Глава II. Раскол старообрядчества в первое время своего существования до конца XVII века 1. Взгляд раскольников-старообрядцев на переживаемое ими время В первое время существования раскола большинство его последователей думало, что церковные исправления – единоличное дело патр. Никона, который обманом склонил на свою сторону царя и властей, а потому следует лишь раскрыть обман и царь со властями станут на их сторону, новизны прекратятся и будут восстановлены старые церковные порядки. Отсюда в сочинениях Аввакума нередко можно встретить мысль, что нужно ждать «поправления о Христе Исусе». «Я надеюсь, говорил он, что Господь «прекратит дни сии»; Он ждёт лишь «обращения» заблудших; поэтому нужно молиться – иначе не пособить – чтобы Господь «привлек» их к истине, особенно же царя. Диакон Феодор, рассказывая о двух своих видениях, служивших ответом на его моление: «будет ли конец никонианской прелести»? хотя оставляет вопрос открытым, но, очевидно, едва ли хотел дать ответ отрицательный. Подобные надежды не чужды были также Лазарю и Авраамию. Первому казалось даже, что начало уже положено: Никон «изриновен», – остаётся лишь «следы» его «загладить». 15 лет такими надеждами жили последователи раскола в первое время его существования. Однако надежды не исполнялись: исправление богослужебных книг и церковных обрядов продолжалось и после падения патр. Никона; противники церковных исправлений были подвергнуты осуждению на соборе, состоявшем из восточных и русских святителей, а упорные расколоучители – Аввакум, Феодор, Лазарь и Епифаний сосланы в Пустозерск и заключены в тюрьму. Сомнение невольно западало в душу. Основываясь на эсхатологических чаяниях и приняв во внимание, что замена «старых» книг и обрядов новыми произошла в восьмой тысяче или «восьмом веке», когда по представлению наших предков, должна была последовать кончина мира, многие стали опасаться, как бы не случилось «присвоения к антихристу», потому что в «последнее время», по Писанию, не «исправление веры» будет, а отступление от неё: восстанут лжеучители, чтобы уготовать путь противнику Христа. За разъяснением обратились к вождям раскола. Но и для тех вопрос оказался затруднительным, и они решили его неодинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Защита свт. Кириллом Александрийским выражения «Одна природа Бога слова воплощенная» с точки зрения православных полемистов V-VIII вв. Источник Содержание 1. Обстоятельства написания «Посланий к Суккенсу» и обзор их содержания 2. К вопросу о происхождении выражения «одна природа Бога слова воплощенная» 3. Защита выражения «Одна природа Бога слова воплощенная» во втором «Послании к Суккенсу» 4. Основные тезисы     Два послания свт. Кирилла Александрийского к Суккенсу, епископу Диокесарийскому 1 , получили заметное распространение в эпоху христологических споров. Это определялось не только их несомненными достоинствами, – а они принадлежат к числу наиболее значительных догматических посланий александрийского святителя, – но и тем, что некоторые использованные здесь выражения получили неоднозначное толкование в полемике сторонников и противников IV Вселенского (Халкидонского) Собора. Прежде всего, это касается выражения «одна природа Бога Слова воплощенная», вероучительное достоинство которого святитель решительно защищает во втором из указанных по­сланий, предлагая собственное толкование этой знаменитой христологической формулы. В обоснование своего неприятия Халкидонского Собора с его принципиальным дифизитством монофизиты неизменно указывали на выражения, употребленные свт. Кириллом в «Посланиях к Суккенсу» и в ряде других творений («одна природа Бога Слова воплощенная», «из двух природ», а также иллюстрирующая их антропологическая пара­дигма), апеллируя к несомненному для них авторитету александрий­ского святителя. Однако авторитет «божественного Кирилла» не вы­зывал сомнений и у православных дифизитов, как не вызывало у них сомнений и полное соответствие его учения Халкидонскому оросу. Поэтому им надлежало вскрыть ложность монофизитской интерпретации спорных мест в контексте творений самого святителя и тем самым ли­шить монофизитов главнейших патристических аргументов. Очевидно, что подлинный смысл защиты выражения «одна природа Бога Слова воплощенная», предложенного свт. Кириллом во втором «Послании к Суккенсу», следует искать преимущественно в свете этого святоотеческого предания. Это позволило бы критически оценить утвердившие­ся в науке стереотипы, может быть и игравшие положительную роль в свое время, но теперь уже не позволяющие объективно оценивать богословие великого александрийца. Мы имеем в виду общепринятое мнение о влиянии аполлинарианских подлогов на христологию свт. Ки­рилла времени несторианского спора и непосредственно вытекающее из этого, также весьма распространенное, признание определенной не­достаточности или даже ущербности его богословского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

М.М. Громыко Глава IV. Сибирь: сельский период (март 1837 г. – октябрь 1858 г.) 1. Красноуфимск Движение в партии ссыльных «Отстав от мира», праведник направился в сторону Сибири и, пересекая Урал в южной его части, был задержан под Красноуфимском. Сибирь, как место предстоящей отшельнической жизни, была выбрана сознательно, а не в силу случайных обстоятельств. Об этом говорит направление движения – от встречи с митрополитом Филаретом – к Красноуфимску. У Александра I давно уже сложился образ сибиряка с бородой, питающегося картошкой, как возможный вариант своего собственного превращения. Вспомним, что в 1812 г., в период отступления к Москве и при оставлении Москвы, он дважды (английскому генералу Вильсону и полковнику графу Мишо) заявлял об этом в связи с отказом от переговоров с Наполеоном 707 . В 1824 г., вернувшись из путешествия по Европейской части России, император «предположил путешествие во внутренность Сибири до Иркутска. На каковой конец дано было тогда секретное повеление Генеральному Штабу заняться осмотром дорог и составлением подробного маршрута, который, как было известно впоследствии, должен быть составлен по двум трактам – чрез Урал на Тобольск (выделено нами. – М.Г.) и чрез Астрахань прямо в Иркутск» 708 . Знание первого маршрута, надо думать, пригодилось страннику в 1836 г., в первой, добровольной части его пути – до ареста и суда. Сибирь теперь была выбрана как край наиболее отдаленный от городов, где хорошо знали императора и многие могли бы узнать его через одиннадцать лет (ведь теперь он не будет скрываться, как в период потаенного странничества); как край, изобилующий глухими местами, пригодными для отшельнической жизни с ее максимальным отходом от мира и нарочитыми трудностями аскезы. Красноуфимск, по-видимому, не был намечен подвижником заранее. Но было внутренне принято решение (и оно получило благословение святителя Филарета) при первом же соприкосновении с властями предать себя им в качестве бродяги, родства не помнящего. «Лица, знавшие старца Феодора Кузьмича при его жизни, – говорится в житии старца, изданном в 1906 г., – передают, что скитальчество предпринято было им как добровольный подвиг» 709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский Содержание Информация о первоисточнике     «В память вечную будет праведник.» (Пс. 111:6)     Приятно и полезно воспоминание о прошедшем: время, рассекая цепи пристрастий, обнажает мрачность приманчивого зла, обнажает красоту беспритворной добродетели. Столетия — самая вечность, благоговеет пред великими людьми, их деяния, самые имена светятся в памяти нашей, как великолепные светила на своде небесном. События предков соделываются наставниками потомства на обширном поприще жизни.     Не хочу говорить здесь о знаменитых героях, о славных правителях народных: в честь им стоят великолепные памятники, в честь им гремят лиры поэтов и приговоры историков. Не прельщает меня мудрец афинский, видевший сквозь диры рубищ Антисфеновых гордость сего философа и выказывавший свою колкими и презрительными изречениями, прикрытыми личиною великодушия.     Предметом недостойного пера моего и слабых сердечных восторгов есть муж из священного лика тех истинно великих мужей, которые расторгнули иго страстных похотений, обнажили меч духовный против законопреступных помыслов, были гонимы — не гонили, были убиваемы — не убивали, любили всех, благотворили врагам и за убийц своих предавались на смерть произвольную, — того священного лика, коего основание и глава сладчайший Иисус.     Исторгнутый блаженною кончиною из тризны сего жития, болезненного и многоплачевного, пренесенный в обитель бесконечных веселий, к сему лику благополучному причислен милосердием всемилосердого Владыки схимонах Феодор, доказавший ясно делами горящее желание свое милосердия Владычняго. Не прельстился муж сей, поистине премудрый и святый, сия луна, освещавшая ночь нынешних бедственных времен, не прельстился суетною, скоропреходящею славою, не был ослеплен пустым блеском тлеющего богатства, не повергнул человеческого благородства в зловонное благо сладострастия. Он возжаждал почестей горних, пленился сокровищами сердечными, уязвился любовию к несказанной сладости подателя всех наслаждений Господа Иисуса. Для отыскания сего дражайшего бисера, сокрытого в земле сердечной каждого православного христианина, он продал имение пристрастий, лобызал нищету духовную устами беспрекословного послушания и обнимал оную, как бы руками, деланием всех животворящих божественных заповедей. Тот, кто человеколюбивым и многоблагоутробным оком взирает на кротких и смиренных и трепещущих пред святыми Его глаголами, воззрел на труд и смирение добровольного мученика и исповедника, растерзал пресвятым духом Своим узы его страстей, облек в блистающую багряницу бесстрастия, упокоил даром превосходнейшего рассуждения, и очистив в горниле искушений, подобно чистейшему злату, вознес в чертоги счастливейшия вечности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3190...

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/put/2526.htm

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОР ТАРСИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Феодор Тарсийский, архиеп. Кентерберийский Феодор Тарсийский (ок. 602 - 690 ), архиепископ Кентерберийский , святитель . Память 19 сентября (Кельт. и Брит.) Родом грек, происходил из города Тарса . Он родился, вероятно, в 602 году, и ему не было и 30 лет, когда он должен был узнать о захвате Антиохии арабами. Его родной город пал прежде 661 года и попал под власть халифов из династии Омейядов. Известно, что святой Феодор обучался в Афинах , был сведущ в светских и богословских науках, разбирался в математике и астрономии и, конечно, знал латынь. Точно неизвестно, когда он переехал в Рим . Тысячи греков в то время селились в Италии, особенно в Риме, скрываясь от мусульманских захватчиков и гонений со стороны еретиков- монофелитов , поддерживаемых императором Ираклием из политических соображений. Кафедра Кентербери пустовала, и папа Виталиан подыскивал для нее подходящего кандидата. Папа считал, что туда, в Британию , необходимо направить ученого монаха, способного примирить ее народы, имевшие различный подход к Христианству. Сначала его выбор пал на Адриана , монаха из византийской Африки, аббата монастыря возле грекоязычного Неаполя. Но Адриан отказался. Тогда папа подумал об иеромонахе Андрее, но здоровье того было слабым. Тут он обратил внимание на пожилого греческого монаха из Киликии Феодора, который принял его предложение. Папа попросил Адриана поехать вместе с Феодором в Британию. Возможно, святой Феодор сам попросил, чтобы Адриан поехал вместе с ним. Есть такое предположение, что Адриан знал два языка и принадлежал двум культурам, поэтому легко мог стать советником Феодора и помочь ему понять, следовало ли ему вводить какие-либо греческие обычаи или же такие неосторожные действия могут смутить новообращенных англов. Феодор был посвящен в иподиакона , подождал четыре месяца, пока его волосы отрастут для пострижения римской тонзуры , и после рукоположения его во диакона и во священника папа совершил над ним хиротонию во епископа . Это произошло в воскресенье 26 марта 668 года, на следующий день после праздника Благовещения.

http://drevo-info.ru/articles/16069.html

Феодор, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский (Иоанн) † 1394, память 28 ноября/11 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. Его родители – Стефан, старший брат преподобного Сергия, и Анна – были известны в Радонеже благочестием и глубокой верой. После ранней кончины супруги овдовевший Стефан продолжил воспитание двух сыновей – Климента и Иоанна (будущего святителя) и вскоре принял монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Потом он поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Младший сын Иоанн, обученный грамоте, продолжил духовное образование под руководством дяди – преподобного Сергия. В 12-летнем возрасте отец привёл его к авве Сергию и в храме передал на воспитание великому подвижнику. Тогда же, 20 апреля, преподобный Сергий постриг юного Иоанна в монашество с именем Феодор, в честь преподобного Феодора Трихины. Прожив в монастыре преподобного Сергия более 22 лет, инок Феодор получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много читать. Под руководством святого наставника инок Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в пустынной обители преподобного Сергия, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу своё желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий ответил, что желает видеть его своим преемником в обители Святой Троицы. Однако намерение священно-инока оставалось твёрдым, и преподобный, прозревая в ученике великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители. Он облюбовал местечко Симоново, находившееся на берегу Москва реки. Преподобный Сергий сам приходил осматривать избранное место и одобрил выбор ученика. По благословению святителя Алексия († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и около 1370 года устроил там общежительный монастырь, который и доныне известен под именем Симонова. Святитель Алексий посвятил Феодора во игумена этого монастыря. В 1380 году в храме Рождества Пресвятой Богородицы были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр и Андрей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 30 (12 сентября) Мученик Феодор Иванов Феодор Михайлович Иванов родился в 1895 году в городе Тобольске. Отец его работал курьером и сторожем в государственном архиве Тобольска и подрабатывал шитьем мужской одежды. В 1911 году отец умер и на руках матери осталось десять человек детей, причем, младшему было всего десять месяцев. Мать, чтобы поддержать семью, поступила на работу в архив и исполняла обязанности почившего мужа, подрабатывая рукоделием. С детства Феодор прислуживал в соборе. Собор был холодным, и Феодор, ночуя в нем, не раз сильно простужался. В тринадцать лет Феодор заболел суставным ревматизмом и через год стал инвалидом – паралич ног. Первые несколько лет у него были такие сильные боли, что временами он от боли кричал. В 1916 году, во время торжественной канонизации святителя Иоанна Тобольского, Феодора посетила Александра Васильевна Дулепова, знакомая с семьей Государя, и предложила матери Феодора, Елизавете, показать сына доктору Деревенко, лечившему наследника. После осмотра доктор сказал:   – Диагноз правильно поставили, а вот лечили неверно. Лекарство, которое первым давали, надо было давать вторым, а второе – давать сначала. К сожалению, не имею возможности взяться за его лечение, а то бы он у меня по комнате с палочкой, но похаживал. В другой раз Александра Васильевна договорилась, что во время праздничной службы Иоанну Тобольскому Феодора приложат к мощам святителя. Было множество народа – архиереи, священники, паломники со всей России; во время пения «Хвалите имя Господне» Феодора приложили к святым мощам, и с этого времени боли у него в ногах прекратились. За его глубокую веру народ относился к Феодору с большим уважением, и многие посещали его. Приходили монахи, священники, архиереи. Иной раз в соборе шла всенощная, начиналось елеопомазание, архиерей сколько-нибудь народа помажет, его заменит священник, а архиерей уходил к Феодору, его помазывал, а затем всех домашних. Из ссыльных священников Феодора посещали настоятель Марфо-Мариинской обители в Москве о. Митрофан Серебрянский и о. Георгий Скрипка . Многие духовные лица писали ему, желая получить совет и утешение. Болящий Феодор почитался народом как великий утешитель скорбящих душ и безотказный молитвенник. Особенно народ устремился к нему после того, как в начале тридцатых годов было арестовано почти все духовенство.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/753/Feod...

Святитель Филипп, митрополит Московский (1569) Святитель Филипп (Колычев) родился 11 февраля (ст. ст.) 1507 года в семье московского боярина Стефана, ближнего человека Великого Князя Василия Иоанновича. Имя его в Святом Крещении было Феодор. В училище, куда отрок был отдан для «книжного учения», он особенно полюбил духовное чтение и «в ранних летах выказывал особенное благочестие». В правление Великой Княгини Елены Феодор поступил на службу к великокняжескому двору. Положение его было блестящим. Малолетний Иоанн IV принял его в круг своих приближенных. Но не было сердце Феодора привязано к мирским почестям и славе. В 1537 году, 5-го июля (ст. стиля), в третье воскресение по Пятидесятнице, «он пришел в храм, и на литургии услышал Евангельский глас: «никто не может служить двум господам, ибо или одного он будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» ( Мф. 6, 24 ). Слова эти, и прежде неоднократно слышанные Феодором, благодатно подействовали на него, и он решился навсегда уйти от мира и всех соблазнов его. Ему известно было о дальней Соловецкой обители и о подвигах ее основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа. Втайне от всех, переодевшись в простую одежду, он скрылся из Москвы и направил свой путь на Север. У Онежского озера, в деревне Хижи (хижины), он прожил некоторое время у благочестивого селянина Субботы. Феодор делил с ним труды и заботы по хозяйству, отчего внешность его изменилась, и «нелегко было узнать прежнего царедворца в сельском пастухе». Приближалась осень, и Феодор покинул гостеприимного хозяина, желая достичь Соловецкого острова до наступления зимы. Игумен Алексий и братия с любовью приняли нового послушника. Более полутора лет проходил он нелегкие послушания. Феодор приводил иноков «в удивление тою решительностию, с какой старался подражать им, отсекая от себя мирския страсти». Настоятель и братия, видя «благое произволение его», сочли его достойным иноческого чина. Феодор был пострижен и наречен Филиппом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 18 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 1 В дни Великого Поста и подготовительных к нему седмиц со страниц Постной Триоди встает образ составителя этой великой богослужебной книги преподобного Феодора Студита. Со всей силой достигают души кающегося и его сокровенных помыслов строки преподобного Феодора. К тому времени, когда преподобный Феодор принял монашество и изучал творения святых Отцов, последование Великого Поста — Триодь Постная — еще далеко не представляла законченного произведения. В ней находились трипеснцы преподобного Андрея Критского на первые дни Страстной Седмицы, дву- и трипеснцы преподобного Космы Маиумского и стихиры преподобного Иоанна Дамаскина. Весь же строй этой богослужебной книги продуман преподобным Феодором, для нее написаны стихиры, каноны и трипеснцы, и вместе со своим братом Иосифом, епископом Солунским, он признается “составителем Триоди” 2 . Жизнь и творения преподобного Феодора Студита Преподобный Феодор родился в 759 г. от богатых и благочестивых родителей. Отец его был приближен ко двору, однако при наступлении иконоборческой ереси родители оставили мир и приняли иночество. Преподобный Феодор воспитывался в книжном научении и, по слову святителя Димитрия Ростовского, “еллинстей премудрости учася, бысть ритор прекрасен и философ изряден, и препирашеся с злочестивыми о благочестивой вере” 3 . Преосвященный Филарет пишет, ссылаясь на свидетельство самого святого, что Феодор был женат, но на 22 году жизни он и его супруга Анна “посвятили себя иноческой жизни” 4 . Преподобный со своим дядей преподобным Платоном удалился в Саккуден (или Саккудион), уединенное место под Константинополем, где был основан монастырь, в котором он подвизался в строгом подвижничестве, изучая Священное Писание, творения святых Отцов и особенно труды святителя Василия Великого. Преподобный Феодор, “в мягкости и покои воспитанный”, вдавал себя в монастыре в великие физические труды, не гнушался никаких низких работ и был всем слугою. К тому же он старательно занимался исповеданием и откровением своих дел и помышлений своему духовному отцу, преподобному Платону. По желанию последнего, он был поставлен во пресвитера патриархом Тарасием, после чего умножал свои труды в монастыре. Примерно через 14 лет после своего поступления в обитель преподобный Феодор должен был — против своей воли — принять управление монастырем. Он проявил себя последовательным и строгим начальником, “уча словом и делом, и исправляя во иноцех развращенные уставы” 5 .

http://pravmir.ru/pesnotvorchestvo-prepo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010