Главная Новости Слово Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на годовом итоговом заседания научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского 16.12.2011 Слово Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на годовом итоговом заседания научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Минувший 2011 год стал временем активной и плодотворной работы по всем направлениям Феофановских исследований и издания текстов святителя.Кроме того, интенсивно развивалась научная, учебная и информационная составляющие проекта. Уважаемые члены и эксперты Научно-редакционного совета! Дорогие братья и сестры!   Сердечно приветствую всех членов и экспертов Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, собравшихся сегодня на годовое отчетное заседание, чтобы подвести первые, предварительные итоги нашей большой работы.   Более года прошло с тех пор, как был образован этот специальный научный орган, занимающийся изучением духовного наследия святителя Феофана Затворника, исследованием различных направлений его богословского творчества, а самое главное – научной и редакционной подготовкой первого в России и за рубежом академического Полного собрания творений святителя Феофана, в рамках которого будет представлено все письменное наследие этого великого учителя Русской Церкви.   Минувший 2011 год стал временем активной и плодотворной работы по всем направлениям Феофановских исследований и издания текстов святителя. Кроме того, интенсивно развивалась научная, учебная и информационная составляющие проекта, благодаря чему удалось добиться существенного повышения интереса к проекту в обществе и в научных кругах. Был также решен ряд важных организационных и технических вопросов, что способствовало ускорению работы над изданием.   В первую очередь хочу особо отметить постоянное внимание и поддержку, которые оказывает проекту издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Достаточно сказать, что кардинальные решения по важнейшим, принципиальным вопросам издания, как, например, структура издания, принимаются лично Святейшим Патриархом и реализуются в строгом соответствии с благословением Его Святейшества. 

http://new.izdatsovet.ru/news/slovo-pred...

Выступление председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви на отчетном заседании Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника 19 декабря 2011 г. 17:07 Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент возглавил ежегодное итоговое заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Уважаемые члены и эксперты Научно-редакционного совета! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех членов и экспертов Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, собравшихся сегодня на годовое отчетное заседание, чтобы подвести первые, предварительные итоги нашей большой работы. Более года прошло с тех пор, как был образован этот специальный научный орган, занимающийся изучением духовного наследия святителя Феофана Затворника, исследованием различных направлений его богословского творчества, а самое главное — научной и редакционной подготовкой первого в России и за рубежом академического Полного собрания творений святителя Феофана, в рамках которого будет представлено все письменное наследие этого великого учителя Русской Церкви. Минувший 2011 год стал временем активной и плодотворной работы по всем направлениям Феофановских исследований и издания текстов святителя. Кроме того, интенсивно развивалась научная, учебная и информационная составляющие проекта, благодаря чему удалось добиться существенного повышения интереса к проекту в обществе и в научных кругах. Был также решен ряд важных организационных и технических вопросов, что способствовало ускорению работы над изданием. В первую очередь хочу особо отметить постоянное внимание и поддержку, которые оказывает проекту издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Достаточно сказать, что кардинальные решения по важнейшим, принципиальным вопросам издания, как, например, структура издания, принимаются лично Святейшим Патриархом и реализуются в строгом соответствии с благословением Его Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/1841187.ht...

Главная Новости Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на научной конференции XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» 30.01.2014 Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на научной конференции XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» Митрополит Климент: " Пожалуй, нигде идеи афонских исихастов не были с такой любовью восприняты и с такой глубиной воплощены в практике подвижнической жизни, как в наших обителях " . Ваше Преосвященство, дорогой владыка Владимир, дорогие братия и сестры! Сердечно приветствую всех участников научной конференции «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» и желаю всем плодотворной работы. Исихазм (покой, безмолвие, отрешенность) – важнейшая духовная практика, являющаяся основой православного аскетизма. Она имела широкое распространение в Византии и на Афоне, а вскоре после принятия нашими предками христианства стала распространяться и в монастырях Руси. Пожалуй, нигде идеи афонских исихастов не были с такой любовью восприняты и с такой глубиной воплощены в практике подвижнической жизни, как в наших обителях. Примерно со второй половины XIV столетия учение о молитве и связанное с ним представление о достижении священнобезмолвия – одного из высших состояний на пути к непосредственному Богообщению – проникает на Русь и становится основой отечественного подвижничества, во многом определяющей духовное направление развития русского монашества. Взгляды отечественных последователей исихастского учения этого периода нашли свое выражение в жизни и подвиге одного из величайших святых Земли Русской преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Развитие и последующее оформление русского исихазма связано, в частности, с «Уставом о жительстве скитском» преподобного Нила Сорского, который был создан во второй половине XV века. Далее, вплоть до конца XVII столетия, линия эта развивалась по восходящей, и значительная часть прославленных на Руси преподобных отцов этого периода были последователями и практиками исихазма.

http://new.izdatsovet.ru/news/slovo-mitr...

Святые Отцы о молитве и трезвении «Святые Отцы о молитве и трезвении. (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу) — антология святоотеческих текстов о молитве, составленная Феофаном Затворником. В предисловии Феофан Затворник пишет о сборнике «Святые Отцы о молитве и трезвени»: «[в сборнике]все говорится о духе молитвенном. […] При всем том нельзя однако ж не дивиться, как так бывает, что целый век молимся, а молиться, как должно, все же не умеем. Предлагаемый сборник напомнит об этом, изображая достодолжную молитву, а кто возжелает достигнуть совершенства в ней, чтоб она и в его душе была достодолжною, того научит, как в сем успеть. Венец сборника составлять толкование молитвы Господней. […] По сознанию бессилия хорошо своим умом и словом сделать это, предположено собрать под каждое слово молитвы, что говорили о нем св. отцы, и предложить вниманию христолюбивых молитвенников. И предлагается. Так произошли две половины сборника.» В том же предисловии к «Святым Отцам о молитве и трезвении» Феофан Затворник пишет о несистематичности своего труда: » Иной, может быть, пожалеет, что сборнику не дана какая-нибудь система. — Об этом была мысль. Но спрошен был один из великих молитвенников, Святитель Божий теперь уже блаженной памяти, — не лучше ли дать систему сборнику? Ответ получен такой: не идет к сему делу система. Система производится такими силами, который находятся совсем в другой области, нежели в какой действуется молитва. Потому это будет смешение не сродных стихий. Сборник составляется для назидания, а не для умствования. Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела. У него свой в сердце созидается молитвенный строй, — и всякое вычитанное указание тотчас в сердце, а не в голове, находит свое место. Система будет ему только мешать, — и даже охлаждать дело молитвы.» Святитель Феофан Затворник Сборник " Святые Отцы о молитве и трезвении " Предисловие к сборнику Феофана Затворника Предлагаемый сборник обязан своим происхождением следующему случаю. Некто из боголюбцев, любящих внимать себе и с Богом молитвенно беседовать, рассказывал о себе, что он, бывая вынужден иногда хлопотать много по хозяйству и по должности, всегда ослабевает во внимании и охлаждается в молитве. Как, говорит, ни скорбно это, но сладить с собою не бываю я в силах. Но потом, как только улучу свободное время, запираюсь в своей комнате и, положив конец всем делам и хлопотам, только молюсь, читаю и размышляю о Боге и вещах божественных. Милостив Бог, — прежнее настроение мирное опять возвращается. Читаю я в это время все только о молитве, то в одной, то в другой книге. Сказав это, он выразил желание, что хорошо было бы когда бы все это собрано было в одну небольшую книжку. Тогда не для чего было бы рыться в разных книгах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества В биографии Владыки Феофана, составленной Архиепископом Аверкием (Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1972гг. Джорданвилль, 1974г.), есть некоторая неточность. Там указывается, что Архиепископ Феофан родился 1-го января 1872 года. Эта дата ошибочна. Да и сам биограф не уверен в ней. В другой работе Архиепископ Аверкий указывает иной год рождения Архиепископа Феофана, а именно, 1873 год. Но и обе эти даты ошибочны. В данном случае несомненной нужно считать ту дату, которую сообщает сам Архиепископ Феофан. А это прежде всего свидетельство официального документа, нансеновского паспорта, по которому он жил за границей. В его нансеновском паспорте, выданном в Софии, стояла дата рождения: 31 декабря 1874 года (по старому стилю). Переехав во Францию и переменив нансеновский паспорт на новый, выданный в Париже, Архиепископ Феофан снова указывает прежнюю дату своего рождения. Эту же дату подтверждает и мэрия Лимерэ-Амбуаз (Франция), где похоронен Архиепископ Феофан. Кроме того, на его гранитном надгробии стоят годы его жизни: 1874–1940. Помимо этого, сам Архиепископ как-то упоминал, что он окончил духовную семинарию в семнадцать (неполных) лет, перешагнув через три класса, о чем было уже сказано прежде. Как известно, он поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию в 1891 году, а окончил ее в 1895, на двадцать первом году жизни. Так Владыка Архиепископ и говорил: «В год моего окончания Академии, в возрасте двадцати одного года (в это время ему было 20 лет и 8 месяцев), я начал преподавать в той же самой Академии... » В 1896 году Василий Димитриевич назначается доцентом С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре библейской истории и принимает монашество с именем Феофан, в честь преподобного отца нашего Феофана Исповедника , Епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он полагается в сан иеродиакона и иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 27.12.2010 Состоялось рабочее заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского 24 декабря 2010 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось рабочее заседание Научно-редакционного совета по изданию «Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». Заседание возглавил Председатель Научно-редакционного совета, Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ. В заседании приняли участие: заместитель Председателя Научно-редакционного совета, заместитель Председателя Издательского Совета Русской Православной Церквиигумен Евфимий (Моисеев); заместитель Председателя Научно-редакционного совета, профессор Института мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ РАН), доктор филологических наук М. И. Щербакова; научный секретарь,преподаватель Петрозаводского государственного университета, член текстологической группы ПзГУ, доктор филологических наук Н. И. Соболев; ответственный секретарь, сотрудник секретариата тематического планирования Издательского Совета Русской Православной ЦерквиС. В. Лизунов; члены Научно-редакционного совета:профессор Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук Е. В. Николаева, доктор филологических наук В. В. Каширина; приглашенные эксперты: профессор Калужского государственного университета, доктор филологических наук Н. И. Пак; действительный член Московского и Санкт-Петербургского генеалогических обществ А. Е. Лукьянова; ведущий сотрудник Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Е. Н. Горбатов. Заседание открылось общим молитвенным пением тропаря святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. С приветственным словом к участникам заседания обратился Председатель Научно-редакционного совета, Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, Митрополит Калужский и Боровский Климент, который, в частности, рассказал о работе по формированию правил написания церковных терминов и выражений, которая ведется сегодня в Издательском Совете.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

XII. Р. М. Конь. Сектоведческая тематика в трудах святителя Феофана Затворника Изучение противосектантских трудов святителя Феофана в академической литературе. В академических патрологических исследованиях наследия русских отцов после 1917 года изучение сектантства занимало незначительное место. Перечень названий кандидатских сочинений МДА до середины 1990-х годов свидетельствует об интересе главным образом к темам, раскрывающим их учение не в полемическом преломлении. Во многом такое отношение к сектантской тематике вызвано, по-видимому, довольно широко распространенным мнением о нем как явлении малоинтересном и представляющем собою набор бредовых идей. С другой стороны, интерес к сектантству сдерживался небольшим объемом материала по нему. В целом изучение этой проблемы не соответствовало масштабам деятельности сект, которых в России, по образному выражению свт. Феофана, было «что червей в падалище» 313 . Такой подход характерен и для исследований, посвященных наследию свт. Феофана Затворника . В них, как правило, обращали на тему сектантства лишь незначительное внимание, и то не все авторы 314 , останавливаясь на других текстах святителя, где подробно раскрывались его богословско-аскетические взгляды. Противосектантские сочинения святителя Феофана, их специфика и предмет Свт. Феофан известен своими экзегетическими и переводческими трудами, и в ряду его сочинений полемические тексты занимают незначительный объем. К ним относятся письма, в которых в разной мере рассматриваются деятельность и учение евангелизма 315 (в полемической литературе его времени известного как редстокизм, пашковщина), толстовства 316 , молоканства 317 , новоапостольской общины (ирвингиан) 318 , хлыстовства, скопчества, а также спиритизма 319 и магнетизма 320 . Кроме того, в ряде писем просто упоминается о какой-либо секте. В целом, во всех письмах затрагивается в разной мере весь спектр сектоведческой тематики, а именно: вопросы возникновения, распространения и вероучения сект, методологии полемики с ними, дается оценка критических публикаций и обзор организации борьбы с сектантством 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Учение о молитве — важная часть христианской антропологии 24 октября 2014 г. 12:34 22 октября 2014 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в Москве начались VIII ежегодные Феофановские чтения «Богословские аспекты учения о молитве святителя Феофана, Затворника Вышенского». С докладом выступил председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Позвольте от всего сердца приветствовать всех участников и гостей VIII Феофановских чтений, проводящихся в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, который будет отмечаться Русской Православной Церковью в 2015 году. Предстоящий юбилей — не только торжественное и радостное событие, которое свидетельствует о значении личности святителя Феофана, как учителя нашей Церкви, но и замечательный повод задуматься о том, что составляет сердцевину его учения, что нам нужно усвоить в первую очередь, в наше столь непростое, полное искушений и скорбей время. Безусловно, в центре внимания святителя — и это прослеживается во всем его творчестве — стоит христианская жизнь, понимаемая как подвиг воссоединения со Спасителем, разрыв с Которым вызван уклонением от Евангельских заповедей, укоренившимся в людях грехом, всецелой преданностью миру с его страстями и удовольствиями. Но и в этом систематическом описании основ христианской жизни, которое содержится, прежде всего, в таких фундаментальных трудах святителя, как «Путь ко спасению» и «Начертание христианского нравоучения», есть главные, определяющие положения, без следования которым путь к Богу закрыт. Так, одним из важнейших моментов, связанных с пробуждением человека от греховного сна, является, вслед за решимостью встать на путь исправления, покаянный призыв к Богу за помощью и поддержкой. У святителя Феофана выражение этого призыва — молитва, осознаваемая и как средство обращения к Богу, и как одна из самостоятельных целей христианской жизни (потому что молитва есть Богообщение, а ее высшая степень у совершенных подвижников — так называемое действительное Богообщение, непосредственно связанное с Боговедением). Сама горячая ревность о спасении души пробуждается не без участия молитвы. «Никто не думай сам собою родить такую силу жизни, — пишет святитель, — об ней должно молиться и быть готовым приять ее»

http://patriarchia.ru/db/text/3762639.ht...

10.05.2011 Издание творений святителя Феофана Затворника – это начало большой работы по изданию наследия отцов Русской Церкви Игумен Евфимий (Моисеев): " Хотелось бы, чтобы издание творений святителя Феофана положило начало работе над подготовкой изданий и других отцов Русской Церкви, чтобы все интересующиеся святоотеческим наследием получили в свое распоряжение качественные, подготовленные на современном научном уровне тексты " . В 2010 году в Издательском Совете Русской Православной Церкви была начата работа по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Данный проект не имеет аналогов в церковно-издательской практике последних лет. О причинах, которые обусловили появление проекта, о сложностях, сопровождающих работу над ним, и о перспективах его развития – беседа с заместителем Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игуменом Евфимием (Моисеевым). Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, почему именно к святителю Феофану было обращено внимание Издательского Совета? Хотелось бы выделить две черты, которые наиболее ярко характеризуют святителя Феофана как личность и как духовного писателя. Уникальность его личности заключалась в том, что, будучи великолепным богословом и иерархом, который имел богатый опыт церковно-дипломатической, учебной и административной работы, он принял на себя подвиг затвора, в котором провел более 20 последних лет своей жизни и где создал большую часть своих произведений. Как писатель святитель Феофан универсален: его творчество охватывает огромное количество жанров и видов церковной письменности:это и догматические, и аскетические, и экзегетические, и духовно-нравственные, и гомилетические сочинения, не говоря уже о переводах и богатейшем эпистолярном наследии. Когда был составлен план издания, мы были поражены: этот план на настоящий момент насчитывает порядка 40 томов – их окончательное число еще будет уточняться. По объему своего наследия святитель Феофан занимает второе место в русской литературе после Льва Толстого, а среди русских духовных писателей по масштабам своего духовного и богословского творчества он занимает первое место.

http://new.izdatsovet.ru/news/izdanie-tv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга» Слова святителя Феофана Затворника о погибших на броненосце «Русалка» моряках применимы и к российским подводникам, погибшим 1 июля в Баренцевом море 04.07.2019 1020 В 1893 году в Финском заливе во время учений затонул броненосец «Русалка», напоминает сайт « Благодатный Огонь ». Известие о гибели корабля и всей его команды в составе 177 человек в мирное время глубоко взволновало русское общество. Поиски затонувшего корабля длились около года и результатов не дали. Святитель Феофан Затворник писал о погибших при исполнении воинского долга как о мучениках. Он напоминал о том, что военный долг установлен Богом, и потому воины, положившие свои жизни во время исполнения своего долга, не могут не быть вознаграждены Им. Предсмертные страдания моряков святитель Феофан сравнивает со страданиями мучеников, считая, что погибшие воины должны быть причислены к их лику. «Невольно напрашивается параллель с гибелью российских моряков-подводников в Баренцевом море 1 июля 2019 года. Воинский подвиг всегда высоко ценился в русском народе, ибо жертвенность воина оправдана словами Господа нашего Иисуса Христа: " Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин. 15, 13). К героической гибели русских воинов-подводников применимы слова утешения святителя Феофана», - отмечается в комментарии на сайте «Благодатного Огня». «Вас поразила участь Русалки и бывших на ней... Кого же она не поразила?! Все поражены, – и больше всех Государь... Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских? Кажется, имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награжденных? Да! Морское воинствование не одинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! И думается, его надо поставить немного впереди и выше...» - пишет святитель Феофан Затворник в «Слове», написанном в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/04/za...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010