В холодном Архангельском храме у северной стены была устроена гробница над местом упокоения праведной Иулиании Лазаревской. Согласно рукописному житию праведной Иулиании, написанному ее сыном Каллистратом «по реклу Дружиною» Осорьиным, святую погребли в дубовом гробу 10 января 1605 года у церкви св. Лазаря в селе Лазаревское, где она и подвизалась. В 1889 г. вместо прежней была устроена новая гробница из кипарисового дерева, обложенная позолоченной и посеребряной медью. На верху крышки гробницы находилось чеканное изображение Господа Саваофа, по бокам гробницы помещались изображения в клеймах: явление святителя Николая праведной Иулиании, Иулиания раздает милостыню нищим, глас от иконы Богородицы иерею об Иулиании, и преставление святой. В самой гробнице находилась икона праведной Иулиании во весь рост. Мощи святой изначально почивали в церкви Лазаря праведного, но в конце XIX века их в гробнице уже не было. К концу XIX века кровля каменной церкви обветшала. 30 сентября 1893 г. Строительное отделение Владимирского Губернского правления разрешило в церкви «вместо каменных сводиков по железо-прокатным балкам устроить деревянный потолок». Копии представленного на утверждение проекта прилагаются. В наиболее поздней из сохранившихся клировой ведомости Архангельской церкви села Лазарево Муромского уезда Владимирской губернии за 1909 год сообщается: «1. Церковь во имя Архистратига Михаила, построена в 1811 году тщанием майорши Пелагеи Артемьевны Бычковой. В 1839 году тщанием Муромского купца Алексея Максимовича Никитина расширен теплый храм и пристроены по колокольне кладовая и сторожка. Зданием каменная, крепка, с таковыми же кладовой и сторожкой. 2. Ограда вокруг храма построена в 1880 году тщанием Муромской купеческой жены Параскевы Федоровны Никитиной, зданием каменная, крепка. 3. Ограда вокруг кладбища построена в 1898 году тщанием Муромского купца Леонтия Максимовича Никитина, каменная, крепка. 4. Престолов в сей церкви три: в холодной в честь Архистратига Михаила, празднуемого 8 ноября; в теплой в южном приделе в честь св. Николая Мирликийского чудотворца, празднуемого 9 мая и 6 декабря, в северном приделе в честь св. Лазаря четверодневного, празднуемого 17 октября и в Лазареву субботу. После пожара 8 мая 1902 года престолы освящены в южном приделе 7 ноября 1904 года, в северном — 27 октября 1902 года.

http://sobory.ru/article/?object=40924

Зиму-лето 1613 г. О. провел в Москве, где рассматривалась его челобитная «о вотчинном деле» (Документы Печатного приказа. 1994. С. 14, 150, 153) в связи с проведением Земского собора, на к-ром рус. царем был избран Михаил Феодорович Романов . В 1615 г. благодаря высокому служебному положению О. удалось привлечь внимание местного духовенства к нетленным мощам своей матери. Он способствовал распространению и утверждению почитания в Муроме своих родителей в муромском в честь Преображения Господня мужском монастыре . Некоторые из исцеленных у гробницы прп. Иулиании Лазаревской были вкладчиками этой обители. В 1625 и 1632 гг. О. были адресованы царские грамоты о выборе кандидатов на должность губных целовальников. В 1637 г. в описании г. Мурома отмечается двор О. в городе. В марте-сент. 1643 г., после получения царской грамоты, он был вынужден оставить свою должность из-за доноса. Несмотря на благоприятный исход дела, О. продал единственную вотчину, чтобы иметь возможность оплатить иск. К авг. 1644 г. он был отпущен из-под ареста и смог вернуться в Муром. В кон. 1644 г. против 50 муромских дворян был подан ложный донос о том, что они якобы специально не явились на службу в Одоев без уважительных причин. В дек. 1644 г. 12 обвиняемых во главе с О. приехали в Москву, чтобы оправдаться. В челобитной царю Михаилу Феодоровичу О. вспоминал, что уже из-за 1-го доноса он лишился средств к существованию («кормлюся по племяники и друзьям»). Разбор этого дела затянулся до весны 1645 г., когда О. и др. муромцам наконец удалось оправдаться. Последнее датированное чудо в принадлежащей О. краткой редакции Жития прп. Иулиании относится к 8 мая 1649 г. (БЛДР. Т. 15. С. 117). После сер. XVII в. О. в источниках не упоминается. В рус. лит-ре XVII в. О. выступает как новатор. Агиограф принадлежал не к монашеской или духовной, а к служилой среде, поэтому в написанном им Житии его матери преобладает мирское содержание. Как автор О. упоминается в заглавии Пространной редакции Жития: «Житие и преставление святыя и преподобныя и праведныя матерее нашея Иулиании Лазоревския. Списано многогрешным Калистратом, пореклу Дружино Осорьиным, сыном ея, что в Муромских пределех» (ОР РНБ. ОЛДП. Q.688. Л. 144). Агиограф гордится происхождением из древнего богатого рода, тесно связанного с двором царя Иоанна IV Васильевича Грозного. О. подробно описывает повседневный быт и отношения в кругу семьи. В совр. историографии поддерживается мнение Ф. И. Буслаева ( Буслаев. 1861), что О. первым в лит-ре сделал важный вывод о том, что «женщина может быть святой и в семье, а не обязательно в монастыре» (Очерки рус. культуры XVII в. М., 1979. Ч. 2: Духовная жизнь. С. 110).

http://pravenc.ru/text/2581645.html

Св. Иулиания любила слушать чтение Священного Писания, святоотеческих книг и житий святых, которым она старалась подражать, и муж ее, бывая дома, часто читал ей вслух. Уговаривая ее, он указал ей на слова Космы Пресвитера: «Не спасут нас ризы черные, как не погубят ризы светлые». Она покорилась и сказала: «Да будет воля Божия». Но с тех пор она стала проводить жизнь подвижническую. Спала она теперь час или два на дровах, подложив под голову ключи. Когда весь дом засыпал, она вставала на молитву и молилась до утрени. Потом шла в церковь и, вернувшись после обедни, посвящала весь остальной день домашним делам. По пятницам она совершенно воздерживалась от пищи и проводила весь этот день в строгом уединении, по субботам кормила бедных. Через 10 лет умер ее муж. Горе детей было страшное, но мать утешала их и наставляла к доброй жизни, чтобы сподобиться христианской кончины, как их отец. «Прежде всего, — говорила она, — любите друг друга, будьте целомудренны и творите милостыню " . Милостыня стала ее главной заботой. Имущество свое она уже раздала и входила ради милостыни в долги. Теплые вещи, которые делали ей дети, она раздавала, одевалась зимой как и летом, в башмаки вкладывала ореховую скорлупу. Однажды суровой зимой, когда Иулиания не в силах была ходить в церковь и молилась дома, пришел к ней священник и сказал, что он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Пойди и скажи милостивой Иулиа-нии: почему она не ходит больше в церковь? Ее домашняя молитва приятна Богу, но не так, как молитва, творимая в церкви. А вы ее почитайте: ей не менее шестидесяти лет, и Дух Святой почивает на ней». В молодые годы было ей раз в тяжелую минуту жизни явление святителя Николая: задремав после долгой молитвы, она увидела множество бесов, угрожавших ей за ее подвижническую жизнь. Но святитель Николай, к которому она всегда прибегала, явился ей, и бесы исчезли. Он же благословил ее и сказал: «Мужайся, дочь моя, Христос велел мне защищать тебя от бесов и злых людей». Она проснулась и увидела, что кто-то в неизреченном свете выходит из ее комнаты. Она бросилась за ним, но двери все были закрыты.

http://sedmitza.ru/lib/text/436760/

После смерти 2 старших сыновей прп. Иулиания просила у супруга разрешение принять монашеский постриг, Г. не согласился, но святые дали обет воздерживаться от супружеской жизни. По свидетельству Повести, после кончины Г., похороненного в Лазаревской ц. «честно», прп. Иулиания почтила его память «пением, и молитвами, и сорокоусты, и милостынею», впосл. посвятила свою жизнь служению Богу (Скрипиль. С. 280, 296). Согласно Повести, прп. Иулиания прожила во вдовстве 9 лет, до эпидемии, случившейся в царствование Бориса Феодоровича Годунова, очевидно в 1601-1603 гг. Следов., Г. скончался ок. 1592-1593 гг. Правда, в Повести говорится о том, что Г. и прп. Иулиания «по разлучении плотьне» прожили 10 лет (Скрипиль. С. 280-281, 300), но это известие представляется хронологически неправдоподобным. 2 янв. 1604 г. скончалась прп. Иулиания, 10 янв. она была погребена рядом с могилой Г. После окончания Смутного времени, по-видимому между 1613 и 1615 гг., над могилами супругов была возведена теплая ц. во имя арх. Михаила. Рядом с родителями похоронили схим. Феодосию (Осорьину). 8 авг. 1614 (или 1615) г., во время похорон сына Г. и прп. Иулиании Георгия, был обретен гроб с нетленными мощами святой, полный «мира благовонна». После помазания миром мн. больные исцелились. В связи с этим событием Каллистрат (Дружина) Осорьин написал Повесть о прп. Иулиании («Месяца генваря в 2 день успение святыя праведныя Улиянеи, Муромскиа чюдотворицы» или «Житие и преставление святыя, и преподобныя, и праведныя матере нашея Иулиании Лазаревския»), в к-рой биографии Г. уделяется большое внимание. Каллистрат Осорьин способствовал распространению и утверждению почитания Г. и прп. Иулиании в муромских землях. Хранителями памяти о св. супругах стали члены семьи Осорьиных (с сер. XVII в. называвшихся Осоргиными), в роде к-рых в честь Г. старшего сына всегда называли Георгием. Источники XVIII в. (иконописный подлинник Г. Д. Филимонова) свидетельствуют о том, что наряду с прав. Иулианией в муромских землях почитался и ее супруг, а также дочь Феодосия, к-рых изображали на иконах. Под 2 янв. Г. вместе с др. членами семьи Осорьиных упоминается в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского: «Преподобная Иулияния, Георгии, Димитрии, Феодосия Муромския, в селе Лазоревском. И Авраамий Стародубский, внук Иулиянии» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 7, 1807-1811 гг.).

http://pravicon.com/info-2048

В этом же храме есть придельчик в честь основателя сего храма благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора (в котором в настоящее время служения нет). В другой (левой части храма) зимняя церковь – придел в честь Иоанна Богослова и всех русских святых. Препод[обный] Иулиан исцелял больных детей (если они долго не ходили) и от малярии. В настоящее время память о нем почти исчезла – только в 1-м и 2-х поминаниях написано его имя. Доступа к гробнице нет, это помещение в распоряжении какого-то учреждения и помещается книжный склад. Наименование Милостивого к нему не относится, а только к святой праведной Иулиании, память которой помимо 2 января еще совершалась 16 октября накануне св[ятого] прав[едного] Лазаря, но почему – я не знаю. В музее я не бываю, а как-то случайно была и видела большую гробницу св[ятых] чуд[отворцев] Петра и Февронии, но меня охватил какой-то ужас, и я даже не могла подойти. Говорят, и мощи св[ятой] прав[едной] Иулиании Лазаревской там же. Еще предполагались к открытию мощи св. Василия 1-го 93 – который схоронен под престолом Богословского придела. Видела я еще икону препод[обного] Илии Муромского (Печерского чудотворца) – изображен в схиме. В конце июля этого года мне пришлось быть в селе Спас-Железино – в 10 верстах от ст[анции] Селивано. Там я видела в иконостасе прекрасный образ Муромской Б[ожией] М[атери], – но за короткое время и при своей бездеятельности и малодушии не могла найти фотографа. Это храм кладбищенский – и мне было отрадно побывать в нем, тем более что причастный пропели – стихиру в честь Боголюбивой Б[ожией] М[атери] – «Небесный Царю, человеколюбче Господи». После отпуста там поют, когда прикладываются ко кресту: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» 94 Если Богу угодно, я думаю в следующем году побывать туда. Недалеко от этого храма в лесу есть большой камень, о котором предание говорит, что здесь был Илия Муромец и остался отпечаток его сапога на этом камне, но я сама до этого камня не доходила. Посылаемая Вам икона св[ятых] князей муромских и пр[аведной] Иулиании найдена Архиепископом Николаем 95 в заброшенном виде, так что ликов не было совершенно, и после промывания со спиртом она прояснилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

И третье искушение — искушение тщеславием. Искушение стать кем-то значимым среди людей. Чтобы тебе побольше хлопали, чтобы было больше «лайков» на твоей страничке в социальной сети, больше было друзей в Интернете, все уважали, никто не обижал и все прочее. Вот эти три ложные направления предлагает дьявол каждому из нас с вами, и с ними придется бороться всю жизнь. В детстве мы с вами были избавлены от многих этих искушений, нас сохраняла семья, в которой мы жили. Господь особенно покрывает ребенка, не дает ему прикоснуться ко всему плохому, что есть в мире. Но теперь эти искушения открываются и подступают к вам уже не так, как в то время, когда вы были детьми. И, конечно, нам с вами надо научиться с этими искушениями бороться. Давайте сейчас об этом поговорим. Первое искушение — искушение плотью, то есть теми радостями, которые может доставить наше тело. Чревоугодие. Я думаю, что вы все сегодня постились, никто не ел мяса. Так что вы на пути борьбы с этим грехом. Может, кто-то сегодня ощутил голод после трапезы. Есть такие? Это, конечно, особые подвижники, я не буду про них рассказывать, чтобы они не теряли награды от Бога. Но это тоже способ смирять свой духовный комфорт: есть такое искушение, чтобы жизнь сделалась все более комфортной и удобной. Но если посмотреть на святых, мы увидим, что они почему-то жили иначе. Есть такая святая праведная Иулиания Лазаревская. Ее потомки до сих пор живут в Зарубежье, в Париже. Замечательная святая, которую Церковь называет милостивой. У меня четыре дочери. Когда родилась одна из них, я думал, как ее назвать. И стал искать в житиях святых какую-нибудь святую, которой моя дочь могла бы подражать. Я, как и многие родители, не хотел, чтобы моя дочь ушла в монастырь. Потому что хочется, чтобы были внуки, и не для всех этот подвиг. И я не очень хотел, чтобы моя дочь была мученицей, хотя мы жили тогда в советское время. Она не родилась благоверной княгиней или царицей, поэтому все эти чины святости были для нее недоступны. Я искал святую, которая жила бы как все обычные люди и все-таки стала святой. И как вы думаете, сколько святых я нашел в житиях? Только одну — праведную Иулианию Лазаревскую милостивую. Удивительная святая, я советую почитать вам ее житие, тем более что написано оно ее сыном. Это удивительный пример, когда житие написано не каким-то чужим человеком, который жил через сто лет, основываясь на преданиях, а сыном, который знал свою маму и написал о ней такие замечательные слова. И вот она в свои сапоги клала скорлупу от орехов. Спать она ложилась на связку ключей. Но тогда ключи были не такие, как сейчас — пластиковая карточка открывает все двери — тогда ключи были очень большими. Зачем она это делала? Зачем в сапогах скорлупа от орехов? Зачем под бок класть связку ключей? Или зачем преподобный Серафим Саровский в сумке носил камни? Мы стараемся все делать наоборот — чтобы ничего не мешало.

http://patriarchia.ru/db/text/3681904.ht...

Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда женщины сказали: « Мы не были родственницами между собой прежде, но потом вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе в одном доме. За это время мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собой… Недавно мы решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Но мы не можем упросить наших мужей…, и потому заключили завет с Богом и между собой – не произносить ни одного мирского слова до самой нашей смерти». Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: «Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободное намерение, принимая его как самое дело, и добровольному желанию всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись» (Жития святых. Январь. М.: Репринт, 1904. С. 616). Интересно, что в житии святой Иулиании Лазаревской (+1604) этот эпизод излагается несколько иначе: «Великий христианский подвижник Макарий Египетский в минуту горячей мольбы к Богу услышал глас с неба: Макарий, ты и до сих пор не сравнялся с двумя женщинами, которые живут в городе, недалеко отсюда». Старец немедленно взял посох и пошел, чтобы отыскать праведниц, которых ему указал голос свыше. После долгих исканий, он постучался в двери одного городского дома и его ласково встретили две женщины. Макарий сказал им: «Для вас только я пришел из пустыни, чтобы узнать ваши дела, откройтесь предо мною «Человек Божий, – отвечали стыдливо женщины, – можно ли чего-нибудь богоугодного требовать от тех, кто беспрестанно занят домашними хлопотами и должен исполнять супружеские обязанности?». Но подвижник неотступно просил женщин объявить ему, какую они ведут жизнь. И они ответили: – «Мы две снохи, супруги родных братьев; пятнадцать лет живем вместе и за это время не сказали друг дружке ни одного досадного слова. Мы не имеем детей, а если Господь даст их, будем молить Его, чтобы помог нам воспитать малюток в вере и благочестии; с рабами поступаем ласково. Неоднократно советовались между собой вступить в общество святых дев (монахинь), но не могли получить на то дозволения своих супругов. Видя их любовь к нам, мы решились не разлучаться с ними и служить им утешением. А чтобы наша жизнь хоть сколько-нибудь походила на жизнь святых пустынниц, мы положили на сердце своем убегать шумных бесед, чаще бывать дома и заниматься хозяйством» (Жития святых. Февраль. Часть вторая. Жития русских святых. М., 1916. С. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

По своей композиции Троицкий собор представляет собой интересный образец бесстолпного храма с тремя апсидами. Многие исследователи сравнивали его с московской церковью Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы) Высокий кубический объем собора перекрыт сомкнутым сводом, который венчает традиционное пятиглавие. С южной и северной сторон к четверику некогда примыкали приделы святых князей Бориса и Глеба и Трех Святителей (второй из них пристроен уже в середине XVII века К сожалению, они не сохранились до нашего времени, и сейчас заменены приделами во имя святых праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (южный) и святых благоверных князей Петра и Февронии (северный, выстроен в 1996 году). С 1786 по 1810 год были перестроены и расширены крытая галерея и паперть, охватывающие собор с трех сторон. Наиболее поздние по времени изменения в облике собора произошли уже в наши дни. В 1990-е годы с западной стороны к нему пристроили шатровую колокольню и небольшое крыльцо под стилизованным декоративным шатром. Следует отметить, что эти пристройки довольно ощутимо нарушили гармоничную композицию, задуманную зодчими в XVII столетии. Архитектура древнего собора имеет несколько поистине уникальных особенностей. Одна из них – это устройство двойных сводов с чердачным помещением между ними. Реставраторы, работавшие в монастыре в 1980-е -1990-е годы, считают, что: «система несущих аркбутанов второго свода собора прекрасно продумана и безукоризненно исполнена, ничуть не уступает лучшим образцам западноевропейских перекрытий церковных сооружений того же строительного периода» Столь блестящая архитектурная находка получила вполне достойное оформление: верхний свод украшен двумя рядами кокошников. Их богатая пластика очень глубокого и сложного рельефа создается как бы «вылепленными» в несколько рядов и вложенными друг в друга арками. Дополнительную живописность их нижнему ряду придают небольшие ромбики из фигурного кирпича, украшающие одну из «внутренних» арок. Свод отделен от четверика широким нарядным декоративным поясом. Впоследствии, он станет непременным элементом декора монастырских соборов Мурома (см.: соборы Благовещенского и Воскресенского монастырей). В данном случае он выполнен даже более пышно, чем тот же элемент в архитектуре храмов 1650-х (Воскресенский собор) и 1660-х (Благовещенский собор) годов. В убранстве Троицкого собора это скорее даже «сдвоенный пояс. Сложный «многослойный» узор из пяти фризов, в котором чередуются пояса выносных карнизов и фризов из крупных зубцов-«сухариков» и «ширинок», создает ощущение легкого кружева. Подчеркивают это ощущение чудом сохранившиеся изразцы (это единственный случай в храмовом зодчестве Мурома). Двойной пояс в виде «полос» и «ромбов» из многоцветных керамических плиток с рисунком из причудливых трав, фантастических птиц и животных, вооруженных всадников, украшает верхнюю часть четверика под карнизом и полукружий всех трех апсид.

http://sobory.ru/article/?object=04952

Прошедший год напомнил нам о том, как важно вспомнить события, встречи с людьми, неожиданные открытия и поблагодарить за них Господа. Постепенно с помощью Божией человек приобретает силы и способность прославлять Бога даже в скорбных обстоятельствах. Об этом свидетельствует жизнь святого преподобного Серафима Саровского и святой праведной Иулиании Лазаревской, память которых празднуется 15 января. Помните, какими словами преподобный Серафим Саровский встречал людей? — Радость моя! Христос воскресе! Сколько в них света и внутреннего ликования! В этих словах отражены и благодарность Богу, и ожидание жизни будущего века. Стоит вспомнить, в каких условиях жил святой. Его келья была в лесу. Там он страдал от диких животных, от холода, от дьявольских наваждений. Неоднократно святой тяжело болел и даже находился при смерти. Более того, его жестоко избили разбойники. И все же преподобный не переставал благодарить Бога. Жизнь праведной Иулиании Лазаревской — образец христианского милосердия и мужественного перенесения скорбей. Она с шести лет осталась сиротой и терпела насмешки родственников. С юных лет Иулиания хотела уйти в монастырь, но ее выдали замуж. В доме супруга ей ничего не принадлежало. Чтобы помогать бедным, она, будучи женой состоятельного человека, по ночам занималась рукоделием, а все заработанные средства раздавала нищим. Святой было суждено пережить смерть нескольких детей и мужа. Она не раз подвергалась бесовским нападениям и угрозам. Наконец, в период царствования Бориса Годунова она претерпела голод: варила лебеду и древесную кору, питалась такой пищей сама и кормила слуг, чтобы спасти их от смерти. Несмотря на все эти бедствия, святая сохранила крепкую веру. Последние ее слова были такими: «Слава богу за все! В руки твои, Господи, предаю дух мой». «Пусть «слава тебе, Боже» никогда не сходит у вас с уст», — советовал преподобный Паисий Святогорецсвятой, живший в XX веке. По его словам, в любых самых тяжелых ситуациях, когда ничего не помогает, лекарством служит обращение к Господу: «Слава тебе, Боже».

http://pravoslavie.ru/136757.html

Четыре столетия тому назад благочестивая молодая девушка приехала сюда в качестве жены «мужа знатного рода и состоятельного». Несмотря на жизнь, полную тяжелейших испытаний – постоянное отсутствие мужа, уходившего в военные походы, рождение 13 детей, смерть 8-ми из них, голод, эпидемии, военные вторжения, разруха и разбой времени, получившего в истории наименование Смутного – Иулиания Осорина оставалась непоколебимой в своей вере и милосердии. После своей смерти в 1604 году она была канонизирована Русской Православной Церковью как святая праведная Иулиания Лазаревская — по названию деревни в пригородах Мурома, где она жила. Ее канонизация должна была послужить для людей, поддавшихся панике и страху, ярким доказательством того, что святость достижима не только через монашеский постриг, но и через жизнь в семье, в миру. Моя мать, урожденная Иулиания Осоргина, названая в честь святой, является ее прямым потомком. Мне доводилось бывать в Муроме и прежде, в то время, когда Россия вступала в очередную полосу испытаний. Это был март 1992 года. Вскрылся лед на реке Оке, и повсюду в воздухе витал запах перемен, новых начинаний. Я был тогда — в течение последних лет существования Советского Союза, в 1980-х годах — начальником московского представительства газеты New York Times и возвращался, чтобы написать о падении коммунистического режима и возрождении новой России. Это был головокружительный и полный хаоса период, время сомнений и великих надежд – на торжество демократии, экономической свободы, и, возможно более всего – надежд на духовное обновление. Русская Православная Церковь восставала из пепла советской эпохи и миллионы русских людей бросились креститься . Большинство из них лишь смутно догадываясь о религиозном значении этого Таинства, но жадно желая вернуть свое прошлое и восстановить свою идентичность, которые в течение 75 лет коммунисты пытались уничтожить. Тысячи разрушенных церквей – включая и те, которые в советские времена использовались как склады, фабрики или коровники – вернулись к своему первоначальному назначению, и, в конечном счете, – к своему первозданному благолепию и величию. Величественный Храм Христа Спасителя, взорванный по приказу Сталина в 1931 году, был заново возведен на берегах Москвы-реки. Верующие, которые вынуждены были уйти в подполье, затаиться во времена советской власти, встрепенулись и принялись энергично восстанавливать приходы, сиротские дома, хосписы и школы. Тысячи мужчин были рукоположены в священники, еще многие тысячи – давали монашеские обеты, все в сильном стремлении восстановить свою путеводительную веру.

http://pravmir.ru/dusha-rossii/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010