Слава игумена Феодора как высокого подвижника привлекла к нему множество братии со всей России. При настоятельстве игумена Феодора в монастыре многие его ученики просияли добродетелями и сами впоследствии стали настоятелями. К их числу принадлежат преподобный Кирилл, игумен Белозерский († 1427; память 9/22 июня), преподобный Ферапонт Белозерский († 1426; память 27 мая/9 июня). Великий князь Димитрий Иванович Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 году князь Димитрий посылал святого Феодора в Киев в качестве посланника для приглашения святителя Киприана († 1406; память 16/29 сентября) на Московскую кафедру. В 1383 году великий князь Димитрий отправил игумена Феодора в Константинополь к патриарху Нилу просить новых распоряжений относительно митрополии. Грамоты содержали в себе от лица великих и других русских князей обвинения на митрополита Пимена († 1389) и просьбу о возведении в сан митрополита Дионисия († 1385). Во время пребывания в Константинополе патриарх Нил посвятил Феодора в сан архимандрита, а его монастырю даровал степень патриаршей ставропигии. В 1386 году архимандрит Феодор вновь был послан князем Димитрием Иоанновичем к патриарху решить вопрос «об управлении митрополии», желая в Москве видеть на митрополии Пимена, которого поддерживал и архимандрит Феодор. В 1387–1388 годах архимандрит Феодор был рукоположен митрополитом Пименом во епископа Ростовского. В 1389 году святитель Феодор ездил в Константинополь, где на Соборе под председательством нового патриарха Антония было подтверждено решение прежнего патриарха об отлучении и низложении митрополита Пимена. Затем Собор утвердил следующее: «Настоящим синодальным деянием постановляем, чтобы митрополитом Киевским и всея России и был и назывался кир Киприан, который до конца своей жизни да заведывает ею и всеми областями её...» Во время этого посещения епископ Феодор был возведён Константинопольским патриархом в сан архиепископа Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Впоследствии деревянный храм во имя иконы Владимирской Божией Матери был разобран, и вместо него известным архитектором Аристотелем Фиоровенти был воздвигнут новый храм; через несколько лет была построена вновь и церковь святой Марии Египетской, причисленная к монастырским храмам. В 1552 году в Сретенском монастыре с крестным ходом был встречен победитель Казанского царства царь Иоанн Васильевич, который, приложившись к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери, оделся здесь в царскую одежду, в порфиру и Мономахов венец и шел во главе крестного хода, при колокольном звоне в соборы Кремля и во дворец. В 1586 году царь Феодор Иоаннович обнес Сретенский монастырь каменной стеною; в 1613 году, 2 мая, близ Сретенского монастыря был встречен духовенством и народом вновь избранный царь Михаил Феодорович, а через шесть лет игумену Сретенского монастыря Ефрему было поручено отправиться в Польшу сопровождать в Россию находившегося в плену отца царя Михаила ФеодоровичаСвятейшего Патриарха Филарета Никитича. Благочестивый царь Алексей Михайлович ежегодно посещал Сретенский монастырь в день крестного хода 26 августа и 1 апреля, когда празднуется святой Марии Египетской. Примеру его следовал и сын его, царь Феодор Алексеевич, построивший ныне существующий соборный храм и много жертвовавший в пользу этой обители. В царствование императора Петра I в монастыре устроен храм святителя Николая с колокольней, а в 1707 году, 18 февраля, в Сретенский монастырь была принесена константинопольским послом Емельяном Игнатьевичем Украинцевым драгоценная святыня – ковчег с большой частью мощей преподобной Марии Египетской, дарованный ему с грамотой Иерусалимским патриархом Досифеем. Святыня эта находится в соборном храме обители, и перед нею совершается много молебнов. Во время нашествия неприятелей в 1812 году часть драгоценной утвари была вывезена из Москвы, но большая часть драгоценностей оставалась на месте. Несколько человек братии остались в монастыре и успели спрятать много ценных вещей. Неприятели ограбили Сретенскую и Мариинскую церкви, но храм святителя Николая Чудотворца остался невредим, и в нем ежедневно совершались богослужения. Строения монастырские уцелели, и в них жил с октября месяца архиепископ Московский Августин, совершивший в Никольском храме 8 ноября 1812 года первое торжественное благодарственное молебствие об избавлении России от неприятелей. В этом же храме и находились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была перенесена в ноябре месяце в часовню ее имени, что у Воскресенских ворот, а икона Владимирской Богоматери, ввиду исправления Успенского собора, была перенесена из Сретенского монастыря в Кремль в апреле месяце 1813 года. В 1812 году из Сретенского монастыря 12 декабря был совершен крестный ход вокруг Москвы в память избавления от нашествия неприятелей.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Свое привествие Патриарх Феодор произнес частично по-гречески (его слова переводил митрополит Иларион), а частично по-русски: в 1985-1990 годах он, в сане архимандрита, был представителем Александрийской Церкви при Патриархе всея Руси (в те годы подворье располагалось в Одессе) и хорошо овладел русским языком. Епископ Нестор (в миру Евгений Юрьевич Сиротенко) родился 4 сентября 1974 г. в Москве в семье служащих. По окончании средней школы в 1991-1995 гг. обучался на вечернем отделении факультета информатики Историко-архивного института (Российского государственного гуманитарного университета). В 1991-1995 гг. работал в Министерстве внешних экономических связей РФ. Одновременно нес послушание алтарника в храме Преображения Господня в пос. Переделкине. В 1995 году поступил в Московскую духовную семинарию. 28 марта 1998 г. пострижен в монашество, 24 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а 29 ноября 1999 г. - во иеромонаха. В 1999 г. поступил в Московскую духовную академию, а затем был направлен на обучение в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. В 2000-2004 гг. как студент этого института служил в Архиепископии русских приходов Константинопольского патриархата в Западной Европе. В 2001 г. архиепископом Евкарпийским Сергием (Коноваловым) назначен настоятелем Храма Христа Спасителя в г. Аньер (Франция). В 2004 г. окончил курс Богословского института и экстерном Московскую духовную академию. 26 марта 2004 г. определением Священного Синода направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия. С 10 мая 2004 г. назначен и.о. настоятеля кафедрального храма Трех святителей в Париже. 15 января 2008 г. назначен благочинным приходов Корсунской епархии во Франции. К празднику Пасхи 2008 г. возведен в сан игумена. 1 июня 2008 г. назначен настоятелем кафедрального храма Трех святителей в Париже. С февраля 2008 г. по поручению архиепископа Корсунского Иннокентия руководит рабочей группой Корсунской епархии по строительству нового кафедрального храма в Париже. С 2009 г. — председатель дисциплинарного совета и преподаватель пастырского богословия в Парижской духовной семинарии.

http://pravoslavie.ru/39029.html

В это же время иеромонах Феофан переписывался с духовником Лавры иеросхимонахом Андроником, бежавшим из обители и тайно прибывшим в Бессарабию. Они оба ревностно защищали устав преподобного Паисия, будучи учениками учеников преподобного, сами возросли и окрепли у кладезя паисианских творений. Именно эти два достойных мужа стояли у истоков основания Ново-Нямецкого монастыря. Румынское правительство всячески чинило препятствия основанию новой обители. Великие испытания и бедствия претерпели ново-нямецкие иноки. И все же с Божией помощью осуществили святое дело. Высочайшее разрешение на устройство монастыря последовало 13 (26) января 1864 года. Эту дату должно считать основанием Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря. Итак, на землях, подаренных Нямецкой Лавре еще в 1429 году господарем Александру чел Бун, в имении Кицканы началось устроение нового мужского монастыря, в котором действовал устав преподобного Паисия Нямецкого. Оценив труды и заслуги иеромонаха Феофана, братия избрала его игуменом Ново-Нямецкого монастыря (1864-1883). Из Румынии был привезен список с Нямецкой чудотворной иконы Божией Матери, а художник по металлу Феодор Верховцев изготовил оклад к иконе, поражающей красотою Лика и мастерской работой. Икона прославилась многими чудесами. С первых дней существования Ново-Нямецкая обитель находилась в дружеских отношениях со многими представителями Поместных Церквей и со старцами Святой горы Афон. В 1881 году Патриарх Константинопольский Иоаким III пожертвовал монастырю некоторые частички святых мощей. В 1866 году Патриарх Иерусалимский Кирилл подарил монастырю серебряный с позолотой крест с частицею от Животворящего Креста Господня, а также частицу святого камня от гроба Господа нашего Иисуса Христа, частицы святых мощей Святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, и священномученика Харлампия. Эти частички святых мощей вместе с другими легли в основание ковчега, изготовленного в 1882 году. Он выглядит как гроб, изготовленый из позолоченной бронзы. На углах крышки изображены херувимы, а в середине вычеканен крест. На гробнице написано: " Сия гробничка для святых мощей устроена в царствование Благочестивейшаго Государя Императора Александра III Александровича, при Высокопреосвященнейшем Павле, Архиепископе Кишиневском и Хотинском, при игумене Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря Феофане, с братиею, 28 марта 1882 года " .

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

е. свт. Льва) учением». В. В. Болтов пишет совершенно обратное: «История отношений к Халкидонскому собору представляет, по-видимому, совершенную неожиданность. Собор, многочисленный, как ни один из предшествующих, согласно принял догматическое определение. Все это дело велось с соблюдением всех законных disederata, какие можно поставить для такого важного дела. Император хотел собора свободного, и его представители на соборе делали все от них зависящее, чтобы благое намерение государя было выполнено… В истории не имеется свидетельств ни об одном соборе, на котором бы дело велось с такою осмотрительностью, где было бы приложено столько забот, чтобы всякое заявление было уважено, чтобы все было построено на крепкой основе свободного, разумного религиозного убеждения. Император был поэтому вправе смотреть с самыми радужными надеждами на следствия собора. “Пусть замолкнут теперь всякие неблагоговейные состязания. Лишь совершенно нечестивый может оставлять за собою право личного мнения по тому вопросу, о котором согласно подали свой голос столько священников, лишь совершенно безумный может среди ясного, белого дня искать искусственно обманчивого света, и кто поднимает какие-нибудь дальнейшие вопросы после того, как истина найдена, тот ищет заблуждения”». 4 Попытка армянских богословов объяснить принятие вероопределений Халкидонского собора исключительно административными притязаниями константинопольских патриархов занять в Церкви место Александрийских патриархов и стать первыми на Востоке, в чем они якобы имели своим союзником архиепископа ветхого Рима выглядит явно неудачной. Данная парадигма носит не только антинаучный характер, но и крайне наивна. Принятое на Халкидонском соборе 28 правило о предоставлении чести архиепископу Нового Рима как епископу царствующего града второго после Римского папы вызвало бурю негодования на Западе у Римских первосвященников. Святитель Лев папа Римский не признал действительности этого канона, прервал общение с архиепископом Анатолием Константинопольским и угрожал ему отлучением.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

На четвертом соборе, как видно из 3-го Деяния его, некоторые александрийцы, Феодор и Исхирион диаконы, Афанасий пресвитер и Софроний христианин, подав синоду челобитья на Диоскора, писали в них: «святейшему и блаженнейшему вселенскому архиепископу и патриарху Льву, и святому вселенскому собору». Таким образом папа римский на халкидонском соборе в первый раз назван был вселенским, но не отцами собора, а кое-кем из челобитчиков. Ежели не все, то большая часть блаженнейших пап, со времени апостольского до четвертого собора (451 г.), весьма много трудились для утверждения божественного и католического догмата. А папа Лев потрудился более всех предместников своих. а) Он во время ефесского собора (431 г.), когда Диоскор действовал весьма хитро и нечестиво, писал к царю Феодосию, и, не быв услышан им, со слезами умолял Валентиниана, императора римского, супругу и мать его; и они писали к Феодосию, чтобы он созвал многочисленнейший вселенский собор для отмены и замены прежних незаконных деянии. Опять не вняли ему; но он не умолк, но всеми способами и от всей души старался утвердить догмат божественный. б) Диоскор, патриарх александрийский, был еретик, святители же антиохийский и иерусалимский, принуждаемые им, подписали суемудрие его. Следовательно приснопоминаемый Лев один боролся со всеми еретиками вселенной, имея пламенную ревность по Боге и любовь к Его Церкви. в) По смерти царя Феодосия он не давал сна очам своим, доколе увещаниями, просьбами и другими внушениями не убедил императора Маркиана созвать св. собор в Халкидоне. Правда, ему помогал в этом деле константинопольский Анатолий; но все-таки после Бога он был деятельнейшим органом, доколе не составился собор. За все это он получил от царя председательство на соборе, почитался тут великим и назван был архиепископом и патриархом вселенским не почему-либо другому и с какою-нибудь целью, а единственно потому, что имел попечение о всех Церквях. Но и в Константинополе, со времени построения этого города до Иустина Фракийского, многие патриархи были богоугоднейшие и избранные мужи, как об этом свидетельствуют церковные историки, многие из отцов, и деяния святых соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

По воле Государя, шурин его, ближний боярин и конюший, Борис Феодорович Годунов, объявил царскую речь Патриарху Антиохийскому, чтобы о ней посоветовал со Вселенским, а Патриарх Царьграда с прочими, Александрийским и Иерусалимским, и со всем освященным собором Греческого царствия, да и во Святую гору и в Синайскую обослался, чтобы дал Бог такое великое дело в Российском государстве устроилось, ко благочестию веры Христианской, а помысля между собою, чтобы объявили они, как приличнее может оно состояться. Патриарх же Иоаким выслушав речь сию, говорил: «Известно нам Патриархам и всему Христианству в Греческой земле и повсюду, что Государь ваш, благочестивый и Христолюбивый и милостивый к своему Христианскому народу, и нас в наших скорбях и угнетении, от богомерзких Агарян, призирает своею милостынею, и мы о том молим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Его Матерь и всех Святых, от века угодивших Богу, дабы даровал Господь Государю вашему все по желанию его сердца, и многолетнее здравие и на враги победу, и государство его устроил бы мирно. – А такому великому достоянию в его Российском царстве быть прилично, когда бы Бог устроил в нем Патриарха: только, не посоветовав с Цареградским и другими Патриархами и со всем освященным собором, учинить того невозможно, ибо то дело великое, всего собора: а слыша ныне такие речи от благочестивого Царя, начнем вкупе о том советовать и во Святую и в Синайскую гору обошлемся, и усердно будем просить милости у Бога, чтобы всемогущею своею десницею сие совершил». И Государь, наградив милостынею довольною Патриарха, отпустил с честью, а на следующий год приезжал в Москву Грек Николай с вестью, что Патриархи Цареградский и Антиохийский на словах ему приказывали о воле Государевой, как бы учинить на Руси Патриарха: что они, советовав между собою, послали за Александрийским и Иерусалимским и велели им быть в Царьграде, о том деле соборовать и с собора хотят прислать Святителя Иерусалимского, наказав ему как учинить Патриарха. Пришествие же Святейшего Иеремии Вселенского таково было: – в июне 1588 года воевода Смоленский Князь Михаил Катырев Ростовский и боярин Князь Феодор Шестунов писали к Государю, что приехал к ним Константинопольский Патриарх, а с ним Митрополит Монемвасийский Иерофей и Елассонский Архиепископ Арсений, со многими старцами и людьми торговыми служивыми, которых остановили они до царского указа в Смоленске, и прислали грамоту патриаршую:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн.  IV, 30. V, 8, 40. Максим Исповедник О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия/Пер. с греч.: В.В.Петров//Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. С. – С.272–288. Михаил Пселл. Слово о богословском стиле//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975.  Тропарь Св. Григорию Богослову//Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит/Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лimepa, 2003.  Аверинцев С.С. Григорий Назианзин//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С. 417–419. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.   Агапит, архимандрит. Жизнь святаго Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, и его пастырская деятельность. – СПб., 1869. Агапов О. Святоотеческая сотериология//Христианство и мир. – Самара, 2000. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I.  Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия). Антоний (Сурожский). Проповедь в день Трех святителей 12 февраля 1981 г. на торжественной литургии по случаю 50–летия основания Трехсвятительского подворья//Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1980–1981. – 105–106. Афанасий (Евтич), епископ. Капподикийские Отцы// Альфа и Омега. – М., 2003. – 2 (36). Баранкова Г.Е. Антиязыческие мотивы в Словах Григория Богослова (на материале древнерусских памятников письменности)//Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. – М., 1992. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.257–263. 

http://bogoslov.ru/person/2710092

Деяния седьмого Вселенского Собора; Письмо Авгаря Христу и письмо Христа Авгарю; Неизданные письма епископа Феофана Затворника; Митрополит Серафим (Чичагов). О святых мощах; А.В. Комаровская. О первых иконописных работах моего отца; Б. Кутузов. Феодор Христианин (главы из книги «Русское знаменное пение»). 4–1998 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе; Деяния седьмого Вселенского Собора; Святаго Геннадия, Патриарха Константинопольскаго. О вере; Блаженаго учителя нашего Константина Философа. Слово и азбучная молитва; Возвращение иконы преподобных Андроника и Саввы; Н. Аввакумов. О древнерусских хоросах; Я. Зеленина. «Христианская символика» графа А.С. Уварова; А.С. Уваров. Кентавр; Приложения; Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Слово об иконописании в Неделю Торжества Православия; И.С. Красовский. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века; Б.П. Кутузов. Местные центры певческого искусства. 5–2000 Л.А. Успенский. Большой Московский Собор и Образ Бога Отца; Деяния седьмого Вселенского Собора; История Андроникова монастыря в миниатюрах; Стоглав. Главы об иконописи; Священник Сергий Дубровин. Юные годы святого Андроника в граде Ростове Великом; Т.Л. Никитина. Жезл преподобного Аврамия Ростовского; В.Ф. Козлов. Епископ Владимир (Соколовский); Стихиры Пасхи. 6–2002 Иосиф Волоцкий. Слово тринадцатое, против ереси новгородских еретиков; Седьмой Вселенский Собор. Деяние Шестое; О.В. Никифорова. Последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря; Житие и похвала Аврамию Ростовскому; Князь А.А. Ухтомский. О церковном пении; Н.Б. Кишилов. Изображение Успения на Донской иконе Богоматери; Э.К. Гусева. О Николае Борисовиче Кишилове; И.С. Красовский. Церковь Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря. 7–2002 К 100-летию Л.А. Успенского: Л.А. Успенский. Искусство литургическое и искусство религиозное; В.Н. Сергеев. Из истории иконологических споров; Л.А. Успенский. По поводу одной из тем будущего предсобора; Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Продолжение;

http://pravoslavie.ru/12054.html

В субботу первой седмицы (16 марта) совершается память великомученика Феодора Тирона. Во времена императора Юлиана Отступника, который, желая помешать христианам благочестиво провести Святую Четыредесятницу, повелел ежедневно в течение первой недели поста окроплять идоложертвенной кровью продукты, продаваемые на рынках, святой Феодор явился в ночном видении Константинопольскому архиепископу и смог предупредить его. В эти дни христиане не ходили на рынок и употребляли в пищу коливо - вареную пшеницу с медом. По традиции молебен святому служится утром в пятницу, тогда же освящается коливо, которое раздается верующим. Праздник Торжества Православия, который отмечается в этом году 17 марта, установлен в честь победы над ересью иконоборчества и восстановления иконопочитания в Византийской империи. Первая торжественная служба по этому поводу, устроенная императрицей Феодорой, состоялась в первое воскресенье Великого поста в 843 году. На богослужении в этот день утверждались постановления семи Вселенских Соборов и провозглашалась анафема еретикам. В настоящее время чин Торжества Православия совершается на всех приходах Русской Православной Церкви. В нем содержатся молитвы о сохранении Святой Церкви невредимой и непреоборимой от ересей и суеверий. Анафемы (т.е. свидетельства Церкви об отпадении от нее отдельного человека или группы людей) провозглашаются только на патриарших и архиерейских богослужениях. Вторая седмица. Неделя 2-я: святителя Григория Паламы (18-24 марта) На вторую седмицу Великого поста приходится в этом году день памяти Сорока мучеников Севастийских (22 марта) - воинов-христиан, принявших мученическую смерть за Христа в ледяном озере в 320 году. На Руси чтили этот праздник; по традиции к этому дню выпекали жаворонков из постного теста. В субботу второй седмицы (23 марта) в храмах совершаются заупокойные богослужения. Это одна из трех великопостных родительских суббот. Поскольку в будни Святой Четыредесятницы не происходит литургического поминовения усопших, Церковь установила несколько дней особой молитвы о них. В эти дни помимо Литургии служатся панихиды, верующие приносят в храм милостыню в память о своих усопших близких.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010