События новгородские, при которых проходила юность благоверного князя Александра, особенно должны были содействовать развитию в святом князе этой унаследованной им от предков черты. Богатый торговый Новгород, вследствие не вполне благоприятных почвенных условий для земледелия, нередко страдал от недорода и бесхлебья. В такое время цена на хлеб страшно поднималась, и бедному люду иной раз угрожала голодная смерть. Подобное несчастие и произошло в первые годы жизни благоверного князя Александра в Новгороде. В 1230 г., вследствие раннего мороза, в Новгородской области погибли все озимые посевы. Подвоза хлеба не было, так как и в других местах Руси был недород хлеба. Незначительную помощь новгородцы могли получить от западных своих соседей, немецких купцов, с которыми Новгород вел широкую торговлю. Но того, что могли доставить иностранные купцы, было слишком мало. За недостатком хлеба начали есть мох, липовую и сосновую кору, желуди, потом принялись за конину, собак и кошек, но и этой пищи не хватало. Множество непогребенных трупов людей, умерших от голода, валялось по улицам; некому было позаботиться о их погребении, каждый жил под страхом такой же ужасной смерти. Голод, казалось, заглушал в сердцах людей все человеческие чувства. Брат брату, отец сыну, мать дочери отказывали в куске хлеба. Родители продавали детей в рабство, только бы добыть себе этот несчастный кусок. Наконец, обезумев от голода и отчаяния, начали есть человеческие трупы, а некоторые доходили до такого неистовства, что нападали на живых людей, убивали их и поедали. Дороги и улицы опустели, каждый боялся выходить или выезжать из дома. Никакие казни не останавливали пойманных и уличенных; голод пересиливал страх наказания и смерти. Всякий гражданский порядок приходил в разрушение: начались грабежи, поджоги жилищ, с целью отыскать как-нибудь запасы хлеба, началась братоубийственная резня. Благоверный князь Александр, тогда почти еще ребенок, переживал вместе с новгородцами все эти ужасы, и нужно представить, как они повлияли на его впечатлительную детскую душу. Но это несчастие не было единственным. Не один раз повторялись, в меньшей лишь степени, такие же бедствия и позднее; напоминая собою пережитое, они вселяли страх и за будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В татарскую аристократию была гармонично вписана аристократия русских княжеств, начиная от великих и удельных князей, старшей (бояр) и младшей дружины, и заканчивая простыми русскими воинами. Это во много заслуга князя Ярослава, святого благоверного князя Александра Невского, хана Батыя и его сына христианина хана Сартака, который по некоторым данным был священником. Также велика роль и заслуга в этом хана Менгу-Тимура и его зятя святого благоверного князя Феодора Чер(м)ного. Не всем аристократиям была уготована такая гармоничная интеграция. Так правящие и военные классы Волжской Булгарии были уничтожены татарами, а оставшееся население стало податными людьми, их прямые потомки по языку — современные чуваши. Все остальное славянское, финно-угорское, северокавказское население Золотой Орды, не вошедшее в общность средневековый татар, также было податным. Оно в отличие от ордынской аристократии не имело права голоса в высших органах законодательной власти — на курултаях (кругах, соборах всея земли), но оно и не несло обязательной воинской и административной службы, часто идентифицировало себя по конфессиональному признаку, например, христиане (крестьяне), мусульмане (бусурмане, бесермене). На курултаях простой татарин (ордынский казак) имел такое же право голоса, что мурза (мирза, дворянин), бек (бей, бий, князь) и даже хан (царь). На татарских курултаях участвовала русская аристократия, так как она была гармонично вписана в татарскую аристократию и не просто политически, а состояла с последней в близком родстве, то есть это была единая аристократическая система. Орда была развитым государством со свободой выбора вероисповедания, выборной конституционной монархией, разделением ветвей власти, сочетанием аристократии с демократией, рыночной экономикой, мощной профессиональной армией. Конституция Орды — Яса Чингисхана, базировалась на христианских принципах, а среди чиновников преобладали христиане кераиты, уйгуры, найманы, кыпчаки и другие. Средневековые татары Улу Улуса владели государственным старотатарским (на основе кыпчакского) и церковнославянским языками, по образу жизни отличались от податного чувашского (булгарского), славянского, финно-угорского, северокавказского и иного населения, при этом ордынская аристократия постепенно распространяла на податное население татарский и церковно-славянский языки.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/27/pravos...

Важность воинских дел требует, чтобы все геройские мысли были проницательны, мнения искусны, предприятия осмотрительны. Наглость и робость бесчестит благородство духа; а не осторожность пресекает полезнейшее течение успехов. И для того, как величественное сердце все обстоятельно и общеполезно; так и в герое все дела должны быть велики и славны. Паче же всего неустрашимость и великодушие да вселяются благодатно в его сердце. Крепость, пристойная его духу, возвысить может над всеми страхами; а великодушие понести все случающиеся трудности и неудобства. Тесное сердце обыкновенно скоро приходит в бессилие, колеблется при всякой буре и часто там боится, иде же несть страха. И вот причина, что Август старался всегда больше быть крепкодушным человеком, нежели великим Государем. Неустрашимость воину то же есть, что жизни душа, солнцу свет, дыханиям воздух. Всем знаемы ужасности, предлежащие очам геройским; известны опасности, обстоящие его сердце. Тут всякое оружие смертоносно; всякий щит, шлем, лук грозит исторжением жизни; и не возблагодушествует ли по сему его высокой дух, всякой, по Апостолу, возмогая силой? Ибо герой предводитель; и его долг Отечество спасать. Герой воин; и его предмет за общество живот свой полагать. И что же должно устрашать его сердце, сердце, все посвященное на услуги и оборону сограждан своих? Пастырь добрый душу свою полагает за овцы; тебя же, почтенный Герой, когда провидение в стражу поставило Отечеству, то не даждь оного в расхищение до излияния последней капли крови своей. Бодрствуй пред лицом вражьим. Шествуй доблественно сими стезями к бессмертию своего имени. Дерзай! Вера твоя спасет тя. На что того бояться, чем снискивается настоящее счастье и при том небесное, и вечное достояние? Кто из званных не хочет залога жизни Обществу поручить; тот по долгу возвратит и естеству. В воине, который все тело свое превратить должен в защитительное орудие, слабость и боязнь ни Богом, ни обществом не благословляется. Пусть обязательство сие некоторым образом кажется превосходит силы человеческие. Но не превосходит награду, не превосходит помощь Научающего руце на брань.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Где ослабевает человек, там подкрепит Бог; где боязнует естество, там Благочестие по среди тысячных смертей воспоет. Где трепещет сердце смертного, там Бессмертная Вера восставляет, ободряет, утверждает, как Моисея, как Гедеона, Самсона, Давида, Самуила. Сей убо щит восприять необходимо должно и истинному Герою. Все великие дела основание имеют на справедливости вечных и непоколебимых законов Веры. Где благородное сердце к высоким действиям побуждение находит, как единственно не в обязательствах Божиих? Оно созерцает Всесильное Божество и дерзновенно попирает льва и змия; чувствует его благость и одушевляем упованием, все начатия спокойно к концу проводит. Уверяет себе в Его неумытном Правосудии и подвиг свой сообразует, елико можно, Святейшей Его Воли; и старается пред Ним, так как и пред поставленной от Него властью, сохранить непорочнейшую верность, зная, что праведная и беспристрастная мысль для Героя столько же необходима, сколько и дела его должны быть благонамеренны и не преступающие границы справедливости и честности. He составляет еще характера истинного Героя, чтобы покрывать поля, леса трупами супротивников, восходить на победительные колесницы, венчаться знамениями почестей; но надобно притом, дабы внутрь души его горел всегда чистейший огонь неизменной любви общего блага; надобно, чтобы он всем владел, a сам ни единой вероломной страстью не был обладаем; чтобы светило непорочной совести ни чем помрачаемо не было и право благородства его никакой подлостью не нарушалось. Здесь всякое присоединение порока недостойно. Намерения, корысть в себе заключающие, разоряют существо подвигов. Дела развращенные уничтожают действие славы. Предприятия, страстями возбуждаемые и поощряемые, больше доказывают наемника, нежели отца или друга Отечеству. Следовательно, чтобы быть существенным Героем, надлежит, дабы честность, закон, верность, справедливость охраняли сердце от всех предосудительных действий; чтобы живая только любовь добра и сильное отвращение от зла оное одушевляли, оным располагали; дабы твердость против всех нападений страстей выну была сохраняема и добродетель всегда почитаема центром его совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

— И чего хочет от теологии государство? — Конечно, государственной власти важно, чтобы системно решались задачи воспитания, укреплялась социальная солидарность в обществе, чтобы при всем этнокультурном разнообразии страны формировалась общенациональная идентичность её молодых граждан. Теология здесь тоже играет основополагающую роль. Житель нашей страны должен, например, понимать, какова связь между преподобным Сергием Радонежским и Куликовской битвой. И в этом году, когда мы празднуем юбилей святого благоверного князя Александра Невского, люди должны понимать его историческую роль и для России, и на международной арене. Что позволяло этому человеку удивительным образом находить контакт с одними, бить других, быть государственным деятелем и отцом для третьих? — Сейчас всё чаще раздаются голоса, называющие святого князя «обыкновенным коллаборационистом»… — Вот это и есть поверхностный взгляд «сетевого» человека, не имеющего соответствующей гуманитарной культуры. Как раз для того, чтобы всё наше оставалось нашим, и нужна теология как одна из составляющих культуры, формирующая ценностное мировоззрение. Мы должны осознавать важность её роли. Теология вполне может стать основной для подготовки и учителя в школе, и преподавателя, в первую очередь — истории, политологии, социологии, философии, культурологии в вузе. Это часть нашего мировоззрения, основа базовых нравственных понятий, она должна быть представлена в светском вузе. И для раскрытия этих понятий, донесения ценностей должны, наряду с философскими, культурологическими, историческими и иными подходами, применяться и теологические подходы. Конечно, главный вопрос — это вопрос качества, вот на чем надо сосредоточиться. Теологическая компонента должна включаться во все гуманитарные курсы — без нажима, без индоктринации, без желания кого-то насильно привести в храм. Но дать возможность учащемуся более глубоко, системно осмыслить роль и место религии, в культуре, в жизни общества, возможность идентифицировать себя с нашей традицией — необходимо. 

http://aquaviva.ru/journal/?jid=192083

В благоверном князе эти несчастия бедного люда вызывали к нему особую жалость. По свидетельству древнего жизнеописания, Александр Ярославич был истинным другом всех нуждающихся и обездоленных, отцом вдовицам и сиротам, питателем нищих и убогих. Памятуя заповедь Спасителя не собирать себе сокровищ на земле, он щедро оделял нуждающихся, и из княжеского дома никто не уходил неудовлетворенным в своей просьбе. Наряду с страшными бедствиями Божьего наказания благоверному князю Александру, живя в Новгороде, приходилось много наблюдать и бедствий, происходивших от человеческого произвола и несправедливости. Свободный город, так дороживший своею вольностью, не всегда и не ко всем был одинаково справедлив и заботлив. В народных собраниях, на которых решались все государственные дела, нередко под влиянием богатых людей проходили такие постановления, которые тяжело отзывались на судьбе людей бедных и справедливо вызывали с их стороны ропот и недовольство. Обиженные не всегда могли найти защиту у людей, стоявших у власти, так как обычно эта власть, приводившая в исполнение постановления народных собраний, принадлежала тем же богатым людям. И нередко недовольство переходило в открытое возмущение; враждующие стороны жестоко расправлялись с теми, кто казался им главным виновником; на Волховском мосту 5324 происходили ужасные зрелища: живых людей сбрасывали в реку, и только голос новгородского святителя, призывавший забыть вражду и злобу, очистить себя молитвою от братской крови, останавливал эту братоубийственную вражду. Новгородский князь не мог в таких случаях предпринять что-либо для успокоения города, он вынужден был оставаться сторонним зрителем происходивших ужасов, так как его вмешательство вместо успокоения могло бы вызвать еще большее раздражения. По новгородским взглядам, не дело князя – вмешиваться во внутренние новгородские дела. Бывали затем случаи, когда повод к народным волнениям подавали и сами князья и особенно их бояре и дружинники, не всегда справедливо относившиеся к местному населению. Много заботился благоверный князь Александр о том, чтобы его подчиненные в своих отношениях к населению не подавали никаких поводов к недовольству или жалобам. Мудрые советы давал он своим дружинникам о том, как нужно им пользоваться своею властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– По свидетельству его жизнеописателя (иеромонаха Антония, 2-й половины XV в.), он от юных лет воспитан был в благочестии и научен божественным догматам, коими с любовью наполнялось его сердце, как губа, напояемая чистою водою; отроком он уже уклонялся детских игр и обычаев, прилежа наипаче чтению священных книг и соблюдая чистоту душевную и телесную. 5869 Можайск (ныне небольшой уездный город Московской губернии) был тогда еще очень юным, бедным и малонаселенным городком с небольшою округою и прилежащими селами. Но Феодор принял удел, по выражению составителя его жития, безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного. В короткое время умный и добрый князь сумел сделать свой удел и людным и не бедным и заслужил благоговейную любовь народа. 5870 Ярославль находится при впадении р. Которосли в Волгу, в 244 верстах от Москвы; один из самых древних русских городов; зависел сначала от Ростова, но потом стал управляться своими князьями. – Св. Феодор вступил в брак с княжною ростовскою Мариею Васильевной около 1267 года и тогда же вступил в управление Ярославским княжеством. 5871 Это было в 1279 году. Впрочем, сам благоверный князь Феодор в Смоленске не жил и только титуловался князем Смоленским, хотя некоторое время писал туда грамоты, вершил разные судные дела и заботился о благе смольчан, как их князь; вскоре он уступил Смоленск племяннику своему Александру Глебовичу. 5872 Путешествие князя Феодора в Орду было совершено отчасти и по другим обстоятельствам: хан Золотой Орды Менгу-Темира, вместе с другими князьями русскими, вызвал и Феодора для усмирения Яссов и Камских Болгар, не хотевших платить дань татарам. В Орде при хане св. Князь провел около трех лет. 5873 Хан сам взял на себя ходатайство пред Константинопольским патриархом о разрешении сего брака и отправил для сего посольство во главе с епископом сарайским Феогностом; патриарх дал разрешение под условием принятия дочерью хана христианской веры. 5874 Хан дал при сем своему зятю с дочерью на содержание несколько городов: Чернигов, Болгары, Куманы, Корсунь, Арск, Казань и др., – всего до 36 городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В середине 90-х прошлого столетия у наших научных и производственных компаний было существенное преимущество - это наличие большого числа хорошо подготовленных специалистов. Сейчас, в 2015 году, этого преимущества нет, во всех отраслях российского хозяйства чувствуется нехватка инженерных кадров. Инженеров и других специалистов важно готовить по отечественным методикам для собственных производств и научных учреждений, а не для Запада и Востока. Импортозамещение - возврат к своему родному: 1) вере 2) языку и культуре 3) семейным ценностям 4) Домостроительству и Домострою 5) образованию 6) патриотизму и др. Поэтому наша власть будет пересматривать свою линию, где еще недавно по инерции революционно-либерально «модернизировала». Будет исправлять, так как этот процесс запущен, и крен, вроде бы, пошел в нужную сторону. Быстро ли пойдут преобразования? Думаю, поступательно, многое зависит от Божьего промысла, от нас и, в значительной степени, от проявления нашей воли и воли власти. На данном отрезке времени можно отметить РУССКОЕ СТОЯНИЕ и терпеливое ожидание перемен. Русские люди, с которыми часто приходится общаться, спокойно занимаются своими неотложными делами, но всех волнует судьба наших братьев на Украине (Малороссии). В статье одного серба я прочитал, мол на Украине нет у нас братьев - это, на мой взгляд, провокационно и неправда. Блудный сын остается сыном. Блуд - утрата направления в движении к определенной цели (заблуждение) в результате ослепления, наваждения или отчаяния под воздействием злой силы извне. Блуд побуждает к необдуманным действиям и безнравственным поступкам. [ 1] Для русских Украина всегда остается Русской Землей, и то, что ее кто-то приватизировал и оккупировал - это плохо для русского, но она от этого русской не перестает быть. Нормальное для нас состояние - СОБИРАНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ, как это было в старину, так и сейчас, ничего не изменилось. То, что некоторые правители в соседних государствах сопротивляются русскому единению, - это плохо для русских. Но правители не бессмертны, и придет еще потомок святого благоверного Великого князя Александра Невского на нашу Русскую Землю. Дипломатично, хитростью, мечом и щитом заставит силы зла расступиться.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

В чем же состоит теперь просветительская деятельность Братства? В нем существует воскресная школа с разными возрастными группами, в которой могут заниматься и дети разных возрастов, и взрослые. Для детей открыта хоровая студия. Была создана иконописная школа, теперь вместе с ней работает и мастерская. Православная библиотека Братства, с читальным залом и абонементом, — самая большая в Нижнем Новгороде, у нее уже есть филиал. Газета — само собой, о ней уже говорилось. Вначале нерегулярная и небольшая по объему, теперь выходит два раза в месяц, чем не всякая православная публицистика может хвалиться, а с 1997 г. — на 16 полосах. Курирует издание газеты отец Валентин. Если просмотреть даже выборочно номера за несколько лет, то убеждаешься, что коллектив редакции постоянно работает над совершенствованием принципов православной публицистики, ищет новых авторов, новые материалы, новые способы их подачи, старается, чтобы газета была интересна горожанам, чтобы те помнили о православных традициях нижегородской земли и знали, что традиции эти — отнюдь не достояние прошлого, не архивно-музейные материалы, а живая жизнь их современников и земляков. Десятитысячный тираж газеты — верное свидетельство того, что нижегородцы в ней заинтересованы. Наконец, Братство учредило и ведет двухгодичные курсы катехизаторов, готовящих преподавателей Закона Божиего для средних учебных заведений города и области. Регулярно — раз в неделю — проводятся паломничества в Дивеево. Сверх всего, у Братства есть книготорговля и издательство. “Церковная лавка” Братства — это одна из наиболее мощных в регионе книготорговых православных организаций. Она не только торгует православной литературой, но и предлагает приходам, воскресным школам и всем библиотекам услуги по организации и комплектованию через свой библиотечный коллектор. Каталог книжной торговли братства содержит сотни наименований книг (и церковной утвари к тому же), которые можно заказать через отдел “Книга — почтой”. В городской книготорговле Братство заняло ведущие позиции.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-bratstvo-...

Возможно, я как ведущий конференции «Восточный вектор российской политики и традиции отечественного востоковедения», нарушил некие каноны, решив, что наше заседание должно завершиться на высокой ноте, чтобы подбодрить наших студентов, которые были готовы пять с половиной часов провести в Гербовом зале Герценовского университета. Ведь тем самым они совершили своеобразный подвиг любознательности. Поэтому зачитывание приветственного послания Высокопреосвященнейшего Владыки Варсонофия я приберег для завершения конференции. Удивительно проникновенным было выступление член-корреспондента Российской академии образования, профессор и советника ректора РГПУ им.А.И.Герцена Юлии Александровны Комаровй. Она рассказывала о том, как «Как создавался Институт востоковедения». В узком кругу сотрудников нашего Института мы нередко называем Юлию Александровну Комарову своей крёстной матушкой, потому что в ту пору, когда создавался Институт востоковедения, она была курирующим проректором. И Юлия Александровна сохраняла некое родственное чувство к нашему Институту на протяжении всех пяти лет его существования. Поэтому она стилизовала свое выступление под комментарий к семейному альбому, как она остроумно выразилась. Ю.А.Комарова показывала дорогие для нас фотографии в виде слайдов, возвращавшие к важнейшим событиям в истории Института востоковедения Герценовского университета за прошедшие пять лет. Обязанность директора Института предполагала произнесение некого подобия отчётного доклада: «Первая пятилетка института востоковедения Герценовского университета». Понимая, что сухие цифры, графики роста – это не самый интересный материал для праздничной юбилейной конференции, я также демонстрировал фотографии. И в качестве первой фотографии поместил снимок, сделанный 25 мая 2018 года, когда я был приглашён к тогдашнему ректору РГПУ Сергею Игоревичу Богданову и совершенно неожиданно для себя получил предложение возглавить Институт востоковедения. Когда меня спросили, как я отношусь к этому предложению, я сказал: «Ну что говорят в таких случаях? Благодарю за доверие!». Но при этом уточнил: «У меня есть просьба, может быть, она покажется Вам подростковой – сделать снимок на память. Быть может, он станет историческим».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/04/ro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010