Изображения Димитрия Солунского в базилике в Фессалонике относятся к наиболее ранним произведениям. Иконография Димитрия Солунского сложилась в доиконоборческое время. Первоначально изображения были распространены гл. обр. в Фессалонике, покровителем которой он считался с ранневизант. эпохи. Не исключено, что произведения с образом Димитрия Солунского существовали уже в раннем V в., когда, согласно преданию, в Фессалонике эпархом Иллирика Леонтием (упом. в 412-413) была сооружена базилика-мартирий святого (основа существующего здания, неоднократно горевшего и перестраивавшегося, датируется сер.- 3-й четв. V в.; см. ст. Димитрия великомученика базилика в Фессалонике). О ранних изображениях святого сообщают источники, описывающие события VI-VII вв.,- сказания о чудесах Димитрия Солунского, собранные в 1-й пол. VII в. архиеп. Фессалоникийским Иоанном и в кон. VII в. анонимным автором. Одному из этих чудес - исцелению расслабленного эпарха Мариана была посвящена упомянутая архиеп. Иоанном мозаика на фасаде базилики, вероятно, выполненная по заказу эпарха в знак благодарности святому и служившая подтверждением его целительной силы. В описании чуда о Мариане имеется и упоминание о стоявшем в кивории базилики серебряном ложе, на котором находилось изображение Димитрия Солунского. (по мнению Н. Теотока, П. Лемерля и Д. Палласа, появление этого ложа было связано с античной погребальной традицией). Сведения об иконах Димитрия Солунского содержатся в описаниях др. чудес, сообщающих о явлениях святого в тех одеждах, в которых его изображают (Lemerle. 1981. Vol. 1. P. 100, 102, 111, 115), и о том, как еп. г. Фины в Сев. Африке, которому явился Димитрий Солунский, узнал его изображение на иконе (Ibid. P. 235, 239). В царствование имп. Фоки (602-610) родственнику префекта Фессалоники было видение Димитрия Солунского сидящего в кивории базилики на драгоценном престоле, рядом на др. престоле восседала Евтаксия (аллегория Благочиния или богиня Тихе - покровительница Фессалоники). Это описание позволило исследователям предположить, что в серебряном кивории, находившемся в центральном нефе фессалоникийской базилики и служившем в ранневизант. время основным местом поклонения Димитрию Солунскому, помещалась его икона и образ Богоматери.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

«Помогай Вам Бог, отец-настоятель, отец Димитрий, и далее трудиться во славу Божию, укрепляя вверенную Вам общину», — заключил Предстоятель. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону апостола Андрея Первозванного. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды во внимание к помощи в строительстве храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы. Наград были удостоены: В завершение Предстоятель Русской Церкви выразил особую благодарность руководству и коллективу компании «Норильский никель», которая, как отметил Святейший Владыка, «сопровождает многие проекты Русской Православной Церкви и помогает особенно там и тогда, когда другого источника и найти невозможно». Всем участникам богослужения были вручены иконки великомученика Димитрия Солунского с Патриаршим благословением. Строительство храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве осуществлялось в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. В храмовый комплекс входят здание храма на 500 человек и приходской дом. Храм возведен по индивидуальному проекту и представляет архитектурный синтез новгородской и звенигородской школ зодчества в сочетании с модерном. Автор идеи и архитектор храма: О.А. Баранникова. Проектировщик и по храму, и по приходскому дому: ООО «Инвест Проект Групп». Благотворитель: ПАО «ГМК " Норильский никель " ». При храме работают православная общеобразовательная школа имени святого великомученика Димитрия Солунского, детская музыкальная школа «МиРеСоль», православный детский сад «Дошколия», центр детского творчества им. св. прав. Иулиании Лазаревской, курсы по подготовке церковных специалистов, молодежный миссионерский центр «Наш храм». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/5912617.ht...

Тело святого великомученика Димитрия было тайно погребено солунскими христианами. И на этом месте стали происходить чудотворения. При святом равноапостольном Константине над захоронением святого была воздвигнута церковь, во время перестройки которой были торжественно обретены многоцелебные мощи святого Солунского великомученика. Одним из самых дивных чудес, которыми Господь прославил своего великого угодника, стало истечение мира от его честных мощей. Об этом непостижимом явлении свидетельствуют многие древние писатели и историки. Не счесть исцелений от тяжких недугов, произошедших через помазание этим миром. И даже народы, неверующие во Христа, прибегали к целебной помощи святого Димитрия. Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. В XI веке в Киеве был основан Димитриевский монастырь, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий. В XII веке Владимирский князь Всеволод, во святом Крещении Димитрий, построил Димитриевский собор, который и ныне является украшением древнего града Владимира. Святой благоверный князь Даниил Московский, построив в Кремле первый каменный храм, также посвятил его святому великомученику, а позднее на этом месте был воздвигнут величественный Успенский собор. Усердным почитателем своего небесного покровителя святого Димитрия Солунского был святой благоверный князь Димитрий Донской, одержавший по молитвам святого великомученика многие великие победы. Издревле память святого Димитрия Солунского связывалась на Руси с верностью Христу, с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. В церковных песнопениях Димитрий Мироточивый воспевается как «мучеников украшение», «царей хранитель», «споборник воинов», «врагов потребитель», «нищих обогатитель», «пристанище прибегающих к нему». С древних времен и до наших дней имя Димитрий — одно из самых распространенных на Святой Руси. Настолько родным и близким представлялся мужественный воин Христов, святой Димитрий Солунский народному сознанию, что в древнерусских сказаниях его называют не просто славянином, но русичем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

   Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник.   Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу. С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, " убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога " .    Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа. Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078).       Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, " создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием " (т. е. фресками).     Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=833

Сведения из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). После Октябрьской революции село Голяжье было переименовано в Отрадное. В 1921 году церковь Димитрия Солунского отремонтировали, поновили росписи свода купола, но ... уже в 1929 году храм был закрыт, передан колхозу и использовался под склад. От красивейшего некогда здания, выполненного в стиле барокко, с уникальными декоративными деталями, к концу ХХ века остались лишь стены, поросшие деревьями и травой. Глава церкви, кресты, верхний ярус колокольни, кровля - всё было утрачено " за ненадобностью " . Сохранились лишь некоторые прежние решётки, остатки напольной плитки да в верхней части стен фрагменты написанных маслом изображений восьми апостолов. После образования прихода, храм Димитрия Солунского в селе Отрадном (Голяжье) стали восстанавливать с 2001 года, но из-за недостатка средств этот процесс длится уже 18 лет. Первое богослужение состоялось 19 декабря 2003 года. С февраля 2004 года службы стали проводиться регулярно. В 2005 году был отреставрирован и покрыт металлом купол. При храме работает воскресная школа для детей. Стоит сказать, что, поставив храм в Голяжьем, Алымовы продолжили благочестивую традицию своего рода, внесшего заметный вклад в духовную жизнь местного населения. Дед Ивана Акинфеевича, строителя Димитриевского храма, Евстрат Тимофеевич, в 1698 году построил на свои средства Брянский Покровский собор. Во все времена русские зодчие хорошо понимали роль архитектуры в пейзаже и значение пейзажа как составной, неотъемлемой части архитектурной композиции. Все значительные постройки в селениях, а это главным образом были храмы, они располагали с большим искусством. Над Десной, в селе Голяжье, среди болотистой местности было найдено возвышение, на котором построили церковь, ставшую главным зданием села и архитектурным акцентом в окружающем пространстве поймы. Село раньше называлось Голяжье, что связывалось со словом " голь " , так как жители села отличались крайней бедностью. На деревянном кресте, хранившемся в те " безотрадные " годы в построенном храме, была надпись, повествующая о том, что церковь во имя великомученика Димитрия Солунского с приделом во имя священномученика Харлампия построен в 1755-1757 годах, а " освятился храм сей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святого великомученика Солунского при державе ... Государыни императрицы Елисаветы Петровны всея России ... Святил сей храм города Брянска Покровского собора протопоп Алексий, усердием и тщанием и потреблением имущества благородной госпожи полковницы Анны Васильевны Алымовой... "

http://sobory.ru/article/?object=05032

Храм имеет деревянные скульптуры. Так, Голгофа, стоящая в трапезной, имеет фигуры Божией Матери и Марии Магдалины с лицами крестьянских девушек. В нише под стеклом расположен Христос в темнице. Их следует отнести к началу XIX века. Согласно историческим источникам конца XIX в. по истории Боровска: Царские двери писаны на красках, образ вмч. Димитрия писан по левкасу и вызолочен сусальным золотом, образ вмч. Георгия писан на красках, венец серебрянной басемной и вызолочен. По правую сторону Царских дверей: образ Нерукотворного Спаса, писан на красках, по левую сторону – образ Богородицы Одигитрия, венец и поля серебрянные, басемные и вызолочены в привесе серьги серебрянные и вызолочены с жемчугом и камнем... В трапезной привлекает внимание маленькая иконка Воскресения Христова, которую можно датировать XVII веком. Она относится ко времени расцвета Калужской иконописи и выдержана в удивительно мягкой, точно светящейся, розово-желтой гамме. Сейчас в храме действуют три престола освященные в честь святителя Николая (левый) и в честь св. вмч. Георгия Победоносца. Возле храма Под горой находится источник Димитрия Солунского. Каждый год на крещение туда совершается крестный ход с освящением воды. метрах в 400 -500 возле храма по реке Протве источник Святителя Николая. На колокольне храме имеются колокола. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского с приделом Георгия Страстотерпца в " служной " слободе Пафнутьева монастыря впервые упоминается в 1654 году. Взамен его в 1701 году прихожане построили кирпичный одноимённый храм с деревянной трапезной. В нём 1 ноября 1786 года крестили Михаила Яковлевича Стекольщикова - основателя небезызвестного в России рода промышленников-меценатов Рябушинских. В 1804 году на средства прихожан и на деньги " сторонних жертвователей " был построен новый кирпичный храм с кирпичной же колокольней в одной связи. Помимо главного престола во имя великомученика Димитрия Солунского, в храме были устроены два придельных иконостаса: во имя святого Георгия Победоносца и во имя святого Николая Мирликийского. В XIX веке интерьер храма обустроили, украсив иконостасом и предметами церковной утвари. В 1916 году доход храма состоял из кружечного сбора, процентов с доходных билетов и капитала, положенного на вечное поминовение в кредитные учреждения. Приход храма был довольно многочисленным благодаря окрестным деревням: 236 дворов, в которых проживали 719 мужчин и 814 женщин. Иноверцев было мало - 11 человек. В приходе числились две земские одноклассные школы: Рябушенская женская и Отрепьевская смешанная.

http://sobory.ru/article/?object=02050

Восьмерик главного объема здания увенчан кокошником с маленькими главками. Над входом возвышается одноярусная колокольня со шпилем. На освящение храма, которое состоялось 9-го июня (праздник Тихвинской иконы Божией Матери) 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от лица пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей. Эта традиция возобновляется. В настоящее время в церкви святого великомученика Димитрия хранятся частицы мощей преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского и покровителя Коломяг Димитрия Солунского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем. Нынче Холмская икона находится в храме. Перед революцией в пределах Коломяг действовало несколько церквей: храм во имя целителя Пантелеимона, домовая церковь Земледельческого училища на ул. Аккуратова (Мариинской), церковь во имя иконы Матери Божией «Утоли моя печали» при приюте для умственно отсталых детей (в советское время детдом В начале 20-го века здесь работала Екатерина Грачева, руководительница приюта для калек и идиотов, основанного по благословению архимандрита Игнатия (Малышева) . С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек. Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках на службу с Петроградской стороны. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить о. Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода по благословению отца священника ушёл добровольцем на фронт. С другой стороны от церкви погребен герой-летчик Фёдор Беляков он, умирая от ран в госпитале, завещал похоронить его внутри церковной ограды. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмч._Д...

Церковь великомученика Димитрия Солунского по адресу: г.Руза, Дмитровская ул, 22, является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Кирилл Аминов, 03 апреля 2015 г. В советские годы в подмосковной Рузе не было ни одного действующего храма. Тридцать лет назад в 1989 году верующим была возвращена кладбищенская церковь великомученика Димитрия Солунского, использовавшаяся до этого как склад, фабрика по производству валенок, мастерская и трансформаторная подстанция. Дмитриевский храм стал впоследствии центром Рузского благочиния и первой восстановленной городской церковью. Храм Димитрия Солунского при старом городском кладбище Рузы оригинален по своей архитектуре. Авторство его проекта часто приписывают знаменитому русскому зодчему Матвею Казакову. Подлинность этой версии доказать сложно, но сохранилось имя храмоздателя. Церковь была построена в 1792 году на средства рузского мещанина Михаила Дмитриевича Брюшкова. К этой фамилии относилось немало уважаемых ружан купеческого и мещанского сословия. В их числе видный церковный деятель и, по-видимому, родственник храмоздателя, архимандрит Макарий (Матвей Кузьмич) Брюшков. Жизнь архимандрита Макария Брюшкова была тесно связана с подмосковным Николо-Пешношским монастырем, поэтому о его духовном пути можно прочесть в «Историческом описании мужеского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешноше» К. Ф. Калайдовича. Дореволюционный автор ставил архимандрита Макария в один ряд с такими выдающимися деятелями монашества XVIII столетия как Паисий Величковский, Феофан Новоезерский, Назарий Валаамский, Клеопа Введенский и Игнатий Симоновский. Архимандрит Макарий Брюшков восстановил восемь монастырей, пришедших в упадок после секуляризации 1764 года, политики притеснения монашества Петром I, а затем Бироном (фаворитом Анны Иоанновны). Двадцать четыре ученика Макария стали настоятелями русских обителей в разных частях империи. Калайдович писал об этом подмосковном подвижнике так: «Память его должна быть священною не для одних обителей, но и для всех, чтущих труды подвижнической жизни».

http://sobory.ru/article/?object=00985

aboutmari.com Каменная церковь во имя святого Дмитрия Солунского в Новых Паратах строилась в течение трех лет и была завершена в 1861 г. Сооружение храма производилось на средства купцов Казанского уезда Платонова и Атлашкина. Последний оказывал помощь в строительстве Раифского монастыря под Казанью, в котором и был погребен. Первым настоятелем храма был отец Павел Вишневецкий, основавший в 1859 г. в селе первую школу. По данным волжских краеведов Г. Калинкина и Е. Старикова, зять священника Виктор Челноков начал составлять летопись храма, почти единственный сохранившийся документ. По некоторым данным зодчим церкви был архитектор-художник Иванов. Здание церкви сохранилось и представляет собой четверик, завершенный сферическим куполом, увенчанным глухим барабаном и луковичной главой. Широкие окна четверика, а также трапезной, карниз из квадратных углублений, удачное сочетание двух цветов — красного и белого делают постройку нарядной и праздничной. В древнерусских формах XVII в. решена шатровая колокольня. Декор ее первого яруса повторяет убранство основного куба храма. Легкий шатер придает всей постройке легкость, особую приподнятость. На колокольне размещались 7 колоколов. Разорение храма началось в 1930-е гг. В 1934 г. храм был закрыт, уничтожена богатейшая церковная библиотека, в которой хранилось 200 томов книг, в том числе сочинения Императрицы Екатерины II. Церковная утварь разграблена, священник и староста репрессированы. Длительное время церковь пустовала, в 1970-е гг. в ней располагался комбикормовый цех. Только в декабре 1989 г. в селе была зарегистрирована община верующих, и храм передан ей. 1 июня 1990 г. храм вновь освящал архиепископ Казанский Анастасий. Началась реставрация. Церковь в честь великомученика Димитрия Солунского села Новые Параты Каменный храм в селе Новые Параты был построен в 1860 году на средства казанского купца Михаила Платонова. Главный престол его освящен иерейским чином в честь Пресвятой Троицы 25 октября (8 ноября) 1860 года, приделы были освящены на следующий день 26 октября (9 ноября) также иерейским чином — во имя великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая Чудотворца. В 1900 году на территории прихода действовали 3 школы, к церкви были приписаны две часовни, одна из которых располагалась на приходском кладбище, другая — в деревне Старые Параты, на месте прежнего деревянного храма. Верующие церкви оказывали помощь богадельням, миссионерским домам, помогали голодающим Самарской губернии (1891–1892 годы).

http://sobory.ru/article/?object=26337

Так и св. Димитрий нередко спасал свой родной город Солунь от голода и от нападений врагов: «однажды оказался недостаток хлеба в городе и окрестностях, так что многие стали умирать от голода. И что же? Неожиданно начали прибывать к городу корабли с хлебом из отдалённых стран, и корабельщики объяснили, что они имели намерение отвезти хлеб в другие страны, но направлены были в Солунь явлением св. Димитрия... Также, когда Аравитяне осадили Солунь, и граждане просили защиты у св. Димитрия, то одному благочестивому человеку, именем Иллюстрию, было видение, свидетельствовавшее, что, по ходатайству перед Богом св. Димитрия, город будет избавлен от врагов. И действительно, неприятели утром неожиданно сняли осаду и ушли»... 312 . Вообще, о чудесах св. великомученика Димитрия составлены три пространные книги Иоанном, архиепископом Солунским в VII веке – на основании свидетельств достоверных или на основании его собственного наблюдения. Затем в деяниях св. говорится о позднейших чудесах. Об истечении игра от мощей его сведения находятся у Иоанна Камениаты в X веке 313 . Благоговейное почитание св. великомученика Димитрия распространено и в России. Имя его, по Русским летописям, предваряет имена всех святых; о нём упоминается у Нестора при рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. Когда Славянские воины нанесли поражение Византийцам, то «убояшася Греци, – говорит св. Нестор, – и рекоша: несть се Олег, но св. Димитрий послан на ны от Бога» (Нест. лет. 18 стр.). Русские князья с XII века, а может быть и ранее – для возвышения своего удела, для охранения от нападения на свои города врагов, усиливались приобретать что-либо от мощей «отечестволюбца» св. Димитрия. Евфросиния Полоцкая из Палестины принесла крест, в котором, между разными святынями, была частица от мощей св. Димитрия. «В 1198 году января 10 привезли великому князю (Всеволоду Юрьевичу во Владимир) из Фессалоники 314 доску св. Димитрия 315 , именно – икону св. великомученика, писанную на его гробовой доске, и это радостное событие, как важное, было внесено, как праздник, в древние святцы. Сначала эта икона находилась в Киеве, потом перенесена во Владимир, а в 1380 году в Москву, и поставлена в Успенском соборе, где был придел св. Димитрия, имевший важное значение для Русских князей и царей. – Богатые монастыри и великолепные храмы созидались Русскими князьями в честь св. Димитрия Солунского, и именем его называли они часто своих старших сыновей. День памяти его во всей России в старину считался в числе больших праздников, и Богослужение на этот праздник отличалось особенной торжественностью 316 . «Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа, – воспевает св. Церковь великомученика Димитрия, – якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора: тако, святе Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010