Затем в тронном зале Патриаршей резиденции состоялась братская беседа Предстоятелей двух Церквей, в ходе которой Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул значение миссионерского подвига преподобного Германа Аляскинского на американской земле, важность трудов святителя Иннокентия (Вениаминова) и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, по укреплению епархии Русской Православной Церкви в Северной Америке. Как было отмечено, решение о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Америке соответствовало мнению, которое высказывал в свое время святитель Тихон. В продолжение разговора Святейший Владыка с благодарностью отметил труды предшественников Блаженнейшего Митрополита Тихона на кафедре Предстоятеля Православной Церкви в Америке: Блаженнейших Феодосия, Германа , Ионы , каждый из которых, по свидетельству Его С вятейшества, вносил существенный вклад в развитие отношений между двумя Церквами. «В Церкви преемство имеет особое значение — мы все связаны в силу апостольского преемства, но преемство в межцерковных отношениях — тоже очень важный факт, и мы уверены, что при Вашем Первосвятительстве традиция добрых отношений между нашими Церквами будет развиваться», — сказал Святейший Владыка, назвав важным фактором укрепления связей между Московским Патриархатом и Православной Церковью в Америке деятельность Подворья в Москве и Патриаршего собора в Нью-Йорке. Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что нынешняя встреча проходит в канун праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм, когда также отмечается память восшествия на Московский Патриарший престол святителя Тихона в 1917 году. «Он Ваш небесный покровитель, поэтому для Вас это особый день. Мы вместе совершим Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где была совершена интронизация Святейшего Патриарха Тихона. После Божественной литургии Вы сможете посетить Донской монастырь и поклониться мощам святителя Тихона», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к Предстоятелю Православной Церкви в Америке.

http://patriarchia.ru/db/text/3862983.ht...

Кирпичное здание церкви состоит из двухсветного четверика - собственно храма, гранёной апсиды с востока, трапезной с невысокими крыльцами, притворами с севера и юга, и колокольни пристроенной с западной стороны. Четверик увенчан небольшим вытянутым барабаном и медным куполом. В целом объём храма представляет динамическую композицию, устремлённую ввысь, а также позволило использовать скромный декор: лопатки, карнизы, пояски из ниш, резные кресты, украшавшие углы четверика. Здание нового храма было построено в непосредственной близости от тюремного замка, к северо-востоку от него. Освящение храма свт. Тихона Задонского возглавил епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский), будущий глава Зарубежного Синода Русской Православной Церкви, 18 октября (31 октября по н. ст.) 1909 года. Церковь свт. Тихона Задонского воздвигли в память об избавлении императора Николая II (тогда наследника) от смертельной опасности во время его визита в Японию (29 апреля 1891 года). Всего лишь 15 лет в этом храме проводились богослужения. В 1924 году Тихвинская церковь была закрыта по распоряжению новой власти. Престол, утварь и иконы первоначально перенесли в колокольню при Троицком соборе, а затем в действующий на то время, Скорбященский храм. В 30-е годы глухой кирпичный забор, окружавший тюремный двор, разобрали на стройматериалы. В здании бывшей тюрьмы, прилегающих строениях и в самой церкви свт. Тихона (предварительно сбросив с дома Божьего венчания), устроили общежитие работников завода " Химлаборприбор " . Здесь были даже стеклодувные мастерские. В 1960-е годы храм приспособили под склад, а здание бывшей тюрьмы заселили жильцами. Со временем, на святом месте воцарилось запустение. В 1983-х годах бывший Тихоновский храм по решению Горсовета предложено было взорвать, да в Клину тогда рабочих-подрывников не оказалось. Лишь в 1989 году остов храма и полуразрушенное здание бывшей городской тюрьмы были переданы церковной общине во главе со священником Анатолием Фроловым. 10 апреля 1990 года приходской общине храма святителя Тихона Клинский Горисполком предоставил Акт передачи для восстановления здания церкви и благоустройства территории. В " Акте технического осмотра памятника архитектуры " , составленном специалистами из клинского исполкома и членами инициативной группы со стороны общины в 1990 году, так описывается состояние храма: " Были снесены барабан с главой и крестом и декоративные кокошники с четверика церкви: разобраны шатёр с главой и крестом, а также ярус звона колокольни. Почти полностью разобраны притворы. Выломан и утрачен иконостас с иконами, все иконы расхищены. В церкви и трапезной устроен склад и сделано перекрытие. Вся настенная живопись утрачена. Все дверные проёмы заложены. В здании храма были пробиты новые оконные проёмы. От крыши остались лишь фрагменты. Окна и двери отсутствуют " .

http://sobory.ru/article/?object=01123

Для эмигрантов, приехавших в США, то, что Патриарх некогда возглавлял американскую кафедру, было реальной связью с Родиной. Там остались церкви, которые он строил, благословлял и освящал. Память о святителе Тихоне была утешением для русских людей в Америке. Они говорили: «Сегодняшний патриарх оставил нам эти церкви, чтобы мы могли молиться». Было где молиться и в Нью-Йорке, и во многих других штатах и городах. Что касается остального мира, Патриарх являлся, как я говорил, гарантом единства. И недаром все постановления, которые в этот сложный период принимались Зарубежной Церковью, всегда старались согласовать непосредственно с Патриархом. Этот контакт держался через Шведское посольство и митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Посылались письма, и приходили ответы. Такая переписка продолжалась всю жизнь Патриарха Тихона. Мне недавно довелось увидеть оригиналы писем Патриарха Тихона митрополиту Евлогию (Георгиевскому), написанные, когда Патриарх был в Донском монастыре в заточении. Эти письма еще не опубликованы. Я прочитал одно письмо с великим трепетом, со слезами в глазах. Слова Патриарха, объяснение с зарубежным архиереем наполнены невероятной горестью и вызывают недоумение и даже страх, о котором мы не могли догадываться. Патриарх пишет примерно так: «Я уже два года абсолютно ничего не знаю, что происходит в мире». Несмотря на то, что он ничего не мог сделать — руки были связаны, он все равно был первоиерархом Русской Церкви. Это было ясно всем. И сама РПЦЗ ничего не предпринимала без его благословения или ссылки на его первоиераршество. Основные и наиболее яркие черты жизни Патриарха Тихона для нас: во-первых, его миссионерская деятельность в Северной Америке, во-вторых, его имя неотделимо от Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, восстановившего патриаршество на Руси избранием Патриархом Московским и всея России святителя Тихона. Его подвиг стояния во главе Русской Православной Церкви перед наступлением безбожной власти, которая довольно быстро раскрыла свои подлинные намерения уничтожить верующих и прежнее русское общество, чтобы водворить атеизм на территории России любой ценой. Он нес знамя России, что показало всему миру природу русского православного общества. Его постоянная забота о сохранении единства русского общества, несмотря на явные признаки раскола, разделившего русский народ на два лагеря. Его исповедничество в заточении подтверждалось терпеливым снесением насилия, издевательств, изнурительных допросов, приведших к его немощному состоянию.

http://pravmir.ru/patriarx-tixon-glazami...

Мы вспоминаем сегодня святителя Тихона. Только что мы читали Евангелие о добром пастыре, который так отличается от тех, кто только называет себя пастырями, а по сути тати, то есть воры и разбойники; их не слушают овцы (см. Ин. 10, 1-5). Все это так точно отобразилось в истории Патриарха Тихона! Именно в те трудные годы в Церкви нашей возник раскол обновленчества, стали появляться разного рода «митрополиты», «епископы», «архиепископы», которые лишь именовали себя так, но никогда не были по благодати тем, чем именовались. Они-то и были татями и разбойниками, которые ставили перед собой задачу разделить стадо Христово, направить его по ложному пути — по тому пути, по которому призывала идти безбожная власть. А чтобы Церковь не сопротивлялась, ее надо было обезглавить. Поэтому святитель Тихон был заточен в этих стенах и позднее скончался. Вслед за святителем Тихоном землю нашу оросила кровь тысяч священномучеников. Столько святых мучеников и исповедников, сколько душу свою отдали за веру в Отечестве нашем в XX веке, не было и нет за всю историю Вселенской Православной Церкви. И для всех их в самый страшный момент допросов, истязаний, приговоров и казней подлинным пастырем, за которым они готовы были идти даже до смерти, оставался святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Верю, что святитель сейчас вместе с нами радуется этому наполненному собору. Радуется, видя молодые лица людей, живущих в XXI веке, преодолевшем все перипетии и смуты века двадцатого. Будем молиться святителю Тихону, чтобы он сохранил в единстве нашу Церковь, чтобы тати и разбойники, которые появляются и сегодня, также облачаются в архиерейские одежды, также называют себя «митрополитами», «архиепископами», «епископами», — чтобы они всегда несли на себе печать этого разбойничества, дабы народ, овцы не поверили им, как не поверили тем, что во времена Святейшего Патриарха Тихона пытались погубить стадо. Покуда будет существовать Церковь Христова, до тех пор враг рода человеческого будет бороться с нею, используя внешние силы и внутренние нестроения. Мы же должны отвечать на все эти диавольские искушения крепкой верой, молитвой, способностью сердцем своим чувствовать, где правда, а где ложь, и хранить единство нашей Матери-Церкви как величайшую силу, от которой во многом зависит и благополучие всей исторической Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/1449231.ht...

Ещё в 60-х годах XIX века благочестивыми жителями уездного города Клина был поднят вопрос об устроении при городской тюрьме храма святителя Тихона Задонского Чудотворца. Губернский секретарь Степан Михайлович Порывкин, учитель Клинского уездного училища, в 1863 году обращается в Московский комитет попечительского общества о тюрьмах с просьбой " в открываемом Клинском тюремном замке соорудить через добровольных благотворителей, его знакомых, домовую церковь " . После положительного ответа из Москвы благочинным настоятелем клинского Троицкого собора протоиереем Сергеем Модестовым осмотрено предполагаемое место под устроение домовой церкви в Клинском тюремном замке, с последующем донесением в консисторию. 5 февраля 1864 года последовал указ " Его императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода " о разрешении устройства предполагаемой церкви. Домовый храм был освящён протоиереем московского Архангельского собора Петром Покровским. А в 1907 году стараниями его настоятеля отца Сергия Щедрова, ктитора Сергия Воронкова и других благочестивых горожан, был заложен, а через два года, 18 октября 1909 года освящён отдельный каменный однопрестольный храм, который приписали к главному Троицкому собору города Клина. Храм святителя Тихона возвели по проекту уже скончавшегося архитектора Сергея Владимировича Шервуда (1858-1899), автора проектов Казанского собора в Шамордино (Козельский район), Крестовоздвиженского храм в селе Дарна (Истринский округ) и др. Архитектура храма принадлежит к стилю модерн, его русскому направлению. Стилизован храм под древнерусское зодчество XVII столетия (псевдорусский стиль). В нём заметны отличительные черты новгородской архитектуры - монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности, а также прослеживаются и черты московской школы зодчества, выраженные в лёгкости колокольни, кокошниках, украшающих четверик. Здесь узнаваема архитектурная деталь, присущая и стилю модерн - резные каменные киоты на фронтоне, т. н. " разорванный фронтон " .

http://sobory.ru/article/?object=01123

«И так как владыка сказывал их (проповеди) в первые годы епископского служения, когда определяется тип действия архиерейского, – пишут авторы очерка «Святейший Патриарх Всероссийский Тихон в его значении для Американской Православной Церкви», – то мы видим, какое сокровище мы имеем в этих проповедях...» С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. Это определило изменение не только географических границ православной епархии в Северной Америке, но уже через два года после назначения его на кафедру в 1900 году титул епископа Алеутских островов и Аляски был изменен на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Спустя еще пять лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Нью-Йорке, туда была перенесена и кафедра архиепископии Алеутской и Североамериканской, а епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия (Пустынского), епископа Аляски (1903–1909) и Рафаила (Фававини), епископа Бруклинского (1903–1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции, и приходы на восточном побережье Америки. Святитель Тихон стал первым в Америке православным архиепископом. Во время своего визита в Северную Америку в сентябре-октябре 1994 года по случаю празднования 200-летия Православия в Америке Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Троицком соборе Сан-Франциско говорил в своем приветственном слове : «Начиная с 1870 года и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на североамериканском континенте». Давая высокую оценку миссионерского служения на этой кафедре епископов Иоанна (Митропольского ; 1870–1877), Нестора (Засс; 1878–1882), Владимира (Сокольского; 1887–1891), Николая (Зиорова ; 1891–1989) и архиепископа (позднее – Патриарха Всероссийского) Тихона, прославленного в лике святых, Патриарх Алексий отмечал: «Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, святая православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

За год с небольшим до похорон патриарха, в январе 1924 г., другая Россия, расцерковленная и расхристанная, соблазненная неслыханными посулами бесноватой власти, прощалась с мертвым телом основателя советского государства (которому вскоре предстояло сделаться новыми, атеистическими «святыми мощами»). Так же шли толпы, так же горевали. Кто тогда мог поверить, что на весах истории оклеветанный и гонимый властью патриарх Тихон окажется фигурой гораздо более значимой, чем пророк советско-языческой религии В. И. Ульянов-Ленин?   В печати тех лет его клеймили Тихоном Кровавым, людоедом, кровопийцей… Его обвиняли в призывах к вооруженным мятежам и свержению «народной» власти, к неисполнению советских законов, в поддержке иностранной интервенции и «контрреволюции», в том, что он проклял большевиков, грозил кровавой расправой пролетариату… Ни на одного главу Русской Церкви во все века не было вылито столько злобной лжи и клеветнических нечистот. Но тем ярче сияет через десятилетия образ святителя Тихона, очищенный историей, умытый покаянием так и не ушедшей никуда православной Руси.   Христианская философия истории свидетельствует, что история мира есть борьба добра и зла – Истины и лжи. Вождь пролетариата Ленин был только орудием, лишенным собственной воли в осуществлении «поистине дела сатанинского» (словами патриарха Тихона). Он сам вручил себя силам разрушения и стал куклой на нитях, ибо зло отнимает у человека внутреннюю свободу. Иной выбор был у Святейшего. С детства привыкший во всем полагаться на Бога, Тихон и в своем патриаршестве доверчиво предал Божьему Промыслу себя и всю Русскую Церковь. Его фигура в те страшные годы, когда Россия в корчах рожала мутанта – новое государство, ставшее ее палачом, – была титанической. И еще более великой воспринимается с расстояния, из нашего времени. О такой человеческой высоте говорил Пушкин: «Самостоянье человека – залог величия его». Вершина самостоянья, проявления своей воли, соединенной с волей Божьей, – отдание себя в жертву ради заповеданной Христом любви.

http://radonezh.ru/analytics/vesy-istori...

Патриаршее богослужение посетили: заместитель главы Всемирного русского народного собора С.Ю. Рудов; председатель правления, член наблюдательного совета АО «Россельхозбанк» Б.П. Листов. Среди молившихся в соборе были воины 1-го отдельного Семеновского стрелкового полка. В завершение молебна Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву у раки с мощами святителя Тихона. Святейший Владыка поклонился честным мощам святителя, а также Донской иконе Божией Матери. По окончании молебна наместник Донского монастыря митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ Покрова Пресвятой Богородицы. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам молебна с Первосвятительским словом: «Мы вспоминаем в этот праздничный день святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Некоторые называют его исповедником, но, думаю, наступит момент, когда мы провозгласим, что он был не исповедником, а мучеником. Потому что не могла мириться безбожная власть с тем, чтобы даже в заточении, в Донском монастыре, продолжал жить Патриарх всея Руси. Один факт существования Патриарха был силой, которая притягивала к нему людей, силой, которая вдохновляла православный народ не только мечтать, но и молиться о воссоздании Святой Руси, об уничтожении безбожной власти, о прекращении страшных гонений, связанных с поруганием святынь, надругательством над самим духом нашего народа. Никто из нас, потому что мы не принадлежим к тому поколению, даже представить не может всей той мерзости, всего того зла, всей той клеветы, которая была обрушена на Русскую Церковь, Церковь-мать, духовно воспитывавшую народ на протяжении тысячелетия, Церковь, которая в духовном и культурном смысле работала ради процветания народа. Все было попрано, все залито грязью, священнослужители были обвинены во всех преступлениях как контрреволюционеры; и уж, конечно, самый страшный контрреволюционер жил здесь. Поэтому, когда нам говорят, что Святейший умер своей смертью, верится с трудом, и, возможно, наступит время, когда мы скажем, что он был не исповедником, но мучеником. Уж слишком опасен был святитель Тихон, Патриарх всея Руси, для той самой безбожной власти, которая низвергала все. Потому что оставался духовный символ Руси и та духовная сила, что вселяла в православных надежду на возрождение Руси, на возрождение Церкви, на прекращение гонений.

http://mospat.ru/ru/news/91627/

Церковь живет вне времени и пространства, и это мы называем эсхатоном, иной жизнью, жизнью будущего века. И именно потому, что эта жизнь будущего века присутствует в исторической жизни Церкви, Церковь не одолеть никаким внешним силам. Но испытания, которые постигают Церковь, являются проверкой нашей верности Богу, силы нашей веры. И во времена Патриарха Тихона иерархи и духовенство, монашествующие и миряне, наша интеллигенция испытывались на эту верность! И многие отпали, согрешили, устрашились, убоялись, искали легких путей в жизни, и, в конце концов, их не нашли. Страшное окончание 1930-х годов смело из жизни всех тех, кто, думал устроить свою благополучную жизнь через предательство и отступление от канонического порядка, от подлинной Церкви. Господь провел нас через эти тяжкие испытания, чтобы мы не делали ошибок. Мы с вами всё помним не только потому, что читаем книги, а потому что Духом Святым соединены со святыми угодниками, с мучениками, исповедниками, со Святейшим Патриархом Тихоном. И сегодня, когда многие силы хотят снова разорвать единство нашей Церкви, и мы знаем, что происходит на просторах Святой Руси, наша молитва к нему особая: чтобы он защитил Церковь нашу, сохранил единство, объединил епископат, духовенство, монашествующих, верующий народ. И чтобы всем нам помог не только устремляться спасительно по пути личного благочестия, но и всем вместе трудиться для укрепления духовных основ жизни нашего народа к тому, чтобы Церковь Божия явила многие и многие благодатные плоды своего делания. Молитвами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, да благословит Господь Церковь нашу, Отечество наше и всю Русь миром, крепкой верой и благочестием. Помолимся святителю Тихону!» Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святителю Тихону. Патриарх Тихон Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован в лике святителей Архиерейским собором Русской православной церкви 9 октября 1989 года. Будущий патриарх родился 19 (31) января1865  городе Клин, в семье потомственного священника. В девять лет он поступает в духовное училище, а затем в духовную семинарию.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovers...

29 июля 2017 года Священный Синод утвердил и рекомендовал к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондаков и величаний " Святым Отцем Поместнаго Собора Церкве Русския " , а также ряд богослужебных текстов, среди которых новая редакция текстов акафистов святой преподобномученице великой княгине Елисавете (журнал 64). 28 августа 2017 года, в праздник Успения Божией Матери и годовщину открытия Поместного Собора 1917-1918 гг., Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, члены Священного Синода, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле совершили литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По благословению Его Святейшества и в соответствии с решением Священного Синода в этот день во всех храмах Русской Православной Церкви за литургией совершалось молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора, возносилась благодарственная молитва за их усердные труды и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора. Также в богослужение были включены молебные прошения в связи со столетней годовщиной Священного Собора и оглашено послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 100-летия Поместного Собора 1917-1918 гг. 18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении членов Высшего Церковного Совета, духовенства Москвы и Марийской митрополии совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя Тихона. К празднованию 100-летия избрания Патриархом Московским и всея России святителя Тихона создана новая рака для его честных мощей. За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофана (Данченкова) во епископа Волжского и Сернурского (Марийская митрополия). В тот же день Патриарший наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Троицком храме Московского Троицкого подворья Свято-Троице Сергиевой лавры в сослужении викариев епархии Московской области и клириков подворья. С 1815 по 1923 год Троицкое подворье было официальной резиденцией Московских митрополитов. Ровно сто лет назад, 18 ноября 1917 года, святитель Тихон совершал здесь Божественную литургию, ожидая результатов заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором избирался новый Патриарх.

http://religare.ru/2_114701.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010