Патриарх Кирилл: Время Святой Четыредесятницы — время борьбы с самим собой 23 февраля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Молитесь о себе, испытывайте свою совесть, контролируйте свои мысли. 23 февраля. ПРАВМИР. 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Всечестной отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с началом спасительных дней Святой Четыредесятницы. Господь дает нам это время для того, чтобы, в первую очередь, мы могли в уединении, в молитве, через постное воздержание лучше понять самих себя. Самопознание есть одна из важных целей Великого поста. Это очень непросто — познать самого себя, потому что в каждый момент жизни мы разные. На это различие влияют внешние условия, а также искушения дьявольские. И то, что еще вчера казалось невозможным и недопустимым, сегодня совершаем с легкостью. И напротив — иногда следующий день помогает нам многое понять, увидеть в самих себе и раскаяться в грехах своих. Вот почему, кроме самопознания, во время Великого поста требуется и самоконтроль. Мы в обычное время мало контролируем самих себя. Не только слова и поступки, но даже мысли свои не контролируем. Если Великий пост приводит нас к этому навыку — контролировать свою мысль, то это означает, что пост для нас был не напрасен. Но и самоконтроля недостаточно. Все это служит тому, чтобы мы воспитывали самих себя. А потому самовоспитание — это то, что непременно должно сопутствовать постному поприщу. Из достижения этих трех целей и складывается весьма благотворное и положительное воздействие поста на душу человека. Но удивительные слова находим мы у Марка Постника, который говорит о том, что от поста бывает не только добро, но и зло. И в самом деле, входя в поприще Святой Четыредесятницы, возлагая на себя определенные труды и неся эти труды, мы вступаем в полосу особой опасности — самопревозношения и тщеславия, особенно когда самих себя сравниваем с другими людьми, и не только с нецерковными, но и воцерковленными братьями. Тщеславие, которое развивается, в том числе, нередко и от строгого исполнения поста, является горьким и опасным, ядовитым, как говорит преподобный Марк, плодом постного поприща. Как, не вкушая пищу, мы открываем свою душу к принятию пищи духовной, так, не сопровождая пост самовоспитанием, контролем, самопознанием, мы способны впустить в свою душу дьявола, который и добрые наши поступки обратит ко злу.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vremya...

Беседа I Увещательное слово при наступлении Святой Четыредесятницы Радуюсь и веселюсь, видя ныне, что Церковь Божия красуется множеством своих чад и все вы стеклись с великой радостью. Когда смотрю на светлые лица ваши, то нахожу в них яснейшее доказательство вашего душевного веселия, как и премудрый сказал: «Сердцу веселящуся, лице цветет» ( Притч.15:13 ). Поэтому и я встал сегодня с большим рвением, имея в виду и участвовать с вами в этой духовной радости, и вместе с тем желая быть для вас провозвестником наступления Святой Четыредесятницы, как врачества душ наших. А общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить вас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте. Итак, никто не скорби, никто не являйся печальным, но ликуй, радуйся и прославляй Попечителя душ наших, открывшего нам этот прекрасный путь, и с великим весельем принимай его наступление! Да постыдятся эллины, да посрамятся иудеи, видя, с какой радостной готовностью мы приветствуем его наступление, и да познают самым делом, какое различие между нами и ними. Пусть они называют праздниками и торжествами пьянство, всякого рода необузданность и бесстыдства, которые обыкновенно при этом они производят. Церковь же Божия – вопреки им – да называет праздником пост, презрение (удовольствий) чрева, и следующие затем всякого рода добродетели. И это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания животных, но вместо всего этого господствует совершенное спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага. Вот об этом-то, говорю, празднике побеседуем несколько с вашей любовью, наперед прося вас выслушать слова наши с полным спокойствием, чтобы вы могли уйти отсюда домой, принесши добрый плод. Мы собираемся сюда не просто и не напрасно для того только, чтобы один говорил, а другой рукоплескал словам первого, и затем все расходились отсюда, но чтобы и мы сказали что-нибудь полезное и потребное к вашему спасению, и вы получили плод и великую пользу от слов наших, и с тем вышли отсюда. Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачества, прилагать их к своим ранам, и с этим уходить отсюда. А что одно слушание, без исполнения на деле, не принесет никакой пользы, об этом послушай блаженного Павла, который говорит: «Не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона... оправдятся» ( Рим.2:13 ). И Христос, в своей проповеди , сказал: «Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца моего, иже есть на небесех» ( Мф.7:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПОСТ - ЗАПОВЕДЬ БОЖИЯ По сочинениям митр. Стефана Яворского Учение Православной Церкви о святых постах ОГЛАВЛЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ О ПОСТАХ 1. Грехи, их виды и их духовное врачевание 2. Пост как воздержание и его слагаемые РАЗДЕЛ 1 О ПОСТЕ ВООБЩЕ, ЕГО НАЧАЛЕ И УСТАНОВЛЕНИИ 1. Установление поста в Новом и Ветхом Заветах 2. Как постились ветхозаветные праведники.... 3. Примеры поста, взятые из Нового Завета и святых отцов 4. О многоразличной пользе поста 5. Похвала святому посту, приносимая отцами и учителями Церкви РАЗДЕЛ II СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ И ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТЕ 1. Ветхозаветная Церковь и пост 2. Пост-послушание Матери-Церкви 3. Святые Соборы о посте и трапезе РАЗДЕЛ III О ПОСТАХ, СОБЛЮДАЕМЫХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1. Великий сорокадневный пост а) Вселенские и Поместные Соборы об установлении Святой четыредесятницы б) Свидетельства святых отцов об установлении Святой Четыредесятницы в) О причинах установления Святой Четыредесятницы 2. О четырех постах, совершаемых в течение года 3. О качестве пищи, необходимой для постящихся 4. О соблюдении поста в среду и пятницу ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ О ПОСТАХ 1. Грехи, их виды и их духовное врачевание Различные болезни требуют и различного врачевания, но здесь предстоит нам беседа не о телесных болезнях и не о телесном врачевстве, но о духовном. А духовные болезни, коими душа наша немоществует, суть грехи, разделяющиеся на три рода: некоторые грехи совершаются в теле, другие - в душе, а иные обнаруживаются посредством любостяжания. Грехи, относящиеся к телу, следующие: чревонеистовство, пресыщение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякая плотская греховная нечистота. Грехи, относящиеся к душе, суть все злые помыслы, из сердца исходящие: беззаконное вожделение, гордость, властолюбие, превозношение, славолюбие, зависть и тому подобные. А что касается любостяжания, то к нему относятся следующие грехи: корыстолюбие, воровство, хищение, убийство и всякое неправедное приобретение.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Скачать epub pdf ОТДЕЛ II. ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (период пения Постной триоди) ВВЕДЕНИЕ ПОСТ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ. ДРЕВНОСТЬ ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ Пост Святой Четыредесятницы называется Великим в виду особой важности его установления. Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея ( Исх. 34 ), пророка Илии ( 3Цар. 19 ), а главным образом – по примеру Господа Иисуса Христа ( Мф. 4, 2 ), постившегося сорок дней. О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69 правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Четыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I-IV веков: святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним , святой Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие. О том, что пост продолжался именно 40 дней с самого начала его установления, также сущестуют свидетельства самой глубокой древности. И само название «Четыредесятница» встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но особое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням. Итак, пост Святой Четыредесятницы всегда составлял 40 дней. Начиная с IV века в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника после сырной седмицы – до Великой Субботы включительно. Таким образом, Великий пост состоит из собственно из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (святой Симеон Солунский ). В Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т. е. с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается Святая седмица Пасхи (т. е. седмица страданий Христовых). Постясь во время ее все со страхом и трепетом, приносят ежедневно моление согрешающих». В этих постановлениях Великий пост представляется состоящим из сорокадневного поста и поста Страстной седмицы. Святой Епифаний Кипрский пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной Недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Краткое предисловие к синаксарям Ксанфопуловым, то есть на синаксари Триоди Синаксари Никифора Каллиста Ксанфопула на выдающиеся праздники Триоди, каждый из которых объясняет, как и когда это изначально произошло и по какой причине праздники те ныне таковы и почему святыми и богоносными отцами учреждены, с некоторыми особыми указаниями, начиная от Недели о Мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Перед седьмой песнью канона на утрени следует читать вначале по обычаю месячный синаксарь, а затем настоящие. Постная Триодь Синаксарь в неделю о мытаре и фарисее Стихи на триоди: Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от Ангелов: Трипеснец же и от человеков приими. Стихи на трипеснцы: Вышних и нижних Творец! От ангелов песнь трисвятую, А от людей ныне трипеснец прими. На мытаря и фарисея: Фарисейски кто живет, церкви далече бывает: Христос бо внутрь, о смиреннии, приемлемый. На мытаря и фарисея: Коль фарисействуешь ты, будь от храма далече. Ибо Христос изнутри, и смиренный приятен Ему. В настоящий же день, с Богом и триодь начинаем: юже убо мнози от Святых и Богоносных красотодетель наших отец, добре и яко достояше, от Святаго движими Духа, сложивше песносоделаша. Первый же всех сие умысли, три глаголю песни, во образ мню Святыя и живоначальныя Троицы, великий творец косма 1 , в великой и святой Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа седмице, по именованию вкратце, коегождо дне краегранесьми умыслив песни. От негоже и прочии от отец, паче же иных, феодор и Иосиф студите 2 , по ревности онаго, и прочым неделямъ (седмицам) Святыя и великия четыредесятницы счинивше, тех обители студийстей первее предаша. наипаче песни учинивше, и уставивше, и другая книзе, отонудуже и когда, от отец собравше и снискавше. В настоящий день начинаем с Богом Триодь, каковую наилучшим и самым подобающим образом сложили из хвалебных песней многие святые богоносные наши отцы и песнотворцы, движимые Духом Святым. Первым же из всех измыслил сие, то есть троепесние (думается, во образ Святой и Живоначальной Троицы), великий творец Косма 1 который ради Великой и Святой седмицы Страстей Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа составил песни из акростихов с именованием без малого каждого дня. После него другие отцы, а более прочих Феодор и Иосиф Студиты 2 , подражая его ревности, сложили трипеснцы для остальных седмиц Святой и Великой четыредесятницы и вначале передали их Студийской своей обители, добавив и согласовав с ними еще большее число песней и иные содержащиеся в книге сей вещи, для чего в свое время собрали и позаимствовали их у прежних отцов.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Разве не страшно предстать перед Ним с ненавистью? 23 февраля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы с вами находимся в преддверии Святой Четыредесятницы В вечер Прощёного воскресенья архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню с чином прощения в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Мы с вами находимся в преддверии Святой Четыредесятницы, которая приведёт нас к празднику Святой Пасхи. Мы сегодня идём по этой дороге для того, чтобы одержать самую главную победу — победу над самими собой. В течение этих дней мы непрестанно будем бороться сами с собой, со своими греховными привычками и привязанностями, страстями, которые так или иначе будут проявлять себя в нашей жизни и восставать против нас, а мы будем восставать против них. В этой борьбе мы проведём следующие сорок дней для того, чтобы с Божией помощью одержать победу, и в ночь Светлого Христова Воскресения праздновать не только воскресение Христа из мертвых, но и победу над грехом в своей жизни, в своей душе, освобождение от тех пут, в которых душа находилась. На этой дороге мы будем не одни. В эти дни с нами будет Церковь. Опираться мы будем на ту всесильную помощь, которую даёт нам Господь, когда мы прибегаем к Нему и обращаемся с молитвой. Первое препятствие, которое нам нужно преодолеть, первый камень, который нам нужно отодвинуть, идя по этой дороге — это вражда, ненависть и обида, которые могут найти себе место в нашей душе и в нашем сердце. Если мы этот камень не сбросим со своей души, то весь наш пост, все наши молитвы, поклоны и добрые дела не помогут нам и не приблизят нас к Богу. Если в сердце будет ненависть, вражда, неприязнь, то благодать Божия в такое сердце не сможет войти: она не найдёт там для себя места. Поэтому существует такой обычай — в вечер перед началом Великого поста православные христиане собираются вместе в храмах Божиих, встречаются друг с другом в домах и просят друг у друга прощения.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Скачать epub pdf Содержание Как поступаем в собраниях святаго и славнаго тридневнаго воскресения Спасителя нашего. – О дереве (биле) [О святой Четыредесятнице] О количестве и качестве кушаний и питий и о благочинии на трапезах О святой великой Четыредесятнице О Благовещении О правильности в исполнении служб О количестве одежды и обуви и об устройстве постели и подобном     1 . В священных монастырях издавна господствуют многия и различныя предания, при чем одни из них управляются и ведутся к царству небесному одними уставами, другие другими. Из всех (преданий) одно есть и то предание, которое утвердилось у нас и которое мы приняли от великаго отца нашего и исповедника Феодора, и не одни только мы, но и большинство лучших монахов приняли его, как самое совершенное и царственное, устраняющее и излишества, и недостатки. И мы ныне, без всякаго колебания подчинившись отеческим повелениям, подчинили себя послушанию, чтобы, насколько возможно, оставить его в письмени для непреходящей памяти последующим поколениям. И Бог , молитвами нашего пастыря, да подаст нам соответствующую способность к составлению слова, чтобы здраво изложить полезныя и спасительныя заповеди богоноснаго отца нашего, во славу Отца и Сына и Святаго Духа и в сохранение и спасение тех, кои с верою принимают на себя сохранение их. Итак, с Богом да будет это началом составления (слова). Как поступаем в собраниях святаго и славнаго тридневнаго воскресения Спасителя нашего. – О дереве (биле). 2 . Должно знать, что по миновании второй стражи ночи, т. е. шестого часа, и в начале часа седьмого падает условный знак водяных часов и вместе с этим извещением встает будильщик и обходит с фонарем спальни, побуждая братьев к вставанию для утренняго славословия. И тотчас била ударяют вверху и внизу. И когда все братия соберутся в притворе главнаго храма и тихо молятся, иерей, взявши в руки кадильницу, кадит прежде всего святой алтарь; выйдя оттуда чрез переднюю преграду, проходит северною стороною храма и, достигши царских врат, кадит братьев и тотчас южною стороною возвращается туда, откуда вышел, а братия вслед за ним входят в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Строже всего Бог будет судить христиан. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? 16 апреля, 2010 Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Святая Четыредесятница состоит из двух примыкающих друг к другу и слитых воедино постов, которые отражают различные события земной жизни Христа Спасителя. Сама Четыредесятница учреждена Церковью в память сорокадневного поста Иисуса Христа в Иудейской пустыне – диком, страшном месте, поблизости от так называемой Горы Искушений. Страстная седмица посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, крестных страданий и смерти по человечеству Иисуса Христа. Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Потому что оно содержит в себе глубокий духовный смысл, оно знаменует пророчески Второе Пришествие Иисуса Христа на Землю, воскрешение мертвых и Страшный Суд. Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо – воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима – Вифании (Ин. 11, 1–44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, воочию всего Иерусалима. Это чудо потрясло сердца людей. Иудейские представления о Мессии как только лишь о земном царе, великом вожде, – эти земные представления как будто отступили в тень, сердца людей осиял луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка. Что предображало собой воскрешение Лазаря из мертвых? Всеобщее воскрешение, день Страшного Суда. В Палестине покойника хоронили обычно в самый же день его смерти, так как из-за сильной жары труп быстро начинал разлагаться. На четвертый день труп Лазаря уже потерял человеческие черты, тело распухло, почернело, источало сукровицу.

http://pravmir.ru/strozhe-vsego-bog-bude...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Пост — это не только труд, это ещё и радость 23 февраля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы можем не поститься. Но мы постимся. В Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Наступает то время, которое именуется днями Святой Четыредесятницы. Апостол об этом времени говорит так: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). В течение года большую часть своего времени человек посвящает заботам о своём существовании. Но есть особое время, когда Церковь призывает нас большую часть своих забот отдать «единому на потребу», самому главному — своей бессмертной душе. И нет для этого более удобного, приятного времени, чем дни Святой Четыредесятницы, к которым мы приблизились. С завтрашнего дня начинается Великий пост — духовная весна, которая обновляет нашу жизнь и наши духовные силы. Этот труд, подвиг поста и молитвы заканчивается праздником праздников и торжеством торжеств — Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь мы радостно празднуем не только воскресение Христа из мертвых, но и воскрешение нашей души от сна греховного и встречу её с Богом. Пост — это труд, с одной стороны. И как всякий труд, он предполагает, что человек будет прилагать определённые усилия, тратить силы на этот труд. Но, с другой стороны, пост — это не только труд. Это ещё и радость. И именно об этом в сегодняшний день говорит нам Святая Церковь: когда постишься — не омрачай своё лицо и не делай так, чтобы всем, кто на тебя смотрит, казалось, что ты несёшь какую-то ненужную ношу, что этот труд для тебя невыносим и тяжек. Человек привык всю жизнь получать радость от земных вещей и земных удовольствий, но Церковь хочет, чтобы он получал радость не только от них. Чтобы он не был похож на животное, но получал радость ещё и от общения с Богом. И именно к этой радости ведёт нас труд Великого поста. Именно к этой радости общения с Богом ведут нас те подвиги, к которым нас в эти дни призывает Святая Церковь. Если ты не хочешь этой радости, если ты к ней не стремишься, если она тебе не нужна, то и пост тогда не нужен — в нём нет никакого другого смысла.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Большие посты в сравнении с Великим Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 1. Введение О Великом посте написано немало книг, произнесено множество проповедей. Кажется, изучен он со всех сторон более чем подробно. Этого нельзя сказать о других больших постах, вроде бы меньших по значимости. В результате мы в богословской литературе и в жизненной практике наблюдаем в отношении этих постов очевидные крайности — так сказать — “саддукей­ские” (от обмирщённости) и “фарисейские” (от ревности не по разуму). К первым можно отнести не только отсутствие (за исключением Святой Четыредесятницы) постного меню в столичных кафе. Звучат ныне и слишком частные богословские мнения, что, мол, соблюдение Великого поста почти освобождает от необходимости соблюдать Петров. Такие “садду­кейские” взгляды, ясное дело, появляются от того, что вековое наследие и опыт церковной жизни в сознании многих потеряли подобающее им место — от “терния суеты”. Немало, как всегда, перегибов бывает и с противоположной стороны. Приходилось, например, слышать о “ревнителях”, запрещающих даже больным (!) вкушение рыбы во все посты, за исключением воскресных дней. Что сказать? Евангелие вечно. И партии — “садду­кейская” и “фарисейская” — будут, наверное, существовать до скончания века. Церковь же зовёт нас идти путём царским — без вышеупомянутых отклонений. А для этого необходимо, конечно, углубиться по мере сил в богослужебное содержание больших постов, вслушаться в него со всей возможной тщательностью. Настоящая статья и имеет целью обратить внимание на прикровенные как будто и однако удивительно глубокие стороны постных служб, календарных деталей, чтений из Священного Писания. И неизбежно здесь приходит на ум сравнение с традицией Святой Четыредесятницы, ибо при всех различиях так много знакомого открывается в практике прочих больших постов. 2. Малое о Великом посте В богослужебном году очевидно центральное место, уделённое Великому посту, ориентированному на Праздник праздников — Пасху.

http://pravmir.ru/bolshie-postyi-v-sravn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010