Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Первое, второе и третье обретение честной главы святого Иоанна Крестителя   Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. 1560-е гг. Честная глава святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в " безчестном месте " . Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука - Лк.8,3) было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос - это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Матф. 14:2).   Первое обретение главы св. Иоанна Предтечи Первое обретение главы Иоанна Предтечи. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Нам известно только, что это было открыто им во сне и что после обретения честной главы в указанном им месте они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св. Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком.

http://sedmitza.ru/text/1219582.html

О святом Иоанне Предтече и его деснице Пророк Иоанн Креститель – наиболее почитаемый после Девы Марии святой – был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы. По материнской линии он был родственником Иисуса Христа, Который также происходил из рода царя Давида. Святой Иоанн, родившийся на шесть месяцев раньше Господа, до 30-ти лет был пустынножителем, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду и питался диким медом и акридами (саранчой). Когда Господь призвал его к проповеди еврейскому народу, на берегу реки Иордана пророк Иоанн призвал людей нравственно очиститься, приготовив себя к встрече с ожидаемым Мессией (Христом). Крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения, но было духовным приготовлением к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. При Крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан произошло схождение Святого Духа в виде голубя, и с неба раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...». Услышав слова Пророка «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин 1:19), к Иисусу Христу присоединились двое из учеников Иоанна – апостолы Иоанн Богослов и брат Симона Петра Андрей Первозванный. Иоанн Креститель принял мученическую кончину. По приказу царя Ирода Антипы ему отсекли голову. Ученики Иоанна Предтечи погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Святые мощи его прославились множеством чудес. По преданию, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка – его правую руку. Когда мусульмане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции.

http://sedmitza.ru/text/1219587.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление 20 мин., 16.01.2019 Содержание Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. Что такое Крещение Господне Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения «Сотворите плоды достойны покаяния. И не начинайте глаголати в себе: Отца имамы Авраама» ( Лк. 3:8 ; Мф. 3:9 ). Эти слова принадлежат святому Иоанну Предтече Господа, величайшему из пророков. Иоанн заключил собою Ветхий Завет и начал Новый, служа таким образом связью обоих Заветов. Служение Иоанна предвозвестили ветхозаветные пророки; деяния и проповедь Иоанна описаны апостолами в Евангелии. «Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, посвящено повествованию о Иоанне. Якоже есть писано во пророцех, се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовить путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пустыне, уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов» ( Мк. 1:1–4 ). Служение Иоанна заключалось в том, чтоб приуготовить путь для имеющего явиться в самом скором времени Господа, облеченного в человечество, – чтоб исправить для Него стези. Что это за путь? Какие это стези? Это – образ мыслей человеческих; это – сердечные чувствования и стремления человеков. Чтоб принять Господа, надо иметь способный для того, благоустроенный образ мыслей; чтобы принять Господа, надо иметь сердечное произволение к тому, надо иметь смиренные чувствования. Так объяснил архангел Гавриил праведному Захарию, отцу Предтечи, служение Предтечи, когда возвестил его зачатие и рождение. «Он (Предтеча), – говорил архангел, – многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтоб возвратить сердца отцев детям, и непокоривым образ мыслей праведников, чтоб представить Господу народ готовый» ( Лк. 1:16–17 ). Покайтеся, возвещал человечеству святой Предтеча, сознайте, что вы грешники, что вы существа падшие и погибшие, что вы находитесь в челюстях вечной смерти, нуждаетесь во спасении. «Покайтеся: приближися бо Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ), т.е. настало блаженное время, и Сам Бог немедленно явится между вами; явится хотя и в смиренном образе человека, но со всемогущею властью Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Святой Иоанн Креститель. Мозаика. Византия. XIII век. София Константинопольская Проповедь покаяния, с которой выступил святой Иоанн Креститель , была действительно значимым событием для его современников, живущих в окрестностях Иордана. Вот что писал о Предтече Иосиф Флавий: «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно» . Для многих святой Иоанн Креститель по силе своей пламенной проповеди и высоте безукоризненной жизни был воплощением одного из древних пророков, который пришел возвестить об избавлении Израиля от ига язычников. Евангелист Иоанн Богослов рассказывает о посольстве к Предтече иудеев из Иерусалима, которые спрашивали его: Что же? Ты Илия? Пророк? (Ин. 1, 21). Да и Сам Спаситель, говоря о святом, указывает на высоту его жизни: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Блаженный Августин в одной из проповедей говорит, что Предтеча «был столь велик, что его могли счесть за Христа». Представления о соперничестве Спасителя и Предтечи отображены в некоторых гностических писаниях Такая сила личности святого Иоанна Предтечи, невзирая на его собственные свидетельства о грядущем Мессии, у которого он не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1, 7), вызывала недоумения по поводу его взаимоотношений со Спасителем уже во времена его земной жизни. Стоит вспомнить хотя бы описанное в Евангелии обращение к Предтече его учеников, с досадой и завистью говоривших по поводу проповеди Христа: Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин.

http://pravoslavie.ru/109990.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Образ Предтечи в пророческих книгах Священного Писания Ветхого Завета Святой Иоанн Креститель был послан, чтобы при­го­то­вить людей к встрече с ожи­да­е­мым Мес­сией. Статья посвящена образу святого Иоанна в пророческих книгах Ветхого Завета, а также толкованиям этого образа у святых отцов и библеистов. Статья Святой Иоанн Предтеча является одной из самых интересных фигур в Священном Писании. Он – последний ветхозаветный пророк, хотя жил уже в Новом Завете. Об этом пишет святой Андрей Критский в одной из стихир на литии на Великой вечерне под праздник Рождества пророка Иоанна: «Пророков предел и начало апостолов…» . Его строгая подвижническая жизнь в пустыне сравнивается с жизнью пророка Илии , что особенно видно в службе праздника Рождества Иоанна Предтечи, в которой и приводятся такие яркие примеры: «В старости родиши сына той бо приидет силою Илииною» и «Иже духом и силою пришед путь Господень исправити» . Во всех четырех Евангелиях святые апостолы описывают Предтечу и его проповедь, а евангелист Марк даже с него начинает благовестие. Сам Господь наш Иисус Христос говорит, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Эти факты свидетельствуют нам о важности угодника Божьего. Православная Церковь совершает память святого Иоанна семь раз в году, отдавая должное его удивительной жизни и трудам.

http://bogoslov.ru/article/6167241

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В день Богоявления все крещеные, все, кто хотя бы одним этим таинством связан с Церковью, приходят в храмы, чтобы взять крещенскую воду. Так ли приходят, как хотя бы приходил народ из Иерусалима и Иудеи, и всей окрестности Иорданской, принимая крещение покаяния от Иоанна, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5)? Как Иоанн говорил приходившему креститься от него народу, так Церковь говорит почерпывающим крещенскую воду о покаянии, об обновлении нашего крещения: покаяние — второе крещение. Чтобы не в суд и не во осуждение принимали мы эту великую святыню, но во оставление грехов в радость жизни вечной. Проповедь Иоанна сосредоточена на самой сути веры, ибо покаяться — значит отвергнуться греха и обратиться к Богу. Он говорит о перемене сердца, но знает, что грех проникает во все сферы жизни: религиозную, нравственную, общественную, политическую. Он твердый реалист, всегда видящий правду и ложь, зовущий к всенародному покаянию, к тому, чтобы наша молитва была связана с каждодневной нашей обыденной жизнью. Что делать сборщикам налогов, как вести себя воинам, каждому человеку? У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Как это предельно просто, и как понятны должны быть эти слова в сегодняшней России! Не говоря уже о том, что Предтеча был предан смерти за обличение разврата. Как написано у пророка Исаии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), — это о сердце сокрушенном и смиренном. Но и всякий дол нищеты и горя да наполнится, и всякая гора и холм гордости и богатства да понизятся, кривизна всей жизни да выпрямится, и «неровные пути сделаются гладкими, и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40, 4—5). Святой Иоанн Предтеча — бесстрашный проповедник и обличитель нечестия, какое бы место оно ни занимало в обществе, в государстве и в Церкви. Смелое слово его обращено к вождям народным, к первосвященникам, к ученым богословам, которых он называет «порождениями ехидны». В его изображении они бегут от гнева Божия, как змеи с загоревшегося поля.

http://moral.ru/sobor_st_ioanna/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Крещение (Богоявление) Господне. Коротко о празднике 7 мин., 18.01.2023 Содержание Праздник Крещения Господня — это воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей (Мф. 3:13-17; Мк. 1: 9-11; Лк 3: 21-22). В оригинальном тексте Евангелия — греческом — крещение обозначено словом βπτισμα, что дословно означает «погружение в воду». Иоанн проповедовал среди иудеев крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1: 4): приходя на пустынный берег Иордана к Иоанну Предтече, люди исповедовали свои неправды и символически смывали их с себя в речной воде. Когда к Иоанну пришел безгрешный Христос и тоже изъявил желание креститься, тот поразился: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3: 14) Но услышал в ответ: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3: 15), то есть — Божию волю. Христос как Человек должен был исполнить все постановления закона иудейского, чтобы, преодолев его, дать Свой новый благодатный закон. Иоанну ничего не оставалось, кроме как допустить Иисуса до крещения. Сразу после этого на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба возгремел глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3: 22). Это Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление. В нашей рубрике  «Коротко о празднике»  мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви. Дата (новый стиль): 19 января Статус: господский двунадесятый Тропарь праздника Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/троическое явися поклонение,/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленного Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине,/извествоваше словесе утверждение./Явлейся Христе Боже,/и мир просвещей, слава Тебе. Перевод:  Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

http://foma.ru/kreshhenie-gospodne-bogoy...

Закрыть itemscope itemtype="" > К образу Православного воина 18.04.2017 1890 Время на чтение 18 минут 1. Ответ Ангела Пустыни «Вы обманули сами себя и вас обманули. Обманули вас те, которые представили вам Христа как слабака и слюнтяя. Читая Евангелие о милости Христа и о Его любви, они пропустили его грозные слова об этом страшном Камне - Который есть Он Сам, - а от этих слов стынет кровь в жилах. Кто нападет на Христа, тот разобьется, а на кого Он нападет, того раздавит. Он угрожает карой за неверность в любви и презрение к милости. Он есть огонь, который греет, но может и сжечь». Св. Николай Сербский Мы можем обратить внимание на образ Православного воина, который вырисовывается из прочтения книг Священного Писания и трудов Святых Отцов. Таким образом есть возможность поставить ряд вопросов и постараться дать на них ответы: каким должен быть Православный воин? Какими качествами он должен обладать? Что ему позволено, а что недопустимо для него ни при каких обстоятельствах? Тем самым мы попробуем затронуть тему, как в практическом плане должно сочетаться Православное мировоззрение и реальная жизнь Православного воина. Как известно, Новый Завет содержит несколько упоминаний о воинах и военных действиях. Для нашей темы имеет большое значение первое упоминание военнослужащих в Благой вести. Когда святой Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния во оставление грехов, тогда он дал ответ представителям нескольких групп иудейского общества: вначале ответил фарисеям и саддукеям, а далее сказал, что делать простому народу, мытарям и воинам. «И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3: 10-14). В то время ожидание Мессии было всеобщим. Чем тяжелее и тревожнее была жизнь иудейского общества, тем напряженнее люди ждали помощи свыше, облекая свои чаяния в мечту о приходе Спасителя, который избавит от всех проблем, начиная от насущных бытовых и заканчивая установлением мировой политической гегемонии Израиля.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/19/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Это великое событие в духовной истории человечества. Крещение — день, когда закрывается книга Ветхого Завета с большим в нем из рожденных женами, Предтечей, и открывается Новый Завет с вступлением на общественное служение Сына Божия. В этот день Господь оставляет Назарет и совершает долгий путь к берегам Иордана. Он встречает того, о ком говорят повсюду — Иоанна Предтечу, который проповедует покаяние и крестит всех, кто нуждается в очищении. Христос видит Предтечу и в его лице — весь Ветхий Завет. Христос слышит в призыве к покаянию Иоанна предшествовавших ему пророков, потому что как они, и сильней, чем они, — он говорит, пробуждая совесть. «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 7—8). Господь видит толпу людей, бегущих отовсюду. Они представляют весь народ Ветхого Завета, устремленный к чаемому Мессии. В этих людях — восемнадцать веков надежды и ожидания. Перед Господом — толпа грешников, жаждущих очищения: алчных мытарей, блудниц, продажных судей, воинов, служащих за деньги римскому оккупационному режиму, саддукеев, нечестных политиков и фарисеев, впервые увидевших, что и им можно себя в чем-то упрекнуть. Господь узнаёт в них их предков, которые так часто забывали призывы Иеговы, поклоняясь лживым богам на высотах, но которые также могли возвращаться к истинному Богу и каяться, когда на них обрушивались беды. И Христос не говорит Иоанну: «Оставь свое крещение, прекрати это внешнее обливание, которое не касается глубины человека». Нет, Христос просит Иоанна крестить Его, являя почтение ко всем ветхозаветным обрядам. Иоанн протестует: «Я должен Тобою креститься». Это единственное, что может сказать «светильник Солнцу, голос Превечному Слову, друг Жениху», говорит святитель Григорий Богослов. В смиренной, потрясающей Иоанна простоте, Господь сходит в воды Иордана. Он погружается с грешниками в купель греха, Он очищает прикосновением Своего пречистого тела все воды, через которые скоро, в христианском крещении, будет действовать Дух Святой. И внезапно отверзаются небеса, Дух в виде голубине сходит на Христа и глас с небес возвещает: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Как понять это откровение Бога?

http://moral.ru/начало-нового-завета/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010