Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю. Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: " Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память " . Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нем говорится: " Судьбами Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание... Когда душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых " . Далее, обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит: " Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)... Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь здрав будеши; твори благо, бегай злаго - спасен будеши " . Память святителю Митрофану установлена в 1832 году. Иконописный подлинник Россия. 1990-е. Свт. Митрофан. (Иконописная школа). Икона. Россия. 1990-е гг. с. Ожога. Липецкой обл. Россия. 1830-40-е. Святитель Митрофан Воронежский. Икона. Россия. 1930 - 1940-е годы. 77 х 59. Из Музея Старой Москвы. С 1930 в ГИМе. Москва. Россия. К. XIX. Св. Митрофан Воронежский. Икона. Россия. Конец XIX - начало XX в.

http://patriarchia.ru/db/text/912769.htm...

Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и Святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении настроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу. Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель Митрофан говорил: " Еще праведна душа, то большей части сподоблена бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией " . Известно о большой дружбе святителя Митрофана со святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. История основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря связана с дружбой святителей. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского архипастыря и избрали место для будущей обители. Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно, ибо многие считали устройство флота делом бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.

http://patriarchia.ru/db/text/912769.htm...

Евгений 25 декабря 2015, 17:48 Как-то раз, будучи в Воронеже, молодой царь пригласил к себе во дворец архипастыря. Тот с готовностью поспешил, но, подойдя ко дворцу, увидел статуи обнаженных языческих богов и богинь, украшавших царский двор по моде того времени. Святитель Митрофан развернулся и со скорбью пошел домой. Пробыв двадцать лет на Воронежской кафедре и много потрудившись для утверждения святого Православия, святитель Митрофан не разделял свободного отношения государя к вопросам веры. Дважды упрямый царь посылал к епископу своего гонца. Царский гонец: Приказ государев: явиться тебе, владыко, в царский дворец, и не медля! Святитель Митрофан: Передай царю: пока не прикажет он снять идолов, соблазняющих весь народ православный, не могу я войти в его дворец. Во второй раз гонец принес святителю Митрофану угрозы разгневанного Петра. Царский гонец: Государь говорит, если не явишься, то ослушанием предержащей власти подвергнешь себя смертной казни! Святитель Митрофан: Тело мое в руках царских, но на душу мою никакая власть человеческая не простирается. Неприлично государю христианскому ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца. Зная вспыльчивый нрав Петра, епископ Митрофан стал готовиться к смерти и велел бить в колокол. Видя мужество и самоотверженность в делах веры епископа Митрофана, государь, будучи сам человеком мужественным и самоотверженным, уступил и повелел истребить языческие статуи. После этого владыка явился во дворец благодарить государя. С того времени и до самого конца дней святого угодника Божия Государь Петр Великий возымел к нему глубокое душевное уважение и чувство, которое при всяком случае обнаруживал перед всеми. Во всякий свой приезд в Воронеж в первую очередь посещал он святителя Божия, подолгу беседовал с ним, отходя всякий раз от него с духовным назиданием и утешением. Святитель Митрофан скончался 23 ноября 1703 года. При его погребении присутствовал царь Петр, который узнав о кончине епископа, поспешил в Воронеж. После заупокойного богослужения Петр I сказал всем присутствующим

http://pravoslavie.ru/89172.html

Государь Феодор Алексеевич, питая к отцу Митрофану уважительные чувства, имел с ним общение. Похожие чувства питали к игумену и некоторые представители царского двора. В 1682 году, в соответствии с решением Московского Собора 1681 года, была образована Воронежская епархия. Поскольку в то время среди народа усилились раскольнические настроения, постольку было понятно, что новую епархию должен возглавить твёрдый в убеждениях, мудрый и ревностный пастырь. Царь выбрал на это место чтимого им игумена Митрофана. Церковное руководство идею одобрило и поддержало. Епископский путь 2 апреля 1682 года патриарх Иоаким торжественно посвятил отца Митрофана во епископа Воронежского. Смерть царя Феодора, почившего вскоре после этого события, послужила причиной задержки святителя Митрофана в столице. Кроме того ему надлежало присутствовать при обряде венчания на царство двух Алексеевичей: Иоанна и Петра; во время совершения этого обряда святитель Митрофан поднёс на блюде венец, который, затем, был возложен с молитвой на голову Петра. Кроме того епископ Митрофан принял участие в Соборе, организованном против бесчинства раскольников и происходившем в Грановитой палате. Прибыв к месту своего епископского служения, святитель обратился через окружное послание к подвластному духовенству, где призвал священнослужителей к строгому соблюдению веры и ответственному отношению к пастве. В рамках послания он выделил три важнейших аспекта в деле управления Христовым стадом: словом, священнодействиями и молитвами, личным примером. Учитывая масштаб разгула раскольнических настроений в стране, с самого начала служения святитель Митрофан ставил задачей борьбу за церковное единство. Основу единства внутри паствы он видел в единстве веры и послушании голосу Церкви. В числе первых дел на своей кафедре епископ Митрофан организовал строительство нового, каменного храма в Воронеже. Строительство длилось около пятнадцати лет. Всё это время епископ служил в деревянной церкви. Когда работы близились к завершению, ко всеобщему сожалению выяснилось, что во время постройки были допущены ошибки, связанные с недостаточным опытом каменщиков, и здание храма признали ненадёжным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

24 Кратиров П. Св. Тихон как пастырь и пастыреучитель. — “Православный собеседник”, кн. 1, стр. 106. 25 Никольский П.В. Обзор грамот Коллегии экономии. — “Воронежская старина”, вып. И. Воронеж, 1903, стр. 182; срав.: Правдин А. Игуменство св. Митрофана в Макарьевом Унженском монастыре. — “Воронежская старина”, вып. III. Воронеж, 1903, стр. 41. 26 Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский как церковно-государственный деятель эпохи преобразований. Воронеж, 1904, стр. 11. 27 Кроме Воронежской, были открыты епархии: Великоустюжская, Холмогорская и Тамбовская. Сведения об этом см. в “Справочной книге для духовенства Воронежской епархии”. Воронеж, 1900, стр. 4. 28 Летопись Воронежской епархии за время управления первого епископа Воронежского, святителя Митрофана.“Воронежская старина”, вып. III, 1903. Стр. 274. 29 Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., т. I. Казань, 1897, стр. 375. 30 Веселовский Г.М. Исторический очерк г. Воронежа. Воронеж, 1886, стр. 83; срав.: Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней, ч. I. Воронеж, 1961—1968, машинопись, стр. 128—129. 31 Никольский П.В. Очерки по истории церковной смуты на Дону в XVII в. СПб., 1903, стр. 10. 32 Введенский С. Вопрос о разграничении Воронежской епархии от Рязанской при святителе Митрофане.“Воронежская старина”, вып. III, 1903. Стр. 73. 33 Очерки истории Воронежского края. Воронеж, 1961, стр. 74—75. 34 Дополнения к Актам Историческим, т. XII, 17. СПб., 1872, стр. 180; срав.: Летопись. Цит. соч., стр. 277. 35 Зверев С., свящ. Св. Митрофан, первый епископ Воронежский, в борьбе с расколом. Воронеж, 1901, стр. 12. 36 Там же. Стр. 12—13. 37 Зверев С., свящ. Духовное завещание св. Митрофана, еп. Воронежского. Сергиев Посад, 1897. Стр. 28. 38 Веселовский Г.М. Цит. соч., стр. 77. 39 Поликарпов Н. И. Петр Великий и святитель Митрофан Воронежский. Воронеж, 1899, стр. 25. 40 Никольский П.В. Цит. соч., стр. 33. 41 Поликарпов Н. Духовное завещание святителя Митрофана.“Воронежская старина”, вып. III. Воронеж, 1903. Стр. 212.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

Благовещенский кафедральный собор в Воронеже св. Митрофан, по прибытии своем в Воронеж в 1682 г., нашел «соборную церковь деревянную, от многих лет погнившую так, что и служить в ней не было возможности», а потому в 1684 г. он просил у патриарха Иоакима благословение построить соборную каменную церковь, которая и была построена и освящена еще при жизни св. Митрофана, но вследствие сильных трещин, оказавшихся в этом храме, Благовещенский собор, бывший, где ныне монастырская башня по направлению к Спасской церкви, был разобран в 1717 г. и начат Воронежским митрополитом Пахомием в 1818 г., но этот собор каменный и на другом месте. Этот собор был освящен епископом Иоакимом 9 ноября 1735 г. Благовещенский кафедральный собор, построенный при митрополите Пахомие в Воронеже, был возобновлен, украшен и вновь освящен епископом Тихоном III в 1786 г. 18 октября. Перед открытием мощей св. Митрофана Благовещенский кафедральный собор был весь возобновлен и вновь освящен 25 июля 1833 г. архиепископом Антонием. Кафедральный собор, возобновленный в 1786 и 1833 гг., был вновь построен и увеличен, а затем и освящен 28 сентября 1875 г. архиепископом Серафимом. «Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886 г.)», Воронеж, типография В.И. Исаева, 1886 г . В Воронеже статус кафедрального имели Благовещенский собор (до 1836 года), Троицкий Смоленский собор (закрыт в 1932 г.), Покровский собор (с 1948 года по настоящее время). Первые два собора были разрушены в советское время. Разные исследователи называют разные даты основания Благовещенского собора. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) полагал, что он был основан в 1620 году. Другие считали, что датой основания необходимо принять 1586 год, то есть год основания города Воронеж. Изначально Благовещенский храм был построен из дерева. Из-за частых пожаров храм перестраивали, иногда даже переносили на другое место. В 1682 году была образована Воронежская епархия. Её первым главой стал епископ Митрофан (1623—1703 гг.) в возрасте 58 лет. 2 апреля 1682 года Святитель Митрофан посвящён в епископы Патриархом Иоакимом с шестнадцатью архипастырями. Позже, в этом же году, епископ Митрофан стал инициатором строительства нового Благовещенского кафедрального собора из камня взамен старого и двора епископа с домовыми людьми. Ещё до отъезда из Москвы Святитель просил выделить место под новое строительство собора.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало – некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты. Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам – благотворителям монастырей, чем власти архипастырской. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае; привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол, или отвлекали от хождения в церковь . Прибыв в епархию, святитель Митрофан в первую очередь обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью – о величии и святости пастырского служения. В течение двадцати лет трудился святитель на Воронежской кафедре. Главная забота его заключалась в пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада. Святитель Митрофан явился истинным пастырем, со страхом Божиим совершавшим свое служение; с любовью и милосердием вспахивал он ниву сердец человеческих, чтобы посеять в них спасительные семена слова Божия. Лишь в крайних случаях для искоренения пороков обращался он к суровым карательным мерам. С первых же шагов жизни в Воронеже начались трудности. Из-за ветхости архиерейского дома святитель первое время вынужден был жить на постоялом дворе. Епархиальные средства были очень скудны, и святитель не мог не только оказывать милостыню нуждавшимся, но и сам находился в очень стесненных обстоятельствах, и все обитатели его архиерейского дома терпели нужду. Одной из первых забот святителя Митрофана было построение нового кафедрального собора. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и в 1692 году освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Великих трудов стоило это строительство святителю. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его, как свое детище. Его любовь к храмоздательству передалась и пастве. За время его святительства в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

19 июня 1682 года царской грамотой было одобрено строительство собора и архиерейского двора и выделено под застройку около 255 сажен (почти треть города), территория современной Университетской площади. Но возведение собора отложили из-за нехватки средств. Святитель Митрофан ограничился ремонтом старого храма. 24 марта 1683 года епископ просил у государя челобитной грамотой выдать ему сроком на три года с оплатой работы из архиерейской казны двух плотников, которые брались правительством их Воронежской епархии на постройку стругов. Но существующий соборный храм к тому времени уже сильно обветшал, обвалилась кровля. Совершать богослужения стало практически невозможно. Святитель Митрофан обратился к Патриарху Иоакиму с челобитной по поводу возведения нового каменного храма, так как кирпич и камень находились поблизости, а лес «в дальнем расстоянии, верстах в тридцати и больше». 19 апреля 1684 года от Патриарха была получена благословенная грамота на постройку собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По распоряжению из Москвы на строительство храма в 1684 году было выделено 100 пудов железа, а в 1685 году — ещё 200. Государь для постройки собора пожертвовал мельницу при речке Ельце, а к открытию — колокол весом 160 пудов. Храм освятили к 1692 году. Новый храм превосходил все постройки того времени, но архитектура его проста — высокие прямые стены с окнами в два ряда, низкая деревянная крыша с пятью главами, на которых возвышались кресты. К главной части собора справа примыкал придел Архангела Михаила. Его имя святитель носил в миру. Иконостас храма был шестиярусным. Главные иконы и царские врата отделены серебряными чекаными позолочеными окладами. Святой престол покрывала бархатная с золотом одежда. Большая часть облачений была из атласа, шелка, бархата и материала уже вышедшего из употребления. Многие из облачений вышиты золотом и серебром. Почти вся церковная утварь была серебряная и вызолоченная. Исследователи предполагают, что значительную часть средств на постройку храма и церковную утварь Святитель Митрофан собрал в Москве, у знатных знакомых. Перед своей кончиной Святитель завещал хранить в храме все «недвижимо». Но уже к началу XIX века многие ценности были утеряны.

http://sobory.ru/article/?object=49675

В 1921 году в храм был назначен молодой священник отец Владимир Медведюк. При нем в храм собирались молящиеся со всей Москвы; добирались на шестом трамвае до конечной, потом пешком до Хуторской. Транспорт здесь не ходил, до линии железной дороги тянулись огороды, рядом с храмом был пустырь (там, где сейчас магазины), за ним - Синичкин пруд, который потом засыпали. Когда обновленцы захватывали храмы, отец Владимир свою церковь отстоял. Обновленческий епископ Антонин Грановский кричал на него: " Отдавай ключи, убью! " Настоятель ключей все-таки не отдал, и Митрофаниевский храм оставался одним из немногих московских храмов, не захваченных живоцерковниками. В декабре 1929 года отца Владимира арестовали и отправили в ссылку, через три года его выпустили. Ему разрешили жить в Сергиевом Посаде, откуда он приезжал служить в Митрофаниевский храм до 1933 года, когда храм закрыли. Потом отцу Владимиру дали приход в ста километрах от Москвы в селе Язвище, на родине преподобного Иосифа Волоцкого. В 1937 году отца Владимира снова арестовали и 3 декабря расстреляли в Бутово, где тело его было зарыто в общем рве. С 1931 по январь 1932 года в Митрофаниевском храме служили также отец Михаил (Решетников), затем иеромонах отец Ксенофонт, после него отец Иоанн до закрытия храма. Приют был закрыт еще в 1922 году, приютские здания и дом причта постепенно превращались в коммуналки, а в тридцатых годах территорию приюта и храма поделили между собой Машиностроительный завод имени Калинина и Метрострой. Приютские здания использовались под общежития Метростроя; здесь же были построены бараки для заключенных, строивших метро. В конце 60-х территорию занял авиационный завод " Горизонт " , выстроивший многоэтажное здание для своего конструкторского бюро. В церкви размещалось заводское училище, затем ремонтная база, во время войны столовая. После войны в храме была спортивная школа, потом заводской склад; с 1985 года здание пустовало. В феврале 1990 года разоренный храм, обезглавленный, много пострадавший от пожара и водопроводных аварий, был возвращен Православной Церкви, настоятелем был назначен протоиерей Дмитрий Смирнов. От прежнего убранства сохранилась лишь большая икона святителя Митрофана Воронежского, которая пребывала в алтаре храма в честь иконы Нечаянная Радость. За два года церковь была полностью восстановлена силами прихожан. Проекты реставрации храма и нового дома причта безвозмездно выполнил архитектор Сергей Яковлевич Кузнецов. Завод Калинина выделил автомашины, лопаты, носилки для вывоза мусора; стройматериалы и деньги собирали всем миром. Храм вновь обрел благолепный вид: отстроена колокольня и купол. Интерьер церкви изменился, ее украшает резной иконостас работы Д.М. Шаховского и мозаичный алтарь, выполненный группой художников-монументалистов (руководитель А.Д. Корнаухов), заново расписаны стены художниками Добрыниным С. и Соловьевым В.

http://sobory.ru/article/?object=01906

Много пришлось потрудиться святителю для упорядочения монастырской жизни, чтобы поставить монастыри на ту высоту, которая отвечала бы их назначению. Чтобы достигнуть успеха в этом важном деле, епископ Митрофан прибегал к разным мерам: одних он увещевал, других же за особые проступки наказывал по всей справедливости, не оказывая им снисхождения. Столь же строго и справедливо относился святитель и к духовенству своей епархии. Пламеневший духом пастырской ревности, он стремился зажечь ее огонь и в сердцах подчиненных ему пастырей, говоря, что «простец согрешивший за свою едину душу ответ дает Богу, а иерей – за многих паствы своея». «Молением» и «наказанием» боролся святитель с недугами, которыми болели воронежские пастыри. Недостойных служителей он даже лишал сана, чтобы не была поругаема благодать Божия. Строго относившийся к порокам священно- и церковнослужителей, святитель был отзывчив к их нуждам. Забитое и бесправное духовенство Воронежской епархии находило в своем епископе усердного и могущественного защитника. Святителю пришлось вести упорную и тяжелую борьбу с нравственными нестроениями, которые изобиловали среди его своевольной паствы. Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни, поставив под строгое наблюдение Церкви основу семьи – брак. Много забот доставляли епископу Митрофану раскольники, старообрядцы, населявшие его епархию и соблазнявшие к отступлению от Православной Церкви его пасомых. Святитель Митрофан поступал с раскольниками по суровым законам того времени, отсылая противников Церкви к «градскому суду». Но этим он не ограничивался. Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам поучать непрестанно в храмах и сам усердно произносил проповеди. По разным селам Воронежской епархии при святителе Митрофане возникли школы. Таким образом, для новоучрежденной Воронежской епархии деятельность святителя Митрофана была истинным благословением Божиим. Под его мудрым управлением все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благотные перемены. Монахи, белое духовенство и миряне – все одинаково были дороги святителю, о всех он одинаково заботился, ибо сознавал, что все без различия вручены Господом его архипастырскому руководству.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010