Мы верим, что смерти как исчезновения души нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить еще более активной в духовном отношении жизнью. А значит, что мешает и после отшествия из сего мира, по переселении на небеса, помогать почившему праведнику людям? Читайте также: Кто такие святые? В книге Откровение Иоанна Богослова мы читаем о замечательном видении тайнозрителя: « Двадцать четыре старца пали пред Агнцем [то есть Христом], имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых » (Апок. 5, 8), и, чуть позже: « И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела пред Богом » (Апок. 8, 3-4). Странным и несколько языческим кажется, на первый взгляд, обычай Православной Церкви молиться в каких-то особых случаях особым святым. Понятно, например, почему в семейных неурядицах прибегаешь к помощи св. Ксении Блаженной. Но почему, например, при болящей голове — к Иоанну Предтече? — В этом, несомненно, бывают перегибы. Мы можем сказать, что некоторые святые еще при земной своей жизни помогали людям в определенных ситуациях. Это святые целители, например, великомученик Пантелеймон, бессребреники Косьма и Дамиан, мученицы Зинаида и Филонилла и др. По преставлении от земной жизни к небесной эти подвижники будут помогать больным людям. Им от Бога был дан дар, он не отнимается и по смерти. Так считает Церковь, и в древнем чинопоследовании Таинства Соборования (иначе Елеосвящения, Таинства церковного исцеления) стоят имена этих святых врачей. Есть и иные святые, которые помогают в определенных нуждах. Воинвоину, миссионер-мореплаватель — моряку, путешественнику и др. Но есть примеры надуманные, которые никакой здравой логике не отвечают. Считается, что Иоанн Креститель, которому отрубили голову, помогает от головной боли. Другой святой помогает от гусениц, мышей, колорадских жуков и иных гадов полей и огородов... В некоторых благочестивых брошюрах приводятся длинные списки таких узкоспециальных небесных помощников. Но ни православной вере, ни опыту Церкви это не отвечает, это благочестивая самодеятельность.

http://foma.ru/svyatyie-kto-oni.html

Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299   XIV в.   Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347 Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы. Июнь, 28 ок.1353 Святитель Феогност, митрополит Киевский и Владимирский. Март, 14 1353 Святитель Моисей, архиепископ Новгородский. Январь, 25 1362

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Все понимали, что делаем благое дело для детей и внуков. Храм должен быть в каждом селе 4 октября 2020 года епископ Пахомий совершил Чин основания строящегося храма. «Верю, что этот день войдет в летопись села и запомнится всем присутствующим. Особенно тем, кто многие годы трудится здесь и созидает храм. Приход словно ребенок, который рождается крошечным, но с участием родителей и наставников превращается во взрослого, научается добру, несет пользу другим. На то, чтобы создать приход и возрасти прихожанам духовно, могут уйти годы и десятилетия. Здесь уже часть пути пройдена», – сказал архипастырь. А 26 сентября 2021 года в Лавровке было настоящее торжество. На праздник – освящение храма – сошлись его жители, съехались паломники, в их числе прихожане храмов, в которых ранее служил настоятель – священник Дионисий Веску. Батюшка добрый, живой, общительный. «Мы все являемся свидетелями Божиего благоволения к нам. Храм поднялся быстрыми темпами, такого мы не ожидали, а потом даже неверующие поверили в то, что все возможно», – рассказывает отец Дионисий. «Для меня теперь нет больше радости – я дожила и увидела этот храм, молилась в нем» «Меня спрашивают по пути: Чего плачешь?”, думали, обидел кто. А я отвечаю: Сердце ликует”. Запела тропарь и кондак Иоанну Воину. Хотелось скорее вернуться в храм и услышать, как зазвучит в нем молитва. Для меня теперь нет больше радости – я дожила и увидела этот храм, молилась в нем», – вспоминает монахиня Манефа тот великий в ее судьбе день. С молитвой о помощи «Этот храм – выстраданный, вымоленный, желанный, словно ребенок – появился на свет чудесным образом. Очень много потрудился настоятель отец Дионисий. Но ни один священник самостоятельно ничего не сможет сделать, а только вместе с единомышленниками. На этом приходе крепкая община, Господь и святой покровитель посылают помощников», – говорит епископ Пахомий. И недаром посылает – к мученику Иоанну Воину, святому IV века, отношение у сельчан особое. Впрочем, и во всем Отечестве нашем с древности чтут его как великого заступника в скорбях и обстояниях. Поэтому в сельский храм нередко приезжают гости, чтобы помолиться и попросить у святого помощи.

http://pravoslavie.ru/145738.html

– Я считаю, что когда живешь в Церкви, то не видишь ничего неприятного. Почему? Потому что то, что проживаешь, является крестом, который в конечном счете становится перспективой и опытом, и из него ты получаешь представление о воскресении из мертвых. Здесь нет нечего неприятного. В Церкви мы учимся превращать рану (πληγ) в источник (πηγ). Давайте, не будем забывать о прободении ребра Христа. Это событие нам кажется таким неприятным, и когда представляешь, что воин пронзил бок Христа, то по твоему телу «пробегают» мурашки. Но что говорят об этом событии св. отцы? Например, свт. Иоанн Златоуст говорит, что прободанное ребро Христа – это горлышко святого потира и святой купели. От этого мы возродились, от Его раны, и благодаря Его смерти мы живем. Здесь нет ничего неприятного. Есть два подхода, благодаря которым мы можем подойти к этой ситуации. Первый – это самый простой подход. Сегодня он чаще всего используется. Семейная пара разводится, и последствия развода сказываются на участи их детей. Второй подход. Я думаю, что этот тяжелый период в семейной жизни родителей может стать очень важным уроком для ребенка, если он видит, что его отец или мать проживают его с огромным терпением и молитвой, когда они с надеждой, с радостью несут этот крест. Это важный жизненный урок для ребенка. Первый способ – развестись, и на этом семейная история заканчивается. Это легкий способ, поэтому он не имеет ни сущности, ни ценности, в нем отсутствует борьба и духовный крест. Преподобная Феодора, царица Эпира Второй подход , когда начинаешь жить жизнью одной великой святой, которою я очень полюбил с того дня, как узнал о ней. И можно сказать, что я случайно узнал о ней. Речь идет о св. Феодоре, царице Арты. Она вышла замуж за деспота Эпира. Деспотом в ту эпоху назывался правитель, царь. Через год у них родился ребенок. Феодора была духовным человеком, заботилась о бедных, была смиренной супругой, жила скромно, и люди ее очень любили. Затем ее муж влюбился в женщину-блудницу и привел ее во дворец. Она настроила Эпира против своей жены и ребенка. У Феодоры началась мученическая жизнь. Муж прогнал ее из дворца. Но на этом ее хождения по мукам не закончились. Царь преследовал свою супругу и ребенка, чтобы убить. В течение пяти лет Феодора жила в пещерах, пастухи приносили ей еду. Когда подданные встречали ее, то говорили ей:

http://pravoslavie.ru/118872.html

Если же нет, то ждут тебя мучения во веки веков. Избави нас, Боже, от этого! Избави, Господи! Поэтому я и сказал, чтобы мы не уповали на человеков, упаси Бог, и на их слова. Каждый человек просто горсть пустой земли на дне могилы. Сходи на кладбище и покажи мне, кто есть император, кто воин, кто министр и кто генерал. Сходи к тем, кто умер 50–60 лет назад. Там мне покажи, где митра архиерея, где корона императора, где трость философа, где генеральские нашивки; покажи мне, чтоб мы увидели! Мы равны с теми, что там. Мы – прах вместе с ними. И ты можешь мне говорить, что это неправда? Не можешь так говорить во веки веков. Вот что мы есть! И не будем надеяться в этой жизни. Ведь всех обманывает эта жизнь и со всеми играет. Ты окажешься на дне адовом, если понадеешься на нее. Но если в этой нашей столь кратковременной жизни кто-то из нас сделает хотя бы самое малое для спасения души, то тогда такой человек – самый умный на всем белом свете. Располагая столь малым временем, пока продолжается наша жизнь – которая всего лишь переход, краткое пребывание на этой земле, мы можем обрести вечность – жизнь вечную. Потому не нужно тебе возлагать надежд ни на это бренное тело, ни на деньги, ни на сановников, ни на славу, ни на дворцы, ни на богатство, ни на науку, ни на ремесло, ни на красоту, ни на что-либо другое. Все это – мираж. Разве не слышал, что воспевает святитель Иоанн Дамаскин? Великий ум! «Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение – и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец упокой того, кого Ты избрал Себе, во свете лица Твоего и в наслаждении красотою Твоею». Это стихира, которую воспевают, провожая умершего до могилы. Ты слышал, что говорится? «Все ничтожнее тени. Все обманчивее сновидений. Одно мгновение – и смерть все отнимает». Что заставляло святых отцов плакать всю жизнь? Для чего они постились и проливали море слез, и среди них такой святой, как Арсений Великий? Он носил платок за пазухой: столько слез он лил, что должен был постоянно вытирать их.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

И еще пример. Есть множество житий о мученичестве воинов, которых власть заставляла приносить жертвы идолам, и воины отказывались и их убивали. Есть нечто большее, чем воинская присяга и исполнение приказав законной власти: Христос, распятый властями. Вспомним из этого множества сорок Севастийских мучеников, вот почему: сороковой мученик был как раз очередной темничный страж, перешедший на сторону жертв. Тот, кому было приказано охранять и пытать жертв, переходит на сторону жертв. И поэтому — он святой. Христианская истина для силовиков — и не только для них, конечно — проста: надо быть с жертвами, а не с палачами. Не исполнять приказы, если приказы — зло. Святой Иоанн Воин, святой Петр Темничный Страж, святые мученики Севастийские, вразумите тюремщиков, полицейских, омоновцев, росгварцейцев, военных и спецслужбистов! Иоанн, Иосиф, Филипп Завтра (9 февраля) Церковь отмечает перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Событие было неординарное: перенесение мощей было актом покаяния имперской власти перед замученным ею святителем. Ведь Иоанн Златоуст — обличитель власти, и более того — сам «политик», со своей социально-политической программой. Иоанн в столице Империи призывал здесь и сейчас перейти к христианскому устройству общества: ликвидировать социальное неравенство, обобществить собственность по примеру первохристиан и монахов, защищал идеалы свободы-равенства-братства за много веков до Великих европейских революций. Такое, конечно, не нравилось властям, и Иоанна, лишив сана, сослали. Но вот прошло время, и Империя кается перед ним, а Церковь канонизирует его. С социально-политической программой можно ознакомиться по книге «Иоанн Златоуст о богатстве и бедности, деньгах и собственности» . Там, например, можно прочитать то, что Иоанн писал императрице: «Бог, будучи создателем всей природы, по существу стоит выше всякой власти и господства, а все люди равны, хотя один кажется имеющим превосходство над другим. И тебе дал (Он) царский скипетр не для того, чтобы ты считала себя выше других, а чтобы оказывала всем равенство пред законом и справедливость. Не слава, богатство и мирская высокость поможет нам в страшный день суда, а только исполнение заповедей. Умоляю, облегчи поскорее тяготящую их скорбь и несчастие, помня Спасителя».

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

Вот ответ на наш вопрос о том, какой должна быть молитва. Приступая к разговору с Богом, должно не кичиться собственными достоинствами и способностями, а почувствовать всю свою греховность и уничиженность. Нет никого из нас, кто был бы достоин Божественной любви, но Отец Небесный все равно любит нас, не за что-то любит, а просто так любит, как неразумных, но безмерно дорогих чад Своих. Мы склонны оправдывать себя, осуждать недостатки других, и не видеть собственных грехов. Но молитва наша будет принята Богом только в том случае, если мы научимся сознавать свои недостатки и каяться в них перед Господом. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы бываем не услышаны еще и тогда, когда молимся, продолжая оставаться в грехах». Взгляните на окружающих вас людей и скажите, способны ли вы признать их лучше себя возлюбить всей душой и сердцем? Легко любить ближних, которые относятся к нам хорошо и доброжелательно. Но попробуйте любить врагов, тех, кто обижает вас, говорит вам неприятные вещи! Очень трудно проникнуться истинной любовью к тем, кто нам неприятен. Но ведь, по словам святителя Тихона Задонского, «вражда и злоба во враге твоем достойна ненависти, как диавольское дело, а сам он, поскольку человек и создание Божие, как и ты, сам того же рода, естества, достоин любви». И потому мы должны всегда просить Бога, чтобы Он помог нам не только исправиться в молитвенном подвиге, но и искренне возлюбить ближних, признавать свои недостатки и чужие достоинства. «Мы должны так заботиться друг о друге, – пишет Святитель Иоанн Златоуст, – как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и нас Бог». Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот таким пламенным молитвенником ко Господу, любившим Бога и людей больше собственной жизни, был великомученик Феодор Тирон, в честь которого сегодня мы совершали чин освящения колива. Воин Феодор Тирон служил в городе Амасии, находившемся в северо-восточной части Малой Азии. Его принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Сам Господь, утешил и подкрепил праведника. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедовал свою веру, за что был предан на новые истязания и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвою и славословием предал свою душу Богу. «Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовавшеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся». Это произошло около 306 года. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Имя И. вошло в Устав служб московского Успенского собора, составленный по распоряжению патриарха Филарета (Романова) во 2-й четв. XVII в. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 414), а также в месяцеслов РНБ. Кир.-Бел. 516/773, 1626 г. (под 21 янв. и 24 марта; ср.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 23), в Месяцеслов сер. 50-х гг. XVII в. келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) (под 24 янв.: «святаго мученика Ивана синклитика, Нижгородскаго, страдавша в Казани от безбожных в лето 7037»; под 24 марта: «в день 24 страдание святаго священомученика Ивана, иж в Казани от безбожных татар» - РГБ. МДА. 201. Л. 310 об., 313-313 об.), в святцы 3-й четв. XVII в. РНБ. Погод. 637 (под 24 янв.: «Иоанн воин, родом нижегородец» (Л. 283); под 24 марта: «мученик Иоанн, иже в Казани» (Л. 335)), в «Описание о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.; см.: Описание о российских святых. С. 254). И. особо почитался в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре , где, по преданию, святой был похоронен. Имя И. как местночтимого святого вошло в составленный Владимирским архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 7, 65), что свидетельствует о состоявшемся к этому времени местном прославлении святого. Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя И. также вошло в Собор Казанских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. Житие И., акафист и молитва мученику были составлены свящ. Сергием Галямовым, опубликованы в Казани в 2006 г. по благословению архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) . Ист.: ДРВ. 17882. Ч. 6. С. 496 [Синодик Казанской кафедры]; Копия с грамоты митр. Гермогена к патр. Иову, 9 янв. 1592 г.//Приб. к Казан. вестн. Каз., 1829. 16. С. 123-126; Грамота митр. Казанского и Свияжского Гермогена патр. Московскому и всея Руси Иову и грамота патриарха Иова Московского и всея Руси митр. Казанскому и Свияжскому Гермогену//УЗ Казанского ун-та. 1839. Кн. 4. С. 151-157; Два рукописных сказания о мученике Иоанне Казанском//Изв. по Казанской епархии. 1910. 3. С. 93-98; Гермоген, патр. Московский и всея России. Творения. М., 1912. С. 58-62; Казанская история/Подгот. текста, вступ. ст. и примеч.: Г. Н. Моисеева. М.; Л., 1954. С. 21, 23, 24; Лызлов А. Скифская история. М., 1990. С. 67-68, 420.

http://pravenc.ru/text/469724.html

Главными покровителями воинства считаются великомученик Георгий Победоносец (покровитель вооруженных сил и сухопутных войск), Архангел Михаил (покровитель всех военных), святой благоверный князь Александр Невский (покровитель сухопутных войск и морской пехоты), святой пророк Илия (покровитель воздушно-десантных войск и воздушно-космических войск). Также покровителями военных считают святых, которые были не только праведными людьми, но и выдающимися полководцами, вошедшими в историю — князя Дмитрия Донского, адмирала Федора Ушакова, или, находясь на военной службе, гармонично сочетали в себе воинские таланты и христианские добродетели — например, святой мученик Иоанн Воин. Молиться за воинов можно также из небесным покровителям (святым, в честь которого крещен человек) и Ангелу Хранителю. Какой иконе молиться за воинов? Смысл икон — возводить наш ум «от образа к первообразу», то есть помогать нам сосредоточиться на молитвенном предстоянии перед Богом, Божией Матерью или святыми, которые на них изображены. Поэтому более правильно говорить, что мы молимся не иконе, а перед иконой, тому или тем, кто на ней изображен. И, конечно, можно молиться в любое время и в любом месте, даже если перед глазами иконы нет. Мы уже писали о святых, которые являются небесными покровителями военных, и, разумеется, мы можем молиться за воинов перед иконами, на которых они изображены. Есть также иконы, которые исторически связаны с военными событиями. История знает примеры, когда по сугубой молитве Божией Матери прекращались войны или одерживались победы. Эти события нашли отражение в церковном календаре и в текстах богородичных молитв. Так празднование в честь иконы Богородицы «Казанская» установлено в благодарность за избавления Москвы от поляков в 1612 году. Молитва перед иконой Богородицы «Казанская»: Казанская икона Божией Матери со свв. Тимофеем и Марией Магдалиной на полях. Россия, конец XVIII века «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе.

http://foma.ru/komu-molitsja-za-voinov.h...

Но вопрос религиозных различий был таков, что никакие заслуги и положительные качества не принимались в расчет. И Феодор был не первым, кто это испытал на себе. Например, одержанная мучеником Андреем Стратилатом победа над персами при императоре Максимилиане не помешала правителю жечь его огнем, а его дружинников — распинать на крестах за исповедание Христа. А мученик Варвар, убивший великана-фракийца в одной из битв, несмотря на этот подвиг, был замучен, когда отказался принести за свою победу жертвы идолам. Ну, скажет кто-то, был ли у Феодора выбор? Трудно сказать. Быть может, пользуясь своим положением и заслугами, он мог бы попытаться что-то предпринять. Многие в то время в страхе подчинялись бесчеловечному приговору: отдать своего ребенка в жертву. Тем более, член дружины должен подчиняться воеводе. А для варяга это стало поводом, чтобы исповедать свою веру, да еще обличать языческих богов. Знал ли Тур, что подражает воинам-мученикам древности? Что, по сути, повторяет слова Севастиана (мученика II века, служившего в императорской армии в Дамаске), сказанные воеводе: «Теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а идолов я презираю!» Кто-то из святых воинов, как Феодор, практически никак не обнаруживал своей веры, пока не настал «момент истины», а другие — Феодор Тирон , Феодор Стратилат — крушили идолов и идольские капища или, как Димитрий Солунский , в лицо обличали императоров-гонителей христиан. Кто-то пострадал один, кто-то — вместе с семьей, как великомученик Евстафий Плакида, сожженый с женой и двумя сыновьями в медном быке. Кто-то — вместе с сослуживцами, как 40 мучеников из армянского города Севастии, оставленных замерзать в озере зимней ночью, или девять кизических мучеников. Одни из прославленных во святых воинов погибали в бою, как святой Меркурий Смоленский, по призыву Богородицы убивший в стане монголов великана из войска Батыя и настигнутый врагами. А другие, приняв крещение, бросали воинскую службу — мученик Гордий, ушедший в пустыню, или миссионер и епископ Лонгин-сотник…

http://pravmir.ru/feodor-i-ioann-varyagi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010