Святитель Питирим Тамбовский (Память 28 июля). Святитель Питирим родился в 1644 году. По преданию, местом рождения его считают Смоленскую губернию. Но ничего не известно ни о его родителях, ни о воспитании, ни о служебной деятельности святителя. Неизвестно также, каких именно лет Питирим, в мире Прокопий, оставил мир и посвятил себя исключительно на служение Богу, но раннее призвание его на 40 году в высокий сан архиерейства показывает, что он с молодых еще лет поступил в монашество. Верный своему призванию, молодой инок Питирим, строго сохранял иноческие обеты и, возрастая и укрепляясь телесно, укреплялся еще более в благочестии. Воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним и рассудительность, скоро возвысили его пред всеми, и Питирим в молодые еще годы поставлен был игуменом Вяземской Предтеченской обители. Можно думать, что в этой же обители он принял и пострижение в монашество. В скором времени, он был возведен в сан архимандрита. В 1684 году архимандрит Питирим был вызван в Москву для рукоположения во епископа в Тамбов и 15 февраля 1685 г. был хиротонисован. Не успел еще Питирим принять архипастырского рукоположения, как должен был принять на себя заботы устроения неустроенной своей епархии, так как его предшественник, по краткости своего пребывания на кафедре, не имел времени привести в порядок свою новооткрытую епархию, и потому все бремя устроения Тамбовской епархии пало на святителя Питирима. Средства были ничтожные, почему преосвященный Питирим нашелся вынужденным, вскоре по своем рукоположении, не выезжая еще из столицы, исходатайствовать у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей для увеличения крайне скудного содержания как архиерейского дома, так и кафедрального собора, пожалования ему «в удовольствование» трех монастырей: Рождество-Богородицкого-Чернеевского, Успенского-Сергиева, на Проломе, монастырей и Вышенской пустыни. Преосвященный Питирим, прибыв на свою епархию 1-го марта 1686 года, не имел для себя никакого совершенно помещения, почему вынужден был, среди разнообразных трудов на пользу Церкви, заняться еще постройкой для себя и для своей свиты дома и разных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Питирим, святитель, епископ Тамбовский и Козловский (Прокопий) († 1698; память 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых) Родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и святой Церкви своим детям. С раннего детства Прокопий любил посещать Божий храм и участвовал в церковном чтении и пении. Одной из характерных особенностей детских лет Прокопия была его любовь к своему святому, преподобному Прокопию Декаполиту († ок. 750; память 27 февраля/12 марта), в день памяти которого он родился. Эта любовь осталась непоколебимой на всю его жизнь и выражалась в частом молитвенном обращении к святому и в подражании его добродетелям. Без молитвенного обращения к Прокопию он никогда ничего не предпринимал. Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах. Кроме обычной грамоты он научился иконописанию. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Обладая незаурядными способностями, Прокопий мог бы быть выдающимся деятелем на любом жизненном поприще. Но Промысл Божий указал ему самое достойное назначение. Пленившись монашеской жизнью, он рано оставил мир и ушел в монастырь. Монашеская жизнь Прокопия началась в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским († 1554; память 1/14 мая). Пройдя испытательный срок, Прокопий на 21-м году жизни был пострижен в монашество с именем Питирима. Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял все монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Вскоре братия монастыря избрали его игуменом. Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причем сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов. Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь Россия, Тамбовская обл., пос. Трегуляй. Основание монастыря связано с именем святителя Питирима, епископа Тамбовского, просветителя Тамбовского края, родившегося в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии). Свои юные годы будущий святитель провел в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг в воспоминание любимой своей Вяземской обители монастырь во имя Иоанна Предтечи, впоследствии названный Трегуляевским. На другой день по Воздвижении креста Господня, 15 сентября 1688 года, он, совершая прогулку в места уединенных молитв с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения монастыря. Все трое избрали место для будущей обители в Тамбовском Ценском лесу, в 7 верстах от Тамбова, получившей от этого знаменательное имя Тригуляевской. Первоначально обитель называлась Предтеченской пустынью, а со второй четверти XVIII b. – монастырем. Уже в 1691 году братия (насчитывавшая около 30 человек) построила деревянную церковь, освященную во имя святого Иоанна Предтечи. Это собственно был монастырь святителя Питирима, который строился и содержался на келейные его средства. Первоначально для постройки монастыря было избрано не то место, которое монастырь занимает теперь. Прежнее место находится в полуверсте от берега реки Цны, к востоку в глубине леса. Оно отмечено было деревянным Крестом с распятием Спасителя, водруженным святителем Питиримом. Впоследствии над крестом была устроена деревянная часовня. Предание утверждает, что хотя Владыка Питирим был главою и хозяином в своей обители, но не считался ее настоятелем. Во время частых посещений монастыря, он состоял как бы в числе братии, жил в своей келье строго исполнял все монастырские уставы. По преданию, святитель Питирим собственноручно выкопал в Трегуляевской обители колодец, вода которого возымела благодатные целительные свойства, сохранившийся до нашего времени.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Жизненный путь митрополита Питирима: факты и даты Родители владыки Питирима Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился в городе Козлове Тамбовской области 8 января 1926 года, то есть 26 декабря 1925 года по старому стилю. Сын священника Владимира Нечаева и его благочестивой супруги Ольги Васильевны, он рос в глубоко церковной православной семье, дружной и многодетной: у него было четыре брата и шесть сестер, сам он был последним, одиннадцатым ребенком. Ольга Васильевна Нечаева в 1946 году получила из рук «всесоюзного старосты» М.И. Калинина золотую звезду «Мать-героиня». Его родитель, отец Владимир Нечаев, служил в Ильинском храме, до революции он такжепреподавал закон Божий в гимназии. Ревностный священнослужитель, в 1914 году, во время канонизации святителя Питирима Тамбовского (будущего небесного покровителя его сына), он организовал крестный ход из Козлова в Тамбов: сам заранее проехал по всему маршруту, определил, где останавливаться на ночлег и даже проследил, чтобы везде заготовили кипяченую воду.Его прихожанином был знаменитый русский селекционер Иван Владимирович Мичурин (1855–1935), глубоко верующий и очень скромный человек, у которого отец Владимир брал саженцы и делился с ним своими наблюдениями; они очень дружили. Заслуги Мичурина в 1912 году были отмечены орденом святой Анны III степени. В советское время он стал культовой фигурой, а в 1932 году город Козлов переименовали в Мичуринск. Дядя владыки Питирима, Михаил Васильевич Быстров, был талантливым хирургом, за самоотверженную работу он имел правительственные награды, ему было присвоено звание заслуженного врача РСФСР, имя М.В. Быстрова носит моршанская центральная больница. Костя Нечаев. Начало 1930-х гг. О начале жизненного пути митрополита Питирима мы узнаем из автобиографии, представленной при поступлении в Богословский институт в декабре 1944 года 16-летним юношей: «Отец мой был протоиереем г. Козлова Ильинской церкви. В 1930 году он был сослан, и я остался жить с матерью и сестрами на иждивении брата».

http://pravoslavie.ru/43974.html

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке в Екатеринбург июля 2018 Святейший Патриарх Кирилл , посетил 13 июля храм-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. В храм был принесен ковчег с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы из Марфо-Мариинской обители Москвы. Перед ним было совершено славление святой. Присутствовали митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Каменский и Алапаевский Мефодий, Нижнетагильский и Невьянский Евгений, Серовский и Краснотурьинский Алексий, а также духовенство Екатеринбургской митрополии, представители органов власти и Объединения членов рода Романовых, жители города, паломники. Предстоятель отметил, что всякое посещение Екатеринбурга связано с мыслями о подвиге святой царской семьи. В год празднования 150-летия со дня рождения императора Николая II и воспоминания о его трагической кончине вместе со всей семьей мы должны вознести особые молитвы, чтобы они пред лицом Божиим ходатайствовали об Отечестве, народе, о том, чтобы никогда и ни при каких условиях гражданские смуты, противоречия, столкновения не губили Отечество, как погублено оно было в страшную революционную годину XX века. В нижнем храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской было совершено славление. Царская семья приняла мученическую кончину 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома. В начале 2000-х годов в этом подвальном помещении был устроен храм. На западном своде изображена Державная икона Божией Матери, которая была явлена в день, когда государь был вынужден оставить престол, и святые, прославленные во время царствования императора Николая Александровича: святители Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, Гермоген Московский, Питирим Тамбовский и Иоанн Тобольский, преподобный Серафим Саровский, святая княгиня Анна Кашинская. По правую сторону от престола в реликварии будут находиться фрагменты Ипатьевского дома: кирпич и балясина. Стены и пол вокруг жертвенника облицованы красным ониксом, символизирующим мученическую кровь, пролитую царской семьей и ее приближенными, а также цвет царской багряницы и порфиры.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Последний Российский Император Николай II был старшим сыном Императора: Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля Христиана VII). Он родился 6 мая 1868 года. Император Николай Александрович восшел на престол после смерти своего отца - Императора Александра III - 20 октября 1894 года. Коронование на царство совершилось 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская внучка английской королевы Виктории. Родилась принцесса Алиса - будущая Российская Императрица Александра Феодоровна - 25 мая 1872 года в Дармштадте. Венчание Николая Александровича и Александры Феодоровны совершилось 14 ноября 1894 года. В Царской Семье родились четыре дочери: Ольга (3 ноября 1895 года), Татиана (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года), Анастасия (5 июня 1901 года). 30 июля 1904 года у Царской четы родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексий. Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу. Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах. В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося. Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосии Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год). Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины Царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1971...

Святитель Питирим Тамбовский ЖМП 8 август 2014 /  «Величаем тя, святителю отче наш Питириме». Памяти святителя Питирима Тамбовского В конце июля 1914 года — в последние мирные дни перед вступлением России в Первую мировую войну — произошло событие огромного духовного и культурного значения для Тамбовского края и всей Русской Православной Церкви. Сто лет назад Бог, «дивный во святых Своих», через многочисленные случаи чудесного исцеления явил миру нового угодника — святителя Питирима. В Тамбове при большом стечении народа прошли торжества прославления, подготовка к которым длилась два с лишним века. «И вот наконец настал давно желанный день, день открытия мощей святителя Питирима. Был ясный день. Соборная площадь с самого раннего утра до поздней ночи полна народу… Трогательным для сердца было богослужение. От всего веяло чем-то праздничным, пасхальным, а сердце радостно бьется в ожидании чего-то необычного… Вот уже пропели “Хвалите имя Господне…” По обеим сторонам гроба святителя стоит уже во всех облачениях духовенство. Один из священнослужителей снял уже покрывало с гробницы угодника Божия… Взоры всех направлены на середину собора, где на особом возвышении стоят мощи святителя… Священнослужители подняли на свои рамена гроб со святыми мощами и вышли на площадь собора через западные двери. Начался крестный ход… Соборная площадь полна народом. Заняты даже крыши домов, прилегающих к собору, верхушки деревьев, одним словом всё то, на чем можно поместиться… Многие плачут от искреннего молитвенного умиления. Наконец мощи святителя Питирима снова возвращаются через западные двери в собор. На другой день после средней Литургии мощи святителя переносятся в верхний храм кафедрального собора, где во время пения “Приидите поклонимся…” мощи ставятся на горнее место, где и пребывают до окончания литургии. Наконец окончилась поздняя литургия… К мощам святителя Питирима стали допускать больных, увечных, слепых и калек, и вдруг потоками полились чудесные исцеления от мощей святителя… А вот слепец-мальчик подходит к гробу… прикладывается к мощам святителя, и вдруг мальчик на всю церковь кричит: “Деда, я вижу тебя”»1. Так в 1914 году «Тамбовские епархиальные ведомости» писали о торжествах по случаю прославления святителя.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_pitir...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Питирим, епископ Тамбовский (+ 1698) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 июля в день преставления и в тот же день вместе с Собором Тамбовских святых Мирское имя святителя Питирима было Прокопий. Родился он в Смоленске в 1645 г. В 1685 г. он был поставлен епископом только что учрежденной Тамбовской епархии. Он был тогда игуменом Вяземского монастыря св. Иоанна Предтечи. У новой Тамбовской епархии средств не было никаких. Собор был небольшой, деревянный и не имел никакой утвари. Епископу жить было негде, так что святителю Питириму пришлось прежде всего выстроить для себя небольшой дом; возле него он сам выкопал колодезь, вода которого почиталась чудотворной. К нему в день кончины святителя, 28 июля, совершался ежегодно крестный ход. Собор свт. Питирим заложил каменный, благолепный, но завершен он был только после кончины святителя. С собой святитель Питирим привез две чудотворные иконы — Казанской Божией Матери и Распятия Господня — и поместил на городской стене. Казанская икона, прозванная Тамбовской, в 1695 г. источала слезы. Перед ней в городе установился обычай служить молебен перед каждой панихидой по святителе Питириме. Обе эти иконы находились до наших дней в городском соборе. Главной заботой святителя Питирима было спасение души его паствы. Он учил паству в храме, посещал на дому, принимал у себя дома, наставлял и самое духовенство; он был доступен для всех и обращался со всеми с истинной христианской любовью; сам ревностный молитвенник, он не пропускал ни одного богослужения, и если не служил сам, то пел и читал на клиросе, обучая причетников. Население Тамбовской епархии было самое разнообразное: здесь были и раскольники, и язычники-инородцы — мордва, черемисы, и мусульмане, и татары, и беглые всякого звания; и, наконец, сосланные сюда государственные преступники. Эти несчастные образовали даже отдельную Пашкельскую слободу, и к ним святитель Питирим относился с особым участием и милосердием. В их слободе он воздвиг для них храм во имя Крестителя Господня Иоанна.

http://sedmitza.ru/lib/text/437519/

Местные власти решили возродить образы народных героев. Также планируют установить памятник праведному Феодору Ушакову. 29 апреля. ПРАВМИР. В Тамбовской епархии в течение 2014 года появится ряд памятников, среди которых — святителю Питириму. Об этом во время заседания Тамбовской областной думы заявил глава администрации Олег Бетин. «В наше время восстановления традиционных ценностей большую роль играет пример героев, выдающихся личностей, которые являются воплощением народного идеала. Возрождение образа народных героев — важный фундамент единения народа, формирования высоких нравственных принципов, ориентиров для молодежи. В этом году будут открыты памятники Вернадскому, Ушакову, святителю Питириму», — цитирует губернатора «Интерфакс» . По словам руководителя области, укреплению данных традиций будет способствовать и принятие областного закона «О дне Тамбовских святых», и установление памятной даты «День Тамбовских героев». Святитель Питирим жил в XVII веке. Прокопий (будущий святитель) родился 27 февраля 1645 (или 1644 года). С ранних лет он полюбил чтение святоотеческой литературы и жития святых. Также он хорошо рисовал иконы, а также пел. С течением времени он поступает в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью нравов. В 20 лет его постригают в монашество с именем Питирим. За подвижнические труды он был возведен в сан игумена, в 1684 году — архимандрита. В 1685 патриарх Иоаким (1674-1690) рукоположил его в епископа Тамбовского. Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников. Свои труды он начал со строиельства нового храма в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Также он открыл школу для священнослужителей и начал формирование библиотеки духовной литературы.

http://pravmir.ru/v-tambove-poyavitsya-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010