Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними Память 10 августа Святой папа римский Сикст 5045 был схвачен вместе со своим клиром и заключен в народную тюрьму правителем римским Валерианом в то время, когда царь Декий 5046 с торжеством возвращался в Рим 5047 после победы над персами. Святой Сикст родился в греческом городе Афинах; сначала он был философом, а потом стал учеником Христовым. Когда он пришел в Рим, то оказался, как человек мудрый и благочестивый, весьма полезным членом церкви Христовой; здесь в течение более или менее продолжительного времени он проходил различные иерархические степени. По убиении за исповедание Христово святого папы Стефана 5048 , на его место, как на верную смерть, был возведен святой Сикст: в то время не было папы, которого бы миновала чаша страданий. Когда святой папа Сикст вместе с клириками и другими христианами находился в темнице, в Риме за Христа мучили двух персидских князей Авдона и Сенисса: их, как пленников, Декий привел с собою в оковах. После их мученической кончины 5049 , царь Декий и Валериан приказали привести к ним ночью святого папу Сикста в храм, известный под именем Теллюды. Когда посланные пришли за папой в темницу, он сказал христианам, разделявшим с ним узы: – Братья и присные мои, не бойтесь временных мук, помня те великие мучения, какие для получения венца вечной жизни претерпели до нас святые; Сам Христос пострадал ради нашего спасения, оставляя нам пример для подражания (ср. 1Пет.2:21 ), – не бойтесь пострадать за Христа, чтобы вместе с Ним воцариться. Вместе с папою были взяты два диакона, Фелициссим и Агапит; они были поставлены пред Декием и Валерианом. – Знаешь ли ты, – обратился Декий к папе, – по какой причине ты взят и представлен пред нами? – Мне это очень хорошо известно, – отвечал папа. – Если знаешь, – сказал царь, – то поступай так, как поступают другие на твоем месте: этим ты сохранишь жизнь себе и увеличишь число твоих клириков. – Действительно, – подтвердил папа, – я постоянно забочусь об увеличении клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIX — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 39-й том «Православной энциклопедии» завершает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л». Том открывает статья «Крисп», посвященная одному из апостолов от Семидесяти. Завершает том публикация «Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия», рассказывающая об одной из епархий Элладской Православной Церкви (из числа митрполий т.н. «новых земель», т.е. северно-греческих территорий, вошедших в состав Греческого государства в начале ХХ в.) Как всегда, среди статей нового тома — множество публикаций, посвященных различным персоналиям: христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам и т.д. Среди них следует выделить статью, посвященную священномученику архимандриту Крониду (Любимову), последнему наместнику Троице-Сергиевой лавры (перед ее закрытием), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1937 г. 39-й том содержит целый ряд статей посвященных православным подвижницам, носившим имя Ксения. Среди них, прежде всего, следует отметить знаменитую юродивую Северной столицы — блаженную Ксению Петербургскую, жившую в XVIII в. столетии и широко почитаемую не только жителями Санкт-Петербурга, но и всей России. Также заслуживает внимание статья о святой благоверной княгине Ксении Тверской (+1312 г.), матери святого князя-мученика Михаила Тверского. Несколько статей 39-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Ксенофонт. В их числе и русский преподобный Ксенофонт Робейский. Также том содержит материалы, посвященные преподобномученику Кукше Киево-Печерскому и преподобному Кукше (Величко; 1875-1964 гг.), знаменитому Одесскому старцу ХХ столетия. Ряд публикаций рассказывает о святых, носивших имя Лаврентий. Это, прежде всего, статьи о священномученике архидиаконе Римской Церкви Лаврентии, пострадавшем за Христа в 258 г., святителе Лаврентии, епископе Туровском (XII в.) и преподобном Лаврентии (Проскура; 1868 – 1950 гг.) Черниговском.

http://pravenc.ru/shop/1927543/

составитель О.А. Платонов Л Лабаз «Сарай, навес, балаган» (В. Даль) для хранения запасов и товаров; лабазом также назывался помост на деревьях, откуда охотники стреляли медведей. Лабардан Треска без головы, хребта и хвоста, соленая в бочке. Лавка Толстые длинные доски, вделанные в стены русской избы. Использовались для сидения и спанья. Для удобства лавки застилались ткаными полавочниками. Над лавками устанавливали полки для хозяйственных нужд. Лаврентьев день (Лаврентий, Лавр, Зоречник) Народное название дня мученика архидиакона Римского Лаврентия и иных, а также блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского, 10/23 авг. Св. Лаврентия называли Зоречник, потому что в его день погоду определяли по зорям. В полдень ходили на воду определять, какая будет погода осенью и зимой. Св. Лаврентий считался целителем глазных болезней. Крестьяне верили, что зоревая роса на Лаврентия обладает целебной силой. Лагун Маленький дорожный бочоночек с врезанной в верхнее днище трубкой, сливом, не позволявшим жидкости расплескиваться по дороге. Лад Одно из основополагающих понятий мироощущения Святой Руси. Означало мир, согласие, любовь, дружбу, отсутствие вражды, порядок, гармонию в вещах, одежде, доме. «Лад всего дороже», «Мир да лад, тишь да крышь», «Дело пошло на лад». Наиболее полно это понятие раскрыто в книге В. И. Белова «Лад» (1982). «ЛАД», выдающееся произведение русского писателя В. И. Белова, посвященное русской народной эстетике, своего рода словарь народного быта. Впервые опубликовано в 1982. Лад в народной жизни – стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе, труде и быте. На конкретных примерах жизни русского народа Белов раскрывает красоту, мудрость и глубину народных представлений, традиций и обычаев. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, – все это отсеивалось временем. «Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу – от красоты. Мастер назывался художником, художник – мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии» . (В. И. Белов) Лада (Ладо)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Воспоминаемый в нынешний день святой священно-мученик архидиакон Лаврентий отличался особенною привязанностию к своему архипастырю, святителю римскому, папе Сиксту. Когда, по приказанию римского императора Валериана, вели Сикста в темницу за исповедание святой веры, архидинкон Лаврентий встретил его на пути и с горьким плачем взывал к своему любимому святителю-узнику: «Отче! куда ты идешь без сына? Архиерею святый куда ты спешишь без своего архидиакона? Учитель мой! возьми с собою твоего верного ученика!» «Не плачь, сын мой, говорил ему святитель, как бы в его утешение, не сокрушайся; я тебя не оставлю; тебе, как крепчайшему, предлежит еще больший подвиг, чем мне; только немного повремени; не позже, как через три дня по моей кончине, и ты последуешь за мною. А тем временем распорядись ты, как следует, нашим церковным имуществом». Проводивши святителя к темнице, Лаврентий поспешил исполнить его приказание на счет церковных сокровищ, которые были тогда на его руках. Спустя несколько времени, он был схвачен и представлен императору. «А где ваши церковные сокровища?» спросил его Валериан, узнавши от приведших его, что за человек Лаврентий. Лаврентий молчал. Валериан приказал отправить Лаврентия в темницу и здесь употребить все средства, чтобы выведать от него о сокровищах церковных. Чрез несколько времени опять представили Лаврентия к императору: «Оставь же ты свое упорство и скажи нам наконец о ваших сокровищах, где они у вас хранятся», опять спрашивал Валериан Лаврентия. «Государь, дай мне два-три дня сроку, отпустивши на свободу, – и я покажу тебе наши сокровища», ответил наконец Лаврентий. Валериан с готовностью отпустил его на этот срок на свободу, распорядившись, чтобы в это время за ним зорко следили. Лаврентий в эти дни ходил по городу и вел какие-то переговоры со всякого рода бедняками, нищими, немощными, калеками, сиротами и вдовицами, которые были, как оказалось потом, на попечении римской церкви. В назначенный день стали собираться к царским палатам десятки, сотни разного бедного и немощного люда. Явился в этой толпе и Лаврентий, как ее руководитель. К чему все это? недоумевают придворные и сам император Валериан. «Вот где наши сокровища!» заговорил наконец громко архидиакон Лаврентий, указывая императору и его придворным на собравшуюся тысячную толпу бедняков: «в этих нищих, как в сосудах, наши вечные сокровища; кто вручает этим бедным свое достояние, тот с лихвою получит его в загробной жизни». Оскорбительным показался для властей такой ответ святого, и он был жестоко замучен: его изжарили на железном одре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Лаврентий Римский, мч. Описания иконы Лаврентий Римский, мч. - житие Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане (253-259). Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана (253-257, память 2 августа). Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: " Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа! " Святой Сикст отвечал ему: " Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три д[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Лаврентий Римский, мч. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 10 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7698.jpg:   Размер: 341x1200, 0.41 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (0) . Описание: [Москва. 1990-е.] Столбики Царских врат (фрагмент). Тарасова С.Л. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 1990-е годы. Успенский собор Астрахани. Файл 7699.jpg:   Размер: 443x1123, 0.5 MPix, 124 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (245) , (2) .

http://pravicon.com/icon-2249

Разделы портала «Азбука веры» Протодиакон (от греч. πρτος (протос) – первый, и διακονος (диаконос) – слуга, служитель – перводиакон) – 1) правительственная степень диакона , принадлежащего к белому духовенству; 2) лицо, обладающее этой степенью. Степень протодиакона дают за личные заслуги перед Церковью или за долголетнюю безукоризненную службу. Возведение в это звание совершается через церковный обряд – хиротесию , основными литургическими элементами которого являются благословение, руковозложение, молитва и наречение. Знак отличия протодиакона – двойной орарь. Протодиакона принято отделять от архидиакона как перводиакона из монашествующих. Схема хиротесии в чин протодиакона С древнейших времен за выдающиеся личные заслуги перед Церковью или за многолетнюю безупречную службу некоторые священнослужители удостаивались особых почетных званий, дающих им право первенства и преимуществ среди других. Возведение в эти звания совершалось через церковный обряд – хиротесию, основными литургическими элементами которого были благословение, руковозложение, молитва и наречение. Диаконы возводились в чин «протодиакона» – «перводиакона» – либо «архидиакона». По преданию, среди диаконов, рукоположенных апостолами, архидиаконом был наречен первомученик Стефан. Упоминание о звании перводиакона встречается во многих церковных памятниках. В III веке архидиаконом был святой Лаврентий. Об архидиаконах говорят блаженный Иероним, Григорий Нисский , Иоанн Златоуст и другие. Возведение в чины протодиаконов, по объяснению святого Симеона Солунского , совершается не «просто и как случилось», но получая благодать Духа, дабы чрез благодать иметь и благословение иераршее, и освящение, и дарование, и силу для действования, потому что и это – от апостолов, как написано о Варнаве и Павле, что «апостолы, помолившись, возложили на них руки и послали на дело» ( Деян.13:3 ) Обряд возведения в эти церковные чины совершается вне алтаря, так как это «суть рукоположения в различные внешние служения» (Симеон Солунский), во время малого входа с Евангелием на Литургии.

http://azbyka.ru/protodiakon

Разделы портала «Азбука веры» Описание Образ Иоанна Предтечи является фрагментом мозаики Деисусного чина, которая включает  изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — образ Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Основным догматическим смыслом деисусной композиции является посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. Примечательно, что Иоанн Креститель, также как Иисус Христос и Дева Мария изображены без нимбов, для которых попросту не осталось места. На представленной мозаике Иоанн Предтеча изображен по пояс, с длинными волосами, облаченный в одежду из грубой ткани.Руки его в молитвенном жесте указывают на изображенного рядом Спасителя — Иисуса Христа. Цветовая гамма в данной мозаики достаточно скупая, подчеркивающая аскетичность облика, его строгость, минимализм. Резкие угловатые линии, отсутствие декоративности,  излишних украшательств на данной мозаике характерны для македонского стиля, во многом связанным с ростом популярности монашества. Именно поэтому в образе Иоанна делается акцент на суровости и аскетичности.Тип лица Иоанна очень близок к Предтече из церкви Осиос Лукас. История Собор Святой Софии — величайший памятник древнерусского зодчества. Основателем его считают князя Ярослава Мудрого, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи. Начиная сооружение храма, а затем его внутреннюю отделку, князь Ярослав использовал как заезжих греческих мастеров, так и местные силы. Общая схема декоративного убранства восходит, в своих главных чертах, к константинопольским образцам.В куполе расположен медальон с Пантократором, окруженный четырьмя архангелами (сохранилась одна неполная фигура). В простенках барабана  изображены апостолы, над высокими подкупольными арками четыре медальона с полуфигурами Христа-священника, Богоматери и Иоакима и Анны, а в парусах евангелисты. На склонах подкупольных арок медальоны с полуфигурами сорока севастийских мучеников. Над триумфальной аркой представлен заключенный в медальоны Деисус, на столбах триумфальной арки Благовещение, в апсиде Оранта, Причащение под двумя видами и фриз со стоящими святителями и архидиаконами Стефаном и Лаврентием. Стены и свод вимы также были покрыты мозаиками.

http://azbyka.ru/art/ioann-predtecha/

Вопросы священнику. Книга 4 Иеромонах Иов (Гумеров). Вопросы священнику: Кн. 4. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 256 с. Издание содержит ответы на письма, которые приходят на сайт Сретенского монастыря www.pravoslavie.ru . Четвертая книга «Вопросы священнику», как и три предшествующих, имеет целью помочь разрешить духовные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека, желающего идти путем спасения. Во второй части книги — рассказ о путешествии по святым местам Италии. Приводим отрывок из книги: СВЯТАЯ ЛЕСТНИЦА На той же площади св. Иоанна находится базилика священномученика архидиакона Лаврентия. Мощи этого чтимого не только в Европе, но и у нас в России, святого находятся в другом его храме. Упомянутый нами храм замечателен тем, что в нем находится великая святыня - лестница в 28 ступеней (La Scala Santa). Ее привезла св. равноапостольная Елена из Иерусалима. Это лестница претории - дворца Понтия Пилата. По ней окровавленного и измученного Спасителя после смертного приговора низвели вниз и повели на Голгофу. Ее касались стопы Господа, на нее капала Его Кровь. Лестница сверху покрыта деревянными ступенями, но в тех местах, где сохранилась кровь Иисуса Христа, там устроены застекленные круглые отверстия. Люди с особым благоговением целуют их. По святой лестнице люди поднимаются только на коленях. Она ведет на второй этаж базилики. КАТАКОМБЫ Без катакомб невозможно представить историю римского христианства первых трех веков. Этим греческим словом (kata - вниз; kumbos - свод, подземелье) обозначены места погребений и тайных богослужений христиан в эпоху гонений. Они представляют собой подземные коридоры (параллельные и пересекающиеся). В стенах устраивались прямоугольные ниши. В них клали завернутые в погребальные пелены тела почивших (в большинстве мучеников и мучениц). Могилу плотно закрывали плитой, на которой было написано имя почившего. Иногда делались рисунки и эпитафии, свидетельствующие о высокой вере в будущую жизнь со Христом; например: " Spes in Christo, Spes in Deo, Spes in Deo Christo " ( " Надежда на Христа, надежда на Бога, надежда на Христа Бога " ); " Верую, что в последний день Господень восстану " . День кончины они праздновали как день рождения в будущую жизнь.

http://pravoslavie.ru/6062.html

Скачать epub pdf Святого мученика Ипполита Память 13 августа По мученической кончине святого архидиакона Лаврентия , блаженный Ипполит, военачальник и блюститель тюремный, с честью предал погребению многострадальные останки мученика, который был сначала для него узником, а потом сделался учителем; домой блаженный Ипполит возвратился лишь на третий день после погребения. Все домашние его, – числом девятнадцать человек обоего пола, – были христиане, – они были наставлены в истинах христианской веры и затем крещены святым Лаврентием. Вместе со всеми домочадцами блаженный Ипполит после общей домашней молитвы приобщился Божественных Таин Тела и Крови Христовых, а потом, по принятии духовной пищи, была предложена трапеза для подкрепления тела; но прежде чем приступили к ней, пришли воины и взяв блаженного Ипполита, повели его к царю Декию 5064 . Увидев его, царь засмеялся и сказал: – Неужели и ты стал волхвом, потому что украл тело Лаврентия? – Я не волхв, но христианин, – отвечал блаженный Ипполит. Тогда разгневанный царь приказал бить его по устам камнями, а затем – снять с него одежду, составлявшую обычное одеяние христиан. – Ты не обнажил меня, но облекаешь в более ценную одежду, – сказал на это блаженный Ипполит. – Разве ты более уже не чтишь богов, если так безумствуешь и не стыдишься своей наготы? – спросил царь. – Я мудр и не наг, – возразил блаженный Ипполит, – ибо облекся во Христа; я тогда был безумен, когда подобно тебе служил бесам, и тогда был наг, когда не имел благодати Христовой, а теперь я христианин. – Принеси жертву богам, – предложил царь, – чтобы тебе, подобно Лаврентию, не погибнуть от мук. – О, если бы я удостоился участи святого Лаврентия, имя которого ты, окаянный, своими скверными устами и произносить-то не должен! – воскликнул блаженный Ипполит. Царь велел протянуть его на земле и бить без жалости палками; святой же мученик в это время громко взывал: – Я христианин! Тогда мучитель приказал прекратить побои, поднять блаженного Ипполита с земли и одеть в обычную воинскую одежду, при этом он сказал, обращаясь к святому мученику:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лаврентий Римский, мч. - житие Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане (253-259). Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана (253-257, память 2 августа). Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: " Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа! " Святой Сикст отвечал ему: " Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам " . Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя. Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: " Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня! " Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом († 6 августа 258 г.). Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: " Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища " . За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: " Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном " .

http://pravicon.com/info-2758

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010