Разделы портала «Азбука веры» Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5–15; Деян. 7:1–60. В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова) Сегодня, дорогие братия и сестры, 9 января н.с. (27 декабря с.с.), Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа — святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души — даже праведных — к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана-диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам — плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей — идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

архим. Кирилл (Павлов) С молитвой о мучителях. В день памяти святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа – святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то, что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10: 28 ), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души – даже праведных – к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана – диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам – плач. Его пример увлекает всякий возраст – и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей – идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя. Писание повествует, что некоторые из синагоги вступили в спор со святым архидиаконом, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда, посрамленные, они прибегают к клевете: научив некоторых презренных людей сказать, что Стефан не перестает произносить хульные слова на Моисея и Бога, они возбуждают народ и старейшин и, схватив святого, влекут его в синедрион.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, 27 декабря, Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа – святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души – даже праведных – к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тиранадиавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам – плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей – идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом. Усердно помогая Апостолам в раздаянии нуждающимся христианам милостыни и удовлетворении их необходимых потребностей, Стефан, исполненный веры и силы духа, совершал среди народа великие знамения и чудеса. Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Книга деяния Святых Апостолов так повествует об этой жизни. Они, т.е. первые христиане, постоянно пребывали в учении Апостолов, общении, преломлении хлеба и в молитвах ( Деян. 2:42 ). У многочисленного общества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим. Ибо все было у них общее. Не было между ними никого бедного. Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4:32–35 ), – в пище, одежде и т.п. Само собою понятно, что, когда число христиан было не так велико, Апостолы сами могли распоряжаться и раздачею материальных средств неимущим; но когда оно увеличилось, то, при обязанностях проповедования учения Христова и совершения Таинств, Апостолам стало трудно распоряжаться церковным имуществом. Тут явился ропот, что некоторые из бедных людей 1 как бы оставляются в небрежении, и вот тогда Апостолы, высказав: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах, т. е. об удовлетворении нуждающихся в жизненных потребностях, пришли к убеждению, что необходимо для сего выбрать особых мужей. И так, братие, предложили Апостолы собранию верующих, выберите из среды себя семь человек, изведанных, т.е. известных по своей честности, усердию о благе общественном и благоразумию, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на сию службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слову. И одобрено было сие предложение всем собранием, повествует далее книга Деяний, и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и др. И их поставили пред Апостолами и, еще помолившись, возложили на них руки т. е. чрез молитву и рукоположение низвели на избранных благодать Святой Духа в помощь в их служении ( Деян. 6 ). Избранные сии были наименованы Диаконами, с греческого служителями, помощниками. Так повествуется об избрании Святого Стефана на диаконское служение в церкви. Впоследствии времени диаконы получили право участвовать в совершении Богослужения и Таинств, а также и в деле проповеди . Святой Стефан, как первый между семью диаконами, назван Архидиаконом, что значит с греческого перводиакон. Такому светильнику, каков был Стефан, муж, особенно исполненный веры и Духа Святого, как замечает Святой повествователь Лука, мало было светить при одних трапезах. И Господу Богу было угодно воззвать его на высший свещник проповедования слова Божия и чудотворения. Стефан, как повествуется, проповедывал и делал великия чудеса и знамения в народе ( Деян. 6 ). Это важное обстоятельство поставило его в ряду с Апостолами и особенно прославило.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

иером. Макарий Симонопетрский Память святого апостола первомученика и архидиакона Стефана После Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа на апостолов множество людей обратилось к исповеданию Христа, внемля пламенным речам учеников Христовых и видя сотворенные ими чудеса. Сделавшись через святое крещение членами Церкви Христовой, новообращенные оставляли все свое имущество, возлагая вырученные деньги к ногам святых апостолов. Избавившись от мирских привязанностей и уз, они жили сообща, единые сердцем и душой. Продолжая неукоснительно исполнять все религиозные предписания в Иерусалимском Храме, они затем собирались частным образом, внимая апостольским проповедям, славя Господа Иисуса Христа и с радостью участвуя в празднестве вечной жизни – святой Евхаристии, знаменовавшей их общение с Богом и взаимную любовь во Христе (см.: Деян 2,42–47; 4,32–34 ). Поскольку число последователей новой веры непрерывно росло, двенадцать апостолов постановили назначить семерых братий, славных мудростью и исполненных Духа Святого, для помощи апостолам в заботах о повседневных нуждах общины. В первую очередь, речь шла о служении во время совместной трапезы и попечении о вдовах и неимущих. Таким образом, сами апостолы, избавленные от материальных забот, могли полностью посвятить себя молитве и наставлению в вере. Тогда же апостолы возложением рук поставили на служение семерых диаконов 730 : Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая ( Деян 6, 1–6 ).Деятельность Стефана, поставленного во главе диаконов, выходила за рамки чисто материальных вопросов жизни общины. Исполненный благодати Духа Святого и наделенный даром чудотворения, обладавший властью говорить как посланец Божий, Стефан вызывал у окружающих восхищение. Поэтому однажды разъяренные иудеи, будучи не в силах противостоять его доводам, ложно обвинили Стефана в богохульстве и стремлении ниспровергнуть Закон и привели в синедрион на суд к первосвященнику. Молодой диакон бесстрашно предстал перед судьями. Дух Божий, Который Христос обещал ниспослать Своим ученикам, когда им нужно будет отвечать на обвинения (см.: Мф 10, 19 ), вложил в его уста пламенную речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2-е Перенесение мощей св. архидиакона Стефана, первомученика В этот день совершилось перенесение мощей св. первомученика. В 415 году в одну ночь пятницы в третий час явился Лукиану, пресвитеру того места, где погребен был Стефан, в сонном видении, муж престарелый, высокий ростом, святолепный, украшенный сединами, с длинною бородою, одетый в белую одежду, испещренную золотовидными украшениями, которые изображали собою кресты, с золотым жезлом в руке, которыми он прикоснулся до пресвитера, и трижды воззвал: Лукиане, Лукиане, Лукиане, иди во град Иерусалим, и скажи св. Иоанну архиепископу: доколе быть нам затворенным? Во время твоего святительства нам подобает быть явленными: открой немедленно гробы наши, потому что наши мощи лежат в небрежении, – то дождем мочимы, то ногами неверных попираемы; не столько о себе пекуся, сколько о тех святых, которые почивают со мною, и великой чести достойны. Открой мощи их, да отверзет Бог двери милосердия Своему миру, объятому многими бедами. Пресвитер в ужасе спросил явившегося ему: «кто ты, и кто те, которые с тобою?» Я Гамалиил, отвечал явившийся, Павла апостола Христова питатель и учитель: почивает же со мною камением побиенный от иудеев и первосвященников иерусалимских за веру Христову Стефан архидиакон, которого я, поверженного на съедение псам, зверям и птицам, взял ночью и принес в сию мою весь, положил в пещере моей во гробе, уготованной мне, чтобы иметь с ним участие в воскресении и благодати Господней. В другом же гробе, в той же пещере положен Никодим, от Самого Христа Господа Вере святой наученный и крещение святое (по вознесении Господнем) от апостолов приявший. О крещении и вере его во Христа уведав, иудеи исполнились гнева и хотели его убить, как и Стефана, но не сделали этого из уважения во мне, а отняли у него начальство и имение в пользу храма и, прокленши его, изгнали его из града со многими для него озлоблениями и бесчестием. Я принял его в мою весь и пропитывал до кончины его. Когда он скончался: я похоронил его близь мощей первомученика Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАНИИЛ II СЕРБСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Николай Чудотворец и архиеп. Даниил II. Роспись церкви Богородицы Одигитрии в Пече. Ок. 1337 г. Прор. Даниил и архиеп. Даниил II. Роспись церкви Богородицы Одигитрия в Пече. Ок. 1337 г. По возвращении он был избран епископом Баньской епархии , но согласился управлять епархией при условии, что ему будет разрешено жить на Афоне. В периоды пребывания на Афоне был тесно связан с русским Пантелеимоновским монастырем (большинство насельников которого в то время были сербами), имел там духовного отца. В 1314 году присутствовал у смертного одра королевы Елены и участвовал в ее погребении. Закончив в Баньском монастыре постройку кафедрального храма во имя святого апостола и архидиакона Стефана, святой Даниил снова вернулся к иноческим подвигам на Святую Гору . Вернувшись на Афон, жил в хиландарском пирге, собирался совершить паломничество в Святую землю, но отказался от планов из-за нового вызова в Сербию. Король Милутин планировал возвести Даниила на архиепископский престол, но его не поддержал церковный Собор. Предстоятелем Сербской Церкви, вероятно по рекомендации Даниила, был избран игумен Хиландара Никодим . Епископ Хумский В 1317 году Даниил был назначен на Хумскую епархию . Регулярно посещал Афон. Напутствовал короля Милутина при его кончине и очень сокрушался о смерти любимого господина. Для сына короля Милутина, Стефана Дечанского , Даниил стал духовником, учителем и советником. Еще ранее он помог Стефану вернуться из ссылки из Константинополя и примириться с отцом. Взойдя на престол, король Стефан направил Даниила с дипломатической миссией к болгарским и византийским правителям. После смерти в 1324 году архиепископа Никодима Даниил вновь был приглашен в Сербию. Архиепископ Сербский 14 сентября 1324 года король Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Даниила архиепископом Сербским . В 1331 г. во время конфликта короля Стефана с сыном Душаном принял сторону последнего и позже короновал его.

http://drevo-info.ru/articles/8997.html

СОБРАНИЕ ПЯТОЕ В 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия, в VIII 88 день майских ид, индиктиона I, заседали в судебной палате почтеннейшие епископы царствующего города 89 : Евтихий, святейший патриарх царствующего города Константинополя, нового Рима, Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии, Домнин, святейший патриарх великого города Феополя, Стефан, благоговейнейший епископ рафийский, Георгий, благоговейнейший епископ тивериадский, и прочие, как выше в первом собрании. Диодор, архидиакон и первенствующий из почтеннейших нотариев, сказал: „святой собор ваш знает, что в прошлый день, по прочтении богохульств Феодора Мопсуетского, вы сделали рассуждение, как показывающее нечестие Феодора и его писаний, так и повелевающее в другой день прочитать то, что об этом самом сказали святые отцы и что содержится в императорских законах и писаниях исторических. Так как все это теперь у нас под руками, то представляем, что будет угодно“. Святой собор сказал: „пусть будет прочитано то, что уже сделано“. Когда это было исполнено, святой собор сказал: „как и прежде мы говорили, пусть будет прочитано то, что против Феодора Мопсуестского и его богохульств написали святые отцы и что содержится в императорских законах и писаниях исторических“. И почтеннейший диакон и нотарий Феодор, взявши прочитал: Святой памяти Кирилла из первой книги сочинения, которое он написал против Феодора: Феодор: „Если кто хочет называть Сына Божия, Бога Слово, не в собственном смысле сыном Давидовым, пусть называет, потому что храм Бога Слова произошел от Давида; и того, кто произошел от семени Давидова, пусть называют Сыном Божиим по благодати, а не по естеству, не упуская из внимания естественных родителей, которые не извратили порядка (вещей), не называя телесным того, кто бестелесен, и не говоря, что он и прежде веков от Бога и от Давида, и страстный и бесстрастный. Тело не бывает бестелесным; что находится долу, то не находится горе; что прежде веков, то не есть уже от семени Давидова; что страстно, то не есть бесстрастно; ибо все это не может соединяться в одном и том же понятии. Что принадлежит телу, то не принадлежит Богу Слову; а что свойственно Богу Слову, то не свойственно телу. Естества станем исповедовать, и домостроительств отвергать не станем“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

СОБРАНИЕ ШЕСТОЕ В 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия, в 14 день июньских календ, индиктиона 1, заседали в судебной палате почтенные епископы сего царствующего города 147 : Евтихий, святейший патриарх царствующего Константинополя, нового Рима, Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии, Домнин 148 , святейший патриарх великого города Феополя, Стефан, благочестивейший епископ рафийский, Георгий, благочестивейший епископ тивериадский, и прочие, как выше в первом собрании. Диодор 149 , архидиакон и первенствующий из почтеннейших нотариев, сказал: „святой собор ваш знает, что в предшествующий день, после исследования вопроса о сочинениях Феодорита, вы обещались в другой день исследовать и остальную главу, то есть, так называемое послание Ивы. Итак, представляем об этом самом, что будет угодно“. Святой собор сказал: „пусть будет прочитано то, что уже сделано“. Когда это было исполнено, святой собор сказал: „так как благочестивейший император к написанному нам присовокупил и то, что некоторые, старающиеся защитить послание, которое, как говорят, написал Ива, решаются говорить, что оно принято было святым халкидонским собором, воспользовавшись словами одного или двух благочестивейших епископов, прибывших на этот святой собор, как будто сказанными в защиту того послания, тогда как все другие не были того же мнения: то мы считаем необходимым, по предложенному вопросу, прочитать послание, написанное к Маре персу». И Феодор, почтеннейший диакон и нотарий, взявши, прочитал: Перевод послания, которое, говорят, написано было епископом, Ивою к Маре персу 150 . „Мы поспешили вкратце сообщить тебе, твоей светлой мудрости, которая в немногом познает многое, о том, что прежде сего, и ныне происходило здесь, зная что это, написанное нами твоему благочестию, старанием твоим сделается известным для всех, там находящихся, и что преданное Богом писание не испытало никакого извращения. Начинаю изложение предмета с тех рассказов, которые и ты сам знаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III 2 декабря 2017 года 2 декабря 2017 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом . Высокого гостя сопровождали архиепископ Константинский Аристарх, архиепископ Иорданский Феофилакт, представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), архидиакон Марк (Хендерсон). Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , управляющий  Венско-Австрийской  и  Венгерской  епархиями  епископ Подольский Тихон , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   епископ Звенигородский Антоний , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. В ходе встречи обсуждался ряд вопросов, в частности, положение на Святой Земле и в целом на Ближнем Востоке. В Русской Церкви высоко оценивают усилия  Иерусалимской Православной Церкви  по сохранению святынь Святой Земли, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. «Мы воспринимаем роль Иерусалимского Патриархата очень серьезно. Когда мы говорим, что вы — хранители святых мест, то мы не просто употребляем какое-то фольклорное историческое понятие. Благодаря мужеству Святогробского братства, и, может быть, благодаря природному таланту греческого народа удается сохранять статус-кво и неповрежденные святые места для юрисдикции Иерусалимского Патриархата», — свидетельствовал Его Святейшество. «Трудно себе представить, что было бы со святыми местами, если бы иерусалимское братство на протяжении веков не стояло на защите православных святынь, — далее подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. — Не знаю, остались ли бы даже камни, не говоря о святынях. Поэтому мы с огромной признательностью относимся к вашей миссии, очень сложной, требующей мужества, мудрости и способности обороняться».

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010