Для эмигрантов, приехавших в США, то, что Патриарх некогда возглавлял американскую кафедру, было реальной связью с Родиной. Там остались церкви, которые он строил, благословлял и освящал. Память о святителе Тихоне была утешением для русских людей в Америке. Они говорили: «Сегодняшний патриарх оставил нам эти церкви, чтобы мы могли молиться». Было где молиться и в Нью-Йорке, и во многих других штатах и городах. Что касается остального мира, Патриарх являлся, как я говорил, гарантом единства. И недаром все постановления, которые в этот сложный период принимались Зарубежной Церковью, всегда старались согласовать непосредственно с Патриархом. Этот контакт держался через Шведское посольство и митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Посылались письма, и приходили ответы. Такая переписка продолжалась всю жизнь Патриарха Тихона. Мне недавно довелось увидеть оригиналы писем Патриарха Тихона митрополиту Евлогию (Георгиевскому), написанные, когда Патриарх был в Донском монастыре в заточении. Эти письма еще не опубликованы. Я прочитал одно письмо с великим трепетом, со слезами в глазах. Слова Патриарха, объяснение с зарубежным архиереем наполнены невероятной горестью и вызывают недоумение и даже страх, о котором мы не могли догадываться. Патриарх пишет примерно так: «Я уже два года абсолютно ничего не знаю, что происходит в мире». Несмотря на то, что он ничего не мог сделать — руки были связаны, он все равно был первоиерархом Русской Церкви. Это было ясно всем. И сама РПЦЗ ничего не предпринимала без его благословения или ссылки на его первоиераршество. Основные и наиболее яркие черты жизни Патриарха Тихона для нас: во-первых, его миссионерская деятельность в Северной Америке, во-вторых, его имя неотделимо от Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, восстановившего патриаршество на Руси избранием Патриархом Московским и всея России святителя Тихона. Его подвиг стояния во главе Русской Православной Церкви перед наступлением безбожной власти, которая довольно быстро раскрыла свои подлинные намерения уничтожить верующих и прежнее русское общество, чтобы водворить атеизм на территории России любой ценой. Он нес знамя России, что показало всему миру природу русского православного общества. Его постоянная забота о сохранении единства русского общества, несмотря на явные признаки раскола, разделившего русский народ на два лагеря. Его исповедничество в заточении подтверждалось терпеливым снесением насилия, издевательств, изнурительных допросов, приведших к его немощному состоянию.

http://pravmir.ru/patriarx-tixon-glazami...

Патриаршее богослужение посетили: заместитель главы Всемирного русского народного собора С.Ю. Рудов; председатель правления, член наблюдательного совета АО «Россельхозбанк» Б.П. Листов. Среди молившихся в соборе были воины 1-го отдельного Семеновского стрелкового полка. В завершение молебна Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву у раки с мощами святителя Тихона. Святейший Владыка поклонился честным мощам святителя, а также Донской иконе Божией Матери. По окончании молебна наместник Донского монастыря митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ Покрова Пресвятой Богородицы. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам молебна с Первосвятительским словом: «Мы вспоминаем в этот праздничный день святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Некоторые называют его исповедником, но, думаю, наступит момент, когда мы провозгласим, что он был не исповедником, а мучеником. Потому что не могла мириться безбожная власть с тем, чтобы даже в заточении, в Донском монастыре, продолжал жить Патриарх всея Руси. Один факт существования Патриарха был силой, которая притягивала к нему людей, силой, которая вдохновляла православный народ не только мечтать, но и молиться о воссоздании Святой Руси, об уничтожении безбожной власти, о прекращении страшных гонений, связанных с поруганием святынь, надругательством над самим духом нашего народа. Никто из нас, потому что мы не принадлежим к тому поколению, даже представить не может всей той мерзости, всего того зла, всей той клеветы, которая была обрушена на Русскую Церковь, Церковь-мать, духовно воспитывавшую народ на протяжении тысячелетия, Церковь, которая в духовном и культурном смысле работала ради процветания народа. Все было попрано, все залито грязью, священнослужители были обвинены во всех преступлениях как контрреволюционеры; и уж, конечно, самый страшный контрреволюционер жил здесь. Поэтому, когда нам говорят, что Святейший умер своей смертью, верится с трудом, и, возможно, наступит время, когда мы скажем, что он был не исповедником, но мучеником. Уж слишком опасен был святитель Тихон, Патриарх всея Руси, для той самой безбожной власти, которая низвергала все. Потому что оставался духовный символ Руси и та духовная сила, что вселяла в православных надежду на возрождение Руси, на возрождение Церкви, на прекращение гонений.

http://mospat.ru/ru/news/91627/

Мы вспоминаем сегодня святителя Тихона. Только что мы читали Евангелие о добром пастыре, который так отличается от тех, кто только называет себя пастырями, а по сути тати, то есть воры и разбойники; их не слушают овцы (см. Ин. 10, 1-5). Все это так точно отобразилось в истории Патриарха Тихона! Именно в те трудные годы в Церкви нашей возник раскол обновленчества, стали появляться разного рода «митрополиты», «епископы», «архиепископы», которые лишь именовали себя так, но никогда не были по благодати тем, чем именовались. Они-то и были татями и разбойниками, которые ставили перед собой задачу разделить стадо Христово, направить его по ложному пути — по тому пути, по которому призывала идти безбожная власть. А чтобы Церковь не сопротивлялась, ее надо было обезглавить. Поэтому святитель Тихон был заточен в этих стенах и позднее скончался. Вслед за святителем Тихоном землю нашу оросила кровь тысяч священномучеников. Столько святых мучеников и исповедников, сколько душу свою отдали за веру в Отечестве нашем в XX веке, не было и нет за всю историю Вселенской Православной Церкви. И для всех их в самый страшный момент допросов, истязаний, приговоров и казней подлинным пастырем, за которым они готовы были идти даже до смерти, оставался святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Верю, что святитель сейчас вместе с нами радуется этому наполненному собору. Радуется, видя молодые лица людей, живущих в XXI веке, преодолевшем все перипетии и смуты века двадцатого. Будем молиться святителю Тихону, чтобы он сохранил в единстве нашу Церковь, чтобы тати и разбойники, которые появляются и сегодня, также облачаются в архиерейские одежды, также называют себя «митрополитами», «архиепископами», «епископами», — чтобы они всегда несли на себе печать этого разбойничества, дабы народ, овцы не поверили им, как не поверили тем, что во времена Святейшего Патриарха Тихона пытались погубить стадо. Покуда будет существовать Церковь Христова, до тех пор враг рода человеческого будет бороться с нею, используя внешние силы и внутренние нестроения. Мы же должны отвечать на все эти диавольские искушения крепкой верой, молитвой, способностью сердцем своим чувствовать, где правда, а где ложь, и хранить единство нашей Матери-Церкви как величайшую силу, от которой во многом зависит и благополучие всей исторической Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/1449231.ht...

Церковь живет вне времени и пространства, и это мы называем эсхатоном, иной жизнью, жизнью будущего века. И именно потому, что эта жизнь будущего века присутствует в исторической жизни Церкви, Церковь не одолеть никаким внешним силам. Но испытания, которые постигают Церковь, являются проверкой нашей верности Богу, силы нашей веры. И во времена Патриарха Тихона иерархи и духовенство, монашествующие и миряне, наша интеллигенция испытывались на эту верность! И многие отпали, согрешили, устрашились, убоялись, искали легких путей в жизни, и, в конце концов, их не нашли. Страшное окончание 1930-х годов смело из жизни всех тех, кто, думал устроить свою благополучную жизнь через предательство и отступление от канонического порядка, от подлинной Церкви. Господь провел нас через эти тяжкие испытания, чтобы мы не делали ошибок. Мы с вами всё помним не только потому, что читаем книги, а потому что Духом Святым соединены со святыми угодниками, с мучениками, исповедниками, со Святейшим Патриархом Тихоном. И сегодня, когда многие силы хотят снова разорвать единство нашей Церкви, и мы знаем, что происходит на просторах Святой Руси, наша молитва к нему особая: чтобы он защитил Церковь нашу, сохранил единство, объединил епископат, духовенство, монашествующих, верующий народ. И чтобы всем нам помог не только устремляться спасительно по пути личного благочестия, но и всем вместе трудиться для укрепления духовных основ жизни нашего народа к тому, чтобы Церковь Божия явила многие и многие благодатные плоды своего делания. Молитвами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, да благословит Господь Церковь нашу, Отечество наше и всю Русь миром, крепкой верой и благочестием. Помолимся святителю Тихону!» Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святителю Тихону. Патриарх Тихон Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован в лике святителей Архиерейским собором Русской православной церкви 9 октября 1989 года. Будущий патриарх родился 19 (31) января1865  городе Клин, в семье потомственного священника. В девять лет он поступает в духовное училище, а затем в духовную семинарию.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovers...

После богослужения митрополит Арсений от имени Святейшего Патриарха Кирилла поблагодарил представителей власти, столичное правительство, игумению Иулианию и создателей памятной доски за предпринятые усилия по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также поздравил всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и днем памяти святителя Тихона. В ответном слове игумения Иулиания поблагодарила владыку Арсения и напомнила о том, что именно в этот день 90 лет назад отошел ко Господу Патриарх Тихон. Во время пребывания святителя в больнице из его кельи были видны купола Зачатьевского монастыря, и Патриарх Тихон утешался видом на монастырь. За девять дней до своей кончины Патриарх Тихон служил в храме Воскресения Словущего, который был приписан к Зачатьевской обители. Также игумения Иулиания рассказала собравшимся, как попала икона Благовещения к Патриарху Тихону. История появления в палате святителя иконы сохранилась благодаря Алексею Александровичу Беляеву, иподиакону епископа Можайского Бориса (Рукина), викария Московской епархии до 1925 года. Когда Алеша навещал святителя Тихона в больнице, Патриарх сказал ему, что хочет икону в свою келью, поскольку на тот момент у него не было ни одной иконы. Алеша отправился в Зачатьевский монастырь и обратился к монахиням с просьбой передать икону святителю. Одна из монахинь сняла со стены небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе и передала его Патриарху. Через два с половиной месяца Патриарх Тихон отошел ко Господу именно в праздник Благовещения. В завершение праздника В.С. Фуер, выступивший от лица Правительства г. Москвы, заверил, что столичное правительство было, есть и остается первым помощником Церкви и священнослужителям в восстановлении памяти новомучеников. Здания по адресу Остоженка д. 17 и д. 19 были построены в начале XX века по проекту архитектора Л. Кекушева. В 1920-е годы в зданиях была размещена одна из московских клиник, где хирургом работал А.И. Бакунин. Именно здесь скончался Патриарх Тихон в 1925 году. Лечебница Бакуниных была одним из лучших медицинских учреждений Москвы и одна из немногих частных больниц, еще остававшихся в 1920-е годы. Другие клиники побоялись принять на лечение опального Патриарха: это было чревато закрытием больницы (что и случилось с клиникой Бакуниных уже через год).

http://patriarchia.ru/db/text/4024673.ht...

«Эта эпоха стала важной и для православного движения на территории будущей Чехословакии, отметил Патриарх Кирилл. Наступление русских войск в годы Первой мировой войны ускорило возвращение местного населения из унии в Православие». Святейший Владыка напомнил, что в послевоенный период в Чехословакии проживали русские эмигранты, вносившие важный вклад в созидание православной церковной жизни. Митрополит Евлогий (Георгиевский), под омофором которого с 1921 года протекала церковная жизнь русских эмигрантов в Чехословакии, равно как и видный русский богослов протоиерей Сергий Булгаков, преподававший в Праге в период с 1923 по 1925 годы, были активными участниками Всероссийского Поместного Собора. «Минувшее столетие было наполнено тяжкими испытаниями для всего православного мира, свидетельствовал Патриарх Кирилл. Особое страдание довелось претерпеть Русской Православной Церкви, сотни тысяч верных чад которой прошли через ссылки, лагеря и тюрьмы, мученическим и исповедническим подвигом запечатлев свою верность святой отеческой вере». Его Святейшество также упомянул, что одним из видных русских духовников той судьбоносной эпохи, современником святого Патриарха Тихона был настоятель московского храма святителя Николая в Кленниках протоиерей Алексий Мечев, прославленный Русской Православной Церковью в 2000 году. В дар Православной Церкви Чешских земель и Словакии по просьбе Блаженнейшего Митрополита Ростислава Предстоятель Русской Церкви вручил ковчег с частицей мощей святого праведного Алексия Московского. «Пусть эта святыня духовно поддерживает Вашу боголюбивую паству, помогая ей достойно проходить поприще христианской жизни в условиях современного мира», сказал Его Святейшество. Поблагодарив Святейшего Патриарха Кирилла за бесценный дар частицу мощей святого праведного Алексия Московского, Блаженнейший Митрополит Ростислав подчеркнул, что участие в торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви является одним из значимых событий для Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

http://patriarchia.ru/db/text/5080042.ht...

А в самом начале ХХ века святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, предостерегал: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо, как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно, а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его...». Образованные сословия в России, воспитанные в традициях, так называемого западничества, едва ли не с самоубийственным упорством толкали Россию в пропасть, всячески склоняя русский народ к отказу от своей веры, своего Царя и своего Отечества. Невольно приходят на ум слова псалмопевца Давида: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13:1). Но и в самые тяжелые времена гонений Господь не оставлял Свой народ. Так, в нынешнем же году мы отмечаем иной, никак не менее важный, 100-летний юбилей – восстановление патриаршества на Руси. Это произошло именно тогда, когда Предстоятель и Печальник за всю Русскую Церковь был особенно необходим. Интронизация святителя Тихона, Всероссийского Патриарха-Исповедника, состоялась 21 ноября/4 декабря 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля, на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Но еще прежде, в самый день отречения Помазанника Божия, Государя Николая Александровича, 2/15 марта 1917 года нашему народу был явлен дивный образ Божией Матери «Державной», как свидетельство того, что Пречистая Владычица не отнимает Своего попечения о страждущей России, издревле называемой Домом Пресвятой Богородицы. Теперь же, когда по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Господь сменил гнев на милость в отношении России», всем русским людям дана от Него возможность возвратиться к своим православным корням. Нам сейчас необходимо осмыслить свою историю и понять те причины, по которым на Россию выпали тяжелые испытания. Одной из причин этих трагических событий есть плод забвения и небрежения к вере Христовой и отступление от богоустановленной власти. Нам ни в коем случае нельзя оправдывать виновников губительной революции. Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это все символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной Державы. Так же следует поступить и с названием городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований.

http://pravoslavie.ru/101820.html

В ответном слове владыка Иларион отметил выдающиеся качества своего предшественника митрополита Лавра , который « жил в мире с Богом и с ближними… верил в Бога и всецело доверял Ему и Его водительству. Он смирялся, примирялся с волей Божией, то есть отдавался ей полностью и радостно… Его мирный дух сохранил нас в единстве и привел к восстановлению полноты братского общения внутри Русской Православной Церкви ». Далее митрополит Иларион сказал: « Наши наставники, строители Зарубежной Руси всегда наставляли, что мы должны сохранять то, что мы имеем, ради того, чтобы послужить России и русскому православному народу, в Отечестве и в рассеянии сущему, и включиться в спасительные процессы его духовного возрождения, являющегося, как мы видим, прямым плодом страданий, исповеднического служения и мученического подвига многомиллионного сонма новых мучеников и исповедников Российских. Этим богатейшим наследием мы должны делиться и с окружающим нас миром, подвизаясь миссионерски. К миссионерскому служению Русская Православная Церковь всегда чувствовала особое призвание. Об этом и мы должны позаботиться, продолжая святое дело служивших здесь и вкусивших успех в своем апостольском делании святителя Тихона, Всероссийского Патриарха-Исповедника, и равноапостольного Иннокентия, ставшего впоследствии митрополитом Московским и Коломенским. Да помогут они нам теплым своим предстательством делиться чистым и неповрежденным Православием и славой Русской Православной Церкви со всеми нас окружающими! ». Митрополит Иларион выразил глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию за Первосвятительское благословение и молитвенную поддержку, а также архипастырям, избравшим Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви и утвердившим его избрание, членам делегации Московского Патриархата, митрополиту Онуфрию, прибывшему для участия в настоловании от лица Украинской Православной Церкви. Владыка призвал собратьев-архипастырей и всех чад Зарубежной Церкви к совместному труду в духе мира, доверия и любви, взаимной молитвы и поддержки.

http://patriarchia.ru/db/text/409159.htm...

Однажды матушка взяла меня с собой на Почаевское подворье, куда привезли с Волыни чудотворную икону Богоматери. Из всего этого нашего «паломничества» помню только переполненный народом храм, толпящихся у иконы богомольцев и благословляющего народ архиерея. Он был с сильно русой, почти рыжей бородой. Это и был привезший с Волыни икону архиепископ Антоний. Больше ничего не помню из этого нашего богомолья. Конечно, я и думать тогда не мог, что этот архиерей возложит трижды на мою голову свои святительские руки. Мать купила тогда там маленькую икону Почаевской Божией Матери и меня ею благословила. Эту икону я имел при себе, когда бежал из Москвы. Ее, при крушении поезда в Добровольческой Армии, у меня украли пленные красноармейцы. Но этим не порвалась моя связь с Волынским архиереем. Первая настоящая встреча с митрополитом Антонием имела место в Москве в 1918 г. во время Всероссийского собора. После того как по распоряжению Керенского Императорский Александровский лицей был закрыт, как «инкубатор для будущих превосходительств», как писала революционная пресса, я перевелся в Московский университет. Студентом юристом я уже сильно интересовался церковными делами, читал богословские книги, бывал на служениях патриарха Тихона. Думал даже о поступлении в Московскую Духовную Академию. Я очень интересовался ходом дел на Соборе. У одного из студентов юристов, беженца из Гродно, священника о. Михаила (фамилию запамятовал), была возможность получать пропуски на заседания Собора. Как-то зимой 1917/18 гг. несколько студентов юристов воспользовались любезностью этого священника и отправились на заседание Собора. Он происходил в Епархиальном доме в Лиховом переулке. Не описываю самого заседания: все это уже достаточно известно. Фактически вел все митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) с резким взглядом пронзительных глаз. Патриарх Тихон только скорее «почетно» председательствовал. Помню образы отдельных архиереев: митрополита Кирилла (Смирнова), будущего исповедника за независимость церкви от коммунистического порабощения, митрополита Серафима (Чичагова) , митрополита Сергия (Страгородского) , впоследствии печальной памяти живоцерковника и потом местоблюстителя патриаршего престола, 1

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

«Что же касается дела архиепископа Михаила и обвинений, которые выдвигаются против него со стороны духовенства и мирян приходов Западно-Европейской епархии, то это – совершенно отдельная тема, которую рассмотрит и обсудит Архиерейский Синод на своем следующем очередном заседании. Наш епископат – это семья, которая по-братски и с любовью решает все вопросы нашей церковной жизни. В таком же духе мы собираемся побеседовать и с Преосвященным Михаилом, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и принять соответствующие меры для общего блага», – говорится в послании далее. «Поэтому, снова обращаюсь ко всем вам с просьбой следовать нашему недавнему призыву к миру, спокойствию, послушанию и церковному созиданию. Ведь именно таковой подход свидетельствует о глубокой вере и церковности. Непослушание же говорит как раз об обратном. Непослушание - это скользкий путь, который ведет в никуда и к серьезным прещениям. Невольно вспоминается пример святителя Тихона, Всероссийского Патриарха-Исповедника, который с чувством кроткого и спокойного послушания вступил не только на Патриарший престол, но и на свою собственную Голгофу. Этот скромный подвижник явился олицетворением весьма назидательных слов великого царя и пророка Давида, автора большей части Псалмов в Священном Писании, который восклицает: " мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа " (Пс. 26, 14). Патриарх Тихон, как и многие другие новомученики, пострадавшие в лютую годину безбожных гонений, наступившую 100 лет тому назад, именно так относился к скорбям, страданиям и испытаниям. Он понял, что это было попущение Божие. Пример его Патриаршего служения говорит нам о том, что главное, важное и самое трудное в жизни – это стоять прямо, доверять Богу и молиться, " терпя Господа " и Его Промысл, который ведет нас к счастью. И вот, когда мы именно так подходим к своему служению Богу и людям в Церкви, когда мы молимся, стараемся с братской любовью находить пути к единству и решению наших проблем, повинуясь Священноначалию, то это свидетельствует о том, что мы по-настоящему люди Божии, что мы не только верим в Него, но и Ему, и Его благодатному водительству. Только такой подход поможет нам найти волю Божию. Иной подход, который избрали некоторые и от которого предостерегаю всех вас, точно не приведет к преодолению трудностей в нашей церковной жизни», - пишет архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/07/my...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010