Скит Анзерский, на основании подтвердительных грамот Государя Царя Алексея Михайловича 1856 и 1662 годов, оставался совершенно независимым от Соловецкого монастыря, и строители избирались из числа анзерской братии, до учреждения в 1862 году вновь открывшейся епархии холмогорской и важеской. В это время первый архиепископ Афанасий подчинил Анзерский скит полному заведыванию соловецких архимандритов. В 176 году комиссией о церковных имениях Анзерский скит с Высочайшего утверждения, как безвотчинный и на своём содержании бывший, не включён в штат, а причислен навсегда к Соловецкому монастырю, с положением в нём строителя и монашествующих 12 человек. Посему скит и доныне состоит под управлением соловецких архимандритов, коими посылается туда для соблюдения порядка старший иеромонах в звании строителя. По заведённому обыкновению и ныне в Анзерский скит отходят на время с благословения настоятеля Соловецкого монастыря испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдалённом уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и, в безмолвии внимая своему спасению, беседовать с единым Богом. Здесь богомыслящие отшельники занимаются вседневною службою по уставу и чиноположению церковному. Кроме сего богослужения, всякий из них имеет и особое келейное правило с поклонами и молитвою Иисусовой и рукоделие. Многое из посетителей Соловецкого монастыря в летнее время путешествуют и в Анзерский скит. Первоначальное устройство Анзерского скита и содержание братии зависело от особенной милости и благоволения царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича к основателю и строителю пр. Елеазару, как видно из подлинных грамот. Также участвовали и другие вкладчики, а именно: Великая старица инокиня Марфа Иоанновна (мать царя Михаила Феодоровича) пожаловала на церковное строение 100 рублей. В 1620 году святейших патриарх Филарет Никитич пожаловал в новопостроенную анзерскую церковь разную церковную утварь, книги и иконы. В 1632 году отпущено из казны в Анзерский скит чрез двинского воеводу князя Ахамашукова для постройки новых и починки старых келий 70 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1628 году царскою грамотою утверждено, чтобы из двинских таможенных доходов чрез Соловецкий монастырь отпускать в Анзерский скит денежного жалованья по 2 руб., хлебного: по три четверти муки ржаной, по осьмине солоду ячного, по осьмине муки ржаной, по осьмине солоду ячного, по осьмине овса, по полуосьмине круп и по полуосьмине толокна; для церкви 1 пуд воску, 10 фун. ладану, 3 ведра вина церковного, на просфоры 1 четверть муки пшеничной; на столовые расходы и дрова по 5 руб., и в добавок к сему в 1631 году на каждую келью по 1 рублю. В 1633 г. Анзерский скит по указу Государеву отписан от заведывания настоятелей Соловецкого монастыря. В 1638 году, по прошению Елеазара, указом на имя соловецкого игумена Рафаила повелено было вместо малой трёх-саженной деревянной церкви, выстроить каменную поземную, внутри пяти сажень, с трапезою во имя Знамения Пресвятой Богородицы, на что и было прислано 200 руб. на поминовение преставившегося в 1634 году святейшего патриарха Филарета Никитича; но строение сей церкви, по неудовольствию соловецкого игумена Рафаила и по докладу о том Государю святейшим патриархом Иоасафом, было остановлено по той причине, что Елеазар намерен был оную церковь выстроить в большем размере. По вступлении на престол царя Алексея Михайловича, в 1648 году повелено было соловецкому игумену Илии помянутую каменную церковь непременно выстроить, и во что всё строение по смете станет, за работу мастерам и за материалы, донести в приказ Большого Дворца; но церковь всё-таки не строилась. В бытность Елеазара в Москве у царя, вручена ему грамота о ружной даче с прибавлением количества воска и мёда для церковной нужды и о постройке каменной церкви. Преподобный Елеазар, возвратившись от царя, смиренно просил вспоможения от настоятеля и братии соловецкой. Прискорбно было видеть Соловлянам, что Анзерский скит совершенно устранён был от их зависимости, поэтому строение не только не начато, но и сам Елеазар получил от них много оскорблений, связан был узами и заключён в темницу. Но кротость и терпение страдальца всё победило. Строение церкви начато. Двинский воевода и стольник князь Григорий Ромодановский принудил соловецкого настоятеля игумена Илию начать строить церковь, которая начата и окончена, но уже по смерти преподобн. Елеазара. В этой церкви сооружены были три престола: 1 во имя Святой Троицы, 2 препод. Михаила Малеина и 3 в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В километре от скита, по дороге на Троицкую спасательную станцию, находится источник с очень чистой и вкусной водой. Рядом с источником - крест, установленный ровно за день до большевистского переворота, о чем гласит сделанная на нем надпись: «При строителе Пармене поставлен иеромонахом Ефремом 1917 года октября 24-го». Престольные праздники [ править править код ] Святыни [ править править код ] Частицы мощей: Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, остров Анзерский Телефон: +7 915 005 01 04 (Whats App), +7 911 577 50 05 (Московский) Электронная почта: ierom.georgy@ya.ru Паломнику [ править править код ] Анзер – самый северный и труднодоступный остров Соловецкого архипелага – с начала XVII века стал пристанищем для пустынножителей, ищущих безмолвия и уединенной молитвы. Со временем на Анзере образовались два скита: Свято-Троицкий с 1620 г. и Голгофо-Распятский с 1712 г. Мирских поселений здесь никогда не было. В настоящее время оба скита действующие, поэтому посещение о. Анзер – это довольно редкая возможность для мирских людей прикоснуться к святыням и особой заповедной атмосфере этого места. С 1 июня по 15 сентября паломническая служба Соловецкого монастыря и экскурсионное бюро Соловецкого музея-заповедника организуют путешествия на о. Анзер в составе паломнических и экскурсионных групп в сопровождении экскурсовода в течение одного дня (без ночевки). Паломническая поездка на о. Анзер включает: Время пребывания на Анзере около 6 часов. Длительность всего путешествия 12-14 часов. С собой необходимо иметь: Заявки на посещение о. Анзер принимаются от групп и частных лиц в паломнической службе Соловецкого монастыря (тел. +7 911 575 83 10 , e-mail: palomnik@solovki-monastyr.ru ) и в экскурсионном бюро Соловецкого музея-заповедника (тел. +7 818 3590 321 , e-mail scg@solovky.ru ). Все поступающие заявки на включение в паломнические группы регистрируются и выполняются в соответствии с очередностью в зависимости от погоды и наличия транспорта.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В начале XIX века настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Досифей (Немчинов) решил возобновить Голгофо-Распятский скит и с просьбой об этом обратился в Святейший Синод. Разрешение было получено, и в 1828 году начались работы. За одно лето проложили хорошую дорогу от Свято-Троицкого скита, а на горе возвели большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня с папертью, сенями и кельями. В следующие два лета завершено было внутреннее убранство храма и построена колокольня. 13 сентября 1830 года храм был освящен, в том же году завершили его отделку, а 24 октября освятили престол каменного теплого придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вслед за церковью, в 1831 году, на северном склоне горы была построена первая гостиница, а в 1833 году, на южном склоне, – двухэтажный каменный корпус с тремя кельями и кухней внизу и трапезной на втором этаже. В том же году старая деревянная церковь с горы была перенесена на то самое место, где когда-то стояла келья Паисия и 14 июля 1835 года освящена в честь Воскресения Господня. В скиту возобновилась иноческая жизнь. Устав скита составил архимандрит Досифей. Он напоминал братии, что в скиту при жизни преподобного Иова пища была самая постная, иноки никогда не вкушали рыбы и масла, но немощи ради разрешил рыбу и постное масло по праздникам. Согласно уставу «служба Божия должна отправляема быть не леностно, не скоро, но чинно, читать не торопясь, единогласно службу Божию исполнять, яко пред самим лицем Божиим». К концу XIX века в скиту проживало 18 человек братии, летом приезжали паломники. 18 июня 1912 года торжественно, при большом стечении гостей, отметили 200-летие со дня основания скита. После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году – в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. В 1925 году были вскрыты и вывезены в музей Соловецкого общества краеведения святые мощи преподобного Елеазара. Во время эпидемии тифа, во второй половине 1920-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы. В военные и послевоенные годы остров использовался как сенокосные угодья. Еще в середине 1960-х годов остров Анзер был объявлен заказником, в 1970-е – «особо охраняемой территорией», и въезд на него был ограничен.

http://sobory.ru/article/?object=03598

После недельного затвора, труда и молитв по келлиям иноки собирались на общую службу в храме. В субботу вечером, в положенное время, пономарь брал благословение у строителя и священника и благовестил в повседневный большой колокол четверть часа, а потом звонил во все колокола к вечерне. Строитель и братия собирались в церкви, и священник начинал вечерню. В конце вечерни совершался чин прощения: священник «поклонится братии и творит прощение. И братия такоже поклоняются ему и прощаются у него. Ходят по чину, по два, глаголят прощение единогласно и отшед поклоняются до земли вкупе, поклонившись друг другу, и расходятся с молчанием по келлиям». На вечерне братия исповедовали свои грехи и помыслы духовнику. Остальные службы (повечерие и полунощницу) монахи правили в своих келлиях. Если предстояло всенощное бдение, в ночи вновь раздавался благовест, и пустынники возвращались в церковь. Воскресным утром, после уставных молитв, совершалась литургия. По окончании литургии на аналой посреди церкви возлагалась икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Соловецкими чудотворцами. Братия подходили по двое и с поясными поклонами прикладывались к образу, а затем получали антидор. Совершив чин прощения, иноки в молчании расходились по келлиям. В храм монахи собирались «на пять великих бдений на Великий пост и на всю Светлую седмицу, и всех служб церковных в год сто семьдесят». Строитель Елеазар собственноручно записал все эти правила в «Устав скитский обители Святыя и Живоначальныя Троицы и преподобного отца нашего Михаила Малеина пустыни сущей во отоце окияна-моря Ванзерскаго острова», который с 1626 года хранился в ризнице Свято-Троицкого скита и служил руководством для иноков. Устав скита содержал и чин пострижения в монахи, и чин погребения усопшего инока, и другие правила пустынножительства. Летом 1633 года по указу царя скит был отписан от Соловецкого монастыря и получил самостоятельность. Ружное и денежное жалованье приказано было отправлять прямо на Анзер. В начале 1630-х годов в скит поступил священник Никита Минов, будущий патриарх Никон. Он вложил собственноручную лепту в украшение пустынного храма: под руководством преподобного Елеазара написал на холсте красками Нерукотворный образ Спасителя. К 1636 году число насельников Троицкого скита увеличилось до двадцати, в старой деревянной церкви стало тесно, и преподобный Елеазар начал собирать средства для строительства нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Особо прославились старчеством в XVIII— XIX вв. следующие обители. Флорищева Успенская пустынь . Основана в 1655 г. святым Иларионом, возведенным в 1682 г. в сан митрополита Суздальского и Юрьевского (14 декабря 1707). Прославилась строгим общежительным уставом. Саровская Успенская пустынь . Общежитие введено в 1706 г. иеросхимонахом Иоанном (1737). Там подвизались схимонах Марк Молчальник (1817) и преподобный Серафим Саровский (2 января 1833). Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря . Основан в 1715 г. на Анзерском острове Соловецкого архипелага преподобным Иисусом (1726). Иноки Голгофского скита способствовали духовному расцвету всего монастыря. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь . Старчество и устав Саровской обители введены в этом монастыре игуменом Назарием (1782—1801), Саровским иноком. В 1793 г. десять иноков Валаамской Спасо-Преображенской обители, прошедших школу игумена Назария, были посланы с миссионерской проповедью на Аляску. В их числе был и преподобный Герман Аляскинский (1837), Небесный покровитель Автокефальной Православной Церкви в Америке. Иноками Валаамского монастыря была устроена в 1895 г. первая обитель на Дальнем Востоке — Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Козельская Введенская Оптина пустынь Старчество введено с 1829 г Наиболее известные старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин; 11 октября 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; 7 сентября 1860), схиархимандрит Моисей (16 апреля 1862), иеросхимонах святой Амвросий (Гренков; 10 октября 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; 1922), иеромонах Нектарий (1928). Их подвиг продолжал в наши дни совершавший пастырское служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; 19 апреля 1966). С 1839 г. Оптина пустынь издавала на русском языке святоотеческие творения. Продолжая дело преподобного Паисия Величковского, братия пустыни переводили и издавали знаменитые творения великих врачевателей душ человеческих — преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина и Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста, которыми руководствовались в духовной жизни многие поколения русских людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436408/

Анзерские колокола, по местному преданию, монахи не отдали и утопили в озере. Спустя 80 лет благотворители организовали экспедицию по поиску колоколов. Современные приборы смогли обнаружить и прощупать два колокола в ближайшем к скиту озере Банном. Но там же поисковой группой были обнаружены и человеческие останки. И чтобы не их тревожить, монастырь принял решение не поднимать колокола со дна озера, а изготовить новые. Отлитые колокола были доставлены на остров Анзер еще в 2006 году, но их поднятие на колокольню стало возможным лишь сейчас. Вес звонов – от пяти до пятисот килограммов, весь набор называется «Архангельский». Как подчеркнул скитоначальник Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий (Стручалин), это название несет глубокий смысл. Предназначение колокола – созывать людей на молитву. Но это еще и образ трубы архангельской, глас которой раздастся во Второе пришествие Христово, напомнил священник. На самом большом, 500-килограммовом колоколе отлиты образы Распятия Господня и архистратига Михаила, а также есть надпись: «Во славу триипостасного Бога с верой в возрождение России». Церковь Распятия Господня на острове АнзерПосле упразднения Соловецкого лагеря церковь Распятия Господня пребывала в запустении, на ней не было куполов, в крыше зияла дыра. Ныне она восстановлена из руин, реставрационные работы внутри храма продолжаются, в будущем году планируется его великое освящение. В возобновленном восемь лет назад Голгофо-Распятском скиту находятся всего пятеро монахов. В Свято-Троицком скиту, расположенном также на острове Анзер, живет еще один насельник. Согласно строгому уставу иноки не употребляют молочной и мясной пищи на протяжении всего года. Электричество на острове подается от генератора, но используется в крайне умеренных количествах. С ноября по апрель сообщение не только с материком, но и с другими островами Соловецкого архипелага прекращается, и шестеро скитян на Анзере полгода не будут иметь связи с внешним миром.  В теплое время года в скитах работают трудники, остров могут посещать организованные группы паломников.

http://pravoslavie.ru/24438.html

За правым клиросом, у южной стены храма, стояла посеребренная с золочеными украшениями бронзовая рака над мощами преподобного Елеазара Анзерского. Она была установлена в 1838 году на средства иеромонаха Арсения из Новгородского Юрьева монастыря. Над ракой была устроена сень в виде шатра на четырех деревянных резных колоннах. Вокруг стояло девять резных позолоченных крестов. Над ракой располагалась икона преподобного Елеазара высотой в человеческий рост – сто семьдесят сантиметров. Нимб и одежду преподобного покрывало золотое и серебряное шитье с блестками и стразами, по углам иконы помещались резные золоченые изображения херувимов. На южной стене храма сохранились остатки росписи с изображением преподобного Елеазара. Есть основания предполагать, что его святые мощи и ныне почивают в церкви под спудом. Западнее раки преподобного располагалась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, написанная на кипарисовой доске, – вклад игумена Корнилиево-Комельского монастыря Арсения, сделанный в 1852 году. Образ был украшен серебряной чеканной ризой с золоченой короной и надписями из синей финифти. К западной стене храма были пристроены хоры; вход на них был прямо со второго этажа келейного корпуса. Снизу, из храма, на хоры вела деревянная винтовая лестница. В советское время церковь перестраивалась под нужды Соловецкого лагеря, затем долго оставалась без присмотра. Церковная утварь, иконостас и рака преподобного Елеазара утрачены, росписи уничтожены, деревянные конструкции полов, оконных и дверных проемов, отопительные системы разрушены. С 1994 года в церкви ведутся антиаварийные работы. Вход в церковь сейчас расположен с северной стороны; прежде существовал и другой, западный,– через паперть. Теперь на этом месте провал. Двустворчатые двери в восточной стене паперти выходили в холодный, Свято-Троицкий храм. Двери в западной стене вели в ризницу и кладовую. Под папертью размещался подвал, западнее нее располагалась трапезная XVII столетия с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, в которую вел отдельный вход. Двустворчатые двери открывались в уютное сводчатое помещение. Стены его были украшены росписями с растительным орнаментом и медальонами. В восточной части трапезной располагалась теплая зимняя церковь во имя Михаила Малеина. Одноярусный иконостас голубого цвета с позолотой включал в себя пятнадцать икон. Северо-западный угол занимала печь, облицованная бело-голубыми изразцами с изображениями единорогов и сказочных птиц и орнаментом из виноградных кистей. На втором этаже размещались покои настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=03601

Подробнее... Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря, на Секирной горе [ править править код ] Скит основан на Секирной горе в память о чуде, свидетелем которого явились преп. Савватий и Герман в 1429 году. Во времена Соловецкого концлагеря в скиту располагался штрафной изолятор. В настоящее время скит входит в состав Соловецкого музея-заповедника. Примечания : Секирная гора получила свое название в память о том же чуде, которое было положено в основу создания скита. Согласно легенде на этой горе ангелы высекли женщину за то, что она собиралась поселиться на острове. Адрес: Исаково, Архангельская обл., Россия, 164070 Подробнее... Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря [ править править код ] Скит при Соловецком монастыре был образован на острове Анзер преп. Елезаром. В 1630 скит получил самостоятельность, во время церковной смуты за поддержку мятежных монахов скит был разорен. Восстановлен в 1676 и вновь передан в подчинение Соловецкого монастыря в 1683. Закрыт в 1924, до 1939 в скиту размещалось Анзерское отделение СЛОН. В 1960-х скит передан в ведение Соловецкого музея-заповедника. С 2002 начато возрождение скита. Адрес : Анзерский Скит, Архангельская обл., Россия, 164070 Телефон : +7 915 005 01 04 (Московский МТС); +7 911 583 70 40 (Анзерский МТС) Подробнее... Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь [ править править код ] Архангельская область (монастыри), 12-Соловецкий-монастырь1 Соловецкий Преображенский монастырь, 1 класса, ставропигиальный, на Соловецком острове Белого моря, в 60 верстах от города Кеми, в 180 верстах от города Онеги, в 300 верстах от Архангельска (по реке Северной Двине и Белому морю). Существует с XV века (см. 17 апреля и 30 июля). В монастыре три великолепные собора. Преображенский собор, заложенный в 1558 году игуменом святым Филиппом, был освящен в 1566 году с одним приделом на южной стороне и четырьмя малыми церквами под угловыми главами храма, с художественной живописью по стенам и с величественным пятиярусным иконостасом, устроенным в 1697 году повелением и иждивением императора Петра Великого. Троицкий Зосимо-Савватиевский собор был построен в 1859 году, с двумя приделами; здесь главная святыня обители — мощи преподобных Зосимы и Савватия (см. 27 сентября), которые почивают открыто в особой раке для каждого в приделе их имени; внизу под собором церковь во имя преподобного Германа с его святыми мощами под спудом; сюда примыкает и третий Успенский собор, с огромной братской трапезной, освященный святым Филиппом в 1557 году; над сводами его 2 малые храма, а под трапезной церковь во имя Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

Жители скитов занимаются сельским хозяйством или ремеслами, но главная их задача не в этом. В традициях монастырской жизни особое место занимает уединенная молитва, затворничество. Голгофо-Распятский скит. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      " В нашем большом монастыре бывает такая ситуация, когда человек на службу может не попасть оттого, что у него труды совершенно неотложные. У нас есть брат, который занимается информационными технологиями, либо мы ведем издательские проекты. По характеру это научная работа, которая требует от человека десятков часов времени, поэтому мы иногда даже планируем его индивидуальный режим дня, и он на службы в принципе не приходит. В скиту такое невозможно, там основное — это богослужение, молитвенная жизнь, а все остальные работы, занятия носят абсолютно служебный характер по отношению к первому " , — говорит архимандрит Порфирий. Три образа монашеской жизни В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав. Однако в летнее время братия жертвует сложившимся распорядком. Делается это для того, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. Для паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами. Они помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу и оказать первую помощь. Убедившись, что все в порядке, жители острова стараются вернуться к уединению и не вступать в общение с приезжими. Свято-Троицкий скит. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      Отшельничество считается высшим образцом монашеского совершенства после общежительного монастыря и скита. Развивать скитский и отшельнический образ жизни невозможно, например, в условиях города. " Если посмотреть историю всех современных монастырей, то изначально это была пустыня, это был лес. Туда приходил отшельник, вокруг него собирались люди, это место постепенно превращалось в общежительный монастырь, вокруг него возникал посад " , — говорит настоятель Соловецкого монастыря.

http://pravoslavie.ru/105737.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010