Св. Тарасий, вновь обретя свободу, отлучил Иосифа, при­мирился со студитами, которые отказывали ему в общении, увлекши в раскол многих верующих. Сохраняя, подобно Ио­ву, спокойствие, душевный мир и сосредоточенность во вся­ких треволнениях, святой патриарх продолжал наставлять на­род укреплять возрожденную веру исполнением заповедей. Церковь наконец обрела мир с приходом императора Ники­фора I (802-811), и св. Тарасий завершил свое дело. На двадцать второй год патриаршества его постигла тя­желая болезнь, но он не переставал каждый день служить Божественную литургию, опираясь на посох. Когда патри­арх оказался на пороге смерти, можно было видеть, что он ведет страшную битву с бесами, которые старались обви­нить его в мнимых грехах. Чистая совесть перед Богом да­ла ему силы отгонять их рукой, потому что говорить он уже не мог. Когда же в церкви запели: Приклони, Господи, ухо Твое иуслыши мя (Пс 85, 1), его блаженная душа освободи­лась от телесного одеяния и отправилась в Небесные чер­тоги, сопровождаемая стенаниями всего города. Св. Тарасий был похоронен в своем монастыре 25 февраля 806 г. От масла, горевшего в лампаде над его могилой, произо­шло множество чудес. В 820 г. император Лев Армянин, пять лет поддерживав­ший иконоборцев и жестоко преследовавший православных, увидел во сне суровый лик св. Тарасия, который приказывал некоему Михаилу пронзить императора мечом. И действительно, через шесть дней Лев был убит Михаилом Травлом, который захватил власть. Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 9 марта 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии М 10 марта 2020, 22:42 Святитель Тарасий Архиепископ Константинопольский!помолись Господу о нас грешных и недостойных!!!!!! Владислав Черкунов 9 марта 2020, 09:30 Мы видим сейчас эту жизнь без прикрас, Святитель Тарасий молися о нас! Фаина 8 марта 2016, 19:54

http://pravoslavie.ru/52091.html

Милостыню архиепископ раздавал с таким рвением, что получил прозвище Новый Иосиф. По его повелению строи­лись приюты и странноприимные дома, бедные делили с ним его скромные трапезы, нуждавшимся выплачивалось месячное содержание, учет которому велся в специальных папи­русных регистрах. Зимой он сам, облачившись в священни­ческие одежды, раздавал бедным обильную пищу. Подавая пример добродетельной жизни, он подвигнул многих учеников отказаться от мира и создал для них боль­шой монастырь на левом берегу Босфора, при впадении его в Черное море. Оттуда вышли многие епископы, например, св. Михаил Синадский и св. Феофилакт Никомидийский — столпы возрождавшегося Православия. Следуя обещанию, патриарх при поддержке государей со­звал великий Собор епископов в Константинополе, в церк­ви Святых Апостолов. Он должен был открыться в авгус­те 786 г. Однако иконоборцы ворвались в церковь и выгнали отцов. Восстание было с трудом подавлено. Тогда Собор пе­ренесли в Никею, где первое заседание состоялось 24 сен­тября 787 г. Св. Тарасий председательствовал, мудро и ав­торитетно вел диспуты, которые привели к осуждению ереси и восстановлению почитания святых икон. Затем пастырь добрый приложил все усилия, чтобы мягко вернуть еретиков в лоно Святой Церкви, не пугая их слиш­ком суровыми наказаниями. Это вызвало недоверие к нему некоторых особенно строгих студитов: прп. Платона и его племянника прп. Феодора. Он радел также об иско­ренении симонии в среде священства. Патриарх Тарасий сам выступал за внедрение права убежища в церквях: так он за­щитил магистрата, который, украв государственные день­ги, пришел в Святую Софию искать спасения в углу алтаря, а воинов, решивших взять его силой, отлучил. Когда Константин VI стал единодержавным императором (790), он возомнил себя выше церковных законов и отверг свою супругу Марию Армянскую, чтобы женить­ся на своей служанке Феодоте. Патриарх отказался благо­словить прелюбодейный брак и сурово осудил императора, пригрозив отлучением, если тот будет коснеть во грехе. Раз­гневанный император приказал заключить Тарасия и нико­го к нему не пускать. Законную супругу Константин выну­дил принять схиму, а новый брак благословил склонный к интригам священник Иосиф, эконом Великой Церкви. Суд Божий, однако, не заставил себя ждать — на следую­щий год Константин VI пал жертвой заговора, был ослеп­лен и свергнут с трона.

http://pravoslavie.ru/52091.html

Православным мирянам не приходилось столь очевидным образом идти на компромисс со своей религиозной совестью Сразу после поставления святитель Тарасий направил известительные послания Папе Адриану и восточным Патриархам, престолы которых находились в пределах халифата — заключенный в 782-м г. мир с халифатом открыл возможность для письменных сношений с Патриархами Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и для взаимных визитов. Но ко времени поставления Патриарха Тарасия каноническое общение и с Римом, и с восточными Первоиерархами было разорвано из-за иконоборческой ереси Константинополя. Вместе с посланиями Тарасия Первоиерархам направлено было от лица Константина и Ирины приглашение явиться в столицу империи на Вселенский Собор. В своих ответных посланиях Патриарху и носителям верховной власти Папа Адриан выразил удовлетворение ревностью адресатов о восстановлении иконопочитания и, признав Православие Тарасия, объявил о вступлении с ним в каноническое общение. При этом он, однако, не одобрил предложения о созыве Собора, полагая, что почитание икон очевидным образом составляет часть Священного Предания, и поэтому эта тема не требует соборного исследования, тем более что почитание икон неукоснительно хранит первенствующая Римская Церковь, с которой и должны сообразовываться все другие церкви. Папа призывал Ирину подражать святым Константину и его матери Елене, которые возвысили свою мать — святую Римскую Церковь — и, как и прочие императоры, почитали ее главой всех Церквей. В связи со столь притязательным отождествлением Святой Церкви с Церковью Римской Папа обрушивается с традиционной для римских понтификов язвительной критикой титула Константинопольских Патриархов, употребляемого со времен Иоанна Постника, — «вселенский»: Если Патриарх Тарасий «называется вселенским, вопреки воле выше его стоящей святой Римской Церкви, которая есть глава всех Церквей Божиих, то, очевидно, он показывает себя отступником от святых Соборов и еретиком; потому что, если он есть вселенский, то значит, он признает за собой такое же церковное первенство, как и наша кафедра; что покажется странным всем верным христианам; потому что самим Искупителем мира дано первенство и власть над всем миром блаженному апостолу Петру, и чрез этого апостола, которого преемниками стали мы неопытные, святая кафолическая и апостольская Римская Церковь до сего времени удерживает и всегда будет удерживать первенство и силу власти» .

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/30/...

– Притом, во время 8-го Деяния того же собора, отцы, быв спрошены царем, – принимают ли они посланные из Рима грамоты, – и ответив утвердительно, не назвали римского архиепископа вселенским, а титуловали только папою. Также и по время второго Деяния 7 -го собора по прочтении посланий папы к царям и к константинопольскому патриарху, отцы утвердительно отвечали на вопрос местоблюстителей римского папы, Петра, – принимаются ли ими эти послания, – но все именовали римского только святейшим папою; Тарасия же большая часть из них назвала патриархом вселенским. Но и во время 3-го Деяния, когда прочитаны были послания константинопольского архиепископа к восточным патриархам, и послание восточных архиереев к Тарасию, и соборная грамота св. Феодора патриарха иерусалимского: – отцы собора, приняв оные, почти все, в собеседованиях своих, называли Тарасия вселенским патриархом, как называли его и все архиереи восточных апостольских престолов в своем послании к нему, помещенном в 3-м Деянии сего собора. Впрочем, как этот 7-й собор, так и Тарасий, писав к папе Адриану, не назвали его вселенским, а только святейшим и блаженнейшим братом и сослужителем, папою старого Рима. Итак те, которые называли папу вселенским, те же самые и еще в большем числе именовали так и константинопольского, иногда за ревность сих святителей и за величайшее, искреннее попечение их о благе католической Церкви, иногда же, по одному обычаю, а не но правилам или по другому какому-либо состоявшемуся определению, судебному (γραφικο) или соборному, или отеческому. Напрасно же волнуется папа, и Анастасий осуждает св. собор за слово «Вселенский», говоря: «если кто принимает это слово в таком смысле, что оно означает главную власть в повсеместной Церкви, тот, явно, есть предтеча антихриста». Название «Вселенский» дается по причине управления великой частью вселенной. Свидетель сему – собор, бывший в св. Софии. Он произнес, что не тот антихрист, кто называется вселенским, потому что священноначальствует над большою частью вселенной, но тот, кто хочет действительно владеть всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

Постараюсь перейти, наконец, к сути. Но начну издалека. Почему меня «зацепило» в своё время то, что я прочитал у кого-то про неисторичность события, которому посвящён этот праздник? Почему я так легко с этим согласился? Не приводимые в его подтверждение аргументы меня сразили. Причина в том, что я, как и тот, кого я читал, стояли на одной и той же исходной позиции, которая сводилась к следующим аксиомам: 1. «Те, кто жили раньше, глупее меня» 2. «Я могу и должен сам, опираясь на доводы своего рассудка, определить, что является истиной» Именно поэтому я так легко согласился с тем, у кого прочитал или услышал идею о неисторичности праздника Введения. Мы шли с ним из одной точки и в одном направлении, поэтому естественно, что и пришли к одному и тому же – к скепсису, и оправданиям этого скепсиса. Его идея оказалась столь заразительна для мня именно в силу этого внутреннего сродства и единства умонастроения. Это и есть корень того, что называется модернизм, этот корень сызмальства насаждали в каждом из нас, и требуется немало усилий, чтобы вырвать его из себя. Только стоя на двух указанных выше аксиомах можно, не замечая всей абсурдности такого сочетания, одновременно полагать себя верующим христианином и считать, что ты лучше знаешь, что было, а что нет с Девой Марией, чем христиане II века, чем святители Герман и Тарасий Константинопольские, святитель Григорий Палама и прочие, писавшие об этих событиях как о реальном факте, наконец, чем сама Церковь, установившая такой праздник. Но гордыня, даже в столь гротескных формах, это ещё, так сказать, полбеды. Вторая половина – это маловерие или, попросту, отсутствие веры. Если ты называешь себя православным христианином, значит, ты веришь, что есть вечный Бог, Который является свидетелем всех событий человеческой истории, Который открывает Свою истину святым людям, как в прежние времена, так и в последние; веришь, что Он создал Церковь, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), которую «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18) и в которой обитает Дух Святой, про Которого сказано: «научит вас всему» (Ин. 14:26) и «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). А значит, ты признаёшь, что «Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святой Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12). А значит, ты веришь и признаёшь в Церкви то, что ею установлено и проповедано как истина, в том числе и историчность основания праздника введения Пресвятой Богородицы во храм.

http://pravoslavie.ru/43312.html

Сатисфакционное толкование догмата Искупления, пришедшее к нам в западном понимании, принявшем строго-логическую, 730 законченную форму, настолько привилось к нашему сознанию, что стало как бы неотъемлемой его частью. Это относится не только к более древнему времени – к Петру Могиле , к св. Димитрию Ростовскому , Стефану Яворскому , но также и к митрополиту Филарету Московскому и епископу Феофану Затворнику , а также встречается в популярных сочинениях, издаваемых для народа. Проф. Светлов, проф. Несмелов , а также иеромонах Тарасий высказали мысль, которая была полностью развита и получила свою законченность в трудах блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) : «Догмат Искупления» и «Опыт христианского Православного Катехизиса». В этих сочинениях митрополит Антоний совершенно порывает с традиционным, сатисфакционным толкованием догмата Искупления, отвергая такое толкование как происходящее от средневековых законов рыцарской чести. В своем толковании митрополит Антоний делает ударение на молитву Спасителя в Гефсиманском саду в ночь Своего предания, и основывает Искупление на сострадающей любви Спасителя. Эти взгляды митрополита Антония встретили возражение и в Европе, и на Дальнем Востоке. 731 Возражающие указывали на то, что митрополит Антоний в деле Искупления не придает того значения самой Крестной Жертве, какое она должна иметь на основании Священного Писания и святоотеческих высказываний, а также умаляет значение Креста в деле Искупления. Можно соглашаться или не соглашаться со взглядами митрополита Антония, но нет никакого сомнения, что митрополит Антоний бросил свет на толкование догмата Искупления в иных аспектах, чем это было принято до сих пор, а также осветил тот момент, который имеет огромное значение и непосредственно предшествует Кресту, и который до этого не был изучен в достаточной степени ни одним богословом – это молитва Спасителя в Гефсиманском саду в ночь Его добровольного предания Себя на крестную смерть. I. История возникновения сатисфакционного толкования дошмата Искупления на Западе

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Москва глубоко чтила его и прозвала его «народным святителем». Труды: «Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношение между собой, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия». (Магистерская диссертация). СПБ, 1881. «Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн». Внебогослужебные беседы. Москва, 1890. «Борьба за иконопочитание в Византийской империи». Москва, 1890. «Разделение Церкви на две половины – восточную и западную». Москва, 1891. « Фотий, Патриарх Константинопольский », Тысячелетие со дня кончины. СПБ, 1892. «Св. Тарасий, Патриарх Цареградский и седьмой Вселенский Собор». СПБ, 1893. «Преподобный Феодор Студит и его время». Москва, 1896. «Святитель Стефан Пермский». Москва, 1896. «Притчи Господа нашего Иисуса Христа». Внебогослужебные беседы. Два выпуска. Москва, 1897 «Св. учители веры и благочестия» – 12 книг житий. Душеспасительное чтение на каждый день года. СПБ и Москва, 1899–1908. «Чудеса Господа нашего Иисуса Христа». Москва, 1901. «Св. мученик Зонифатий», СПБ, 1908. «История христианской Православной Церкви”. Москва, 1908. «Св. Алексий, митр. всея Руси и чудотворец”. Чтение для народа. СПБ, 1909. Пространный христианский катехизис Православной Церкви, в изложении безвопросном. Курс повторительный. Москва, 1909. Беседа на святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Приб. к «ЦВ» 1912, 31, стр.1239. ”Гол. Церкви” 1912, июль, стр.33–49. «Успение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии”. «Приб. к «ЦВ” 1912, 32, стр.1263. «Гол. Церкви” 1912, август, стр.19–37. «Жизнь Пресвятыя и Преблагословенныя Богородицы и Приснодевы Марии”. Душеспасительные беседы. Сергиев Посад, 1914. «Поучение в день Пятидесятницы”. «Гол. Церкви” 1912, апрель, стр.21–32. «Святые первоверховные апостолы Петр и Павел”. «Гол. Церкви” 1912, май, стр.27–52. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста. «Гол. Церкви» 1912, сент., стр.13–26. Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре». ( Лк.16:19–31 ) «Гол. Церкви» 1912, окт.стр.16–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Светильник светел показался еси в концех святителю Феофилакте, единосущна Отцу и Духу Слова ты проповедав, божественных отец собор уяснил еси, Троице угодник явился еси: Ейже предстоя, моли непрестанно о всех нас. 1773 Иконоборство в греческой империи началось при Льве III Исаврянине (717–741) и окончилось при императрице Феодоре (842). За это время царствовали: Константин V (по 775 г.) Лев IV (по 780 г.), Константин VI и Ирина (по 802 г.) Никифор I (по 811), Ставрикий и Михаил I (по 813), Лев V армянин (по 820), Михаил II (по 821), Феофил (по 840), Феодора и Михаил III (по 867). Патриарший Константинопольский престол при этих императорах занимали: Анастасий иконоборец (753), Константин II иконоборец (766), Никита иконоборец (780), св. Павел, память его 1 августа (784), св. Тарасий, память его 25 февраля, при нем VII Вселенский собор 787 г. (806), св. Никифор (815), Феодор иконоборец (821), Антоний иконоборец (832), Иоанн VII иконоборец (842) и св. Мефодий (846). 1775 Царствовал с 775–780. – Лев IV Хозар, хотя и был приверженец иконобор-ства, но относился уступчивее к его противникам: он разрешил возвратиться бежавшим при его отце монахам – заступникам иконопочитания и даже допускал их до занятия епископских кафедр; так на патриарший престол был возведен тайный приверженец иконопочитания Павел Кипрский. Иконы оказались даже во дворце в комнатах императрицы Ирины, тайно от мужа поддерживавшей иконопочитателей. Когда это открылось, Лев удалил Ирину из дворца, но вскоре умер. 1776 Этот собор происходил в 787 г. Подвергнув анафеме иконоборцев, собор установил иконопочитание в том смысле, что не должно оказывать иконам поклонение, приличествующего только Богу, ио их должно чтить также, как и святой животворящий крест (почитание которого не отвергали иконоборцы). 1777 Проконнис – остров в Проконниде (ныне Мраморное море) к северо-западу от Кизики; был известен своими мраморными ломками. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37 ) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. " Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним ,- как проводила время юности Пресвятая Дева,- я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу , неотступному хранителю Ее " . Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского . В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий , Константинопольские патриархи. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия. Поделиться 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 6 марта 2024 18 февраля 2024 10 февраля 2024 8 февраля 2024 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 15 января 2021 13 января 2021 10 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=9...

Но в церковном Предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия. Иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция Фрагмент эпистилия. Кон. XII в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в. Двусторонняя икона-таблетка. 2-я четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Читайте также:  Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины Молитвы Текст службы Введения во храм Пресвятой Богородицы На Малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву, в храм введоша днесь, и Захариа великий архиерей благословив прият. [Дважды.] Святых святая во святых обитати достойно введеся, яко богоприятна жертва: и Сию девы добродетельми благоукрашаемы, впреди свещоносяще, приведоша Господу якоже сосуд священнейший. Да отверзется дверь богоприятнаго храма: храм бо всех Царя и престол, днесь со славою внутрь прием, Иоаким возлагает освятив Господу, от Него избранную в Матерь Его.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010