Интересно, что в трактовке составителя Милютинской редакции Борис Годунов представляется не сугубым злодеем-убийцей: он одновременно и «многосмысленъ и разуменъ зело», после же гибели царевича он «совестию внутрь обличаемъ и аки копиемъ прободаемъ». С явным и подчеркнутым расположением изображаются здесь Василий Шуйский (в отличие, например, от изображения его во «Временнике» Ивана Тимофеева ) и патриарх Гермоген, которым приписывается совместная инициатива перенесенная мощей Димитрия из Углича в Москву. По мнению С. В. Лихолата, автором этой редакции Жития Димитрия был ярый сторонник партии Шуйского. Стилистически Милютинская редакция несколько отстоит от традиций агиографического жанра: по мнению О. А. Державиной, она «мало чем напоминает именно житие. Это скорее историческая повесть, где события излагаются просто и ясно, без всяких риторических украшений, молитв и ссылок на Священное Писание , что было так свойственно житийному стилю». (Державина О. А. Рукописи, содержащие рассказ о смерти царевича Димитрия Угличского//Записки ОР ГБЛ. Вып. 15. М., 1953. С. 90). Одновременно с некоторой утратой агиографического стилистического колорита текст Жития в редакции Миней Милютина содержит некоторые фольклорные элементы (например, сравнения в знаменитом описании плача царицы над телом Димитрия и др.); в целом же текст настоящей редакции Жития отличают стройность, драматизм и убедительность. По мнению С. Ф. Платонова, самостоятельные литературные приемы Жития свидетельствуют о привычке его автора к литературному труду. Милютинская редакция «Жития Димитрия Угличского» известна в большом количестве списков. В настоящем издании текст публикуется по рукописному сборнику 80-х гг. XVII в. из личной библиотеки Петра I: РО БАН России, П. I. А. 28 (старый шифр – 17.12.13), л. 22–58 об.; необходимые исправления внесены по списку: РНБ, собр. М. П. Погодина, 1558, л. 206 об.–213 об. МЕСЯЦА МАЯ В 15-Й ДЕНЬ, НА ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ПАХОМИЯ ВЕЛИКОГО . УБИЕНИЕ СВЯТОГО И БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЕВИЧА, КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ИОАННОВИЧА, УГЛИЧСКОГО И МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 февраля в Кремле было «всенародное множество царствующего града Москвы… — гости и чорные всякие люди», т.е. купечество, мещане, простонародье. «А которые люди в соборную церковь не вместишася и те стояша вне церкви». Оба патриарха были у патриаршего места. После молебного пения «подали гости и торговые люди Иеву Патриарху от всенародного множества челобитную». Она была прочитана «велегласно архидияконом Алимпием» по велению патриарха Гермогена. Затем патриарх Иов велел архидиакону «на анбоне прощальную и разрешительную грамоту велегласно чести». По ее прочтении «множество же народа, слышавше в грамоте свое виновное деяние и в сих винах милость и прощение получение, вси неутерпными слезами объяти быша . Прежебывый же Иев Патриарх, и Ермоген Патриарх, со всем освященным собором, простив всенародное множество, и разрешив, и благословение подав, отъиде в дом Живоначальныя Троица» (1). События 14 — 20 февраля 1607 года исключительны. В них большая, по слову митрополита Платона, «странность». Инициатором собора, вынесшего определение о законности династии Годуновых, стал царь Василий Шуйский — политикан и хитрец, лжец, интриган и заговорщик (по характеристике В. О. Ключевского, «шагу не ступил, не соврав»). Причем всего лишь через полгода после осуждения им же царя Бориса как убийцы благоверного царевича Димитрия Угличского и узурпатора царского престола. Царь Василий не изменил ничего в той части текста грамоты, где говорится об убиении Димитрия-царевича так: «прият заклание неповинно от рук изменников своих».(1, 2. С.151) Главное – Собор 1607 года, возглавляемый двумя патриархами (ныне оба они прославлены в лике святых) при участии еще одного святого — преподобного Дионисия Радонежского, — не называет царя Бориса убийцей благоверного царевича, пренебрегая его недавним осуждением царем Василием и боярами. «Разрешительная грамота» — своего рода соборное определение Русской церкви по вопросу о законности династии Годуновых и о невиновности царя Бориса во вмененном ему преступлении.

http://pravmir.ru/o-smutnom-vremeni-razr...

В книге поступ­лений довоенных времен значится только: “Богоматерь; поясная; из чина”, — говорит специалист по экспозиционно-выставочной деятельности МГОМЗ Ольга Воробьева. — При отборе образа в реставрацию музей руководствовался нетрадиционной иконографией, не имеющей полных аналогов в известной станковой живописи». Скорее всего, сюжет безвестный мастер позаимствовал с какой-то западной гравюры. Впрочем, исследователям предстояло сначала его увидеть, а уж потом проанализировать. Ведь в запасниках икона хранилась со сквозной трещиной меж досок, с дырами от гвоздей и шурупов, с многочисленными царапинами и даже отпечатавшимся газетным текстом, из которого на предплечье Богомладенца, между прочим, явственно прочитывалось «В СССР…» После консервации и укрепления левкаса началось послойное раскрытие. Его трудоемкость красноречиво иллюстрирует хотя бы такой факт: музею-заповеднику пришлось специально приобрести современный швейцарский микроскоп Leica, потому что отечественный аналог МБС-10 «не тянул». «При кропотливом исследовании в ультрафиолетовых и в рентгеновских лучах удалось уточнить первоначальный вид иконы, а в процессе расчистки для каждого из чужеродных позднейших слоев пришлось разрабатывать особую технологию. В итоге число задействованных на одном-единственном памятнике методик достигло полусотни!» — приводит впечатляющие данные Воробьева. Сейчас специалисты пришли к мнению, что икона увидела свет в XVIII веке, а писал ее мастер, знакомый с традициями царских изографов Оружейной палаты, хотя, судя по некоторой обобщенности и статичности фигур, сам он происходил из провинции. Хронологически же последнее поновление иконы с записями удалось датировать 1912 годом. «Рюриковичи мы…» Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» открыта до 25 июля. Веб-сайт выставки.   Экспозиция в выставочном зале Успенской звонницы представляет последний период семивекового царствования Рюриковичей и последовавшую за ним братоубийственную и разорительную Смуту. Значительное место уделено как царским регалиям (выставлены, в частности, Держава, Шапка Мономаха и Казанская шапка 1558 года), так и артефактам, связанным с событиями, отраженными в житии святого благоверного царевича Димитрия. Например, посетители увидят мерную икону царевича высотой 48 см и крышку его погребальной раки — раритет уже послесмутных времен, вклад царя Михаила Федоровича Романова в Архангельский собор Московского Кремля, словно бы подводивший черту под страницами прошлого и одновременно подчеркивавший историческую преемственность новой и прежней династий. 11 июня 2021 г. 17:30 HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/analytics/pashalnyy_...

К зрелому возрасту Великий князь приобрел обширные познания, стал знатоком и ценителем искусства. С московской культурной общественностью у Сергея Александровича были неизменно теплые отношения. Он входил в нужды артистов и художников, нередко помогал им. Два наиболее известных в наши дни музея Москвы были созданы при его покровительстве и самом деятельном участии: Исторический музей и Музей изящных искусств имени императора Александра III. Этим музеям, после гибели мужа, Великая княгиня Елизавета Федоровна передала драгоценные коллекции, собранные Сергеем Александровичем. В лейб-гвардию Великий князь поступил после кончины матери и трагической гибели отца. В возрасте двадцати лет он стал участником Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и  был удостоен боевой награды — ордена святого великомученика и победоносца Георгия IV степени. Наверное, главным событием в жизни Великого князя Сергея Александровича стал брак с Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Свою жизнь с будущей преподобномученицей, урожденной принцессой Гессен-Дармштадтской, Великий князь Сергий связал в 1884 году. Принцесса произвела сильное впечатление на всех, кто ее увидел в России. В 1891 году император Александр III назначил своего родного брата Московским генерал-губернатором. Именно в Москве Сергею Александровичу суждено было проявить все свои лучшие качества и закончить свое земное поприще. Великий князь был убежденным сторонником незыблемости тысячелетнего государственного строя России, что не мешало ему быть человеком широких взглядов, трезво оценивать ситуацию в стране и в мире. Сергей Александрович покровительствовал рабочим организациям, защищая интересы простых людей. Великий князь хотел, чтобы граждане страны научились самостоятельно отстаивать свои реальные права и добиваться изменений к лучшему. Свидетельством активной общественной позиции Сергея Александровича стало то, что он состоял президентом, председателем, членом и благотворителем многих научных обществ и организаций. Великий князь Сергей Александрович много помогал Церкви. Вскоре после вступления в должность Московского генерал-губернатора Великий князь был в Угличе и принимал участие в торжествах по случаю 300-летия мученической кончины царевича. Последним даром Великого князя Русской Православной Церкви стал драгоценный покров для мощей благоверного царевича Димитрия.

http://pravmir.ru/doklad-mitropolita-vol...

Возрожденная епархия несет Свет Христов людям, служащим в Вооруженных Силах и правоохранительных органах. Правящий архиерей и священнослужители посещают воинские части, проводят богослужения и духовно-просветительские беседы с командным составом, рядовыми военнослужащими и защитниками правопорядка. Заключены соглашения о сотрудничестве с отрядом пограничного контроля " Белгород " , отрядом спецназа " Сокол " , с белгородской таможней. Освящена православная часовня на территории Белгородского юридического института МВД России и Крестовоздвиженская часовня на территории музея УВД в память о сотрудниках милиции, павших при исполнении служебного долга. Духовно-нравственным воспитанием молодежи занимается созданный в ноябре 1995 года при Михайловском храме г.Белгорода Православный Молодежный Миссионерский Центр во имя святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Сотрудники этого Центра выступают с православными программами и беседами в вузах города, проводят еженедельные собрания в Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), выпускают газету " Свет Христов " . Дети и молодежь - наше будущее. Их православное воспитание является одной из важнейших сфер деятельности епархии. В 1995 году была открыта Белгородская Православная гимназия во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, 1998 году - Старооскольская Православная гимназия во имя святого благоверного князя Александра Невского. Летний отдых детей организуется в детском православном лагере " Пчелка " г.Шебекино , подростковом лагере " Белгородская черта " , в профилактории Лебединского ГОКа " Лесная сказка " , других детских лагерях отдыха в благочиннических округах епархии. Организуются паломнические поездки детей и подростков в Крым, а также по святым местам Москвы, Дивеева, Курской, Воронежской и Белгородской областей. Активно действует созданный при Тихвинском храме г.Шебекино Детский Православный Миссионерский Центр во имя благоверного царевича Димитрия. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Белгород

Это та самая церковь , которую построил царь Иоанн Васильевич Грозный в 1564 году в благодарность за рождение и исцеление от болезни сына своего Иоанна Иоанновича, которые совершились молитвами святого угодника Божия. В 1555 году царь был в Никитском монастыре со своею супругою Анастасиею Романовною, опечаленный незадолго пред сим смертию сына своего Димитрия, и молился при гробе преподобного Никиты о даровании ему другого сына. Плодом этой молитвы было рождение царевича Иоанна. На втором году от рождения этот царевич сделался болен. Тогда принесена была во фляге вода из кладезей, ископанных преподобным Никитою, и три креста от вериг его. От окропления этою водою с крестов царственный младенец выздоровел. В благодарность за это исцеление царь, сказано в рукописном житии преподобного Никиты, «восхоте старую церковь (каменную) построение отца его Василия Иоанновича (до 1582 года) 2 разобрати и новую над гробом Преподобнаго Никиты во имя Великомученика Никиты воздвигнути». А супруга его Анастасия пожертвовала в монастырь своих трудов образ чудотворцев и покров на раку его и ризы, и стихари, и поясы. Церковь действительно была заложена в 1561 году и на третий год в 1564 г. строением окончена. Царь сам пожелал быть на освящении её и прибыл в Переславль с митрополитом Афанасием и благоверною, нововенчанною царицею Мариею Феодоровною 3 и царевичем Иоанном. Прибыли также на это торжество Ростовский архиепископ Никандр, Троице-Сергиева монастыря архимандрит Меркурий и Чудова монастыря архимандрит Левкий, Успенского собора протопоп Димитрий и Переславские архимандриты: Горицкого – Димитрий и Данилова – Кирилл, и Преображенский протопоп Павел. С таким собором церковь была освящена 14 мая, на память Святого мученика Исидора. Сам царь читал в церкви 4 . Церковь эта о пяти главах и над приделом Преподобного Никиты одна глава. В средней главе кругом её 20 сажен м], а в прочих по 11-ти сажен м], на приделе 10 сажен м]. В самой церкви с папертью в длину 18 сажен м], в алтаре 4 сажени. м]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Ровно через двести лет после кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевич 1138 приступил к постройке нового, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича. При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленные мощи князя Романа, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней. Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было. После убиения царевича Дмитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесные исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа. Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3 февраля 1605 года 1139 . В 1609 году город Углич постигло великое бедствие, как и всю тогдашнюю Русь: литовское разорение. Город Углич был взят, жители во множестве перебиты, а дома, крепость и храмы Божии пограблены и пожжены. Враги ворвались и в Преображенский собор, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святого князя Романа, покоившиеся там. Благочестивые почитатели святого Романа собрали обожженные кости его мощей: головы, ребер, рук и ног, положили в новую раку и опять поставили в соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени. В этот день празднуется память святой Анны пророчицы. Святая Анна пророчица, воспоминаемая в Евангелии, вместе со святым Симеоном Богоприимцем встретив Господа Иисуса во храме, проповедовала о Нем, что Он есть ожидаемый Мессия – Христос 1140 . 1134 В 1605 году с 3 февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Алексей Реутский 21 июня 2021 г. 17:30 Обеспечение православных священно- и церковнослужителей богослужебными книгами — так иерей Иоанн Нефедов обозначает задачу возглавляемого им Отдела богослужебных книг Издательства Московской Патриархии. Почему нельзя сокращать традиционный Служебник, как вносится правка в богослужебные тексты, как правильно относиться к акафистам и какие ­инновации появились в издании богослужебной литературы, священник рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии». PDF-bepcuя. Елена Алексеева 18 июня 2021 г. 14:30 Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-bepcuя. протоиерей Сергий Звонарев 17 июня 2021 г. 20:00 Центром празднования восьмивекового юбилея со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского станет Санкт-Петербург, а его «сердцем» — торжества в день перенесения мощей угодника Божия 12 сентября. Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий рассказывает «Журналу Московской Патриархии», как монастырь готовится к знаменательному событию, какие интересные события ждут петербуржцев и паломников и каким образом в Ленинградской области увековечат связанные с Александром Нев­ским места. PDF-bepcuя. Дмитрий Анохин 14 июня 2021 г. 15:00 Образы Воскресения Христова на эмали, отреставрированные святыни Коломенского и мерная икона святого царевича Димитрия: три выставки, которые нельзя пропустить. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2021/5/

В этом месте, где трудятся сестры, помогая больным, изнемогающим, страждущим, с особой силой звучит сия заповедь Христова, ибо что иное, как не служение любви, есть служение милосердия? Какая еще сила может помочь человеку так любить своего ближнего, чтобы никогда им не гнушаться, — ни когда он впадает в грех, ни когда пребывает в болезни или находится в трудных обстоятельствах? Мы призваны носить тяготы друг друга (см. Гал, 6. 2), и именно в этом заключается жертвенная любовь, к которой нас призывает Господь Иисус Христос. Откуда нам черпать силы для того, чтобы исполнять эту заповедь новую? Господь не оставил нас одинокими, Он не сказал: " Ищите внутреннюю силу в самих себе " , — потому что в нас нет этой внутренней силы. Наше ветхое человеческое естество противится этой новой Божественной заповеди о любви. Силу любить нашего ближнего не только в праведности, но и в грехе, не только в здоровье, но и в болезни, не только в жизни, но и в смерти мы можем черпать только от Самого Господа. Когда мы собираемся в храме Божием и причащаемся Святых Христовых Таин, когда через молитву соединяемся с Господом, мы черпаем силы, которые необходимы нам для исполнения заповеди любви и несения служения, которое вверил нам Господь. Поэтому вполне естественно и необходимо, чтобы духовной сердцевиной сего места, где множество болящих, нуждающихся в заботе и любви, был храм Божий. Не будем забывать об этом Божественном источнике, не будем забывать о том, что все благодатные силы, которые получаем для нашего служения, мы черпаем от одного источника — от Самого Господа нашего Иисуса Христа. Будем просить Его дать нам силы, будем просить, чтобы Он наполнял наши сердца той любовью, которая является Божественным даром и которая необходима нам в нашем служении. Будем просить святого благоверного царевича Димитрия, чтобы он помогал нам нести жизненный крест. Пусть по молитвам святого Димитрия Господь хранит всех нас и это благословенное Богом сестричество на многая и благая лета». Затем в лекционном зале Российского государственного медицинского университета на территории Первой Градской больницы состоялась встреча митрополита Илариона с учащимися Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.

http://patriarchia.ru/db/text/1182606.ht...

Мужской монастырь мог бы заняться реабилитацией бездомных, 80% которых по статистике составляют мужчины. Таким людям в первую очередь нужен труд и благочестивая компания. Не секрет, что в большинстве ночлежек, где бездомные получают кров, пропитание и деньги, они духовно деградируют, поскольку теряют потребность в труде, привыкая ко всему готовому. В качестве доброго примера Преосвященный владыка указал на святого праведного Иоанна Кронштадского, благодаря деятельности которого по созданию «домов трудолюбия» около 75% бездомных Кронштадта были буквально им спасены, вернувшись к труду и нормальной жизни. При монастырях можно было бы организовать общества трезвости и бесплатные больницы или больничные пункты, наладить книгоиздание, создать видеостудию, выпускающую эффективные ролики социальной рекламы. Особое внимание владыка Пантелеимон уделил проведению летних лагерей для мальчиков, нуждающихся в настоящем мужском воспитании, острый дефицит которого испытывает наша страна. Много времени Владыка посвятил теме волонтерства, которое способно сплотить приход и даже привлечь в него новых активных членов из числа неравнодушных людей, пока ещё далёких от Церкви, но готовых поучаствовать в ее проектах. Так, через волонтерское движение при храме святого благоверного царевича Димитрия уже прошло около 1500 человек. Многие из них спустя какое-то время осознанно пришли в храм, крестились, стали вести церковную жизнь. Волонтеры сами выбирают то, что близко их сердцу и соответствует их навыкам и способностям. Так, они могут помогать одиноким, ездить в больницы и психоневрологические диспансеры, заниматься с детьми, собирать вещи для малоимущих, а также, обладая соответствующими навыками, организовываться в строительные бригады и производить ремонты в домах малообеспеченных граждан. Важную роль в социальном служении отводится священнослужителям . Священники могут окормлять больницы и хосписы, самый дух которых заставляет больных и тем более находящихся при смерти людей вспоминать о смерти и вечности. Важно ходить по домам прихожан и всех тех, кто желает исповедоваться, собороваться или причаститься. Здесь нужно проявлять максимум милосердия и снисхождения, не требуя справок о том, насколько серьезно болен человек. Остро не хватает священников, готовых разговаривать по «телефону духовной помощи». Любой человек, находящийся в непростой жизненной или психологической ситуации, может позвонить в такую службу, и часто именно голос священника способен разрешить ситуацию, вселить надежду и утешение в унывающего, а иногда и стоящего на пороге самоубийства человека.

http://pravoslavie.ru/69550.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010