В 1995 году воссоздана православная община в с.Турунтаево. Приход зарегистрирован 13 июня 1995 года. 19 декабря 1999 года состоялось открытие и освящение придела во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В апреле 2000 года начались работы по реставрации Спасской церкви в с. Турунтаево. http://pribajkal.ru/raion/index.php/spasskai.php Заложена по указу Иркутской Духовной Консистории в 1791 г. и «строением кончана в 1818 году». Она имела два престола: во имя Нерукотворенного Образа Спасителя в главной («холодной») части и Святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца в «теплом» приделе, освященном в 1800 г. ( Минерт Л.К., 1983, с.120 ). «Первая церковь сего прихода стояла в принадлежащем оному селении Острожном (б. Итанцинский острог) на берегу р. Селенги. Построена была 1706 г. Сгорела» (НАРБ, ф.219, оп.1, д.11, л.1; д.169, л.1). Причт: священник, диакон и псаломщик. Земли при церкви усадебной 2 и сенокосной 55 десятин. Диакону от казны 39 руб. 20 коп. Руга диакону 12 пудов в месяц и 15 саженей дров в год («ИЕВ», 1893, 4, с.2 ). «Церковь в с. Турунтаево никем не используется в силу ее непригодности по устройству и может быть лишь использована, по моему мнению, под пожарное депо. Председатель Прибайкальского АИКа Лисицкий» ( НАРБ, ф.Р-248, оп.З, д.207, л.37 ). Вновь приход зарегистрирован 13 июня 1995 г., тогда же и передана церковь. 19 декабря 1999 г. состоялось открытие и освящение придела во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца ( «Бурятия», 6 января 2000 г., л.3 ). В приходе Турунтаевской Спасской церкви была на то время одна часовня в деревне Карымской, в десяти верстах от церкви. Часовня была во имя Вознесения Господня. В длину и ширину часовня была по четыре аршина. В ней было четыре образа и животворящий крест. Празднование и крестный ход ежегодно совершались в день Вознесения Господня ( Д.248, л.5-6 ). Священнослужители разных лет. Священники: Василий Ощепков - служил в 1860-х г.г., скончался 13 августа 1869 г. Иннокентий Шангин - служил с 1870 г. Георгий Кокоулин - служил с 1877 г. Владимир Паргачевский - служил до 15 июля 1893 г. Павел Волончев - служил с 15 октября 1893 г. Александр Гостиловский - служил с 10 января 1904 г. по 18 февраля 1904 г. в должности помощника настоятеля. Григорий Авраамов Громов - настоятель, служил с 1900-х г.г. по 1910-е г.г. С октября 1912 г. вышел заштат. Василий Владимиров Литвинцев - запрещенный священник, служил псаломщиком, вышел заштат с 14 ноября 1913 г. Максим Самсонов Засорин - служил с 1913 г. (5 детей - Венедикт, Михаил и Иван закончили Иркутскую Духовную семинарию, Александра, Елена - впоследствии вышла замуж за Хайдурова). Игорь Альбертович Грубась - настоятель, служил с 26 мая 1995 г. по 1 октября 1999 г. (Родился 22 мая 1966 г. Рукоположен 4 декабря 1994 г.). Владимир Васильевич Агафонов - настоятель с 1 октября 1999 г. (Родился 19 апреля 1965 г. Рукоположен 12 ноября 1995 г.).

http://sobory.ru/article/?object=06673

Малый ковчег с частью мощей святителя Николая, которая будет принесена в Россию, во время Божественной литургии стоял на престоле. По отпусте богослужения приор базилики святителя Николая в Бари Чиро Капотосто перенес святыню в верхний храм. После каждения ковчежец под пение тропаря святому был помещен в специально изготовленный мастерскими Художественно-производственного предприятия «Софрино» ковчег с иконой святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Подчеркнув, что мощи святителя Николая почивают в Базилике города Бари уже 930 лет, архиепископ Бари-Битонто монсеньор Франческо Какуччи сказал: «Его Святейшество Папа Франциск во время недавней исторической встречи со Святейшим Патриархом Кириллом, подчеркивая уникальность момента, сказал, что хорошо было бы, чтоб был видимый ощутимый знак той встречи. И вот мы видим уникальный знак в совершаемом ныне принесении мощей из Бари в Россию. Такого никогда не происходило за всю историю существования Бари, который в одной из древнерусских проповедей назван счастливым городом. И мы сегодня вслед за предками можем сказать: «Счастливая Москва, счастливый Санкт-Петербург и счастливая Святая Русь!» Могу сказать, что сердца и наших православных собратьев, и чад Католической Церкви стали сегодня ближе друг к другу». В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Братья и сестры! Христос воскресе! Святитель и чудотворец Николай самый почитаемый святой на Руси сегодня отправляется в далекое путешествие. Часть его святых мощей посетит Россию для того, чтобы тысячи наших православных верующих могли поклониться этому великому угоднику Божию. 930 лет назад мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в город Бари. И уже тогда Русская Православная Церковь распознала в этом событии действие особого промысла Божия, потому что в конце XI века в Русской Православной Церкви стали праздновать перенесение мощей святителя и чудотворца Николая в город Бари; была составлена служба в честь этого события. Именно в этой службе звучат слова, которые были сейчас процитированы. Всякий раз, когда приходит летний праздник святителя Николая, мы в храме слышим слова: «Приспе день светлого торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует».

http://patriarchia.ru/db/text/4898223.ht...

Описание: чудотворной иконы Святителя Николая, имеющейся в Валуйском Успенском монастыре. Чудесное событие при чудотворной иконе Святителя Николая, имеющейся в Валуйском Успенском Монастыре Орловской губернии г. Ельца мещанка, девица Мария Фаддеева дочь, Терентьева, пешая отправляясь большою дорогою Воронежской губернии от г. Бирюча на г. Валуйки, в последних числах сентября прошлаго 1868 года, по случаю холодной погоды получила сильную простуду, от которой у ней образовалась горячка; в такой болезн[...] Файл 32999.jpg:   Размер: 1038x1200, 1.25 MPix, 591 Kb. Дата: 2018-11-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (63) , (0) . Описание: Общежительного Малицкого мужского монастыря во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, составленный по чиноположению общежительных обителей Святой Афонской горы. Главной святыней Малицкой обители является знаменитая чудотворная икона Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Небесный покровитель монастыря не раз спасал свою обитель от полного разорения, через явленный святой образ. Чудеса от него были столь многочисленны, что на протяжении пяти веков сюда стекалось [...] Файл 33304.jpg:   Размер: 463x625, 0.29 MPix, 170 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (53) , (0) . Описание: икона свт. Николая (Николы Пахринского) (резная). Святыня храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине. В 1783 г. в Знаменский храм из обветшавшего и упразднённого Никольского храма Васильевского погоста был передан древний чудотворный образ святителя Николая Чудотворца.    Святитель Николай стоит в рост с мечом в приподнятой правой руке и с храмом в левой. Иконография образа святителя Николы Пахринского схожа с Николой Можайским. Отличается Пахринский образ, во-первы[...] Файл 33305.jpg:   Размер: 1024x1294, 1.33 MPix, 357 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (72) , (0) . Описание: «Никола Закамский» («Никола Берёзовский»). Икона Николы Закамского была обретена в XVI веке около села Никольское (ныне – Николо-Березовка, Нефтекамской епархии Башкортостанской митрополии). В 1657 году икона прославилась чудесным избавлением от моровой язвы жителей города Сарапула, куда чудотворную икону доставили по реке Каме. В память об этом чуде была установлена традиция ежегодного принесения иконы в Сарапул, которая соблюдалась вплоть до советских времен. Вновь традицию Сарапульского кр[...]

http://pravicon.com/icon-2565-photo

Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения. Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42). Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).  Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей. Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др. Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Недостаток житийных сведений русское благочестие восполнило рядом сказаний. В одном из них рассказывается, что пожелал Господь узнать, как люди живут на земле, и послал на неё Святителя Николая и преподобного Кассиана Римлянина . Спустилось с неба посольство на Русскую землю, и увидели святые русского мужичка, тощая лошадка и воз которого увязли в дорожной грязи. Святитель предложил преподобному помочь мужичку. Преподобный же отказал: ведь они запачкают свои белые одежды, а им надо предстать пред Господом. Довод был убедителен. Однако Святитель решил помочь мужичку. Дружными усилиями Святителя и мужичка воз был вытащен из грязи на торную дорогу, и мужичок поехал. Посмотрел Святитель на свои белые одежды – они были сплошь измазаны грязью дорожной и дёгтем колёсным. Когда святые предстали пред Господом, сурово оглядел Господь Святителя и потребовал объяснений. Рассказал Святитель всё, как было, без утайки. И любовно взглянул и изрёк свой суд: «ты, Святитель, поступил верно, а ты, преподобный, – не так, как надо бы, и вот вам награда: будут память твою, Святитель, люди православные праздновать два раза в году – Николу зимнего 6 декабря и Николу вешнего – 9 мая, а тебя, преподобный, – один раз в четыре года.» (Память преподобного Кассиана отмечается только в високосном году – 29 февраля.) Народное сказание пытается по-своему объяснить причину двукратного празднования в году Святителя Николая и один раз в четыре года – преподобного Кассиана. Но оно даёт верную характеристику жизненному подвигу и содержанию религиозности Святителя, основа которой – вера живая и действенная и милосердие. Заканчивается богослужение, и мы расходимся по домам. Каждый ли из нас извлечёт полезный урок, преподанный сегодня, как и многие столетия назад, жизнью Святителя Николая? Протоиерей Николай Никольский Магистр богословия († 3 октября 1974) Читать далее Источник: Никольский Николай, прот. Слово в день Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца//Журнал Московской Патриархии. 1974. 12. С. 30-31.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Врагов, ищущих злосотворити мне, святе, изми мя,/дерзновение к Богу яко имея, иерарше Николае всеблаженне,/и от мужей кровей спаси мя. От врагов, ищущих мне сделать зло,/избавь меня, святой,/как имеющий дерзновение пред Богом,/Николай, иерарх всеблаженный,/и от мужей кровожадных спаси меня. Стих: Священницы Твои облекутся в правду,/и преподобнии Твои возрадуются. Пристанище тя небурное, и стену необоримую, иерарше,/тя стяжахом, вернии,/и столп утверждения, и дверь покаяния,/и наставника душ, и поборника. Пристань тихую, и стену неприступную, иерарх,/в тебе имеем, верные,/и башню безопасную, и дверь покаяния,/и наставника душ, и защитника. Слава, и ныне, Богородичен: Возревновав, соперник противу стаду Твоему, Пречистая,/на кийждо день ищет лукавый снедь сотворити,/но Ты, Богородице, того вреда изми ны. Слава, и ныне, Богородичен: По зависти лукавый враг/каждый день ищет поглотить стадо Твое, Пречистая,/но Ты, Богородица,/от его вреда избавь нас. Тропарь, глас 4: Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,/спастися душам нашим. Тропарь, глас 4 Правилом веры и образом кротости,/воздержания учителем/явила тебя стаду твоему/непреложная Истина./Потому ты приобрел смирением – высокое,/нищетою – богатство./Отче, святитель Николай,/моли Христа Бога о спасении душ наших. Слава, и ныне, Богородичен: Еже от века утаеное/и Ангелом несведомое таинство,/Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог,/в неслитном соединении воплощаем/и, Крест волею нас ради восприим,/имже воскресив первозданнаго,/спасе от смерти души наша. Слава, и ныне, Богородичен: От века сокровенное/и Ангелам неведомое таинство,/через Тебя, Богородица, явлено живущим на земле,/– Бог, воплощающийся в неслитном единении двух естеств,/и ради нас добровольно принявший Крест, –/им Он воскресил Адама первозданного/и спас от смерти души наши. СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svt-nikol...

Саркофаг святителя Николая в Демре Открыты новые, прежде замалчиваемые чудеса святого. Был такой эпизод в его жизни: истязаемые налогами жители Мир обратились к своему епископу с просьбой походатайствовать об их снижении. Святитель отправился в «счастливый Константинополь», и говорил о том с самим императором Константином Великим. Правитель устыдился укорам подвижника, пообещал снизить подати в сто раз (!), о чём немедленно был подписан указ. Зная, что василевс может отменить его (шутка ли сказать: в сто раз!!), Святитель тотчас же отослал его в Миры, для оглашения на плакоме - площади, где располагался рынок, средоточии общественной жизни города. Действительно, окстясь, император на следующий же день заявил об аннулировании документа, на что святой Николай ответил: это невозможно, ибо он уже оглашён в Мирах Ликийских. Не поверив его словам, правитель отослал туда гонцов. Сколь не спешили они, но вернулись лишь через две недели. С известием, что всё именно так и было, что указ был обнародован в день его подписания. Устыдившись своим поступкам, император богато наградил Святителя, отпустил его домой..., и повелел нигде и никому не рассказывать об этом чуде; как бы и другим не стало повадно обращаться к нему с подобными разорительными просьбами. Канонически «Житие...» указывает на рождение будущего святого в 270 году, в семье благочестивых христиан Феофана и Нонны. Современные исследования указывают на то, что на биографию Николая-Чудотворца «наложилось» житие другого святого, Николая Пинарского (Синайского), жившего двумя столетиями позже, из-за весьма схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родились в Ликии, происходили из зажиточных семей, были архиепископами, стали почитаемы в лике святителей и чудотворцев. «Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, - это имена родителей Николая Пинарского», - утверждает исследование. Но как тогда звали отца и мать Николая Мирликийского? - спрашивается. Ответа нет. Поэтому, в соответствии с упомянутыми принципами николаеведения, нельзя считать ошибкой упоминание именно этих имён в «Житиях...» - по крайней мере до тех пор, пока не будут найдены убедительные документы на сей счёт.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/04/u_hr...

В субботу вечером из Москвы в Бари прибыла официальная делегация Русской Православной Церкви (РПЦ) во главе с председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Иларионом. «Можно без преувеличения сказать, что святитель Николай самый почитаемый на Руси святой,— сказал митрополит Иларион.— Нет ни одного святого, которому было бы посвящено столько храмов». Митрополит напомнил, что «Русская Православная Церковь была первой православной Церковью, которая установила празднование в честь перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари». Воскресным утром в базилике Святителя Николая собралось несколько сотен верующих, прибывших накануне из России, чтобы своими глазами увидеть церемонию передачи частицы мощей. Началась она с литургии, которую возглавил митрополит Иларион. Перед началом службы настоятель базилики в сопровождении монахов-доминиканцев торжественно внес в крипту небольшой ковчег, в котором лежала частица мощей святителя, и установил его на престоле, под которым покоятся мощи Николая Чудотворца. В алтаре крипты молились члены официальной делегации РПЦ, среди которых была семья Гурьевых, основных акционеров ПАО «Фосагро»: при их поддержке была реализована программа привоза мощей Николая Чудотворца в Россию. На богослужении присутствовал также посол РФ при Святом престоле Александр Авдеев. В конце богослужения ковчег в сопровождении архиереев перенесли в верхний храм, где должна была произойти церемония передачи. После молитвы один из священников открыл ковчег для мощей, специально привезенный из Москвы. В небольшое отверстие он налил расплавленный воскомастих, после чего настоятель базилики поместил туда ребро святого, опустил стеклянную крышку, закрыл ковчег на ключ и опечатал замок сургучом. Митрополит Волоколамский Иларион и архиепископ Бари—Битонто Франческо Какуччи подписали акт о передаче мощей. «Наша обязанность заключается в том, чтобы бережно хранить эту частицу и вернуть ее на прежнее место в храме Святителя Николая»,— пояснил митрополит Иларион. «В древней русской проповеди говорится: счастливый Бари. А сегодня мы можем сказать: счастливая Москва, счастливый Санкт-Петербург, счастливая Святая Русь,— сказал архиепископ Франческо Какуччи.— Сердца католиков и православных стали сегодня ближе друг к другу». «Святитель чудотворец Николай, самый почитаемый святой на Руси, сегодня отправляется в далекое путешествие, чтобы тысячи наших православных верующих могли поклониться великому угоднику Божьему»,— отвечал митрополит Иларион. Святыню под залпы ружейного салюта погрузили в специальный автомобиль. В кабину сели митрополит Иларион и архиепископ Какуччи, а члены делегации — настоятель Чиро Капотосто, мэр Бари Антонио Декаро, губернатор провинции Апулия Микеле Эмилиано и семья Гурьевых — сели в автобус, после чего кортеж в сопровождении карабинеров двинулся в аэропорт.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

13 июля, в праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, честные мощи были торжественно доставлены в Санкт-Петербург в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, где митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию. 26 июля в Санкт-Петербург прибыла официальная делегация Римско-Католической Церкви для сопровождения ковчега с мощами святителя и чудотворца Николая в город Бари в составе: председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, глава делегации; архиепископ Бари-Битонто монсеньор Франческо Какуччи, настоятель базилики святителя Николая в Бари священник Чиро Капотосто, директор службы коммуникации архиепархии Бари священник Карло Чинквепальми, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель и секретарь архиепископа Бари священник Паскуале Ларокка. 28 июля, в день святого равноапостольного великого князя Владимира, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении членов Священного Синода была совершена Божественная литургия. В тот же день после молебна перед честными мощами святителя Николая ковчег с мощами был доставлен в аэропорт Пулково г. Санкт-Петербурга, откуда в сопровождении председателя Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по принесению святынь архиепископа Солнечногорского Сергия и делегации Римско-Католической Церкви отбыл в город Бари. За время пребывания честных мощей святителя Николая в Санкт-Петербурге к ним приложились 540 100 человек. Всего же за время пребывания святых мощей в России святыне смогли поклониться 2 392 300 верующих из России, Украины, Беларуси, Молдовы, стран ближнего и дальнего зарубежья. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за великую милость, явленную в принесении честных мощей святителя и чудотворца Николая в Россию. 2. Воздать молитвенное благодарение святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских, за посещение Русской земли честными своими мощами и излияние обильных чудес и милостей на наш верующий народ.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4971909...

В 2007-2008 году церковь была полностью расписана в древнерусском стиле приглашенной артелью выпускников иконописного отделения Московской Духовной семинарии под руководством Артема Юрьевича Еманова и артелью иконописцев из Воронежа под руководством Владимира Новикова. Основной сюжет фресок в центральной части храма — жизнеописание Свт. Николая Мирликийского Чудотворца, в алтаре изображена Евхаристия, совершаемая Ангелами, а в трапезной части храма изображены преподобные отцы Вселенской и Русской Православной Церкви. Рядом с храмом при участии С.Н. Уваркина для будущего монастыря было выстроено здание братского корпуса. Освящение храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца совершил 16 декабря 2006 г. преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий. В 2012 году восстановление храма было завершено. Храм имеет статус памятника истории и архитектуры XVIII века регионального значения. Памятными датами являются 16 декабря 2006 г. – день освящения храма и 19 декабря – престольный праздник. Архитектура и внутреннее убранство Приземистая кирпичная церковь с метровыми в толщину стенами построена в стиле барокко. Основной объем в виде четверика со срезанными гранями перекрыт невысоким куполом, над западной частью трапезной части поставлена колокольня. В храме в 2006 году устроен деревянный резной 3-х ярусный иконостас темно-коричневого цвета изготовленный в мастерской г. Анны Воронежской области. Иконы первого яруса, писанные на дереве, выполнила монахиня Татьяна, прихожанка Богородицко-Тихоновского Тюнинского женского монастыря. Остальные иконы печатаны на металле. Была приобретена вся необходимая церковная утварь для совершения богослужений. Главной святыней храма является икона Свт. Николая Чудотворца, единственная уцелевшая после закрытия, с частицей мощей угодника Божия. Также имеются икона с мощами св. Иоанна Крестителя и ковчег-мощевик с мощами других святителей и преподобных. В храме находятся два киота с иконами Иверской Божьей Матери, преп. Силуана Афонского, свт. Тихона Задонского, страстотерпца Николая II и преп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=02207

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010