Святитель Кирилл сумел преодолеть предубеждение к памяти великого святителя Иоанна Златоуста († 407; память 13 ноября). Патриарх Александрийский Феофил, родной дядя святителя, был противником святителя Иоанна и председательствовал на осудившем его Соборе. Святитель Кирилл с молодых лет находился в окружении противников Иоанна Златоуста и невольно приобрел против него предубеждение. Преподобный Исидор Пелусиот († ок. 436-440; память 4 февраля) неоднократно писал святителю Кириллу и побуждал его внести имя великого отца Церкви в диптих святых, но святитель Кирилл не соглашался. Но однажды он увидел во сне дивный храм, в котором находилась Божия Матерь, окруженная сонмом Ангелов и святых, в числе которых стоял и святитель Иоанн Златоуст. Когда святитель Кирилл хотел приблизиться к Пресвятой Владычице и воздать Ей поклонение, святитель Иоанн Златоуст не допустил его. Матерь Божия просила святителя Иоанна простить святого Кирилла, согрешившего против него по неведению. Увидев, что святой Иоанн медлит, Матерь Божия сказала: " Прости его для Меня, ибо он много потрудился для Моей чести, прославил Меня среди людей и наименовал Богородицей " . Святитель Иоанн отвечал: " По Твоему, Владычице, ходатайству прощаю его " , - и затем с любовью обнял и облобызал святителя Кирилла. Святитель Кирилл раскаялся в том, что держал гнев против великого угодника Божия. Созвав всех египетских епископов, он совершил торжественное празднование в честь святителя Иоанна Златоуста. Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений. Особенно следует отметить Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола Павла к Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора Юлиана Отступника (361-363). Огромное значение имеют пять книг против Нестория, труд о Пресвятой Троице, под названием " Сокровище " , написанный против Ария и Евномия, и два догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся точностью изложения Православного учения о Исхождении Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма написано святителем Кириллом для некоторых египтян, которые по неведению представляли Бога в человеческом образе. В числе творений святителя Кирилла имеются и " Беседы " , среди которых особенно трогательно и назидательно " Слово об исходе души " , помещенное в славянской " Следованной Псалтири " .

http://patriarchia.ru/db/text/910767.htm...

Несторий начал открытое гонение на православных. В его присутствии один из его приверженцев, епископ Дорофей, с церковной кафедры провозгласил анафему тем, кто именует Пресвятую Деву Марию Богородицей. Несторий ненавидел святителя Кирилла и в своих доносах возводил на него всякие клеветы и измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами продолжал защищать Православие. Положение обострилось настолько, что возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех Христианских Церквей. Несторий, ожидая прибытия епископа Антиохийского Иоанна и других сирийских епископов, не соглашался на открытие Собора. Но отцы Собора начали заседание. Председательствовал Александрийский Патриарх, святитель Кирилл. Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а прибывший епископ Иоанн открыл беззаконный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Смута увеличивалась. По повелению императора архиепископы Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский были заключены в тюрьму. Этой же мере подвергся и Несторий. Вскоре святители Кирилл и Мемнон были освобождены, и заседания Собора продолжались. Несторий, не подчинившийся определению Собора, был лишен сана и по повелению императора сослан в отдаленное место Сасим, в Ливийской пустыне, где он скончался в тяжелых мучениях: его язык, хуливший Матерь Божию, постигла кара - в нем завелись черви. Определение Ефесского Собора подписали также епископ Иоанн Антиохийский и остальные сирийские епископы. Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков. Мягко и осторожно святитель Кирилл подходил к тем, кто по своей простоте и неведению впадал в ложное мудрование. К одному старцу, подвижнику высокой жизни, неправильно мыслившему о ветхозаветном праведнике архиерее Мелхиседеке как о Сыне Божием, святитель обратился с просьбой помолиться Господу, чтобы Он открыл, как правильно мыслить об этом праведнике. Через три дня старец пришел к святителю Кириллу и сказал, что Господь открыл ему, что Мелхиседек был архиереем и обыкновенным человеком.

http://patriarchia.ru/db/text/910767.htm...

Кроме сего, святой Кирилл написал слова на праздники Господские и иные душеполезные слова, из которых и образовались книги, написанные святым Кириллом от евангельских и пророческих сказаний. Составил святой Кирилл и молитвы и похвалы многим святым, и все свои многочисленные писания предал Церкви, на поучение и утешение верующим русским людям. Святой Кирилл составил, вероятно, свои слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Из числа таких поучений святому Кириллу Туровскому , без сомнения, принадлежат помещавшиеся в особых древних сборниках, наряду с поучениями отцов и учителей Церкви, пять поучений на воскресные дни Триоди: «Слово в новую Неделю по Пасхе (на антипасху), о поновлении Воскресения и о артосе и о Фомине испытании ребр Господних», «Слово о снятии тела Христова со креста и о мироносицах, от сказания евангельского, и похвала Иосифу и Никодиму, в Неделю 3-ю по Пасхе», «Слово о расслабленном, от Бытия и от сказания евангельского, в Неделю 4-ю по Пасхе», «Слово о самаряныне, в Неделю 5-ю по Пасхе», «Слово о слепце и зависти жидовской, от сказания евангельского, в Неделю 6-ю по Пасхе»; четыре поучения на праздники подвижные: «Слово в Неделю цветоносную, от сказания евангельского», «Слово на святую Пасху, в светоносный день Воскресения Христова, от пророческих сказаний», «Слово на Вознесение Господне, в четверг 6-ой Недели по Пасхе, от пророческих сказаний, и о возведении Адама из ада», «Слово на Собор святых отец 318, собравшихся на Ария, указание от святых книг, яко Христос Сын Божий есть, и похвала отцем святым Никейского Собора, в Неделю прежде Пятидесятницы». Недавно открыто слово святого Кирилла на Крещение Господне – «Слово на просвещение Господа нашего Иисуса Христа». Каждое из перечисленных «Слов» святого Кирилла начинается приступом, в котором большей частью выражена какая-либо общая благочестивая мысль. В самом «Слове» далее обыкновенно изъясняется предмет праздника, раскрываются обстоятельства воспоминаемого события или излагается притча. При объяснении подробностей события или притчи, святой Кирилл почти везде показывает их переносный, таинственный смысл; краткие евангельские сказания Кирилл большей частью распространяет; в уста священных лиц влагает прекрасные речи. «Слова» святого Кирилла оканчиваются назиданием слушателям, или молитвой к Богу, или похвалой угодникам Божиим и молитвой к ним. Содержание этих возвышенных слов святого Кирилла обнаруживает совершенное его знание Священного Писания и сочинений многих отцов и учителей Церкви: Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Кирилла Александрийского , Евлогия Александрийского, Прокла, архиепископа Константинопольского, и других, а также Симеона Метафраста , составителя житий святых и канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник». Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители. Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии. Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним. Свое последнее Богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением. Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям. Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447–1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана (память 12 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Кирилл старался о примирении, но не успел предупредить смут в городе, которым содействовало ещё и то обстоятельство, что монахи Нитрийские, полагая, что Кирилл не в безопасности, явились на защиту его, публично осыпали ругательствами начальника города, а один из них Аммоний даже ранил Ореста в голову. За это он был предан смерти, узнав о чём, Кирилл послал взять тело Аммония и похоронить его с почестью. Это ещё усилило смуты в городе. К несчастью, Кирилл не сумел сдержать излишней ревности своих приверженцев и тем навлёк на себя упрёки в потворстве мятежникам, вражда между которыми обострилась до крайней степени и довела до многих гибельных последствий. Между прочими пострадала в это время девица Ипатия, дочь философа Феона, всеми уважаемая, добродетельная, учёная и даже сама преподававшая философию; она вышла из дома, чтобы примирить враждующих, но была умерщвлена разъярённой толпой... Тело её было рассечено на части и предано сожжению 74 . Все эти беспорядки были наконец принятыми строгими мерами прекращены, но тогда возникли смуты в другом роде, смуты, угрожавшие миру и покою целой Церкви Христовой. Святителю Кириллу пришлось вступить в борьбу с ересью Нестория и с еретиками несторианами, между которыми Несторий распространял своё лжеучение посредством письменных бесед, рассылаемых по церквам и монастырям. Эти беседы произвели такое влияние между Египетскими иноками, что Кирилл счёл нужным употребить все меры для ограждения своей паствы. В увещательном письме к Несторию и в письмах к императору Феодосию Младшему, к сестре его Пульхерии и к другим двум сёстрам императора, он убедительно опровергал мнения Нестория (что Иисус Христос родился не Богом, а человеком и стал причисленным Божеству только святостью Своей жизни, и что поэтому Дева Мария не должна именоваться Богородицей), и вместе с тем ясно излагал истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. Он убеждал также Римского папу Целестина принять решительные меры против опасной ереси Нестория. Целестин для рассмотрения этого нового учения созвал в Риме собор, который определил низложить патриарха Константинопольского Нестория, если он не откажется от лжеучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так утверждал Несторий. Став константинопольским архиепископом, он принялся широко насаждать свои ложные воззрения, рассчитанные на необразованных людей. Многие епископы во главе с Кириллом Александрийским восстали против лжеучения Нестория. Именно святитель Кирилл в 431 году был инициатором созыва Третьего Вселенского Собора в городе Эфесе. Собор единодушно осудил Нестория и его богохульные заявления. А святой Кирилл вошел в историю Церкви как автор учения о Христе: Богочеловеке, в Котором Бог воплотился с момента зачатия Пресвятой Девы Марии. Не сразу восторжествовала истина, проповеданная святителем Кириллом и его сторонниками. Поначалу император Феодосий не сумел разобраться в сути церковной дискуссии. Царь объявил: «Все эти споры только вредят христианской Церкви. Повелеваю низложить обоих – и Нестория Константинопольского, и Кирилла Александрийского . И того, и другого приказываю заточить в каземат!» Но затем, вникнув в смысл учения архиепископа Кирилла и лжеучения Нестория, император Феодосий признал справедливой позицию святителя Кирилла. Святой Кирилл был освобожден из-под стражи и восстановлен на Александрийской кафедре. А Несторий отправился в пожизненную ссылку. Кирилл Александрийский в своих трудах говорил о единстве Святой Троицы. Также он написал толкование на Ветхий и Новый Заветы. Скончался святитель Кирилл в 444 году, в возрасте шестидесяти восьми лет. А.А. Аннин Преподобный Симеон Столпник Когда мы слышим, что о ком-то говорят: «Вот, это святой человек», перед нашим мысленным взором обычно встает образ смиренного христианина, живущего по заповедям Божиим. Образ человека, постоянно пребывающего в молитве, телесном воздержании, творящего добро и милостыню людям. Недаром Православная Церковь испокон веков призывает верующих подражать таким подвижникам. Но при этом предупреждает: «Среди прославленных святых есть и такие, жизнь которых не может служить примером для всеобщего подражания. Почему же? Да потому, что их подвиги столь велики, что даже мысленно представить эти деяния невозможно».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«Второй брак для христианина – это не что иное, как прелюбодеяние!» Святитель Кирилл обстоятельно и доходчиво разоблачил все заблуждения Новациана и восстановил единство Александрийской Церкви. Покончил он и с остатками язычества в городе Александрии. Святитель Кирилл превратил древнее языческое капище в христианский храм. Казалось бы, изнурительная борьба осталась позади. Но судьба готовила святителю Кириллу новые испытания. В то время ректором знаменитого Александрийского университета стала женщина-ученый по имени Ипатия. Пожалуй, это была самая образованная женщина тех лет. Она являлась автором нескольких научных открытий и основателем философских направлений. У Ипатии был огромный авторитет не только среди ученых, но и среди властителей. С премудрой Ипатией любил беседовать правитель Египта Орест. Между христиан пошли толки: «Правитель гораздо чаще прислушивается к советам этой женщины, чем к словам архиепископа Кирилла!» Обстановка накалялась. Вот что сообщает тогдашний историк, знаменитый Сократ Схоластик : «Несколько «горячих голов», именующих себя христианами, подкараулили Ипатию и жестоко убили ее. Святитель Кирилл не имел никакого отношения к этому злодеянию. Он тяжко скорбел по поводу случившегося, а в проповедях говорил, что убийство вообще несовместимо с христианской верой». Однако правитель Египта Орест возложил моральную ответственность за совершенное злодейство на святителя Кирилла. Правитель стал открыто защищать недругов александрийского архиепископа. Озлобясь на святого Кирилла, Орест начал покровительствовать явным врагам Церкви. Справедливость восторжествовала: святой благоверный император Феодосий Великий отстранил Ореста от управления Египтом. Однако близилось очередное испытание для христианской Церкви. В 428 году архиепископом Константинопольским стал Несторий. Это был богослов, создавший свое собственное учение о Христе и Пресвятой Богородице. «Деву Марию нельзя называть Богородицей, так как Она была человеком. Каким же образом может родиться Бог от плоти человеческой? Поэтому правильно называть Деву Марию Христородицей. Христос родился обыкновенным человеком, и лишь позже в Нем воплотился Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Становление Церкви происходило в противостоянии с разного рода сектами, бытовавшими в многонациональном городе. Эта борьба богословской мысли с ересями привела к сложению в III–IV в.в. Александрийской богословской школы, виднейшими представителями которой были Климент Александрийский и Ориген . В IV–VI в.в. Александрия становится местом жарких богословских дискуссий. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке, почему его епископы и носили титул «папа». Арий, уроженец Ливии или Александрии, был рукоположен во дьякона святителем Петром Александрийским и им же отлучен за приверженность к мелитианс-тву. Позже, когда Арий раскаялся, архиепископ Ахилла рукоположил его в сан пресвитера. В Александрии на соборе 320–321 г.г. была осуждена ересь Ария, который утверждал, что Господь Иисус Христос сотворен и не вечен. В 325 г. на Первом Вселенском Соборе в г. Никее Арий был осужден всей Церковью. Арианские споры, которые начались в Александрии, выдвинули местных епископов на передний край борьбы с ересью. Необходимо особенно отметить святителя Афанасия Александрийского (328–373 г.г.). В борьбе с ересью Нестория был знаменит святитель Кирилл Александрийский (412–444 г.г.). Однако последователи св. Кирилла, в частности его преемник по кафедре Диоскор (444–451), неверно истолковали некоторые положения самого учения. На IV Вселенском соборе Диоскор был низложен. Это стало началом заката некогда великой кафедры. В значительной степени этому способствовало то, что в самой Церкви долгое время шла борьба между монофизитствующими и православными епископами. Это привело к тому, что основная часть христианского населения Египта уклонилась в ересь и образовала Коптскую церковь , придерживающуюся монофизитского учения. Это привело к упадку Александрийского Патриархата как в церковном, так и в богословском отношении. В 630 г. на Александрийский престол вступил бывший епископ Фасиса Кир. Он принял доктрину о единой воле Христа – монофелитство, первоначально сформулировав ее как единство «богочеловеческой энергии» во Христе. Это учение было официально провозглашено во всей Александрийской Церкви 3 июня 633 г. Против распространения монофелитства в Александрии выступил ученый монах св. Софроний. К нему присоединился преп. Максим Исповедник , отстаивавший Православие не только в Александрии, но и во многих других областях Египта. В результате император Ираклий издал в 638 г. экстезис – эдикт, запрещавший обсуждение вопроса об одной или двух волях Спасителя. Этот документ, подготовленный в Константинополе, принял и Кир Александрийский. На VI Вселенском Соборе было сформулировано православное учение о двух волях в Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии новацианский раскол распространился повсюду, достиг до Александрии и существовал здесь до времени святого Кирилла. Здесь новациане допустили немало противных православию действий. Так они вторично совершали крещение над совращаемыми в раскол, которые раньше были крещены в Кафолической церкви, и не дозволяли второбрачия, называя его грехом прелюбодеяния. Были у них и другие неразумные нововведения. Святой Кирилл с самого начала своего патриаршества изгнал этих еретиков, вместе с епископом их Феопемптом, из Александрии. Затем он вооружился и против врагов рода человеческого – нечистых духов, которых он изгнал из их обиталищ. В 120 стадиях 3747 от Александрии находилось одно селение, называвшееся Коноп 3748 . Недалеко от него было место, именуемое Мануфин 3749 (раньше то было селение). Здесь находилось древнее капище, бывшее обиталищем демонов: место это внушало всем ужас, и еще патриарх Феофил хотел очистить его от бесов и освятить для славословия Божия. Но отвлекаемый другими заботами, он не успел привести своего намерения в исполнение. Святой Кирилл, восприяв после Феофила александрийскую кафедру, решил исполнить желание своего дяди и предшественника и усердно молился Богу, да подаст Он ему помощь свыше и силу для одоления и изгнания из Мануфина нечистых духов. И вот святому мужу явился в видении ангел Господень, повелевая ему перенести в Мануфин честные мощи мучеников Кира и Иоанна , чтобы прогнать оттуда силу бесовскую. Святой Кирилл так и поступил, – принес в Мануфин мощи святых и устроил там во имя их церковь . Нечистые духи немедленно были изгнаны оттуда, и место то стало источником исцелений от мощей мучеников. Изгнав, таким образом, невидимых бесов из предместий Александрии, святой приложил все старания, чтобы самый город совершенно очистить от бесов видимых, каковыми были христоненавистные иудеи. С давнего времени они проживали в том городе в бесчисленном множестве. Еще со времен Александра Великого и основания Александрии 3750 здесь поселилось немало пришельцев из Иудеи, которые возросли в многочисленное племя. Ненавидя Христа и людей, носивших Его имя, они явно и тайно причиняли христианам всяческие озлобления и неприятности. Зловредны для города были упомянутые выше еретики-новациане, но несравненно злейшими и вреднейшими врагами были иудеи, которые не только возбуждали междоусобия в городе, но устрояли также многочисленные убийства и кровопролития. Призвав к себе начальников иудейских синагог 3751 , святитель Божий увещевал их, дабы они удерживали народ свой от подобных злодейств. Но иудейские старейшины не только не вняли увещаниям святителя, но устремились на еще большую злобу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Собор, созванный Кириллом в Александрии согласился с определениями Римского собора. Сверх того, Кирилл от имени собора отправил Несторию изложения 12 анафематизм, т. е. объявлений осуждения против двенадцати пунктов лжеучения. Несторий и его приверженцы отвечали на это обвинением с своей стороны Кирилла в ереси; спор ожесточался, а ересь, между тем, распространялась всё больше и больше. Тогда император Феодосий решился созвать новый (Третий) Вселенский Собор в г. Ефесе. Но и на соборе (открывшемся шестнадцатью днями позже назначенного срока – 7-го июня 431 г.) еретики одолевали и успели даже возбудить пробив Кирилла гнев императора... Дело в том, что собор открыл заседания, не дождавшись Иоанна, патриарха Антиохийского с еретиками епископами (прибывшими только 28 июня) и в отсутствии Нестория, который отказался являться на собор, ссылаясь на отсутствие Сирских епископов (на поддержку которых он рассчитывал). На этом соборе – под председательством святителя Кирилла – произнесено было осуждение ереси Нестория; но против постановлений этого собора, состоявшегося в отсутствии многих подлежащих лиц, протестовал и донёс императору представитель его, граф Кондидиан, вследствие чего император остановил действия собора. Патриарх Иоанн, при общем открытом восстании против Кирилла приверженцев Нестория, отказался от приглашения присутствовать при общем совещании и решил составить свой собор из 43-х епископов, на котором анафематизмы Кирилловы были признаны еретическими; Кирилл и Мемнон Ефесский объявлены лишёнными сана, как нарушители церковных и императорских постановлений. Между тем, к 10-му июля прибыли послы папские; Несторий был снова осуждён на соборе, защищавшем Кирилла, а Кирилл и Мемнон были освобождены от приговора после того, как Иоанн Антиохийский отказался дать объяснение о винах их, и на сам собор Иоанна произнесено осуждение. От императора, до которого долго не доходило сведений о делах на соборе, не получалось сначала никакого решения; окружённый ловкими приверженцами Нестория, он сам находился в недоумении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010