творит дело веры и спасется, как спасались касавшиеся воскрилия риз Спасителя, потому что это ради Его и делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Славянская кормчая. Дважды не поставлятися в причет. Дващи поставлении, и с поставльшим его, да извержется, аще не будет токмо еретическая рука первая (Никон. 63). Толкование. Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, второе поставление примет от кого, первого возненавидев, да извержется сам, и поставивый его, аще токмо не прилучится, яко еретик поставлен бе перве. Ибо от тех крещении, некрещени: и поставлении, не причетницы. Глава 69 Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен. Зонара. Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать. Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою. Аристен. Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Ясно. Вальсамон. Сорокадневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом — и Святыми Апостолами в настоящем правиле. Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток (ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение); то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Претыкание второе Сорокадневный пост Христа не может быть примером и началом нашей потому что Христос постился не для того, чтобы дать нам пример пощения. Если бы Он хотел, чтобы мы следовали за ним в постах, он бы постился каждый год по сорок дней, как постимся сейчас мы. Исправление претыкающимся Христос был искушаем диаволом и только поэтому постился сорок дней, подавая нам пример, как вооружаться постом против искушений. Поскольку мы должны с искусителем не один раз, а каждый год, то каждый год нам и должно соблюдать святую Четыредесятницу. ВОЗРАЖАЮТ противники: Если наша Четыредесятница берет начало от Христовой Четыредесятницы, то, поскольку Он не ел сорок дней и ночей, то и мы должны так делать. ОТВЕЧАЕМ: Последуем Христу, как сможем, как ученики за Учителем, как рабы за Владыкой, как люди за Богом, не на равных, ибо как могут быть равны тьма и Свет, создание и Создатель. Но будем поступать так. как можем, по немощи нашего естества. ВОЗРАЖАЮТ противники: Моисей также постился сорок дней, но в Ветхом не была установлена Четыредесятница в подражание Моисею. Значит, не была она установлена в подражание и в Новом Завете. ОТВЕЧАЕМ: Не может быть Моисей равен Христу, а синагога Церкви. за более достойным, чем Моисей, за Христом, и Церкви, подражающей самому Господу, а не синагоге, подражающей рабу Господню. К тому же, в Писании не сказано, что Моисей дал себя в пример Евреям, в отличие от Христа, Который сказал: Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( ). И верховный Петр говорит: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Апостол Павел также говорит: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные. И живите в любви, как и Христос возлюбил нас ( ). И снова: Будьте подражателями мне, как я Христу ( ). И снова: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Христа ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Начало великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени. Вместо «Бог Господь» поются «Аллилуиа» (3) во глас Октоиха и троичны гласа, причем, к первому тропарю бывают особые окончания по дню 388 . Стихословие каждой из трех кафизм и 50 псалма начинается пением «Господи, помилуй» (3), «Слава». Ектении перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 50 псалма священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя»; после возгласа «Милостию и щедротами» – пение канонов. Каноны поются в соединении с песнями Священного Писания «Господеви поем». Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе «Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу». Канонов полагается три: святого из Минеи – полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель. Трипеснцы содержат следующие песни: В понедельник – 1, 8 и 9 песни; во вторник – 2, 8 и 9; в среду – 3, 8 и 9; в четверг – 4, 8 и 9; в пятницу – 5, 8 и 9; в субботу – 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец). Главные особенности пения канонов утрени следующие. Песни, в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник – 1 песнь, во вторник – 2 песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по Уставу – пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов «Господеви поим», во вторник – «Вонми небо» и т.д. Исключением является 9 песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас – тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания. После песней, в которых есть трипеснцы, поется катавасия – ирмос 2 трипеснца. Следующая же песнь начинается обычно пением ирмоса Минеи (если в данной песни нет трипеснцев) или попеременным чтением стихов из Священного Писания и тропарей канона Минеи, без пения в начале ирмоса, как это бывает на 3 и 6 песни в понедельник, вторник, среду (только в 6 песни), четверг и пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

То есть одна из причин – подражание Христу, который также постился 40 дней. Очень часто задают вопрос относительно устава пищевого поста во Святую и Великую Четыредесятницу. Наибольшей строгостью отличасется первая седмица свв. постов. В дни, когда не положено никакой Литургии, даже Преждеосвященной (понедельник, вторник и четверток – совершенный пост, т. е. без какой-либо пищи и пития. В среду и пяток первой седмицы постная Литургия Преждеосвященных Даров – сухоядение (то есть пища, приготовленная без огня – овощи, фрукты, земные плоды, приуготовляемые Самим Богом, без участия человека). Дозволяется вкушать укроп (именно так по-славянски называется кипяток, подслащенный медом). В прочие дни Св. Четыредесятницы в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник ил четверток позволяется варенье без елея. В субботу и воскресенье позволяется варенье с елеем и вино; рыба не разрешается. Причем вкушение пищи в субботние и воскресные дни позволяется дважды. То есть, вообще говоря, субботние и воскресные дни Великого Поста не являются постными днями. Это хорошо видно на Богослужении. Будничное Богослужение Великого Поста очень сильно отличается от субботнего и воскресного Богослужений того же периода. Елей и вино разрешаются, по некоторым уставам, в четверток пятой седмицы поста ради последования, которое обыкновенно называется «Марииным стоянием» (чтение Великого канона). Несколько особняком стоят Лазарева суббота и Вербное Воскресение. Они отделяют собственно Великую Четыредесятницу от поста Страстной седмицы. В эти дни пост получает существенное послабление: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры (значит, автоматически елея и вина), а в Вербное Воскресение, равно как и в праздник Благовещения, разрешается вкушение рыбы (следовательно, икры, елея и вина). Единственная оговорка: если Благовещение попадает на Страстную седмицу, то рыба не разрешается, а позволены только вино и елей. На Страстной седмице: понедельник, вторник и среда – сухоядение; Великий Четверток – по некоторым уставам сухоядение, по другим – елей и вино. Более обоснованной мне представляется вторая точка зрения, поскольку совершается полная Литургия, которая не очень вяжется с сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Последуем хотя издалека в след за Подвигоположником нашим отвержением воли своей; имеемся, придержемся преданностью воле Отца Небесного, хотя края креста Спасителя нашего; соединимся вкупе с Божественным Страдальцем на кресте твердым хотением исполнять волю небесного Отца; умрем со Христом своеволию нашему, да со Христом и воскреснем в новую жизнь благоугождения Святой воде Отца небесного. Аминь. 25. С какими чувствами должны мы оканчивать св. четыредесятницу? Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче: еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое. (В пят. вечер. нед. ваий ст. 1). Что чувствует путешественник, который, идучи в страну отечественную, совершил долгий и трудный путь, проплыл великую, непрестанно волнующуюся пучину, прошел обширную, безводную пустыню, что чувствует такой путешественник, стоя на пределе родной земли, входя в пристанище благотишное, достигая мирного крова успокоения? Без сомнения чувствует радость, веселие: понесенные им тяжкие труды веселят его, подъятые великие опасности радуют, претерпенные нужды утешают. Таким ли чувством исполняемся мы, совершивши великое поприще поста, переплывши великую воздержания пучину? Без сомнения те из нас радуются духом, которые совершили поприще поста, как неослабные постники, переплыли пучину воздержания, как бодренные воздержники, прошли сухую, безводную пустыню умерщвления своих страстей, как мужественные подвижники. Труды, подъятые для обуздания страстей, приятны; борьба, употребленная для утешения треволнения похотей, утешительна; болезни, понесенные для умерщвления ветхого человека, и для оживления нового в правде и святости, усладительны. Они сами по себе, по тайному благодатному действию награждают подвижников внутренней радостью, которую изрекает Дух Святой в их чистой совести, в их правом сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

А чтобы кто-нибудь не воспользовался отговоркой, что он не мог знать об обязанности поститься, так как не было прочитано послание об этом, то следует совершенно уничтожить возможность такого предлога и приложить старание к тому, чтобы послание было прочитано непременно раньше Четыредесятницы, дабы предупредить нарушение поста. Конечно, братия узнают об обязательном соблюдении поста из чтения послания, но, помимо этого, и ты, мой возлюбленный, со своей стороны, всеми мерами убеждай их и учи исполнять пост: это будет очень худо, если в то время как весь мир так делает, египтяне одни станут предаваться удовольствиям. Так как мне тяжело, что некоторые из-за этого насмехаются над нами, то я и вынужден был написать тебе об этом» 3 . Из этого письма св. Афанасия видно, что в его время почти весь христианский мир соблюдал Четыредесятницу и относился неодобрительно к тем церковным общинам, которые не соблюдали почему-либо поста. Что касается исчисления постных дней Четыредесятницы, то в этом вопросе в разных Церквах была различная практика. Так, Евсевий в своем сочинении «О Пасхе» исчисляет пост в шесть недель, включая сюда и Страстную; таким образом, по нему, получается 42 постных дня, из коих 40 составляют Четыредесятницу, а два Пятница и Суббота нашей Страстной дни собственно предпасхального поста. Другой «Постановления говорит: «Да сохраняется у вас пост Четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем, а совершайте пост этот прежде поста пасхального, начиная его со второго дня с понедельника), а оканчивая в пятницу. После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу Пасхи Страстную), в оную со страхом и трепетом поститесь, начиная со второго дня с Понедельника) до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

конце первой части, после первого Трисвятого дневные тропари на повечериях под субботы, в канун Благовещения, полиелейных и храмовых праздников заменяются особыми тропарями воспоминаемого святого. 2 части, после Трисвятого тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» накануне Благовещения и храмового праздника заменяются кондаками праздника. третьей части, после великого славословия поется канон в зависимости от дня седмицы (в субботу канон покойный), за исключением дней чтения Великого канона. той же третьей части после канона (после Трисвятого), в субботние великие повечерия вместо «Господи сил, с нами буди» читается кондак дня (воспоминаемого святого или «Со святыми упокой»). ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОЙ УТРЕНИ великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени. «Бог Господь» поются «Аллилуиа» (3) во глас Октоиха и троичны гласа, причем, к первому тропарю бывают особые окончания по дню. каждой из трех кафизм и 50 псалма начинается пением «Господи, помилуй» (3), «Слава». Ектений перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). 50 псалма священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя»; после возгласа «Милостию и щедротами» — пение канонов. поются в соединении с песнями Священного Писания «Господеви поем». Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе «Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу». Канонов полагается три: святого из Минеи — полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель. содержат следующие песни: понедельник — 1, 8 и 9 песни; вторник — 2, 8 и 9; среду — 3, 8 и 9; четверг — 4, 8 и 9; пятницу — 5, 8 и 9; субботу — 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец). особенности пения канонов утрени следующие. в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник — 1 песнь, во вторник — 2 песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по Уставу — пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов «Господеви поим», во вторник — «Вонми небо» и т.д. Исключением является 9 песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас — тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Страстную седмицу и предшествующие ей Неделю ваий и субботу нужно отличать от Великого поста. Святая это время подготовки, а это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились, и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать. В пяток ваий несколько раз поется такой текст: «Душеполезную совершивше четыредесятницу…» уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «… и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». В пятницу на седмице ваий св. Четыредесятница кончается; мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы. В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия, совершается Таинство Евхаристии. Что касается еды, то в субботу и воскресенье всегда ослабление поста на елей, и таким образом суббота и воскресенье не входят в число дней св. Четыредесятницы. Итак, 6 седмиц и в каждой по 5 дней, всего получается 30 постных дней, а ведь мы говорим о св. Четыредесятнице. Здесь надо сказать, что идея предпасхального поста существует с древнейших времен и является апостольским установлением, однако исчисление дней св. Четыредесятницы претерпело очень значительные изменения. Так, на Православном Востоке до IX века не было единства в определении периода св. Четыредесятницы. Понятно, почему Четыредесятница носит такое ведь свв. Отцы постановили уподобить свой пост посту Господа, Который 40 дней пребывал в пустыне, но вот устроение этого поста оказалось довольно трудным. Предпасхальный период мог состоять как из 7-й, так и из 8-й седмиц: от начала Поста до дня Пасхи могло быть как семь, так и восемь недель. Наша сырная седмица (как мы знаем, заговенье на мясо происходит уже за неделю до поста) отмечена многими чертами великопостного богослужения и является полупостной седмицей. Это и есть остаток того восьминедельного предпасхального поста, который существовал на Востоке. Продолжительность его варьировалась потому, что постоянно стремились привести число дней поста к 40 дням. Но осуществить это в полной мере так и не удалось: несмотря на все попытки привести число постных дней к 40, это удается лишь ценой некоторых натяжек и выглядит несколько надуманно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010